День памяти

Житие

Житие святителя Мефодия, патриарха Константинопольского

Свя­ти­тель Ме­фо­дий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в Си­ци­лии, в бо­га­той се­мье. По при­зва­нию Бо­жию еще в мо­ло­до­сти ушел в мо­на­стырь на ост­ро­ве Хиос и об­но­вил его на свои сред­ства. В цар­ство­ва­ние ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820) свя­той Ме­фо­дий за­ни­мал вы­со­кую долж­ность апо­кри­си­а­рия при свя­тей­шем пат­ри­ар­хе Ни­ки­фо­ре (па­мять 2 июня). Был по­слан пат­ри­ар­хом в Рим с по­ру­че­ни­ем к па­пе и за­дер­жал­ся там. В это вре­мя Лев Ар­мя­нин сверг свя­ти­те­ля Ни­ки­фо­ра с пре­сто­ла и воз­вел на него ико­но­бор­ца Фе­о­до­та Ме­лис­син­ско­го по про­зва­нию Кас­си­тер (815–822). По­сле смер­ти Льва Ар­мя­ни­на свя­той Ме­фо­дий воз­вра­тил­ся и в сане пре­сви­те­ра неустан­но бо­рол­ся про­тив ико­но­бор­че­ской ере­си. Им­пе­ра­тор Ми­ха­ил Кос­но­языч­ный (820–829) вна­ча­ле по­ка­зы­вал се­бя ми­ло­сти­вым и осво­бо­дил мно­гих за­клю­чен­ных его пред­ше­ствен­ни­ком за по­чи­та­ние икон, но по­сле воз­об­но­вил го­не­ние на пра­во­сла­вие. Свя­той Ме­фо­дий был за­клю­чен в тем­ни­цу в Акри­те. По­сле смер­ти Ми­ха­и­ла Кос­но­языч­но­го во­ца­рил­ся сын его Фе­о­фил (829–842), так­же ико­но­бо­рец. Бо­лее об­ра­зо­ван­ный, чем его отец, он осво­бо­дил свя­то­го Ме­фо­дия как че­ло­ве­ка уче­но­го, пре­вос­ход­но све­ду­ще­го в де­лах не толь­ко цер­ков­ных, но и граж­дан­ских. По­лу­чив сво­бо­ду, свя­той Ме­фо­дий воз­об­но­вил борь­бу с ере­ти­ка­ми; им­пе­ра­тор неко­то­рое вре­мя тер­пел.

По­сле по­ра­же­ния в войне про­тив ара­бов Фе­о­фил об­ру­шил свой гнев на свя­то­го Ме­фо­дия, го­во­ря, что Бог по­ка­рал его за то, что он при­бли­зил к се­бе "идо­ло­по­клон­ни­ка" (так ико­но­бор­цы на­зы­ва­ли по­чи­та­те­лей свя­тых икон). Свя­той Ме­фо­дий воз­ра­зил, что Гос­подь про­гне­вал­ся на него за по­ру­га­ние Сво­ей свя­той ико­ны. Свя­то­го пре­да­ли ис­тя­за­ни­ям, ему на­нес­ли мно­же­ство уда­ров по ще­кам, от­че­го че­люсть его бы­ла раз­дроб­ле­на. На его ли­це остал­ся без­об­раз­ный шрам. Свя­той Ме­фо­дий был со­слан на ост­ров Ан­ти­гон и вме­сте с дву­мя раз­бой­ни­ка­ми за­клю­чен в глу­бо­кой пе­ще­ре. В мрач­ной тем­ни­це, ку­да не про­ни­кал сол­неч­ный свет, свя­той Ме­фо­дий то­мил­ся 7 лет до смер­ти им­пе­ра­то­ра Фе­о­фи­ла.

В то вре­мя из­го­ня­е­мые в за­то­че­ние свя­тые ино­ки-ис­по­вед­ни­ки Фе­о­дор и Фе­о­фан На­чер­тан­ные (па­мять 27 де­каб­ря) по­сла­ли свя­то­му Ме­фо­дию при­вет­ствие в сти­хах, уз­ник то­же от­ве­тил сти­хо­твор­ным при­вет­стви­ем.

По­сле смер­ти Фе­о­фи­ла во­ца­рил­ся его сын Ми­ха­ил III (842–867), но вви­ду его ма­ло­лет­ства Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей пра­ви­ла его мать, бла­жен­ная ца­ри­ца Фе­о­до­ра, по­чи­та­тель­ни­ца икон.

Им­пе­ра­три­ца ста­ра­лась уни­что­жить ико­но­бор­че­скую ересь, по­ве­ле­ла осво­бо­дить за­клю­чен­ных за по­чи­та­ние икон ис­по­вед­ни­ков. За­ни­мав­ший пат­ри­ар­ший пре­стол ере­тик Ан­ний был из­гнан, а из­бран свя­той Ме­фо­дий. В Кон­стан­ти­но­по­ле был со­зван По­мест­ный Со­бор под пред­се­да­тель­ством свя­то­го Ме­фо­дия (842). Со­бор вос­ста­но­вил ико­но­по­чи­та­ние и по­ста­но­вил еже­год­но тор­же­ство­вать по­бе­ду пра­во­сла­вия. Со­став­лен­ный свя­тым Ме­фо­ди­ем "Чин пра­во­сла­вия" со­вер­ша­ет­ся в первую неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Стре­мясь по­до­рвать ав­то­ри­тет свя­то­го Ме­фо­дия, лю­бовь и ува­же­ние к нему паст­вы, ере­ти­ки окле­ве­та­ли его в на­ру­ше­нии це­ло­муд­рия. Кле­ве­та бы­ла об­на­ру­же­на, и вра­ги свя­ти­те­ля по­срам­ле­ны. По­след­ние го­ды жиз­ни свя­ти­те­ля про­шли мир­но, он мно­го тру­дил­ся, муд­ро управ­лял Цер­ко­вью и сво­ей паст­вой, вос­ста­нав­ли­вал раз­ру­шен­ные ере­ти­ка­ми хра­мы, со­би­рал мо­щи свя­тых, уни­что­жен­ные ико­но­бор­ца­ми, пе­ре­нес мо­щи пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра из ме­ста его за­то­че­ния в Кон­стан­ти­но­поль. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ме­фо­дий в 846 го­ду. Свя­той Ме­фо­дий был ду­хов­но бли­зок с пре­по­доб­ным Иоан­ни­ки­ем (па­мять 4 но­яб­ря), пред­ска­зав­шим ему пат­ри­ар­ше­ство и вре­мя кон­чи­ны. Кро­ме "Чи­на пра­во­сла­вия", свя­ти­тель со­ста­вил так­же пра­ви­ла для об­ра­ща­ю­щих­ся к ве­ре, три чи­на бра­ков, несколь­ко пас­тыр­ских по­уче­ний и цер­ков­ных пес­но­пе­ний.

См. так­же: "Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Ме­фо­дия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь святителю Мефодию, патриарху Константинопольскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ святи́телю Мефо́дие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Святитель Мефодий, моли Христа Бога спастись душам нашим.

Кондак святителю Мефодию, патриарху Константинопольскому, глас 2

На земли́ подвиза́лся еси́, я́ко безпло́тный,/ и Небеса́ насле́довал еси́, Мефо́дие,/ я́ко изъясни́вый в конце́х ико́н поклоне́ние,/ в труде́х бо и боле́знех вя́щше пребы́в,/ не преста́л еси́ дерзнове́нием,// облича́я отмета́ющияся ико́ны Христо́вы.

Перевод: На земле подвизался, как бесплотный, и Небеса унаследовал, Мефодий, как разъяснивший во всех концах Земли поклонение иконам, потому что, будучи в страданиях и болезнях, не переставал дерзновенно обличать отвергающих иконы Христовы.

Случайный тест