Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

17 августа – Обре́тение мощей

Житие

Ос­нов­ные све­де­ния об Ар­се­нии Элас­сон­ском (1550–1625), ар­хи­епи­ско­пе Суз­даль­ском и Та­рус­ском, со­дер­жат­ся в его со­чи­не­ни­ях и гре­че­ском жи­тии свя­ти­те­ля, на­пи­сан­ном че­ло­ве­ком, хо­ро­шо его знав­шим[1].
Ро­дил­ся в ян­ва­ре 1550 го­да в се­ле­нии Ка­ло­ри­а­на (совр. Ка­ло­гри­а­на) близ г. Три­ка­ла (Фес­са­лия, Гре­ция) в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра, мать Хри­сан­фи бы­ла сест­рой Ла­рис­ско­го митр. Нео­фи­та и пле­мян­ни­цей св. Вис­са­ри­о­на Ла­рис­ско­го, кти­то­ра св. Вис­са­ри­о­на мо­на­сты­ря (Ду­си­ку), по­сле смер­ти му­жа она при­ня­ла по­стриг с име­нем Хри­сто­ду­ла. Стар­ши­ми бра­тья­ми Ар­се­ния бы­ли Иоасаф, еп. Ста­гон­ский, Марк, еп. Ди­мит­ри­а­ды, иеро­мо­на­хи Афа­на­сий[2] и Па­хо­мий (в ми­ру Па­най­о­тис) – «сла­ва иеро­мо­на­хов», по вы­ра­же­нию Ар­се­ния Элас­сон­ско­го.
По­сле смер­ти от­ца (ок. 1560) вос­пи­ты­вал­ся в до­ме бра­та еп. Иоаса­фа, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние.
В 1568–1572 гг. учил­ся в Три­ка­ле в шко­ле из­вест­но­го ди­дас­ка­ла мо­на­сты­ря Мат­фея, ос­но­ван­ной Ла­рис­ским митр. Иере­ми­ей, а так­же у вы­да­ю­ще­го­ся цер­ков­но­го де­я­те­ля Да­мас­ки­на Сту­ди­та.
В 1572 г. был по­стри­жен в мо­на­ше­ство Ар­се­ни­ем, митр. Патр, через несколь­ко дней митр. Иере­мия ру­ко­по­ло­жил его во иеро­ди­а­ко­на.
В 1572–1575 гг. вновь жил у еп. Иоаса­фа, по­сле смер­ти по­след­не­го по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Ду­си­ку, где в 1579 г. Фа­нар­ским еп. Мит­ро­фа­ном был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
В кон­це 1579 г. Иере­мия, став­ший к то­му вре­ме­ни пат­ри­ар­хом, вы­звал Ар­се­ния в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­вил че­ред­ным свя­щен­ни­ком пат­ри­ар­ше­го хра­ма Пам­ма­ка­ри­стос. Жи­вя в 1579 – нач. 1584 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле, Ар­се­ний по­се­щал лек­ции ди­дас­ка­лов.
21 фев­ра­ля 1584 г. он был из­бран ар­хи­епи­ско­пом Ди­мо­ни­ка и Элас­со­на, в XVI в. вхо­див­ших в Ла­рис­скую мит­ро­по­лию, и с фев­ра­ля 1584 г. до мар­та–ап­ре­ля 1585 г. жил в Элас­соне.

По­езд­ка в Рос­сию и де­я­тель­ность во Льво­ве

В мае 1585 г. пат­ри­арх Фе­о­липт II вы­звал его в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь в это вре­мя на­хо­дил­ся по­сол ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Б. Бла­го­во, ко­то­рый при­вез пат­ри­ар­ху бо­га­тую ми­ло­сты­ню на по­мин ду­ши по­чив­ше­го ца­ря Иоан­на IV Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го. В бла­го­дар­ность пат­ри­арх Фе­о­липт от­пра­вил по­соль­ство в Моск­ву, в со­став ко­то­ро­го был вклю­чен и Ар­се­ний. В Москве участ­ни­ки по­соль­ства бы­ли при­ня­ты ца­рем и, по­лу­чив зна­чи­тель­ную ми­ло­сты­ню, по­ки­ну­ли рус­скую сто­ли­цу.
На пу­ти из Рос­сии в Кон­стан­ти­но­поль в мае 1586 г. Ар­се­ний сде­лал оста­нов­ку во Льво­ве, где по­лу­чил при­гла­ше­ние от чле­нов пра­вославного брат­ства, тер­пев­ше­го при­тес­не­ния от ка­то­ли­ков, воз­гла­вить брат­скую шко­лу. В те­че­ние 2 лет Ар­се­ний пре­по­да­вал во львов­ской шко­ле гре­че­ский и цер­ков­но­сла­вян­ский язы­ки, со­ста­вил для нее учеб­ную про­грам­му («По­ря­док школь­ный»), ори­ен­ти­ру­ясь на шко­лы, в ко­то­рых учил­ся у се­бя на ро­дине. По об­раз­цу «Грам­ма­ти­ки» Кон­стан­ти­на Лас­ка­ри­са Ар­се­ний на­пи­сал дву­языч­ную «Грам­ма­ти­ку доб­ро­гла­го­ли­ва­го ел­ли­но­сло­вен­ска­го язы­ка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).

Уча­стие в об­ра­зо­ва­нии Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Жизнь в Москве

В 1586 г. пат­ри­арх Иере­мия II в 3-й раз всту­пил на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. Со­сто­я­ние цер­ков­ных дел бы­ло пла­чев­ным, и пат­ри­арх ре­шил от­пра­вить­ся в Моск­ву за ми­ло­сты­ней. 1 мая 1588 г. вл. Ар­се­ний по­лу­чил гра­мо­ту Иере­мии, пред­ла­гав­ше­го ему при­е­хать в За­мо­стье: здесь пат­ри­арх дол­жен был встре­тить­ся с канц­ле­ром Яном За­мой­ским для по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния поль­ско­го ко­ро­ля на про­езд через его стра­ну. 20 мая А. Э. со­еди­нил­ся с пат­ри­ар­хом в За­мо­стье и вы­ра­зил же­ла­ние со­про­вож­дать его до рус. сто­ли­цы вме­сте с Мо­нем­ва­сий­ским митр. Иеро­фе­ем, ар­хим. Хри­сто­фо­ром, ар­хи­ди­ак. Леон­ти­ем, Ге­ор­ги­ем Ло­го­фе­том, Ни­ко­ла­ем Ари­сто­те­лем и др. 11 июля 1588 г. по­соль­ство при­бы­ло в Моск­ву. Ар­се­ний Элас­сон­ский при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах рус­ско­го пра­ви­тель­ства с пат­ри­ар­хом Иере­ми­ей от­но­си­тель­но учре­жде­ния в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства, под­дер­жал эту идею (сре­ди чле­нов греч. по­соль­ства су­ще­ство­ва­ли ост­рые про­ти­во­ре­чия по во­про­су об учре­жде­нии пат­ри­ар­ше­ства). При­нял уча­стие в из­бра­нии пат­ри­ар­ха всея Ру­си, со­сто­яв­шем­ся 23 янв. 1589 г. в Успен­ском со­бо­ре, до­ста­вил во дво­рец к ца­рю акт из­бра­ния. 26 ян­ва­ря пат­ри­арх Иере­мия в со­слу­же­нии митр. Иеро­фея, Ар­се­ния Элас­сон­ско­го и рус­ских ар­хи­ере­ев ру­ко­по­ло­жил св. митр. Иова во пат­ри­ар­ха. На тор­же­ствен­ных обе­дах, устро­ен­ных ца­рем и ца­ри­цей в честь Иере­мии, чле­ны гре­че­ско­го по­соль­ства по­лу­чи­ли бо­га­тые да­ры. В фев­ра­ле то­го же го­да пат­ри­арх Иере­мия со­вер­шил по­езд­ку в Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь и в мае 1589 г. по­ки­нул Моск­ву. Ар­се­ний Элас­сон­ский по­лу­чил от ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча раз­ре­ше­ние остать­ся в рус­ской сто­ли­це, дом вл. Ар­се­ния на­хо­дил­ся в Крем­ле, неда­ле­ко от цар­ско­го двор­ца.
В мае 1591 г. Тыр­нов­ский митр. Ди­о­ни­сий до­ста­вил в Моск­ву акт Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра 1590 г., утвер­ждав­ший со­зда­ние Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Ар­се­ний Элас­сон­ский был при­вле­чен для рас­смот­ре­ния это­го до­ку­мен­та, от­верг­ну­то­го рус­ским пра­ви­тель­ством из-за то­го, что в ря­ду пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов Мос­ков­ско­му пат­ри­ар­ху от­во­ди­лось 5-е ме­сто. 12 фев­ра­ля 1593 г. Со­бор вост. иерар­хов в Кон­стан­ти­но­по­ле еще раз при­знал за­кон­ность учре­жде­ния в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства и под­твер­дил 5-е ме­сто Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха в ря­ду дру­гих пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов. До­став­лен­ный в Моск­ву акт был при­знан рус. вла­стя­ми, од­на­ко при­вез­шие этот до­ку­мент ар­хим. Нео­фит и чтец Иоасаф ис­пы­та­ли в Рос­сии нема­лые труд­но­сти, преж­де чем в 1597 г. смог­ли воз­вра­тить­ся к се­бе. Боль­шая роль в их осво­бож­де­нии при­над­ле­жа­ла Ар­се­нию Элас­сон­ско­му, бла­го­да­ря че­му у него за­вя­за­лись от­но­ше­ния с пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским, свя­ти­те­лем Ме­ле­ти­ем (Пи­гой).
«Жи­вя в Крем­ле, по­сто­ян­но об­ща­ясь с рус­ским ца­рем и пат­ри­ар­хом, Ар­се­ний ви­дел свою важ­ней­шую обя­зан­ность в том, чтобы ин­фор­ми­ро­вать гре­че­ский мир об об­ста­нов­ке в Рос­сии, на по­мощь и под­держ­ку ко­то­рой рас­счи­ты­ва­ло то­гда все по­ра­бо­щен­ное тур­ка­ми пра­во­слав­ное на­се­ле­ние Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья»[3]. Ви­ди­мо, с на­ча­ла сво­е­го пре­бы­ва­ния в Москве Ар­се­ний Элас­сон­ский стал де­лать по­дроб­ные за­пи­си о совре­мен­ных ему со­бы­ти­ях. В Три­о­ди митр. Фо­тия[4] он оста­вил за­пись об ос­но­ва­нии в 1589 г. Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та и о рож­де­нии у ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча в мае 1592 г. до­че­ри Фе­о­до­сии. В 1590–1593 гг. Ар­се­ний Элас­сон­ский на­пи­сал боль­шое по­э­ти­че­ское про­из­ве­де­ние «Тру­ды и стран­ство­ва­ния сми­рен­но­го Ар­се­ния, ар­хи­епи­ско­па Елас­сон­ско­го, и по­вест­во­ва­ние о со­зда­нии Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та». Из­ло­же­ние со­бы­тий, при­вед­ших к об­ра­зо­ва­нию в Рос­сии пат­ри­ар­ха­та, в по­э­ме не рас­хо­дит­ся с рус­ски­ми ис­точ­ни­ка­ми (по­соль­ски­ми кни­га­ми). Ар­се­ний Элас­сон­ский ста­ра­ет­ся оправ­дать дей­ствия пат­ри­ар­ха Иере­мии про­тив об­ви­не­ний пат­ри­ар­ха Ме­ле­тия (Пи­ги), счи­тав­ше­го, что Иере­мия пре­вы­сил свои пол­но­мо­чия.
Ар­се­ний Элас­сон­ский де­лал мно­го­чис­лен­ные вкла­ды в греч. мо­на­сты­ри, в храм Вос­кре­се­ния Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме, мо­на­сты­ри Па­ле­сти­ны и Афо­на. По-ви­ди­мо­му, с по­соль­ством Ди­о­ни­сия, по­ки­нув­шим рус. сто­ли­цу в мар­те 1592 г., Ар­се­ний Элас­сон­ский по­слал в Алек­сан­дрий­ский пат­ри­ар­хат, в Ме­тео­ры и в мо­на­стырь Ду­си­ку рус. ико­ны. В том же го­ду он сде­лал вкла­ды ико­на­ми в Лав­ру Сав­вы Освя­щен­но­го, в Афон­ские мо­на­сты­ри Хи­лан­дар и Ди­о­ни­си­ат. В 1593 г. по­слал 4 ико­ны в дар митр. Фила­дель­фий­ско­му Гав­ри­и­лу Се­ви­ру и греч. церк­ви св. Ге­ор­гия в Ве­не­ции, в 1594 г. – ико­ну «Пре­об­ра­же­ние» на Си­най.
Меж­ду 1595 и 1598 гг. со­ста­вил греч. служ­бу св. Ва­си­лию Бла­жен­но­му и пе­ре­слал ее в мо­на­стырь Ду­си­ку, где она хра­нит­ся до наст. вре­ме­ни. В 1599 г. от­пра­вил на Афон ру­ко­пис­ный Ли­тур­ги­а­ри­он. В 90-х гг. XVI в. вы­да­ю­щий­ся кал­ли­граф иером. Лу­ка (впосл. митр. Ун­гро-Вла­хий­ский) со­здал в Москве кни­го­пис­ную шко­лу, к ко­то­рой при­над­ле­жа­ли Ар­се­ний Элас­сон­ский, по­та­шан­ский иером. Мат­фей, буд. митр. Мир Ли­кий­ских, Иеро­фей Мо­нем­ва­сий­ский, Иеро­фей Ку­ку­зе­лис, Пор­фи­рий Созо­поль­ский, пе­ре­пи­сав­шие в Москве бо­лее де­сят­ка греч. книг. В 1596 г. Ар­се­ний Элас­сон­ский по за­ка­зу Бо­ри­са Го­ду­но­ва на­пи­сал для хра­ма Вос­кре­се­ния в Иеру­са­ли­ме рос­кош­ное «зла­то­ко­ван­ное» Еван­ге­лие-апра­кос, еще од­на та­кая же ру­ко­пись бы­ла из­го­тов­ле­на им и по­сла­на, ве­ро­ят­но в 1604 г., в Лав­ру Сав­вы Освя­щен­но­го.

Ти­ту­ляр­ный ар­хи­епи­скоп Ар­хан­гель­ский

В 1597 г. был по­став­лен ти­ту­ляр­ным ар­хи­епи­ско­пом Ар­хан­гель­ским и стал «хра­ни­те­лем цар­ских гроб­ниц» в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. В ак­те из­бра­ния на цар­ство Бо­ри­са Го­ду­но­ва 1 ав­гу­ста 1598 г. он под­пи­сал­ся как ар­хи­епи­скоп Ар­хан­гель­ский, ука­зав так­же свой преж­ний ти­тул – «ар­хи­епи­скоп Елас­сон­ский». Гра­мо­той от 15 но­яб­ря 1599 г. царь по­жа­ло­вал ему как ар­хи­епи­ско­пу Ар­хан­гель­ско­му зем­ли в Бо­ров­ском, Клин­ском и Мос­ков­ском уез­дах, при­над­ле­жав­шие до это­го со­бо­ру. На по­лу­ча­е­мые с них до­хо­ды Ар­се­ний Элас­сон­ский стро­ил хра­мы в Москве и по­жа­ло­ван­ных вла­де­ни­ях. В мос­ков­ском Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре он по­стро­ил цер­ковь во имя Чу­да Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, вос­ста­но­вил боль­шую тра­пе­зу, вы­стро­ил ка­мен­ную ко­ло­коль­ню (о стро­и­тель­стве ко­ло­коль­ни со­об­ща­ет жи­тие Ар­се­ния, од­на­ко мн. ис­сле­до­ва­те­ли это оспа­ри­ва­ют). В под­мос­ков­ном с. Свя­тые От­цы (Все­х­свят­ском) «воз­двиг цер­ковь Всех свя­тых и укра­сил ее внут­ри и вне, об­нес ее огра­дой кру­гом, и на­са­дил око­ло нее раз­лич­ные де­ре­вья, и вбли­зи ее устро­ил пруд, и вы­рыл вбли­зи ко­ло­дезь, про­тив две­ри ее». В с. За­ви­до­во Клин­ско­го у. на сред­ства Ар­се­ния Элас­сон­ско­го бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы с 2 при­де­ла­ми – в честь Со­бо­ров Ар­хан­ге­лов Ми­ха­и­ла и Гав­ри­и­ла и всех Небес­ных Сил Бес­плот­ных и во имя прор. Илии. Вбли­зи от За­ви­до­ва, по-ви­ди­мо­му в с. Спас-За­ул­ки, Ар­се­ний Элас­сон­ский «воз­двиг цер­ковь ве­ли­ко­го Бо­га и Спа­си­те­ля на­ше­го Иису­са Хри­ста». В с. Ни­кит­ском Бо­ров­ско­го у. он по­стро­ил цер­ковь во имя Ар­хан­ге­лов, «об­нес ее огра­дою... и на­са­дил око­ло нее раз­лич­ные де­ре­вья». В 1599 г. Ар­се­ний Элас­сон­ский ото­слал в ме­теор­ский мо­на­стырь Вар­ла­ам се­реб­ря­ный дис­кос, в кремлев­ский Ар­хан­гель­ский со­бор дал вкла­дом Слу­жеб­ник (Виль­но, 1583). Позд­нее Ар­се­ний Элас­сон­ский сде­лал еще ряд вкла­дов в Ар­хан­гель­ский со­бор: в 1606 г. – Еван­ге­лие, в 1609 г. – Ми­нею за но­ябрь; на окла­де пе­чат­но­го Еван­ге­лия XVII в., хра­нив­ше­го­ся в со­бо­ре, име­лись фраг­мен­ты се­реб­ря­но­го окла­да, сня­то­го с Еван­ге­лия, – вкла­да Ар­се­ния Элас­сон­ско­го в со­бор в 1609 г. По-ви­ди­мо­му, в свя­зи с мно­го­чис­лен­ны­ми вкла­да­ми Ар­се­ния Элас­сон­ско­го его род был за­пи­сан в си­но­дик Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра. В 1602 г. от­пра­вил с иеру­са­лим­ским ар­хим. Да­ма­с­ки­ном в мо­на­стырь Та­тар­на по­да­рен­ный ему иером. Мат­фе­ем в 1596 г. Евхо­ло­гий и неко­то­рые пред­ме­ты цер­ков­ной утва­ри. С ав­гу­ста 1603 по март 1604 г. в Москве для сбо­ра ми­ло­сты­ни на­хо­ди­лись по­слан­цы Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Со­фро­ния V во гла­ве с ар­хим. Фе­о­фа­ном, буд. пат­ри­ар­хом. Ар­се­ний Элас­сон­ский нема­ло спо­соб­ство­вал успе­ху это­го по­соль­ства.

Смут­ное вре­мя

В Смут­ное вре­мя ар­хи­епи­ско­пу Ар­хан­гель­ско­му при­шлось пе­ре­не­сти нема­ло ис­пы­та­ний. 20 июня 1605 г. Лже­д­мит­рий I за­нял Моск­ву, 7 июля вен­чал­ся на цар­ство. И в его встре­че, и в вен­ча­нии Ар­се­ний Элас­сон­ский при­ни­мал са­мое ак­тив­ное уча­стие: по­сле ко­ро­на­ции са­мо­зван­ца в Успен­ском со­бо­ре «им­пе­ра­тор­ской ко­ро­ной» Ар­се­ний Элас­сон­ский в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре воз­ло­жил на него шап­ку Мо­но­ма­ха. 30 июня со­сто­ял­ся Со­бор Рус­ской Церк­ви, в ко­то­ром участ­во­вал Ар­хан­гель­ский ар­хи­епи­скоп. Со­бор низ­ло­жил пат­ри­ар­ха свт. Иова и на его ме­сто из­брал гре­ка Иг­на­тия. 8 мая 1606 г. Ар­се­ний Элас­сон­ский участ­во­вал в ко­ро­но­ва­нии Ма­ри­ны Мни­шек, 11 мая явил­ся во дво­рец с по­здрав­ле­ни­я­ми и по­дар­ка­ми но­во­брач­ным Лже­д­мит­рию и Ма­рине. 19 мая Ар­се­ний Элас­сон­ский был сре­ди выс­ше­го ду­хо­вен­ства Рус­ской Церк­ви, ко­гда по­сле рас­пра­вы с Лже­д­мит­ри­ем со­сто­я­лось из­бра­ние ца­рем Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча Шуй­ско­го. Вслед за этим Иг­на­тий был низ­ло­жен и пат­ри­ар­хом из­бра­ли Ка­зан­ско­го митр. сщ­мч. Ер­мо­ге­на. Да­лее Ар­се­ний Элас­сон­ский стал сви­де­те­лем по­яв­ле­ния Лже­д­мит­рия II и пле­не­ния по­ля­ка­ми Ва­си­лия Шуй­ско­го (июль 1610), по­жа­ра в Крем­ле (1611), при ко­то­ром по­стра­дал и дом ар­хи­еп. Ар­се­ния. По­сле аре­ста по­ля­ка­ми 1 мая 1611 г. пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на Ар­се­ний Элас­сон­ский стал гла­вой пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства в Москве и в этом ка­че­стве участ­во­вал в пе­ре­го­во­рах бо­яр­ско­го пра­ви­тель­ства с ко­ро­лем Си­гиз­мун­дом III, 5 окт. 1611 г. Ар­хан­гель­ский ар­хи­епи­скоп под­пи­сал 2 гра­мо­ты Си­гиз­мун­ду и его сы­ну Вла­ди­сла­ву, со­дер­жав­шие «убеж­де­ние ко­роле­ви­ча к ско­ро­му при­ез­ду в Моск­ву» для по­сле­ду­ю­ще­го ко­ро­но­ва­ния на цар­ство.
По­те­ряв­ший по­чти все свое иму­ще­ство и го­ло­дав­ший во вре­мя оса­ды Крем­ля рус. опол­че­ни­ем в ав­гу­сте-ок­тяб­ре 1612 г., Ар­се­ний Элас­сон­ский спо­до­бил­ся яв­ле­ния ему прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ко­то­рый пред­ска­зал ско­рое из­бав­ле­ние от бед­ствий. 27 но­яб­ря во гла­ве мос­ков­ско­го ду­хо­вен­ства Ар­се­ний Элас­сон­ский с Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри встре­чал всту­пав­шее в Моск­ву рус­ское вой­ско. 2 мая 1613 г. он вме­сте со всем ду­хо­вен­ством встре­чал близ Моск­вы Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва и его мать Мар­фу и со­про­вож­дал их к цар­ским гроб­ни­цам, где слу­жил мо­ле­бен. 11 мая он по­ста­вил свою под­пись на гра­мо­те об из­бра­нии ца­рем Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча, 11 июля участ­во­вал в вен­ча­нии юно­го ца­ря.

На Твер­ской ка­фед­ре

В 1613 г. был на­зна­чен на Твер­скую ка­фед­ру[5], за ним был так­же со­хра­нен ти­тул «ар­хи­епи­скоп Ар­хан­гель­ский».
В 1613 г. под­пи­сал ан­ти­минс для хра­ма в Ор­шине мо­на­сты­ре. Жи­тие со­об­ща­ет, что он воз­об­но­вил, от­ре­мон­ти­ро­вав и пе­ре­стро­ив, Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский ка­фед­раль­ный со­бор в Тве­ри, в ко­то­ром 25 лет не со­вер­ша­лись бо­го­слу­же­ния. На­зна­чил к со­бо­ру «про­то­по­пов, и свя­щен­ни­ков, и про­то­ди­а­ко­на, и иеро­ди­а­ко­на, кли­ри­ков, и пев­цов, и чте­цов, чтобы петь и свя­щен­но­дей­ство­вать в ней и в при­де­лах каж­дый день немолч­но и непре­рыв­но»[6]. Без долж­ной ар­гу­мен­та­ции дан­ное из­ве­стие оспа­ри­ва­ет­ся ис­сле­до­ва­те­ля­ми твер­ской ста­ри­ны[7]. Од­на­ко в опи­са­нии со­бо­ра в твер­ских пис­цо­вых кни­гах П. Нар­бе­ко­ва и по­дья­че­го Б. Фа­де­е­ва 1626 г. от­ме­че­ны мно­го­чис­лен­ные вкла­ды Ар­се­ния: на­пре­столь­ное Еван­ге­лие, об­ло­жен­ное се­реб­ром, ри­зы, епи­тра­хи­ли, па­ли­ца, па­ра­манд, омо­фор, су­лок – все укра­шен­ное зо­ло­тым ши­тьем, се­реб­ром, жем­чу­гом и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, и др. ве­щи. На неко­то­рых пред­ме­тах бы­ли вклад­ные над­пи­си свя­ти­те­ля[8]. По­жерт­во­вал в твер­скую цер­ковь Арх. Ми­ха­и­ла ру­ко­пис­ное Еван­ге­лие XV в. с соб­ствен­но­руч­ной вклад­ной за­пи­сью, неск. книг – в Успен­ский От­роч мо­на­стырь. Жи­тие со­об­ща­ет, что «по­сле воз­об­нов­ле­ния этой со­бор­ной церк­ви и при­де­лов ее он про­жил там на ар­хи­епи­ско­пии немно­го вре­ме­ни. Сна­ча­ла 2 го­да и 10 ме­ся­цев, а вто­рич­но око­ло двух ме­ся­цев»[9].

Ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский

Точ­ная да­та пе­ре­во­да Ар­се­ния Элас­сон­ско­го на Суз­даль­скую ка­фед­ру неиз­вест­на. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что это слу­чи­лось в 1615 г., до­сто­вер­но из­вест­но, что он ти­ту­ло­вал­ся «ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским» в ок­тяб­ре 1616 г. По­сле пе­ре­во­да в Суз­даль­скую епар­хию свя­ти­тель был осво­бож­ден от слу­же­ния при Ар­хан­гель­ском со­бо­ре и утра­тил ти­тул «ар­хи­епи­скоп Ар­хан­гель­ский», од­на­ко про­дол­жал жить в Москве в кремлев­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре, при­ни­мая ак­тив­ное уча­стие в об­ще­цер­ков­ных де­лах.
В 1618 г. при­сут­ство­вал на Со­бо­ре, ко­то­рый осу­дил ар­хим. прп. Ди­о­ни­сия (Зоб­ни­нов­ско­го) и его спо­движ­ни­ков, ис­пра­вив­ших Треб­ник; участ­во­вал в по­став­ле­нии на Ря­зан­скую ар­хи­епи­ско­пию Иоси­фа, ино­ка Сви­яж­ско­го в честь Успе­ния Пре­св. Бо­го­ро­ди­цы мо­на­сты­ря. В 1619 г. в Моск­ву при­е­хал Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Фе­о­фан, в июне 1619 г. воз­гла­вив­ший ин­тро­ни­за­цию пат­ри­ар­ха Фила­ре­та. Ар­се­ний Элас­сон­ский не толь­ко участ­во­вал во всех бо­го­слу­же­ни­ях и со­ве­ща­ни­ях рус. вла­стей с пат­ри­ар­хом Фе­о­фа­ном, но, по-ви­ди­мо­му, яв­лял­ся пе­ре­вод­чи­ком и бли­жай­шим со­вет­ни­ком по­след­не­го. 22 июня 1619 г. при на­ре­че­нии митр. Фила­ре­та пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Ар­се­ний Элас­сон­ский встре­чал его при вхо­де в Успен­ский со­бор, 24 июня при­ни­мал уча­стие в его по­став­ле­нии.
В 1620 г. свя­ти­тель участ­во­вал в Со­бо­рах, при­няв­ших по­ста­нов­ле­ния «О кре­ще­нии ла­тын и о их ере­сех» и об от­но­ше­нии к «бе­ло­рус­цам, при­хо­дя­щим от Поль­ско­го и Ли­тов­ско­го го­су­дар­ства в пра­во­слав­ную ве­ру гре­че­ско­го за­ко­на».
В 1625 г., неза­дол­го до смер­ти, по по­ве­ле­нию пат­ри­ар­ха Фила­ре­та при­нял уча­стие в рас­сле­до­ва­нии о чу­до­тво­ре­ни­ях от Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ре­не­сен­ной из Шар­том­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Суз­да­ле. Рас­сле­до­ва­ние под­твер­ди­ло чу­де­са от ико­ны, и в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны в Суз­даль 23 но­яб­ря бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние.
За вре­мя пре­бы­ва­ния Ар­се­ния Элас­сон­ско­го на Суз­даль­ской ка­фед­ре из­вест­ны сле­ду­ю­щие его вкла­ды: в 1619 г. в Ни­ко­ло-Шар­том­ский мо­на­стырь ру­ко­пис­ное Еван­ге­лие с соб­ствен­но­руч­ной под­пи­сью и прось­бой по­ми­нать его ро­ди­те­лей и бра­тьев, в 1623 г. мед­ный ков­ши­чек для теп­ло­ты в Бо­го­лю­бов­ский мо­на­стырь и в 1624 г. та­кой же ков­ши­чек в Ев­фро­си­ни­ев суз­даль­ский мо­на­стырь. Ве­ро­ят­но, бы­ли и др. по­жерт­во­ва­ния.
Скон­чал­ся 29 ап­ре­ля 1625 го­да в Суз­да­ле, по­гре­бен в Суз­даль­ском ка­фед­раль­ном Рож­де­ствен­ском со­бо­ре. Вско­ре по­сле кон­чи­ны уста­но­ви­лось его мест­ное по­чи­та­ние. В 1660 г. над мо­ги­лой свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная гроб­ни­ца и был на­пи­сан его об­раз, в хра­мах Суз­да­ля (Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва) и епар­хии (в се­лах Зна­мен­ском и Крас­ном Суз­даль­ско­го у.) по­яви­лись ико­ны, на ко­то­рых Ар­се­ний был изо­бра­жен вме­сте с ка­но­ни­зи­ро­ван­ны­ми Суз­даль­ски­ми чу­до­твор­ца­ми. В 1668 г. Суз­даль­ский ар­хи­еп. Сте­фан об­рел нетлен­ные мо­щи Ар­се­ния Элас­сон­ско­го. Па­мять свя­ти­те­ля под 29 ап­ре­ля и об­ре­те­ние его мо­щей под 28 ап­ре­ля от­ме­че­ны в Кай­да­лов­ских свят­цах кон. XVII в.[10]. Имя Ар­се­ния Элас­сон­ско­го упо­ми­на­ет­ся так­же в спис­ках «Опи­са­ния о рос­сий­ских свя­тых» (кон. XVII–XVIII в.). На его гро­бе ча­сто за­ка­зы­ва­лись па­ни­хи­ды. Осо­бен­но боль­шое сте­че­ние мо­ля­щих­ся бы­ло в пят­ни­цу пе­ред Тро­и­цы­ным днем, это бы­ли пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны и де­ти, про­сив­шие свя­ти­те­ля о по­мо­щи боль­ным де­тям.
Мест­ная ка­но­ни­за­ция со­вер­ши­лась в 1982 г., ко­гда имя свя­ти­те­ля бы­ло вклю­че­но в Со­бор Вла­ди­мир­ских свя­тых. В 4-м тро­па­ре 5-й пес­ни ка­но­на утре­ни Ар­се­ний Элас­сон­ский про­слав­ля­ет­ся как «бла­го­че­стия столп непо­ко­ле­би­мый». О по­чи­та­нии свя­ти­те­ля Ар­се­ния на пра­во­слав­ном Во­сто­ке сви­де­тель­ству­ет су­ще­ство­ва­ние греч. жи­тия.
В свя­зи с неод­но­крат­ным об­ра­ще­ни­ем во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский му­зей-за­по­вед­ник Пред­се­да­те­ля от­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та мит­ро­по­ли­та Смо­лен­ско­го и Ка­ли­нин­град­ско­го Ки­рил­ла и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Алек­сия II спе­ци­аль­ная ко­мис­сия в ав­гу­сте 2005 г. про­ве­ла ар­хео­ло­ги­че­ское об­сле­до­ва­ние и вскры­тие за­хо­ро­не­ния Ар­се­ния Эл­ла­сон­ско­го. То­гда бы­ли об­на­ру­же­ны кир­пич­ная стен­ка и пе­ре­ло­жен­ный свод скле­па, остат­ки де­ре­вян­но­го гро­ба, хо­ро­шо со­хра­нив­ши­е­ся мо­щи свя­ти­те­ля Ар­се­ния и фраг­мен­ты его об­ла­че­ний. Мо­щи свя­то­го бы­ли из­вле­че­ны из ста­рой гроб­ни­цы и по­ме­ще­ны в но­вую ра­ку, со­ору­жен­ную над ме­стом его за­хо­ро­не­ния. Ча­сти­цу мо­щей через пат­ри­ар­ха Алек­сия пе­ре­да­ли Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Д.В. Пе­жем­ским бы­ло про­ве­де­но ком­плекс­ное ан­тро­по­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние мо­щей Ар­се­ния Элас­сон­ско­го и С.А. Ни­ки­ти­ным сде­ла­на на­уч­ная ре­кон­струк­ция его внеш­не­го об­ли­ка.

Тру­ды

На­пи­сал дву­языч­ную «Грам­ма­ти­ку доб­ро­гла­го­ли­ва­го ел­ли­но­сло­вен­ска­го язы­ка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
Со­ста­вил греч. служ­бу св. Ва­си­лию Бла­жен­но­му.
Мож­но пред­по­ло­жить, что по по­буж­де­нию пат­ри­ар­ха Фе­о­фа­на Ар­се­ний Элас­сон­ский об­ра­бо­тал свои за­мет­ки, ко­то­рые он де­лал в Москве на про­тя­же­нии мно­гих лет, и пре­вра­тил их в «Ис­то­рию Рос­сии» – пер­вое греч. со­чи­не­ние на эту те­му, крат­ко из­ла­га­ю­щее рус­скую ис­то­рию со вре­ме­ни Кре­ще­ния до вступ­ле­ния на цар­ство Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (бо­лее по­дроб­но опи­са­ны со­бы­тия по­сле смер­ти Иоан­на IV Гроз­но­го). В «Ис­то­рии» Ар­се­ний Элас­сон­ский вновь рас­ска­зы­ва­ет о со­бы­ти­ях, при­вед­ших к учре­жде­нию Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В раз­но­гла­си­ях меж­ду пат­ри­ар­хом Иере­ми­ей и рус­ской сто­ро­ной, об­на­ру­жив­ших­ся в про­цес­се пе­ре­го­во­ров, Ар­се­ний Элас­сон­ский ви­нит спут­ни­ков пат­ри­ар­ха. Для цер­ков­ной ис­то­рии име­ют так­же зна­че­ние по­дроб­ные за­пи­си Ар­се­ния о по­жерт­во­ва­ни­ях ца­рей Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча и Бо­ри­са Го­ду­но­ва хра­мам и мо­на­сты­рям Рос­сии и пра­восл. Во­сто­ка, а так­же пат­ри­ар­шим ка­фед­рам. От­дель­ные све­де­ния, в этой свя­зи со­об­ща­е­мые Ар­се­ни­ем Элас­сон­ским, яв­ля­ют­ся уни­каль­ны­ми. При опи­са­нии Сму­ты Ар­се­ний Элас­сон­ский не ка­са­ет­ся ре­ли­ги­оз­ной сто­ро­ны со­бы­тий, рас­смат­ри­ва­е­мых им как ре­зуль­тат столк­но­ве­ний по­ли­ти­че­ских ин­те­ре­сов от­дель­ных груп­пи­ро­вок лю­дей и го­су­дарств. По­доб­но бо­яр­ско­му пра­ви­тель­ству в Москве, он ви­дел вы­ход из бед­ствий в при­гла­ше­нии на рус­ский трон ко­роле­ви­ча Вла­ди­сла­ва; все, что ме­ша­ло осу­ществ­ле­нию это­го пла­на, вос­при­ни­мал враж­деб­но: он на­зы­ва­ет участ­ни­ков вос­ста­ния в Москве вес­ной 1611 г. «глу­пы­ми и пья­ны­ми хо­ло­па­ми». Лишь позд­нее, ис­пы­тав ужа­сы пре­бы­ва­ния в оса­жден­ной Москве, он из­ме­нил свое мне­ние. Боль­шое зна­че­ние име­ют по­дроб­ные опи­са­ния в «Ис­то­рии» ко­ро­на­ции Лже­д­мит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек, уточ­ня­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щие рус. сви­де­тель­ства, а так­же оцен­ки Ар­се­ни­ем Элас­сон­ским неко­то­рых со­бы­тий цер­ков­ной ис­то­рии тех лет. Так, он по­ла­гал, что Иг­на­тий был по­став­лен пат­ри­ар­хом в со­от­вет­ствии с цер­ков­ны­ми ка­но­на­ми, низ­ло­жен же без до­ста­точ­ных ос­но­ва­ний. «Ис­то­рия Рос­сии» бы­ла пе­ре­пи­са­на в Москве со­про­вож­дав­ши­ми пат­ри­ар­ха Фе­о­фа­на ар­хим. Хри­сто­фо­ром и ар­хи­ди­ак. Нео­фи­том и уве­зе­на на Во­сток. Ко­пия бы­ла най­де­на А.А. Дмит­ри­ев­ским в Су­ме­лий­ском мо­на­сты­ре под Тра­пезун­дом в од­ной ру­ко­пи­си с жи­ти­ем Ар­се­ния Элас­сон­ско­го.
Су­ще­ству­ет мне­ние, что Ар­се­ний Элас­сон­ский яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем рус. ле­то­пис­но­го сво­да 1-й пол. XVII в. – «Пис­ка­рев­ско­го ле­то­пис­ца», од­на­ко эта точ­ка зре­ния не по­лу­чи­ла при­зна­ния в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре.


При­ме­ча­ния

[1] Жи­тие бы­ло най­де­но А.А. Дмит­ри­ев­ским в мо­на­сты­ре Су­ме­ла под Тра­пезун­дом.

[2] По­се­тил Моск­ву в 1591 вме­сте с Тыр­нов­ским митр. Ди­о­ни­си­ем, до­ста­вив­шим в Рос­сию акт Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра 1590 г. об учре­жде­нии Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та.

[3] Фон­кич. Гре­че­ско-рус­ские куль­тур­ные свя­зи. С. 58

[4] ГИМ. Син. греч. № 462

[5] Наи­бо­лее ран­ний из­вест­ный до­ку­мент, в ко­то­ром он на­зван «ар­хи­епи­ско­пом Твер­ским и Ка­шин­ским», да­ти­ру­ет­ся июлем 1613 – ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 4. С. 7

[6] Жи­тие. С. 208

[7] Са­ли­мов А. М. Твер­ской Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор. Тверь, 1994. С. 51-52

[8] Вы­пись из Твер­ских пис­цо­вых книг П. Нар­бе­ко­ва и по­дья­че­го Б. Фа­де­е­ва 1626 г. Тверь, 1901. С. 4, 9, 10-12

[9] Жи­тие. С. 208

[10] Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 3. С. 549

Случайный тест