Особенности воспитания девиц

Особенности воспитания девиц

(3 голоса3.3 из 5)

Свя­тые отцы и луч­шие про­све­ти­тели чело­ве­че­ства в обла­сти педа­го­гики все­гда акцен­ти­руют вни­ма­ние на том, что должно быть осо­бое жен­ское вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние. Мно­гие девушки «всту­пают в важ­ные отно­ше­ния супру­же­ской жизни, дела­ются мате­рями без долж­ного жен­ского обра­зо­ва­ния».   А ведь именно мать имеет самое боль­шое вли­я­ние на ребенка, пере­дает детям свои духов­ные и душев­ные рас­по­ло­же­ния, нрав­ствен­ные каче­ства, жиз­ненно важ­ные наклон­но­сти и при­вычки. Духов­ное и нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние деву­шек должно зани­мать пер­во­сте­пен­ное поло­же­ние в обще­стве, забо­тя­щемся о своем будущем.

Осо­бен­но­сти вос­пи­та­ния дево­чек, свя­заны с осо­бен­но­стями про­ис­хож­де­ния жен­щины, ее назна­че­ния и тех при­род­ных свойств, кото­рыми она наделена.

Происхождение женщины

«Как повест­вует Свя­щен­ное Писа­ние, Гос­подь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотво­рил ему жену, кото­рую Адам нарек Евой (Быт. 2, 21–22)». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (1 Тим. 2, 12, 13)».

Пер­вые люди не смогли сохра­нить дан­ную Богом запо­ведь, так как еще не укре­пи­лись в добре. Жена пер­вой нару­шила запо­ведь о нев­ку­ше­нии плода с древа позна­ния добра и зла, и этим обна­ру­жила свою боль­шую склон­ность к греху по срав­не­нию с мужчиной.

Почему именно жен­щина пала пер­вой? Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов объ­яс­няет это сла­бо­стью жен­щины: «Он (змий – ред.) при­сту­пил к  жене, как к суще­ству более сла­бому…». «Жена более удо­бо­пре­клонна к искушениям».

Назначение женщины до грехопадения

«По замыслу Божию, пер­вая жена была создана как помощ­ница сво­его мужа. Она должна была быть сотруд­ни­цею сво­его мужа в нрав­ствен­ном воз­де­лы­ва­нии и хра­не­нии его сердца,  в вос­хож­де­нии  по лествице духов­ного совер­шен­ство­ва­ния. Эта честь при­над­ле­жала бы и ее дочерям».

Назначение женщины после грехопадения

После гре­хо­па­де­ния «из-за утраты невин­но­сти пра­ма­те­рью судьба жен­щины под­верг­лась новому назна­че­нию – скорб­ному, труд­ному и гроз­ному. “Умно­жая, умножу печали твоя и воз­ды­ха­ния твоя, ска­зал Гос­подь, в болез­нех родиши чада твоя и к мужу тво­ему обра­ще­ние твое, и той тобою обла­дати будет” (Быт. 3, 16)». Теперь много скорб­ного ей при­дется испы­тать: небла­го­дар­ность, досады, оскорб­ле­ния, невер­ность! Ста­рец Пор­фи­рий гово­рит, что «стра­да­ни­ями жен­щины иску­па­ется семей­ное благо. Так важно назна­че­ние жены!».

Каким же стало назна­че­ние жен­щины после гре­хо­па­де­ния и в чем теперь состоит ее долг или какие обя­зан­но­сти она должна выпол­нять? На поприще жизни жен­щину ждут обя­зан­но­сти супруги, матери, хозяйки и дочери.

Обязанности женщины

Вос­пи­та­ние девочки должно под­го­то­вить ее к тому, чтобы в семей­ной жизни она стала при­мер­ной мате­рью, вер­ной спут­ни­цей сво­его мужа, доб­рой хозяй­кой, забот­ли­вой и послуш­ной дочерью.

Обя­зан­но­сти супруги пере­чис­лены в пер­вой главе. Здесь лишь ука­жем, на что обра­щает осо­бое вни­ма­ние Глин­ский иеро­мо­нах Порфирий:

• раз­де­лять с мужем все мно­го­чис­лен­ные труды и заботы, сча­стье и  невзгоды;

• бла­го­душно пере­но­сить суро­вость и все стран­но­сти его характера;

• под­дер­жи­вать пада­ю­щие силы его духа;

• раз­но­об­ра­зить и воз­вы­шать радо­сти мужа.

Обя­зан­но­сти доб­рой, зна­ю­щей хозяйки состоят в том, чтобы:

• управ­лять домом;

• уметь гото­вить здо­ро­вую пищу;

• иметь навыки ока­за­ния пер­вой меди­цин­ской помощи;

• насаж­дать вокруг себя дух мира, согла­сия и любви.

Глав­ная обя­зан­ность жен­щины как при­мер­ной, бла­го­ра­зум­ной матери – «содей­ство­вать про­све­ще­нию ума и сердца детей своих», вос­пи­ты­вать их в зна­нии и соблю­де­нии нрав­ствен­ных зако­нов, то есть в духе благочестия.

Обя­зан­но­сти детей ука­заны в пер­вой главе. Иеро­мо­нах Пор­фи­рий обра­щает вни­ма­ние на обя­зан­но­сти дочери:

• чтить отца и мать;

• быть послуш­ной по отно­ше­нию к своим роди­те­лям на про­тя­же­нии всей своей жизни;

• забо­титься о них (осо­бенно в ста­ро­сти и немощи) с любо­вью и терпением.

Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек

Для выпол­не­ния этих обя­зан­но­стей, по мне­нию старца Пор­фи­рия, жен­щине тре­бу­ются доб­ро­де­тели: кро­тость, тер­пе­ние, любовь, преду­смот­ри­тель­ность. (О вос­пи­та­нии этих доб­ро­де­те­лей рас­ска­зано в Раз­деле II учеб­ного посо­бия «Духов­ные и нрав­ствен­ные основы обра­зо­ва­ния и воспитания»).

«Свя­той апо­стол Петр тре­бует от жен нрава крот­кого, тихого, бла­го­по­кор­ли­вого и жизни бого­бо­яз­нен­ной, чтобы тех из мужей, кото­рые не поко­ря­ются слову Божию, мог без слова убе­дить при­мер их жен». Рас­смот­рим более подробно ука­зан­ные Апо­сто­лом добродетели.

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник опре­де­ляет кро­тость как «неиз­мен­ное устро­е­ние ума, кото­рый и в чести, и в бес­че­стии пре­бы­вает одинаково».

Схи­ар­хи­манд­рит Иоанн (Мас­лов) пишет: «Кро­тость, по опре­де­ле­нию Зла­то­уста, состоит «вообще в пере­не­се­нии обид, и, в осо­бен­но­сти, в пере­не­се­нии непри­ят­но­стей не только от выс­ших и началь­ству­ю­щих, но и от низ­ших». При всех оби­дах и непри­ят­но­стях … /необходимо/ хра­нить неиз­менно спо­кой­ствие духа и быть ко всем при­вет­ли­вым и радуш­ным.  Это внут­рен­нее рас­по­ло­же­ние… души должно выра­жаться и вовне – во всех сло­вах и поступ­ках. Такое посто­ян­ное рас­по­ло­же­ние духа и внеш­нее его выра­же­ние и есть кро­тость. Но эта кро­тость не должна, впро­чем, дохо­дить до сла­бо­сти, до потвор­ства люд­ским поро­кам; кро­тость нисколько не исклю­чает стро­го­сти и гроз­ного обли­че­ния  чело­ве­че­ских заблуж­де­ний… Тре­бо­ва­ние от /человека/ кро­то­сти не лишает его и права закон­ными сред­ствами защи­щать свою честь». Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский пишет: «Обличи злое дело крот­ким сло­вом, и еще более обличи доб­рым при­ме­ром». «Крот­кая жена – дар Гос­пода, и нет цены бла­го­вос­пи­тан­ной душе». (Сир. 26, 17)

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский назы­вает кро­тость «пло­дом духов­ной муд­ро­сти»  и «пло­дом истин­ной веры».

Крот­кое устро­е­ние ума поз­во­ляет чело­веку даже в самых слож­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях при­ни­мать вер­ные реше­ния и дей­ство­вать самым опти­маль­ным обра­зом. Ника­кие эмо­ци­о­наль­ные потря­се­ния не в состо­я­нии затмить ум крот­кого чело­века. «Души крот­ких испол­нятся разума; а гнев­ли­вый ум сожи­тель тьмы и неразумия».

Крот­кий нико­гда не ска­жет в гневе слов, о кото­рых потом будет жалеть; он нико­гда не под­ни­мет руку на дру­гого чело­века в состо­я­нии яро­сти; его ум нико­гда не затмится рев­но­стью и зави­стью. Ум крот­кого неиз­менно кон­тро­ли­рует его дей­ствия, слова и чув­ства; и потому его поступки все­гда разумны, и даже в слож­ных ситу­а­циях он не дей­ствует импуль­сивно и необ­ду­манно. Упо­ря­до­чен­ность, кото­рая царит в душе крот­кого и про­яв­ля­ется в работе его ума, делает любую дея­тель­ность такого чело­века успеш­ной и эффективной.

«Когда ум поко­рится Богу, тогда сердце поко­ря­ется уму. В этом заклю­ча­ется кро­тость» – пишет свя­ти­тель Игна­тии Брян­ча­ни­нов. А пре­по­доб­ный Марк Подвиж­ник отме­чает, что «крот­кий по Богу пре­муд­рее премудрых».

Дви­же­ния сердца крот­кого чело­века под­чи­нено его уму. Это кон­троль ума чело­века, кото­рый знает и почи­тает Бога и испол­няет нрав­ствен­ные законы.

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник часто исполь­зует слово «крот­кий» сов­местно со сло­вом «тихий».

