Икона – окно в иной мир




    1. Цель созда­ния икон — спо­соб­ство­вать еди­не­нию чело­века и Бога.
    2. Бла­го­го­вейно взирая на образ Божий и образы святых, пред­став­лен­ные на иконах, молясь перед иконой, хри­сти­а­нин духовно воз­но­сится к Самому Пер­во­об­разу. Стало быть, между бого­моль­цем и Тем, к кому обра­ща­ется бого­мо­лец во время моле­ния, уста­нав­ли­ва­ется дей­стви­тель­ная духов­ная связь. Бог, или Его святые, реально слышат молитву, реально реа­ги­руют на просьбу моля­ще­гося (по мере веры и в меру умест­но­сти). В этой связи икона назы­ва­ется окном в горний мир.
    3. Икона – это глу­боко сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние. Харак­тер­ные осо­бен­но­сти ико­но­пис­ного лика, изоб­ра­же­ние жестов и поло­же­ния фигуры бывают напол­нены не только бук­валь­ным, но и духов­ным смыс­лом. Рабо­тая над напи­са­нием образа, ико­но­пи­сец ста­ра­ется избе­гать изоб­ра­же­ния лишних (слу­чай­ных) эле­мен­тов.  
    4. В отли­чие от идолов святые иконы не оли­це­тво­ряют ложных богов, не пред­став­ляют собой обо­жеств­лен­ную в вооб­ра­же­нии тварь, но пред­став­ляют образы дей­стви­тельно суще­ству­ю­щего Бога и Его святых, образы види­мого и неви­ди­мого мира, важные собы­тия про­шлого, насто­я­щего, буду­щего.
    5. В отли­чие от идо­ло­по­клон­ни­ков, верив­ших в могу­ще­ство своих идолов, хри­сти­ане, почи­тая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молит­вен­ные обра­ще­ния направ­ля­ются к дереву и крас­кам. Почи­тая иконы, хри­сти­ане уго­ждают Богу. 
    6. Одно из первых про­об­ра­зо­ва­тель­ных изоб­ра­же­ний Иисуса Христа было создано по ука­за­нию Божию во вре­мена Вет­хого Завета: медный змей про­об­ра­зо­вал собой Спа­си­теля, воз­не­сен­ного на Крест, умер­шего (и впо­след­ствии вос­крес­шего) (Ин.3:14). Как евреи, взирая на мед­ного змия, спа­са­лись от укусов ядо­ви­тых змей (Чис.21:6–9), так хри­сти­ане, взирая с верой на образ Рас­пя­того Спа­си­теля, молясь перед ним, избав­ля­ются от власти диа­вола и греха (Числ.21:8).
    7. Икона отли­ча­ется от кар­тины по суще­ству. Прежде всего, что кар­тина отра­жает субъ­ек­тив­ные пред­став­ле­ния автора об изоб­ра­жа­е­мом им пред­мете, его личное, автор­ское жела­ние вос­про­из­ве­сти этот пред­мет в линиях и крас­ках так, как сам он того хочет. Икона же пишется в соот­вет­ствии с выра­бо­тан­ными и утвер­жден­ными Цер­ко­вью ико­но­пис­ными кано­нами. Конечно, автор­ский след остав­ля­ется и на иконах, но далеко не так, как на кар­ти­нах. Заме­тим, что в отли­чие от картин, иконы не при­нято поме­чать под­пи­сью ико­но­писца. Кроме того, хотя отча­сти неко­то­рые функ­ции кар­тины могут соот­вет­ство­вать неко­то­рым функ­циям иконы, но все же у иконы есть свои, особые функ­ции: перед иконой молятся; иконы зна­ко­мят нас с миром ино­бы­тия; «иконой бла­го­слов­ляют»; неся иконы (хоругви), веру­ю­щие идут в бой; неко­то­рые иконы, как, напри­мер, иконы Страш­ного суда, пока­зы­вают людям, какой вечной участи они могут достичь, на что могут быть осуж­дены. 
    8. Не всякое изоб­ра­же­ние Гос­пода, Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Анге­лов и святых явля­ется иконой.

    ***

    Икона играет роль мисти­че­ского посред­ника между миром земным и миром небес­ным и отсе­кает наше чув­ствен­ное вос­при­я­тие духов­ной реаль­но­сти. Основ­ной тезис ико­но­по­чи­та­ния: «Честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит на Пер­во­об­раз».

    Любая икона глу­боко сим­во­лична. «Проще всего, – гово­рит мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний, – было бы так пояс­нить смысл сим­вола: если мы чело­веку пока­зы­ваем отоб­ра­же­ние неба в воде, его первое дви­же­ние будет не в том, чтобы вгля­деться в это озеро, а в том, чтобы, отвер­нув­шись от него, посмот­реть ввысь. Это прин­цип сим­вола: пока­зы­ва­ется нечто, что можно уло­вить чув­ствами, для того, чтобы ука­зать на то, что можно познать только в самых глу­би­нах чело­века и самым глу­бо­ким вос­при­я­тием».

    Для того чтобы при­бли­зиться к пони­ма­нию икон, надо видеть их гла­зами веру­ю­щего чело­века, для кото­рого Бог – несо­мнен­ная реаль­ность при всей ее непо­сти­жи­мо­сти и недо­ступ­но­сти.

    Иконы тре­бу­ются нашею при­ро­дою… может ли при­рода наша обой­тись без образа? Можно ли вспом­нить об отсут­ству­ю­щем, не вооб­ра­зив его? не Сам ли Бог дал нам спо­соб­ность вооб­ра­же­ния? Иконы – ответ Церкви на вопи­ю­щую потреб­ность нашей при­роды.
    св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

    Что такое икона? Это явле­ние свя­тому чело­веку. Он это явле­ние запе­чат­лел как образ, а все после­ду­ю­щие ико­но­писцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отли­ча­ется от кар­тины. Кар­тина – это автор­ское виде­ние ситу­а­ции. А икона – это оза­ре­ние, кото­рое настигло свя­того, и он или сам напи­сал икону, или руко­во­дил ико­но­пис­цем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не пока­зал ему Небес­ную Скинию. И Гос­подь сказал ему: «Делай по образу небес­ному то, что тебе про­учено». Икона – это образ, кото­рый ука­зы­вает на Небес­ный Пер­во­об­раз.  
    прот. Олег Сте­няев

    «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки