Празднование
История
Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада Пскова в 1581 году. 26 августа этого года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося последнего прийти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.
Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила:
— Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?
И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал:
— О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии.
На эти слова Богоматерь отвечала:
— Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала:
— Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы?
И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала:
— О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали.
Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней:
— Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших.
С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему:
— Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.
При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала:
— А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов.
Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с гражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену.
Между тем приближался день приступа врагов к городу. 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Защитник Пскова Шуйский был в этой схватке ранен, и граждане начали видимо ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:
— Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.
Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:
— Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.
Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:
— Не предадим Богоматери и св. Всеволода. До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.
В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. Богородица изображена на иконе вместе с преподобным Антонием и Корнилием и окружена благоверными князьями: киевским Владимиром и псковскими Тимофеем и Гавриилом и псковским юродивым Николаем. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назван Псково-Покровским. Эта икона известна еще под названием «Явление Богоматери старцу Дорофею».
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Псково-Покровской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется Богоспаса́емый град Псков/ и вся страна́ Росси́йская/ прише́ствием Ма́тери Бо́га Вы́шняго/ на избавле́ние гра́да сего́ от ва́рварскаго плене́ния./ Услы́ша плач и сле́зы раб Свои́х,/ ско́ро приклони́ся на мольбу́ к Сы́ну Своему́ и Бо́гу на́шему,/ и моле́нием Свои́м гнев Бо́жий укроти́ и весь мир просвети́,/ и град сей от ско́рби на ра́дость премени́./ О, ди́вному зна́мению,/ ка́ко Пресвята́я Влады́чице прии́де на возду́се и в це́рковь Свою́/ и на забра́ло гра́да Пско́ва/ и призва́ уго́дников свои́х, благове́рных князе́й,/ и поноси́ в лю́дех беззако́ние./ И Свое́ю пречи́стою руко́ю ука́зоваше на пога́наго зла́го ва́рвара/ и его́ сове́т на разруше́ние./ Возвесели́ся, Богоспаса́емый гра́де Пско́ве/ и все Правосла́вие, име́юще такову́ Засту́пницу непобори́му./ Днесь притеце́м, ве́рнии,/ в дом спаси́тельный Влады́чицы Богоро́дицы,/ све́тло пра́зднуя,/ и ко свято́му Ея́ о́бразу со слеза́ми припаде́м, вопию́ще и глаго́люще:/ О, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся Сы́ну Своему́ Христу́ Бо́гу на́шему/ спасти́ правосла́вныя лю́ди и град сей изба́вити от о́гненнаго запале́ния/ и от нахожде́ния пога́ных и междоусо́бныя бра́ни,// и спасти́ ду́ши на́ша я́ко Милосе́рдая.
Перевод:
Сегодня светло торжествует Богоспасаемый город Псков и вся страна Российская пришествие Матери Бога Всевышнего на избавление города этого от языческого пленения. Услышав плач и слезы рабов Своих, поспеши обратиться с молитвой к Сыну Своему и Богу нашему, и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети, и город этот от скорби к радости обрати. О, удивительное знамение - Пресвятая Владычица по воздуху вошла в церковь Свою, в крепость города Пскова, и призвала угодников своих, благоверных князей, и осудила человеческие беззакония, и Своей пречистой рукой указала на поганого злого язычника и замысел его разрушила. Возрадуйся, Богоспасаемый город Псков и все Православие, имея такую непобедимую Защитницу. Сегодня соберемся, верующие, в доме спасительном Владычицы Богородицы, светло празднуя, и ко святому Ее образу со слезами припадем, взывая и говоря: «О, Всемилостивая Госпожа Владычица Богородица, молись Сыну Своему, Христу Богу нашему, спасти православных людей и город этот избавить от пожара и нашествия язычников, и междоусобной войны, и спасти души наши, как Милосердная».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Псково-Покровской», глас 8
Засту́пнице христиа́н, Предста́тельнице гра́ду на́шему Пско́ву,/ услы́ши моли́тву раб Свои́х, Влады́чице Богоро́дице,/ и ско́рым Свои́м прише́ствием светолу́чными заря́ми раб Свои́х возвесели́/ и торжествова́ти устро́и, в беде́ и в се́товании возвесели́,/ и завеща́ во гра́де моли́ти Святу́ю Тро́ицу,/ и Сама́ обеща́ся моли́ти Ю́./ О, пресла́вному чудесе́,/ ка́ко Небе́сная Цари́це к земны́м прии́де изба́вити рабы́ Своя́ погиба́ющия./ О, ди́вному зна́мению,/ ка́ко вразумля́юще рабы́ Своя́, ка́ко бы умоли́ти Святу́ю Тро́ицу./ О, Всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице,/ а́ще не бы Ты предстоя́ла, моля́щи за ны,/ кто бы нас изба́вил от толи́кия беды́,/ я́ко не и́мамы ины́я по́мощи и наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Твои́ бо раби́, да не поги́бнем,/ и потщи́ся на умоле́ние раб свои́х при́сно,// Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод: Защитница христиан, Покровительница города нашего Пскова, услышь молитву рабов Своих, Владычица Богородица, и быстрым Своим пришествием лучезарным светом рабов Своих обрадуй, и повели в городе молить Святую Троицу, и Сама пообещай молить Ее. О, удивительное чудо - Небесная Царица к земным пришла, чтобы освободить рабов Своих погибающих. О, дивное знамение, как Она вразумляет рабов Своих, чтобы мы молили Святую Троицу. О Всемилостивая Владычица Богородица, если бы не Ты нас защищала, молясь о нас, кто бы нас избавил от таких бед, так как не имеем другой помощи и надежды кроме Тебя, Владычица. Ибо мы твои рабы, да не погибнем, и поспеши на молитвы рабов Своих всегда, Богородица, почитающих Тебя.
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календарей
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов
- Великий пост 2024
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Православные посты
- Великий Пост
Расчёт 3, 9, 40 дней
Почему девственная Матерь родилась от бесплодной? ... Когда надлежало родиться Богородице Деве от Анны, природа не осмелилась плодоносить прежде благодати, но пребывала бесплодной, пока благодать не произрастила плода. Ведь надлежало, чтобы родилась первородной Та, Которая родит Рожденного прежде всякой твари, Которым все стоит.
прп. Иоанн Дамаскин

В 1380 году состоялась Куликовская битва, положившая начало освобождению Русского народа от Ордынского ига.