«Крот­кая душа – пре­стол про­стоты, а гнев­ли­вый ум есть дела­тель лукав­ства. Тихая душа вме­стит слова пре­муд­ро­сти; ибо ска­зано: Гос­подь наста­вит крот­кия на суд (Пс. 24, 9), паче же на рассуждение».

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский пишет о тихом устро­е­нии души: «Кто в тер­пе­нии, в бла­го­по­лу­чии и небла­го­по­лу­чии равно посто­я­нен будет: тот в тишине, покое и мире все­гда будет пребывать».

Методы воспитания кротости

1. Метод при­мера.

При­мер кро­то­сти – кро­тость Спа­си­теля, Пре­свя­той Бого­ро­дицы, при­меры жиз­не­опи­са­ния свя­тых должны быть глав­ными образ­цами для девочки в вос­пи­та­нии у нее этой добродетели.

2. Метод настав­ле­ния.

• Дево­чек учить с ран­них «при оскорб­ле­ниях от ближ­него без сму­ще­ния и искренно о нем молиться».

• Учить дево­чек не раздражаться;

«Кро­тость есть скала, воз­вы­ша­ю­ща­яся над морем раз­дра­жи­тель­но­сти, о кото­рую раз­би­ва­ются все волны, к ней при­ра­жа­ю­щи­еся: а сама она не колеблется».

• Пре­се­кать у дево­чек гнев;

«Кро­тость есть спо­спеш­ница послу­ша­ния, путе­во­ди­тель­ница брат­ства, узда неистов­ству, пре­се­че­ние гнева, пода­тель­ница радо­сти, под­ра­жа­ние Хри­сту, свой­ство ангель­ское, узы на бесов и щит про­тиву огорчения».

• При­ви­вать тер­пе­ние, в том числе зани­мая их рукоделием.

О воспитании благопокорливого нрава

Что зна­чит бла­го­по­кор­ли­вый нрав? «Бла­го­по­кор­ли­вый – покор­ный, сми­рен­ный, послуш­ный». «Чело­век дол­жен почи­тать Бога поко­ре­нием воли своей Его воле. Истин­ное бого­по­чи­та­ние рож­дает истин­ную покорность».

Основ­ные методы вос­пи­та­ния благопокорливости:

1. Метод при­мера (покор­ность Иисуса Отцу Небесному)

При­мер роди­тель­ской покор­но­сти Божией воле.

2. Нази­да­ния:

• учить все делать ради славы Божией.

• настав­лять уго­ждать ближ­ним и вся­че­ски о них заботиться

• учить отно­ситься к оскорб­ле­ниям как к «спа­си­тель­ному пла­стырю, Гос­по­дом при­ла­га­е­мому на рану тщеславия».

3. Метод вну­ше­ния

• вну­шать послу­ша­ние воле Божией, роди­те­лям, старшим;

О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хра­нит душу от зла». «Страх Божий очи­щает от гре­хов». «Страх Божий удер­жи­вает от зла и научает добру».

Основ­ные методы вос­пи­та­ния страха Божия:

1. Метод при­мера:

• при­меры из Еван­ге­лия, жиз­не­опи­са­ния свя­тых, при­мер родителей.

2. Метод поуче­ния:

• беседы о свой­ствах Божиих

• беседы о сущ­но­сти поня­тия «страх Божий».

Пре­по­доб­ный авва Доро­фей, опи­ра­ясь на труды свя­тых отцов, гово­рит, что есть два страха: «один пер­во­на­чаль­ный, а дру­гой совер­шен­ный, один свой­ствен, так ска­зать, начи­на­ю­щим быть бла­го­че­сти­выми, дру­гой же есть (страх) свя­тых совер­шен­ных, достиг­ших в меру совер­шен­ной любви. Напри­мер, кто испол­няет волю Божию  по страху мук, тот, как мы ска­зали, еще ново­на­чаль­ный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху нака­за­ния. Дру­гой же испол­няет волю Божию из любви к Богу, любя Его, соб­ственно для того, чтобы бла­го­уго­дить Ему. Сей знает, в чем состоит суще­ствен­ное добро; он познал, что зна­чит: быть с Богом. Сей-то имеет истин­ную  любовь, кото­рую свя­той назы­вает совер­шен­ной.  И эта любовь при­во­дит его в совер­шен­ный страх, ибо тако­вой боится Бога и испол­няет волю Божию уже не по (страху) нака­за­ния, уже не для того, чтобы избег­нуть муче­ний, но потому что он, как мы ска­зали, вку­сив самой сла­до­сти пре­бы­ва­ния с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совер­шен­ный страх рож­да­ю­щийся от этой любви, изго­няет пер­во­на­чаль­ный страх; посему-то Апо­стол и гово­рит: совер­шенна любы вон изго­няет страх».

3. Метод настав­ле­ния.

