Мысли К. Д. Ушинского о воспитании

Мысли К. Д. Ушинского о воспитании

(3 голоса5.0 из 5)

Вели­кий педа­гог посвя­тил всю жизнь обще­ственно-педа­го­ги­че­ской работе, изу­че­нию про­блем вос­пи­та­ния, само­вос­пи­та­ния, обу­че­ния, нрав­ствен­но­сти и дру­гих. Педа­го­ги­че­ское насле­дие К. Д. Ушин­ского, выра­жено в его науч­ных тру­дах, афо­риз­мах, цита­тах, выска­зы­ва­ниях о вос­пи­та­нии детей и педагогике.

Высказывания К. Д. Ушинского о самовоспитании

  • Само­сто­я­тель­ность головы уча­ще­гося — един­ствен­ное проч­ное осно­ва­ние вся­кого пло­до­твор­ного учения.
  • Вечно не ста­ре­ю­щее дет­ство души есть глу­бо­чай­шая основа истин­ного самовоспитания.
  • Рас­ши­рять свои зна­ния можно только тогда, когда смот­ришь прямо в глаза сво­ему незнанию.
  • Не уметь хорошо выра­жать своих мыс­лей — недо­ста­ток; но не иметь само­сто­я­тель­ных мыс­лей — еще гораздо боль­ший; само­сто­я­тель­ные же мысли выте­кают только из само­сто­я­тельно же при­об­ре­та­е­мых знаний.

Цитаты о методах и средствах воспитания

  • Страх телес­ного нака­за­ния не сде­лает злого сердца доб­рым, а сме­ше­ние страха со зло­стью — самое отвра­ти­тель­ное явле­ние в человеке.
  • Любовь — един­ствен­ное сред­ство под­чи­нить себе душу чело­века. Кто пови­ну­ется дру­гому из любви, тот пови­ну­ется уже тре­бо­ва­нию соб­ствен­ной души и делает чужое дело своим.
  • Посред­ством любви можно так вос­пи­ты­вать дитя, чтобы оно при­выкло без­условно пови­но­ваться вос­пи­та­телю без нака­за­ний и наград.
  • Страх, не уме­ря­е­мый сме­ло­стью, делает чело­века тру­сом; сме­лость же, не уме­ря­е­мая стра­хом, про­из­во­дит гибель­ную дер­зость и буйство.
  • Глав­ней­шая дорога чело­ве­че­ского вос­пи­та­ния есть убеждение.
  • Дет­ским чув­ством, точно так же, как и дет­ской мыс­лью, должно руко­во­дить, не наси­луя его.
  • Только лич­ность может дей­ство­вать на раз­ви­тие и опре­де­ле­ние лич­но­сти, только харак­те­ром можно обра­зо­вать характер.
  • Если педа­го­гика хочет вос­пи­ты­вать чело­века во всех отно­ше­ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Нико­гда не обе­щайте ребенку, чего нельзя выпол­нить, и нико­гда не обма­ны­вайте его.
  • Важ­ней­шим усло­вием, повы­ша­ю­щим работу памяти, явля­ется здо­ро­вое состо­я­ние нер­вов, для чего необ­хо­димы физи­че­ские упражнения.
  • Страх — это самое угне­та­ю­щее из чело­ве­че­ских чувствований.
  • Состо­я­ние бес­тол­ко­вого необуз­дан­ного гнева так же гибельно, как и состо­я­ние бес­тол­ко­вой доб­роты и нежности.

Цели и задачи воспитания

  • Основ­ной целью вос­пи­та­ния чело­века может быть только сам чело­век … а в чело­веке цель вос­пи­та­ния состав­ляет душа.
  • Глав­ное в совре­мен­ной педа­го­гике — это вос­пи­та­ние духов­ной сто­роны человека.
  • Вос­пи­та­ние (при­звано) ока­зы­вать вли­я­ние на нрав­ствен­ность обще­ства, воз­вы­шать дух над телом, выдви­гать впе­ред духов­ные потребности.
  • Задача вос­пи­та­ния — про­бу­дить вни­ма­ние к духов­ной жизни … Если наш вос­пи­тан­ник знает много, но инте­ре­су­ется пустыми инте­ре­сами, если он ведет себя отлично, но в нем не про­буж­дено живое вни­ма­ние к нрав­ствен­ному и пре­крас­ному — вы не достигли цели воспитания.

Высказывания о воспитании и педагогике

  • Вос­пи­та­тель не чинов­ник; а если он чинов­ник, то он не воспитатель.
  • Голова, напол­нен­ная отры­воч­ными, бес­связ­ными зна­ни­ями, похожа на кла­до­вую, в кото­рой все в бес­по­рядке и где сам хозяин ничего не оты­щет; голова, где только система без зна­ния, похожа на лавку, в кото­рой на всех ящи­ках есть над­писи, а в ящи­ках пусто.
  • Уче­нье само по себе ста­но­вится вос­пи­та­нием только тогда, когда дости­гает выс­шей обла­сти науки, вхо­дит в мир идеи и вно­сит эту идею через разум в сердце чело­века. Только на этой уче­ной, а не учеб­ной сту­пени наука при­об­ре­тает нрав­ствен­ную силу.
  • Для того чтобы вос­пи­та­ние могло создать для чело­века вто­рую при­роду, необ­хо­димо, чтобы идеи этого вос­пи­та­ния пере­хо­дили в убеж­де­ния вос­пи­тан­ни­ков, убеж­де­ния в привычки.
  • Если педа­го­гика хочет вос­пи­ты­вать чело­века во всех отно­ше­ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
  • Самая важ­ная часть вос­пи­та­ния — обра­зо­ва­ние характера.
  • Само вос­пи­та­ние, если оно желает сча­стья чело­веку, должно вос­пи­ты­вать его не для сча­стья, а при­го­тов­лять к труду жизни.
  • Вос­пи­та­ние — вели­чай­ший вопрос чело­ве­че­ского духа.
  • Педа­го­гика — пер­вое и выс­шее из искусств, потому что она стре­мится к выра­же­нию совер­шен­ства не на полотне, не в мра­море, а в самой при­роде человека.
  • Дело вос­пи­та­ния такое важ­ное и такое свя­тое, именно свя­тое дело. Здесь сеются семена бла­го­ден­ствия или несча­стья мил­ли­о­нов сооте­че­ствен­ни­ков, здесь рас­кры­ва­ется завеса буду­щего нашей родины.
  • Вос­пи­та­ние, скром­ное по наруж­но­сти дело, в тоже время явля­ется одним из вели­чай­ших дел исто­рии, на кото­ром зиждутся цар­ства и живут целые поколения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки