Библия о священных изображениях

про­то­и­е­рей Павел Кали­нин, к. филос. н.,
зав. кафед­рой рели­гио­ве­де­ния АПСИ

«Не ожидай дру­гого учи­теля…
Есть у тебя Слово Божие,
никто не научит тебя, как оно…».

свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (1)

Гре­че­ское слово «Библия» на рус­ский язык пере­во­дится словом «книги». Она была названа так в IV веке свя­тыми архи­пас­ты­рями Пра­во­слав­ной Церкви – Иоан­ном Зла­то­устом и Епи­фа­нием Кипр­ским (2). Библия – это собра­ние книг, напи­сан­ных по вдох­но­ве­нию и откро­ве­нию Свя­того Духа через избран­ных Богом людей. Эти книги назы­ва­ются бого­дух­но­вен­ными и свя­тыми, потому что всё, что исхо­дит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию хри­сти­ане часто назы­вают Свя­щен­ным Писа­нием.

Всего свя­щен­ных книг в сла­вян­ской пра­во­слав­ной Библии насчи­ты­ва­ется 77, из них 50 книг Вет­хого Завета и 27 – Нового Завета. Состав книг Вет­хого Завета был опре­де­лён Вет­хо­за­вет­ной Цер­ко­вью в III веке до Рож­де­ства Хри­стова и сохра­нён в виде извест­ного исто­ри­че­ского памят­ника – Сеп­ту­а­гинты (274 г. до н.э.) – пере­вода «семи­де­сяти», точнее, 72 тол­ков­ни­ков, т.е. пере­вод­чи­ков, с еврей­ского на гре­че­ский язык. Сеп­ту­а­гинта появи­лась по при­казу элли­ни­сти­че­ского еги­пет­ского царя Пто­ле­мея Фила­дельфа, кото­рый поже­лал, чтобы все свя­щен­ные книги евреев были в Алек­сан­дрий­ской биб­лио­теке, кото­рая была одним из семи чудес света. (Исто­рия созда­ния пере­вода обросла леген­дами, под­чёр­ки­ва­ю­щими его бого­дух­но­вен­ность. Алек­сан­дрийцы рас­ска­зы­вали, что Пто­ле­мей избрал для пере­вода 72 стар­цев – тол­ков­ни­ков и что каждый из них само­сто­я­тельно пере­вёл всё Писа­ние за 72 дня. Когда сли­чили все 72 текста, ока­за­лось, что они до буквы сов­па­дают. Во вре­мена Христа легенда эта была широко рас­про­стра­нена в иудей­ском мире. Но даже те, кто отно­сился к ней со скеп­ти­циз­мом, не отри­цали, что Сеп­ту­а­гинта была бого­дух­но­вен­ным пере­во­дом, не срав­ни­мым по своему авто­ри­тету ни с одним другим. (Двор­кин А. Очерки по исто­рии Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Курс лекций. – Нижний Нов­го­род: Изд-во Брат­ство во имя св. князя Алек­сандра Нев­ского, 2005. – С. 42–43)).

«Иудей­ские пер­во­свя­щен­ники отнес­лись, конечно, под воз­дей­ствием Духа Свя­того, к этой задаче с чрез­вы­чай­ной серьёз­но­стью и созна­нием ответ­ствен­но­сти. Несмотря на то, что к этому вре­мени фак­ти­че­ски весь еврей­ский народ сосре­до­то­чился в одном колене иуди­ном и иудеи смело могли бы взять на себя одних выпол­не­ние поже­ла­ния еги­пет­ского царя, однако, вполне спра­вед­ливо и свято желая, чтобы в таком деле при­няла бы уча­стие вся Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь, весь Бого­из­бран­ный Изра­иль, духов­ные вожди еврей­ского народа уста­но­вили пост и уси­лен­ную молитву во всём народе и при­звали все 12 колен Изра­и­ле­вых избрать по 6 чело­век тол­ков­ни­ков от каж­дого колена, чтобы они сов­мест­ным трудом пере­вели Свя­щен­ное Писа­ние» (3). Кроме книг, вошед­ших в Сеп­ту­а­гинту, в сла­вян­скую Библию вклю­чена Третья книга Ездры, пере­ве­дён­ная с латин­ского языка, что осно­вано на исто­ри­че­ском памят­нике, извест­ном под назва­нием «Вуль­гата». Это латин­ский пере­вод Библии, сде­лан­ный в конце IV – начале V века бла­жен­ным Иеро­ни­мом с еврей­ского под­лин­ника (4).

Суще­ствует раз­де­ле­ние книг Вет­хого Завета на кано­ни­че­ские и нека­но­ни­че­ские, кото­рое было уста­нов­лено иудей­ской общи­ной лишь после отвер­же­ния Христа Спа­си­теля вождями иудей­ского народа, после раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима, на грани I и II веков по Рож­де­стве Хри­сто­вом, собра­нием иудей­ских рав­ви­нов в городе Иамнии в Пале­стине (5).

В Новом Завете, как известно, 27 книг. Все они кано­ни­че­ские. Канон Нового Завета был уста­нов­лен ран­не­хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью в сере­дине II века, что было необ­хо­димо для вос­пре­пят­ство­ва­ния рас­про­стра­не­ния под­дель­ных книг ере­тика Мар­ки­она. Этот канон был окон­ча­тельно утвер­ждён в 419 году на помест­ном Соборе Северо-Афри­кан­ской Кар­фа­ген­ской Церкви. При­зна­вая Библию без­оши­боч­ной, мы тем самым при­знаём без­оши­боч­ными реше­ния цер­ков­ных собо­ров Пра­во­слав­ной Церкви отно­си­тельно уста­нов­ле­ния её кано­нов. Ведь в самой Библии не ука­зано, какие книги должны и не должны к ней отно­ситься. А «Цер­ковь на соборе решила, что именно 27 книг нужно вклю­чить в состав Нового Завета, и пере­дала это реше­ние сле­ду­ю­щим поко­ле­ниям, и мы при­няли его как Пре­да­ние, дове­ряя, что тогда на соборе Дух Святой уберёг епи­ско­пов и пре­сви­те­ров от ошибок точно так же, как и писа­те­лей Нового Завета» (6).

В Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого и Нового Завета есть немало сви­де­тельств о том, что изоб­ра­же­ния, про­слав­ля­ю­щие Бога Сущего, угодны Ему:

1. Гос­подь впер­вые указал людям на воз­мож­ность изоб­ра­же­ния духов­ного мира сред­ствами искус­ства, когда пове­лел устро­ить скинию (подвиж­ной шатёр, пере­нос­ная палатка; в Свя­щен­ном Писа­нии под ски­нией под­ра­зу­ме­ва­ется свя­щен­ное соору­же­ние, устро­ен­ное Мои­сеем по пове­ле­нию Божию для слу­же­ния в нем Гос­поду) Моисею: И сказал Гос­подь Моисею, говоря:… сделай из золота двух херу­ви­мов: чекан­ной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херу­вима с одного края, а дру­гого херу­вима с дру­гого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откро­ве­ние, кото­рое Я дам тебе; там Я буду откры­ваться тебе и гово­рить с тобою над крыш­кою, посреди двух херу­ви­мов… (Исх. 25:1,18,19,21,22). Этих херу­ви­мов многие моля­щи­еся уви­деть не могли, так как они были скрыты от посто­рон­них взоров заве­сой. Но на самой завесе были также вышиты херу­вимы: Скинию же сделай из десяти покры­вал кру­че­ного вис­сона из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти, и херу­ви­мов сделай на них  искус­ною рабо­тою (Исх.26:1). Таким обра­зом, свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, по веле­нию Божию, нахо­ди­лись в храме именно там, куда были обра­щены взоры моля­щихся изра­иль­тян – к Ков­чегу Завета. К этим изоб­ра­же­ниям Гос­подь тре­бо­вал осо­бого отно­ше­ния: Сделай жерт­вен­ник для при­но­ше­ния куре­ний, из дерева ситтим сделай его. И поставь его пред заве­сою, кото­рая пред ков­че­гом откро­ве­ния, против крышки, кото­рая на ков­чеге откро­ве­ния, где Я буду откры­ваться тебе. На нем Аарон будет курить бла­го­вон­ным куре­нием; каждое утро, когда он при­го­тов­ляет лам­пады, будет курить им (Исх. 30:1,6,7). И сделай из сего миро для свя­щен­ного пома­за­ния… и помажь им скинию собра­ния и ковчег скинии откро­ве­ния… и освяти их, и будет свя­тыня вели­кая: все, при­ка­са­ю­ще­еся к ним, освя­тится (Исх. 30:25,26,29). Это пове­ле­ние Божие испол­ня­ется сейчас и в Пра­во­слав­ной Церкви, где также освя­ща­ются все изоб­ра­же­ния, пред­на­зна­чен­ные для молитвы (поэтому они и назы­ва­ются свя­щен­ными), и перед ними тоже воз­жи­гают лам­пады и кадят бла­го­во­ни­ями.

Над изго­тов­ле­нием свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и всех при­над­леж­но­стей храма рабо­тали люди, име­ю­щие на то бла­го­сло­ве­ние Божие: Гос­подь назна­чил именно Весе­ле­ила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и испол­нил его Духом Божиим, муд­ро­стью, разу­ме­нием, веде­нием и всяким искус­ством, состав­лять искус­ные ткани, рабо­тать из золота, серебра и меди, и резать камни для встав­ли­ва­ния, и резать дерево, и делать всякую худо­же­ствен­ную работу; и спо­соб­ность учить других вложил в сердце его, его и Аго­лиава, сына Ахи­са­ма­хова, из колена Данова; он испол­нил сердце их муд­ро­стью, чтобы делать всякую работу (для свя­ти­лища) рез­чика и искус­ного ткача, и выши­ва­теля… (Исх. 35:30–35). И стал рабо­тать Весе­леил и Аго­лиав и все мудрые серд­цем, кото­рым Гос­подь дал муд­рость и разу­ме­ние, чтобы уметь сде­лать всякую работу, потреб­ную для свя­ти­лища, как пове­лел Гос­подь (Исх. 36:1). И сделал Весе­леил ковчег из дерева ситтим…И сделал двух херу­ви­мов из золота:… выдав­ши­мися из крышки сделал херу­ви­мов с обоих концов её; и были херу­вимы с рас­про­стёр­тыми вверх кры­льями и покры­вали кры­льями своими крышку, а лицами своими были обра­щены друг к другу (Исх. 37:1,7–9).

2. Впо­след­ствии для исце­ле­ния сынов изра­и­ле­вых, уку­шен­ных ядо­ви­тыми змеями, сказал Гос­подь Моисею: сделай себе мед­ного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо чело­века, ужа­лен­ный, взгля­нув на него, оста­нется жив. И сделал Моисей мед­ного змея и выста­вил его на знамя, и когда змей ужалил чело­века, он, взгля­нув на мед­ного змея, оста­вался жив (Чис.21:8–9). Это чудо­твор­ное изоб­ра­же­ние было зна­ме­нием победы над врагом: полу­чив зна­ме­ние  спа­се­ния на вос­по­ми­на­ние о запо­веди закона Твоего, ибо обра­щав­шийся исце­лялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спа­си­те­лем всех (Прем. 16:6,7).

3. В храме, постро­ен­ном Соло­мо­ном, были изоб­ра­жены херу­вимы (имя Херу­ви­мов озна­чает пол­ноту веде­ния, обилие пре­муд­ро­сти (7)): И сделал (Соло­мон) в давире двух херу­ви­мов из мас­лич­ного дерева… и поста­вил он херу­ви­мов среди внут­рен­ней части храма. Крылья же херу­ви­мов были рас­про­стерты… и обло­жил он херу­ви­мов золо­том. И на всех стенах храма кругом сделал резные изоб­ра­же­ния херу­ви­мов и паль­мо­вых дерев и рас­пус­ка­ю­щихся цветов, внутри и вне. На двух поло­ви­нах дверей из мас­лич­ного дерева он сделал резных херу­ви­мов и пальмы и рас­пус­ка­ю­щи­еся цветы и обло­жил их золо­том… (3Цар. 6:23,27–29,32). По мнению всех биб­ле­и­стов-архео­ло­гов, изоб­ра­же­ние пальмы имело сим­во­ли­че­ское зна­че­ние и ука­зы­вало на побед­ное шествие цар­ства Божия, цар­ство Мессии.

Кроме этих, по ука­за­нию Соло­мона, в храме были сде­ланы и другие изоб­ра­же­ния. И поста­вил столбы к при­твору храма… И над стол­бами поста­вил венцы, сде­лан­ные напо­до­бие лилии… И сделал литое из меди море… Подо­бия огур­цов под краями его окру­жали его по десяти на локоть… Оно стояло на две­на­дцати волах: три гля­дели к северу, три гля­дели к западу, три гля­дели к югу, и три гля­дели к востоку… На стен­ках, кото­рые между нау­голь­ни­ками, изоб­ра­жены были львы, волы и херу­вимы; также и на нау­голь­ни­ках, а выше и ниже львов и волов – раз­ве­си­стые венки. И изваял он на дощеч­ках ее руко­ятки и на стен­ках ее херу­ви­мов, львов и пальмы, сколько где поз­во­ляло место, и вокруг раз­ве­си­стые венки. Так сделал он десять под­став. (3Цар. 7:21–25, 29, 36, 37).

Гос­подь не только не про­гне­вался за допу­ще­ние этих изоб­ра­же­ний, но освя­тил их вместе со всем храмом: После того, как Соло­мон кончил стро­е­ние храма Гос­подня… явился Соло­мону Гос­подь во второй раз… И сказал …Я освя­тил сей храм, кото­рый ты построил, чтобы пре­бы­вать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце там во все дни (3Цар. 9:1–3). Слава Гос­подня напол­нила дом Гос­по­день (2Парал. 7:2).

4. Бог пока­зал про­року Иезе­ки­илю в виде­нии храм со свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями: Потом ввел меня в храм… От верха дверей как внутри храма, так и сна­ружи, и по всей стене кругом, внутри и сна­ружи, были резные изоб­ра­же­ния, сде­ланы были херу­вимы и пальмы; пальма между двумя херу­ви­мами, и у каж­дого херу­вима два лица, с одной сто­роны к пальме обра­щено лицо чело­ве­че­ское, а с другой сто­роны к пальме – лицо льви­ное; так сде­лано во всем храме кругом (Иез. 41:1, 17–19). По мнению ученых, лев явля­ется сим­во­лом цар­ской власти.

Так как храм Соло­мо­нов был раз­ру­шен за грехи иудеев, то Гос­подь устами про­рока Иезе­ки­иля при­зы­вает их к пока­я­нию как необ­хо­ди­мому усло­вию для постройки нового храма, кото­рый был пока­зан в виде­нии: Ты, сын чело­ве­че­ский, воз­ве­сти дому изра­и­леву о храме сем, чтобы они усты­ди­лись без­за­ко­ний своих и чтоб сняли с него меру. И если они усты­дятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и рас­по­ло­же­ние его, и выходы его, и входы его, все очер­та­ния  его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохра­няли все очер­та­ния его и все уставы его и посту­пали по ним (Иез. 43:10–11). Второй иеру­са­лим­ский храм был построен древними евре­ями после осво­бож­де­ния из вави­лон­ского плена во вре­мена цар­ство­ва­ния пер­сид­ских царей во испол­не­ние слова Гос­подня из уст Иере­мии (1Езд.1:1). И в нём, как и в первом иеру­са­лим­ском храме, при­сут­ство­вали «образы», или по-гре­че­ски «иконы». И совер­шили сыны Изра­и­левы, свя­щен­ники и левиты и прочие, воз­вра­тив­ши­еся из плена, освя­ще­ние сего дома Божия с радо­стью (1Езд.6:16).

(При­ме­ча­ние. Все выше изло­жен­ное не про­ти­во­ре­чит второй запо­веди, данной чело­ве­че­ству через Моисея: Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и  что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло­няйся им  и не служи им, ибо Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель (Исх.20:4). Основ­ной смысл этих слов заклю­чен в запрете  на сотво­ре­ние ложных богов,ибо все боги наро­дов ничто, а Гос­подь небеса сотво­рил (1Пар.16:26). Но Свя­щен­ное Писа­ние строго научает нас «отли­чать свя­щен­ное от несвя­щен­ного и нечи­стое от чистого» (Лев.10:10). Необ­хо­димо отли­чать истин­ное бого­по­чи­та­ние от ложной рели­гии, свя­щен­ные изоб­ра­же­ния от идолов, иначе можно лишиться веры и отпасть от Бога: Вот, ты назы­ва­ешься Иудеем,…как же ты, уча дру­гого, не учишь себя самого? Про­по­ве­дуя не красть, кра­дешь? говоря: «не пре­лю­бо­дей­ствуй», пре­лю­бо­дей­ству­ешь? Гну­ша­ясь идолов, святая кра­деши (8) (Рим.2:21–22).)

Язы­че­ство было рас­про­стра­ненно в ветхом завете среди всех наро­дов, кроме изра­иль­ского. И Гос­подь, зная о том, что древ­ние евреи легко могли впасть в идо­ло­по­клон­ство, пове­ле­вает им:Твердо дер­жите в душах ваших, что вы не видели ника­кого образа в тот день, когда гово­рил к вам Гос­подь на горе Хориве  из среды огня, дабы вы не раз­вра­ти­лись и не сде­лали себе изва­я­ний, изоб­ра­же­ний какого — либо кумира, пред­став­ля­ю­щих муж­чину или жен­щину, изоб­ра­же­ния какого — либо скота, кото­рый на земле,.. какой — либо птицы кры­ла­той, кото­рая летает под небе­сами, изоб­ра­же­ния какого — либо гада, пол­за­ю­щего по земле…Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Гос­пода, Бога вашего, кото­рый Он поста­вил с вами, и чтобы не делать себе куми­ров, изоб­ра­жа­ю­щих что-либо (Втор.4:15–18,23).

Но если изоб­ра­же­ние куми­ров недо­пу­стимо, то сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние реалий духов­ного мира необ­хо­димо. Иначе, говоря о том, что нельзя делать изоб­ра­же­ния гада, Бог не пове­лел бы излить мед­ного змея Моисею, и о том, что нельзя изоб­ра­жать живот­ных и людей, Он не пока­зал бы про­року Иезе­ки­илю небес­ный храм, в кото­ром есть изоб­ра­же­ния херу­ви­мов с чело­ве­че­скими и льви­ными лицами, с кры­льями. Сам Гос­подь пока­зал, что свя­щен­ные изоб­ра­же­ния уста­нов­лены Им:

а) для явле­ния через них славы Божьей: Я буду откры­ваться тебе и гово­рить с тобою над крыш­кою посреди двух херу­ви­мов (Исх. 25:22). И слава Бога Изра­и­лева сошла с херувма, на кото­ром была, к порогу дома (Иез. 9:3);

б) для молитвы перед ними: и молился Езекия пред лицеем Гос­под­ним и гово­рил: Гос­поди, Боже Изра­и­лев, сидя­щий на херу­ви­мах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотво­рил небо и землю. При­к­лони, Гос­поди, ухо Твое и услышь меня… (4Цар.19:14–15). А я в правде буду взи­рать на лице Твое; про­бу­див­шись буду насы­щаться обра­зом Твоим (Пс.16:15). Это значит, что бла­го­че­сти­вые цари Езекия и Давид моли­лись перед обра­зами херу­ви­мов, данных от Бога.

5. До вре­мени искуп­ле­ния все люди были под грехом и клят­вою (Гал.3:10,22), были в отда­ле­нии от Бога (Ефес.2:13), как чужие для Него (Ефес.2:19, Кол.1:21), поэтому они недо­стойны были взи­рать на лицо Божие. Хотя Гос­подь являл Себя в обра­зах анге­лов, мужей (Быт.22:11–12, Быт.32:28, Суд.6:12–14) избран­ным вет­хо­за­вет­ным пра­вед­ни­кам, но эти откро­ве­ния не могли слу­жить пово­дом для изоб­ра­же­ния Бога по той при­чине, что только эти пра­вед­ники были вве­дены в таин­ствен­ное непо­сред­ствен­ное обще­ние с Богом, а весь народ изра­иль­ский лишён был такого обще­ния. Народу было ска­зано: Твердо дер­жите в душах ваших, что вы не видели ника­кого образа в тот день, когда гово­рил к вам Гос­подь на горе Хориве  из среды огня (Втор.4:15). Поэтому вместо изоб­ра­же­ния лица Божия в ветхом завете дано было изоб­ра­же­ние Его  имени: И сделай поли­ро­ван­ную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как выре­зы­вают на печати: «Свя­тыня Гос­подня», и при­крепи её шнуром голу­бого цвета к кидару, так чтобы она была на перед­ней сто­роне кидара; и будет она на челе Ааро­но­вом (Исх.28:36–38).

В еван­гель­ские вре­мена про­изо­шло то, что Хри­стос выра­зил сло­вами: Истинно говорю вам, что многие про­роки и пра­вед­ники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слы­шать, что вы слы­шите, и не слы­шали (Мф.13:17). Про­изо­шла вели­кая бла­го­че­стия тайна: Бог явился во плоти(1Тим.3:16), Слово стало плотию и оби­тало с нами, полное бла­го­дати и истины; и мы видели славу Его, славу как еди­но­род­ного от Отца (Ин.1:14). И мно­же­ство людей, пра­вед­ных и греш­ных, иудеев и языч­ни­ков, уви­дели Его, при­зы­ва­ю­щего: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17). При­бли­зи­лось потому, что при­бли­зился к людям Бог, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Цар­ства Божия (Мк.1:14) слы­ши­мым голо­сом  и види­мым обра­зом. При­бли­зи­лось потому, что Хри­стос был Свет истин­ный (Ин.1:9), сшед­ший с небес Сын Чело­ве­че­ский, сущий на небе­сах (Ин.3:13). Ониску­пил нас от клятвы закона, сде­лав­шись за нас клят­вою (Гал.3:13), упразд­нив вражду Плотию Своею (Ефес.2:15), пока­зав Вос­кре­се­нием Своим образ небес­ного (1Кор.15:49), удо­стоил людей видеть Бога.

Апо­столы слы­шали и видели Бого­че­ло­века и про­по­ве­дали о Нём, дабы вы уве­ро­вали, что Иисус есть Хри­стос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:31). Если мы не видели Иисуса Христа, то это не значит, что мы не можем видеть образ, напо­ми­на­ю­щий о Нём, ведь мы не слы­шали и про­по­веди Гос­пода, но это не значит, что мы не можем про­чи­тать о том, чему Он учил, в Еван­ге­лии, чтобы пом­нить Его запо­веди и сле­до­вать им. Хри­стос «нигде не пове­лел апо­сто­лам начер­тать даже крат­кое слово» (пре­по­доб­ный Феодор Студит) (9), однако никто из хри­стиан не отри­цает Нового Завета как истин­ного сви­де­тель­ства о Его славе. И немно­гие хри­сти­ан­ские кон­фес­сии воз­дер­жи­ва­ются от изоб­ра­же­ния Христа, Пре­свя­той Девы и апо­сто­лов в Библии для детей потому, что это помо­гает пред­ста­вить и понять про­чи­тан­ное (наукой уста­нов­лено, что глаз­ные нервы у чело­века в 25 раз толще, чем ушные, а значит, мы запо­ми­наем то, что уви­дели, гораздо лучше. Как гласит народ­ная муд­рость, «лучше один раз уви­деть, чем сто раз услы­шать»). Вспом­ним апо­стола Фому, кото­рый усо­мнился в том, что  Иисус вос­крес. И Спа­си­тель, пока­зав ему раны Свои, сказал: ты пове­рил, потому что увидел Меня: бла­женны не видев­шие и уве­ро­вав­шие (Ин.20:29). Сказал так потому, что знал – апо­столы смогут засви­де­тель­ство­вать о Христе сло­вами, но пере­дать Его внеш­ний облик, не имея ни фото­ап­па­рата, ни видео­ка­меры, будет крайне затруд­ни­тельно. Ведь изоб­ра­же­ния, сде­лан­ные крас­ками, не явля­ются доку­мен­таль­ным сви­де­тель­ством, и тот, кто их видит, может верить, а может не верить в то, что они отоб­ра­жают дей­стви­тель­ность.

6. Мессия Хри­стос пришел на землю не для того, чтобы нару­шить закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить (Мф.5:17). Он не отверг храма со свя­тыми изоб­ра­же­ни­ями, но освя­тил почи­та­ние храма соб­ствен­ным при­ме­ром и уче­нием. Спа­си­тель Сам ходил для покло­не­ния Богу в храм Иеру­са­лим­ский: Каждый год роди­тели Его ходили в Иеру­са­лим на празд­ник Пасхи. И когда Он был две­на­дцати лет, пришли они также по обычаю в Иеру­са­лим на празд­ник (Лук.2:41,42). И рев­ностно охра­нял свя­тость храма как дома Божия: И сказал про­да­ю­щим голу­бей: возь­мите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом тор­говли. При сем уче­ники Его вспом­нили, что напи­сано: «рев­ность по доме Твоем сне­дает Меня» (Ин.2:16,17). Изго­няя тор­гу­ю­щих из храма, Спа­си­тель не осудил нахо­дя­щи­еся в храме святые изоб­ра­же­ния, а принял и бла­го­сло­вил все, что там нахо­ди­лось: И вошел Иисус в Иеру­са­лим и храм; и осмот­рев все,.. начал выго­нять про­да­ю­щих и поку­па­ю­щих в храме..; и не доз­во­лял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не напи­сано ли: «дом Мой, домом молитвы наре­чется для всех наро­дов» (Мк. 11:11,12,15,16,17). Если бы изоб­ра­же­ния херу­ви­мов были отме­нены в новом завете, то Гос­подь, при очи­ще­нии храма, непре­менно пове­лел бы уда­лить их вместе с живот­ными и менов­щи­ками; однако Он этого не сделал. А когда сказал: «Дом Мой» — то, значит, принял и утвер­дил не только здание храма, но и все свя­щен­ные при­над­леж­но­сти его, в том числе и свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, для всех наро­дов. Если бы Хри­стос не покла­нялся Богу в храме, то книж­ники и фари­сеи, вся­че­ски ста­рав­ши­еся обви­нить Его во всем, несо­мненно, обви­нили бы Его и в этом, но такого обви­не­ния они не выска­зали даже на суде.

7. Кроме того, в беседе с сама­рян­кой Хри­стос сказал: Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь; а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев (Ин.4:22). Словом мы Хри­стос и Себя по чело­ве­че­скому есте­ству вклю­чает в число евреев, у кото­рых одних в то время была истин­ная вера, и у них одних совер­ша­лось бого­слу­же­ние пра­виль­ное (10), при­но­си­мое Истин­ному Богу, потому и яви­лось обе­щан­ное спа­се­ние от Иудеев. Языч­ники покло­ня­лись в своих храмах, как они счи­тали, тоже богам, но это не боги, а изде­лие рук чело­ве­че­ских, дерево и камень (4Цар.19:18). Свыше того, испо­ве­да­ние ложной рели­гии лишает чело­века истины, ведёт ко греху и отни­мает от него Божью бла­го­дать, ввер­гая в руки лука­вых духов: что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идо­ло­жерт­вен­ное значит что-нибудь? Нет; но что языч­ники, при­нося жертвы, при­но­сят бесам, а не Богу – но я не хочу, чтобы вы были в обще­нии с бесами (Кор. 10:19–20, Откр.9:20).

Гос­подь от лица Иудеев гово­рит: мы знаем, чему кла­ня­емся. Это озна­чало, как мы уже отме­тили, что изра­иль­тяне в храме через изоб­ра­же­ния херу­ви­мов воз­да­вали хвалу Богу. То есть, они покла­ня­лись всем духов­ным суще­ствам, нахо­див­шимся на небе в Ветхом Завете: Богу и анге­лам. Они знали, что херу­вимы, как и все ангелы – это не выду­ман­ные, а реаль­ные небес­ные духи, при­зван­ные слу­жить Богу: Ты тво­ришь анге­лами Твоими духов, слу­жи­те­лями Твоими – огонь пыла­ю­щий (Пс.103:4). По веле­нию Божию, ангелы не раз явля­лись види­мым обра­зом людям, кото­рые кла­ня­лись им, и Бог не гне­вался за это на людей. Так, ангелу покло­нился Лот (Быт.19:1), Валаам (Числ.22:31), Маной (Суд.13:20), Даниил (Дан.10:9). И Богу было угодно, чтобы иудеи пре­кло­ня­лись перед ико­нами анге­лов в храме, тем самым воз­да­вая честь анге­лам и Самому Гос­поду, поскольку ангелы молятся Богу за людей, и Он являет Свою милость, внимая этим молит­вам: И отве­чал Ангел Гос­по­день, и сказал: Гос­поди Все­дер­жи­телю! Доколе Ты не уми­ло­сер­дишься над Иеру­са­ли­мом и над горо­дами Иуды, на кото­рые Ты гне­ва­ешься вот уже семь­де­сят лет? Тогда в ответ Ангелу, гово­рив­шему  со мною, изрек Гос­подь слова благие, слова уте­ши­тель­ные (Зах.1:12,13).

 Богу, вос­се­да­ю­щему на херу­ви­мах (Пс.79:2), прежде всего, покла­ня­лись в Ветхом Завете, но не изоб­ра­жали, потому что Бога не видел никто нико­гда; Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18). И если мы верим, что Бог явился во плоти, значит, верим, что Он был видим, сле­до­ва­тельно, Его воз­можно было изоб­ра­зить сред­ствами искус­ства. И если в Ветхом Завете Бог опре­де­лил покло­няться Ему в храме в при­сут­ствии изоб­ра­же­ний херу­ви­мов, то тем более уместно покло­не­ние Богу после совер­шив­ше­гося Искуп­ле­ния в при­сут­ствии изоб­ра­же­ний Его Еди­но­род­ного Сына – Спа­си­теля чело­ве­че­ского рода.

