Преподобномученик Гела́сий Новгородский, игумен
Дни памяти
3 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых
Житие
Геласий был игуменом Антониева монастыря, когда Новгород переживал страшное время: 60-70-е годы XVI века. Едва в 1567 г. затихла эпидемия чумы, как в 1569 г. случился сильнейший неурожай и настал голод. Люди умирали. Кто мог, тот убежал из города в земли, где можно было прокормиться. Те, кто остался, тихо угасали от голода. И вот в это время в вымирающий город пришел Иван Грозный с опричниками. Игумены, иеромонахи, иеродиаконы и соборные старцы всех монастырей Новгорода, числом около 500 человек, были приведены в город и поставлены на «правеж», то есть избиение. Потом, после расправы над архиепископом Пименом и боярами, царь повелел всех стоящих на «правеже» «избивать палицами насмерть, а трупы развозить по своим монастырям». Так был убит и игумен Антониева монастыря Геласий, а вместе с ним и двадцать человек братии. Но и этим не закончились скорби для монастырей. Как говорит летописец, после «суда» над остальными новгородцами Иван Грозный «со своими воинскими людьми стал ездить около Великого Новгорода по монастырям и повелел грабить церковные и монастырские казны, и кельи, и служебные монастырские дома». Грабя обитель святого Антония, Иван Грозный не остановился и перед монастырской святыней. Сосуды преподобного, чудесным образом доставленные в Новгород на устроение монастыря, царь увез в Москву.
После опричного разгрома обитель преподобного Антония стояла в запустении. В ней даже не совершалось богослужения.
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календаря
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов и трапез
- Великий пост 2022
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Тест: Православные посты
- Тест: Великий Пост
- Церковные Праздники
- Церковные праздники 2022
- Пасха Христова 2022
- Знаки праздников
- Именины
- Жития святых
- Иконы Спасителя
- Иконы Богородицы
- Иконы святых
- Тест: Церковные Праздники
Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.
14 июня 1897 года император Николай II издал закон, запрещающий труд на фабриках, заводах и других предприятиях в воскресенье и праздничные дни. В расписание праздников, в которые отменялась работа, были включены все воскресные и следующие праздничные дни (по православному календарю): 1 и 6 января (Обрезание и Крещение Господне); 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы); 6 и 15 августа (Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы); 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), а также – Рождественские дни 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Пятидесятницы – Дня Святой Троицы. Для рабочих инославных исповеданий разрешалось не вносить в расписание праздников те из вышеуказанных праздничных дней, которые не чтутся их церковью. Для рабочих иноверцев можно было вносить в расписание праздников другие дни недели взамен воскресных. Однако, поскольку было допущено множество исключений и возможность частного соглашения с рабочими относительно воскресной работы, выходной день не получил всеобщего применения. К примеру, закон не распространялся на те случаи, когда работа оплачивалась сдельно.