Священномученик Васи́лий Малинин, пресвитер
Житие
Священномученик Василий родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. Со временем отец Василий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.
1 декабря 1936 года сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, записал: «В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети-ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины.
На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами – дает им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передает, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках – Рождестве и Пасхе, показывает икону “мучения грешников”, заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут, и, узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.
Кроме того, Малинин расспрашивает учеников, чему учат в школе, на Рождество устраивают ли елки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет елка, приходили бы к нему за свечками для елки. Поп Малинин учеников-ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его – член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь.
Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт - от 10 до 15 человек.
30 ноября 1936 года вышеуказанная группа опять собиралась пойти в церковь, но церковь оказалась закрытой – не было Малинина, которого ученики ходили встречать, но не встретили.
Вышеуказанная группа учеников-пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: “Зачем надел собачью радость?”»[1].
18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в Ярославле и в тот же день допрошен.
Выяснив, что отец Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь заявил:
– Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно-монархической организации города Переславля. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
– Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров, и подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете?
– Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.
19 октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался
10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 256-258
Примечания
[1] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-12212, л. 1.
Источник: http://www.fond.ru/
Богослужения
Случайный тест
- О постах
- Календарь постов
- Великий пост 2024
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Православные посты
- Великий Пост
Расчёт 3, 9, 40 дней
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.