Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

(1 голос5.0 из 5)

Ува­жа­е­мые роди­тели и педагоги!

Все роди­тели, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было про­блем с речью. И это неуди­ви­тельно. Ведь уме­ние ска­зать и объ­яс­нить помо­гает в реше­нии мно­гих про­блем и кон­флик­тов. Вы, навер­ное, заме­чали, что плохо гово­ря­щий ребё­нок вызы­вает жалость взрос­лых, раз­дра­же­ние и насмешки сверст­ни­ков. Его не пони­мают, а зна­чит, и не при­ни­мают в дет­ском коллективе.

Чтобы вовремя заме­тить, есть ли у малыша про­блемы с речью, необ­хо­димо знать нормы рече­вого раз­ви­тия, то есть то, что ребё­нок дол­жен уметь в опре­де­лён­ном возрасте.

Пер­вый год жизни ребёнка явля­ется под­го­то­ви­тель­ным эта­пом в раз­ви­тии речи. В этот период про­ис­хо­дит раз­ви­тие таких пред­ре­че­вых голо­со­вых реак­ций, как гуле­ние и лепет.

Для раз­ви­тия речи очень важ­ное зна­че­ние имеет зри­тель­ное вос­при­я­тие, кото­рое явля­ется основ­ным сред­ством позна­ния мира. Напри­мер, зрач­ко­вый рефлекс, пово­рот глаз и головы к свету, сле­же­ние гла­зами и пово­рот головы за мед­ленно дви­жу­щимся предметом.

Со вре­ме­нем ребё­нок начи­нает пони­мать жесты окру­жа­ю­щих его людей. Сна­чала раз­ви­ва­ется началь­ное вос­при­я­тие обра­щён­ной к нему речи, а потом уже и её пони­ма­ние. Ребё­нок может выпол­нить про­стые просьбы взрос­лого, под­креп­лён­ные жестами (“При­неси мне вон ту куклу”, — гово­рит мама и пока­зы­вает рукой в ту сто­рону, где лежит кукла).

К концу пер­вого года жизни воз­ни­кает рече­вое обще­ние между ребён­ком и взрос­лым, кото­рое про­ис­хо­дит не только на эмо­ци­о­наль­ной основе, но и с помо­щью речи. Глав­ная задача роди­те­лей в этот период — вни­ма­тельно сле­дить за тем, как про­ис­хо­дит раз­ви­тие малыша.

Дока­зано, что зна­ком­ство малыша с речью про­ис­хо­дит ещё в чреве матери, поэтому очень важно во время бере­мен­но­сти раз­го­ва­ри­вать со своим малышом.

Чем больше вы раз­го­ва­ри­ва­ете с малы­шом, поёте ему песенки или чита­ете стихи, тем быст­рее про­ис­хо­дит про­цесс запо­ми­на­ния новых слов.

Также для раз­ви­тия речи ребёнка очень полезны игры и песни с исполь­зо­ва­нием мел­кой мото­рики рук.

В этой книге вы про­чи­та­ете о том, как должна раз­ви­ваться речь вашего малыша на опре­де­лён­ных эта­пах его жизни, какие игры и упраж­не­ния лучше исполь­зо­вать для раз­ви­тия речи ребёнка, най­дёте советы и реко­мен­да­ции по тому, как лучше орга­ни­зо­вать заня­тия с ребён­ком и как сде­лать так, чтобы ему было интересно.

Особенности речевого развития детей от 0 до 3 лет

1 месяц

Ребё­нок реа­ги­рует на силь­ный раз­дра­жи­тель и на шум, может отли­чить голос мамы от голо­сов дру­гих род­ствен­ни­ков. Его крик при­об­ре­тает неко­то­рый эмо­ци­о­наль­ный отте­нок и явля­ется пока­за­те­лем раз­ви­тия речи. У здо­ро­вого ребёнка он гром­кий, чистый, с корот­ким вдо­хом и про­тя­жён­ным выдо­хом. К концу месяца ребё­нок начи­нает изда­вать раз­лич­ные звуки.

2месяца

Эмо­ци­о­наль­ные реак­ции ребёнка ста­но­вятся более опре­де­лён­ными. Когда мама обра­ща­ется к нему, он отве­чает ей зву­ко­выми соче­та­ни­ями типа: “аай”, “хее”, “гуу”, “ляя” — это назы­ва­ется гуле­нием. Сна­чала про­из­но­сятся глас­ные звуки, затем добав­ля­ются гор­тан­ные. Харак­тер и про­дол­жи­тель­ность гуле­ния зави­сят от реак­ции матери. При поло­жи­тель­ной реак­ции эмо­ци­о­наль­ный харак­тер гуле­ния усиливается.

3месяца

Ребё­нок ожив­лённо обща­ется со взрос­лыми и реа­ги­рует на инто­на­цию голоса. Смот­рит туда, откуда доно­сится звук. Поло­жи­тель­ные эмо­ции у него вызы­вают музы­каль­ные звуки.

4 месяца

Гуле­ние ста­но­вится более дли­тель­ным. Ребё­нок может бурно выра­жать свои эмо­ции, громко сме­яться и отве­чать улыб­кой на улыбку матери.

5 меся­цев

Гуле­ние ста­но­вится более певу­чим. Появ­ля­ются гор­тан­ные звуки. Эмо­ции при­об­ре­тают опре­де­лён­ный харак­тер. Услы­шав неожи­дан­ный звук, ребё­нок зати­хает, прислушивается.

6 меся­цев

Ребё­нок делает пер­вые попытки про­из­но­сить слоги. Этот период назы­ва­ется пери­о­дом лепе­та­ния или лепета. Лепет пред­став­ляет собой соче­та­ние зву­ков, напри­мер: “ма-ма-ма”, “на-на-на”, “бе-бе”, “гу-гу”, “да-да” и др. Эти зву­ко­вые ком­плексы не свя­заны со смыс­лом. Малыш таким обра­зом тре­ни­рует свой зву­ко­вой аппа­рат. Дет­ское лепе­та­ние совер­шенно непро­из­вольно и не сле­дует при­ни­мать это за пер­вые слова.

7 меся­цев

Малыш начи­нает отчёт­ливо и с раз­ной инто­на­цией про­из­но­сить слоги. В этом воз­расте у него уже сфор­ми­ро­вано около 4 звуков.

8 меся­цев

Ребё­нок повто­ряет оди­на­ко­вые звуки, про­из­но­сит глас­ные и соглас­ные. Посто­янно рас­тёт коли­че­ство отчёт­ли­вых арти­ку­ли­ру­е­мых слогов.

9 меся­цев

Малыш учится общаться при помощи жестов. Про­из­но­сит после­до­ва­тель­но­сти из 4 сло­гов и имеет пас­сив­ный сло­вар­ный запас.

10 меся­цев

Ребё­нок может повто­рять за взрос­лым звуки и слоги. Хотя смысла в речи ещё нет, ребёнка увле­кает ритм.

11 меся­цев

В этом воз­расте малыш очень любит общаться. Если вы под­дер­жи­ва­ете “раз­го­вор”, ребё­нок вос­тор­женно вор­кует и тара­то­рит. Он уже пони­мает слово “нельзя”, но не все­гда на него реагирует.

12 меся­цев

Ребё­нок уже может выпол­нять неслож­ные пору­че­ния и дей­ствия. В этом воз­расте малыш чётко и ясно про­из­но­сит своё пер­вое слово.

15 меся­цев

Сло­вар­ный запас ребёнка состав­ляет при­мерно 6 слов. Ребё­нок пони­мает и может выпол­нить про­стые просьбы, не сопро­вож­да­ю­щи­еся жестами.

18 меся­цев

Сло­вар­ный запас ребёнка дости­гает 7—25 слов. Он уже может пока­зы­вать части тела (на себе или на игрушке).

21 месяц

Ребе­нок начи­нает гово­рить пред­ло­же­ни­ями, состо­я­щими из 2 слов, например:“Мама, дай!”, “Бабе чай” и т. д. Его сло­вар­ный запас уве­ли­чи­ва­ется до 30 слов

24 месяца

Сло­вар­ный запас малыша состав­ляет уже 50 слов. В речи появ­ля­ется опре­де­лен­ный поря­док слов. Ребенка теперь пони­мает не только мама но и дру­гие родственники.

30 меся­цев

Малыш начи­нает исполь­зо­вать в своей речи место­име­ния “я”, “ты”, “мне” раз­ные суще­стви­тель­ные и гла­голы, опус­кая при этом предлоги.

36 меся­цев

Сло­вар­ный запас вашего малыша состав­ляет 250 слов и более. Он уже может гово­рить пред­ло­же­ни­ями, состо­я­щими из 3 слов, исполь­зует в речи мно­же­ствен­ное число, может назвать своё имя, воз­раст, пол.

Маме на заметку

147440 img 2 300x184 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышейСта­рай­тесь как можно больше раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком: рас­ска­зы­вайте ему, что вы дела­ете, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия, при этом четко выго­ва­ри­вайте слова, чтобы малыш мог вос­при­ни­мать отдель­ные слова на слух.

Обра­щайте вни­ма­ние не только на свои слова, но и на мимику, жесты, позу, голос

Делайте паузы между сло­вами для того, чтобы ребе­нок мог скон­цен­три­ро­вать свое вни­ма­ние на звуках

При раз­го­воре с ребен­ком ваша речь должна быть чет­кой, пра­виль­ной, не под­де­лы­вайте ее под дет­ский язык. Осо­бенно чётко про­из­но­сите незна­ко­мые и очень длин­ные слова.

Не забы­вайте, что раз­ви­тие каж­дого ребенка инди­ви­ду­ально. И все же, если малыш упорно мол­чит или к 16 меся­цам не реа­ги­рует на ваши просьбы — про­кон­суль­ти­руй­тесь по этому поводу у специалиста.

Помните, что глав­ными помощ­ни­ками для ребенка явля­е­тесь вы — роди­тели. Малыш дол­жен быть уве­рен, что вы любите его и не ста­нете ругать за непра­вильно ска­зан­ное слово, а наобо­рот помо­жете ему научится гово­рить правильно.

Если ребе­нок про­из­но­сит неко­то­рые слова нечетко или непра­вильно, не упус­кайте момента и начи­найте зани­маться его про­из­но­ше­нием. Ведь если не сде­лать это в ран­нем воз­расте, то пере­учи­вать потом будет много слож­нее, чем научить заново.

Игры и упражнения для развитие речи у детей от 0 до 1 года

В этом раз­деле вы най­дёте игры, кото­рые помо­гут раз­вить слу­хо­вое вос­при­я­тие малыша, про­сти­му­ли­ро­вать отдель­ные звуки гуле­ния, раз­вить уме­ние нахо­дить взгля­дом игрушку, то есть пони­мать речь взрос­лого и т. д.

Развитие слухового восприятия речи

“Музы­каль­ная игрушка”

147440 img 3 300x110 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышейПовесьте над кро­ват­кой любую музы­каль­ную игрушку так, чтобы ребё­нок с лёг­ко­стью мог дотя­нуться до неё. Услы­шав музыку, малыш обя­за­тельно сосре­до­то­чит на ней своё внимание.

“Где мама?”

Малыш нахо­дится в кро­ватке. Ходите вокруг неё и с раз­ных сто­рон окли­кайте малыша. Важно, чтобы ребё­нок понял, откуда доно­сится голос матери.

“Бубен”

Позве­ните в бубен с раз­ных сто­рон от малыша на рас­сто­я­нии 50—60 см. Пона­блю­дайте за реак­цией ребёнка: при­слу­шался ли он к звуку, замед­лил ли свои дви­же­ния. Добей­тесь того, чтобы малыш сле­дил за зве­ня­щим буб­ном. Повто­рите игру несколько раз.

“Тихо—громко”

Попро­буйте пого­во­рить с малы­шом раз­ным голо­сом: высо­ким, низ­ким, нарас­пев или шёпотом.

Сти­му­ли­ро­ва­ние гуления

“Повто­рюшка” Вари­ант I

Взяв малыша на руки, обя­за­тельно при­вле­ките его вни­ма­ние к сво­ему лицу. Для этого можно щёлк­нуть язы­ком, поцо­кать или же про­сто поце­ло­вать сво­его кроху. Когда малыш оста­но­вит свой взгляд на вашем лице, начи­найте про­из­но­сить отдель­ные звуки: “гу-у‑у”, “агы‑ы”, “агу‑у” и т. д. Как только малыш ста­нет повто­рять звуки за вами, то есть “агу­кать”, нач­ните повто­рять звуки, про­из­не­сён­ные им.

Вари­ант II

Малыш лежит в кро­ватке и про­из­но­сит звук “а‑а-а”. Подой­дите к малышу со сло­вами: “Скажи а‑а-а”. Ребё­нок дол­жен повто­рить тот звук, кото­рый он уже произносил.

“Колы­бель­ная песня”

Сядьте на диван так, чтобы спина была выпрям­лена, а угол в коле­нях состав­лял 90°. Поло­жите малыша к себе на колени и нач­ните петь ему колы­бель­ную песенку, посте­пенно делая голос тише и тише.

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни.

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки ско­рее сомкни!

Спи, моя радость, усни, Усни, усни!

В доме всё стихло давно,

В погребе, в кухне темно…

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печ­кою спит.

Что там за шум за стеной,

Что нам за дело, родной?

Глазки ско­рее сомкни!

Спи, моя радость, усни, Усни, усни!

Сладко мой птен­чик живёт:

Нет ни тре­вог, ни забот;

Вдо­воль игру­шек, сластей,

Вдо­воль весё­лых затей.

Всё-то добыть поспешишь,

Только б не пла­кал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни, Усни, усни!

(Пере­вод с нем. О. Свириденко)

147440 img 4 300x207 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

 

Упражнения на понимание речи

Упраж­не­ние 1

Играя с погре­муш­кой, малыш часто сту­чит ею о край кро­ватки или коляски. Про­ком­мен­ти­руйте его дей­ствия: “Тук-тук-тук”. Если же погре­мушка упа­дет, ска­жите малышу: “Упала — ба-а-ах”. 

Упраж­не­ние 2

Кормя ребёнка или укла­ды­вая его спать, гово­рите: “Машенька кушает — ам-ам” или “Антошка хочет спать — бай-бай”.

Упраж­не­ние 3

Если вы гуля­ете с ребён­ком на улице и видите бегу­щую мимо кошку или собаку, обя­за­тельно ска­жите ему: “Это киска — мяу-мяу” или “Это собачка ‑гав-гав”. Пусть малыш ста­ра­ется повто­рить за вами: “мяу-мяу” или “ав-ав”.

Упраж­не­ние 4

Спро­сите у малыша: “А где же мишка?” Ребё­нок дол­жен найти среди раз­ных игру­шек плю­ше­вого мед­ведя. Можно взять любую дру­гую игрушку.

Упраж­не­ние 5

Если во время корм­ле­ния вы будете повто­рять: “Открой ротик”, “Откуси яблочко”, “Попей водичку” и т. д., то ребё­нок довольно быстро нач­нет пони­мать эти слова.

147440 img 5 300x199 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Логопедический массаж

Пра­виль­ному раз­ви­тию речи помо­гает лого­пе­ди­че­ский мас­саж лице­вых мышц. Лёг­кий мас­саж щёк, лба, губ спо­соб­ствует регу­ля­ции кро­во­об­ра­ще­ния, улуч­шает эла­стич­ность мышц и слу­жит эффек­тив­ным спо­со­бом про­фи­лак­тики рече­вых нару­ше­ний. 147440 img 6 300x242 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышейЛёг­кие кру­го­вые дви­же­ния сле­дует выпол­нять поду­шеч­ками паль­цев обеих рук так, чтобы на коже не обра­зо­вы­ва­лись скла­дочки. Мас­саж нужно делать мед­ленно и плавно в тече­ние 2—5 минут 2 раза в день. Про­дол­жи­тель­ность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как при­сту­пить к мас­сажу, вам необ­хо­димо остричь длин­ные ногти, тща­тельно вымыть и согреть руки, сма­зать кон­чики паль­цев пита­тель­ным или дет­ским кремом.

1.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от сере­дины лба к обла­сти висков.

2.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от сере­дины лба к моч­кам ушей.

3.Выполнять лёг­кие кру­го­вые погла­жи­ва­ния под гла­зами от носа до обла­сти висков.

4.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от сере­дины лба к шее.

5.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от кры­льев носа к угол­кам губ.

6.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от кры­льев носа к моч­кам ушей.

7.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния по кон­туру сна­чала верх­ней, а потом ниж­ней губы — от угол­ков к середине.

8.Выполнять лёг­кие посту­ки­ва­ния по губам кон­чи­ками пальцев.

9.Выполнять лёг­кие кру­го­вые дви­же­ния от сере­дины верх­ней губы до подбородка.

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет

Раз­ви­тие речи у ребёнка идёт по несколь­ким направ­ле­ниям: отра­ботка арти­ку­ля­ции, рас­ши­ре­ние актив­ного сло­варя, раз­ви­тие связ­ной речи — всё это фор­ми­рует рече­вое мыш­ле­ние. В дан­ном раз­деле пред­став­лены игры, направ­лен­ные на фор­ми­ро­ва­ние зву­ко­вой куль­туры речи, паль­чи­ко­вые игры, арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика, а также потешки, пого­ворки и чисто­го­ворки, кото­рые так нра­вятся детям.

Арти­ку­ля­ци­он­ная гимнастика

Арти­ку­ля­ци­он­ные упраж­не­ния помо­гают ребёнку в закреп­ле­нии зву­ков. Пока­жите ему, как нужно пра­вильно выпол­нять упраж­не­ние. Помните, что их сле­дует делать перед зер­ка­лом. Посте­пенно уве­ли­чи­вайте коли­че­ство повто­ре­ний и время выпол­не­ния упражнений.

“Вкус­ня­тина”

При­от­крыть рот, обли­зать верх­нюю губу, сна­чала справа налево, а затем наобо­рот. Важно, чтобы ниж­няя губа не помо­гала языку и не “под­са­жи­вала” его.

147440 img 7 300x98 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Качели”

Широко рас­крыв рот и улыб­нув­шись, поло­жить кон­чик языка за ниж­ние зубы (с внут­рен­ней сто­роны), а потом под­нять его за верх­ние зубы (с внут­рен­ней стороны).

147440 img 8 300x86 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Кара­сий”

Пошлё­пать рас­слаб­лен­ными губами, словно рыбка.

147440 img 9 300x100 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Лошадка”

Открыть рот и пощёл­кать кон­чи­ком языка (“лошадка цокает копытами”).

147440 img 10 300x107 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Лопа­точка”

Высу­нуть широ­кий язык и поло­жить его на ниж­нюю губу. Выпол­нять упраж­не­ние по 5 раз, высо­вы­вая язы­чок на 5—10 секунд.

147440 img 11 300x101 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Иголка”

Открыть рот и высу­нуть ост­рый язы­чок как можно дальше, упраж­не­ние по 5 раз, высо­вы­вая язык на 5—10 секунд.

Выпол­нять

147440 img 12 300x89 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Блюдце”

Широко открыть рот, высу­нуть широ­кий язык. Под­нять его вверх, не при­ка­са­ясь к зубам. Выпол­нять упраж­не­ние по 5 раз, высо­вы­вая язык на 5—10 секунд.

147440 img 13 300x105 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Маляр”

При­от­крыть рот и улыб­нуться. Про­ве­сти кон­чи­ком языка по губам по часо­вой и про­тив часо­вой стрелки. Выпол­нять упраж­не­ние по 5 раз.

147440 img 14 300x99 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Чистые зубки”

Улыб­нуться, пока­зать зубы. Про­ве­сти кон­чи­ком языка по верх­ним зубам с внут­рен­ней сто­роны, затем то же самое про­де­лать с ниж­ними зубами. Язык дол­жен сколь­зить по внут­рен­ней сто­роне зубов слева направо. Выпол­нять упраж­не­ние по 5 раз.

147440 img 15 300x86 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Часики”

Открыв рот, кон­чи­ком языка выпол­нять дви­же­ния вправо-влево, дотра­ги­ва­ясь до угол­ков губ.

147440 img 16 300x104 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Ириска”

Пусть ребё­нок пред­ста­вит, что у него во рту жева­тель­ная кон­фетка, кото­рая вдруг при­кле­и­лась к верх­ним зуб­кам. Пред­ло­жите малышу отде­лить её язы­ком (делать дви­же­ния язы­ком по внут­рен­ней сто­роне зубов). То же самое про­де­лайте и с ниж­ними зубками.

Важно в этой игре обра­щать вни­ма­ние ребёнка на дви­же­ния языка.

147440 img 17 300x105 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Игры на формирование звуковой культуры речи

“Оду­ван­чик”

Пред­ло­жите ребёнку взять в руку вооб­ра­жа­е­мый оду­ван­чик. На счёт от 1 до 5 сде­лать носом вдох, не под­ни­мая плеч, а затем подуть на оду­ван­чик так, чтобы он разлетелся.

“Зво­но­чек”

Попро­сите ребёнка подойти к стене и пред­ста­вить, что перед ним нахо­дится дверь, а рядом кнопка элек­три­че­ского звонка. Пусть малыш сде­лает вдох носом и, на секунду задер­жав дыха­ние, нажмёт паль­чи­ком на “зво­нок”, одно­вре­менно про­из­нося “рь-рь-рь”. Затем пред­ло­жите ребёнку сде­лать то же самое пооче­рёдно каж­дым паль­чи­ком левой и пра­вой руки.

“Свеча”

Дер­жите перед ребён­ком зажжён­ную свечу. Пусть малыш сде­лает глу­бо­кий вдох носом и резко задует свечу. Повто­рите игру несколько раз.

“Ммм”

Пред­ло­жите ребёнку про­из­но­сить на одном дыха­нии, напри­мер, такие звуки: “Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!” Сле­дите за арти­ку­ля­цией ребёнка.

“Раз­го­вор с пчелой” 

Меня ужа­лила пчела.

Я закри­чал:

“Как ты могла?!”

Пчела в ответ:

“А ты как мог

Сорвать люби­мый мой цветок?

Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!”

(М. Боро­диц­кая)

Выучите с ребён­ком сти­хо­тво­ре­ние и рас­ска­жите его по ролям. 

Весё­лый попу­гай­чик

Пусть ребё­нок пред­ста­вит, что он весё­лый попу­гай­чик, кото­рый любит повто­рять каж­дое про­из­не­сён­ное слово. Пред­ло­жите ему повто­рять за вами слоги и про­сту­чать руч­кой ритм.

По команде ребё­нок начи­нает отсту­ки­вать и повто­рять слоги:

—оди­на­ко­вые: ра-ра-ра;

—со сме­ной темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;

—с нара­щи­ва­нием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.

Сле­дите за дости­же­нием син­хрон­но­сти голоса и движений. 

Воз­душ­ный шарик

Возь­мите малыша за руки, обра­зо­вав таким обра­зом круг. Не разъ­еди­няя рук, сде­лайте вдох носом и 2 неболь­ших шага назад. Так шарик наду­ва­ется. Теперь вы должны “выпу­стить из него воз­дух”, одно­вре­менно про­из­неся “с‑с-с…” и сде­лав 1 шаг впе­рёд. Так шарик умень­ша­ется. Выпу­стите из шарика ещё немного воз­духа, про­из­неся одно­вре­менно “с‑с-с…” и сде­лав ещё 1 шаг впе­рёд. Шарик ста­но­вится ещё меньше. Повто­рите игру несколько раз.

147440 img 20 300x82 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Насос”

Ребё­нок делает носом вдох и на выдохе про­из­но­сит “с‑с-с…”, одно­вре­менно делая такие дви­же­ния пра­вой ногой и руками, будто бы он нака­чи­вает насо­сом мячик или колесо. Звук “с‑с-с…” сле­дует про­из­но­сить по 5 раз, делая корот­кий вдох носом.

147440 img 21 300x217 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Лягу­шо­нок”

Пусть ребё­нок рас­ста­вит ноги немного шире плеч, раз­вер­нет носочки в сто­роны как можно больше и, согнув ноги в коле­нях и при­сев как можно ниже, упрётся ладо­нями в пол. Спро­сите у него, как ква­кает лягушка (“ква-ква”).

Попро­сите малыша пока­зать, как пры­гает лягушка. Пред­ло­жите ему попры­гать и поква­кать одновременно.

147440 img 22 300x183 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Пальчиковые игры

Начи­нать тре­ни­ро­вать паль­чики малыша можно с 6 меся­цев, ведь это сти­му­ли­рует рече­вое раз­ви­тие ребёнка. В этом воз­расте паль­чи­ко­вые игры пред­став­ляют собой неболь­шой мас­саж кистей рук и паль­цев малыша.

Дети 2—3 лет могут заучи­вать сопро­во­ди­тель­ный текст игр и повто­рять его вме­сте с вами.

“Паро­ход”

Паро­ход плы­вёт по речке, Из трубы дымят колечки.

(Соеди­нить ладони вме­сте, под­няв боль­шие пальцы вверх — “паро­ход”, подви­гать ладо­нями в раз­ных направ­ле­ниях: впе­рёд, в сто­роны, назад — “про­кла­ды­вает курс”.)

147440 img 23 300x214 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Котик”

Есть у котика на лап­ках Очень ост­рые царапки.

(Сжи­мать в кулачки и раз­жи­мать пальцы сразу обеих рук.)

147440 img 24 300x276 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Паль­чики”

Паль­чик паль­чи­кам ска­зал, Что поехал на вок­зал. Чтобы встре­тить осталь­ных, Чтобы было десять их.

(Пооче­рёдно касаться боль­шим паль­цем осталь­ных паль­чи­ков, начи­ная с мизинца. Упраж­не­ние выпол­нять по 2 раза, сна­чала на пра­вой руке, а затем на левой.)

147440 img 25 300x208 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Цве­ток”

Рас­тёт цве­ток, к солнцу тянется, А бутон его распускается.

(Соеди­нить ладони вме­сте. Мед­ленно под­ни­мая руки вверх, рас­то­пы­рить паль­чики, не разъ­еди­няя кистей рук.)

147440 img 26 300x145 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Паль­чики соби­ра­ются в дет­ский сад”

Этот паль­чик хочет спать, Этот паль­чик — прыг в кро­вать, Этот паль­чик при­кор­нул, Этот паль­чик уж заснул. Встали паль­чики — “Ура! В дет­ский сад идти пора!”

(М. Коль­цова)

(Сна­чала сжать паль­чики в кула­чок, а затем пооче­рёдно рас­прав­лять их, начи­ная с большого.)

147440 img 27 298x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Тере­мок”

На поляне теремок,

(Соеди­нить ладони “доми­ком”.)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в “замок”.)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в “колечки”.)

Вокруг терема забор,

(Руки дер­жать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёл­кать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулач­ком посту­чать по ладони.)

Откры­вайте, я ваш друг!

(Раз­ве­сти руки в сто­роны, затем одной ладо­нью обхва­тить другую.)

(Л. Останко)

147440 img 28 233x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Замок”

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Сомкнуть пальцы в “замок”.)

Потя­нули…

(Не рас­цеп­ляя паль­цев, ребё­нок тянет руки в раз­ные стороны.)

Покру­тили…

(Руками, сцеп­лен­ными в “замок”, выпол­нить дви­же­ние “на себя — от себя”.)

Посту­чали…

(Руки по-преж­нему нахо­дятся в поло­же­нии “замок” перед собой, ребё­нок “сту­чит” запястьями.)

И открыли!

(Пальцы рас­це­пить, руки раз­ве­сти в стороны.)

147440 img 29 286x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Пав­лин”

Пальцы левой руки при­жать к боль­шому пальцу. Ладонь пра­вой руки с рас­кры­тыми паль­цами при­ста­вить к левой руке (“хвост пав­лина”). Рас­то­пы­ри­вать и соеди­нять пальцы пра­вой руки (“пав­лин рас­кры­вает и закры­вает хвост”).

147440 img 30 300x221 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

“Зайка”

Выпря­мить сред­ний и ука­за­тель­ный пальцы (“ушки зайки подняты”).

Боль­шой палец, безы­мян­ный и мизи­нец соеди­нить. Сги­бать и раз­ги­бать пальцы сна­чала одно­вре­менно, затем пооче­рёдно (“зайка шеве­лит ушками”).

147440 img 31 300x199 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

147440 img 32 93x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

 

Скороговорки, чистоговорки, потешки

Скороговорки

У осы не усы, а усики.

Сорок сорок съели сырок.

Нашей Маше дали ман­ной каши.

Тише, мыши, кот на крыше.

Чере­паха, не ску­чая, Час сидит за чаш­кой чая.

Пекарь пёк калачи в печи.

Слиш­ком много ножек у сороконожек.

На дворе трава, на траве дрова.

Три сороки-тара­торки тара­то­рили на горке

147440 img 33 85x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Чистоговорки

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Су-су-су — было холодно в лесу.

Со-со-со — у машины колесо.

Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша — едет катер не спеша.

Аш-аш-аш — есть у Пети карандаш.

Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо.

Ча-ча-ча — мама вызвала врача.

Чи-чи-чи — при­ле­тели к нам грачи.

Чу-чу-чу — в само­лёте я лечу.

Че-че-че — ска­чет птичка на мяче.

Чо-чо-чо — стало в печке горячо.

Ра-ра-ра — сыну спать давно пора.

Ри-ри-ри — при­ле­тели снегири.

Ро-ро-ро — воды пол­ное ведро.

147440 img 34 217x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

147440 img 35 264x300 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Лу-лу-лу — чемо­дан стоит в углу.

Ло-ло-ло — вес­ной на улице тепло.

Ул-ул-ул — у меня сло­мался стул.

Ля-ля-ля — зеле­неют тополя.

Ла-ла-ла — наша деточка мала.

Цо-цо-цо — мама вышла на крыльцо.

Цы-цы-цы — соби­раем огурцы.

Ец-ец-ец — очень вкус­ный огурец.

Ца-ца-ца — кота про­гнала я с крыльца.

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи — при­ле­тели к нам стрижи.

Жу-жу-жу — молока даю ежу.

Ща-ща-ща — этот пояс от плаща.

Щу-щу-щу — я тебя в лесу ищу.

За-за-за — на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу — мы пой­мали стрекозу.

Потешки

Сова-совушка, сова,

Боль­шая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Гла­зами блестела.

Гла­зоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И — полетела!

Птички сели на лужок,

А котята — в уголок.

Сели-поси­дели,

Песенки запели.

При­бе­жала кошка-мать,

Домой деток стала звать.

Птички песню спели,

К дет­кам улетели.

Наши ручки в мыле были,

Мы посуду с мамой мыли.

Мы посуду вытирали,

Нашей маме помогали.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Уди­ви­тель­ной красы.

Глаза сме­лые,

Зубки белые.

Баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки.

Наде­нем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Нож­ками топ-топ,

Глаз­ками хлоп-хлоп

“Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забо­даю,

Забо­даю, забодаю!”

Формирование обобщающих понятий

1.Пусть малыш вни­ма­тельно рас­смот­рит кар­тинки. Попро­сите его сна­чала пере­чис­лить изоб­ра­жён­ные пред­меты, а затем назвать каж­дую группу пред­ме­тов одним общим словом.

2.Попросите ребёнка при­ду­мать корот­кий рас­сказ или сказку с одной из групп слов.

147440 img 36 300x147 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

147440 img 37 300x150 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 38 300x195 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 39 300x196 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 40 300x209 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 41 300x197 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 42 300x191 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей 147440 img 43 300x198 - Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Лите­ра­тура

Гала­нов А. С. Пси­хи­че­ское и физи­че­ское раз­ви­тие ребенка от 0 до года. — М.: Аркти, 2000.

Гала­нов А. С. Пси­хи­че­ское и физи­че­ское раз­ви­тие ребенка от года до 3 лет. ‑М.: Аркти, 2003.

Дедю­кина Г. В, Могу­чая Л. Д, Яны­иина Т. А. Лого­пе­ди­че­ский мас­саж: Учебно-прак­ти­че­ское посо­бие для лого­пе­дов и меди­цин­ских работ­ни­ков. — М., 1999.

Елец­кая О. В., Варе­ница Е. Ю. День за днем гово­рим и рас­тем. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Зал­ма­ева Р. Сам себе лого­пед. — СПб.: ВЕК, 1995.

Кар­ту­шина М. Ю. Забавы для малы­шей. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Маха­нева М. Д., Рещи­кова С. В. Игро­вые заня­тия с детьми от 1 до 3 лет. ‑М.: ТЦ Сфера, 2005.

Разен­кова Ю. А. Игры с детьми мла­ден­че­ского воз­раста. — М.: Школь­ная Пресса, 2005.

Савина Л. П. Паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи дошколь­ни­ков. ‑М.: Род­ни­чок, 2002.

Чиви­кова Н. Ю. Как под­го­то­вить ребенка к школе. — М.: Рольф, 2001.

Ерма­кова Ирина Анатольевна 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки