Дни памяти:

Житие

Свя­той му­че­ник Иустин Фило­соф ро­дил­ся в Си­хе­ме – древ­нем го­ро­де Са­ма­рии. Ро­ди­те­ли Иусти­на, гре­ки, бы­ли языч­ни­ка­ми. Свя­той с дет­ства от­ли­чал­ся глу­бо­ким умом, лю­бо­вью к на­у­кам и го­ря­чим стрем­ле­ни­ем к по­зна­нию Ис­ти­ны. Он в со­вер­шен­стве изу­чил раз­лич­ные на­прав­ле­ния гре­че­ской фило­со­фии: сто­и­ков, пе­ри­па­те­ти­ков, пи­фа­го­рей­цев, пла­то­ни­ков – и убе­дил­ся, что ни од­но из этих язы­че­ских уче­ний не от­кры­ва­ет пу­ти к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га.

Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом и раз­мыш­ляя о том, где ис­кать путь к по­зна­нию Ис­ти­ны, он встре­тил стар­ца, ко­то­рый в про­дол­жи­тель­ной бе­се­де рас­крыл Иусти­ну сущ­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния и по­со­ве­то­вал ис­кать раз­ре­ше­ния всех во­про­сов жиз­ни в кни­гах Свя­щен­но­го Пи­са­ния. "Но преж­де все­го, – ска­зал ста­рец, – мо­лись при­леж­но Бо­гу, чтобы Он от­крыл те­бе две­ри Све­та. Ис­ти­ну ни­кто не мо­жет по­стиг­нуть, ес­ли не даст ему ра­зу­ме­ния Сам Бог, Ко­то­рый от­кры­ва­ет ее каж­до­му, кто ищет Его с мо­лит­вою и лю­бо­вью".

На 30-м го­ду жиз­ни Иустин при­нял Свя­тое Кре­ще­ние (меж­ду 133 и 137 го­да­ми). С то­го вре­ме­ни свои да­ро­ва­ния и об­шир­ные фило­соф­ские по­зна­ния свя­той Иустин по­свя­тил про­по­ве­ди Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. Он на­чал стран­ство­вать по Рим­ской им­пе­рии, всю­ду сея се­ме­на спа­си­тель­ной ве­ры. "Кто мо­жет воз­ве­щать ис­ти­ну и не воз­ве­ща­ет, тот бу­дет осуж­ден Бо­гом", – пи­сал он.

Иустин от­крыл учи­ли­ще, где про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую фило­со­фию. Свя­той Иустин по­сле­до­ва­тель­но от­ста­и­вал ис­тин­ность и спа­си­тель­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния, убе­ди­тель­но опро­вер­гая и язы­че­ские муд­ро­ва­ния (как, на­при­мер, в спо­ре с фило­со­фом-ки­ни­ком Кри­с­кен­том), и ере­ти­че­ские из­вра­ще­ния хри­сти­ан­ства (в част­но­сти, он вы­сту­пал про­тив уче­ния Мар­ки­о­на-гно­сти­ка).

Око­ло 155 го­да, ко­гда им­пе­ра­тор Ан­то­нин Пий (138–161) от­крыл го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той Иустин лич­но по­дал ему "Апо­ло­гию" в за­щи­ту непо­вин­но осуж­ден­ных на казнь хри­сти­ан – Пто­ло­мея и Лу­кия, имя тре­тье­го оста­лось неиз­вест­ным. В "Апо­ло­гии" он до­ка­зы­вал лож­ность воз­во­ди­мых на хри­сти­ан об­ви­не­ний "от име­ни неспра­вед­ли­во нена­ви­ди­мых и го­ни­мых хри­сти­ан". "Апо­ло­гия" ока­за­ла столь бла­го­твор­ное воз­дей­ствие на им­пе­ра­то­ра, что он пре­кра­тил го­не­ние. С ре­ше­ни­ем им­пе­ра­то­ра свя­той Иустин от­пра­вил­ся в Азию, где осо­бен­но силь­но пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, и сам рас­про­стра­нял ра­дост­ную весть об им­пе­ра­тор­ском ука­зе по окрест­ным го­ро­дам и стра­нам.

В Ефе­се со­сто­ял­ся дис­пут свя­то­го Иусти­на с рав­ви­ном Три­фо­ном. Пра­во­слав­ный фило­соф на ос­но­ве вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ских пи­са­ний до­ка­зы­вал ис­ти­ну хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. Этот спор из­ло­жен свя­тым Иусти­ном в со­чи­не­нии "Раз­го­вор с Три­фо­ном-иуде­я­ни­ном".

Вто­рая "Апо­ло­гия" свя­то­го Иусти­на бы­ла об­ра­ще­на к рим­ско­му се­на­ту. На­пи­са­на она бы­ла в 161 го­ду, вско­ре по­сле вступ­ле­ния на пре­стол Мар­ка Авре­лия (161–180).

Воз­вра­ща­ясь в Ита­лию, свя­той Иустин, по­доб­но апо­сто­лам, всю­ду про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие и сво­им бо­го­дух­но­вен­ным сло­вом мно­гих об­ра­щал к хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда свя­той при­шел в Рим, за­ви­до­вав­ший ему Кри­с­кент, ко­то­ро­го Иустин все­гда по­беж­дал в пре­ни­ях, воз­вел на него мно­го лож­ных об­ви­не­ний пе­ред рим­ским су­дом. Свя­той Иустин был взят под стра­жу, под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям и при­нял му­че­ни­че­скую смерть († 166).

Кро­ме упо­мя­ну­тых тво­ре­ний, свя­то­му му­че­ни­ку Иусти­ну Фило­со­фу при­над­ле­жит еще ряд со­чи­не­ний: "За­ме­ча­ния о ду­ше", "Об­ли­че­ния про­тив эл­ли­нов", "Речь про­тив эл­ли­нов". Свя­той Иоанн Да­мас­кин со­хра­нил зна­чи­тель­ную часть не до­шед­ше­го до нас со­чи­не­ния свя­то­го Иусти­на "О вос­кре­се­нии". Цер­ков­ный ис­то­рик Ев­се­вий сви­де­тель­ству­ет, что свя­тым Иусти­ном бы­ли на­пи­са­ны кни­ги "Пе­вец", "Об­ли­че­ние всех быв­ших ере­сей" и "Про­тив Мар­ки­о­на".

Мо­щи свя­то­го Иусти­на Фило­со­фа по­ко­ят­ся в Ри­ме. В Рус­ской Церк­ви па­мять му­че­ни­ка осо­бо про­слав­ля­ет­ся в хра­мах его име­ни.

См. так­же: "Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го му­че­ни­ка Иусти­на Фило­со­фа" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь мученикам Иустину Философу, другому Иустину, и иже с ними

глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, / подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; / ибо они, имея силу Твою, / мучителей низложили, / сокрушили и демонов немощные дерзости. / По молитвам их, Христе Боже, / спаси души наши.

Кондак мученику Иустину Философу

глас 2

Прему́дростию Боже́ственных твои́х слове́с, Иусти́не,/ Це́рковь Бо́жия вся украси́вшися,/ жития́ твоего́ све́тлостию мир освеща́ет,/ излия́ния же ра́ди кро́ве вене́ц прие́м/ и со А́нгелы предстоя́ Христу́,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Премудростью Боговдохновенных твоих учений, Иустин, Церковь Божия вся украсившись, освещает мир светом твоего жития, пролив кровь, ты получил мученический венец и с Ангелами предстоя Христу, моли не переставая обо всех нас.

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)