Богоносный

Богоно́сный (греч. θεοφόρος — нося­щий (несу­щий) Бога) — небиб­лей­ский термин, при­ла­га­е­мый к святым подвиж­ни­кам, имев­шим (и име­ю­щим) высо­кую сте­пень духов­ного един­ства с Богом, на кото­рых явно почи­вала бла­го­дать Свя­того Духа обна­ру­жи­вав­ша­яся в про­яв­ле­нии Его даров, напри­мер, дара молитвы, любви, рас­суж­де­ния, про­зор­ли­во­сти, исце­ле­ния и др.

Термин «бого­нос­ные отцы» (οἱ θεοφόροι Πατέρες) отно­сится глав­ным обра­зом к святым учи­те­лям Церкви.

Для сщмч. Игна­тия Бого­носца, еп. Антио­хий­ского, этот эпитет стал именем соб­ствен­ным.

***

Каждый ли может стать бого­нос­ным?

Как известно, к духов­ному еди­не­нию с Богом, к свя­то­сти при­званы все без исклю­че­ния люди (Ин.12:32). Осу­ще­ствить это при­зва­ние воз­можно, став членом Церкви. Для этого Цер­ковь обла­дает пол­но­той бла­го­дат­ных даров, бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств. По вступ­ле­нии в Цер­ковь, по мере воцер­ко­в­ле­ния, чело­век, при содей­ствии Божьем, про­све­ща­ется, осве­ща­ется, воз­рас­тает воз­рас­том духов­ным, ста­но­вится храмом Божьим (1Кор.6:19).

Соб­ственно, храм, будь то здание или пра­вед­ный, доб­ро­де­тель­ный хри­сти­а­нин, явля­ется местом осо­бого Божьего при­сут­ствия, местом, где таин­ствен­ным обра­зом пре­бы­вает Гос­подь. Согласно словам Иску­пи­теля — «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20) — Гос­подь готов войти в каждое откры­тое Ему сердце. Носить в себе, в своём сердце Бога — это и значит, быть бого­нос­ным.

Но что озна­чает: открыть Христу сердце? Для того,чтобы сердце откры­лось Христу над­ле­жит уве­ро­вать в Него как в Еди­но­род­ного Сына Божьего, Спа­си­теля, Иску­пи­теля; после­до­вать по Его стопам; вос­при­нять его про­по­ведь; стать членом Его Церкви; участ­во­вать в цер­ков­ной жизни; пре­одо­ле­вать иску­ше­ния дья­вола; бороться с грехом; совер­шать дела добра и мило­сер­дия.

Участ­вуя в бого­слу­же­нии, в таин­ствах Церкви, чело­век стя­жает бла­го­дать Божью. Участ­вуя в Таин­стве Евха­ри­стии, веру­ю­щие потреб­ляют обо­жеств­лен­ные Тело и Кровь Хри­стовы, Тело и Кровь Самого Бога (воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, Бого­че­ло­века).

Чем более хри­сти­а­нин пре­успе­вает на пути вос­хож­де­ния по лествице духов­ных совер­шенств, тем более он духовно сбли­жа­ется с Богом, обо­жи­ва­ется.

Довольно яркой ана­ло­гией бого­нос­но­сти, свя­то­сти, про­яв­ля­ю­щейся в рабах Божьих, может слу­жить пример с рас­ка­лен­ным желез­ным пред­ме­том. Этот пример неод­но­кратно встре­ча­ется в бого­слов­ской лите­ра­туре, в том числе в свя­то­оте­че­ской.

Пока ржавый желез­ный пред­мет явля­ется холод­ным, он скорее невзра­чен, нежели красив. Он труд­но­до­сту­пен для ковки. Но стоит поме­стить его в рас­ка­лен­ную печь, как, по мере нагрева, он начи­нает сиять, ста­но­вится более пла­стич­ным, подат­ли­вым к обра­ботке.

Так и люди, по мере их духов­ного еди­не­ния с Богом, Кото­рый, заме­тим, в Свя­щен­ном Писа­нии неод­но­кратно пред­став­ля­ется через сим­во­лику огня, начи­нают осво­бож­даться от ржав­чины греха, ста­но­вятся более и более послуш­ными Богу, нако­нец, начи­нают всё больше и больше сиять Боже­ствен­ным светом — светом нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки