Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

10 апреля

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Па­та­ки­но Вла­ди­мир­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ксе­но­фон­та Ма­ли­ни­на. По окон­ча­нии Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в го­ро­де Пе­ре­слав­ле. Со вре­ме­нем отец Ва­си­лий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
1 де­каб­ря 1936 го­да со­труд­ник мест­но­го НКВД, до­про­сив в при­сут­ствии учи­те­лей школь­ни­ков, за­пи­сал: «В Кор­ни­льев­скую цер­ковь го­ро­да Пе­ре­слав­ля еже­днев­но хо­дят де­ти-уче­ни­ки, про­жи­ва­ю­щие в по­сел­ке Но­вый Быт, в том чис­ле хо­дят и пи­о­не­ры, с ко­то­ры­ми про­во­дит бе­се­ды поп дан­ной церк­ви Ма­ли­нин и быв­шие мо­на­ши­ны.
На бе­се­ды в цер­ковь Ма­ли­нин уче­ни­ков за­ма­ни­ва­ет раз­ны­ми пред­ло­га­ми – да­ет им по три просфо­ры, их сма­чи­ва­ет в крас­ном вине, а ко­гда пе­ре­да­ет, их бла­го­слов­ля­ет. Рас­ска­зы­ва­ет уче­ни­кам о ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ках – Рож­де­стве и Па­схе, по­ка­зы­ва­ет ико­ну “му­че­ния греш­ни­ков”, за­ма­ни­ва­ет уче­ни­ков хо­дить на боль­шие празд­ни­ки в цер­ковь, в осо­бен­но­сти в Рож­де­ство и Пас­ху. Ма­ли­нин го­во­рит, что в эти празд­ни­ки в церк­ви бы­ва­ет очень хо­ро­шо. Уче­ни­ков рас­спра­ши­ва­ет, ко­го как зо­вут, и, узнав­ши имя, го­во­рит им, ко­гда при­хо­дить в цер­ковь на свои име­ни­ны.
Кро­ме то­го, Ма­ли­нин рас­спра­ши­ва­ет уче­ни­ков, че­му учат в шко­ле, на Рож­де­ство устра­и­ва­ют ли ел­ки; вме­сте с этим Ма­ли­нин уче­ни­кам на­ка­зы­ва­ет: ес­ли бу­дет ел­ка, при­хо­ди­ли бы к нему за свеч­ка­ми для ел­ки. Поп Ма­ли­нин уче­ни­ков-ре­бят во­дит в ал­тарь, по­ка­зы­вая им, что на­хо­дит­ся в ал­та­ре.
Вме­сте с Ма­ли­ни­ным с уче­ни­ка­ми бе­се­ду­ет од­на мо­на­ши­на, ко­то­рая так­же при­слу­жи­ва­ет в церк­ви Кор­ни­лия. Быв­шая мо­на­ши­на уче­ни­кам рас­ска­зы­ва­ет о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­ни­ке и рас­пя­тии его, уче­ни­ков при­зы­ва­ет хо­дить в цер­ковь и мо­лить­ся Бо­гу, а по­сле служ­бы и мо­ле­ния в церк­ви под­хо­дить ко кре­сту и це­ло­вать его.
Ор­га­ни­за­то­ром ре­бят, по­се­ща­ю­щих цер­ковь, яв­ля­ет­ся уче­ник сред­ней шко­лы пи­о­нер Ко­ля Ра­нет­кин, ко­то­рый про­жи­ва­ет в квар­ти­ре ря­дом с цер­ко­вью. Мать его – член ВКП(б), к ко­то­рой ез­дят очень ча­сто из во­ин­ской ча­сти на ав­то­ма­шине; в квар­ти­ре устра­и­ва­ют пьян­ство, а уче­ни­ка Ко­лю в это вре­мя из квар­ти­ры вы­го­ня­ют: он в это вре­мя со­би­ра­ет ре­бят и ухо­дит в цер­ковь.
Кро­ме то­го, цер­ковь вме­сте с вы­ше­ука­зан­ны­ми ре­бя­та­ми по­се­ща­ют до­школь­ни­ки, про­жи­ва­ю­щие в по­сел­ке Но­вый Быт – от 10 до 15 че­ло­век.
30 но­яб­ря 1936 го­да вы­ше­ука­зан­ная груп­па опять со­би­ра­лась пой­ти в цер­ковь, но цер­ковь ока­за­лась за­кры­той – не бы­ло Ма­ли­ни­на, ко­то­ро­го уче­ни­ки хо­ди­ли встре­чать, но не встре­ти­ли.
Вы­ше­ука­зан­ная груп­па уче­ни­ков-пи­о­не­ров в дан­ный мо­мент раз­ло­жи­лась, пи­о­нер­ские гал­сту­ки по­сле при­хо­да до­мой из шко­лы сни­ма­ют и меж­ду со­бой до­го­ва­ри­ва­ют­ся, чтобы гал­стук не но­сить, а кто на­денет, с то­го стас­ки­ва­ют. Этим боль­ше все­го от­ли­ча­ют­ся пи­о­не­ры Алек­сан­дров и Ра­нет­кин: ес­ли на пи­о­не­ре уви­дят гал­стук, над пи­о­не­ром устра­и­ва­ют смех: “За­чем на­дел со­ба­чью ра­дость?”»[1].
18 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в Яро­слав­ле и в тот же день до­про­шен.
Вы­яс­нив, что отец Ва­си­лий под­дер­жи­ва­ет от­но­ше­ния с бла­го­чин­ным и свя­щен­ни­ка­ми, слу­жа­щи­ми в со­сед­них при­хо­дах, и что неко­то­рые из них при­ез­жа­ют к нему ис­по­ве­до­вать­ся, сле­до­ва­тель за­явил:
– Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что со­сто­я­ли чле­ном цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции го­ро­да Пе­ре­слав­ля. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы во­вле­ка­ли в цер­ковь де­тей ра­бо­чих, пи­о­не­ров, и под­вер­га­ли их там ан­ти­со­вет­ской об­ра­бот­ке. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Нет, это­го не бы­ло. Бы­ли слу­чаи по­се­ще­ния церк­ви школь­ни­ка­ми-пи­о­не­ра­ми в 1936 го­ду, но де­ла­ли они это са­мо­сто­я­тель­но.
19 ок­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 28 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 19 ян­ва­ря 1938 го­да он при­был в один из ла­ге­рей Бам­ла­га, от­ку­да его от­пра­ви­ли в ла­герь на Даль­нем Во­сто­ке. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Ма­ли­нин скон­чал­ся
10 ап­ре­ля 1938 го­да в од­ном из ла­ге­рей Даль­не­го Во­сто­ка и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 256-258


При­ме­ча­ния

[1] УФСБ Рос­сии по Яро­слав­ской обл. Д. С-12212, л. 1.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)