День памяти

4 июля  (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Житие

Пре­по­доб­ный Мак­сим Кав­со­ка­ли­вит вос­пи­ты­вал­ся при хра­ме Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ламп­са­ке. В сем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте он оста­вил ро­ди­тель­ский дом, при­нял мо­на­ше­ство и про­хо­дил по­слу­ша­ние у луч­ше­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка Ма­ке­до­нии – стар­ца Мар­ка. По кон­чине на­став­ни­ка пре­по­доб­ный под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством несколь­ких пу­стын­ных от­цов чрез­вы­чай­но стро­гой жиз­ни. При­быв в Кон­стан­ти­но­поль, пре­по­доб­ный Мак­сим по­сто­ян­но на­хо­дил­ся при Влахерн­ском хра­ме Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как бы по­се­лив­шись в при­тво­ре. Чтобы скрыть мо­лит­вен­ные и пост­ни­че­ские по­дви­ги и из­бе­жать сла­вы, пре­по­доб­ный вел се­бя как юро­ди­вый.
На Афоне пре­по­доб­ный Мак­сим про­хо­дил по­слу­ша­ние в Лав­ре пре­по­доб­но­го Афа­на­сия и на вер­шине Свя­той Го­ры удо­сто­ил­ся ви­де­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. О сво­ем ви­де­нии пре­по­доб­ный Мак­сим рас­ска­зал од­но­му стар­цу, под­ви­зав­ше­му­ся при церк­ви свя­то­го Про­ро­ка Бо­жия Илии на Кар­ми­ле, ко­то­рый объ­явил пре­по­доб­но­го пре­льстив­шим­ся. Од­на­ко и это недо­ве­рие пре­по­доб­ный об­ра­тил на бла­го, под ви­дом пре­ле­сти и гор­до­сти скры­вая свои див­ные по­дви­ги, ли­ше­ния, стран­ни­че­ское тер­пе­ние и оди­но­че­ство. Для боль­ше­го утвер­жде­ния об­щей мол­вы о сво­ем юрод­стве свя­той Мак­сим не за­во­дил по­сто­ян­но­го жи­ли­ща, пе­ре­хо­дил с ме­ста на ме­сто как по­ме­шан­ный, сжи­гая свои ка­ли­вы – тра­вя­ные ша­ла­ши (кав­со­ка­ли­вит – зна­чит "сжи­га­ю­щий ка­ли­вы"). Свя­то­гор­цы, зная о чрез­вы­чай­ных ли­ше­ни­ях и скор­бях пре­по­доб­но­го Мак­си­ма, тем не ме­нее дол­гое вре­мя смот­ре­ли на него с предубеж­де­ни­ем, да­же и то­гда, ко­гда пре­по­доб­ный до­стиг вы­со­ты и со­вер­шен­ства со­зер­ца­тель­ной жиз­ни. Ко­гда на Афон при­был пре­по­доб­ный Гри­го­рий Си­на­ит († ок. 1310; па­мять 8 ав­гу­ста), про­во­див­ший жизнь в ум­ной мо­лит­ве, он встре­тил­ся с мни­мо­пре­льщен­ным и, по­ра­жен­ный бе­се­дой с ним, стал на­зы­вать пре­по­доб­но­го Мак­си­ма не ина­че, как зем­ным Ан­ге­лом. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий убе­ди­тель­но про­сил свя­то­го Мак­си­ма оста­вить юрод­ство и пре­бы­вать на од­ном ме­сте, чтобы дру­гие мог­ли по­чер­пать из его ду­хов­но­го опы­та. Вняв сло­вам свя­то­го Гри­го­рия и убеж­де­нию дру­гих стар­цев, пре­по­доб­ный из­брал се­бе в по­сто­ян­ное жи­ли­ще пе­ще­ру по со­сед­ству со зна­ме­ни­тым стар­цем Ис­а­и­ей. Зная о его да­ре про­зор­ли­во­сти, ви­зан­тий­ские им­пе­ра­то­ры Иоанн Па­лео­лог (1341–1376) и Иоанн Кан­та­ку­зен (1341–1355) по­се­ща­ли пре­по­доб­но­го и по­ра­жа­лись ис­пол­не­нию про­ро­честв. Про­иг­у­мен Ва­то­пед­ской оби­те­ли Фе­о­фан пи­сал о свя­том Мак­си­ме: "При­зы­ваю Бо­га во сви­де­те­ли, что и сам я был оче­вид­цем несколь­ких чу­дес его: раз, на­при­мер, ви­дел его пе­ре­нес­шим­ся по воз­ду­ху с од­но­го ме­ста на дру­гое, слы­шал, как пре­по­доб­ный про­ро­че­ски пред­ска­зал мне, что я бу­ду преж­де игу­ме­ном, а по­том Охрид­ским мит­ро­по­ли­том, от­крыл мне да­же и о стра­даль­че­ских по­дви­гах мо­их за Цер­ковь". Толь­ко пе­ред кон­чи­ной свя­той Мак­сим оста­вил свое уеди­не­ние и по­се­лил­ся близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия, где и пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу в воз­расте 95 лет († 1354). Как при жиз­ни, так и по смер­ти пре­по­доб­ный Мак­сим был про­слав­лен мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Случайный тест