Дни памяти:

5 февраля – Собор Костромских святых

24 июня

Житие

Краткое житие преподобного Варнавы Ветлужского

Пре­по­доб­ный Вар­на­ва Вет­луж­ский ро­дил­ся в Ве­ли­ком Устю­ге. До ухо­да в пу­сты­ню он был свя­щен­ни­ком од­ной из го­род­ских церк­вей. В 1417 го­ду пре­по­доб­ный по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги на Крас­ной го­ре, где под­ви­зал­ся в уеди­не­нии в те­че­ние 28 лет, "Бо­гу ра­бо­тая в псал­мо­пе­нии и мо­лит­вах, пи­та­ясь бы­ли­ем и вер­ши­ем ду­бо­вым". По сло­вам ав­то­ра жи­тия пре­по­доб­но­го, к свя­то­му Вар­на­ве при­хо­ди­ли и "ди­вии зве­ри, мед­ве­ди мно­ги, жи­ву­ще близ кел­лии его... он же хож­да­ше меж­ду ни­ми, аки меж­ду ско­та­ми, зря на них и уте­ша­ше­ся; бла­го­да­ря ве­ли­ка­го Бо­га, тии зве­ри крот­ки ему бы­ша".

В окрест­но­стях го­ры Крас­ной, да­же в 50 вер­стах, не бы­ло че­ло­ве­че­ско­го жи­лья. Из­ред­ка по­се­ща­ли пу­стын­ни­ка лю­ди, "бла­го­сло­ве­ния ра­ди", ко­то­рым он пред­ска­зал, что по пре­став­ле­нии его на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги "умно­жит Бог жи­тие че­ло­ве­ком, а на ме­сте его жи­тель­ства бу­дут жить ино­ки".

По пре­да­нию, в 1439 го­ду, пе­ред тем, как по­се­лить­ся на ре­ке Ун­же, сю­да при­хо­дил за на­став­ле­ни­я­ми и по­уче­ни­я­ми пре­по­доб­ный Ма­ка­рий (па­мять 25 июля). Пре­по­доб­ный Вар­на­ва скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 июня 1445 го­да. По кон­чине свя­то­го по­движ­ни­ка на ме­сто его по­дви­гов при­хо­ди­ли на жи­тель­ство "от раз­ных стран" мно­гие мо­на­хи "и к ним зем­ле­дель­цы" и "раз­мно­жа­ше­ся по всей той ре­ке на­род мног да­же до ве­ли­кия ре­ки Вол­ги". На Крас­ной го­ре ино­ки по­стро­и­ли две церк­ви – од­ну в честь Пре­свя­той Тро­и­цы, а дру­гую – над гро­бом пре­по­доб­но­го – во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, и ос­но­ва­ли "об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­зва­ние "Вар­на­вин­ской пу­сты­ни". Жи­тие свя­то­го Вар­на­вы на­пи­са­но в 1639 го­ду ино­ком Вар­на­вин­ской пу­сты­ни – "чест­ней­шим иеро­мо­на­хом Иоси­фом (Дяд­ки­ным), иже бысть по­сле­ди в цар­ству­ю­щем гра­де Москве книж­на­го пе­чат­на­го управ­ле­ния глав­ней­ший упра­ви­тель". Для удо­сто­ве­ре­ния в дей­стви­тель­но­сти чу­дес, со­вер­шав­ших­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го, в том же 1639 го­ду, бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны его свя­тые мо­щи по рас­по­ря­же­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа.

Со вре­ме­нем на ме­сте Вар­на­вин­ской оби­те­ли воз­ник уезд­ный го­род Вар­на­вин, а глав­ный храм оби­те­ли был об­ра­щен в го­род­ской со­бор во имя апо­сто­ла Вар­на­вы.

Полное житие преподобного Варнавы Ветлужского 

Ко­гда по­бе­дою ве­ли­ко­го кня­зя Дон­ско­го на­ча­ла успо­ка­и­вать­ся зем­ля Рус­ская от непре­стан­ных на­ше­ствий мон­голь­ских, то­гда ста­ли без стра­ха се­лить­ся во всех ее пре­де­лах и устро­ять­ся оби­те­ли в ме­стах от­да­лен­ных, и пре­по­доб­ные пус­тын­но­жи­те­ли во­дво­ри­лись в дре­му­чих ле­сах и без­люд­ных пу­сты­нях. Пре­по­доб­ный Вар­на­ва, ро­ди­ной ко­то­ро­го был Ве­ли­кий Устюг, до ухо­да в пу­сты­ню был свя­щен­ни­ком од­ной из го­род­ских церк­вей. В 1417 го­ду пре­по­доб­ный по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги на Крас­ной го­ре, где под­ви­зал­ся в уеди­не­нии в те­че­ние 28 лет. «Бо­гу ра­бо­тая в псал­мо­пе­нии и мо­лит­вах, пи­та­ясь бы­ли­ем и вер­ши­ем ду­бо­вым», ред­ко хле­бом. По сло­вам ав­то­ра жи­тия пре­по­доб­но­го, к свя­то­му Вар­на­ве при­хо­ди­ли и «ди­вии зве­ри, мед­ве­ди мно­ги, жи­ву­щие близ кел­лии его... он же хож­да­ше меж­ду ни­ми, аки меж­ду ско­та­ми, зря на них и уте­ша­ше­ся; бла­го­да­ря ве­ли­ка­го Бо­га, тии зве­ри крот­ки ему бы­ша».

В окрест­но­стях го­ры Крас­ной, да­же в 50 вер­стах, не бы­ло че­ло­ве­че­ско­го жи­лья. Из­ред­ка, ра­ди бла­го­сло­ве­ния, по­се­ща­ли пу­стын­ни­ка лю­ди, ко­то­рым он пред­ска­зал, что по пре­став­ле­нии его на бе­ре­гу ре­ки Вет­лу­ги «умно­жит Бог жи­тие че­ло­ве­ком, а на ме­сте его жи­тель­ства бу­дут жить ино­ки».

По пре­да­нию, в 1439 го­ду, пе­ред тем, как по­се­лить­ся на ре­ке Ун­же, сю­да при­хо­дил за на­став­ле­ни­я­ми и по­уче­ни­я­ми пре­по­доб­ный Ма­ка­рий (па­мять 25 июля/7 ав­гу­ста). Пре­по­доб­ный Вар­на­ва скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 июня 1445 го­да. По кон­чине свя­то­го по­движ­ни­ка на ме­сто его по­дви­гов при­хо­ди­ли на жи­тель­ство «от раз­ных стран» мно­гие мо­на­хи «и к ним зем­ле­дель­цы», и «раз­мно­жа­ше­ся по всей той ре­ке на­род мног да­же до ве­ли­кия ре­ки Вол­ги». На Крас­ной го­ре ино­ки по­стро­и­ли две церк­ви: од­ну в честь Пре­свя­той Тро­и­цы, а дру­гую – над гро­бом пре­по­доб­но­го во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и ос­но­ва­ли об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Вар­на­вин­ской пу­сты­ни». Жи­тие свя­то­го Вар­на­вы на­пи­са­но в 1639 го­ду ино­ком Вар­на­вин­ской пус­ты­ни иеро­мо­на­хом Иоси­фом (Ляд­ки­ным), ко­то­рый впо­след­ствии стал в Москве глав­ней­шим упра­ви­те­лем книж­но­го Пе­чат­но­го дво­ра.

Слух о чу­де­сах пре­по­доб­но­го до­стиг в 1639 го­ду и до свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го Иоаса­фа, ко­то­рый спро­сил пред освя­щен­ным со­бо­ром двух пре­сви­те­ров вет­лу­г­ских, Иоан­на и Они­си­фо­ра, при­шед­ших в цар­ству­ю­щий град за­сви­де­тель­ство­вать о чу­де­сах пре­по­доб­но­го и ми­лость его, ко­то­рую са­ми над со­бой ис­пы­та­ли. Один из них, Они­си­фор, дол­го стра­дал сле­по­тою глаз и в тяж­ком неду­ге уже от­ча­и­вал­ся в жиз­ни. Ино­ки оби­те­ли Вет­лу­г­ской (Вет­луж­ской) убе­ди­ли его пой­ти по­мо­лить­ся на гроб пре­по­доб­но­го – и там он про­зрел. Дру­гой иерей под­твер­дил ис­ти­ну слов его и сам о се­бе воз­ве­стил, как ис­це­лил­ся так­же у гро­ба пре­по­доб­но­го от одер­жав­шей его бо­лез­ни. То­гда свя­тей­ший пат­ри­арх по­слал игу­ме­на жел­то­вод­ско­го Па­ф­ну­тия в оби­тель пре­по­доб­но­го узнать на ме­сте ис­ти­ну слов обо­их иере­ев. И он, со­брав мно­гие иные ска­за­ния о чу­де­сах, исте­кав­ших от ра­ки пре­по­доб­но­го Вар­на­вы, воз­ве­стил о том пат­ри­ар­ху, ко­то­рый про­сла­вил па­мять но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца.

Со вре­ме­нем на ме­сте Вар­на­вин­ской оби­те­ли воз­ник уезд­ный го­род Вар­на­вин, а глав­ный храм оби­те­ли был об­ра­щен в го­род­ской со­бор во имя апо­сто­ла Вар­на­вы.

Молитвы

Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому

глас 1

Жела́нием духо́вным распали́вся/ и мяте́жи мирски́я отри́нув,/ к Бо́гу любо́вию приле́жно присовокупи́ся./ И Того́ вседу́шне взыску́я, во вну́треннюю пусты́ню отше́л еси́,/ при вода́х всели́ся,/ иде́же во слеза́х и труде́х пребыва́я многоле́тное вре́мя,/ в терпе́ниих мно́зех житие́ а́нгельское проходи́л еси́/ в наставле́нии Боже́ственнаго ра́зума/ и мно́жество мона́хов собра́л еси́, му́дре,/ и́хже, посеща́я не оста́ви,/ Варна́во преподо́бне, о́тче наш,/ Пресвяте́й Тро́ице моля́ся,// от зол вся́ческих изба́вити и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Стремлением духовным разжигаем, отринув мирскую суету, ты неотлучно с любовью присоединился к Богу. И Его всею душой взыскуя, удалился во внутреннюю пустынь, поселился у воды, где в слезах и трудах многие годы пребывая, во многом терпении ты проводил ангельское житие, наставляемый Божественным разумом, и множество монахов собрал ты, мудрый. Не переставай оказывать им внимание, Варнава преподобный, отче наш, молясь Пресвятой Троице об избавлении от всяческого зла и спасении наших душ.

Кондак преподобному Варнаве Ветлужскому

глас 8

От ю́ности, преподо́бне, плоть твою́ в посте́х и моли́твах истончи́л еси́/ и, крест твой взем, усе́рдно после́довал еси́ Христу́,/ те́мже и к Вы́шним тече́ние ра́достно соверши́л еси́,/ иде́же со все́ми святы́ми предстои́ши./ И ны́не ста́до твое́ посеща́й, помина́я чту́щих всесвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благода́рственно вопие́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Варна́во, наста́вниче пусты́нный.

Перевод: С юности, преподобный, тело свое постами и молитвами ты истончил и, подняв свой крест, ревностно последовал Христу, потому и на Небеса с радостью совершил путь, где со всеми святыми предстоишь. И сейчас оказывай внимание стаду своему, вспоминая почитающих всесвятую память твою, да все с благодарностью взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Варнава, учитель пустынник».

показать все

Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому

О, всеблаже́нне о́тче преподо́бне Варна́во, те́плый засту́пниче и помо́щниче с ве́рою призыва́ющим тя! Изба́ви нас моли́твами твои́ми ко Го́споду от вся́каго обстоя́ния бесо́вскаго. Изми́ нас, окая́нных рабо́в твои́х, о чудотво́рче Варна́во, от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти нас и свести́ во ад живы́х. Прости́ нас, о́тче, ели́ко согреши́хом ти, исто́ргни нас от греха́ и вся́кия напа́сти, приходя́щия грехо́в ра́ди на́ших. Пода́ждь душа́м на́шим утеше́ние, всади́ в сердца́ на́ша страх суда́ Бо́жия, изба́ви нас от враго́в на́ших ви́димых и неви́димых, тебе́ бо и́мамы те́пла моли́твенника и засту́пника, е́же в беда́х су́щия и в грехи́ впа́дшия. Ты бо яви́ся столп благоче́стия, воздержа́ния пра́вило, смиренному́дрия о́браз, целому́дрия наста́вник, убо́гим и сирота́м засту́пник и храни́тель прибега́ющим к тебе́. Кто у́бо по досто́инству мо́жет похвали́ти равноа́нгельное твое́ житие́ и кто мо́жет изчести́ твои́х трудо́в по́двиги и сле́зы ко Го́споду? Вои́стину я́ко со́лнца светле́йши возсия́ твоя́ исправле́ния, ревни́тель бо бысть всем святы́м, преподо́бных и пра́ведных учи́тель духо́вный и всем, призыва́ющим тя, моли́твенник ко Пресвяте́й Тро́ице. Ты, я́ко ми́ра оста́вил еси́ и я́же в ми́ре, и нас приведи́ ко Го́споду моли́твами твои́ми, о́тче честне́йший, да и мы сподо́бимся ве́чных благи́х, и́хже наслажда́ешися: Небе́сныя сла́вы, жела́емаго Иису́са Христа́ и сладча́йшаго Влады́ки и Го́спода всех. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Случайный тест

(9 голосов: 5 из 5)