Празднование:

История

Об­раз очень ред­кой ико­но­гра­фии на­хо­дит­ся в Тре­тья­ков­ской га­ле­рее. По­вто­ря­ет чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри Ло­рет­ской, из­вест­ный с XVI ве­ка и свя­зан­ный со Ска­за­ни­ем о стран­ству­ю­щем До­ме Бо­го­ро­ди­цы. По пре­да­нию, Дом Бо­жи­ей Ма­те­ри был пе­ре­не­сён ан­ге­ла­ми из На­за­ре­та в Ита­лию. Сна­ча­ла он явил­ся 10 мая 1291 го­да в Хор­ва­тии, в ме­стеч­ке Ра­у­ни­ца в Дал­ма­ции. Там в ка­мен­ной свод­ча­той ни­ше и был об­ре­тён чу­до­твор­ный об­раз, по­лу­чив­ший поз­же на­зва­ние Бо­го­ма­те­ри Ло­рет­ской. 10 де­каб­ря 1294 го­да Дом пе­ре­ме­стил­ся из Дал­ма­ции и по­явил­ся в ита­льян­ской про­вин­ции Ан­ко­на око­ло го­ро­да Ло­ре­то. До 1507 го­да это чу­до не бы­ло при­зна­но да­же па­па­ми. До кон­ца XVI ве­ка о нём ни­че­го не бы­ло из­вест­но и на во­сто­ке.

Чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы Ло­рет­ской пред­став­лял со­бой не ико­ну, а скульп­тур­ное изо­бра­же­ние, вы­ре­зан­ное из кед­ро­во­го де­ре­ва, по пре­да­нию, еван­ге­ли­стом Лу­кой. У Мла­ден­ца пра­вая ру­ка бла­го­слов­ля­ет, в ле­вой — дер­жа­ва. На го­ло­ве Бо­го­ма­те­ри жем­чуж­ный ве­нец, во­ло­сы рас­пу­ще­ны. Скульп­ту­ра бы­ла рас­кра­ше­на и ин­кру­сти­ро­ва­на брил­ли­ан­та­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

Ико­на Тре­тья­ков­ской га­ле­реи вы­пол­не­на на тон­ком икон­ном щи­те (две дос­ки, две на­клад­ные шпон­ки, без ков­че­га) в слож­ной ком­би­ни­ро­ван­ной тех­ни­ке тем­пер­ной жи­во­пи­си в со­че­та­нии с ин­кру­ста­ци­ей пер­ла­мут­ром с при­ме­не­ни­ем под­крас­ки для при­да­ния пер­ла­мут­ру раз­лич­ных от­тен­ков. Ис­поль­зо­ва­ние ху­дож­ни­ком нетра­ди­ци­он­ной тех­ни­ки, а так­же мо­ну­мен­таль­ность об­ра­за да­ют воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что в ка­че­стве про­то­ти­па по­слу­жил не жи­во­пис­ный ори­ги­нал. Ком­по­зи­ция ико­ны близ­ка к скульп­тур­но­му изо­бра­же­нию Бо­го­ма­те­ри Ло­рет­ской, она вос­про­из­во­дит да­же её рас­по­ло­же­ние в ин­те­рье­ре ита­льян­ской церк­ви.

Ико­но­гра­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми об­ра­за яв­ля­ют­ся крас­ная дра­пи­ров­ка, крест в пра­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы, а так­же пол­но­стью скры­тые под пла­том и ко­ро­ной во­ло­сы, что го­во­рит о твор­че­ской пе­ре­ра­бот­ке пер­во­об­ра­за.

Случайный тест

(10 голосов: 5 из 5)