Дни памяти:

17 июня  (переходящая) – Собор Новгородских святых

3 июня – Собор Карельских святых

2 июля

Житие

Краткое житие преподобного Варлаама Пинежского, Важского

В ми­ру – Ва­си­лий. Он был од­ним из бо­га­тей­ших лю­дей Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да и, вла­дея За­во­ло­чьем, очень лю­бил этот край. Он за­вел здесь хле­бо­па­ше­ство, а до это­го чудь до­бы­ва­ла про­пи­та­ние толь­ко охо­той и лов­лею ры­бы и вы­ми­ра­ла от бо­лез­ней. Свя­той мно­го тра­тил средств для про­све­ще­ния на­ро­да, по­стро­ил «Пи­неж­ский го­ро­док», по­став­лен­ный над ре­кой Пи­неж­кой, ко­то­рая впа­да­ла в ре­ку Ва­гу в 16 вер­стах ни­же Шен­кур­ска.

По за­по­ве­ди Спа­си­те­ля на­чаль­ство­вал он чест­но и нена­ви­дел неправ­ду, пи­тал си­рот, оде­вал на­гих, ле­чил боль­ных и упо­ко­и­вал стран­ни­ков. На бе­ре­гу Ва­ги по­стро­ил мно­го хра­мов, а в 1444 г. ос­но­вал ино­че­скую оби­тель в честь еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва и мно­го средств упо­тре­бил на ее бла­го­укра­ше­ние.

Лю­бя мо­лит­ву и ища спа­се­ния, он оста­вил и су­е­ту, и бо­гат­ство, и де­тей, и же­ну и по­сту­пил в со­здан­ную им Бо­го­слов­скую оби­тель. Мо­на­ше­ство при­нял с име­нем Вар­ла­ам. Все­це­ло пре­дал­ся ино­че­ским по­дви­гам мо­лит­вы и по­ста и в 1462 г. в глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел ко Гос­по­ду. По смер­ти он яв­лял­ся ино­кам сво­ей оби­те­ли и уве­ще­вал да­вать ще­д­рую ми­ло­сты­ню и все раз­да­вать бед­ным во вре­мя го­ло­да. При гро­бе пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма мно­го боль­ных и сле­пых по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние.

Полное житие преподобного Варлаама Пинежского, Важского

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Важ­ский, Шен­кур­ский, в ми­ру Ва­си­лий Сте­па­но­вич Свое­зем­цев, нов­го­род­ский по­сад­ник – один их бо­га­тей­ших лю­дей Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Древ­ний по­вест­во­ва­тель пи­шет о нем: «По­сад­ник Ва­си­лий по на­след­ству (“из оте­че­ства”) вла­дел За­во­ло­чьем; р. Ва­га со все­ми ее окрест­но­стя­ми бы­ла в его вла­де­нии». По дру­гим све­де­ни­ям, дед Ва­си­лия Сте­па­но­ви­ча Ва­си­лий Мат­ве­е­вич Сво­е­зем­цев, нов­го­род­ский по­сад­ник, по куп­чей кре­по­сти 1315 г. при­об­рел у чуд­ских стар­шин зем­ли Шен­кур­ские до Ро­стов­ских гра­ниц. Ва­си­лий Сте­па­но­вич пер­вый за­вел на Ва­ге хле­бо­па­ше­ство; до то­го вре­ме­ни чудь пи­та­лась лов­лей зве­рей и ры­бы. Он скла­ды­вал огром­ные сред­ства свои для поль­зы ди­кой стра­ны и осо­бен­но уде­лял вни­ма­ние на нрав­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние ее жи­те­лей. Сам жи­вя в Нов­го­ро­де, пи­шет по­вест­во­ва­тель жи­тия его, по­сы­лал он в За­во­ло­чье упра­ви­те­лей, а по вре­ме­нам и сам бы­вал на Ва­ге для лич­ных рас­по­ря­же­ний и над­зо­ра за управ­ле­ни­ем до­ве­рен­ных. Он лю­бил Ва­гу. По этой люб­ви по­стро­ил он в За­во­ло­чье, на го­ре над р. Ва­гой, го­ро­док и на­звал его «Пи­неж­ским го­род­ком», как по­став­лен­ный над ре­кой Пи­неж­кой. То­гда го­род­ки по­лу­ча­ли име­на по ре­кам и уро­чи­щам, за­ме­ча­ет древ­ний по­ве­ство­ва­тель. Пи­неж­ка впа­да­ет в р. Ва­гу в 16-ти вер­стах ни­же Шен­кур­ска. В Нов­го­ро­де Ва­си­лий, про­дол­жа­ет по­вест­во­ва­тель, на­чаль­ство­вал чест­но и нена­ви­дел все ху­дое. Ис­пол­няя за­по­ведь Спа­си­те­ля, он был пи­та­те­лем си­рот, одеж­дою на­гим, вра­чом боль­ных, в до­ме его на­хо­ди­ли се­бе по­кой все стран­ни­ки. Осо­бен­но же рас­то­чал он бла­го­тво­ре­ния свои на лю­би­мой Ва­ге. Он по­стро­ил здесь мно­го хра­мов. Им бы­ли по­стро­е­ны хра­мы Рож­де­ства Хри­сто­ва на Хи­ма­не­ве, храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Усть-Пуе, храм Рож­де­ства Пред­те­чи на Ле­де.

По осо­бо­му Бо­жье­му вну­ше­нию, в 1444 го­ду ос­но­вал Ва­си­лий Сте­па­но­вич на Ва­ге ино­че­скую оби­тель в честь еван­ге­ли­ста Иоан­на. Оби­те­ли сво­ей он дал мно­го зе­мель, утвер­див свои по­жерт­во­ва­ния гра­мо­та­ми. Так, из­вест­ны гра­мо­ты, ко­то­ры­ми в 1452 го­ду на­зна­че­ны бы­ли три се­ла с зем­ля­ми в поль­зу Бо­го­слов­ской оби­те­ли, и в тех же гра­мо­тах ви­дим игу­ме­на оби­те­ли Се­ра­пи­о­на.

По ле­то­пи­сям ви­дим, что на Ва­ге при всей люб­ви сво­ей к лю­дям Ва­си­лий Сте­па­­но­вич вы­нуж­ден бы­вал брать­ся за ору­жие для усми­ре­ния ди­ка­рей – во­гу­лов и остя­ков, на­па­дав­ших на его по­се­ле­ния. Не раз по­сад­ник Ва­си­лий Сте­па­но­вич яв­лял­ся по­слом от Нов­го­ро­да к ве­ли­ким кня­зьям, и имя его встре­ча­ет­ся в важ­ней­ших для ис­то­рии Нов­го­ро­да до­ку­мен­тах 1446–1456 го­дах.

Ва­си­лий Сте­па­но­вич соб­ствен­ным опы­том уве­рил­ся, что де­ла ми­ра – толь­ко тре­во­ги и су­е­та, и со­всем уда­лил­ся из шум­но­го Нов­го­ро­да в лю­би­мый Важ­ский край. При­го­то­вив ду­шу к по­дви­гам са­мо­от­ре­че­ния де­ла­ми бла­го­тво­ри­тель­но­сти и глу­бо­ко чув­ствуя пу­сто­ту мир­ской жиз­ни, Ва­си­лий Сте­па­но­вич по­сту­пил в ос­но­ван­ную им Бо­го­слов­скую оби­тель. Ва­си­лий, пи­шет древ­ний по­вест­во­ва­тель, оста­вив же­ну и де­тей, сам по­се­ля­ет­ся в оби­те­ли еван­ге­ли­ста и при­ни­ма­ет мо­на­ше­ство с име­нем Вар­ла­а­ма. Ино­че­ская жизнь его бы­ла весь­ма стро­га: сми­ре­ни­ем и по­слу­ша­ни­ем он ста­вил се­бя ни­же всех, как буд­то не был ос­но­ва­те­лем оби­те­ли и вла­дель­цем бо­га­тых зе­мель. Сколь­ко зна­ме­нит был за огра­дой оби­те­ли, столь­ко в оби­те­ли в одеж­де ино­ка ста­рал­ся быть из­вест­ным од­ни­ми ино­чес­ки­ми по­дви­га­ми. Вер­ный Вла­ды­ке сво­е­му раб, он ра­бо­тал ему каж­дый день со всем усер­ди­ем, упраж­ня­ясь в по­сте и мо­лит­вах. До­стиг­ши глу­бо­кой ста­ро­сти, он мир­но скон­чал­ся 19 июня 1462 го­да. На­ка­нуне пре­став­ле­ния он за­ве­щал кор­мить в мо­на­сты­ре бед­ных и раз­да­вать хлеб.

В 1552 го­ду слу­чил­ся боль­шой раз­лив ре­ки Ва­ги. И в преж­ние го­ды во вре­мя ве­сен­не­го по­ло­во­дья раз­ли­вав­ша­я­ся во­да под­мы­ва­ла часть го­ры, на ко­то­рой на­хо­ди­лось мо­на­стыр­ское клад­би­ще. В этот же год, пе­ред днем па­мя­ти бла­жен­но­го Вар­ла­а­ма, ко­гда в оби­тель со­бра­лось мно­же­ство бо­го­моль­цев, ото­рва­лась часть го­ры с са­мой вер­ши­ны, так что ед­ва уце­лел храм. То­гда от­кры­лось мно­го гро­бов, в том чис­ле гроб пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма. Мо­щи прп. Вар­ла­а­ма ока­за­лись со­вер­шен­но це­лы, да­же ино­че­ские одеж­ды его и гроб не ис­тле­ли, то­гда как в дру­гом гро­бе совре­мен­ном уви­де­ли прах. По­сле об­ре­те­ния мо­щи свя­то­го по­движ­ни­ка про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми. Впо­след­ствии свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в Бо­го­слов­ской церк­ви под спу­дом.

Празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но в 1613 го­ду. Све­де­ния о жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма хра­ни­лись в мо­на­сты­ре в ви­де от­дель­ных за­пи­сей, на ос­но­ва­нии ко­то­рых инок Ан­то­ни­е­ва Сий­ско­го мо­на­сты­ря Иона в 1589 го­ду на­пи­сал его жи­тие. В 1630 го­ду со­став­лен ка­нон пре­по­доб­но­му Вар­ла­а­му.

Молитвы

Тропарь преподобному Варлааму Важскому, Шенкурскому

глас 3

Иже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси,/ благими нравы душу свою украсив,/ от земных Христу превозведе ум свой,/ тем от Него исцелением струя независтна явися,/ притекающим верою к тебе и любезно зовущим:/ Варлааме, отче наш,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобному Варлааму Важскому, Шенкурскому

глас 8

Яко звезда светозарная,/ от Великаго Новаграда пришед,/ в чужих, яко в западных странах, зайде,/ от восток чудес, яко солнце, возсия,/ темже, иже во тьме и сени смертней, в недузех лежащии,/ свет исцеления от тебе приемлюще,/ с нами, чады твоими, непрестанно вопиют ти:/ радуйся, Богомудре Варлааме, отче наш.

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)