• Ста­рец Амвро­сий Оптин­ский на вопрос, как стя­жать страх Божий, отве­чал: «Должно все­гда иметь Бога пред собою. Пред­зрех Гос­пода предо мною выну»

• удер­жи­вать язык от зла и уста от лести (не уязв­лять ничем сове­сти ближ­него, не зло­сло­вить, не раз­дра­жать; не обли­чать ни в чем ближ­него и не соблаз­нять его)

• испол­нять запо­веди Божии, делать все по совести

• иметь неосла­бе­ва­ю­щей память смерти и память веч­ных мучений

4. Метод предо­сте­ре­же­ния.

• учить избе­гать дер­зо­сти, так как она «изго­няет бла­го­го­ве­ние, отго­няет страх Божий и рож­дает пренебрежение»

Дер­зость, как учит нас пре­по­доб­ный авва Доро­фей, «бывает мно­го­об­разна»: может быть дерз­кое слово, ося­за­ние, взор; может быть дерз­кое дей­ствие: при­ка­саться к дру­гому без необ­хо­ди­мо­сти, тол­кать кого-либо, выры­вать что-либо из рук и т. п.

• гово­рить о том, что надо ста­раться избе­гать не только явных, но и тай­ных грехов

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст осо­бое вни­ма­ние обра­щает на вос­пи­та­ние у дево­чек скромности.

«Прежде всего учите доче­рей быть бла­го­че­сти­выми и скром­ными, <…> не слиш­ком забо­тится о наря­дах. <…> Если так обра­зу­ете дочь вашу, то спа­сете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».

Какого чело­века назы­вают скромным?

«Скром­ным же назы­вают того, кто не льстит перед выс­шими, но снис­хо­ди­тель­ный к низ­шим, не рабо­леп­ный, но крот­кий, не лице­мер­ный, но не лука­вый, бла­го­род­ный. При­учить себя надо к скром­ному образу мысли».

«При­учись быть скром­ным: не доз­во­ляй себе ника­кой дер­зо­сти, даже не поз­во­ляй себе при­ка­саться к ближ­нему без край­ней нужды, и навык скром­но­сти сде­лает для тебя удоб­ной вели­кую доб­ро­де­тель целомудрия».

Таким обра­зом, роди­тели должны вос­пи­ты­вать дево­чек скромными.

Почему дево­чек надо отучать от жела­ния «слиш­ком забо­титься о нарядах»?

«Одежда еще в глу­бо­кой древ­но­сти почи­та­лась одним из отли­чи­тель­ней­ших при­зна­ков нрав­ствен­ных качеств чело­века», – гово­рит иеро­мо­нах Порфирий.

«Костюмы – вещи без­душ­ные, но сильно дей­ствует на душу». Стро­гая одежда фор­ми­рует чистоту нра­вов, а лег­ко­мыс­лен­ные костюмы при­во­дят к лег­ко­мыс­лию и стра­стям тех, кто их носит, и, соот­вет­ственно вызы­вают стра­сти у тех, кто на них смотрит.

Стыд­ли­вость – при­рож­ден­ный страж невин­но­сти девушки

Важ­ной осо­бен­но­стью жен­ской при­роды, явля­ется стыд­ли­вость. кото­рая, по опре­де­ле­нию свя­тых отцов, явля­ется «при­рож­ден­ным стра­жем  невин­но­сти девушки», «есте­ствен­ным свой­ством деви­че­ской скром­но­сти и чистоты».

Ста­рец Пор­фи­рий назы­вает стыд­ли­вость бла­го­де­тель­ным чув­ством, так как именно стыд может удер­жать девицу на пути чести, когда «ни пред­став­ле­ния рас­судка, ни оче­вид­ная опас­ность, ни страх нака­за­ния, ни все­об­щее наре­ка­ние, ни дру­гие побуж­де­ния» не могут это сделать.

«При­рода осо­бенно наде­лила жен­щин стыд­ли­во­стью, чтобы сде­лать жен­щин менее доступ­ными соблазну и облег­чить им борьбу с искушениями.

Пра­вила сохра­не­ния стыд­ли­во­сти:

• избе­гать вос­по­ми­на­ний, кото­рые могут при­ве­сти к нечи­стым помыс­лам, отго­нять их, как только они возникают;

• сле­дить за рабо­той вооб­ра­же­ния, не допус­кать пороч­ных обра­зов, рас­се­и­вать их полез­ной дея­тель­но­стью или важ­ней­шими размышлениями;

• уда­ляться небла­го­при­стой­ных сооб­ществ и непри­лич­ных разговоров;

• уда­ляться льсте­цов, пока­зы­ва­ю­щих вос­хи­ще­ние кра­со­тою девушки, а на самом деле тол­ка­ю­щих на путь нечи­стых пожеланий.

