Письма-вопросы: мы воспитываем детей или они нас?

Письма-вопросы: мы воспитываем детей или они нас?

(2 голоса5.0 из 5)

Как  воспитать ребенка сдержанным?

Но посмот­рим вокруг. Кар­тины окру­жа­ю­щего нас мира не столь при­ятны. Пра­во­слав­ных семей не так уж и много (я не обоб­щаю, про­сто вижу по нашему реги­ону), в храм ходят в основ­ном бабушки. А моло­дых мам и пап не часто уви­дишь. И в вос­крес­ную школу дети­шек при­во­дят бабушки (в моей прак­тике был только один дедушка, да и то недолго).

В вос­крес­ной школе с детиш­ками много гово­рим на темы доб­роты, любви, тер­пе­ния, а они, когда при­хо­дят домой, нередко видят совсем дру­гое. И это моя голов­ная боль — как объ­яс­нить ребенку, что нельзя злиться, ругаться, нужно есть в опре­де­лен­ные часы, спать ложиться вовремя, если дома он этого не видит. У него начи­на­ется какое — то раз­дво­е­ние лич­но­сти — в храме он один, дома и в школе  дру­гой.  И напра­ши­ва­ется вывод — вос­пи­ты­вать надо сна­чала роди­те­лей, а потом уже детей. Только как это осуществить?

Галина Живай­кина

Ком­мен­ти­рует насто­я­тель миас­ского Бого­яв­лен­ского храма про­то­и­е­рей Игорь Рысенко:

Навер­ное, автор хотела ска­зать о сдер­жан­но­сти в отно­ше­нии дур­ных поступ­ков. Потому что сдер­жан­ность в доб­рых чув­ствах, в про­яв­ле­нии любви, жало­сти, состра­да­ния и тому подоб­ном не нужна и даже вредна. Быть сдер­жан­ным во всем не полу­ча­ется ни у кого. Совер­шил какой-нибудь грех или мел­кое пре­гре­ше­ние — уже не сдер­жался. А духов­ная борьба, в кото­рой не все­гда мы выхо­дим побе­ди­те­лями, про­ис­хо­дит каж­дый день в нашей жизни. Так что, не надо наде­яться на несбы­точ­ные мечты о сдер­жан­но­сти во всем. Надо научить ребенка бороться, и, если в чем-то упал, про­иг­рал, не отча­и­ваться, а сде­лать пра­виль­ные выводы для себя, чтобы при­ме­нить полу­чен­ный опыт в даль­ней­шей борьбе.

А самое глав­ное, на мой взгляд, научить ребенка видеть плоды совер­шен­ного им или кем-то добра. Только тогда у него смо­жет выра­бо­таться убеж­де­ние, что добро силь­нее, что правда рано или поздно вос­тор­же­ствует, когда он научится это видеть в своей жизни на самых про­стых при­ме­рах. Помог кому-то, защи­тил кого-то, пода­рил что-то — и сразу ощу­ще­ние радо­сти и мира на сердце. Если с кем-то поссо­рился, а потом нашел в себе силы пер­вому подойти и попро­сить про­ще­ния — как сразу легко дела­ется на сердце! И объ­яс­нить при этом, что ощу­ще­ние радо­сти и лег­ко­сти — это пода­рок от Бога за совер­шен­ное добро. Помо­ли­лись вме­сте за боля­щего, он выздо­ро­вел — сразу обра­тить вни­ма­ние на это и под­черк­нуть важ­ность молитвы и то, что Бог эти молитвы слы­шит и отве­чает на них.

А роди­те­лей вос­пи­ты­вать уже поздно. Если только они сами этого не захо­тят. Нам оста­ется поста­раться не упу­стить время хотя бы с детьми дошколь­ного и ран­него школь­ного воз­раста. Пока их еще можно за ручку в храм при­ве­сти. У ребенка чут­кая душа. Он без­оши­бочно уло­вит, где правда, и будет к ней стре­миться. А если дома не все бла­го­по­лучно, рано или поздно при­дется сде­лать выбор: жить так, как живут домаш­ние или жить так, как при­зы­вает Хри­стос. А здесь очень важно, чтобы ребе­нок не чув­ство­вал себя при таком выборе оди­но­ким, «белой воро­ной», чтобы он знал: есть много таких же, как он. Таких же, кто не согла­сен с насто­я­щим поло­же­нием вещей и хотел бы изме­нить свою жизнь, самому измениться.

Что влияет на воспитание добродетели целомудрия?

Есть хоро­шая пого­ворка “Что посе­ешь, то и пожнешь”.  Навер­ное, это выска­зы­ва­ние воз­ни­кало не на пустом месте.  От роди­те­лей детям пере­да­ются не только болезни тела, но и болезни души, то есть стра­сти.  Но пра­виль­ное вос­пи­та­ние ребенка в семье может сотво­рить вели­кое дело. Можно уже в дет­стве врож­ден­ные стра­сти с Божией помо­щью устра­нить и даже при­вить то, чего не было.

Трудно пред­ста­вить чистым ребенка, когда с дет­ства он видит дома раз­врат, когда роди­тели, не стес­ня­ясь детей, смот­рят непо­треб­ное и так же ведут себя.  И в этой среде бывают исклю­че­ния — если ребе­нок выби­рает для под­ра­жа­ния цело­муд­рен­ного учи­теля, тре­нера или руко­во­ди­теля кружка.

Конечно, есть при­меры дру­гого харак­тера. В семье, где нет ругани, измен,  есть сов­мест­ные молитвы, беседы о чистоте и цело­муд­рии, там дети вырас­тают сдер­жан­ными, скромными.

Одна девушка из такой семьи пела в цер­ков­ном хоре. Но при­шла “любовь” — и все вдруг забы­лось. О сва­дьбе нет и речи,   поссо­рив­шись с роди­те­лями, моло­дые живут  граж­дан­ским бра­ком.  И как вывод — вли­яет все — и наслед­ствен­ность, и вос­пи­та­ние, и внеш­ние обсто­я­тель­ства. Вот только резуль­таты полу­ча­ются раз­ные. Как же понять, что вырас­тет из нашего ребенка. Что поста­вить во главу угла его воспитания?

Галина Живай­кина

Свою точку зре­ния выска­зы­вает насто­я­тель миас­ского храма Бого­яв­ле­ния про­то­и­е­рей Игорь Рысенко:

По вто­рому вопросу могу ска­зать, что лич­ный при­мер роди­те­лей дол­жен сто­ять в вос­пи­та­нии детей на пер­вом месте. Бес­по­лезно гово­рить о чем-то, если сам это не выпол­ня­ешь. Но еще очень важно не упу­стить момент взрос­ле­ния тво­его чада, поста­раться сохра­нить дру­же­ские, дове­ри­тель­ные отно­ше­ния. Осо­бенно это каса­ется вос­пи­та­ния дево­чек, кото­рые и взрос­леют гораздо раньше маль­чи­шек, и послед­ствия их оши­бок могут быть гораздо тяже­лее. Недавно был на роди­тель­ском собра­нии у сво­его млад­шего сына. Он учится в 6‑м классе. Ему в январе будет 13 лет. Класс­ная руко­во­ди­тель­ница про­чи­тала отры­вок из сочи­не­ния одной девочки из этого класса и ска­зала, что у нее слезы побе­жали от чте­ния этих строк: «Когда я вырасту, я буду очень хоро­шей мамой. Я нико­гда не буду спо­койно спать, если моя дочь будет пла­кать в сосед­ней комнате».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки