К.Д. Ушинский: о воспитании детей

К.Д. Ушинский: о воспитании детей

(7 голосов5.0 из 5)

К.Д. Ушин­ского по праву можно счи­тать осно­во­по­лож­ни­ком рус­ской, и в част­но­сти, дошколь­ной педа­го­гики. Он внес цен­ней­ший вклад в раз­ви­тие миро­вой педа­го­ги­че­ской мысли, глу­боко про­ана­ли­зи­ро­вал тео­рию и прак­тику вос­пи­та­ния, в том числе и дошколь­ного. Обос­но­вал идею народ­ного вос­пи­та­ния. Его уче­ния о роли род­ного языка в умствен­ном и нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии детей, о народ­ной школе ока­зали огром­ное вли­я­ние на мно­гие после­ду­ю­щие поко­ле­ния педа­го­гов. Идея народ­но­сти вос­пи­та­ния. Одной из глав­ней­ших в педа­го­ги­че­ской тео­рии К.Д. Ушин­ского явля­лась мысль о народ­но­сти вос­пи­та­ния. Система вос­пи­та­ния детей в каж­дой стране, под­чер­ки­вал он, свя­зана с усло­ви­ями исто­ри­че­ского раз­ви­тия народа, с его нуж­дами и потреб­но­стями. “Есть одна только общая для всех при­рож­ден­ная наклон­ность, на кото­рую все­гда может рас­счи­ты­вать вос­пи­та­ние: это то, что мы назы­ваем народностью.

Вос­пи­та­ние, создан­ное самим наро­дом и осно­ван­ное на народ­ных нача­лах, имеет ту вос­пи­та­тель­ную силу, кото­рой нет в самых луч­ших систе­мах, осно­ван­ных на абстракт­ных идеях или заим­ство­ван­ных у дру­гого народа”, — писал Ушин­ский. Ушин­ский дока­зал, что система вос­пи­та­ния, постро­ен­ная соот­вет­ственно инте­ре­сам народа, раз­ви­вает и укреп­ляет в детях цен­ней­шие пси­хо­ло­ги­че­ские черты и мораль­ные каче­ства — пат­ри­о­тизм и наци­о­наль­ную гор­дость, любовь к труду. Он тре­бо­вал, чтобы дети, начи­ная с ран­него воз­раста, усва­и­вали эле­менты народ­ной куль­туры, овла­де­вали род­ным язы­ком, зна­ко­ми­лись с про­из­ве­де­ни­ями уст­ного народ­ного творчества.

К.Д. Ушин­ский упорно боролся за осу­ществ­ле­ние вос­пи­та­ния и обу­че­ния детей в семье, дет­ском саду и школе на род­ном языке. Он дока­зы­вал, что школа, обу­ча­ю­щая на чужом языке, задер­жи­вает есте­ствен­ное раз­ви­тие сил и спо­соб­но­стей детей, что она бес­сильна и бес­по­лезна для раз­ви­тия детей и народа. По мне­нию Ушин­ского, род­ной язык “явля­ется вели­чай­шим народ­ным настав­ни­ком, учив­шим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и про­дол­жа­ю­щим учить его и тогда, когда появи­лась цивилизация.

Исходя из того, что род­ной язык “есть един­ствен­ное ору­дие, посред­ством кото­рого мы усва­и­ваем идеи, зна­ния, а потом пере­даем их”, К.Д. Ушин­ский счи­тал глав­ной зада­чей эле­мен­тар­ного обу­че­ния овла­де­ние род­ным язы­ком. “Эта работа посте­пен­ного созна­ва­ния род­ного языка должна начаться с самых пер­вых дней уче­ния и по своей пер­во­сте­пен­ной важ­но­сти для всего раз­ви­тия чело­века должна состав­лять одну из глав­ней­ших забот вос­пи­та­ния”. Род­ной язык в народ­ной школе, по мне­нию Ушин­ского, дол­жен состав­лять “пред­мет глав­ный, цен­траль­ный, вхо­дя­щий во все дру­гие пред­меты и соби­ра­ю­щий в себе их резуль­таты”. Ушин­ский много рабо­тал, над тем, чтобы опре­де­лить основ­ное направ­ле­ние и содер­жа­ние курса началь­ного обу­че­ния и улуч­шить мето­дику пер­во­на­чаль­ного обу­че­ния род­ному языку в народ­ной школе, чтобы пре­вра­тить его в учеб­ный пред­мет, спо­соб­ству­ю­щий умствен­ному, нрав­ствен­ному и эсте­ти­че­скому вос­пи­та­нию детей. Выска­зы­ва­ния Ушин­ского о народ­ной школе, обу­ча­ю­щей детей на род­ном языке, имели огром­ное зна­че­ние для стро­и­тель­ства рус­ской народ­ной школы и школь­ного дела нерус­ских наро­дов, за раз­ви­тие наци­о­наль­ной куль­туры. Ребе­нок, счи­тал Ушин­ский, начи­нает усва­и­вать эле­менты народ­ной куль­туры уже в ран­нем воз­расте, и прежде всего путем позна­ния род­ного языка: “Дитя вхо­дит в духов­ную жизнь окру­жа­ю­щих его людей един­ственно через посред­ство оте­че­ствен­ного языка, и, наобо­рот, мир, окру­жа­ю­щий дитя, отра­жа­ется в нем своей духов­ной сто­ро­ной только через посред­ство той же среды — оте­че­ствен­ного языка”. Поэтому вся вос­пи­та­тельно-позна­ва­тель­ная работа в семье, в дет­ском саду, в школе должна вестись на род­ном, мате­рин­ском языке.

Ушин­ский дал цен­ней­шие советы по раз­ви­тию речи и мыш­ле­ния детей начи­ная с ран­него воз­раста; эти советы не утра­тили сво­его зна­че­ния и в наше время. Он дока­зал, что раз­ви­тие речи у детей тесно свя­зано с раз­ви­тием мыш­ле­ния, и ука­зы­вал, что мысль и язык нахо­дятся в нераз­рыв­ном един­стве: язык — выра­же­ние мысли в слове. “Язык, — писал Ушин­ский, — не есть что-либо отре­шен­ное от мысли, а, напро­тив — орга­ни­че­ское ее созда­ние, в ней коре­ня­ще­еся и бес­пре­станно из нее вырас­та­ю­щее”. Глав­ное в раз­ви­тии речи детей — раз­ви­вать мыс­ли­тель­ные спо­соб­но­сти, научить пра­вильно выра­жать свои мысли. “Раз­ви­вать язык отдельно от мысли невоз­можно, но даже раз­ви­вать его пре­иму­ще­ственно перед мыс­лью поло­жи­тельно вредно”.

К.Д. Ушин­ский дока­зы­вал, что само­сто­я­тель­ные мысли выте­кают только из само­сто­я­тельно при­об­ре­тен­ных зна­ний о тех пред­ме­тах и явле­ниях, кото­рые окру­жают ребенка. Поэтому необ­хо­ди­мым усло­вием само­сто­я­тель­ного пони­ма­ния ребен­ком той или дру­гой мысли явля­ется нагляд­ность. Ушин­ский пока­зал тес­ную связь нагляд­но­сти обу­че­ния с раз­ви­тием речи и мыш­ле­ния детей. Он писал: “Дет­ская при­рода ясно тре­бует нагляд­но­сти”; “Дитя мыс­лит фор­мами, обра­зами, крас­ками, зву­ками, ощу­ще­ни­ями вообще, и тот вос­пи­та­тель напрасно и вредно наси­ло­вал бы дет­скую при­роду, кто захо­тел бы ее заста­вить мыс­лить иначе”. Он сове­то­вал вос­пи­та­те­лям путем про­стых упраж­не­ний раз­ви­вать у детей спо­соб­ность наблю­дать за раз­ными пред­ме­тами и явле­ни­ями, обо­га­щать детей воз­можно более пол­ными, вер­ными, яркими обра­зами, кото­рые потом ста­но­вятся эле­мен­тами их мыс­ли­тель­ного про­цесса. “Необ­хо­димо, — писал он, — чтобы пред­мет непо­сред­ственно отра­жался в душе дитяти и, так ска­зать, на гла­зах учи­теля и под его руко­вод­ством ощу­ще­ния дитяти пре­вра­ща­лись в поня­тия, из поня­тий состав­ля­лась мысль и мысль обле­ка­лась в слово”.

В раз­ви­тии речи детей дошколь­ного и ран­него школь­ного воз­раста Ушин­ский при­да­вал боль­шое зна­че­ние рас­ска­зы­ва­нию по кар­тин­кам. Он ука­зы­вал на боль­шое зна­че­ние про­из­ве­де­ний народ­ного твор­че­ства в деле вос­пи­та­ния и обу­че­ния детей. На пер­вое место ста­вил он рус­ские народ­ные сказки, под­чер­ки­вая, что в силу осо­бен­но­стей раз­ви­тия сво­его вооб­ра­же­ния дети очень любят сказки. В народ­ных сказ­ках им нра­вится дина­мич­ность дей­ствия, повто­ре­ние одних и тех же обо­ро­тов, про­стота и образ­ность народ­ных выра­же­ний. Боль­шое зна­че­ние в пер­во­на­чаль­ном обу­че­нии род­ному языку К.Д. Ушин­ский при­да­вал и дру­гим про­из­ве­де­ниям рус­ского народ­ного твор­че­ства — посло­ви­цам, при­ба­ут­кам и загад­кам. Рус­ские посло­вицы он счи­тал про­стыми по форме и выра­же­нию и глу­бо­кими по содер­жа­нию про­из­ве­де­ни­ями, отра­зив­шими взгляды и пред­став­ле­ния народа — народ­ную муд­рость. Загадки достав­ляют, по его мне­нию, уму ребенка полез­ное упраж­не­ние, дают повод к инте­рес­ной, живой беседе. Пого­ворки, при­ба­утки и ско­ро­го­ворки помо­гают раз­вить у детей чутье к зву­ко­вым крас­кам род­ного языка. Основы тео­рии дошколь­ного вос­пи­та­ния К.Д. Ушин­ский дал цен­ные ука­за­ния по улуч­ше­нию вос­пи­та­тель­ной работы дет­ских садов, вошед­шие в фонд рус­ской дошколь­ной педа­го­гики вто­рой поло­вины XIX в. Во время пре­бы­ва­ния детей в дет­ском саду не надо пере­утом­лять их “сидя­чими заня­ти­ями” и фор­мально систе­ма­ти­зи­ро­ван­ными дидак­ти­че­скими играми, надо давать им больше сво­бод­ного вре­мени для само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти; сле­дует предо­став­лять ребенку в дет­ском саду воз­мож­ность вре­менно уеди­ниться, чтобы он мог про­явить свою само­сто­я­тель­ность в том или ином виде дея­тель­но­сти. К.Д. Ушин­ский счи­тал, что преж­де­вре­мен­ное обу­че­ние, так же как и запаз­ды­ва­ние в обу­че­нии, имеет свои дур­ные сто­роны. Преж­де­вре­мен­ное обу­че­ние пере­утом­ляет мозг детей, все­ляет в них неуве­рен­ность в свои силы, отби­вает охоту к уче­нию; запаз­ды­ва­ние же в обу­че­ние обу­слов­ли­вает отста­ва­ние в раз­ви­тии детей, при­об­ре­те­ние ими таких при­вы­чек и наклон­но­стей, с кото­рыми учи­те­лям при­хо­дится напря­женно бороться.

Ушин­ский раз­ли­чал, во-пер­вых, мето­ди­че­ское, систе­ма­ти­че­ское обу­че­ние, начи­на­ю­ще­еся с семи­лет­него воз­раста, и, во-вто­рых, под­го­то­ви­тель­ное уче­ние, осу­ществ­ля­е­мое в дошколь­ном воз­расте. Он счи­тал необ­хо­ди­мым раз­ра­бо­тать: учеб­ные заня­тия детей, “пред­ше­ству­ю­щие книж­ному уче­нию”, и пра­вила уче­ния и раз­ви­тия до при­об­ре­те­ния детьми гра­мот­но­сти; не учеб­ные заня­тия, кото­рые при­мы­кают к дет­ской игре (шитье пла­тьев кук­лам, пле­те­ние, посадка цве­тов). Выска­зы­ва­ния К.Д. Ушин­ского о вза­и­мо­от­но­ше­нии под­го­то­ви­тель­ного уче­ния и мето­ди­че­ского обу­че­ния детей, о харак­тере и осо­бен­но­стях под­го­то­ви­тель­ного уче­ния в дошколь­ном воз­расте яви­лись цен­ным вкла­дом в рус­скую педа­го­гику. Они помо­гали точ­нее опре­де­лить содер­жа­ние и мето­дику обра­зо­ва­тель­ной работы дет­ского сада как под­го­то­ви­тель­ного заве­де­ния к школе, уста­но­вить линии связи и пре­ем­ствен­но­сти работы дет­ского сада и школы, твор­че­ский харак­тер дея­тель­но­сти вос­пи­та­тель­ницы при обу­че­нии детей. Ушин­ский предъ­яв­лял высо­кие тре­бо­ва­ния к лич­но­сти дет­ской “садов­ницы”; он пред­став­лял ее “обла­да­ю­щей педа­го­ги­че­ским талан­том, доб­рой, крот­кой, но в то же время с твер­дым харак­те­ром, кото­рая бы по стра­сти посвя­тила себя детям этого воз­раста и, пожа­луй, изу­чила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Вос­пи­та­тель­ница, по его мне­нию, должна про­ис­хо­дить из среды народа, обла­дать луч­шими его нрав­ствен­ными каче­ствами, все­сто­рон­ними зна­ни­ями, любить свое дело и детей, слу­жить для них при­ме­ром, изу­чать законы пси­хи­че­ского раз­ви­тия детей, осу­ществ­лять инди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­дому ребенку. В основе тео­рии дошколь­ного вос­пи­та­ния К.Д. Ушин­ского также поло­жен прин­цип народ­но­сти. Он счи­тал основ­ным свой­ством детей дошколь­ного воз­раста жажду дея­тель­но­сти и стрем­ле­ние к позна­нию окру­жа­ю­щего мира и реко­мен­до­вал вос­пи­та­те­лям и роди­те­лям поощ­рять детей в их поры­вах к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, про­ду­манно и умело руко­во­дить ими, не допус­кая ни чрез­мер­ного напря­же­ния сил детей, ни чрез­мер­ного облег­че­ния, так как эти край­но­сти могут содей­ство­вать появ­ле­нию у них лени, пас­сив­но­сти. Огром­ное вос­пи­та­тельно-обра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние Ушин­ский при­да­вал играм детей. Он создал ори­ги­наль­ную тео­рию дет­ской игры, под­твер­див ее научно-пси­хо­ло­ги­че­скими данными.

Он отме­чал, что в пси­хи­че­ской жизни ребенка дошколь­ного воз­раста боль­шую роль играет вооб­ра­же­ние. Это объ­яс­ня­ется тем, что у него недо­ста­точны опыт и зна­ния, не раз­вито логи­че­ское мыш­ле­ние. Но Ушин­ский пра­вильно ука­зы­вал что вооб­ра­же­ние ребенка и бед­нее и сла­бее, и одно­об­раз­нее, чем у взрос­лого чело­века. Харак­тер­ной чер­той дет­ства явля­ется разо­рван­ность вере­ниц пред­став­ле­ний, быст­рота пере­хода от одного порядка мысли к дру­гому. “Дви­же­ние дет­ского вооб­ра­же­ния напо­ми­нает при­хот­ли­вое пор­ха­ние бабочки, а уже никак не могу­чий полет орла”. Живость дет­ского вооб­ра­же­ния и вера детей в реаль­ность соб­ствен­ных пред­став­ле­ний и создан­ных обра­зов явля­ется пси­хо­ло­ги­че­ской осно­вой дет­ской игры. “В игре ребе­нок живет, и следы этой жизни глубже оста­ются в нем, чем следы дей­стви­тель­ной жизни, в кото­рую он не мог еще войти по слож­но­сти ее явле­ний и инте­ре­сов… В игре дитя, уже зре­ю­щий чело­век, про­бует свои силы и само­сто­я­тельно рас­по­ря­жа­ется сво­ими же созданиями”.

К.Д. Ушин­ский под­чер­ки­вал вли­я­ние на содер­жа­ние дет­ской игры: она дает мате­риал для игро­вой дея­тель­но­сти детей. Игры изме­ня­ются с воз­рас­том детей в зави­си­мо­сти от дет­ского опыта, умствен­ного раз­ви­тия, руко­вод­ства взрос­лых. Пере­жи­ва­ние детей в игре не про­па­дают бес­следно, а нахо­дят свое про­яв­ле­ние в буду­щем в обще­ствен­ном пове­де­нии чело­века. Боль­шое зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии пове­де­ния детей имеют обще­ствен­ные игры и их направ­лен­ность, ука­зы­вал Ушин­ский: “В играх обще­ствен­ных, в кото­рых при­ни­мают уча­стие мно­гие дети, завя­зы­ва­ются пер­вые ассо­ци­а­ции обще­ствен­ных отно­ше­ний”. К.Д. Ушин­ский, в отли­чии от Фре­беля и его после­до­ва­те­лей, воз­ра­жал про­тив излиш­него вме­ша­тель­ства вос­пи­та­тель­ницы в дет­скую игру. Он счи­тал игру само­сто­я­тель­ной, сво­бод­ной дет­ской дея­тель­но­стью, име­ю­щей важ­ное зна­че­ние в раз­ви­тии лич­но­сти: “Игра есть сво­бод­ная дея­тель­ность дитяти… В ней фор­ми­ру­ются все сто­роны души чело­ве­че­ской, его ум, его сердце, его воля”. Вос­пи­та­тель­ница должна достав­лять мате­риал для игры, забо­титься о том, чтобы этот мате­риал содей­ство­вал выпол­не­нию постав­лен­ных задач вос­пи­та­ния. Время для дет­ских игр в дет­ском саду должно отво­диться сооб­разно воз­расту: чем меньше ребе­нок, тем больше вре­мени дол­жен он про­во­дить в игре. И в дошколь­ном воз­расте надо стре­миться к тому, чтобы ребе­нок нико­гда не пре­сы­щался в игре и мог легко пре­рвать ее для работы. Дошколь­ники тоже должны тру­диться. К.Д. Ушин­ский реко­мен­до­вал широко исполь­зо­вать в вос­пи­та­тель­ной работе с детьми дошколь­ного воз­раста народ­ные игры; “Обра­тить вни­ма­ние на эти народ­ные игры, раз­ра­бо­тать этот бога­тый источ­ник, орга­ни­зо­вать их и создать из них пре­вос­ход­ное и могу­ще­ствен­ное вос­пи­та­тель­ное сред­ство — задача буду­щей педа­го­гики”, — писал он. Этот завет Ушин­ского стре­ми­лись выпол­нить рус­ские пере­до­вые дея­тели дошколь­ного вос­пи­та­ния. Боль­шое вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние, ука­зы­вал Ушин­ский, имеют игрушки. “Дети не любят игру­шек непо­движ­ных… хорошо отде­лан­ных, кото­рых они не могут изме­нить по своей фан­та­зии…- писал он. — Луч­шая игрушка для дитяти та, кото­рую он может заста­вить изме­няться самым раз­но­об­раз­ным обра­зом”. “Дитя искренно при­вя­зы­ва­ется к своим игруш­кам, — заме­чал Ушин­ский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не кра­соту их, а те кар­тины вооб­ра­же­ния, кото­рые само же к ним при­вя­зало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, нико­гда не сде­ла­ется сразу люби­ми­цей девочки, и она будет про­дол­жать любить ста­рую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось”.

Ушин­ский обос­но­вал с точки зре­ния пси­хо­ло­гии важ­ней­шие дидак­ти­че­ские прин­ципы вос­пи­ты­ва­ю­щего обу­че­ния: нагляд­ность, систе­ма­тич­ность и после­до­ва­тель­ность, осно­ва­тель­ность и проч­ность усво­е­ния уча­щи­мися учеб­ного мате­ри­ала, раз­но­об­ра­зие мето­дов обу­че­ния. Он изло­жил в соот­вет­ствии с науч­ными дости­же­ни­ями того вре­мени пси­хо­ло­ги­че­ские основы дидак­тики — тео­рии обу­че­ния. Он дал цен­ней­шие ука­за­ния, как надо в про­цессе обу­че­ния путем упраж­не­ния раз­ви­вать актив­ное вни­ма­ние детей, как надо вос­пи­ты­вать созна­тель­ную память, закреп­лять в памяти уча­щихся учеб­ный мате­риал путем повто­ре­ния, кото­рое явля­ется орга­ни­че­ской частью про­цесса обу­че­ния. Повто­ре­ние, счи­тал Ушин­ский, нужно не для того, чтобы “воз­об­но­вить забы­тое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы пре­ду­пре­дить воз­мож­ность забве­ния”; вся­кий шаг впе­ред в деле обу­че­ния дол­жен опи­раться на зна­ния прой­ден­ного. Целью вос­пи­та­ния, счи­тал Ушин­ский, должно быть вос­пи­та­ние нрав­ствен­ного чело­века, полез­ного члена обще­ства. Нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние зани­мает глав­ное место в педа­го­гике Ушин­ского, оно, по его мне­нию, должно быть нераз­рывно свя­зано с умствен­ным и тру­до­вым вос­пи­та­нием детей.

Важ­ней­шим сред­ством нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния Ушин­ский счи­тал обу­че­ние. Он утвер­ждал необ­хо­ди­мость тес­ней­ших свя­зей между вос­пи­та­нием и обу­че­нием, дока­зы­вал важ­ней­шее зна­че­ние вос­пи­ты­ва­ю­щего обу­че­ния. Все учеб­ные пред­меты обла­дают, утвер­ждал он, бога­тей­шими вос­пи­та­тель­ными воз­мож­но­стями, и все, кто при­ча­стен к делу вос­пи­та­ния, должны пом­нить об этом при всех своих дей­ствиях, во всех непо­сред­ствен­ных отно­ше­ниях с уча­щи­мися, вос­пи­тан­ни­ками. Одни из средств нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния Ушин­ский счи­тал убеж­де­ние, при этом он предо­сте­ре­гал от назой­ли­вых настав­ле­ний и уго­ва­ри­ва­ний, кото­рые часто не дохо­дят до созна­ния детей. К.Д. Ушин­ский при­да­вал важ­ное зна­че­ние фор­ми­ро­ва­нию у детей при­вы­чек. Он уста­но­вил важ­ную зако­но­мер­ность в деле вос­пи­та­ния при­вы­чек: чем моложе чело­век, тем ско­рее в нем уко­ре­нятся при­вычка и тем ско­рее иско­ре­ня­ется, и чем ста­рее при­вычки, тем труд­нее их иско­ре­нить. Ушин­ский выдви­нул ряд цен­ных сове­тов по вос­пи­та­нию полез­ных при­вы­чек у детей. Он гово­рил, что при­вычки уко­ре­ня­ются повто­ре­нием какого-нибудь дей­ствия; что нельзя торо­питься при уко­ре­не­нии при­вы­чек, ибо закреп­лять сразу много при­вы­чек — зна­чит заглу­шать один навык дру­гим; что сле­дует как можно чаще исполь­зо­вать при­об­ре­тен­ные цен­ные при­вычки. Ушин­ский дока­зы­вал, что при фор­ми­ро­ва­нии при­вы­чек ничто так сильно не дей­ствует, как при­мер взрос­лых, и что при этом вредна частая пере­мена вос­пи­та­те­лей. Чтобы иско­ре­нить какую-нибудь при­вычку, надо упо­треб­лять одно­вре­менно два средства:

1) по воз­мож­но­сти уда­лять вся­кий повод к дей­ствиям, про­ис­хо­дя­щим от вред­ной привычки;

2) в то же время направ­лять дея­тель­ность детей в дру­гую сто­рону. При иско­ре­не­нии дур­ной при­вычки надо вник­нуть, отчего она появи­лась, и дей­ство­вать про­тив при­чины, а не про­тив ее последствий.

В деле вос­пи­та­ния детей дошколь­ного воз­раста К.Д. Ушин­ский вид­ное место отво­дил при­роде – “одному из могу­ще­ствен­ных аген­тов в вос­пи­та­нии чело­века”. При­род­ные явле­ния и пред­меты рано начи­нают зани­мать ум ребенка. Обще­ние детей с при­ро­дой помо­гает раз­ви­вать их умствен­ные спо­соб­но­сти. Наблю­де­ние и изу­че­ние род­ной при­роды спо­соб­ствует и раз­ви­тию чув­ства пат­ри­о­тизма, эсте­ти­че­скому вос­пи­та­нию. С ран­них лет необ­хо­димо вос­пи­ты­вать у детей береж­ное отно­ше­ние к сохра­не­нию при­род­ной среды.

Эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние Ушин­ский ста­вил в пря­мую связь с нрав­ствен­ным вос­пи­та­нием детей дошколь­ного воз­раста. Дет­скими чув­ствами надо руко­во­дить, не наси­луя их, ука­зы­вал он, надо забо­титься о созда­нии окру­жа­ю­щей обста­новки, удо­вле­тво­ря­ю­щей эсте­ти­че­ским и педа­го­ги­че­ским тре­бо­ва­ниям. “Укра­шайте, — гово­рил Ушин­ский, — ком­нату дитяти кра­си­выми вещами, но только кра­сота кото­рых доступна ребенку”. Ушин­ский высоко оце­ни­вал зна­че­ние хоро­шего пения как одного из средств эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния детей, в то же время осве­жа­ю­щего их жизнь, помо­га­ю­щего объ­еди­нить их в друж­ный кол­лек­тив. Цен­ным заня­тием с точки зре­ния эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния и общего умствен­ного раз­ви­тия детей счи­тал он и рисо­ва­ние. Эсте­ти­че­ски вос­пи­ты­вают детей, при­ви­вают им любовь к родине также про­из­ве­де­ния народ­ного и лите­ра­тур­ного твор­че­ства. Про­стые по изло­же­нию, доступ­ные для пони­ма­ния, худо­же­ствен­ные рас­сказы, стихи, ста­тьи, дан­ные К.Д.Ушинским в “Род­ном слове”, слу­жили для мил­ли­о­нов рус­ских детей цен­ным сред­ством умствен­ного, нрав­ствен­ного и эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния. О семей­ном вос­пи­та­нии. Для боль­шин­ства насе­ле­ния страны Ушин­ский наи­бо­лее есте­ствен­ной сре­дой вос­пи­та­ния и обу­че­ния дошколь­ни­ков все же счи­тал семью. В ней дети полу­чают пер­вые впе­чат­ле­ния, при­об­ре­тают эле­мен­тар­ные зна­ния, навыки и при­вычки, раз­ви­вают свои задатки. Огром­ную роль в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии лич­но­сти ребенка играют роди­тели и вос­пи­та­тели, при­мер их жизни и пове­де­ния. “Одна из пер­вей­ших обя­зан­но­стей вся­кого граж­да­нина и отца семей­ства, — писал Ушин­ский, — при­го­то­вить из своих детей полез­ных для обще­ства граж­дан; одно из свя­щен­ных прав чело­века, рож­да­ю­ще­гося в мире, — право на пра­виль­ное и доб­рое вос­пи­та­ние”. Чтобы выпол­нить эту ответ­ствен­ную обя­зан­ность и граж­дан­ский долг перед обще­ством, роди­тели должны про­ник­нуться стрем­ле­нием соче­тать свое част­ное бла­го­по­лу­чие с обще­ствен­ной поль­зой. Они должны иметь педа­го­ги­че­ские зна­ния, для чего изу­чать педа­го­ги­че­скую лите­ра­туру; созна­тельно под­хо­дить к вос­пи­та­тель­ному делу, к выбору вос­пи­та­те­лей и учи­те­лей, опре­де­ле­нию буду­щих путей жизни для своих детей.

Исклю­чи­тельно важ­ную роль в семей­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии дошколь­ного и ран­него школь­ного воз­раста Ушин­ский отво­дил матери. Мать ближе стоит к детям, про­яв­ляет непре­стан­ные заботы о них со дня рож­де­ния, лучше пони­мает их инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше воз­мож­но­стей в про­цессе повсе­днев­ной жизни вли­ять на детей в жела­тель­ном направ­ле­нии. Вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти матери Ушин­ский при­да­вал обще­ствен­ное зна­че­ние. Явля­ясь вос­пи­та­тель­ни­цей своих детей, она тем самым ста­но­вится вос­пи­та­тель­ни­цей народа. Из этого, гово­рил Ушин­ский, “выте­кает уже сама собой необ­хо­ди­мость пол­ного все­сто­рон­него обра­зо­ва­ния для жен­щины уже, так ска­зать, не для одного семей­ного оби­хода, но имея в виду высо­кую цель — про­ве­сти в жизнь народа резуль­таты науки, искус­ства и поэ­зии”. Ушин­ский хотел видеть в лице матери не только вос­пи­та­тель­ницу, но и учи­тель­ницу своих детей. Учеб­ное посо­бие “Род­ное слово” (год I) и “Руко­вод­ство к пре­по­да­ва­нию по “Род­ному слову” он счи­тал воз­мож­ным исполь­зо­вать в семей­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии детей до 8- 10-лет­него возраста.

Автор: Амо­сова В.Н.

Источ­ник: http://mdou36-nsk.ucoz.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Асия, 16.12.2019

    Почему Ушин­ского так вос­пели при совет­ском режиме? Потому что его уче­ние было АНТИ­хри­сти­ан­ским. И до сих пор вос­пе­вают, и веру­ю­щим людям его навязывают… 

    Ответить »
    • Valentina, 16.12.2019

      Асия, вопрос, кото­рый Вы под­няли, далеко не так одно­зна­чен. Делая такие серьез­ные заяв­ле­ния, при­ве­дите доводы. С удо­воль­ствием пооб­ща­емся на нашем форуме.

      Ответить »
  • Евдокия, 30.09.2017

    Мне понра­ви­лась ста­тья. Очень пра­виль­ная и содер­жа­тель­ная, но увы тепе­реш­нее поко­ле­ние  не ото­рвать от теле­ви­зора и гад­же­тов.  Если роди­тели не читают лите­ра­туру то вну­ков тоже не заставиш.

    Ответить »
    • wella, 30.09.2017

      Евдо­кия, мне кажется, глав­ное — быть рядом с ребен­ком, когда он хочет опре­де­литься с увле­че­ни­ями. Так проще откор­рек­ти­ро­вать. Стоит запоз­дать немного, и ребе­нок начи­нает катиться сам… А потом уже слож­нее его при­учить и к книге, и к дру­гим полез­ным вещам…

      А вну­ков при­учить к книге — нет ничего проще, осо­бенно бабуш­кам, кото­рых любят. Начать, напри­мер, с нена­вяз­чи­вого чте­ния на ночь чего-то доб­рого. При­ят­ный тон, спо­кой­ная обста­новка вли­яют больше, чем какие-то там гад­жеты. При­шло время поиг­рать на компе? Очень акку­ратно попро­буйте за пол­ча­сика до этого вре­мени рас­ска­зать что-то инте­рес­ное. Дей­ствует, проверено!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки