Преподобномученица Анто́ния Тимофеева, послушница
Житие
Краткое житие преподобномученицы Антонии Тимофеевой
Антония[1] Тимофеевна Тимофеева родилась в 1883 году (по некоторым данным год рождения 1881) в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии и происходила из крестьянской семьи. В анкетах советского времени она значилась как “малограмотная”. Известно, что в 1903 году она стала послушницей Московского Алексеевского монастыря. После закрытия монастыря она осталась жить в его здании, занималась пошивом одеял.
28 декабря 1930 года послушницу Антонию арестовали и обвинили в “антисоветской агитации”, во время следствия она содержалась в Бутырской тюрьме. 3 января 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило ее к 3 годам высылки в Казахстан. О жизни мученицы в последующие годы мы знаем мало. Известно, что она скончалась (предположительно расстреляна) 5 ноября 1942 года. Послушница Антония Тимофеева была причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.
Источник: pstgu.ru
Полное житие преподобномученицы Антонии Тимофеевой
Антония Тимофеевна Тимофеева (1883 – 1942), послушница, преподобномученица. Родилась в 1883 году в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина. В анкетах советского времени Антония значилась как “малограмотная”. В семье, кроме нее, было три сына и дочь Фекла.
В 1903 году стала послушницей Московского Алексеевского монастыря. После закрытия обители Антония вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращенных распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием.
29 декабря 1930 года была арестована по обвинениню в “антисоветской агитации”, во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме.
Допрашивал ее в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись практическим занятием, необходимым для получения диплома. Курсант школы ОГПУ отчетливо прочитал напечатанные в анкете арестованной графы и подробно записал ее ответы. На вопрос о партийности и политических убеждениях Антония Тимофеевна ответила ему: "Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом". На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: "Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом".
После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Выслушав его, Антония Тимофеевна сказала:
"В монастырь я поступила в 1903 году... В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных... только потому, что они веруют в Бога... Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви бывшего Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью!.. об этом я не скрываю и буду говорить об этом".
3 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена к трем годам высылки в Северный край.
По окончании срока ссылки Антония Тимофеевна поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района.
Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали, что "она проживает в... церковной сторожке, без прописки в районе и без определенных занятий. Ведет активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове нового попа. Когда сельсоветом в прописке попа было отказано, Тимофеева привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы прописали попа, при этом она упирала на то, что сельсовет, не прописывая попа, нарушает 124 статью конституции".
21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире Дмитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они постановили на их основании выделить дела монахинь "в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности". О Антонии Тимофеевне лжесвидетель сказал: "В селе Суково Озерского района проживают монашки Антония и Прасковья. Все монашки... имеют тесные связи между собой, постоянно общаются... устраивают сборы... где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне".
30 сентября 1937 года Антония Тимофеевна была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена.
– Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания, – потребовал от нее следователь.
– Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила, – ответила она.
10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала: "В августе 1937 года Тимофеева в разговоре со мной рассказала, что у них в селе Суково не хотят прописывать попа, верующие обращались в сельсовет, чтобы он прописал попа, а сельсовет прописать отказался. При этом Тимофеева мне заявила: “Большевики конституцию выпустили для обмана народа, все, что в ней написано – это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики – это не люди, а посланцы сатаны”. Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской попа в райисполком, она мне ответила: “А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придет конец и этой антихристовой власти”.
15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Антонию Тимофеевну к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг.
Скончалась в лагере 5 ноября 1942 года.
26 июля 1994 года была реабилитирована Генеральной Прокуратурой РФ по 1931 году репрессий.
Была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). "Преподобномученица Антония (Тимофеева)"
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Примечание
[1] Монашеское имя преподобномученицы указано в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 13 октября 2021 года.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Самое лучшее для детей – когда родители заботятся о том, какими они станут, когда вырастут, а не о том, кем они станут.
монах Симеон
2005 год. Останки генерала Деникина и философа Ивана Ильина перезахоронены в Донском монастыре.
В несчастиях не должно унывать и отчаиваться, а должно все упование возлагать на Бога