И если среди мно­го­чис­лен­ных изоб­ра­же­ний на стенах и заве­сах вет­хо­за­вет­ного храма не было изоб­ра­же­ний усоп­ших пра­вед­ных людей, кото­рых мы видим в Пра­во­слав­ных храмах, то лишь потому, что пра­вед­ники тогда не пре­бы­вали ещё с Богом на небе­сах, но ожи­дали своего избав­ле­ния, изве­де­ния из ада, где они нахо­ди­лись в лоне Авра­амо­вом (Лк.16:22), и кото­рое совер­шено нис­ше­ствием в ад и вос­кре­се­нием Хри­сто­вым (Мф.27:52–53). Иску­пи­тель­ной жерт­вой Иисуса Христа небес­ные оби­тели откры­лись для душ усоп­ших пра­вед­ни­ков: вы при­сту­пили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небес­ному Иеру­са­лиму и тьмам анге­лов, к тор­же­ству­ю­щему собору и Церкви пер­вен­цев, напи­сан­ных на небе­сах, и к Судии всех Богу, и к духам пра­вед­ни­ков, достиг­ших совер­шен­ства (Евр.12:22,23). Таким обра­зом, мы полу­чили воз­мож­ность почи­тать и изоб­ра­жать и Бога Сына, и анге­лов, и святых и пра­вед­ных, чьи души водво­рены Гос­по­дом в небес­ные чер­тоги, так как Бог воз­вы­сил… славу всех святых Своих (Пс.148:14) и пове­лел:Поми­найте настав­ни­ков ваших, кото­рые про­по­ве­до­вали вам Слово Божие, и, взирая на кон­чину их жизни, под­ра­жайте вере их (Евр.13:7). И Пра­во­слав­ная Цер­ковь, судя по хри­сти­ан­ской жизни и смерти чело­века, опре­де­ляет его святым, пола­гая веру его достой­ной под­ра­жа­ния, поми­нает его память в уста­нов­лен­ный день и создаёт его ико­но­гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние. Причём, «икона изоб­ра­жает не повсе­днев­ное, обыч­ное лицо чело­века, а его вечный про­слав­лен­ный лик. Потому что самый смысл иконы в том, чтобы пока­зать нам наслед­ни­ков нетле­ния, наслед­ни­ков Цар­ствия Божия, начат­ками кото­рого они и явля­ются уже в своей земной жизни» (11). Цер­ковь обра­щает к святым свои молитвы, потому что они хода­тай­ствуют перед Богом о живых людях: Гос­поди, Все­дер­жи­телю, Боже Изра­иля! Услышь молитву умер­ших Изра­иля и сынов их…(Вар.3:4).

8. Святые апо­столы, как первые уче­ники и после­до­ва­тели Иисуса Христа, всегда ходили в храм Иеру­са­лим­ский, где нахо­ди­лись свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, для молитвы: и воз­вра­ти­лись в Иеру­са­лим с вели­кой радо­стью, пре­бы­вали всегда в храме, про­слав­ляя и бла­го­слов­ляя Бога(Лук.24:52–53). Апо­стол Павел сви­де­тель­ствует о себе, что он неод­но­кратно ходил в храм Иеру­са­лим­ский для покло­не­ния Богу: когда же я воз­вра­тился в Иеру­са­лим и молился в храме… (Деян.22:17), ты можешь узнать, что не более два­дцати дней тому, как я пришёл в Иеру­са­лим для покло­не­ния (Деян.24:11). Он при­зы­вает хри­стиан: будьте под­ра­жа­те­лями мне, как я Христу (1Кор.11:1). Итак, братия, имея дерз­но­ве­ние вхо­дить во свя­ти­лище посред­ством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем дер­жаться испо­ве­да­ния упо­ва­ния неуклонно, ибо верен Обе­щав­ший (Евр.10:19,24).

Обе­то­ва­ние же, кото­рое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я напи­сал вам об обо­льща­ю­щих вас (1Ин.2:25,26). Этими сло­вами Свя­щен­ного Писа­ния мы завер­шаем первую часть и напо­ми­наем хри­сти­а­нам, что все цитаты, при­ве­дён­ные здесь, обра­щены к наслед­ни­кам Завета (от греч. διαθήκη – «заве­ща­ние»). При­ме­ни­тельно к Библии «завет» озна­чает союз Бога с людьми, соблю­да­ю­щими Его запо­веди. Ветхий Завет был заклю­чён с Изра­и­лем, частью кото­рого были святые апо­столы. Но Гос­подь рас­торг союз  с изра­иль­тя­нами, ибо вы, оста­вивши запо­ведь Божию, дер­жи­тесь пре­да­ния чело­ве­че­ского (Мк.7:8). Новый Завет был заклю­чён с Цер­ко­вью, осно­ва­нием кото­рой явился сам Гос­подь, а первые «камни» на этом осно­ва­нии были апо­столы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют её (Мф.16:18). Сло­вамиЦер­ковь Мою Спа­си­тель указал, что только та Цер­ковь, кото­рая будет вести своё начало от апо­сто­лов, будет Его. Та Цер­ковь, кото­рая на про­тя­же­нии многих веков при помощи даров Свя­того Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Гос­по­дом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3), полу­чен­ных апо­сто­лами в день Пяти­де­сят­ницы и пере­да­ва­е­мых через таин­ства кре­ще­ния (Деян.19:1–6) и руко­по­ло­же­ния (2Тим.1:6), сохра­нит истин­ное учение Христа (2Тим.1:8–9). И если в Ветхом Завете стать участ­ни­ком Завета можно было, лишь войдя в кон­крет­ный народ через обре­за­ние, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через кре­ще­ние и при­ня­тие даров Свя­того Духа от тех, кому они пере­даны.

Сла­вян­ское слово «цер­ковь» послу­жило для пере­вода гре­че­ских слов: 1) «кири­а­кон», озна­ча­ю­щего дом Гос­по­день; 2) «эккле­сиа», кото­рое по упо­треб­ле­нию у гре­че­ских клас­си­че­ских писа­те­лей (Фуки­дида, Про­та­гора и Пла­тона) озна­чает пра­вильно созван­ное (в про­ти­во­по­лож­ность само­воль­ному и бес­по­ря­доч­ному ско­пищу людей) собра­ние или обще­ство лиц с опре­де­лён­ными пра­вами (12). В состав пра­вильно созван­ной Пра­во­слав­ной Церкви (термин «пра­во­сла­вие» (греч. orthodoxos) вос­хо­дит к гре­че­скому гла­голу «иметь пра­виль­ное мнение». Впер­вые его в рели­ги­оз­ном смысле упо­тре­бил Кли­мент Алек­сан­дрий­ский (ок. 150–215), ран­не­хри­сти­ан­ский теолог и цер­ков­ный дея­тель (Рели­гио­ве­де­ние. Учеб. пособие/ Под ред. М.Я. Ленсу и др.- Минск: Новое знание, 2003. – стр. 129)) входят опре­де­лён­ные лица, кре­щён­ные бого­уста­нов­лен­ным апо­столь­ским обра­зом и соблю­да­ю­щие все запо­веди Божии, согласно словам Гос­пода Иисуса Христа: Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать всё, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами до скон­ча­ния века. Аминь (Мф. 28:19–20).

Из Еван­ге­лия от Иоанна известно, что многое…сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вме­стить бы напи­сан­ных книг (Ин. 21:25). Поэтому тот же апо­стол в своём посла­нии отме­чает: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чер­ни­лами; а наде­юсь придти к вам и гово­рить устами к устам (2Ин. 1:12). А апо­стол Павел пове­ле­вает своему уче­нику Тимо­фею: что слышал от меня при многих сви­де­те­лях, то пере­дай верным людям, кото­рые были бы спо­собны и других научить (2Тим. 2:2). Поэтому верная Христу Пра­во­слав­ная Цер­ковь бережно хранит не только Свя­щен­ное Писа­ние, но и Свя­щен­ное Пре­да­ние, кото­рое исто­ри­че­ски воз­никло раньше и нашло отра­же­ние в собор­ных поста­нов­ле­ниях и трудах отцов и учи­те­лей Церкви. При­ме­ром этому служит сама исто­рия созда­ния Нового Завета. Ведь апо­столы сна­чала разо­шлись по всей земле с устной про­по­ве­дью о Вос­крес­шем Спа­си­теле, осно­вы­вали Церкви, учили людей всему, что видели и слы­шали от Гос­пода. Первое Еван­ге­лие (от Матфея) появи­лось при­мерно через 7 лет после Воз­не­се­ния Гос­подня, Еван­ге­лие от Марка – через 22 года, от Луки – через 23 от Иоанна – через 65 лет (13). «Неко­то­рые кри­тики счи­тают это обсто­я­тель­ство аргу­мен­том против под­лин­но­сти доку­мен­тов Нового Завета. Подоб­ное отно­ше­ние обу­слов­лено тем, что боль­шин­ство совре­мен­ных людей при­над­ле­жит куль­туре, в кото­рой устная тра­ди­ция не играет боль­шой роли, а запо­ми­на­ние не явля­ется частью каж­до­днев­ного труда иссле­до­ва­теля.

В ново­за­вет­ные вре­мена ситу­а­ция была суще­ственно иной. В резуль­тате исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний было уста­нов­лено, что устная тра­ди­ция играла важную роль в древ­них обще­ствах, в том числе у древ­них изра­иль­тян. Устное пре­да­ние сохра­ни­лось с пора­зи­тель­ной точ­но­стью. Неко­то­рые рав­вины про­сла­ви­лись тем, что знали наизусть весь Ветхий Завет, кото­рый по своему объёму зна­чи­тельно больше, чем Новый Завет. Потому легко пове­рить, что уче­ники Иисуса Христа смогли запом­нить учение Иисуса и пере­дать его потом­кам.

Устная тра­ди­ция во вре­мена Христа обычно пере­да­ва­лась непо­сред­ственно от дедов к внукам, тем самым надёжно свя­зы­вая поко­ле­ния. Часто вос­про­из­во­ди­мые повест­во­ва­ния посто­янно под­вер­га­лись уточ­не­ниям со сто­роны зна­ю­щей и кри­ти­че­ски настро­ен­ной ауди­то­рии. В этом функ­ци­о­ни­ро­ва­ние устных рас­ска­зов напо­ми­нало ситу­а­цию, когда роди­тели помногу раз рас­ска­зы­вают детям одну и ту же исто­рию и, если они допус­кают ошибку, дети немед­ленно её заме­чают…

Более того, воз­можно, неко­то­рые после­до­ва­тели Христа, подобно обыч­ным уче­ни­кам, делали пись­мен­ные заметки, когда Он учил их. Матфей, автор пер­вого Еван­ге­лия, сна­чала был мыта­рем (сбор­щи­ком нало­гов). Известно, что люди его про­фес­сии в древ­нем мире тоже вели записи. Вполне воз­можно, что при созда­нии своего Еван­ге­лия он опи­рался на свои заметки» (14).

Если открыть Новый Завет, то видно, что апо­столы адре­со­вали свои посла­ния кон­крет­ным Церк­вам, суще­ство­вав­шим в то время: гала­тий­ской, фес­са­ло­ни­кий­ской, коринф­ской, филип­пий­ской. Неко­то­рые посла­ния направ­лены ко всей Все­лен­ской Церкви. Их назы­вают собор­ными. Апо­ка­лип­сис направ­лен семи асий­ским церк­вам. Нигде мы не встре­тим посла­ний, адре­со­ван­ных к буду­щим собра­ниям люте­ран, бап­ти­стов и другим позд­ним хри­сти­ан­ским орга­ни­за­циям. Неко­то­рые посла­ния адре­со­ваны руко­по­ло­жен­ным (1Тим. 4:14) пра­во­слав­ным епи­ско­пам (к Титу и Тимо­фею). Даже Еван­ге­лия напи­саны для кон­крет­ных помест­ных Церк­вей: от Матфея – для Иеру­са­лим­ской, от Марка – для Рим­ской, от Иоанна – для Ефес­ской. Боль­шин­ство этих помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей суще­ствует и сейчас непре­рывно со времён апо­сто­лов, сохра­няя неиз­мен­ным Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, испол­няя слова апо­стола Павла: Итак, братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом, или посла­нием нашим (2Фес.2:15), за что боже­ствен­ный апо­стол мог бы ска­зать: хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам (1Кор. 11:2).

Без Свя­щен­ного Пре­да­ния глу­бо­кое пони­ма­ние биб­лей­ских истин невоз­можно. Это под­твер­ждает автор «Цер­ков­ной исто­рии» Евсе­вий Кеса­рий­ский (около 269–340 года): «… если мне слу­ча­лось встре­чать кого- либо, обра­щав­ше­гося со стар­цами, то я забот­ливо рас­спра­ши­вал об учении стар­цев, напри­мер что гово­рил Андрей, что – Пётр, что – Филипп, что – Фома или Иаков… Ибо я пола­гал, что книж­ные све­де­ния не столько при­не­сут мне пользы, сколько живой и более внед­ря­ю­щий голос» (15).

 «Все ереси, все лже­уче­ния и рас­колы про­изо­шли оттого, что люди не пони­мали истин­ного смысла Свя­щен­ного Писа­ния» (16). Про­чи­тает чело­век какой-либо отры­вок Писа­ния и начнёт тол­ко­вать его по-своему, пола­гая, что он делает это пра­вильно и, вообще, спа­сётся сам по себе, якобы имея непо­сред­ствен­ный доступ к своему Спа­си­телю. Но, не све­ря­ясь с Цер­ко­вью, он может оши­биться. Ведь Цер­ковь, полу­чив­шая бла­го­дать Свя­того Духа от апо­сто­лов, и только она, есть Цер­ковь Бога Живого, столп и утвер­жде­ние истины (1Тим. 3:15). «Хочешь спа­стись? – поучает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (347–407), — пре­бы­вай в Церкви, и она не выдаст тебя. Цер­ковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если вый­дешь вон, то будешь похи­щен зверем» (17). Помни: «Кому Цер­ковь не Мать, тому Бог не Отец» (18), — гово­рит свя­ти­тель Киприан Кар­фа­ген­ский (IIIII век).

Именно Пра­во­слав­ная Цер­ковь, уна­сле­до­вав­шая в полном объёме Библию как доку­мент о состо­яв­шемся с ней союзе Бога, явля­ется наслед­ни­цей Нового Завета, именно ей обе­щаны все дары Творца, все послед­ствия Искуп­ле­ния (19). К непра­во­слав­ным же хри­сти­ан­ским церк­вам отно­сятся такие слова: Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то оста­лись бы с нами; но они вышли, и чрез то откры­лось, что не все наши (1Ин. 2:19).

Лите­ра­тура

  1. Рыжов К.В. Рыжова Е.В. 100 вели­ких про­ро­ков и веро­учи­те­лей. – М.: Вече, 2003. – стр. 226.
  2. Епи­скоп Вени­а­мин (Пуш­карь). Свя­щен­ная Биб­лей­ская Исто­рия. Ветхий Завет.
  3. Епи­скоп Нафа­наил. О святой Библии. Цит. по: Диакон Сергий Коб­зарь. Почему я не могу оста­ваться бап­ти­стом и вообще про­те­стан­том. – Жито­мир, Ни-ка, 2003. – стр. 283.
  4. Епи­скоп Вени­а­мин (Пуш­карь). Свя­щен­ная Биб­лей­ская Исто­рия. Ч.1. Ветхий Завет
  5. Диакон Сергий Коб­зарь. Почему я не могу оста­ваться бап­ти­стом и вообще про­те­стан­том.
  6. Там же.
  7. Раз­мыш­ле­ния хри­сти­а­нина, посвя­щен­ные Ангелу-хра­ни­телю на каждый день. – СПб.: Цар­ское дело, 2002. – стр. 10.
  8. Библия. Книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Завета на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Репринт. – М.: Рос­сий­ское биб­лей­ское обще­ство. 1993. – стр. 1496.
  9. Пре­по­доб­ный Феодор Студит. Первое опро­вер­же­ние иконоборцев// Символ. — Париж, 1979, вып. 2 – стр. 219.
  10. Прот. Сера­фим Сло­бод­ской. Закон Божий.
  11. Как пра­вильно обра­щаться с ико­нами. – М.: «Центр Благо». 2000. – стр. 7.
  12. Хри­сти­ан­ство: Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь: В 3 т.: т. 3: Т‑Я. Ред. кол.: С.С. Аве­рин­цев и др. — М.: Боль­шая Рос­сий­ская энцик­ло­пе­дия, 1995. – стр. 218.
  13. Архи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов). Пра­во­сла­вие и про­те­стан­тизм. — Ива­ново, 1994. – стр. 29.
  14. Гудинг Д., Лен­нокс Дж. Миро­воз­зре­ние: чело­век в поис­ках истины и реальности/ Пер. с англ. Т.В. Бар­чу­но­вой. – Яро­славль: «Норд», 2004. т. 2. кн. 2. – стр. 280–281.
  15. Свин­циц­кая И.С. Тайные писа­ния первых хри­стиан. – М.: Изд-во полит. лит-ры. 1980. – стр. 12–13.
  16. Кригер М. В чём опас­ность биб­лей­ских обществ./ Совре­мен­ное обнов­лен­че­ство – про­те­стан­тизм «восточ­ного обряда». — М.: «Оди­гит­рия», 1996. – стр. 162.
  17. Цит. по: там же.
  18. Цит. по: там же.
  19. Свя­щен­ник Даниил Сысоев. Про­гулка про­те­станта по пра­во­слав­ному храму. – М.: Изд-во Душе­по­пе­чи­тель­ского Пра­во­слав­ного Центра св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского, 2003. – стр. 51–53.

Мето­дика пре­по­да­ва­ния в школе курса «Основы пра­во­слав­ной куль­туры» Мате­ри­алы заоч­ной научно-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции 5 мая 2006 г. Арма­вир­ский Пра­во­славно – Соци­аль­ный инсти­тут. – Арма­вир, 2006. – 167 с.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки