Как создать и развивать воскресную школу

Как создать и развивать воскресную школу

(5 голосов3.4 из 5)

Такой вопрос встает прак­ти­че­ски перед каж­дым недавно назна­чен­ным на при­ход насто­я­те­лем, потому что как в семье доб­рые роди­тели забо­тятся о своих детях, учат их и вос­пи­ты­вают, так и бла­го­че­сти­вые члены при­ход­ской семьи: духо­вен­ство, сотруд­ники, при­хо­жане — не могут не забо­титься о вос­пи­та­нии, обу­че­нии и — глав­ное — воцер­ко­в­ле­нии детей. 

Соб­ственно, вос­крес­ная школа это и есть систе­ма­ти­че­ская дея­тель­ность при­хода по воцер­ко­в­ле­нию и цер­ков­ному вос­пи­та­нию детей, неза­ви­симо от того, про­во­дят ли в этой школе уроки в клас­сах или ее устрой­ство совсем иное.

1442992130 3 300x225 - Как создать и развивать воскресную школуКаким дол­жен быть юри­ди­че­ский ста­тус вос­крес­ной школы? По воз­мож­но­сти ника­ким. Дело в том, что подав­ля­ю­щее число даже круп­ных при­хо­дов не может создать для вос­крес­ной школы усло­вия, тре­бу­е­мые служ­бами санэпид­над­зора и пожар­ной охраны. Поэтому, если соот­вет­ству­ю­щие госу­дар­ствен­ные органы будут при­ме­нять к вос­крес­ным шко­лам нормы, при­ме­ня­е­мые ими к обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­ниям, прак­ти­че­ски все суще­ству­ю­щие вос­крес­ные школы должны будут закрыться, а новые не смо­гут быть устроены.

Даже те ред­кие при­ходы, кото­рые имеют воз­мож­ность создать для своих вос­крес­ных школ тре­бу­е­мые госу­дар­ствен­ными пра­ви­лами усло­вия, не должны их лицен­зи­ро­вать, чтобы не созда­вать пре­це­дент. Если при­ходу нужно по какой-то при­чине создать обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние, путь он не назы­вает его вос­крес­ной шко­лой. И наобо­рот, вос­крес­ные школы нужно осте­ре­гаться даже в неофи­ци­аль­ной обста­новке и в неофи­ци­аль­ной пере­писке назы­вать обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями, чтобы какому-нибудь недоб­рому чело­веку не при­шло в голову при­ме­нить по отно­ше­нию к вос­крес­ным шко­лам Закон РФ об образовании.
Это пра­во­слав­ные гим­на­зии, где дети полу­чают обра­зо­ва­ние, соот­вет­ству­ю­щее госу­дар­ствен­ным стан­дар­там, по закону обя­заны иметь госу­дар­ствен­ную лицен­зию. Кстати, именно с полу­че­нием лицен­зии, не говоря об аккре­ди­та­ции, они почти все­гда испы­ты­вают глав­ные орга­ни­за­ци­он­ные труд­но­сти. Но воз­да­я­нием за поне­сён­ные труды в этом слу­чае явля­ется право давать выпуск­ни­кам сви­де­тель­ство об обра­зо­ва­нии, необ­хо­ди­мое им для про­дол­же­ния учёбы или трудоустройства.
Вос­крес­ная же школа это, как было уже ска­зано, систе­ма­ти­че­ская дея­тель­ность при­хода по воцер­ко­в­ле­нию и цер­ков­ному вос­пи­та­нию детей. Такой дея­тель­но­стью при­ход дол­жен зани­маться, если есть хотя бы малая воз­мож­ность, в каких бы внеш­них усло­виях он ни находился.
То есть вос­крес­ная школа не только по суще­ству должна быть орга­нич­ной, неотъ­ем­ле­мой частью при­хода, но и офи­ци­ально при­зна­ваться тако­вой. И это должно пода­ваться свет­ским вла­стям как нечто совер­шенно оче­вид­ное. Ведь никому не при­хо­дит в голову огра­ни­чи­вать число моля­щихся в храме на Пасху сани­тар­ными нор­мами. Так же и дея­тель­ность вос­крес­ной школы должна нами и счи­таться, и объ­яв­ляться свя­той обя­зан­но­стью при­хода, кото­рую мы должны осу­ществ­лять в любых усло­виях, допус­ка­е­мых нашей сове­стью, а не сани­тар­ными нормами.
Ведь во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, заня­тия общеобразо­вательных школ ино­гда про­во­ди­лись в под­ва­лах при туск­лом свете керо­си­но­вых ламп, и никто не упре­кал и не упре­кает тогдаш­них учи­те­лей за их подвиг. То же отно­сится и к вос­крес­ным шко­лам. Мы будем зани­маться воцер­ко­в­ле­нием наших детей и в хра­мах, и в квар­ти­рах, и в под­ва­лах, и на чер­да­ках, а если при­дётся, то и в катакомбах.
Нужно ещё учесть, что, даже если лицен­зи­ро­ва­ние кон­крет­ной вос­крес­ной школы воз­можно, оно ско­рее всего потре­бует неко­то­рых изме­не­ний в её внеш­нем устрой­стве. Напри­мер, органы санэпид­над­зора могут наста­и­вать на выве­де­нии из пре­де­лов школы брат­ской тра­пез­ной, на замене мебели, на изме­не­нии системы осве­ще­ния и т.п. Выпол­не­ние этих тре­бо­ва­ний, непло­хих самих по себе, может раз­ру­шить уже сло­жив­шу­юся тёп­лую, семей­ную обста­новку, кото­рая для вос­крес­ной школы осо­бенно важна. Ведь люди по-раз­ному себя чув­ствуют и по-раз­ному обща­ются в учеб­ной ауди­то­рии и в уют­ной комнате.
Сле­дует, впро­чем, заме­тить, что пре­по­да­ва­тели вос­крес­ной школы, не име­ю­щей лицен­зии, могут ока­заться лишён­ными неко­то­рых льгот, пола­га­ю­щихся пре­по­да­ва­те­лям по закону. Но, дума­ется, лучше потер­петь это срав­ни­тельно малое неудоб­ство, чем поста­вить под угрозу само суще­ство­ва­ние вос­крес­ной школы.
Иное дело — внут­ри­цер­ков­ный ста­тус вос­крес­ной школы. Если вос­крес­ной школе не нужен и даже опа­сен юри­ди­че­ский ста­тус, то её внут­ри­цер­ков­ный ста­тус дол­жен быть высо­ким. Чем это достигается?
Во-пер­вых, у насто­я­теля, осо­бенно если он одно­вре­менно явля­ется пред­се­да­те­лем При­ход­ского совета и поль­зу­ется в общине авто­ри­те­том, вполне доста­точно вла­сти для этого.
Во-вто­рых, епар­хи­аль­ный архи­ерей, поощ­ряя при­ходы, при кото­рых успешно дей­ствуют вос­крес­ные школы, и уко­ряя или даже нака­зы­вая тех лиц, кото­рые обя­заны по долгу службы усердно пещись о воцер­ко­в­ле­нии детей, но небре­гут об этом, исполь­зуя и дру­гие методы пас­тыр­ского и адми­ни­стра­тив­ного воз­дей­ствия, может побу­дить насто­я­те­лей и При­ход­ские советы уде­лять вос­крес­ным шко­лам мак­си­маль­ное вни­ма­ние и вкла­ды­вать в них мак­си­мально воз­мож­ные мате­ри­аль­ные средства.
Жела­тельно, чтобы внут­ри­при­ход­ский ста­тус пре­по­да­ва­теля вос­крес­ной школы был высо­ким, но не нужно пытаться повы­шать его искус­ственно. Если есть доб­рые отно­ше­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ние с насто­я­те­лем, ста­тус и так будет высок. А при отсут­ствии того или дру­гого зачем созда­вать в общине лиш­нее про­ти­во­сто­я­ние? Нако­нец, ста­тус кон­крет­ного пре­по­да­ва­теля может, если захо­чет, вполне законно сде­лать сколько угодно высо­ким епар­хи­аль­ный архи­ерей, если назна­чит педа­гога и утвер­дит его ста­тус своим распоряжением.
Как же все-таки создать вос­крес­ную школу? Навер­ное, хотя и редко, но бывает, что в рас­по­ря­же­нии при­хода вдруг ока­зы­ва­ются зна­чи­тель­ные мате­ри­аль­ные сред­ства, кото­рые поз­во­ляют обес­пе­чить вос­крес­ную школу поме­ще­ни­ями для заня­тий, обо­ру­до­ва­нием, учеб­ными посо­би­ями, дают воз­мож­ность опла­чи­вать труд ее пре­по­да­ва­те­лей и дру­гих сотрудников.
В таком слу­чае нужно в соот­вет­ствии с мате­ри­аль­ными воз­мож­но­стями избрать неко­то­рую кон­цеп­цию вос­крес­ной школы, в соот­вет­ствии с кон­цеп­цией — под­го­то­вить поме­ще­ния и при­об­ре­сти необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние и т.п., при­гла­сить на работу педа­го­гов и иных сотруд­ни­ков и, нако­нец, опо­ве­стить людей об откры­ва­ю­щейся вос­крес­ной школе.
Соб­ственно, только так и можно при­сту­пать к созда­нию солид­ного учеб­ного заве­де­ния (семи­на­рии, инсти­тута, гим­на­зии и т.п.). Если этим спо­со­бом уда­ётся создать вос­крес­ную шко­лу, то она будет сразу боль­шой и силь­ной и может стать ядром новой цер­ков­ной общины (при­ход­ской или даже свя­зы­ва­ю­щей между собой несколько приходов).
Если при­ход­ская община уже суще­ствует и сама не в состо­я­нии стать ядром “сразу боль­шой и силь­ной” вос­крес­ной школы, то искус­ственно созда­ва­е­мая “сразу боль­шая и силь­ная” вос­крес­ная школа может ока­заться в кон­фликте с при­ход­ской общи­ной. Нужно тогда особо забо­титься об их мир­ном сосуществовании.
Что должно быть стерж­нем вос­крес­ной школы?
На пер­вый взгляд пред­став­ля­ется несо­мнен­ным, что осно­вой вос­крес­ной школы должны быть веро­учи­тель­ные пред­меты, такие как пра­во­слав­ный кате­хи­зис, Свя­щен­ная исто­рия, литур­гика и дру­гие. Если наши дети будут знать запо­веди Божий, хорошо ори­ен­ти­ро­ваться в Биб­лии, пони­мать смысл литур­гии и дру­гих бого­слу­же­ний и таинств, это сде­лает их цер­ков­ными людьми. Но сде­лает ли?
Во-пер­вых, нали­чие зна­ний по Закону Божию у нецер­ков­ного чело­века может быть непо­лезно ему. Ведь, как любому из людей непри­ятно, если кто-то, не любя его, что-то раз­уз­наёт о нём, так и Богу неугодно, чтобы кто-то узна­вал о Нём с холод­ным серд­цем. Основ­ные истины веры обя­за­тельно должны быть про­по­ве­даны детям, но это не то же самое, что обу­че­ние Закону Божию. Бого­сло­вие должно пости­гаться в первую оче­редь не умом (хотя и это жела­тельно по воз­мож­но­сти), а серд­цем. Но сер­деч­ное позна­ние Бога, духов­ный опыт обре­та­ется не столько на уро­ках, сколько — при содей­ствии бла­го­дати Божией — вообще в жизни: в семье, в хра­мо­вой общине, в бого­слу­же­нии, в лич­ной молитве, в обще­нии с духов­ни­ком, ну и на уро­ках тоже.
Во-вто­рых, обу­че­ние, как пра­вило, невоз­можно без неко­то­рого при­нуж­де­ния (хотя бы потому, что подав­ля­ю­щему боль­шин­ству людей не все­гда хочется учиться), но, когда речь идёт о взрос­лых цер­ков­ных людях (напри­мер, сту­ден­тах семи­на­рии), то можно ска­зать: “Не хочешь учиться — уходи”, — в вос­крес­ной же школе такой под­ход недо­пу­стим. При­нуж­де­ние при пре­по­да­ва­нии веро­учи­тель­ных дис­ци­плин может отвра­тить от Церкви мно­гих учеников.
В свете выше­ска­зан­ного пред­став­ля­ется даже опас­ным тре­бо­вать, чтобы веро­учи­тель­ные пред­меты обя­за­тельно пре­по­да­ва­лись в каж­дой вос­крес­ной школе. Жела­тельно, но не обяза­тельно. И, во вся­ком слу­чае, не обя­за­тельно, чтобы они были её стержнем.
Что же должно быть стерж­нем вос­крес­ной школы? Что Бог пошлёт. Ответ может показать­ся несе­рьез­ным, но давайте вспом­ним, что глав­ной зада­чей вос­крес­ной школы явля­ется воцер­ко­в­ле­ние детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вжи­ва­лись в цер­ков­ную общину. Для этого сама вос­крес­ная школа должна быть орга­нич­ной частью при­ход­ской общины, а веду­щие пре­по­да­ва­тели школы — её актив­ными членами.
Но ведь общину не соби­рают искус­ственно, это невоз­можно. Можно и даже бывает нужно при­гла­сить спе­ци­а­ли­ста, напри­мер, пре­по­да­ва­теля Закона Божия; он может ока­заться пре­крас­ным бла­го­че­сти­вым чело­ве­ком, пре­по­да­ва­те­лем высо­кого класса; у него могут воз­ник­нуть хо­рошие отно­ше­ния с насто­я­те­лем, сотруд­ни­ками при­хода и при­хо­жа­нами — и всего этого однако недо­ста­точно, чтобы чело­век стал чле­ном общины. Тут есть какая-то тайна. Во вся­ком слу­чае, ясно, что стерж­нем вос­крес­ной школы может быть только такая дея­тель­ность, кото­рой могут зани­маться люди, уже вхо­дя­щие в общину.
Конечно, при боль­шой орга­ни­за­тор­ской сно­ровке можно “ско­ло­тить” пра­во­славно ори­ен­ти­ро­ван­ное учеб­ное заве­де­ние с пре­по­да­ва­нием Закона Божия и любых дру­гих пред­ме­тов. Но если оно не будет живой частью живой цер­ков­ной общины, дети не будут через него воцер­ков­ляться. Хоро­шей вос­крес­ной школе есте­ственно начи­наться с одного пре­по­да­ва­теля — настояте­ля, а потом под­клю­ча­ются к работе духовно близ­кие ему люди (не обя­за­тельно именно его духов­ные чада), ста­но­вя­щи­еся чле­нами при­ход­ской общины, и люди, кото­рых при­гла­шают со сто­роны спе­ци­ально для работы в вос­крес­ной школе.
Какие всё же наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ные стерж­не­вые заня­тия можно выделить?
Во-пер­вых, дет­ский хор. Образно говоря, его КПД зна­чи­тельно выше, чем у про­чих заня­тий. Чтобы создать неболь­шой дет­ский хор, доста­точно одной ком­наты для репе­ти­ций и одного пра­во­слав­ного, любя­щего детей про­фес­си­о­нала-хоро­вика. Конечно, хор, собран­ный из музы­кально необ­ра­зо­ван­ных ребят, ско­рее всего не смо­жет высту­пать на пре­стиж­ных кон­цер­тах. Но через хор дети есте­ственно при­вле­ка­ются к литур­гии; хор сам явля­ется объ­еди­ня­ю­щим делом, тре­бует срав­ни­тельно мало средств и обес­пе­чи­вает под­го­товку и про­ве­де­ние праздников.
Во-вто­рых, ска­жем об уча­стии вос­пи­тан­ни­ков вос­крес­ной школы в бого­слу­же­нии. Стар­шие маль­чики могут при­слу­жи­вать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому спо­собны, не во вся­ком храме алтарь может вме­стить всех жела­ю­щих. От алтар­ни­ков, неза­ви­симо от воз­раста, тре­бу­ется бла­го­го­вей­ное пове­де­ние во время службы, стро­гое послу­ша­ние стар­шим, по воз­мож­но­сти, уча­стие в уборке алтаря. Опыт пока­зы­вает, что такие тре­бо­ва­ния не умень­шают числа желающих.
Разу­ме­ется, духо­вен­ство должно пока­зы­вать при­мер бла­го­го­ве­ния к службе и к свя­тыне. Если у педа­го­гов есть серьёз­ные осно­ва­ния опа­саться, что алтар­ное послу­ша­ние послу­жит детям в соблазн, то, видимо, лучше удер­жать их от него под каким-нибудь бла­го­вид­ным предлогом.
Если дет­ский хор поёт за литур­гией, есте­ственно, чтобы дети при­ча­ща­лись. Жела­тельно и педа­го­гам при­ча­щаться вме­сте с ними. Испо­ведь удобно устра­и­вать нака­нуне. Конечно, нельзя при­ча­щать детей про­тив их воли или ругать за неже­ла­ние причаститься.
Есть вос­крес­ные школы, стерж­нем кото­рых явля­ется сбор мате­ри­а­лов о ново­му­че­ни­ках, вое­ни­зи­ро­ван­ные игры, соци­аль­ное слу­же­ние, палом­ни­че­ства по свя­тым местам, обу­че­ние ико­но­писи, раз­ным ремёс­лам. Здесь можно заме­тить, что душев­ные устро­е­ния маль­чи­ков и дево­чек настолько раз­личны, что есть смысл зани­маться с ними по отдель­но­сти. Стерж­нем школы может быть, конечно, и пре­по­да­ва­ние Закона Божия, если получается.
Очень важно, чтобы вос­крес­ная школа была при­вле­ка­тель­ной для детей и для роди­те­лей, или в ней не будет уче­ни­ков. Как раз к воцер­ко­в­ле­нию, глав­ной цели вос­крес­ной школы, боль­шин­ство детей и роди­те­лей могут (осо­бенно пона­чалу) отно­ситься рав­но­душно или даже неприязненно.
Для детей вос­крес­ная школа бывает при­вле­ка­тельна любя­щими пре­по­да­ва­те­лями, семей­ной обста­нов­кой (этому очень спо­соб­ствуют сов­мест­ные тра­пезы), празд­ни­ками и под­го­тов­ками к ним, палом­ни­че­ствами, отча­сти самими занятиями.
Для роди­те­лей вос­крес­ная школа может быть при­вле­ка­тельна своей цер­ков­но­стью (это, как уже было ска­зано, далеко не для всех роди­те­лей), пре­сти­жем (если есть), воз­мож­но­стью бес­платно при­об­щить ребёнка к куль­туре, вообще занять его сво­бод­ное время.
Для всех при­вле­ка­тельно уча­стие в тор­же­ствен­ных служ­бах и кон­цер­тах на выездах.
Во вся­кой вос­крес­ной школе со вре­ме­нем воз­ни­кают свои тра­ди­ции. Менять их даже в явно луч­шую сто­рону нужно очень осто­рожно. Луч­шее — враг хоро­шего. Без бла­го­дат­ной помощи свыше можно что-нибудь доб­рое раз­ру­шить или ухуд­шить, но нельзя ничего доб­рого создать или улуч­шить. Это общий прин­цип, что вся­кая без­бла­го­дат­ная пере­мена — к худшему.
Поэтому, когда речь идёт о легко попра­ви­мых мело­чах, можно рис­ко­вать и эксперименти­ровать (и то, стоит ли?). В важ­ных же вопро­сах нужно не столько зани­маться рас­чё­тами, без кото­рых, впро­чем, обычно, не обой­тись, сколько позна­вать, есть ли на наше доб­рое, как нам пред­ставляется, наме­ре­ние Божие благословение.
Еще хочется ска­зать несколько слов о педа­го­ги­че­ском потен­ци­але цер­ков­ных обрядов.
Все мы знаем, конечно, что обряды не спа­сают сами собой. Важно, что внутри чело­века, а внеш­нее бла­го­че­стие ценно лишь постольку, поскольку оно есть про­яв­ле­ние бла­го­че­стия внут­рен­него. С дру­гой сто­роны, также известно, что внеш­нее вли­яет на внут­рен­нее. Когда чело­век в про­стоте, не гор­дясь, что он этим якобы уго­ждает Богу, целует икону или зажи­гает свечу, или кла­ня­ется, то душа его под­стра­и­ва­ется под дей­ствия тела, и тогда телес­ные дей­ствия обре­тают духов­ное зна­че­ние, помо­гают чело­веку настро­иться на молитву.
Но в добав­ле­ние к этому цер­ков­ные обряды имеют ещё и обу­ча­ю­щий потен­циал. Напри­мер, кла­ня­ясь перед ико­ной и при­кла­ды­ва­ясь к ней, чело­век … учится почи­тать того, кто изоб­ра­жён на ней. При­об­щая детей к цер­ков­ным обря­дам, можно нена­вяз­чиво, но эффек­тивно спо­соб­ство­вать уко­ре­не­нию в их серд­цах и умах мно­гих важ­ных хри­сти­ан­ских истин.
Здесь же заме­тим, что систе­ма­ти­че­ское чте­ние детям Свя­щен­ного Писа­ния (не “Дет­ской Биб­лии”!) и житий свя­тых (не ска­зок на житий­ные темы!) ока­зы­вает на детей очень глу­бо­кое воз­дей­ствие. Слово Божие ложится в сердце чело­века как семя, и если не будет отверг­нуто злым серд­цем (в этом слу­чае не так даже важна реак­ция ума), то про­рас­тёт и при­не­сёт плоды. Внешне это может пока­заться неза­мет­ным, но зна­че­ние для духов­ной жизни чело­века будет иметь гораздо боль­шее, чем любые истины, вос­при­ня­тые только умом.
Читать Биб­лию детям лучше часто (если есть воз­мож­ность, то даже еже­дневно), но поне­многу. Жела­тельно, чтобы чте­ние про­во­дил свя­щен­но­слу­жи­тель или хотя бы при­сут­ство­вал при нём. Это тем легче устро­ить, что чте­ние неболь­ших отрыв­ков из Вет­хого и Нового Заве­тов не тре­бует боль­шой под­го­товки к оче­ред­ному заня­тию и не тре­бует от пре­по­да­ва­теля осо­бен­ного педа­го­ги­че­ского дара и опыта.
Навер­ное, каж­дому руко­во­ди­телю при­ход­ской вос­крес­ной школы хочется, чтобы детей в его школе было много, чтобы они были глу­боко цер­ков­ными, вели себя хорошо и не отсе­и­ва­лись, то есть не остав­ляли вос­крес­ную школу преж­де­вре­менно. Конечно, наше неуме­ние и лень мешают дости­же­нию такого иде­ала. Но только ли они?
Дума­ется, что в дей­стви­тель­но­сти при­чина отсева уче­ни­ков из вос­крес­ных школ и нецер­ков­ного пове­де­ния мно­гих из тех, кто в них оста­ется, не обя­за­тельно в пло­хой работе педа­го­гов и пло­хом домаш­нем вос­пи­та­нии. Хотя, разу­ме­ется, недо­статки у нас есть, но, даже если бы мы были святы и гени­альны, труд­но­сти с нрав­ствен­но­стью под­рост­ков в цер­ков­ной школе не исчезли бы. Почему?
Во-пер­вых, совре­мен­ные дети боль­шую часть вре­мени про­во­дят в нецер­ков­ной среде. Надо учи­ты­вать, что воз­дей­ствие окру­жа­ю­щего раз­вра­щен­ного мира глу­боко, и оно в зна­чи­тель­ной мере обу­слав­ли­вает и миро­воз­зре­ние, и вкусы не только недавно при­шед­ших в школу детей, но и тех, кто про­вел с нами несколько лет, и даже детей из цер­ков­ных семей.
Во-вто­рых (и это глав­ное), кроме соблаз­ня­ю­щего мира и дей­ству­ю­щих в нем злых духов, есть еще таин­ствен­ный про­мы­сел Божий о чело­веке (в том числе и о каж­дом из наших уче­ни­ков), не все­гда сов­па­да­ю­щий с нашими доб­рыми на пер­вый взгляд планами.
И, в‑третьих, есть сво­бода чело­века. Он или сво­бодно при­ни­мает бла­гую волю Божию о себе, или свое­вольно отвер­гает ее и живет так, как ему попущено.
Поэтому, не сни­мая с себя ответ­ствен­но­сти за духов­ные судьбы детей в наших цер­ков­ных шко­лах, мы все же должны сми­риться с тем, что боль­шин­ство под­рост­ков в пере­ход­ном воз­расте будет огор­чать цер­ков­ных вос­пи­та­те­лей своим пове­де­нием. И дол­жен ста­виться вопрос не как совер­шенно избе­жать этого, а как нам себя вести с нашими вос­пи­тан­ни­ками, такими, какие они есть. Тер­петь пло­хое пове­де­ние под­рост­ков — это наш роди­тель­ский крест. И роди­те­лей по плоти, и роди­те­лей по школе. Можно было бы про­сто отчис­лить всех, кто посту­пает недо­стойно высо­кого зва­ния уче­ника цер­ков­ной школы. Но это зна­чило бы лишить детей духов­ной под­держки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.
Кроме того, под­ростки не так плохи, как может пока­заться, когда стал­ки­ва­ешься с их ино­гда весьма непри­гляд­ными поступ­ками. Не всё, но мно­гое в их пове­де­нии опре­де­ля­ется не про­из­во­ле­нием, а воз­рас­том, кото­рый, как известно, про­хо­дит, и мир­скими соблазнами.
Если мы хотим помочь детям пере­ра­сти их вред­ные в духов­ном отно­ше­нии увле­че­ния, мы должны ста­раться, оста­ва­ясь самими собою, войти с ними в такой кон­такт, чтобы они не скры­вали от нас своих взгля­дов, своих пере­жи­ва­ний. Если мы будем дер­жать в обще­нии с детьми только высо­кий аске­ти­че­ский тон, то боль­шин­ство даже веру­ю­щих детей ока­жется вне нашего влияния.
Но стоит ли свя­щен­нику идти на дис­ко­теку, чтобы там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снис­хож­де­ние к их немощи дети будут вос­при­ни­мать как бла­го­сло­ве­ние, а это очень раз­ные вещи. Можно знать о непо­хваль­ном пове­де­нии кого-нибудь из ребят и до вре­мени не заост­рять на этом вни­ма­ния, но, когда будет удобно и полезно, выка­зать свое дей­ствительное отно­ше­ние. Если же свя­щен­ник сам будет участ­во­вать в обыч­ном времяпровожде­нии совре­мен­ных детей (пусть даже с бла­гой целью), то как он смо­жет напра­вить их к высшему?
Как себя вести в кон­крет­ных ситу­а­циях? Когда нужно “закру­чи­вать гайки”, а когда сде­лать послаб­ле­ние? Когда жестко поста­вить перед маль­чи­ком или девоч­кой, а может быть, и перед целой груп­пой вопрос: “Или ты меня­ешь свое пове­де­ние, или ухо­дишь”, а когда сде­лать вид, что не заме­тил даже очень серьез­ного про­ступка? Да помо­жет нам Бог в реше­нии этих проблем.
Педа­гог может быть в луч­шем слу­чае живым и соглас­ным с волей Гос­пода Его ору­дием, даже сора­бот­ни­ком, но мето­дики спа­се­ния нет и быть не может. Есть методы обу­че­ния, методы нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, но нет мето­дов спа­се­ния. Из этого, конечно, не сле­дует, что не нужно рабо­тать с детьми, а сле­дует, что пола­гаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в вос­крес­ной школе должна быть внеш­ним про­яв­ле­нием сер­деч­ной молитвы за них. Именно сер­деч­ной. Тут мало уст­ной и мало умной молитвы. Должно быть сер­деч­ное, обра­щен­ное к Богу жела­ние, чтобы под­ро­сток стал на истин­ный путь Хри­стов, веду­щий в жизнь веч­ную. Насколько сильно в нас это жела­ние и обра­щено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каж­дым при­ход­ским свя­щен­ни­ком и перед каж­дым цер­ков­ным педа­го­гом. Наши дети в труд­ном и опас­ном поло­же­нии. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне опре­де­ли­лись. Их нужно бук­вально вымаливать.
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Островский

Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Мос­ков­ской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки