День памяти

Житие

Краткое житие святителя Филарета, архиепископа Черниговского

Бу­ду­щий свя­ти­тель Фила­рет, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский и Нежин­ский (в ми­ру Ди­мит­рий Гри­горь­е­вич Гу­милев­ский) - ро­дил­ся 23 ок­тяб­ря 1805 го­да в де­ревне Ко­но­бе­ев­ка, Шац­ко­го уез­да, Там­бов­ской гу­бер­нии, в се­мье свя­щен­ни­ка.

Пер­во­на­чаль­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в се­мье ро­ди­те­лей. Отец его от­ли­чал­ся ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем и был из­ве­стен как за­ме­ча­тель­ный про­по­вед­ник и при­мер­ный свя­щен­ник. Бла­го­че­стие ро­ди­те­лей и ас­ке­ти­че­ская жизнь тет­ки-на­став­ни­цы, умер­шей в 90 лет де­ви­цей, ра­но раз­ви­ли в бу­ду­щем Фила­ре­те склон­ность к мо­на­ше­ству.

Во вре­мя уче­бы в Шац­ком ду­хов­ном учи­ли­ще Там­бов­ский Прео­свя­щен­ный Иона (Ва­си­льев­ский), при­няв во вни­ма­ние ма­лый рост и сми­ре­ние Ди­мит­рия, пе­ре­ме­нил его преж­нюю фа­ми­лию Ко­но­бе­ев­ский на Гу­милев­ский (лат. humilis - низ­кий).

В 1826 го­ду Ди­мит­рий по­сту­пил в Мос­ков­скую ду­хов­ную ака­де­мию, где 19 ав­гу­ста 1829 го­да (по окон­ча­нии ака­де­мии) по­стри­жен в мо­на­ше­ство. Мит­ро­по­лит мос­ков­ский Фила­рет, вни­ма­тель­но сле­див­ший за его уче­ни­ем, при по­стри­же­нии дал ему свое имя - бес­при­мер­ный слу­чай в ис­то­рии ака­де­мии. В сво­их от­но­ше­ни­ях к юно­му ино­ку мос­ков­ский свя­ти­тель про­яв­лял оте­че­скую за­бот­ли­вость и вме­сте с тем ис­клю­чи­тель­ную стро­гость. По при­ня­тии ино­че­ско­го чи­на Фила­рет 3 фев­ра­ля 1830 го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 29 июня то­го же го­да - во иеро­мо­на­ха.

27 ян­ва­ря 1835 го­да Фила­рет был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, а 14 де­каб­ря то­го же го­да на­зна­чен рек­то­ром Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии. 9 мар­та 1837 го­да на него воз­ло­же­на обя­зан­ность на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря.

В ок­тяб­ре 1841 го­да ве­ли­кий мос­ков­ский свя­ти­тель Фила­рет на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та на Риж­скую ка­фед­ру. 21 де­каб­ря 1841 го­да в Ка­зан­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га бы­ла со­вер­ше­на хи­ро­то­ния Фила­ре­та во епи­ско­па Риж­ско­го. В июле 1842 го­да он от­пра­вил­ся в Ри­гу.

Вла­ды­ка Фила­рет от­ли­чал­ся необык­но­вен­ным тру­до­лю­би­ем. До­стой­но удив­ле­ния, как в ма­лень­ком, тще­душ­ном и бо­лез­нен­ном на вид те­ле ужи­ва­лось столь­ко ки­пу­чей энер­гии, ра­бо­то­спо­соб­но­сти. Осо­бен­но мно­го тру­да, за­бот и скор­бей до­ста­ви­ла ему Риж­ская епар­хия. Семь лет ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния в Ри­ге - это семь лет скор­бей и стра­да­ний, ко­то­рые пе­ре­но­сил он по сво­е­му ве­ли­чай­ше­му сми­ре­нию с пол­ной бла­го­по­кор­но­стью. Усло­вия его слу­же­ния в Ри­ге бы­ли очень труд­ны. В ко­рен­ном на­се­ле­нии (ла­ты­шах и эс­тон­цах) за­ме­ча­лась тя­га к пра­во­сла­вию и са­мо­быт­ной куль­ту­ре - бо­го­слу­же­нию и пре­по­да­ва­нию в шко­лах на род­ном язы­ке. Свя­ти­тель все­мер­но под­дер­жи­вал их стрем­ле­ние. За свое пре­бы­ва­ние в Ри­ге он от­крыл 63 при­хо­да, устро­ил 20 церк­вей по­сто­ян­ных и 43 вре­мен­ных, воз­бу­дил хо­да­тай­ство об от­кры­тии ду­хов­но­го учи­ли­ща и при­ход­ских школ.

В 1848 го­ду епи­скоп Фила­рет пе­ре­ме­щен на Харь­ков­скую ка­фед­ру. В Харь­ко­ве и Чер­ни­го­ве свя­ти­тель уде­лял боль­шое вни­ма­ние ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию юно­ше­ства, устра­и­вал се­ми­на­рии, епар­хи­аль­ные учи­ли­ща, сле­дил за учеб­но-вос­пи­та­тель­ным про­цес­сом, вы­ра­ба­ты­вал для учеб­ных за­ве­де­ний про­грам­мы пре­по­да­ва­ния, от­да­вая для их ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния свои пе­чат­ные тру­ды. В мо­на­сты­рях учре­ждал об­ще­жи­тия, не остав­лял без вни­ма­ния хра­мо­зда­ния и их цер­ков­ное бла­го­ле­пие.

В 1857 го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па. 2 мая 1859 го­да на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Чер­ни­гов­ским и Нежин­ским. Во вре­мя хо­ле­ры 1866 го­да он пред­при­нял объ­езд епар­хии, го­во­ря: «На­род упал ду­хом, сле­ду­ет его обод­рить». В пу­ти он сам за­бо­лел и 9 ав­гу­ста скон­чал­ся в Ко­но­то­пе. От Ко­но­то­па до Чер­ни­го­ва на про­тя­же­нии 180 верст де­сят­ки ты­сяч лю­дей, сме­няя друг дру­га, со­про­вож­да­ли гроб лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря. При этом не бы­ло ни од­но­го слу­чая за­боле­ва­ния хо­ле­рой. За­бы­ли все об этом страш­ном би­че. Хо­ле­ра не до­шла до Чер­ни­го­ва, и пре­кра­ти­лась.

Бес­цен­ным тво­ре­ни­ем его пе­ра яв­ля­ет­ся «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ское опи­са­ние Харь­ков­ской епар­хии», где, в част­но­сти, со­дер­жит­ся ис­то­рия мно­гих при­хо­дов и жи­тия по­движ­ни­ков бла­го­че­стия Ста­ро­бель­ско­го уез­да.

14 ап­ре­ля 2009 го­да про­слав­лен Украинской Православной Церковью в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых Чер­ни­гов­ской епар­хии.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля Фила­ре­та Чер­ни­гов­ско­го.

Полное житие святителя Филарета, архиепископа Черниговского

В ми­ру Ко­но­бе­ев­ский Ди­мит­рий Гри­горь­е­вич, ро­дил­ся 23 ок­тяб­ря 1805 го­да в де­рев­не Ко­но­бе­ев­ке Шац­ко­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.

Ко­гда ни­кто на се­ле не знал о рож­де­нии сы­на у по­чтен­но­го пас­ты­ря, юро­ди­вый Алек­сей, взбрав­шись на ко­ло­коль­ню, воз­ве­стил о рож­де­нии тре­зво­ном. Пе­ре­по­ло­шен­ный не­свое­вре­мен­ным зво­ном на­род бро­сил­ся к церк­ви. Ста­ли спра­ши­вать юро­ди­во­го, кто ве­лел зво­нить и за­чем? - "Рад Алеш­ка, что ро­дил­ся ве­ли­кий Ти­мош­ка! А он бу­дет зво­нить, зво­нить бу­дет на всю Русть!" - от­ве­чал юро­ди­вый. Раз­до­са­до­ван­ный на­род не внял про­ро­че­ско­му го­ло­су бла­жен­но­го, и на­шлись лю­ди, ко­то­рые из­ли­ли свою до­са­ду на его спи­не. Юро­ди­во­го вы­сек­ли, а он при­го­ва­ри­вал во вре­мя на­ка­за­ни­я: "Бей­те боль­ше, ро­дил­ся боль­шой Ти­мош­ка".

Маль­чи­ка на­зва­ли Ди­мит­ри­ем в честь св. Ди­мит­рия Со­лун­ско­го.

Пер­во­на­чаль­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил он в се­мье ро­ди­те­лей. Отец его от­ли­чал­ся ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем и был из­ве­стен как за­ме­ча­тель­ный про­по­вед­ник и при­мер­ный свя­щен­ник. Мать его бы­ла об­раз­цом древ­не­рус­ской бла­го­че­сти­вой жен­щи­ны. Бла­го­че­стие ро­ди­те­лей и ас­ке­ти­че­ская жизнь тет­ки-на­став­ни­цы, умер­шей 90 лет де­ви­цей, ра­но раз­ви­ли в бу­ду­щем Фи­ла­ре­те склон­ность к мо­на­ше­ству.

Ди­мит­рий был не­боль­шо­го ро­ста, все­гда ху­день­кий, жи­вой и рез­вый, в гла­зах его све­ти­лись ум и энер­гия. Ум­ствен­ные спо­соб­но­сти Ми­ти об­на­ру­жи­лись очень ра­но. Пя­ти лет он уже чи­тал в церк­ви Псал­тирь, ко­то­рую знал по­чти всю на­изусть. Се­ми лет отец по­ме­стил Ди­мит­рия в Вы­шен­скую пу­стынь к уче­но­му иеро­ди­а­ко­ну Ни­ко­ну, про­быв у ко­то­ро­го два го­да, он по­сту­пил в Шац­кое ду­хов­ное учи­ли­ще. Во вре­мя уче­бы Там­бов­ский прео­свя­щен­ный Иона (Ва­си­льев­ский), при­няв во вни­ма­ние его ма­лый рост и сми­ре­ние, пе­ре­ме­нил его преж­нюю фа­ми­лию Ко­но­бе­ев­ский на Гу­ми­лев­ский.

Спо­соб­но­сти у Ди­мит­рия бы­ли за­ме­ча­тель­ные, па­мять не­обык­но­вен­ная, остро­та сло­ва и на­ход­чи­вость уди­ви­тель­ные. Вы­рос­ший в де­рев­не, он с дет­ства лю­бил при­ро­ду, цве­ты, пе­ние, что от­кла­ды­ва­ло свой от­пе­ча­ток на ха­рак­те­ре бу­ду­ще­го свя­ти­те­ли. Лю­бовь к пе­нию со­хра­ни­лась у не­го на всю жизнь и уже бу­дучи ар­хи­ере­ем, не­смот­ря на свою по­сто­ян­ную за­ня­тость, он ча­сто при­сут­ство­вал при спев­ках, у не­го был за­ме­ча­тель­ный хор.

Од­на­жды Ди­мит­рий со сво­ей тет­кой по­се­тил Са­ров­скую пу­стынь и бы­ли у стар­ца Се­ра­фи­ма. Бла­го­сло­вив их и по­смот­рев на Ди­мит­рия, ста­рец ска­зал: "Сей от­рок бу­дет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви и про­сла­вит­ся по всей Ру­си, как уче­ный муж". Дво­ю­род­но­му бра­ту Ди­мит­рия Ни­ки­те ста­рец Се­ра­фим ска­зал про Ди­мит­рия еще рань­ше, чем "он бу­дет со­лить, со­лить на всю Рос­сию!". Ко­гда позд­нее стар­ший брат Ди­мит­рия Ва­си­лий при­шел к преп. Се­ра­фи­му за бла­го­сло­ве­ни­ем при­нять мо­на­ше­ство, то ста­рец ска­зал ему: "Это толь­ко тво­е­му бра­ту Бог дал та­лант каж­дый ме­сяц по книж­ке из кар­ма­на вы­ни­мать, а ты сту­пай до­мой и жи­ви, как ука­жет Бог".

Отец меч­тал, что Ди­мит­рий зай­мет его ме­сто и на­ста­и­вал на же­нить­бе. По окон­ча­нии пер­во­го го­да в бо­го­слов­ском от­де­ле­нии Ди­мит­рий стал сва­тать не­ве­сту, ис­пол­няя же­ла­ние и во­лю от­ца. Но во вре­мя по­след­них ка­ни­кул, гу­ляя со сво­им бра­том и то­ва­ри­щей Ни­ки­тою по об­шир­но­му от­цов­ско­му са­ду, Ди­мит­рий по­до­шел к од­ной яб­ло­не, за­ду­мал­ся, а по­том по­ве­дал о див­ном ви­де­нии, быв­шем ему во вре­мя сна под этой яб­ло­ней. Со сле­за­ми ра­до­сти го­во­рил он: "Ви­жу я во сне при­шед­ше­го ко мне свя­ти­те­ля, по­доб­но­го Ва­си­лию Ве­ли­ко­му, и он тор­же­ствен­но го­во­рит мне: план твой и от­ца тво­е­го раз­ру­шит­ся, а ис­пол­нит­ся над то­бой то, что ска­за­но те­бе впе­ред ар­хи­ере­ем Ионою. Возь­ми мои со­чи­не­ния в Там­бов­ской се­ми­нар­ской биб­лио­те­ке, в них уви­дишь мой об­раз и чи­тай оные на ла­тин­ском и гре­че­ском язы­ках. Сверх то­го хо­ди каж­дый день к утре­ни в ар­хи­диа­кон­скую цер­ковь и ста­но­вись пе­ред об­ра­зом свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го". Кро­ме сво­е­го дру­га Ди­мит­рий ни­ко­му это­го не рас­ска­зы­вал, но сам с это­го вре­ме­ни со­вер­шен­но из­ме­нил об­раз жиз­ни. Не­смот­ря на не­удо­воль­ствие и да­же угро­зы от­ца, он со­вер­шен­но оста­вил мысль о же­нить­бе.

В 1826 г. он по­сту­пил в Мос­ков­скую ду­хов­ную ака­де­мию, где 19 ав­гу­ста 1829 г. (по окон­ча­нии ака­де­мии) по­стри­жен в мо­на­ше­ство.

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фи­ла­рет (Дроз­дов), вни­ма­тель­но сле­див­ший за его уче­ни­ем при по­стри­же­нии дал ему свое имя - бес­при­мер­ный слу­чай в ис­то­рии ака­де­мии. В сво­их от­но­ше­ни­ях к юно­му ино­ку Мос­ков­ский свя­ти­тель про­яв­лял оте­че­скую за­бот­ли­вость и вме­сте с тем ис­клю­чи­тель­ную стро­гость. Чув­ство­ва­лось, что зор­кий и муд­рый пра­ви­тель Церк­ви же­лал под­го­то­вить се­бе до­стой­но­го пре­ем­ни­ка. Не­со­мнен­но шко­ла муд­ро­го иерар­ха име­ла ве­ли­кое вли­я­ние на Фи­ла­ре­та. В ака­де­мии на­зы­ва­ли юно­го уче­но­го ино­ка "Фи­ла­ре­тик".

По при­ня­тии ино­че­ско­го чи­на Фи­ла­рет 3 фев­ра­ля 1830 г. ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 29 июня то­го же го­да - во иеро­мо­на­ха.

Еще бу­дучи сту­ден­том ака­де­мии, Фи­ла­рет был опре­де­лен биб­лио­те­ка­рем ака­де­мии, а по окон­ча­нии ака­де­мии остав­лен при ней и 6 июня 1831 г. за­нял ка­фед­ру цер­ков­ной ис­то­рии и при­чис­лен к со­бо­ру иеро­мо­на­хов Мос­ков­ско­го Дон­ско­го мо­на­сты­ря, а так­же на­зна­чен цен­зо­ром. С 1832 г. пе­ре­ве­ден на ка­фед­ру Св. Пи­са­ния.

Ко вся­ко­му тру­ду Фи­ла­рет от­но­сил­ся с жи­вым ин­те­ре­сом с увле­че­ни­ем. Его пыл­кий и жи­вой тем­пе­ра­мент, при­выч­ка к тру­ду, же­ла­ние слу­жить Церк­ви и ближ­не­му по­до­гре­ва­ли вся­кое де­ло в его ру­ках. Но с наи­боль­шим во­оду­шев­ле­ни­ем он от­но­сил­ся к пре­по­да­ва­нию пред­ме­та ис­то­рия Рус­ской Церк­ви.

Тру­до­лю­би­вый Фи­ла­рет в чис­ле сво­их не­до­стат­ков счи­тал ле­ность. И это се­то­ва­ние на ле­ность про­из­но­си­лось им то­гда, ко­гда оче­вид­цы его не­устан­ной де­я­тель­но­сти за­да­ва­ли се­бе во­прос: "спал ли он ко­гда-ни­будь?".

Толь­ко два го­да при­ве­лось иером. Фи­ла­ре­ту чи­тать цер­ков­ную ис­то­рию. В на­ча­ле 1832/33 учеб­но­го го­да по во­ле Мос­ков­ско­го свя­ти­те­ли Фи­ла­рет был на­зна­чен на ка­фед­ру нрав­ствен­но­го и пас­тыр­ско­го бо­го­сло­вия. 1 мая 1833 г. он был на­зна­чен ин­спек­то­ром ака­де­мии, т. е. кро­ме пре­по­да­ва­тель­ских за­ня­тий был при­вле­чен к ад­ми­ни­стра­тор­ско­му тру­ду, тем бо­лее слож­но­му, что с этой обя­зан­но­стью со­еди­ня­лось на­сто­я­тель­ство в ка­ком-ли­бо мо­на­сты­ре. Фи­ла­ре­ту бы­ло по­ру­че­но на­сто­я­тель­ство в Мос­ков­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре. Крот­ко­му и сми­рен­но­му ино­ку долж­ность эта бы­ла не­лег­ка. Над­зор за мо­ло­ды­ми людь­ми его воз­рас­та ста­вил его меж­ду двух ог­ней - стро­ги­ми ме­ра­ми он мог раз­дра­жать сту­ден­тов, снис­хо­ди­тель­ность же мог­ла на­влечь не­удо­воль­ствие на­чаль­ства. А не­дрем­лю­щее око Мос­ков­ско­го мит­ро­по­ли­та бди­тель­но сле­ди­ло за всем, что со­вер­ша­лось в ака­де­мии.

27 ян­ва­ря 1835 г. Фи­ла­рет был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, а 14 де­каб­ря то­го же го­да на­зна­чен рек­то­ром Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии. Ака­де­ми­че­ское прав­ле­ние по­ру­чи­ло ему про­ве­сти ре­ви­зии в Вифан­ской, Во­ло­год­ской, Яро­слав­ской, Ко­стром­ской, Там­бов­ской и дру­гих се­ми­на­ри­ях.

9 мар­та 1837 г. на не­го воз­ло­же­на обя­зан­ность на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря.

В ок­тяб­ре 1841 г. ве­ли­кий Мос­ков­ский свя­ти­тель Фи­ла­рет на­зна­чил сво­е­го лю­бим­ца на Риж­скую ка­фед­ру. Мит­ро­по­ли­ту бы­ла из­вест­на его пла­мен­ная лю­бовь к Церк­ви, его по­кор­ность во­ле Бо­жи­ей, его сми­ре­ние, глу­бо­кое по­ни­ма­ние ис­тин ве­ры и всех за­блу­же­ний про­те­стан­ства и, на­ко­нец, близ­кое зна­ком­ство его с не­мец­кой бо­го­слов­ской сло­вес­но­стью и не­мец­ким язы­ком. Весть о но­вом на­зна­че­нии по­ра­зи­ла ар­хим. Фи­ла­ре­та, как гром, так как он был силь­но при­вя­зан к ака­де­мии, к сво­е­му де­лу, к биб­лио­те­ке. Чте­ние бо­го­сло­вия до­ста­ви­ло Фи­ла­ре­ту гром­кую из­вест­ность. Ед­ва он при­е­хал в Пе­тер­бург для хи­ро­то­нии, как ему на­ши выс­шие ду­хов­ные иерар­хи пред­ло­жи­ли за­нять­ся со­став­ле­ни­ем "Дог­ма­ти­ки" и вы­пи­сать для это­го из ака­де­мии свои лек­ции. Ко­гда же Фи­ла­рет по сво­ей скром­но­сти и опас­ли­во­сти стал от­ка­зы­вать­ся, при­бег­ли к по­сред­ни­че­ству са­мо­го силь­но­го че­ло­ве­ка, обер-про­ку­ро­ра Св. Си­но­да гр. Про­та­со­ва.

21 де­каб­ря 1841 г. в Ка­зан­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га бы­ла со­вер­ше­на хи­ро­то­ния Фи­ла­ре­та во епи­ско­па Риж­ско­го. В июле 1842 г. он от­пра­вил­ся в Ри­гу.

С пер­вой ми­ну­ты, ко­гда пред­стал он пред пре­сто­лом Бо­жи­им в ка­че­стве слу­жи­те­ля ал­та­ря и до са­мой смер­ти, каж­дую служ­бу, на­чи­ная от Хе­ру­вим­ской пес­ни и до при­ча­ще­ния сле­зы тек­ли из глаз его. При­няв же Агн­ца и чи­тая мо­лит­ву пе­ред при­ча­сти­ем, он всхли­пы­вал. И при­об­щив­шись дол­го не мог унять то­ка слез сво­их.

Усло­вия его слу­же­ния в Ри­ге бы­ли очень труд­ны. В ко­рен­ном на­се­ле­нии - ла­ты­шах и эс­тон­цах за­ме­ча­лась тя­га к пра­во­сла­вию и са­мо­быт­ной куль­ту­ре - бо­го­слу­же­нию и пре­по­да­ва­нию в шко­лах на род­ном язы­ке. Свя­ти­тель все­мер­но под­дер­жи­вал их стрем­ле­ние. За свое пре­бы­ва­ние в Ри­ге он от­крыл 63 при­хо­да, устро­ил 20 церк­вей по­сто­ян­ных и 43 вре­мен­ных, воз­бу­дил хо­да­тай­ство об от­кры­тии ду­хов­но­го учи­ли­ща и при­ход­ских школ. Эта де­я­тель­ность, шед­шая враз­рез с ин­те­ре­са­ми ба­ро­нов и не­мец­кой пар­тии, же­лав­шей оне­ме­чить край, вы­зы­ва­ла с их сто­ро­ны рез­кое про­ти­во­дей­ствие. Пы­та­лись па­ра­ли­зо­вать де­я­тель­ность ар­хи­пас­ты­ря, не гну­ша­лись са­мы­ми гряз­ны­ми до­но­са­ми. Не­рав­ная борь­ба, длив­ша­я­ся 7 лет, за­кон­чи­лась в 1848 г. пе­ре­ме­ще­ни­ем Фи­ла­ре­та на Харь­ков­скую ка­фед­ру.

Свя­ти­тель уде­лял боль­шое вни­ма­ние ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию юно­ше­ства, устра­и­вал се­ми­на­рии, епар­хи­аль­ные учи­ли­ща, сле­дил за учеб­но-вос­пи­та­тель­ным про­цес­сом, вы­ра­ба­ты­вал для учеб­ных за­ве­де­ний про­грам­мы пре­по­да­ва­ния, от­да­вая для их ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния свои пе­чат­ные тру­да.

В мо­на­сты­рях учре­ждал об­ще­жи­тие, не остав­лял без вни­ма­ния хра­мо­зда­ния и цер­ков­но­го бла­го­ле­пия.

Прео­свящ. Фи­ла­рет от­ли­чал­ся не­обык­но­вен­ной тон­ко­стью вку­са в одеж­де, как в лич­ной, так и свя­щен­ной. При­чем эта чер­та бы­ла в нем очень есте­ствен­ной.

Был кро­ток в об­ра­ще­нии с людь­ми. Бе­се­дуя, он с тер­пе­ни­ем и бла­го­ду­ши­ем вы­слу­ши­вал со­бе­сед­ни­ка, а по­том в очень мяг­кой фор­ме объ­яс­нял суть де­ла и вы­во­дил оши­ба­ю­ще­го­ся на ис­тин­ный путь. Им все­гда ру­ко­во­ди­ло чув­ство врож­ден­ной ско­ром­но­сти, сми­ре­ния, стро­го­сти к се­бе, люб­ви и ува­же­ния к че­ло­ве­ку. Фи­ла­рет был очень от­зыв­чив к чу­жой бе­де, день­ги для не­го не име­ли це­ны. Он как буд­то бы бо­ял­ся их. Спра­вед­ли­во за­ме­че­но, что не­смот­ря на зна­чи­тель­ные сред­ства, ко­то­ры­ми он мог рас­по­ла­гать во вре­мя пре­бы­ва­ния сво­е­го на Харь­ков­ской епар­хии, он по­сто­ян­но дол­жен был со­кра­щать свои рас­хо­ды, по­то­му что по­лу­ча­е­мые им сред­ства шли боль­шею ча­стью на де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

В 1857 г. он был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па.

2 мая 1859 г. на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Чер­ни­гов­ским и Не­жин­ским.

Прео­свящ. Фи­ла­рет со­сто­ял чле­ном Об­ще­ства Ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ких (с 1847 г.); дей­стви­тель­ным чле­ном Им­пер. Рус. Гео­граф. об­ще­ства и по­чет­ным чле­ном Харь­ков­ско­го уни­вер­си­те­та (с 1852 г.); по­чет­ным чле­ном Им­пер. Рус. Ар­хео­лог. об­ще­ства (с 1856 г.).

Осо­бую из­вест­ность и по­пу­ляр­ность при­об­рел Фи­ла­рет сво­ей ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­стью. В тру­дах Фи­ла­ре­та по­ра­жа­ет мас­са кри­ти­че­ских ста­тей и за­ме­ток. Это бы­ла осо­бен­ность его та­лан­та - пыт­ли­во от­но­сить­ся ко вся­ко­му пред­ме­ту, все про­ве­рять взгля­дом кри­ти­ка. Он очень мно­го чи­тал. Вся жизнь его бы­ла по­свя­ще­на чте­нию и тру­ду. Об­ще­ству, пуб­ли­ке он от­да­вал се­бя толь­ко по край­ней не­об­хо­ди­мо­сти. Лю­ди, близ­ко его знав­шие, го­во­ри­ли, что он ра­бо­тал и от­ды­хал, ел и пил все­гда с кни­гою в ру­ках и тут же сра­зу де­лал нуж­ные ему за­мет­ки и из­вле­че­ния. "На­до удив­лять­ся, - го­во­рит один близ­ко знав­ший прео­свя­щен­но­го, - на­до удив­лять­ся его не­уто­ми­мой де­я­тель­но­сти. Он не ло­жил­ся спать ина­че, как при двух го­ря­щих све­чах. Но­чью он ча­сто про­буж­дал­ся, брал све­чу, шел в биб­лио­те­ку, до­ста­вал кни­гу или ру­ко­пись и са­дил­ся ра­бо­тать. Та­ких за­ня­тий он не от­ла­гал на утро, да­же во сне его за­ни­ма­ла ка­кая-ни­будь ум­ствен­ная за­да­ча". У не­го все­гда бы­ло же­ла­ние за все взять­ся, во всем явить­ся ес­ли не пер­во­на­чи­на­те­лем, то успеть боль­ше про­чих, во всем оста­вить о се­бе доб­рую па­мять. С те­че­ни­ем вре­ме­ни у не­го уже не бы­ло спе­ци­аль­ной за­да­чи, опре­де­лен­но­го во­про­са, ре­ше­ние ко­то­ро­го за­ня­ло бы его ис­клю­чи­тель­но. Ему хо­те­лось дей­ство­вать на бо­лее об­шир­ном по­при­ще. Его не сму­ща­ли ни огром­ные раз­ме­ры по­при­ща, ни раз­но­об­ра­зие пред­ме­тов, ни не­до­ста­ток мно­гих не­об­хо­ди­мых дан­ных и ис­точ­ни­ков. Не оста­нав­ли­ва­ясь пе­ред труд­но­стя­ми, он от­важ­но брал­ся за лю­бое де­ло. Раз­но­об­ра­зие пред­ме­тов, за ко­то­рые брал­ся ар­хи­пас­тырь, осо­бен­но за­мет­но в по­след­ние 10 лет его жиз­ни. С 1860 г. в нем по­яви­лось уси­лен­ное вни­ма­ние к круп­ным яв­ле­ни­ям жиз­ни и дви­же­нию со­вре­мен­ной мыс­ли. И тут он спе­шил ска­зать свое от­ры­ви­стое, сме­лое сло­во. В по­след­ние го­ды его жиз­ни фи­зи­че­ские си­лы его осла­бе­ли до то­го, что он не мог пи­сать си­дя, но и это не оста­но­ви­ло его де­я­тель­но­сти. Он на­чал пи­сать ле­жа, дро­жа­щей ру­кой... Вслед­ствие это­го ослаб­ле­ния те­ла, вслед­ствие сме­лых на­дежд на свои све­де­ния и вслед­ствие спеш­ной ра­бо­ты в тру­дах его по­яви­лось не­сколь­ко упу­ще­ний и не­точ­но­стей. Лю­бо­му кро­пот­ли­во­му изыс­ка­те­лю мож­но бы­ло уло­вить эти про­ма­хи. В сво­их вы­во­дах он не лю­бил тра­тить сло­во, а все­гда вы­ра­жал­ся от­ры­ви­сто, сме­ло и уве­рен­но. Труд­но бы­ло на пер­вых по­рах при­ми­рить­ся с этим свой­ством его при­го­во­ров, тем бо­лее, что они ча­сто не под­креп­ля­лись до­ка­за­тель­ства­ми. Ино­гда он су­дил по пер­во­му впе­чат­ле­нию, са­мо­уве­рен­но, укло­ня­ясь от бо­лее вни­ма­тель­ных изыс­ка­ний. В этих слу­ча­ях взгля­ды и вы­во­ды его нуж­да­ют­ся в пе­ре­смот­ре и по­вер­ке.

Ар­хи­еп. Фи­ла­рет из­ве­стен и как за­ме­ча­тель­ный про­по­вед­ник сло­ва Бо­жия. Осо­бен­но на­зи­да­тель­ны его "Бе­се­ды о стра­да­ни­ях Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста", ко­то­рые про­из­но­сил прео­свя­щен­ный к харь­ков­ской пастве в дни Ве­ли­ко­го по­ста.

При ин­тен­сив­ной на­уч­ной ра­бо­те он жи­во от­кли­кал­ся на все со­бы­тия об­ще­ствен­ной жиз­ни: по­се­щал тюрь­мы, во вре­мя Се­ва­сто­поль­ской кам­па­нии раз­да­вал бе­лье про­хо­див­шим дру­жи­нам, бла­го­слав­лял их, слу­жил мо­леб­ны; ко­гда гос­пи­та­ли бы­ли пе­ре­пол­не­ны ра­не­ны­ми, не за­ду­мы­ва­ясь от­да­вал для них по­ме­ще­ние се­ми­на­рии, пе­ре­во­дя уча­щих­ся на част­ные квар­ти­ры.

Он не по­ки­дал сво­ей паст­вы и в са­мые тя­же­лые мо­мен­ты жиз­ни. Во вре­мя хо­ле­ры 1866 г. он пред­при­нял объ­езд епар­хии, го­во­ря: "На­род упал ду­хом, сле­ду­ет обод­рить". В пу­ти он сам за­бо­лел и 9 ав­гу­ста 1866 го­да скон­чал­ся в Ко­но­то­пе. От Ко­но­то­па до Чер­ни­го­ва на про­тя­же­нии 180 верст на­род сме­няя один дру­го­го со­про­вож­дал гроб лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря в ко­ли­че­стве 10-12 ты­сяч че­ло­век. При этом не бы­ло ни од­но­го слу­чая за­бо­ле­ва­ния хо­ле­рой. За­бы­ли все об этом страш­ном би­че. Хо­ле­ра не до­шла до Чер­ни­го­ва и пре­кра­ти­лась. Чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля бы­ли по­гре­бе­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Тро­и­це-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря под ал­та­рём. Ны­не мо­щи его по­ко­ят­ся в этом со­бо­ре, ря­дом с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го и пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия Чер­ни­гов­ско­го.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 14 ап­ре­ля 2009 го­да ар­хи­епи­скоп Фи­ла­рет Чер­ни­гов­ский был при­чис­лен к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых Чер­ни­гов­ской епар­хии.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля Филарета, с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния па­мя­ти 22 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Филарету, архиепископу Черниговскому

Святитель Филарет (Гумилевский), Черниговский

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекающих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти:

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Икос 1

Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси, быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти:

Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися;

Радуйся, яко окрест живущий сему удивишася;

Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный;

Радуйся, измлада богомыслию и доброде тели наученный;

Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый;

Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый;

Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный;

Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 2

Видевши Господь благое намерение души твоея всецело посвятити себя служению Церкви Христовой, благослови тя чрез митрополита Московскаго, иже даде ти имя святаго праведнаго Филарета Милостиваго, его же и сам носивше. Ты же с радостию велиею восприял пострижение сие, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Небесный Тебе даровася, угодниче Христов, от млада помышляя о небесном и упражнялся в молитве и пении церковнем, непрестанно трудился еси на ниве Христовой, познавая премудрость Божию. Сего ради и мы, недостойнии, воспеваем ти таковая:

Радуйся, богопознанием ум свой укрепивьй;

Радуйся, дух свой премудростию Божией окрыливый;

Радуйся, велеречием своим к истине на правляющий;

Радуйся, в скорбех и печалех утешающий;

Радуйся, нерадивых во учении вразумителю;

Радуйся, добрый и мудрый учителю;

Радуйся, последователю истин непреложных;

Радуйся, обличителю учений ложных;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 3

Сила Божия укрепи и умудри тя, предивный отче Филарете, яко тщанием велиим и усердием обогащал еси творениями отцев церковных вверенных тебе питомцев просвещая, дабы они напаялись и укреплялись во благочестии и чистоте, воспевая Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос З

Имущи непоколебимую ревность о Бозе Спасе в прославлении Его премудрости и милосердия о нас грешных, и всецело предал себя благовоспитанию будущих служителей Церкви. Мы же, славяще Пастыреначальника Христа Бога нашего, давшаго нам премудраго наставника и светильника таковаго, взываем ти сице:

Радуйся, яко дела просвещения и воспитания во благо устрояеши;

Радуйся, яко благоразумием и кротостию душевною ко учению понуждавши;

Радуйся, учителю праведный и чадолюбивый;

Радуйся, многия еретическия мудрования премудре посрамивый;

Радуйся, от сетей диавольских пасомых избавлявши;

Радуйся, милосердие и заботу о немощных проявлявши.

Радуйся, в делех на молитвенное заступление к преподобному Сергию прибегающий;

Радуйся, бедствующим и неимущим без мездно помагающий;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 4

Буря скорбных помышлений обдержаше тя, блаженне Филарете, егда поставлен был архиереем града Риги и претерпевая множество наветов и козней на Церковь Христову движимых. Ты же мудростию и кротостию своею отвратил их хитросплетения научая пети непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще святое житие твое, пречудне Филарете, како радееши еси о словесных овцах стада своего, многия инославныя прилепляхуся к тебе и моляше тя прилучити их святому Православию, дабы едиными усты и единым сердцем славити с тобою Всесвятое Имя Пресвятыя Троицы. Мы же, радующеся сему, купно с ними воспеваем ти сицевая:

Радуйся, Православныя веры усердный ревнителю;

Радуйся, младых и юных премудрый учи телю;

Радуйся, свете во тьме седящим;

Радуйся, помошниче всем просящим;

Радуйся, души жаждущие истиною напаяеши;

Радуйся, к познанию Бога личным примером наставляеши;

Радуйся, делу благому верно послуживый;

Радуйся, образ премудрости и милосердия пастве своей явивый;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 5

Боготечною звездою явился еси, премудре отче Филарете, сущим в земли Лифляндской, мудро и неустанно сея семена веры апостольския, ограждая паству свою от наветов вражиих, да и многих ревностию своею ко Христу привел еси, дабы воспевали с тобою дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша враг рода человеческаго ревность твою, святителю Филарете, воздвиже гонение велие на тя и на многия чада твоя. Ты же непрестанно увещавал еси сильных мира, закореневших во злобе на веру православную, уповая на милосердие и помощь Божию. Сего ради и мы, дивящеся твоему долготерпению и ревности о Церкви, вопием ти тако:

Радуйся, следованию истине и правде мно гия наставляеши;

Радуйся, яко светом истины просвещаеши;

Радуйся, прошедый душевную голгофу;

Радуйся, яко за все благодарил еси Всемилостиваго Бога;

Радуйся, храмов Божиих строителю;

Радуйся, мудрый наставниче и путеводителю;

Радуйся, Филарете, в житии своем святителю Николаю поревновавый;

Радуйся, мног плод о Христе сотворивый;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 6

Проповедницы твоея святости и молитвеннаго предстательства у Престола Христа Бога нашего явишася нетленныя мощи твоя, ихже при житии своем почиташа преподобный Лаврентий, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светильником богомудрым земле Слобожанстей, егда поставлен был архиереем града Харькова, иже непрестанны ми трудами и начинаниями твоими преобразилися и просветилися храмы и обители иноческия. Мы же, радующеся сему, воспеваем таковая:

Радуйся, ревность о духовном просвеще нии пастырей являющий;

Радуйся, нерадивых и ленивых обличающий;

Радуйся, престарелых и немощных непрестанный попечителю;

Радуйся, церковнаго благолепия преизрядный ревнителю;

Радуйся, славою земною в житии своем пренебрегающий;

Радуйся, житием своим многих от грехов ных устремлений отвращающий;

Радуйся, строгий ревнителю благочестия;

Радуйся, непримиримый борителю с неправдой и нечестием;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 7

Хотя быти пастырем добрым словесному стаду своему, не оставлял еси пасомых, но облекаяся в броню правды отгонял волка грядуща, жаждуща расхитити овцы твоя, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Небеснаго жития поборниче и проповедниче, святителю отче Филарете был еси, егда наста время велией брани для земли нашея, ты, подобно преподобному Сергию, избрал иеромонахов Святогорския обители Вениамина и Никандра, дабы сопутствовали воинам и служили им утешением. Мы же, радующеся сему, вопием ти:

Радуйся, на ратный подвиг за веру и отечество благословляющий;

Радуйся, ко вспомоществованию им многих призывающий;

Радуйся, милосердие велие к воинам имевый;

Радуйся, сострадание многое к раненым явивый;

Радуйся, суетныя прихоти плоти поученьми своими обличающий;

Радуйся, яко примером множества щедрот своих пасомых на дело благое побуждаеши;

Радуйся, милость Божию на люди земли нашея призывающий;

Радуйся, на промысел Божий надежду полагающий;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 8

Странник был еси в житии твоем блаженне Филарете, никогдаже помышляя о земном, но о горнем, аки крепкий воин Христов, утверждал еси веру Православную, ревнуя о правде Божией, непрестанно воспевая хвалебную песнь Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Ревностию преисполнился еси, егда узрел запустение и оскудение духа молитвы, духа благочестия во обителех и храмах, и подобно пророку Илии искоренял нечестие, своеволне и непослушание. Мы же, радующееся твоей непоколебимости и терпению зовем ти сице:

Радуйся, заблуждающихся мудрый обличителю;

Радуйся, иноческаго целомудрия верный хранителю;

Радуйся, алчущий и жаждущий Божия правды;

Радуйся, обличителю всякаго нечестия и неправды;

Радуйся, церковнаго благостояния рачителю;

Радуйся, пастырей мудрый исправителю;

Радуйся, источниче учительства неоскудевающий;

Радуйся, ревнителю благочестия неустршимый;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, великия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпевая, спасения ради чад твоих, но в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумевают, како восхвалити тя достойно, угодника Божия: ибо духовною силою слова твоего проповедал еси не токмо небесная, но и земная, яже сотвори Господь людем своим. Мы же, дивяшеся не поколебимому стоянию в истине и правде Божией вопием ти:

Радуйся, Евангелия неутомимый проповедниче;

Радуйся, истины и правды нелицемерный поборниче;

Радуйся, дел просвещения мудрый устроителю;

Радуйся, паствы своея ревностный просветителю;

Радуйся, пастырю добрый и чадолюбивый;

Радуйся, непрестанными и слезными молитвами дух свой окрыливый;

Радуйся, страсти сребролюбия и лихоимства избежавый;

Радуйся, житием своим нестяжание показавый;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя чада духовная, Священное Евангелие во вся дни проповедал еси, дабы данною ти властию от Бога, во утверждение Христова закона, оградити их от лютеранския и иныя ереси, люди православныя познавши многая своя прегрешения, прибегают ко Христу, Спасителю мира, воспевая ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена ограждения был еси Церкви Христовой, еюже страна наша оградися, и Святая вера прославися. Мы же, дивяшеся твоему долготерпению и ревности об истине и правде Божией, поем ти таковая:

Радуйся, суемудрых мира сего посрамивый;

Радуйся, слово Божие на ины языки преложивый;

Радуйся, яко многия народы во едино стадо Христово собираеши;

Радуйся, жаждущих и алчущих правды Божией долготерпению научаеши;

Радуйся, от уныния и разделения нас из бавляющий;

Радуйся, ко Свету невечернему нас направляющий;

Радуйся, Церковный столпе крепкий и непоколебимый;

Радуйся, твореньми своими Веру Православную укрепивый;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 11

Пение исходное и рыдание у гроба твоего творяше чада твоя, иже от веси до веси крестным ходом провождаше честныя мощи архипастыря своего, положившаго душу за други своя, и поминая твое милосердие и любовь, непрестанно воспевали песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Пресветлый светильник земли Черниговстей, просвещая сердца и души светом Евангелия, истины и правды Божией, и памятуя последняя своя, поучал не забывати и об оставляемых. Мы же, радующеся твоему милосердию, воспеваем ти тако:

Радуйся, на пажити духовней добре потрудивыйся;

Радуйся, по преставлении твоем на лоно Авраамово вселивыйся;

Радуйся, утешение бедствующим и скорбящим;

Радуйся, потребное подающий просящим;

Радуйся, добротолюбием и смирением всех удивляющий;

Радуйся, терпением и молитвою вражия наветы отгоняющий;

Радуйся, иереев премудрый наставниче;

Радуйся, обителей иноческих благоукрасиелю;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 12

Благодать велию яви Господь, егда по преставлении твоем тление не коснуся телесе твоего, святителю Филарете, а моровое поветрие в людех прекратися, иже воспеша Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя велия труды и подвиги на ниве Церкви Христовой, пречудный Филарете, недоумеем, како претерпел еси в житии твоем гонения и клевету, и никомуже зла за зло, воздавая, но со смирением и любовию молился еси за обидящих и гонящих. Мы же, воспевая твое долготерпение и милосердие глаголем ти сице:

Радуйся, истинный безсребрениче и нестяжателю;

Радуйся, плодов благочестия и воздержания собирателю;

Радуйся, подвижниче на небосводе церковнем возсиявший;

Радуйся, никомуже зла за зло воздающий;

Радуйся, доброе и вечное семя сеющий;

Радуйся, и о земном отечествии радеющий;

Радуйся, градов и весей бытописателю;

Радуйся, в подвизе сем преподобному Нестору подражателю;

Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 13

О, предивный светильниче Церкве Христовой, святителю отче наш Филарете, приими сие малое молитвенное пение в похвалу тебе приносимое, и твоим предстательством у престола Царя Славы избави нас от всех бед и скорбей, от тлетворных учений и расколов, от смертоносныя язвы и междоусобныя брани, да с тобою и со всеми святыми поем Богу: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем 1-й Икос («Ангел рождение твое») и 1-й Кондак («Избранный угодниче»)

Молитва святителю Филарету Черниговскому

О, Богомудрый Святителю отче наш Филарете, от юности Христа возлюбил еси, ревностию ко храму Божьему исполненный, расколов и ересей искоренителю и истинного учения насадителю. Призри на нас, чад твоих, слезно просящих твоего заступления пред Господом, помози нам угодниче Божий избавитися от всякого зла. Сохрани нас от губительной язвы, глада и смертоносныя раны и от всяких бед и скорбей, находящих на нас по грехам нашим. О, добрый и верный пастырю Христов! Святую Церковь Православную, от наветов вражиих непоколебиму соблюди. Стране нашей вся благая и ко спасению потребная испроси, да по милости Своей велицей Господь всю жизнь нашу незыблемым миром оградит, дабы непрестанно славити с тобою Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святоаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

О, великий светильниче, славо и украшение Церкви Православныя, правды Божией ревнителю, премудрый наставниче и учителю, святителю отче наш Филарете! Прими сие малое моление наше от нас грешных тебе приносимое. Призри с высот небесных и умоли Всемилостиваго Владыку нашего оградити Церковь святую от нестроений и расколов, архиереи благолепием святительства украсити, монашествующих к подвигом добраго течения направити, заповеди Господни непорочно сохраняти и веру святую непорочно содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити; оградити страну нашу от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, смертоносныя язвы и междоусобныя брани. На тя бо упование наше возлагаем, отче наш чадолюбивый, буди нам ко спасению путеводитель, да твоим благоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы сподобимся наследовати обители райския и воспевати со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь

Случайный тест