О целомудрии девочек

Цело­муд­рие пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник опре­де­лял как «все­объ­ем­лю­щее назва­ние всех доб­ро­де­те­лей». «Жить цело­муд­ренно, в точ­ном зна­че­нии сего слова, зна­чит жить под управ­ле­нием целого, непо­вре­ждён­ного здра­вого мудр­ство­ва­ния, не поз­во­лять себе ника­кого удо­воль­ствия, кото­рое не одоб­ря­ется здра­вым рас­суж­де­нием, соблю­дать ум, не осквер­нён­ный нечи­стыми мыс­лями, сердце, не зара­жён­ное нечи­стыми жела­ни­ями, тело, не рас­тлен­ное нечи­стыми делами».

Поэтому очень важно пони­мать, что цело­муд­рие – это доб­ро­де­тель, затра­ги­ва­ю­щая все части чело­ве­че­ского устро­е­ния – тело, ум, чув­ства, волю, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щая их целост­ность и помо­га­ю­щая пре­одо­леть неесте­ствен­ное состо­я­ние чело­века после гре­хо­па­де­ния. «Цело­муд­рию содей­ствует бла­го­дать Духа… где цело­муд­рие, там пре­бы­вает Гос­подь Иисус Христос».

Поэтому цело­муд­рен­ный ум харак­те­ри­зу­ется целост­но­стью и истин­но­стью суж­де­ний; его дея­тель­ность не повре­жда­ется стра­стями. «Цело­муд­рие есть здра­вый (целый) образ мыс­лей, то есть не име­ю­щий какого-либо недо­статка и не допус­ка­ю­щий того, кто его имеет, укло­няться в невоз­держ­ность или в ока­ме­не­ние, но хра­ня­щий соби­ра­е­мое муд­ро­стью доб­рое и отвер­га­ю­щий все худое; соби­ра­ю­щий помысл к себе самому и собою воз­во­дя­щий его к Богу».

Таким обра­зом, цело­муд­рие (целост­ность ума) – явля­ется той осно­вой, на кото­рой фор­ми­ру­ется бла­го­ра­зу­мие и муд­рость – каче­ства, необы­чайно важ­ные для каж­дой жен­щины. Более того,  целост­ный ум не только помо­гает дер­жаться доб­рого и отвра­щаться злого, защи­щает от жиз­нен­ных оши­бок, но также опре­де­ляет и состо­я­ние души. В чистой, цело­муд­рен­ной душе все силы нахо­дятся в состо­я­нии гар­мо­ни­че­ского рав­но­ве­сия, ведь «цело­муд­рие вме­сте с муд­ро­стью и бла­го­ра­зу­мием есть бла­го­устро­ен­ное рас­по­ря­же­ние всеми душев­ными дви­же­ни­ями, гар­мо­ни­че­ское дей­ствие всех душев­ных сил».

Все­объ­ем­лю­щая доб­ро­де­тель цело­муд­рия освя­щает не только ум, чув­ства, но и тело чело­века. Это про­яв­ля­ется и во внеш­нем облике. Если нам бывает при­ятна чистота и опрят­ность в одежде, то насколько более  важно и заметно это в самом чело­веке. «Как при­вле­ка­те­лен, как пре­кра­сен тип чело­века, муж­чины или жен­щины, не под­пав­ших иску­ше­ниям рас­пут­ства! Вид их бод­рый, лицо моло­жа­вое, взор сме­лый и спо­кой­ный». Более того: «Ничто так не укра­шает юного воз­раста, как венец цело­муд­рия и то, чтобы всту­пать в брак чистому от вся­кого распутства».

Состо­я­ние дев­ства дей­стви­тельно тес­ней­шим обра­зом свя­зано с доб­ро­де­те­лью цело­муд­рия. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст настав­ляет: «Пусть обе­ре­гает плоть цело­муд­рие, пусть чистота живет в чле­нах; будем настра­и­вать себя на бла­го­род­ные мысли, будем бли­стать делами света, укра­сим себя чистой жиз­нью. Чистым сохра­ним тело – храм Духа; … “если кто разо­рит храм Божий, того пока­рает Бог” (1 Кор. 3, 17)».

Но необ­хо­димо пони­мать, что состо­я­ние дев­ства отнюдь не исчер­пы­вает доб­ро­де­тели цело­муд­рия. Свя­тые отцы посто­янно пре­ду­пре­ждают нас о том, что раз­ру­ше­ние цело­муд­рия воз­можно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внеш­нем хра­не­нии дев­ства. Можно, сохра­няя  телес­ную целост­ность, не иметь цело­муд­рия из-за рас­тлен­ного сердца, помра­чен­ного ума, повре­жден­ной воли:

«Вся жизнь и нравы должны быть дев­ственны, вся­ким про­яв­ле­нием сви­де­тель­ствуя о чистоте. Можно и сло­вом соблу­дить, и оком пре­лю­бо­дей­ство­вать, и слу­хом осквер­ниться, и в сердце при­нять нечи­стоту, и неуме­рен­но­стью в пище и питии пре­сту­пить законы целомудрия».

«Мно­гие, иску­ша­е­мые сла­до­стра­стием, блу­до­дей­ствуют мыс­лью; сохра­няя дев­ство тела, рас­тле­вают дев­ство души». Авва Геронтий

«Жен­щина, наря­жа­ю­ща­яся для того, чтобы воз­бу­дить к себе вожде­ле­ние невоз­дер­жан­ных, уже любо­дей­ствует в сердце своем».

С дру­гой сто­роны, отсут­ствие телес­ного дев­ства не явля­ется сви­де­тель­ством отсут­ствия цело­муд­рия. Более того, супруги, живу­щие в супру­же­ских отно­ше­ниях, должны быть цело­муд­ренны. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Для того ты (жена) и име­ешь мужа, для того ты (муж) и име­ешь жену, чтобы соблю­дать цело­муд­рие». «…Телес­ные отно­ше­ния муж­чины и жен­щины бла­го­слов­лены Богом в браке, где они ста­но­вятся источ­ни­ком про­дол­же­ния чело­ве­че­ского рода и выра­жают цело­муд­рен­ную любовь, пол­ную общ­ность, “еди­но­мыс­лие душ и телес” супру­гов, о кото­ром Цер­ковь молится в чине брач­ного венчания…».

Свя­той Амвро­сий Медио­лан­ский пишет: «Суще­ствуют три формы доб­ро­де­тели цело­муд­рия: цело­муд­рие супру­гов, цело­муд­рие вдов­ства и цело­муд­рие девственности».

Задача сохра­не­ния цело­муд­рия явля­ется одной из важ­ней­ших жиз­нен­ных задач каж­дой жен­щины. Потеря цело­муд­рия не даром назы­ва­ется паде­нием: «Сколь же велико бед­ствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не назы­ва­ется таким име­нем, каким назы­ва­ется у Отцев сей грех: они име­нуют его паде­нием». Потеря цело­муд­рия ска­зы­ва­ется на всей при­роде чело­века, раз­ру­шает не только его тело, но и ум, чув­ства, волю. «Гре­хов­ное рас­тле­ние слу­жит к пагубе, потому что, про­ни­кая скрытно в глу­бину, про­из­во­дит в при­роде неис­цель­ную гни­лость, кото­рая кажется малою, но дела­ется необъ­ят­ною, потому что рас­про­стра­няет, подобно закваске, дей­ствие свое с ног до головы» – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. Схи­ар­хи­манд­рит Иоанн (Мас­лов) пре­ду­пре­ждал своих духов­ных чад: «Если девица до заму­же­ства поте­ряла цело­муд­рие, она будет как раз­би­тое колесо у телеги; и как его не скле­и­вай, оно всю жизнь будет скрипеть».

Очень важно сфор­ми­ро­вать в девоч­ках пони­ма­ние огром­ной важ­но­сти сохра­не­ния цело­муд­рия. Про­ти­во­сто­ять своей плот­ской при­роде они захо­тят только тогда, когда осо­знают реаль­ную опас­ность гибели тела, души, ума, воли; раз­ру­ше­ния семей­ного сча­стья; потери воз­мож­но­сти Бого­об­ще­ния и пре­вра­ще­ния в рабынь в руках вра­гов рода чело­ве­че­ского; опас­но­сти для судьбы и здо­ро­вья буду­щих детей. Но не только лич­ное сча­стье нахо­дится в пря­мой связи с доб­ро­де­те­лью цело­муд­рия, но и жизнь обще­ства в целом. Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, ука­зы­вает: «Когда жены рим­лян готовы были уме­реть за чистоту супру­же­ства, Рим воз­рас­тал и укреп­лялся. Но когда он погру­зился в пороки, про­тив­ные чистоте супру­же­ства, он изне­мог перед необ­ра­зо­ван­ной, но не рас­стро­ен­ной подоб­ными поро­ками при­ро­дой вар­ва­ров, несмотря на то, что обла­дал почти всей вселенной».

Из ска­зан­ного сле­дует, что цело­муд­рие, кото­рое харак­те­ри­зует  состо­я­ние целост­ной чистоты чело­века, жиз­ненно необ­хо­димо вос­пи­ты­вать. Каким обра­зом? «Запо­ве­дано хра­нить целомудрие:

• во взглядах

• в речах

• в сердце».

В числе усло­вий, необ­хо­ди­мых для вос­пи­та­ния доб­ро­де­тели цело­муд­рия, свя­тые отцы назы­вают: стыд­ли­вость, сми­ре­ние, послу­ша­ние, хра­не­ние телес­ных чувств, труд, пост, горя­чую молитву, вни­ма­ние, Таин­ства испо­веди и причастия.

Среди при­чин паде­ния чаще всего упо­ми­на­ется невоз­дер­жан­ность телес­ных чувств (зре­ния, слуха, ося­за­ния), чре­во­уго­дие, дол­гий сон, празд­ность, леность.

Среди духов­ных при­чин паде­ния: само­мне­ние, гор­дость, высо­ко­умие, осуж­де­ние,  празд­но­сло­вие, тщеславие.

Все это ука­зы­вает нам основ­ные направ­ле­ния педа­го­ги­че­ской работы – что нужно пре­се­кать, от чего необ­хо­димо детей беречь, а к чему, напро­тив, при­ви­вать склон­ность и осо­знан­ное устремление.

Почему вос­пи­та­ние ука­зан­ных доб­ро­де­те­лей должно являться целью  тру­дов деви­чьих настав­ни­ков? Потому что этими доб­ро­де­те­лями «обу­слов­ли­ва­ется и семей­ное сча­стье, и бла­го­со­сто­я­ние обществ, и бла­жен­ный удел в вечности».

Если с дет­ства гото­вить жен­щину к выпол­не­нию обя­зан­но­стей жены, матери, хозяйки, дочери, то резуль­тат такого вос­пи­та­ния ста­рец Пор­фи­рий опи­сы­вает так: «Семей­ная жизнь поте­чет свет­лою струею, без пере­ры­вов и столк­но­ве­ний, рас­ходы сокра­тятся, при­хоти и при­чуды вся­кого рода усту­пят место суще­ствен­ным потреб­но­стям, во всем ока­жется избы­ток…, члены семей­ства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно пре­крас­ное целое».

В про­цессе деви­че­ского вос­пи­та­ния нужно учи­ты­вать опре­де­лен­ную спо­соб­ность жен­щин вли­ять на детей, на мужа и на общество.

Влияние на детей

«Жен­щина самому заро­дышу ребенка пере­дает крот­кие свои склон­но­сти и рас­по­ло­же­ния. По ее бла­го­че­стию можно уже отча­сти дога­ды­ваться о счаст­ли­вой будущ­но­сти детей».

Ярким при­ме­ром вли­я­ния бла­го­че­стия жен­щины на ее детей явля­ется семья, в кото­рой вырос свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Бла­го­даря исклю­чи­тель­ным нрав­ствен­ным каче­ствам матери из шесте­рых детей трое стали свя­тыми. «Удел быть мате­рями бла­го­нрав­ных детей, здо­ро­вых душой и телом, при­над­ле­жит не тем женам, кото­рые пре­даны всей суете мир­ской, но тем, кото­рые живут в бла­го­че­стии и чистоте».

«Все вели­кие мужи мораль­ными сво­ими доб­ле­стями самым непо­сред­ствен­ным обра­зом были обя­заны высо­кому бла­го­че­стию матерей».

«По свой­ству мате­рей рас­кры­ва­ются в детях доб­рые или худые сто­роны; матери слу­жат для них первообразом».

Влияние на мужчин

Осо­бое вли­я­ние жен­щины имеют и на муж­чин. Ста­рец Пор­фи­рий  отме­чает у жен­щин осо­бую «силу убеж­де­ния», отчего «нередко, – пишет он, – муж­чины мед­ли­тель­ные, нере­ши­тель­ные, холод­ные вооду­шев­ля­ются на необыч­ные пред­при­я­тия, жерт­вуют сво­бо­дою, спо­кой­ствием, честью, жизнью».

При­мер жизни бла­го­че­сти­вой жен­щины спо­со­бен и без слов убе­дить мужа, кото­рый раньше не поко­рялся нрав­ствен­ному закону, и послу­жить его исправ­ле­нию. Это под­твер­ждает мно­же­ство при­ме­ров. Напри­мер, жизнь бла­жен­ной Моники, матери бла­жен­ного Авгу­стина, кото­рая своим при­ме­ром при­вела мужа к истин­ной вере. Поэтому свя­той апо­стол Петр дает жен­щи­нам такое пра­вило: укра­шать себя не внеш­ним пле­те­нием волос и наря­дами, но бла­го­че­стием и скром­но­стью, пре­бы­вать в нетлен­ной кра­соте крот­кого и мол­ча­ли­вого духа, что дра­го­ценно пред Богом. Как вели­че­ственна была бы такая жен­щина, – гово­рит ста­рец Пор­фи­рий – в таком укра­ше­нии! «Каж­дое ее слово, каж­дое дви­же­ние, каж­дый взгляд вну­шали бы всем дове­рие и ува­же­ние к ней…. В бла­го­че­сти­вой и цело­муд­рен­ной жен­щине все при­вле­ка­тельно, все пре­красно, все назидательно».

Жен­щина высо­ко­нрав­ствен­ная обла­го­ра­жи­вает муж­чин. «Жен­щина, про­ник­ну­тая чув­ством бла­го­че­стия, име­ю­щая мир­ные доб­ро­де­тели, вну­шает муж­чи­нам ува­же­ние и тем самым обла­го­ра­жи­вает их».

Влияние на общество

Ста­рец Пор­фи­рий, говоря о вли­я­нии жен­щины на обще­ство, рас­кры­вает необ­хо­ди­мость согла­со­вы­вать вос­пи­та­ние дево­чек с их пред­на­зна­че­нием. «Даже языч­ники не упус­кали этого из вида. Чтобы дать Спарте граж­дан креп­ких и силь­ных, гото­вых к само­от­вер­же­нию для славы Оте­че­ства, зара­нее, с самого мла­ден­че­ства, гото­вили к этому прежде всего мате­рей. И такое вос­пи­та­ние дево­чек про­из­вело пере­во­рот в рес­пуб­лике. И обра­зо­вало жен­щин с необы­чай­ной твер­до­стью, даже герой­ством духа. Один этот при­мер гово­рит о вели­кой нрав­ствен­ной силе женщины.

Как много могло бы дать для блага чело­ве­че­ства вос­пи­та­ние, про­ник­ну­тое идеей христианства?

Ста­рец Пор­фи­рий гово­рит об оче­вид­но­сти того факта, что «сумма добра или зла сла­га­ется из част­ных устрем­ле­ний, кото­рые матери при­но­сят обще­ству в лице своих детей».

«Когда пала пра­ма­терь, не устоял и пра­о­тец – и все под­верг­лось кру­ше­нию». По этой же схеме про­ис­хо­дят собы­тия и в совре­мен­ном мире.  Когда жен­щина не выпол­няет свой долг, то в семей­ствах нару­ша­ется поря­док, в свою оче­редь, «семей­ные смуты ска­зы­ва­ются на обще­стве: из-за них про­ис­хо­дит упа­док дея­тель­но­сти, сла­беют про­мыш­лен­ные силы народа, умно­жа­ется бед­ность и при­хо­дят в рас­строй­ство дела общественные».

Насколько важно для обще­ства выпол­не­ние жен­щи­ной сво­его долга, рас­кры­вают слова старца Пор­фи­рия: “Мир пре­кра­сен в той мере, в кото­рой жен­щина сохра­няет вер­ность сво­ему долгу”.

Основные правила воспитания девочек

1. Девочка должна быть вос­пи­тана в духе свя­той веры. Душа, в кото­рой оби­тает страх Божий, отли­ча­ется чисто­той, здесь нет места для порока и преступления.

2. Дево­чек нужно гото­вить с дет­ства ко всем поло­же­ниям жизни, так как, по сло­вам старца Пор­фи­рия, обсто­я­тель­ства их буду­щей жизни зави­сят исклю­чи­тельно от Про­мысла Божия.

3. Устра­нять все слу­чаи и поводы, слу­жа­щие девуш­кам к соблазну.

4. Необ­хо­димо научить дево­чек с дет­ства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблаз­ни­тель­ных обра­зов и звуков.

5. Не рас­то­чать им похвалы, а хва­лить и лас­кать в меру.

6. Вни­ма­тельно отно­ситься к внеш­ним про­яв­ле­ниям нрав­ствен­ного чув­ства у дево­чек (к походке, взгляду). «Оде­я­ние <…> и смех зубов и стопы чело­века воз­ве­стят, яже о нем» (Сир. 19, 27).

7. Убе­ре­гать от лег­ко­мыс­лия и рас­се­ян­но­сти пустых заня­тий, обу­чить раз­ным видам руко­де­лия. Руко­де­лие явля­ется одним из важ­ных средств вос­пи­та­ния терпения.

8. С дет­ства обу­чать их веде­нию домаш­него хозяйства.

В рас­сказе В. И. Даля (из книги «Кар­тины из быта рус­ских детей) девя­ти­лет­няя девочка вме­сте с мамой состав­ляет спи­сок необ­хо­ди­мых для семьи про­дук­тов, учится не при­об­ре­тать ничего лиш­него и разумно рас­по­ря­жаться отве­ден­ными средствами.

9.  При­учать девочку с дет­ства забо­титься о ближних.

10. Круг чте­ния девиц дол­жен непре­менно вклю­чать Свя­щен­ное Писа­ние, жития святых.

Все роди­тели хотят видеть своих доче­рей счаст­ли­выми. Что же состав­ляет сча­стье девиц? Плоды хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния, те доб­ро­де­тели, кото­рые они будут бережно хра­нить в своих серд­цах. Ста­рец Пор­фи­рий гово­рит, обра­ща­ясь к роди­те­лям: «Отцы и матери! Напе­чат­лейте в вашей памяти эту опыт­ную истину: что дочери ваши своим сча­стьем могут быть обя­заны не буду­щим супру­гам, не состо­я­нию их и богат­ству, а своим доб­ро­де­те­лям и бла­го­нра­вию. Есть воз­мож­ность им поте­рять ино­гда вся­кое дру­гое сча­стье, но нико­гда не поте­ряют они того, что собрано и хра­нится в соб­ствен­ных душах их. Поло­жите же для себя пра­ви­лом — вос­пи­ты­вать их не по духу века сего, а по ука­за­нию слова Божия и по при­ме­рам бла­го­че­сти­вых пред­ков. Хра­ните их со вся­ким опа­се­нием, как дра­го­цен­ные залоги народ­ного благоденствия».

Мос­ков­ская педа­го­ги­че­ская академия

Духов­ные и нрав­ствен­ные основы обра­зо­ва­ния и воспитания

под редак­цией док­тора педа­го­ги­че­ских наук

 Н.В.Маслова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки