Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью — прот. Михаил Шполянский

Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью — прот. Михаил Шполянский

(7 голосов4.9 из 5)

Эта книга адре­со­вана детям в том воз­расте, когда они начи­нают заду­мы­ваться о добре и зле, о правде и лжи, о кра­соте и без­об­ра­зии. Автор книги — свя­щен­ник Михаил Шпо­лян­ский — дове­ри­тельно и с любо­вью, в яркой, увле­ка­тель­ной для детей форме рас­ска­зы­вает об устрой­стве мира Божьего, о бес­смерт­ной чело­ве­че­ской душе, о необ­хо­ди­мо­сти оце­ни­вать свои поступки и при­но­сить пока­я­ние Богу. Книга будет хоро­шим помощ­ни­ком роди­те­лям при под­го­товке детей к испо­веди. В конце дается обра­зец вопро­сов для дет­ской исповеди.

Бог любит нас

Милый мой, ведь это здо­рово, когда тебя любят, правда? У тебя ведь есть мама или папа, бабушка или дедушка, или бра­тики и сест­рички, а может быть, и все вме­сте – и, конечно, ты зна­ешь, что все они тебя очень-очень любят. Они о тебе забо­тятся, играют с тобой, раду­ются твоим успе­хам и жалеют тебя, когда слу­ча­ются какие-нибудь непри­ят­но­сти. И ты их, своих род­нень­ких, тоже очень любишь – правда? Любить это так радостно, тепло и уютно, потому что вы друг о друге дума­ете, друг другу помо­га­ете, друг друга жале­ете. И хочется, чтобы все всех любили, чтобы все были доб­рые и весе­лые. А как же это сде­лать? Совсем не сложно: сам ста­райся всех-всех любить, быть со всеми доб­рым – так и дру­гих людей научишь любить.

Ты, может быть, спро­сишь: “А как же люди дога­да­ются, что я их люблю?” Очень про­сто: не вред­ни­чай, не обма­ны­вай, не каприз­ни­чай, никого не оби­жай и сам не оби­жайся, будь лас­ко­вым, послуш­ным, доб­рым, тру­до­лю­би­вым – и твои близ­кие ска­жут: “Этому ребенку Бог дал вели­кую любовь”. Ведь ты же зна­ешь, что все доб­рое у нас от Бога? Спра­ши­ва­ешь почему? Да потому, что Бог и есть все Добро, вся Любовь, вся Правда, и вообще все-все хоро­шее, собран­ное вместе.

Ты не знал это? Ты думал, Бог где-то очень далеко, непо­нятно где и Кто? Так вот, ока­зы­ва­ется, вовсе не так. Бог и на небе, и во всем мире, и в сердце каж­дого из нас. Он рядом с каж­дым чело­ве­ком. Бог Вез­де­су­щий и Все­силь­ный – так Его назы­вают, потому что Он при­сут­ствует везде, видит все и может сде­лать все, что хочет. Но оттого, что Он такой силь­ный и все видит, бояться Его не нужно, ведь Он – самый добрый.

Он наш Отец Небес­ный. Он Тво­рец – Он сотво­рил весь мир, Он дал нам жизнь. Все люди – Его дети, и Он всех любит и всем помо­гает. И тебя Он, дру­жок, любит крепко и нежно, потому что Он Небес­ный Отец и любовь у Него Небес­ная: самая-самая сильная.

А теперь, чтобы ты знал, как Он любит нас, я открою тебе тайну – тайну, кото­рую не знают люди, забыв­шие о Боге, бед­ные неве­ру­ю­щие чело­вечки. Так вот, две тысячи лет назад Сын Божий Сам схо­дил на землю, чтобы ска­зать людям, что Он их любит! Он был чело­ве­ком среди людей; звали Его ИИСУС ХРИСТОС (об этом подробно и инте­ресно напи­сано в заме­ча­тель­ной книге – Биб­лии, в раз­деле, кото­рый назы­ва­ется Новый Завет, или Евангелие).

Ты спро­сишь, а что же это зна­чит – Сын Божий? Разве у Бога есть семья? Нет, конечно, такой семьи, какая бывает среди людей, у Бога нет. И сей­час я тебе рас­скажу еще об одной вели­кой тайне – тайне ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Ока­зы­ва­ется, Бог суще­ствует в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сыни Бог Дух Свя­той. Это, конечно, не зна­чит, что богов трое – нет! Бог Один, но этот Бог – Тро­ица! Он Один (Един) в трех Лицах. Ты спро­сишь, как же это может быть – один в трех? Конечно, нам это очень сложно понять – это ведь Боже­ствен­ная тайна. Но пред­ставь себе, напри­мер, что мы сидим вече­ром у костра и смот­рим на огонь: горят и потрес­ки­вают дрова, свет от огня такой яркий, что можно читать, а жар такой, что можно вски­пя­тить в котелке воду для чая. А теперь скажи: может ли быть огонь без дров? Может ли быть огонь без света? Может ли быть огонь без жара? Нет, нет, нет. Вот и полу­ча­ется: один (огонь) суще­ствует в трех (дрова, свет, жар). Так и Бог, словно Небес­ный Огонь, суще­ствует в трех Лицах: Отец, Сын и Свя­той Дух. Можно ска­зать, что Бог пока­зы­вает Себя миру в лицах: Отец – как Созда­тель мира, Сын – как Спа­си­тель мира Иисус Хри­стос, Свя­той Дух – как Уте­ши­тель в мире, Помощ­ник всем, кто хочет быть вме­сте с Богом. Зна­ешь, это дей­стви­тельно вели­кая тайна, и даже самые умные муд­рецы не ска­жут тебе, что они ее до конца познали. Но мы можем про­ник­нуть в тайну Пре­свя­той Тро­ицы по-дру­гому: не умом, а серд­цем – верой и любо­вью. Ведь мы все­гда верим тем, кого любим – правда?

Так вот, слу­шай дальше. Бог Отец послал на землю Сво­его Сына Иисуса Хри­ста, чтобы Он спас мир от греха и от смерти. И вот в малень­кой пещерке (вер­тепе) вблизи города Виф­леем родился Иисус – Богом­ла­де­нец. Маму Его звали Дева Мария. А мы назы­ваем ее еще Бого­ро­ди­цей, потому что она родила Бога Иисуса. Бого­ро­дица не замуж­няя жен­щина, а Пре­свя­тая Дева – ведь зем­ного отца у Иисуса не было. Отцом Иисуса Хри­ста был Небес­ный Бог Отец. Он послал Бога Духа Свя­того, кото­рый осе­нил Марию силой Все­выш­него, и она стала мате­рью Бога Сына.

До 30 лет Иисус Хри­стос жил со своей семьей, и только самые близ­кие люди знали (а еще неко­то­рые – дога­ды­ва­лись), что Он –Воче­ло­ве­чив­шийся Бог, то есть Бог, став­ший чело­ве­ком. А в 30 лет Хри­стос вышел на слу­же­ние людям, чтобы сбли­зить их с Богом. Он при­звал уче­ни­ков – апо­сто­лов и стал учить людей жить по воле Божией и помо­гать им в их бедах. Он всех жалел, уте­шал, мно­гих исце­лял от болез­ней и даже мерт­вых ожив­лял. Но люди не поняли Его. Вожди и пра­ви­тели думали, что Он хочет отнять у них власть, они озло­би­лись на Него и стали Его пре­сле­до­вать. Хри­стос мог бы их всех нака­зать, мог бы даже огнем спа­лить – Он ведь Все­мо­гу­щий Бог! – но Он всех жалел, даже этих злых людей жалел. И вот они напали на Него, аре­сто­вали, стали над Ним изде­ваться и, нако­нец, поста­но­вили каз­нить Его. Но и тогда Иисус не стал им мстить, а про­сил за них про­ще­ние у Бога Отца и гово­рил, что они уби­вают Его про­сто по своей глу­по­сти. Кое-кто из Его убийц потом рас­ка­ялся, и даже стал свя­тым, как вое­на­чаль­ник Лон­гин. Только быв­ший друг Хри­стов – Иуда сразу же про­ва­лился в ад, потому что пре­дал самое свя­тое – любовь и дове­рие сво­его Учи­теля Иисуса, а пока­яться (изви­ниться) не захотел.

Так что, друг мой, видишь как: Сам Гос­подь наш (так мы зовем Бога) Иисус Хри­стос дал доб­ро­вольно убить Себя, убить страш­ной каз­нью – рас­пя­тием. Его руки и ноги при­били огром­ными гвоз­дями к дере­вян­ному кре­сту и оста­вили так уми­рать под жар­ким южным солн­цем. Почему же Бог это допу­стил? Вот именно потому, что Он нас любит, жалеет и хочет спа­сти. Пони­ма­ешь? Не очень? Тогда я открою тебе тре­тью тайну: СПАСЕНИЕ наше в том, чтобы ЖИТЬ ВЕЧНО С БОГОМ В ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ. Но чтобы жить вечно, надо побе­дить зло и смерть. Ведь на земле все люди рано или поздно уми­рают – ты, конечно, об этом зна­ешь. А побе­дить смерть может только Бог. Зна­ешь, когда тонет корабль, то сотни людей попа­дают в воду и оста­ются наедине с бур­ными вол­нами. Как уж тут ни барах­тайся, все равно в конце кон­цов гибель неиз­бежна. Чтобы спа­сти их, нужно, чтобы рядом был кто-то – силь­нее волн и выше воды. Для всех людей этот кто-то – Спа­си­тель – Иисус Хри­стос. На кре­сте Он Сам вошел в смерть, как в бур­ное море – и побе­дил ее. Хри­стос три дня боролся со смер­тью – и ожил, вос­крес из мерт­вых! Так Он открыл нам путь ко спа­се­нию – сло­мал двери тем­ницы смерти. И с тех пор смерть уже не страшна, кон­чи­лась ее власть. Теперь каж­дый может пойти за Хри­стом, может вос­крес­нуть, может жить вечно – но только с Вос­крес­шим Хри­стом, только веря в Него, любя Его, только выпол­няя Его запо­веди. И все доб­рые люди, все хри­сти­ане, дети Хри­стовы, в самый свет­лый и радост­ный празд­ник года – на Пасху – поют о том, что Хри­стос побе­дил смерть, вос­крес из мерт­вых и пода­рил нам веч­ную жизнь. Все весело гово­рят друг другу: Хри­стос Вос­кресе! И в ответ слы­шат такой же радост­ный воз­глас: Воис­тину Воскресе!

Мы любим Бога

Итак, дру­жок, вот ты и узнал три глав­ные тайны мира: то, что Бог есть Тро­ица, что Он любит нас так сильно, что готов даже уме­реть за нас, и то, что все мы, если тоже любим Бога, вос­крес­нем и будем жить вечно в раю. Теперь понял, почему силь­нее, важ­нее любви нет ничего на свете? И что не только нужно любить своих близ­ких, дру­зей, весь мир, но, самое глав­ное, нужно очень-очень, сильно-сильно, все­гда-все­гда любить Бога.

Ну вот, ты опять спра­ши­ва­ешь: а что же надо делать, чтобы любить Бога? Так ведь это совсем про­сто. Вот скажи, ты ведь зна­ешь, как ты хочешь, чтобы тебя любили? Ты ведь хочешь, чтобы тебя любили все­гда, ты хочешь, чтобы тебе делали при­ят­ное, ты хочешь, чтобы тебя жалели, когда тебе плохо. И тогда ты будешь чув­ство­вать, что тебя любят – верно? Так и Бог будет знать, что ты его по-насто­я­щему любишь, если ты будешь пом­нить о нем ВСЕГДА, если ты будешь ста­раться радо­вать его сво­ими доб­рыми делами. Давай теперь пого­во­рим об этом подробнее.

Что зна­чит ВСЕГДА пом­нить о Боге? Конечно же, это нико­гда не забы­вать о том, что Он рядом и все видит. Хорошо бы почаще, осо­бенно когда тебе трудно или, наобо­рот, если ты очень увлекся каким-либо балов­ством, – хорошо бы поду­мать так: “Вот прямо сей­час Бог на меня смот­рит”. И тут же пого­вори с Богом – а это назы­ва­ется МОЛИТЬСЯ – скажи Ему: “Помоги мне, Гос­поди”, “Гос­поди, поми­луй”, или про­сто “Про­сти меня, Гос­поди” (если чув­ству­ешь, что сде­лал что-то не так). А еще очень хорошо почаще бла­го­да­рить Гос­пода: “Слава Богу за все!”, “Бла­го­дарю Тебя, Господи!”

Но это еще не весь раз­го­вор с Богом. Ты ведь любишь пого­во­рить с папой, мамой, дру­зьями? Так вот и с Небес­ным Отцом нужно ино­гда пого­во­рить и подольше. Осо­бенно эти раз­го­воры про­ис­хо­дят утром, когда только проснулся, и вече­ром – перед сном. Они так и назы­ва­ются: утрен­ние молитвы и вечер­ние молитвы. Эти молитвы очень муд­рые, доб­рые и пре­крас­ные – со вре­ме­нем ты их обя­за­тельно выучишь. Но есть среди них одна самая важ­ная, самая свя­тая молитва, кото­рую дал нам Сам Иисус Хри­стос – она назы­ва­ется молитва Гос­подня “Отче наш”. Эту молитву тебе пора начи­нать учить сей­час – ведь ты уже не такой малень­кий. Послу­шай, как она звучит:

Отче наш, иже еси на Небе­сех, да свя­тится имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли! Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим, и не введи нас во иску­ше­ние, но избави нас от лукаваго!

Конечно, сей­час в этой молитве тебе почти ничего не понятно, но не сму­щайся, это нена­долго. Скоро ты сам все очень хорошо пой­мешь, а я тебе кра­тенько ее объясню.

Что это зна­чит? “Отче наш” – это вроде бы понятно, в то же время и как-то непри­вычно. И не уди­ви­тельно – ведь молитва “Отче наш”, как и дру­гие молитвы, кото­рые ты будешь читать дома и слы­шать в церкви, напи­саны на цер­ковно-сла­вян­ском языке. Это не чужой язык, много веков назад так моли­лись наши предки на нашей свя­той земле. Этот древ­ний книж­ный язык очень много дал нашему совре­мен­ному рус­скому языку, укра­сил его и одухотворил.

“Отче наш” по-рус­ски зна­чит “Отец наш”. Понятно? Очень ведь похоже на то, как мы сей­час гово­рим – так? А теперь слу­шай дальше:

“Иже еси на Небе­сех” – Кото­рый пре­бы­вает (нахо­дится, живет) на Небе (конечно, не на обла­ках, но в самой глу­бине миро­зда­ния, вер­нее, пре­выше всего, что есть в этом мире).

“Да свя­тится имя твое” – пусть имя Твое свя­тое и свет­лое все­гда сияет для всех людей так же, как освя­щает всю все­лен­ную, все ангель­ские и рай­ские миры – оби­тели любви и радости.

“Да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли” – и пусть поско­рей в этом мире, на земле, вос­ста­но­вится такой же поря­док и да будет кра­сота, как в тех мирах на Небе, и пусть все люди уви­дят Твою свя­тую доб­рую волю (то есть то, что Ты велишь им делать) и будут во всем ее выпол­нять с радо­стью и благодарностью.

“Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь” – Даруй нам, Отец наш Небес­ный, пищу зем­ную для нашего тела и пищу небес­ную для нашей души, чтобы каж­дый день нашей жизни мы не стра­дали от телес­ного или душев­ного голода.

“И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим” – О, это очень важно! Послу­шай: И оставь нам долги перед Тобой, то есть грехи наши, как и мы про­щаем тех, кто нас оби­дел. Вду­майся – в этих сло­вах мы про­сим Бога про­стить нам наши грехи (пло­хие дела, даже и мысли), но при усло­вии, что и мы будем все про­щать нашим ближ­ним: и роди­те­лям, и род­ствен­ни­кам, и дру­зьям, и вообще, слу­чай­ным встреч­ным. Знай, если мы на кого-то оби­жа­емся (как часто это бывает “не по делу”), или даже если кто-то дей­стви­тельно нас оби­дел, или был как-то неспра­вед­лив к нам, то мы должны про­стить его от всего сердца, честно, и не оби­жаться, и не сер­диться, и не мстить – ведь мы это обе­щаем Богу. Вот только тогда и он нас про­стит, пло­хих дел-то у нас хва­тает, так ведь?

“И не введи нас во иску­ше­ние” – Помоги нам, Гос­поди, удер­жаться от вся­кого зла внутри нас и огради от вся­кого зла вокруг нас.

“Но избави нас от лука­ваго” – Ты, Гос­поди, как Все­силь­ный Защит­ник, защити нас, деток Твоих, от напа­де­ния нашего самого страш­ного врага – дья­вола. Он назы­ва­ется лука­вым, то есть обман­щи­ком, потому, что делая под­ло­сти, при­тво­ря­ется все­гда доб­рень­ким – как волк в “Крас­ной Шапочке”, и стре­мится нас обма­нуть, уве­сти от Бога и погубить.

Вот и стала для тебя понят­нее молитва Гос­подня. Послу­шай еще раз ее всю, как она зву­чит на совре­мен­ном рус­ском языке:

Отец наш, живу­щий на Небе­сах! Пусть свя­тится имя Твое, пусть при­дет Цар­ствие Твое, пусть будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб, нуж­ный для нас, пода­вай нам каж­дый день, и про­сти нам грехи наши, как и мы про­щаем вся­кому долж­нику нашему, и не введи нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Что такое “хорошо” и “плохо”

Ну как, тебе понятно, как и о чем мы моли­лись Богу? Вот и пре­красно. Тогда про­дол­жим наш раз­го­вор: как же нам радо­вать нашего Небес­ного Отца? Опять же, ничего непо­нят­ного, невоз­мож­ного в этом нет – нужно про­сто ста­раться жить по запо­ве­дям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже тре­бует, и не делать того, что Его оскорб­ляет. Запо­веди – это закон, кото­рый Бог дал людям. Когда люди выпол­няют этот закон, они живут в согла­сии с Твор­цом и Спа­си­те­лем своей души. Запо­ве­дей не так уж много: самых древ­них, глав­ных – десять. Сам Бог сооб­щил их вели­кому свя­тому древ­но­сти – про­року Мои­сею, а тот пере­дал их сво­ему народу и запи­сал в Свя­щен­ной книге – Библии:

Пер­вая запо­ведь – “Я Гос­подь, Бог твой, да не будет у тебя дру­гих богов пред лицом Моим” – гово­рит про­сто о том, что нужно все­гда верить в Бога. Это так же про­сто и есте­ственно, как верить папе и маме, как верить сол­нышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть все­гда и везде, и эта вера должна быть самым глав­ным в твоей жизни.

Вто­рая запо­ведь – “Не делай себе кумира” – гово­рит о том, что нельзя быть пре­да­те­лем, как Иуда. Нужно все­гда быть вер­ным Богу и не слу­шаться дья­вола: мы ведь знаем, что он обман­щик, лука­вый, в Биб­лии он назван “отцом лжи”. Он тихонько нашеп­ты­вает нам свои дур­ные мысли (“Не делись кон­фе­тами с сест­рой, их и так мало. Сам быстро все съешь, никто и не узнает”). Часто мы даже не подо­зре­ваем, кто это гово­рит, и думаем, что сами это при­ду­мали. Дья­вол пред­ла­гает нам сде­лать что-то, что огор­чит нашего Небес­ного Отца, пред­ла­гает нам о Нем забыть. “Кумир” – это все то, с чем мы забы­ваем о Боге. Безу­мен тот, кто готов поме­нять маму на куклу, а папу на ком­пью­тер. Так же глуп и тот, кто, увлек­шись игруш­ками – дет­скими или взрос­лыми – забы­вает Бога. Он думает, что при­об­рел много – власть, или богат­ство, или даже все сча­стье – но полу­чает только мешок с тру­хой. Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и пове­рил обман­щице. И разве был он счаст­лив со всеми сво­ими ледя­ными игруш­ками и дра­го­цен­но­стями в замке Снеж­ной Коро­левы? Только когда любовь Герды рас­то­пила его зале­де­нев­шее сер­дечко, он вспом­нил о Боге, и снова стал живым чело­ве­ком. Поэтому будем все­гда более всего зем­ного любить Бога, пом­нить о Нем, хра­нить Ему вер­ность – и тогда вся жизнь наша будет освя­щена свыше.

Тре­тья запо­ведь – “Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога тво­его, напрасно” – тре­бует от нас вни­ма­ния и серьез­но­сти в раз­го­во­рах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихи­ка­ньем, или с руга­тель­ством, или про­сто вто­ро­пях, чтобы поско­рей отде­латься. Тебе, воз­можно, при­хо­ди­лось слы­шать, как глупо, бывает, руга­ются во дворе маль­чишки: “Вот тебе истин­ный крест, я тебе велик-то поло­маю!”, или: “Ей-Богу, ты у меня в лоб полу­чишь!” Или насмеш­ни­чают: “Пусть тебе боженька помо­гает!” Или про­сят у Бога чего-нибудь пло­хого: “Пусть Бог сде­лает, чтобы эта тетка ногу сло­мала!” Или – что чаще всего бывает – гово­рят вся­кие сквер­ные гряз­ные слова, ино­гда даже рядом с име­нем Гос­пода или Его Пре­чи­стой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех бого­хуль­ства, и за это Бог все­гда строго нака­зы­вает людей. Однако не только это явля­ется нару­ше­нием тре­тьей запо­веди. Если ты, напри­мер, с роди­те­лями молишься в церкви или дома, а при этом дума­ешь о чем угодно, только не о Боге (об игруш­ках, о зве­руш­ках, о подуш­ках); если ты тара­то­ришь молитву (быст­рей бы дочи­тать!); если ты небрежно кре­стишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нару­ша­ешь запо­ведь Божию. Помни, Бог все­гда рядом, все видит. Бойся оскор­бить Его своей небреж­но­стью или глупостью!

Чет­вер­тая запо­ведь – “Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его” – гово­рит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь пони­ма­ешь, что в семье все живут друг для друга: любят, забо­тятся, помо­гают. Что это за семья, в кото­рой мама не хочет накор­мить ребенка, а папе лень с ним погу­лять? Где ребе­нок не слу­ша­ется папу и изде­ва­ется над мамой? Это не семь‑я, а семь-вра­гов! Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небес­ным Отцом, а в любви, сле­дует пом­нить о Боге и хра­нить день суб­бот­ний (день, посвя­щен­ный Богу) – жить для Бога. А это зна­чит – ходить в цер­ковь, молиться дома, помо­гать сла­бым и бед­ным, выпол­нять все запо­веди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небес­ным Отцом, и без этого мы не будем иметь права назы­ваться Его детьми.

Пятая запо­ведь – “Почи­тай отца тво­его и мать твою” – напо­ми­нает о том, что любить, слу­шаться, помо­гать папе и маме, бабушке и дедушке, забо­титься о них, когда это будет необ­хо­димо – наша обя­зан­ность перед Богом. Вспомни, сколько непри­ят­но­стей бывает у непо­слуш­ных детей! Вот Бура­тино папу Карло не послу­шался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и дере­вян­ным, но доб­рым маль­чи­ком: он любил и жалел папу Карло. А вот Золушка так любила сво­его папу, что ради него готова была все тер­петь от злой мачехи. И ты пом­нишь, как Бог воз­на­гра­дил ее за любовь, послу­ша­ние и доб­роту. А еще мы должны почи­тать, ува­жать и бла­го­да­рить за помощь и вра­зум­ле­ние всех наших учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей, свя­щен­ника и всех людей, кото­рые забо­ти­лись о нас, учили нас добру – этому тоже обя­зы­вает пятая запо­ведь Закона Божия.

Шестая запо­ведь – “Не уби­вай”. Конечно, самое страш­ное – это лишить дру­гого чело­века жизни, кото­рую даро­вал ему Гос­подь. Но и уби­вать, мучить зве­рей, птиц, насе­ко­мых, плохо уха­жи­вать за домаш­ними живот­ными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что дру­гому чело­веку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нару­ша­ешь шестую запо­ведь. Даже в мыс­лях своих нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, нена­ви­деть, сер­диться, ругать: ведь все это уби­вает любовь, а ведь ты зна­ешь, что глав­ное чему учит Бог – это любить людей. Пом­нишь сказку Пуш­кина “О спя­щей царевне и о семи бога­ты­рях?” Как ужасна кра­си­вая царица, кото­рая велела слу­жанке убить моло­дую царевну! А как несим­па­тична злая Золуш­кина мачеха со сво­ими дочерьми! Злые люди, в кото­рых нет любви, и Богу и окру­жа­ю­щим отвра­ти­тельны. И если зло­деи не пока­ются и не испра­вятся, то Бог их не про­стит, нака­жет. Ты же, дру­жок, ста­райся по запо­веди Божией, всех любить, никому не желать и не при­чи­нять зла – и будешь тогда доб­рым чело­ве­ком и хоро­шим христианином.

Седь­мая запо­ведь – “Не пре­лю­бо­дей­ствуй”. Сей­час везде много непри­лич­ных кар­ти­нок – и в жур­на­лах, и на ули­цах; по теле­ви­зору пока­зы­вают раз­ные гад­кие раз­врат­ные фильмы – не смотри на это, это все грех про­тив Бога. Нико­гда не повто­ряй пло­хих слов, не под­гля­ды­вай за взрос­лыми, да и за дру­гими детьми, не тро­гай себя за скры­тые места сво­его тела: если ты этим увле­чешься, то может раз­виться страш­ная болезнь души и тела – блуд, и тебе при­дется много из-за этого мучиться. Будь вни­ма­те­лен и помни, что Бог все видит.

Вось­мая запо­ведь – “Не кради”. Конечно, ты пре­красно зна­ешь, что воро­вать очень плохо. Но зна­ешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять про­сто не твое (нашел и не вер­нул, при­своил) – тоже воров­ство? А бывает, что люди воруют в мыс­лях: жад­ни­чают, зави­дуют – разве это не грех? Такие жадины и воры всем про­тивны, даже самим себе! Жизнь у них чер­ная: все­гда за чем-нибудь гоня­ются и не могут оста­но­виться. При­об­ре­тают богат­ство – а оно ухо­дит сквозь пальцы, потому что добыто нечест­ным путем. Доби­ва­ются вли­я­ния над людьми – но даже дру­зья от них ухо­дят, потому что воров все пре­зи­рают. Вон кот Бази­лио и лиса Алиса всю жизнь ста­ра­лись кого-нибудь объ­его­рить – а где их богат­ство? Так и оста­лись ни с чем в лох­мо­тьях под забо­ром! Кара­бас с Дуре­ма­ром важ­ные люди, много чего имели да все поте­ряли, потому что на чужое иму­ще­ство поза­ри­лись. А Бура­тино не был ни жади­ной, ни вором – всех зло­деев побе­дил и доб­рым людям помог. И ты, дру­жок, ста­райся быть таким же чест­ным и доб­рым, как Бура­тино. Не жад­ни­чай и нико­гда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих доб­рых делах. Только все­гда помни, что мел­кого воров­ства не бывает, за любое Бог нака­жет: воро­ван­ное, гово­рится, впрок не идет, а осо­бенно если украл в церкви у бед­ного, сла­бого чело­века – от этого даже твой дом может сго­реть. Так что смотри, берегись!

Девя­тая запо­ведь – “Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него тво­его”, или попро­сту говоря “Не обма­ны­вай”. Ты при­вык по мело­чам очень часто обма­ны­вать, лгать, и ино­гда (осо­бенно со страху) бывает, что наврешь с три короба. Но знай, что вра­нье нестер­пимо для Бога и угодно дья­волу – ведь не зря в молитве “Отче наш” дья­вол назван лука­вым, то есть обман­щи­ком. Ста­райся изо всех сил не врать, не лука­вить, не оправ­ды­ваться – и Бог тебе помо­жет испра­виться, загла­дить твой про­сту­пок или добиться сво­его чест­ным путем. Ложь же все­гда только кажется спа­се­нием, но в конце кон­цов все равно рас­кро­ется (“Нет ничего тай­ного, что не стало бы явным” – ска­зал Хри­стос), так что только еще и вдвойне будешь нака­зан! Один вред ото лжи! Вот чело­век один кри­чал: “Пожар, пожар!” Все думали, что правда пожар, и при­бе­гали к этому чело­веку помо­гать тушить. А он, ока­зы­ва­ется, шуточки так шутил! Думал, что раз­вле­ка­ется, а люди ему верить пере­стали. Когда же по-насто­я­щему заго­ре­лось, сколько ни кри­чал чело­век “Пожар!”, – уже никто ему не верил, никто не при­шел, так все и сго­рело. А вот Незнайка: как он наврал с три короба в Цве­точ­ном городе, как нахва­стался перед малыш­ками! И что воз­душ­ный шар он изоб­рел, и что он началь­ник над всеми малы­шами-путе­ше­ствен­ни­ками! Сна­чала его все ува­жали, но все равно вра­нье вскоре рас­кры­лось: как же ему стыдно было, как он пла­кал! Хорошо еще малышки доб­рые были и про­стили его, а то от стыда хоть поми­рай! Вот ведь как плохо быть вру­ном: и стыд, и разо­ре­ние, и нака­за­ние. Так что, доро­гой мой, нико­гда не слу­шайся лука­вого беса, не обманывай.

Деся­тая запо­ведь – “Не желай ничего, что у ближ­него тво­его”, то есть “Не зави­дуй”. Это зна­чит – радуйся тому, что у тебя есть, и спо­койно отно­сись ко всем неуда­чам, а за все хоро­шее, что с тобой слу­ча­ется – не забы­вай побла­го­да­рить Бога. Также учись радо­ваться за своих близ­ких, дру­зей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что-то хоро­шее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не зави­дуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не зави­дуй! Зависть все­гда за собой тянет много гре­хов и непри­ят­но­стей. Вот завист­ницы гад­кие, злые мачехи Золушки и Спя­щей Царевны – сколько же они горя своим близ­ким при­несли, да и себе жизнь испор­тили! А сва­тья баба Баба­риха с Пова­ри­хой да Тка­чи­хой из “Сказки о царе Сал­тане”! Они тоже очень много зла из зави­сти наде­лали – хотели изве­сти моло­дую царицу с малы­шом-царе­ви­чем, да сами едва живы оста­лись! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!

Прости меня!

Все это, конечно, очень хорошо, дру­жок, – ведь ты это чув­ству­ешь, правда? Но ведь не все­гда все полу­ча­ется, как хочется. Бывает, что увле­чешься, или испу­га­ешься чего-либо, или про­сто забу­дешь помо­литься и поду­мать, и вот – раз, и сам не заме­тил, как нару­шил какую-нибудь запо­ведь: то ли обма­нул, то ли поссо­рился, то ли поле­нился, то ли не послу­шался роди­те­лей (зна­чит, про­явил к ним неува­же­ние)? Что же тогда делать? Не пугайся, все можно испра­вить, если захотеть.

Сна­чала, конечно же, нужно пре­одо­леть свой страх, лень, обиду – и при­знаться во лжи, выпол­нить пору­че­ние, поми­риться с дру­гом – и вот уже пол­дела сде­лано. Конечно, я знаю, как ино­гда бывает трудно пере­бо­роть себя и попро­сить про­ще­ние. Зато какое потом испы­ты­ва­ешь облег­че­ние – как гора с плеч сва­ли­ва­ется! Навер­ное, с тобой такое уже бывало, и ты сам зна­ешь, как здо­рово, когда изви­нишься и поми­ришься. И со всеми так бывает. Вот послу­шай, как о таком слу­чае из своей жизни рас­ска­зал один доб­рый батюшка – свя­щен­ник Алек­сандр Шме­ман:

Когда я был малень­кий, у меня был това­рищ, с кото­рым мы играли вме­сте почти каж­дый день. Самая наша люби­мая игра была в сол­да­тики. У нас была целая армия оло­вян­ных сол­да­ти­ков, палатки, авто­мо­биль­чики, танки, пушечки. Часами мы рас­став­ляли их, стро­или мосты и дороги, пере­дви­гали наши войска.

Одна­жды мне пода­рили малень­кий пуле­мет. Это был совсем осо­бен­ный пуле­мет: он поме­щался на спине малень­кого ослика и его можно было сни­мать, уста­нав­ли­вать для стрельбы и потом опять гру­зить на ослика. Пуле­мет мне так понра­вился, что я им всем хва­стался и выца­ра­пал малень­кий кре­стик на спине ослика, никому не замет­ный, когда пуле­мет был на месте. Това­рищу моему новый пуле­мет тоже очень понра­вился. Мы весело играли вме­сте, но когда стали уби­рать наши вой­ска, пуле­мета не было. Я очень рас­стро­ился, всюду искал, всех спра­ши­вал, но пуле­мет исчез.

Когда через два дня мы опять играли вме­сте, я вдруг уви­дел пуле­мет в армии моего това­рища. Я гла­зам своим не поверил.

– Это мой пуле­мет! – ска­зал я.

– Нет мой, – отве­тил мой друг. – Мне тоже такой подарили.

Я ничего не мог ска­зать. Я видел на спине ослика выца­ра­пан­ный мною зна­чок. Я знал, что это мой пулемет.

Мой друг мол­чал. Он знал, что я знал.

Я тоже знал, что он знает, что я знаю.

Нам обоим вдруг стало скучно. Мы не знали, как играть вме­сте. На сле­ду­ю­щий день мой това­рищ не при­шел. Не при­хо­дил он и еще два или три дня. Вдруг онпри­шел опять. Он прямо посмот­рел мне в глаза и сказал:

– Про­сти меня. Это я взял твой пуле­мет. Возьми его!

– Да не нужно мне пуле­мета! Пусть он будет общий! Будем играть вме­сте! – закри­чал я.

Я был так счаст­лив, мне было так хорошо на душе. Как будто холод­ный, твер­дый комок у меня в сердце рас­таял. Стало весело, как на Пасхе. Так же счаст­лив был и мой това­рищ: он пока­ялся, и словно камень с души сва­лился. К нам вер­ну­лись радость и дружба.

Но, друг мой, попро­сить про­ще­ние у близ­ких – это еще не все. Надо попро­сить про­ще­ние за совер­шен­ный грех у Бога, нужно сразу ска­зать: “Про­сти меня, Гос­поди, я вино­ват, я поста­ра­юсь испра­виться, помоги мне быть лучше”.

Если ты ходишь в цер­ковь и по воз­расту тебе уже пора испо­ве­до­ваться, то подойди к свя­щен­нику и при­неси перед ним свое пока­я­ние Богу, как все взрос­лые люди. Это совсем не страшно и не трудно. Нужно честно назвать перед Богом и перед Его слу­жи­те­лем – свя­щен­ни­ком все грехи, кото­рые были в твоей жизни после преды­ду­щей испо­веди. Вспом­нить все сразу нелегко. Чтобы что-то не про­пу­стить, хорошо зара­нее об этом поду­мать, посо­ве­то­ваться с роди­те­лями (или с теми, с кем ты ходишь в цер­ковь), все хоро­шенько запом­нить, а еще лучше – запи­сать все на листке бумаги и уже на испо­веди все про­честь или дать про­чи­тать батюшке.

Так-то будет вер­ней: ведь все, что назвал, что осо­знал и за что тебе стыдно – все Бог про­стит, и тебе будет легко и хорошо. Забы­тое же оста­ется с тобой, как мусор в кар­ма­нах и грязь в ушах. Но вот если же ты созна­тельно что-то утаил или постес­нялся о чем-то ска­зать свя­щен­нику, или из вред­но­сти не хочешь рас­ка­и­ваться в каком-либо грехе (Вот я его побил, так ему, дураку, и надо!) – то это очень, очень плохо, это вражда про­тив Бога, и это может ужасно кон­читься. Впро­чем, наде­юсь, тебе и в голову не при­дет лука­вить или вред­ни­чать с Богом – ты не дурак, ты доб­рый и умный, такой глу­по­сти не сде­ла­ешь. Тебе ведь дей­стви­тельно стыдно за все твои пло­хие дела, и ты от всего сердца жела­ешь стать лучше – скажи об этом Гос­поду. Он обя­за­тельно услы­шит, пожа­леет тебя, про­стит твои рас­ка­ян­ные грехи и помо­жет тебе стать лучше.

Но не удив­ляйся, что не все­гда быстро уда­ется побе­дить все грехи. Бывает, и стыдно, и каешься, и обе­ща­ешь больше не гре­шить – а вон оно как! – не заме­тил как опять осту­пился и нагре­шил. Не уны­вай, не рас­стра­и­вайся слиш­ком. Бог знает, как трудно бывает побо­роть грехи и не ждет, что ты сразу смо­жешь во всем испра­виться. Это дол­гая и труд­ная борьба, на всю жизнь: ведь дья­вол в этом мире еще о‑го-го как силен! Только, если Бог с нами, то кто про­тив нас? Мы все равно побе­дим и будем на небе с нашим Небес­ным Отцом – ста­раться только надо.

А чтобы в нас все­гда были силы бороться с дья­во­лом, Гос­подь пода­рил нам Свою непре­обо­ри­мую свет­лую силу – бла­го­дать – в Таин­стве при­ча­ще­ния Его Тела и Крови. Если ты кре­ще­ный и веришь в Бога, ты име­ешь право при­ча­щаться этих Чудес­ных Даров, как и все члены Церкви Хри­сто­вой. Близ­кие рас­ска­жут тебе, как нужно при­го­то­виться к при­ча­стию, куда стать и как подойти к Чаше (впро­чем, на это и ты сам вни­ма­тельно посмотри, когда будешь на бого­слу­же­нии в церкви). Но глав­ное, знай: при­ча­щаться может только тот, кто верит в Бога и любит Его всем серд­цем, кто ста­ра­ется любить всех людей, поми­рился со всеми, с кем был в ссоре, и изви­нился перед всеми.

Как жила ты, душа?

А все-таки, пони­ма­ешь ли ты, зачем с этим самым гре­хом бороться? Зачем учиться любить Бога и людей, зачем молиться, ходить в цер­ковь, делать доб­рые дела? Только ли для того, чтобы тебя хва­лили, не нака­зы­вали и не ругали, чтобы тебе было при­ятно? Конечно нет! Ведь ино­гда за доб­рое дело и не хва­лят осо­бенно, да и за что хва­лить? – ведь быть хоро­шим есте­ственно. И за пло­хие дела – грехи не все­гда сразу нака­жут: может быть, на пер­вое время и ута­ить удастся – так стоит ли при­зна­ваться? Стоит, дру­жок мой, стоит: и при­зна­ваться, каяться в гре­хах стоит, и доб­рые дела делать стоит. И стоит очень дорого – веч­ной жизни: об этом вкратце мы уже гово­рили раньше.

Да, да, мы с тобой, как и все люди, не можем уме­реть насо­всем. Вер­нее, умрем, но как бы не по-насто­я­щему, на время, а потом опять ожи­вем, вос­крес­нем – и уже навсе­гда. И ничего уди­ви­тель­ного в этом нет. Такое все время про­ис­хо­дит вокруг нас, только мы не заме­чаем. Вот зеле­неет роща, шумит в пыш­ных кро­нах дере­вьев весе­лый вете­рок, и кажется, что этот зеле­ный рай будет с нами все­гда. Но неза­метно подо­бра­лась осень. Дере­вья словно ста­реют: зелень увя­дает, листья сох­нут, опа­дают и уно­сятся вдаль холод­ным вет­ром. А вот и пер­вый сне­жок кру­жится вокруг чер­ных узло­ва­тых вет­вей, и кажется, что все дере­вья мертвы. Но жива душа голых рощ: при­дет весна, и они вос­крес­нут. Мерт­вые ветви, “кости сухие”, обле­кутся пло­тию: зазве­нят соком, набух­нут поч­ками и взо­рвутся зеле­нью – моло­дой лист­вой, пою­щей о веч­ной жизни, о победе над смер­тью! И уви­деть это можно все­гда и везде. Только смот­реть нужно душой, потому что так Бог откры­вает нам тайны жизни и смерти. Солнце уми­рает за гори­зон­том и вос­кре­сает утром на востоке. Зерно пше­ницы в земле рас­па­да­ется и уми­рает, но вот – о чудо! – уже тянется к солнцу зеле­ный коло­сок, несу­щий в себе целую при­горшню вос­крес­ших зер­ны­шек. Тол­стая зеле­ная гусе­ничка еще недавно дело­вито пол­зала по листьям, и вот уже висит на веточке сухой мерт­вый кокон куколки – то ли сучок, то ли желудь. Но что это? Из мерт­вой скор­лупки, словно душа из тела, выле­тает на Свет Божий пре­крас­ная бабочка! Так что знай – смерти нет. Это только так кажется, что люди уми­рают, что они сна­чала есть, а потом их нет. Чело­век, раз уже его сотво­рил Бог, есть все­гда: только сна­чала его все видят на земле, а потом он уми­рает телом и живет дальше как бы неви­ди­мым для людей – бес­смерт­ной душой. Вот если ночью в ком­нате свет выклю­чили, так бывает до того темно, что ничего не видно: ни стола, ни шкафа, ни самой лампы. Но ведь они-то никуда не делись – ты ведь это пони­ма­ешь – про­сто гла­зами их теперь не видно.

Так и чело­век: вроде бы умер, тело похо­ро­нили, а душа – глав­ное в чело­веке – осво­бо­ди­лась, как птен­чик из яичка (а кому же нужна скор­лупа, когда птен­чик уже вылу­пился?), и поле­тела, неви­ди­мая и бес­смерт­ная, к Богу, сво­ему Небес­ному Отцу. И летит она, счаст­ли­вая, весе­лая, силь­ная. Кажется самое чудес­ное в жизни только начи­на­ется – прямо какая-то пре­крас­ная сказка. Но тут-то, увы, и пред­стоит самое серьез­ное испы­та­ние. При­ле­тает душа к Богу, и Бог смот­рит на нее с любо­вью и жало­стью, но и строго, и спра­ши­вает: “А как же ты жила, душа, на Земле? Верила ли в Меня, стре­ми­лась ли ко Мне, выпол­няла ли ты запо­веди Мои? Делала ли ты доб­рые дела и кая­лась ли в своих гре­хах?” И счаст­лива та душа, что искренне вос­клик­нет: “Люблю Тебя, Отец мой! Всю жизнь искала Тебя и ста­ра­лась жить так, как Ты учишь. А в чем пре­сту­пила запо­веди Твои свя­тые, в том горько скор­бела, кая­лась, и сей­час скорблю и прошу Твоей мило­сти!” И услы­шит она лас­ко­вый голос Небес­ного Отца: “Войди в радость Мою!” И поле­тит она в место веч­ного добра, любви и света – место, где она все­гда будет пре­бы­вать с Богом и с такими же свет­лыми душами дру­гих доб­рых людей. То место назы­ва­ется рай небес­ный, или Цар­ство Небес­ное, и там все­гда такая радость, кото­рую на Земле и пред­ста­вить невоз­можно. Вот ради этого и стоит жить, и стоит учиться быть хри­сти­а­ни­ном – это и есть спа­се­ние души!

Но что же будет с той душой, кото­рая вовсе не хотела любить Бога, не верила Ему, не слу­ша­лась в своей зем­ной жизни Его зако­нов? О, как горько это и страшно! Она от Бога отка­за­лась, и теперь уже никак Небес­ный Отец при­нять ее к себе не может. “Ты на земле упорно хотела жить без Меня, пре­бы­вай же без Меня и дальше – в веч­ной тьме и пустоте” – услы­шит она страш­ные, но спра­вед­ли­вые слова Бога. Куда же вся ее радость денется? Поле­тит она как в про­пасть, в место веч­ного стра­да­ния, во ад. Там нет Бога, нет Его Света и Любви. Там страшно, темно и бес­ко­нечно оди­ноко, там никто не уте­шит. Но и это еще не все: там живет жут­кое чудо­вище – дья­вол (еще его назы­вает лука­вый сатана, нечи­стая сила). Он, как сви­ре­пый лев, напа­дает на всех, кто попал в его злую власть, и мучает их, и гры­зет, и изде­ва­ется над ними.

О ужас! Разве можно ссо­риться с Богом, не слу­шаться Его, забы­вать о Нем, если в резуль­тате мы можем попасть в лапы к дья­волу! Ведь это тогда и будет поги­бе­лью души мукой веч­ной. Про­сти нас, Гос­поди, и помоги нам, чтобы такого с нами нико­гда не случилось!

Друзья и враги

Чтобы ты лучше пони­мал как жить, чтобы спа­сти душу свою, хочу пре­ду­пре­дить тебя, что нас окру­жают не только те люди, кото­рых мы видим вокруг и кото­рые живут на земле. Вокруг нас еще мно­же­ство и дру­гих разум­ных существ, но только они неви­димы и назы­ва­ются они “духов­ные суще­ства”. Среди них есть дру­зья Бога – это ангелы, слу­жи­тели Божие. Но есть и враги Божие, слуги дья­вола – бесы, или, как их еще назы­вают, черти.

Ангелы помо­гают нам спа­сти душу. Ты, дру­жок, навер­няка видел анге­лов в своей жизни: на иконе в церкви или дома, или хотя бы на кар­тинке, или в виде скульп­турки, игрушки, елоч­ного укра­ше­ния. А может быть, ты видел и насто­я­щего ангела. Малень­кие дети, любя­щие Бога и чистые серд­цем, часто видят анге­лов. Ангелы такие кра­си­вые: в длин­ных свет­лых одеж­дах, а за спи­ной у них чудес­ные бело­снеж­ные кры­лья. Ангелы могут быть боль­шие или малень­кие, ино­гда они летят над нами в небе, а ино­гда стоят рядом и смот­рят на нас огром­ными доб­рыми гла­зами. Ангелы такие свет­лые, они прямо сияют Боже­ствен­ным Све­том. Это потому, что они бес­ко­нечно любят Бога и делают все только по Его Свя­той воле. Ангелы и людям помо­гают жить по воле Божией. У каж­дого из нас есть свой Ангел хра­ни­тель. Он осо­бенно забо­тится о нас и все­гда рядом с нами. Если ты всех любишь и чув­ству­ешь, как любовь Божия согре­вает твое сердце, если на душе у тебя светло и радостно – зна­чит, твой Ангел хра­ни­тель рядом. Он рас­про­стер над тобой свои свет­лые кры­лья, он тебя лас­кает, под­дер­жи­вает, вра­зум­ляет и уте­шает. Но бойся оби­деть сво­его Ангела! Если ты каприз­ни­ча­ешь, сер­дишься, гру­бишь и громко кри­чишь, то Ангел от тебя отле­тит, он не смо­жет нахо­диться рядом – он ведь такой чистый и неж­ный. Ты его очень огор­чишь, он будет пла­кать и молиться о тебе Гос­поду, но сам уже не смо­жет к тебе при­бли­зиться. Не про­го­няй сво­его Ангела хра­ни­теля, чтобы не остаться без его ласки, помощи и защиты. Поста­райся не оби­жать его, люби его и молись ему как послан­нику Божию, и он помо­жет тебе на пути в Цар­ствие Небесное.

А вот мерз­кие бесы вся­че­ски ста­ра­ются поме­шать нам спа­сти душу: ведь они хотят доста­вить ее как добычу сво­ему хозя­ину – дья­волу. Вот они и тол­кают нас на пло­хие поступки, нашеп­ты­вают сквер­ные мысли, уго­ва­ри­вают забыть о Боге – и тогда наша душа у них в кар­мане! Но не бойся: они сами стра­шатся Бога, и наши дру­зья-ангелы силь­ней бесов, если мы сами на сто­роне анге­лов. Бесы сами ничего с нами сде­лать не могут, если только мы с ними не согла­симся, и поэтому они вся­че­ски ста­ра­ются нас обма­нуть, не зря же зовутся лука­выми! То нач­нут уго­ва­ри­вать поспать или поша­лить вме­сто молитвы или помощи стар­шим, то обма­нуть (ведь, мол, никто не узнает!), а то и взять что-то чужое. Или начи­нают раз­ду­вать в нас как угольки какие-нибудь пло­хие чув­ства – обиду, злость, зависть или жад­ность. От таких уголь­ков, если их не поту­шить, и сго­реть можно!

Но не бойся: “пожар­ники” Божие – ангелы все­гда рядом, только не забы­вай о них. Они от бесов­ского напа­де­ния защи­тят, не дадут им воли тобой рас­по­ря­жаться, они и под­ска­жут тебе, что добро и что угодно Богу, а что есть зло, что дья­вол напри­ду­мы­вал. Голос Ангела назы­ва­ется голо­сом сове­сти в твоей душе – ведь ты его слы­шишь, правда? Только вот не знал ты, что это ангелы Гос­подни с тобой раз­го­ва­ри­вают. Они голо­сом сове­сти учат чело­века делать добро и осуж­дают зло. Читал ли ты сказку “Незнайка в Сол­неч­ном городе”? Пом­нишь, как уко­ряла Совесть Незнайку за то, что он натво­рил? Только нужно честно слу­шать совесть, не отма­хи­ваться от ее под­ска­зок, не лениться их выпол­нять, как бы ни трудно это было: добро-то делать все­гда труд­ней, чем гре­шить, но за это-то и награда на небе­сах, а не нака­за­ние в аду.

Итак, дру­жок, отго­няй от себя всех гнус­ных бесов, не слу­шайся их гад­ких под­ска­зок, а наобо­рот, почаще сове­туйся со своим свя­тым Анге­лом хра­ни­те­лем. Молись ему, проси его о помощи и вни­ма­тельно слу­шай то, что он тебе гово­рит в сове­сти твоей – и так будешь жить в согла­сии со своим Небес­ным Отцом.

С нами Бог!

Так что, милый мой, видишь, как много нового ты узнал сего­дня! Ока­зы­ва­ется, есть уди­ви­тель­ные чудеса на свете. Ока­зы­ва­ется, жизнь инте­рес­нее любой сказки – только надо учиться видеть это. И надо учиться жить – ЖИТЬ ВЕЧНО С БОГОМ. Так что поста­райся! Ведь любому инте­рес­ному и полез­ному делу (читать, писать и даже играть), нужно учиться – так уж устроен мир. Само собой, без тво­его труда ничего хоро­шего не появится. И конечно же, спа­сать душу – тоже нужно учиться и нужно очень ста­раться. Уж это-то во вся­ком слу­чае того стоит!

Глав­ное – учись любить Бога и всех людей. Ты ведь уже понял, что это зна­чит! О Боге вспо­ми­най почаще, думай о том, как ты выпол­ня­ешь Его запо­веди, проси Его помощи во всех делах и проси у Него про­ще­ния за свои ошибки – молись Ему. Ста­райся обя­за­тельно, как можешь, молиться каж­дое утро и вечер, молиться перед и после еды, во всех твоих житей­ских труд­но­стях и радо­стях. Ходи в цер­ковь на службы (даже и сам зови пойти с тобой роди­те­лей, близ­ких), испо­ве­дуйся и при­ча­щайся самое ред­кое раз в месяц, а хорошо и чаще. К испо­веди и при­ча­стию готовься зара­нее, все хорошо вспом­нив и про­ду­мав то, о чем будешь гово­рить. Если уме­ешь – читай сам, а если еще нет – попроси стар­ших почи­тать тебе дет­ские книги о Боге: Биб­лию, Еван­ге­лие (жизнь Иисуса Хри­ста), жития свя­тых (рас­сказы о жизни тех доб­рых и силь­ных духом людей, кото­рые уго­дили Богу, и теперь они на небе, в раю, и оттуда помо­гают и нам жить по-хри­сти­ан­ски). Все эти книги научат тебя посту­пать так, как запо­ве­дал Гос­подь. И может быть, – кто знает? – со вре­ме­нем Бог даст и тебе силы стать свя­тым чело­ве­ком пра­вед­ной хри­сти­ан­ской жизни – только ты сам дол­жен очень этого желать.

И конечно же, ста­райся не допус­кать гре­хов, не давай бесам вла­сти над своей душой. Ты уже зна­ешь запо­веди Божие и зна­ешь как опасно их нару­шать – бере­гись, дья­вол не дрем­лет, он опас­ный охот­ник, враг! Но на нашей сто­роне все­силь­ный заступ­ник – Бог, помни все­гда об этом! Дей­стви­тельно, если Бог с нами, то кто про­тив нас? Дья­вол трус, шавка – если мы рядом с Богом, но дья­вол страш­ный хищ­ник, если мы о Боге забыли. Будь бди­те­лен! Помни, что каж­дым гре­хом ты себя от Бога отда­ля­ешь и допус­ка­ешь к себе дья­вола – бере­гись! Если и согре­шил слу­чайно, поско­рей исправься и покайся, и Бог вновь при­мет тебя в свои отцов­ские объ­я­тия, защи­тит и поможет.

Ну, а чтобы поменьше было таких гре­хов­ных слу­чай­но­стей, напо­ми­най себе, что Бог все видит, и перед Его взо­ром не делай тех стыд­ных дел, кото­рые ты не стал бы делать перед близ­кими, дру­зьями, перед дру­гими людьми. Ведь ты не стал бы воро­вать, если бы знал, что на это смот­рит хозяин вещи, так ведь? Не стал бы при маме гово­рить пло­хих слов? Не стал бы оби­жать сла­бого на гла­зах взрос­лых? Не стал бы лениво, кое-как учиться, если бы рядом стоял и строго смот­рел папа? Так и не делай гре­хов перед Небес­ным Отцом, ибо Он все­гда рядом, всему доб­рому раду­ется, а обо всем злом скор­бит (а если будешь упор­ство­вать, то и вра­зу­мит наказанием).

И еще почаще вспо­ми­най слова Спа­си­теля Иисуса Хри­ста: “Воз­люби Гос­пода Бога тво­его всем серд­цем твоим и ближ­него тво­его, как самого себя” и “Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними” (Еван­ге­лие от Мат­фея, глава 22, стих 37; глава 7, стих 12). Ведь все понятно – правда? Вот и ста­райся так жить, милый мой, – и спа­сешься! Да бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, дру­жок! Дер­зай, с нами Бог!

В чем я согрешил?

А теперь, чтобы тебе легче было вспом­нить свою жизнь, понять в чем ты согре­шил, чтобы пра­вильно под­го­то­виться к испо­веди, я далее пере­числю, какие грехи могли быть в твоей жизни. Ты же об этом поду­май хоро­шенько, и если что было, отметь в памяти или запиши на листке, испо­ве­дуйся и твердо реши в буду­щем ста­раться изо всех сил такой грех больше не допус­кать. Итак, вни­ма­тельно читай (слу­шай), вспо­ми­най и отмечай.

– Веришь ли ты в Бога, в то, что Он Все­мо­гу­щий и Все­зна­ю­щий, что Он тебя сотво­рил, любит тебя и забо­тится о тебе?

– Ста­ра­ешься ли ты любить Бога, нашего Небес­ного Отца? Все­гда ли пом­нишь о Нем?

– Молился ли ты Богу о спа­се­нии и свя­тым о помощи в хри­сти­ан­ской жизни?

– Бла­го­да­ришь ли ты нашего Небес­ного Отца за Его любовь и милость к нам?

– Любишь ли ходить в цер­ковь, не ленишься ли, не каприз­ни­ча­ешь ли, не шалишь ли в церкви? Носишь ли ты кре­стик, уме­ешь ли и не забы­ва­ешь ли креститься?

– Ста­ра­ешься ли ты почаще причащаться?

– Про­сишь ли ты стар­ших почи­тать или рас­ска­зать тебе о Боге, о свя­тых, учишься ли читать Биб­лию и свя­тые книги?

– Пом­нишь ли запо­веди Божие? Ста­ра­ешься ли ты жить так, чтобы не нару­шать их?

– Зна­ешь ли ты, что такое грех? Видишь ли ты свои грехи? Стыдно ли тебе за эти грехи, про­сишь ли за них про­ще­ния у своих близ­ких и у Гос­пода на испо­веди? Ста­ра­ешься ли ты исправ­лять грехи и вести себя так, чтобы их было поменьше?

– При­зна­ешься ли ты честно свя­щен­нику на испо­веди во всех своих, даже стыд­ных, гре­хах? Гото­вишься ли к испо­веди и при­ча­стию долж­ным образом?

– Не бывает ли, чтобы ты роп­тал на Бога (то есть воз­му­щался, если Он не давал тебе сразу того, что ты хочешь?) Не про­сил ли у Бога чего-то пло­хого: ото­мстить кому-нибудь, помочь украсть, обма­нуть и прочее?

– Не про­из­но­сил ли ты имя Божие не в молитве, а про­сто так: в бол­товне, с шут­кой или руга­тель­ством или бож­бой (“Ей-Богу”, “Вот тебе крест!”)?

– Хочешь ли ты жить так, чтобы быть насто­я­щим христианином?

– Зна­ешь ли ты, что Гос­подь запо­ве­дал нам любить всех людей и учишься ли ты этому свя­тому чувству?

– Слу­ша­ешься ли ты стар­ших: роди­те­лей, близ­ких людей, учи­те­лей и всех, кто тебя учит добру и помо­гает жить по-христиански?

– Может быть, ты изряд­ный само­воль­ник, любишь все делать по-сво­ему и сопро­тив­ля­ешься всему, что тебе гово­рят и чему учат старшие?

– Не при­пи­сы­ва­ешь ли ты себе дары Божие: успехи в учебе и дру­гих делах, кра­соту, силу и про­чее? Не гор­дец ли ты? Не пре­воз­но­сишься ли над дру­гими, осо­бенно над сла­быми и бедными?

– Зна­ешь ли ты, что обман (пусть самый неболь­шой), воров­ство, жесто­кость ко всему живому – тяг­чай­шие грехи пред Богом?

– Не смот­ришь ли гад­кие, раз­врат­ные кар­тинки или теле­пе­ре­дачи? Не под­гля­ды­ва­ешь ли за дру­гими людьми, когда они раз­де­ва­ются? Не любишь ли раз­гля­ды­вать, пока­зы­вать или тро­гать тай­ные места сво­его тела? Не гово­ришь ли пло­хих слов? Не любишь ли послу­шать исто­рии “про это”?

– Не веришь ли ты в домо­вых, бара­ба­шек, леших и дру­гую нечисть? Не гадал ли ты и не ходил ли (со взрос­лыми) к гадал­кам, кол­ду­нам, “баб­кам”, воро­жеям, экстрасенсам?

– Не упря­мец ли ты? Уме­ешь ли ты усту­пить, изви­ниться, про­стить и поми­риться с дру­гом? Уме­ешь ли тер­пе­ливо пере­но­сить недо­статки дру­гих людей или труд­ные обсто­я­тель­ства своей жизни? Не любишь ли ты все время, на все и всех жаловаться?

– Не гру­бишь ли ты стар­шим? Ведешь ли себя скромно, почти­тельно, не крив­лялся ли ты? Не любишь ли драз­нить маленьких?

– Не вред­ни­ча­ешь ли ты? Не ссо­ришься ли, не злишься ли? Не поз­во­ля­ешь ли себе кого-либо нена­ви­деть, про­кли­нать, ругать?

– Не зави­ду­ешь ли ты кому-нибудь? Не жад­ни­ча­ешь ли?

– Не бывает ли, что ты берешь без спроса то, что тебе не при­над­ле­жит, или даже то, что прямо не раз­ре­шают брать или трогать?

– Не ста­ра­ешься ли ты все­гда наста­и­вать на своем, чтобы взять верх в любом споре?

– Не пере­кла­ды­ва­ешь ли ты ино­гда на дру­гих свою вину? Не ого­ва­ри­вал ли кого-нибудь?

– Уме­ешь ли ты делиться с дру­гими (напри­мер, едой с голод­ным или про­сто лаком­ством с другом)?

– Не про­хо­дишь ли ты мимо, когда нужна твоя помощь, чтобы кого-то защи­тить или уте­шить, успокоить?

– Не лени­вец ли ты? Выпол­ня­ешь ли ты те пору­че­ния, кото­рые тебе дали стар­шие? Любишь ли трудиться?

– Не любишь ли ты излишне поспать, пова­ляться в постели? Не каприз­ни­ча­ешь ли, когда пора вставать?

– Не любишь ли есть слиш­ком много еды, осо­бенно вкус­нень­кой, или, наобо­рот, не слиш­ком ли каприз­ни­ча­ешь за сто­лом, застав­ляя взрос­лых тебя уго­ва­ри­вать поесть? Ува­жи­тельно ли ты отно­сишься к хлебу?

– Не любишь ли ты сверх вся­кой меры сидеть перед теле­ви­зо­ром или играть в ком­пью­тер­ные игры? Не увле­ка­ешься ли ты вообще играми так, что забы­ва­ешь о своих близ­ких и о своих обязанностях?

– Не любишь ли ты бол­тать бесконечно?

– Не пор­тишь ли ты свои или чужие вещи из вред­но­сти, балов­ства или по небреж­но­сти и лени?

– Не ведешь ли ты себя так, что воз­ни­кает опас­ность тво­ему здо­ро­вью и жизни: напри­мер, пере­бе­гая улицу в непо­ло­жен­ных местах, играя раз­де­тым на холоде, купа­ясь в речке без раз­ре­ше­ния стар­ших, балу­ясь с элек­тро­при­бо­рами и прочее?

Конечно же, ты пони­ма­ешь: всего что бывает в жизни, здесь пере­чис­лить невоз­можно. Может быть, что-то слу­чи­лось с тобой стыд­ное и непри­ят­ное, о чем тут не упо­ми­на­ется – ну что ж, не забудь и это ска­зать Богу на испо­веди в при­сут­ствии свя­щен­ника. Бог Своей бес­ко­неч­ной мило­стью про­стит тебе грехи, защи­тит от дья­вола и помо­жет стать насто­я­щим доб­рым хри­сти­а­ни­ном. Только ты все­гда люби Бога и людей, не про­тивься свя­той воле Божией и не ленись.

До сви­да­ния, мой друг, и пожа­луй­ста, помо­лись Гос­поду и обо мне – свя­щен­нике Миха­иле со всеми чадами и близ­кими. Мир тебе!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки