День памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Се­ра­пи­он Пе­чер­ский (свя­ти­тель Се­ра­пи­он, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский) сред­не­ве­ко­вый рус­ский про­по­вед­ник и пи­са­тель, ар­хи­манд­рит, в по­след­ний год сво­ей жиз­ни стал епи­ско­пом Вла­ди­мир­ским.
Све­де­ний о его жиз­ни со­хра­ни­лось ма­ло. В Вос­кре­сен­ской ле­то­пи­си со­об­ща­ет­ся, что в 1274 го­ду мит­ро­по­лит Ки­рилл по­ста­вил епи­ско­пом Вла­ди­ми­ра, Суз­да­ля и Ниж­не­го Нов­го­ро­да ар­хи­манд­ри­та (в дру­гих спис­ках – игу­ме­на) Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Се­ра­пи­о­на, а на сле­ду­ю­щий год Се­ра­пи­он умер. Ле­то­пись от­ме­ча­ет, что он был «зе­ло учи­те­лен и кни­жен», то есть на­чи­тан­ный в ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ре и из­вест­ный как про­по­вед­ник.
В над­пи­са­ни­ях его слов он на­зы­ва­ет­ся «свя­тым, пре­по­доб­ным и бла­жен­ным». В ру­ко­пис­ных свят­цах он так­же по­став­лен в чис­ле свя­тых.
Еп. Се­ра­пи­он был по­ис­ти­не доб­рый пас­тырь и, хо­тя епи­скоп­ство­вал на Вла­ди­мир­ской ка­фед­ре все­го один год, мно­го поль­зы при­нес сво­им ча­дам. «Он при­над­ле­жал к чис­лу тех пас­ты­рей церк­ви, ко­то­рые ис­тин­но ра­де­ли о сво­ей пастве, вни­ма­тель­но при­слу­ши­ва­ясь к ее по­треб­но­стям и ста­ра­ясь вра­че­вать ее ра­ны». «Бе же зе­ло учи­те­лен и си­лен в Бо­же­ствен­ном Пи­са­нии», – го­во­рит о нем совре­мен­ник. Еп. Се­ра­пи­он об­ла­дал про­по­вед­ни­че­ским та­лан­том.
Ему, несо­мнен­но, при­над­ле­жат пять по­уче­ний. Пер­вые три по­уче­ния по­свя­ще­ны изо­бра­же­нию та­тар­ско­го на­ше­ствия (пол­нее все­го оно опи­са­но в тре­тьем сло­ве), сход­но­му с изо­бра­же­ни­ем то­го же со­бы­тия в ле­то­пи­си и в дру­гих совре­мен­ных по­уче­ни­ях, так что со­мне­вать­ся в фак­ти­че­ской вер­но­сти слов свт. Се­ра­пи­о­на нель­зя. Гру­стя о бед­стви­ях род­ной зем­ли, про­по­вед­ник со­зна­ет вме­сте с тем их необ­хо­ди­мость, так как они по­сла­ны Бо­гом в на­ка­за­ние за гре­хи люд­ские и для ис­прав­ле­ния на­ро­да. По­это­му ав­тор с осо­бен­ной энер­ги­ей ука­зы­ва­ет слу­ша­те­лям на их гре­хи, упре­кая их в са­мых раз­но­об­раз­ных по­ро­ках. Чет­вер­тое и пя­тое по­уче­ния по­свя­ще­ны изо­бра­же­нию двух яв­ле­ний рус­ской жиз­ни, по­рож­ден­ных суе­ве­ри­ем: ис­пы­та­нию ведьм по­сред­ством во­ды и вы­ка­пы­ва­нию из мо­гил по­хо­ро­нен­ных са­мо­убийц, так как они, по мне­нию на­ро­да, пор­ти­ли по­го­ду и, сле­до­ва­тель­но, вре­ди­ли уро­жаю. Свя­ти­тель до­пус­ка­ет воз­мож­ность вли­я­ния ча­ро­де­ев через бе­сов на лю­дей, но толь­ко в том слу­чае, ес­ли лю­ди в них ве­рят; по­это­му св. Се­ра­пи­он преж­де все­го упре­ка­ет слу­ша­те­лей в том, что они еще до сих пор ве­рят в волх­во­ва­ние. Да­лее про­по­вед­ник об­ви­ня­ет их и в том, что в во­про­се о жиз­ни и смер­ти они хо­тят по­ста­вить сви­де­те­лем без­душ­ную сти­хию – во­ду. В пя­том по­уче­нии С. ста­ра­ет­ся раз­ные на­род­ные бед­ствия, ко­то­рым суе­вер­ные лю­ди подыс­ки­ва­ли при­чи­ну в по­гре­бе­нии са­мо­убийц, по­ста­вить в связь с че­ло­ве­че­ски­ми по­ро­ка­ми, за ко­то­рые Бог и ка­ра­ет.
По­уче­ния свя­ти­те­ля Се­ра­пи­о­на от­ли­ча­ют­ся про­сто­тою из­ло­же­ния; они го­раз­до до­ступ­нее ви­ти­е­ва­тых слов Ила­ри­о­на и Ки­рил­ла Ту­ров­ско­го. Про­сто­та не ме­ша­ет ре­чи св. Се­ра­пи­о­на быть об­раз­ной, по­э­тич­ной и ис­пол­нен­ной си­лы и оду­шев­ле­ния.

Случайный тест