Дни памяти:

17 июня  (переходящая) – Собор Псковских святых

2 июня

Житие

Краткое житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Св. бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в свя­том Кре­ще­нии (1265) Ти­мо­фей, при­над­ле­жал к ли­тов­ско­му кня­же­ско­му ро­ду. Ко­гда в Лит­ве про­изо­шел го­судар­ствен­ный пе­ре­во­рот, он дол­жен был со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми оста­вить ро­ди­ну. Он на­шел убе­жи­ще в воль­ном го­ро­де Пско­ве, и пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем.

Он окру­жил го­род вы­со­кой сте­ной, на­зы­ва­е­мой До­в­мон­то­вой, и счаст­ли­во во­е­вал с вра­га­ми сво­е­го го­ро­да — нем­ца­ми и ли­тов­ца­ми. Пе­ред бо­ем он при­хо­дил в цер­ковь, клал свой меч на пре­стол, мо­лил­ся со сле­за­ми, при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­но­го от­ца сво­е­го и его ру­кой на­де­вал свой меч. По утвер­жде­нию уро­жен­цев го­ро­да Пско­ва, это был тот са­мый меч с над­пи­сью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Че­сти мо­ей ни­ко­му не от­дам», ко­то­рый впо­след­ствии ле­жал на гроб­ни­це кня­зя До­в­мон­та и сво­ей ве­ли­чи­ной и тя­же­стью сви­де­тель­ство­вал о ро­сте и си­ле св. кня­зя. Пско­ви­чам князь До­в­монт го­во­рил: «Доб­рые му­жи псков­ские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто мо­лод — тот брат!» Он был же­нат на княжне Ма­рии Ди­мит­ри­евне (в св. схи­ме Мар­фа, па­мять ее 8 но­яб.), внуч­ке св. вел. кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять его 30 авг.), и за­бо­тил­ся об от­це ее кня­зе Ди­мит­рии Алек­сан­дро­ви­че, из­гнан­ном бра­том сво­им вел. кня­зем Ан­дре­ем, до его смер­ти, а по­сле, как удель­ный князь, был ве­рен Ан­дрею. За все эти доб­ро­де­те­ли лю­би­ли его пско­ви­чи.

В са­мый по­след­ний год жиз­ни князь До­в­монт от­бил Псков от нем­цев, неожи­дан­но за­хва­тив­ших его (см. жи­тие прмч. Иоаса­фа и Ва­си­лия — 4 мар­та). Ко­гда же он умер, бы­ла во Пско­ве «ту­ча ве­ли­кая» — пи­шет ле­то­пи­сец. Св. князь До­в­монт по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре, и в XIV в. ему уже бы­ла по­свя­ще­на цер­ковь, а в XVI в. по­сле его яв­ле­ния с дру­ги­ми угод­ни­ка­ми и во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем (1581) ему бы­ла на­пи­са­на служ­ба.

Полное житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт (До­мант) Псков­ский, князь Наль­ши­най­ский (Наль­шан­ский), был ро­дом из Лит­вы, сна­ча­ла рев­ност­но ис­по­ве­до­вал язы­че­ство. В 1265 го­ду, спа­са­ясь от меж­до­усо­биц ли­тов­ских кня­зей, был вы­нуж­ден бе­жать из Лит­вы и с 300 ли­тов­ски­ми се­мья­ми при­шел во Псков. Псков­ская зем­ля ста­ла его вто­рой ро­ди­ной. Здесь, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, "дох­ну­ла на него бла­го­дать Бо­жия", ко­гда со всей сво­ей сви­той он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ти­мо­фей и спо­до­бил­ся ве­ли­ких да­ров от Гос­по­да. Уже через год за доб­лесть и ис­тин­но хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем. В те­че­ние 33 лет он управ­лял го­ро­дом и был един­ствен­ным кня­зем за всю ис­то­рию Пско­ва, ко­то­рый су­мел так дол­го про­жить в ми­ре и со­гла­сии с псков­ским ве­чем. Он был спра­вед­лив и стро­го сле­дил за пра­во­су­ди­ем дру­гих, щед­ро тво­рил ми­ло­сты­ню, при­ни­мая ни­щих и стран­ни­ков, бла­го­го­вей­но чтил цер­ков­ные празд­ни­ки, по­кро­ви­тель­ство­вал хра­мам и мо­на­сты­рям и сам ос­но­вал оби­тель в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Через брак с до­че­рью ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия, внуч­кой свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря и 30 ав­гу­ста), он по­род­нил­ся с рус­ским ве­ли­ко­кня­же­ским ро­дом. Князь До­в­монт, как и свя­той Алек­сандр Нев­ский, был слав­ным за­щит­ни­ком Рус­ской зем­ли. Ос­нов­ная за­слу­га бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та как пол­ко­вод­ца и го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля со­сто­ит в том, что в те­че­ние мно­гих лет он на­деж­но за­щи­щал се­ве­ро-за­пад­ную гра­ни­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства от непри­я­тель­ских на­па­де­ний.

В 1268 го­ду князь До­в­монт был од­ним из ге­ро­ев ис­то­ри­че­ской бит­вы при Ра­ко­во­ре, где рус­ская рать одер­жа­ла по­бе­ду над дат­ски­ми и немец­ки­ми вой­ска­ми. Пе­ред каж­дой бит­вой свя­той До­в­монт при­хо­дил в храм, по­ла­гал свой меч к под­но­жию свя­то­го пре­сто­ла и при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ни­ка, ко­то­рый пре­по­я­сы­вал ему меч.

Свя­той До­в­монт сде­лал псков­скую кре­пость непри­ступ­ной. В па­мять о слав­ном за­щит­ни­ке го­ро­да ка­мен­ная обо­ро­ни­тель­ная сте­на, воз­ве­ден­ная свя­тым кня­зем ря­дом с Кро­мом в кон­це XIII ве­ка, бы­ла на­зва­на До­в­мон­то­вой, а тер­ри­то­рия, ограж­ден­ная сте­ной, до сих пор на­зы­ва­ет­ся До­в­мон­то­вым го­ро­дом. У свя­то­го за­щит­ни­ка "До­ма Свя­той Тро­и­цы" был еще один бла­го­че­сти­вый обы­чай: в бла­го­дар­ность Гос­по­ду, Име­нем Ко­то­ро­го он одер­жи­вал по­бе­ды, не зная по­ра­же­ний, бла­го­вер­ный князь До­в­монт ря­дом с Крем­лем воз­во­дил хра­мы в честь то­го свя­то­го, в день па­мя­ти ко­то­ро­го одер­жи­вал по­бе­ду. Ста­ви­ли там хра­мы по осо­бым обе­там и дру­гие жи­те­ли Пско­ва. Неболь­шая тер­ри­то­рия ны­неш­не­го До­в­мон­то­ва го­ро­да бы­ла сплошь по­кры­та хра­ма­ми. (Пер­вый храм в честь свя­то­го До­в­мон­та-Ти­мо­фея был по­стро­ен в До­в­мон­то­вом го­ро­де в 1574 го­ду.)

Свою по­след­нюю по­бе­ду доб­лест­ный князь-во­ин одер­жал 5 мар­та 1299 го­да на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой, где он с ма­лой дру­жи­ной раз­бил боль­шое немец­кое вой­ско. Ли­вон­ские ры­ца­ри неожи­дан­но на­па­ли на по­сад у Пско­ва, за­хва­ти­ли при­го­род­ные Снет­но­гор­ский и Ми­рож­ский мо­на­сты­ри и со­жгли их, же­сто­ко рас­пра­вив­шись с на­сель­ни­ка­ми. Они уби­ли ос­но­ва­те­ля Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Иоаса­фа с 17 ино­ка­ми и пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, игу­ме­на Ми­рож­ско­го (па­мять 4 мар­та). Свя­той князь До­в­монт, не до­жи­да­ясь, по­ка со­бе­рет­ся боль­шое псков­ское вой­ско, вы­шел на­встре­чу вра­гу с дру­жи­ной и из­гнал свя­то­тат­цев за пре­де­лы Рус­ской зем­ли.

Через несколь­ко ме­ся­цев свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей скон­чал­ся и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва. Ле­то­пись сви­де­тель­ству­ет, что "бысть же то­гда жа­лость ве­ли­ка в Плес­ко­ве му­жам и же­нам, и ма­лым де­тям по доб­ром гос­по­дине бла­го­вер­ном кня­зе Ти­мо­фее". Пско­ви­чи вспо­ми­на­ли, как свя­той князь за­бо­тил­ся о них в мир­ные дни и осо­бен­но, ко­гда го­ро­ду угро­жа­ла опас­ность, как вел их в бой со сло­ва­ми: "Доб­рые му­жи пско­ви­чи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто мо­лод, тот брат. По­сто­им за Свя­тую Тро­и­цу!"

Вско­ре по­сле кон­чи­ны кня­зя на­ча­лось по­чи­та­ние его как свя­то­го за­ступ­ни­ка пред Бо­гом, мо­лит­вен­но охра­ня­ю­ще­го на­шу зем­лю от вра­гов и бед­ствий. Не раз и по смер­ти за­щи­щал Псков свя­той князь. Так, в 1480 го­ду, ко­гда бо­лее ста ты­сяч нем­цев оса­ди­ли го­род, он явил­ся во сне од­но­му го­ро­жа­ни­ну и ска­зал: "Возь­ми­те оде­я­ние (по­кров) гро­ба мо­е­го, об­не­си­те его три ра­за во­круг го­ро­да с кре­ста­ми и не бой­тесь". Пско­ви­чи ис­пол­ни­ли его ука­за­ние, и нем­цы от­сту­пи­ли от го­ро­да. По­сле это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния от вра­гов свя­то­му кня­зю бы­ла со­став­ле­на служ­ба. Ря­дом с мо­ща­ми бла­го­вер­но­го кня­зя в Тро­иц­ком со­бо­ре ви­сел его бо­е­вой меч (в на­сто­я­щее вре­мя меч хра­нит­ся в Псков­ском ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­ном и ар­хи­тек­тур­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке), ко­то­рый вру­чал­ся в хра­ме Свя­той Тро­и­цы псков­ским кня­зьям при воз­ве­де­нии на пре­стол.

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей и его су­пру­га, в схи­ме пре­по­доб­ная Мар­фа († 1300; па­мять 8 но­яб­ря) удо­сто­и­лись осо­бой по­че­сти быть изо­бра­жен­ны­ми на чу­до­твор­ной Ми­рож­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (празд­но­ва­ние 24 сен­тяб­ря): "Бла­го­из­во­ли­ся пре­чи­сто­му об­ра­зу чу­до­твор­ныя ико­ны Тво­ея, Бо­го­ро­ди­це, на­пи­са­ти­ся зра­ка по­до­бию на­ше­го в бра­нех твер­да­го за­ступ­ни­ка кня­зя До­ман­та со бла­го­че­сти­вою су­пруж­ни­цею" (се­да­лен служ­бы свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю До­в­мон­ту-Ти­мо­фею). При яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри стар­цу До­ро­фею во вре­мя оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми 27 ав­гу­ста 1581 го­да свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей был сре­ди из­бран­ни­ков Бо­жи­их, со­про­вож­дав­ших Небес­ную За­ступ­ни­цу Пско­ва (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).

Мо­щи свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та-Ти­мо­фея по­ко­ят­ся в Псков­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Молитвы

Тропарь благоверному князю Довмонту, в Крещении Тимофею, Псковскому

глас 8

И́же о́тчее нече́стие возненави́дев,/ преблаже́нне кня́же Дома́нте,/ и но́щи стра́стныя избе́г, е́же к и́долом тща́ние,/ прии́де мы́слию к Со́лнцу сла́вы — Христу́,/ озари́вся благода́тию Боже́ственнаго Креще́ния,/ и ны́не во све́те Пресвяты́я Тро́ицы предстоя́,/ моли́ Христа́ Бо́га сохрани́ти и спасти́ правосла́вныя лю́ди/ и град твой от безбо́жных ага́рян,/ и лати́н наше́ствия, и междоусо́бныя бра́ни// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Отеческое беззаконие ты возненавидел, преблаженный князь Довмонт, и избежал тьмы страданий, заключающейся в усердии к идолослужению, пришел по своей воле к Солнцу славы - Христу, озарился благодатью Божественного Крещения и сейчас, предстоя во свете Пресвятой Троицы, моли Христа Бога сохранить и спасти православных людей и город твой от безбожных мусульман, и нападения католиков, и от междоусобной войны и о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверному князю Довмонту, в Крещении Тимофею, Псковскому

глас 4

Ду́хом Бо́жиим наставля́емь,/ о́тчее нече́стие отве́ргл еси́,/ святы́й благове́рный кня́же Тимофе́е,/ потща́лся еси́ приити́ в богоспаса́емый град Псков,/ в не́мже ду́шу твою́ благода́тию свята́го Креще́ния просвети́в,/ ве́рою и любо́вию оби́тель в себе́ сотвори́л еси́ Пресвяте́й Тро́ице,/ Е́йже непреста́нно моли́ся/ дарова́ти душа́м на́шим// мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Руководимый Духом Божиим, ты отверг отеческое беззаконие, святой благоверный князь Тимофей, поспешил прийти в Богоспасаемый город Псков, в нем же душу твою благодатью святого Крещения просветив, с верой и любовью создал в самом себе обитель Пресвятой Троице (Ин.14:23), Ей же не переставя молись даровать душам нашим мир и великую милость.

показать все

Кондак благоверному князю Довмонту, в Крещении Тимофею, Псковскому

глас 8

Любо́вию Христо́вою уязви́ся, преблаже́нне кня́же Дома́нте,/ ум впери́в заре́ю Ду́ха,/ и́дольскую пре́лесть оте́ческаго нече́стия возненави́дев,/ порожде́нием святы́я купе́ли Тимофе́й нарече́н еси́,/ слеза́ми и ми́лостынею ко Христу́ присво́ився,/ и жи́зни сей тече́ние до́бре сконча́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́д,/ и ны́не мо́лим тя:/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу и Пречи́стую Богоро́дицу/ за град Псков и за всех, притека́ющих к ра́це моще́й твои́х,/ изба́витися нам от вся́ких зол,// да тебе́ вси, я́ко те́пла засту́пника, непреста́нно почита́ем.

Перевод: Пленен любовью Христовой, преблаженный князь Довмонт, устремив ум к сиянию Духа, языческое обольщение отеческого беззакония ты возненавидел и возрождением в святой купели (Крещения) был назван Тимофеем. Слезами и милостыней ты стал близок ко Христу и, закончив свой жизненный путь, ты сохранил непорочной веру, и сейчас молим тебя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу о городе Пскове и обо всех, приходящих к раке с мощами твоими, о том, чтобы нам избавиться от всякого зла, ибо мы все тебя, как усердного заступника, не переставая почитаем.

Молитва благоверному князю Довмонту, в Крещении Тимофею, Псковскому

О, святы́й уго́дниче Христо́в, благове́рный кня́же Довмо́нте! Ве́дуще твое́ к Бо́гу дерзнове́ние, в сокруше́нии се́рдца смире́нно про́сим тя: моли́ся о нас гре́шных и непотре́бных рабе́х (имена) и испроси́ нам моли́твами твои́ми проще́ние грехо́в, исправле́ние жития́ на́шего, от боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние, от наве́тов и ко́зней диа́вольских избавле́ние, па́че же спасе́ние душа́м на́шим пода́ждь и Небе́сных благ восприя́тия сподо́би, благода́тию и человеколю́бием Пресвяты́я и Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому благоверному князю Довмонту, во святом Крещении Тимофею

глас 4

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, яко извел еси люди из работы египетския, покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.

Припев (при келейном чтении): Святый благоверный княже Доманте, моли Бога о нас.

В Царство Христово вшед, преблаженне княже Тимофее Доманте, возлюбив вечная паче временных, сего ради своему Владыце сосуд избран показася, славне.

Благочестиваго корене державнаго князя Александра исчадию благоволением Божиим сочетася, с неюже благоугодно пожив, преставльшеся, обретосте Христово нестареемое блаженство.

Христолюбиваго нрава никогда же отлучаяся, всем убогим милостивый податель был еси, блаженне княже Доманте, и сирым заступник.

Богородичен: Благодарение ново молитвы Твоея проповедуем, Чистая, усты и духом, яко Тебе ради от напастей, и тяжких печалей, и греха страстей вси избавляемся.

Песнь 3

Ирмос: B Господе Бозе моем сердце мое утвердися, тем немощствующии препоясашася силою.

Царя, всеми царствующаго Небесными и земными, последователь был еси, блаженне княже Доманте, не возвращся вспять, возлож руку свою на рало веры Христовы, тем добре управлен бысть в Царство Его.

Всея России благочестивым великим князем причтеся лику, аще и не от того сущаго корене рождену ти, но храбрость мужества и благочестие разума тем подобна показа тя.

В лета самодержца великаго князя Александра Невскаго был еси, княже Доманте, тем христоименитым людем Российскаго царства забрала явистеся от нахождения безбожных латин, якоже в животе, тако и по преставлении вашем, святии.

Богородичен: Написася Слово Отчим перстом, некогда богогласному пророку Твоего рождества тайна, Богородице, тем Тя молю в книзе мя написати жизненней, лукавое рукописание грехов моих раздравши.

Седален

Благословенному и светоносному торжеству, яко солнцу, возсиявшу во всем мире, блаженнаго князя Тимофея Доманта, к немуже стецемся, вернии, непрестанно вопиюще: аще и пришел еси от земли, святе, но тамо со Ангелы Пресвятей Троице предстоиши, Ейже молися спасти души наша.

Песнь 4

Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы: Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.

Феодора Стратилата дерзновению мужества подобен был еси и сего ради чести онаго от Бога сподобися, стражда изволением.

Земля освятися, приимши мощи твоя, блаженне княже Доманте, человецы же, тобою приемлют исцеление, Христа славяще, Иже искренно тя прославльшаго.

Ревность Святаго Духа в сердцы приим, отеческое зловерие возненавидев, Христа, Истиннаго Бога, взыскав, банею Крещения омывся, чадо Свету явися. Емуже предстоиши, молися за рабы своя, верою славящия тя.

Тебе молимся, преблаженне Тимофее, сопротивных шатание низложи и недуги человеком облегчи, святе, яко да во гласех хваления тебе воспеваем.

Богородичен: Рукою милосердия, Богородице, защити мя от враг и душу мою, истаявшую зноем греха, прохлади ходатайством Своим, Дево, Едина бо еси человеком исправление.

Песнь 5

Ирмос: Часть моя еси, Господи, и слава лица моего: Ты бо мя из тьмы неведения един избавил еси Богоразумием, и Тебе молюся, Христе: даруй рабу Твоему мир, яко Человеколюбец.

Благословением Святыя Горы инока, единоутробнаго твоего брата, Божий свет Трисолнечныя Троицы вселися в твое сердце и Своего Божества дом тя показа, блаженне.

Иже святую Твою память радостно от души творящих скорби премени и душеспасительная подаждь прошения.

Законом благоверия научився, премудре, ревнитель благочестия садителю Владимиру был еси, идольскую лесть низложив, Троицы был еси селение Пречистей.

Богородичен: Многогрешнаго Твоего раба, Богородице, не отрини моления и прошения, аще и недостойне молящася, Владычице, избави мя лютых страстей моих и уз прегрешения злаго.

Песнь 6

Ирмос: Якоже пророка Иону от кита избавил еси, Христе Боже, и мене из глубины прегрешений возведи и спаси мя, Едине Человеколюбче.

Святейшаго во святых Бога познав, премудре княже Доманте, о граде твоем Пскове молися, и о иже верою живущих в нем, избавится от всяких зол, да твою память вси благочестно почитаем.

Яко пресветлая двоице, яко пречестная верста и богосочтанная, Христу от души поработасте в жизни своей, пречестнии, ходяще по заповедем Его.

Царие и князи, священницы и вельможи, старцы с юнотами и всяк возраст, светло предъиграйте, память премудраго князя Доманта в песнех величающе.

Богородичен: Служителя тайне, Архангела слышала еси, в утробе вмещение Невместимаго приимши, мы же Гавриилово вещание приносим: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою и Тебе ради с нами.

Кондак, глас 8

Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святыя купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавится нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

Икос

Всякаго безбожия неистовства избег, удаленную страну от Бога отечества весьма оставль, идеже Бог не познавашеся, но прелесть бесовская почитаема бяше, вся сия, оплевав, попра, апостолу Филиппу подобен быв: он бо от Газскаго пути восхищен во Азот, ты же — в богоспасаемый град Псков; он убо, единаго каженика крестив, удиви, ты же вся страны наша своим крещением возвесели, блаженне княже Тимофее Доманте, и чудес действо безбожных нахождения сокрушаеши, и паки пребуди с нами защищати нас, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: Не предаждь нас до конца Имене Твоего ради, и не разори Завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Господи, Боже отец наших, препетый во веки.

Патриарха Авраама нраву, преблаженне княже Доманте, подобник быв, всяко требование нищим неоскудно раздал еси, да Христа милостива себе приобрящеши.

Просвети твое житие всю вселенную правым смыслом, сияя, в Руси яко солнце, Трисолнечнаго Божества зарею просвещаемь, досточудне.

Церкви и граду ты бысть правитель непреложный, всяку ересь и лесть бесовскую отгоняя, и со Ангелы ныне ликуеши, предстоя Святей Троице в дерзновении мнозе.

Богородичен: Избави, Богородице, от обдержащих бед души наша и призри на смиренныя рабы Своя, и веселия мя исполни, Благая.

Песнь 8

Ирмос: На Кресте плотию пригвожденнаго и показавшаго нам оружие во спасение, отроцы, превозносите Христа, Бога нашего, во веки.

Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен: иноком, и священным, и простым, и всем, иже в недостаточестве, яко отец чадолюбив, был еси.

В болезни к тебе прибегающих исцеляй, преблаженне княжеТимофее, и поганых нашествия избавляй рабы своя, Богу поющия: благословите Христа во вся веки.

Веселится ныне и торжествует великий град Псков и вси окрестнии гради и веси, тебе имуще покров и забрало, и красятся памятию твоею честною, в нем бо пожив, венца от Бога сподобился еси.

Богородичен: Предваришася уже беззакония моя и, к концу жития пришед, рыдая, молю Тя, Богородице Чистая: поне на старость мою, спаси мя, погибающаго.

Песнь 9

Ирмос: Яко сотвори мне величия Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в род и род боящимся Его.

Всея России великим князем, благочестие хранящим, сообщник был еси, Богомудре княже Доманте, с ними землю Русскую сохраняеши от безбожных агарян и латын навета, и нынешняго настояния страстей нас избави молитвами своими.

Чудесы своими, яко цвет, процвел еси, Богомудре княже Доманте, якоже рече пророк: праведник, яко финикс, процветет. Сего ради тя ублажаем.

Певцем, иже Тебе, поющим, Троице Пресвятая, согрешения наша остави, вольная и невольная, преблага чудотворца благовернаго князя Доманта молитвами.

Богородичен: Напоитися богатно слезами даждь браздам страстныя моея души и плоды принести сторичны, Владычице, сподоби, сердце мое всякаго веселия исполни, да славлю Тя, Хранительнице моя.

Светилен

Не человеком, ни от человек, но от Бога звание прием, иже прежде тьме сын, ныне же чадо и наследник Свету своим обращением сотворися, Доманте Богомудре.

Тропарь, глас 8

Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Доманте, и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, озарився благодатию Божественнаго Крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя брани и спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4

Духом Божиим наставляемь, отчее нечестие отвергл еси, святый благоверный княже Тимофее, потщался еси приити в богоспасаемый град Псков, в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив, верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице, Ейже непрестанно молися даровати душам нашим мир и велию милость.

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)