Празднование:

История

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Успе­ние» Фло­ри­щев­ская про­ис­хо­дит из ико­но­ста­са церк­ви Успе­ния Фло­ри­ще­вой пу­сты­ни Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. На­пи­са­на Си­мо­ном Уша­ко­вым с уче­ни­ка­ми Его­ром и Ива­ном в 1663 г.

На­хо­ди­лась по­сле 1918 г. в Исто­ри­ко-ху­до­же­ствен­ном му­зее г. Вла­ди­ми­ра. По­сту­пи­ла в Го­су­дар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую Га­ле­рею в 1934 г.

В ле­вом ниж­нем уг­лу над­пись бе­ли­ла­ми: «Ле­та 7171 (1662/1663) го пи­сал сии на­сто­я­щий об­раз го­су­да­рев ико­но­пи­сец Пи­мин, зо­во­мый Си­мон Фе­одо­ров сын Уша­ков, со уче­ни­ка­ми с Его­ром да Ива­ном в Го­ро­хов­ской уезд в пу­сты­ню Крас­ных Фро­ли­ще­вых гор в лав­ру успе­ния пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы при стро­и­те­ле иеро­мо­на­хе Ила­ри­о­не бу­ду­ща­го ра­ди по­коя и по ро­ди­те[лех] сво­их» (Ан­то­но­ва, Мне­ва 1963. Т. 2).

О на­пи­са­нии мест­ных икон в со­бор­ном хра­ме Фло­ри­ще­вой пу­сты­ни С. Уша­ко­вым име­ет­ся сви­де­тельство в жи­тии мит­ро­по­ли­та Суз­дальско­го Ила­ри­о­на: «и раз­су­дил убо (Ила­ри­он) яко об­ра­зу Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в той церк­ви мест­но­му быти, ко­то­рый об­раз на­пи­сал жи­во­пи­сец Си­мон Уша­ков со уче­ни­ки сво­и­ми еще в де­ре­вян­ную цер­ковь, от ко­то­ро­го об­ра­за с ве­рою при­хо­дя­щии ис­це­ле­ние при­ем­лют. Не один же той об­раз Успе­ния Пр. Бо­го­ро­ди­цы ико­но­пи­сец той в ту Фло­ри­ще­ву пу­стынь на­пи­са, но и дру­гой об­раз Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста мест­ной, иже на пра­вой сто­ро­не у са­мых врат цар­ских устро­ен».

Зна­ме­ни­тый цар­ский ико­но­пи­сец Си­мон Уша­ков, лю­би­мый «изо­граф» ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, был род­ствен­ни­ком свя­ти­те­лю Ила­ри­о­ну и по его прось­бе на­пи­сал не­сколько икон еще в де­ре­вян­ную цер­ковь; уче­ни­ки же его на­пи­са­ли все ико­ны для ико­но­ста­са в со­бо­ре.

Мест­ная ико­на Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­мо­вая, пи­са­на в об­щем ико­но­пис­ном сти­ле, с жел­то­ва­ты­ми то­на­ми, по ста­рым пе­ре­во­дам; ме­рою в вы­ши­ну 2 ар­ши­на, в ши­ри­ну 1 ар­шин три чет­вер­ти. На ико­не есть над­пись Уша­ко­ва. Ико­на по­крыта ри­зой; по­ля и вен­цы се­реб­ря­ные, по­зо­ло­чен­ные; на Спа­си­те­ле и Бо­го­ро­ди­це ри­зы вы­ни­за­ны жем­чу­гом ки­тайским и про­сты­ми ка­меш­ка­ми. На Спа­си­те­ле ве­нец про­рез­ной с изоб­ра­же­ни­ем пя­ти хе­ру­ви­мов, на нем се­реб­ря­ная с по­зо­ло­тою за­пон­ка, по­сре­ди­не ко­то­рой ал­маз с сы­пью и 4 ма­леньких аме­ти­ста. На вен­це Бо­го­ма­те­ри по­ло­же­на себ­ря­ная по­зо­ло­чен­ная не­боль­шая ко­ро­на со звез­дою, в ко­то­рой 4 зер­на бур­миц­ко­го жем­чу­га. Ца­та се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, с 4 за­пон­ка­ми раз­но­го цве­та. Всех вен­цов на ико­не 26. Вни­зу ри­зы под­пись: «по­стро­е­на сия ри­за 1771 го­да из при­клад­ных ве­щей от доб­ро­хот­ных да­те­лей, в быт­ность стро­и­те­ля иеро­мо­на­ха Ве­ни­а­ми­на с бра­ти­ею, це­хо­вым мос­ков­ским ма­сте­ром Ан­дре­ем Ва­си­лье­вым; веcy в ней 23 фун­та 11 зо­лот­ни­ков».

Сия ико­на с дав­них вре­мен про­сла­ви­лась чу­де­са­ми.

Случайный тест