Празднование:
История
Яхромская икона Божией Матери[1] явилась отроку Косме (память 18 февраля), сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ". Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм, в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там образовалась обитель.
* * *
В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской (Яхренской).
В XVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен...».
Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII—XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения - и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе).
Обе эти святыни Косминой обители не сохранились.
Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне.
Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII в. вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
Примечание
[1] В ряде источников указано, что Косме явилась икона Успения Пресвятой Богородицы, однако до наших дней сохранился только предположительный список явленной иконы, изображающий Божию Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи "Умиление".
Случайный тест
Календарь на год
О календаре
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Словарь терминов
- Лики святости
- История календаря
- Календарные циклы
Богослужения
Посты
- О постах
- Календарь постов и трапез
- Великий пост 2021
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Тест: Православные посты
- Тест: Великий Пост
Праздники
- Церковные Праздники
- Церковные праздники 2021
- Пасха Христова 2021
- Знаки праздников
- Именины
- Жития святых
- Иконы Спасителя
- Иконы Богородицы
- Иконы святых
- Тест: Церковные Праздники
Календарь
венчаний
Цитата дня
На Страшном суде в свете Истины проявится всё, чего мы не замечали или не хотели замечать в себе. Как сказал мне однажды на исповеди некий товарищ мой:
- Я вдруг понял: будет Страшный суд и на нём мне покажут человека, которого я никогда раньше не знал. Это буду я...
игумен Нектарий (Морозов)
Аудио дня
5:32Житие сщмч. Виктора Моригеровского
7:44Этот день в истории
В 321 году римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха.
В 1605 году Киево-Печерский монастырь возвращен Православной Церкви.
В конце XVI века Киево-Печерский монастырь подвергался опасности со стороны польского правительства, требовавшего, чтобы православные церкви и монастыри признали власть униатов. Митрополит Михаил Рогоза, предававший Православие, после Брестского собора выхлопотал у короля повеление, чтобы этот монастырь был передан непосредственно в его ведение. Были назначены люди, которые должны были привести королевское повеление в исполнение, но Печерская братия не пустила их в обитель. В 1598 году безуспешно закончилась и вторая попытка завладеть монастырем. А в 1605 году произошло историческое событие – архимандрит Елисей (Плетенецкий) получил грамоту от польского короля Сигизмунда III Вазы, дававшую ему разрешение на управление Лаврой.
7 марта 1944 года танковая колонна «Дмитрий Донской» передана Вооруженным силам СССР.
День за днем
Пролог в поучениях
Одно из действительных средств к обращению раскольников в православие