Православная гимназия: поступать или нет?

Православная гимназия: поступать или нет?

(3 голоса3.7 из 5)

Инте­рес­ный факт — от пра­во­слав­ных школ и гим­на­зий, как пра­вило, мно­гие роди­тели отма­хи­ва­ются. Мол, что за глу­пость такая, мы и сами научим. Инфор­ма­ция о пра­во­слав­ных гим­на­зиях очень разнится.


Уди­ви­тельно, но отпра­вить детей в пра­во­слав­ную гим­на­зию сего­дня хотят не только воцер­ко­в­лен­ные роди­тели, но и те, кото­рые видят в таких шко­лах некую гаран­тию духов­ной без­опас­но­сти для ребенка. Правда ли это? Что на самом деле про­ис­хо­дит за сте­нами пра­во­слав­ной гимназии? 

Мы отпра­ви­лись в пра­во­слав­ную гим­на­зию города Семе­нова Ниже­го­род­ской обла­сти, чтобы разо­браться в этом вме­сте с дирек­то­ром Свет­ла­ной Алек­сан­дров­ной Конда­ко­вой, духов­ни­ком гим­на­зии свя­щен­ни­ком Андреем Лыз­ло­вым и бла­го­чин­ным Семе­нов­ского округа Горо­дец­кой епар­хии свя­щен­ни­ком Сер­гием Медведевым.

Православная гимназия «по документам» — простая школа?

Гим­на­зия — это него­су­дар­ствен­ное сред­нее учеб­ное заве­де­ние, у кото­рого есть лицен­зи­ро­ва­ние и аккре­ди­та­ция (лицен­зи­ро­ва­ние озна­чает право пре­по­да­вать, а аккре­ди­та­ция — право выда­вать атте­стат госу­дар­ствен­ного образца). Все те тре­бо­ва­ния, кото­рые госу­дар­ство предъ­яв­ляет к обыч­ным шко­лам, выпол­ня­ются и в пра­во­слав­ной гим­на­зии. То есть соот­вет­ствие госу­дар­ствен­ным стан­дар­там обра­зо­ва­ния, сани­тарно-тех­ни­че­ские нормы и так далее. В этом отно­ше­нии ника­кой раз­ницы с обыч­ной муни­ци­паль­ной шко­лой нет. Нет здесь и платы за обу­че­ние (вер­нее, роди­тели опла­чи­вают только пита­ние детей и гим­на­зи­че­скую форму).

Но чем же она от школы отличается?

И обра­зо­ва­ние, и вос­пи­та­ние в гим­на­зии стро­ится на твер­дой пра­во­слав­ной основе. Это каса­ется всех пред­ме­тов, а не только тех, кото­рых нет в обыч­ной школе (то есть основ пра­во­слав­ной веры, цер­ков­но­сла­вян­ского языка, цер­ков­ного пения).

«Твер­дая пра­во­слав­ная основа» не озна­чает, конечно, что здесь учат детей какой-то осо­бой пра­во­слав­ной химии, цер­ков­ной алгебре или мона­стыр­ской физ­куль­туре. Речь о том, что сам про­цесс обу­че­ния, отно­ше­ния между учи­те­лями и уче­ни­ками орга­нично выте­кают из того, что они — воцер­ко­в­лен­ные пра­во­слав­ные люди. Здесь не орут на детей, здесь совер­шенно нор­маль­ная вещь, когда на уроке уче­ники делятся с учи­те­лем какими-то сво­ими про­бле­мами, мыс­лями — и весь класс вклю­ча­ется в обсуждение.

imgp0293 700x467 - Православная гимназия: поступать или нет?Есте­ственно, «пра­во­слав­ная состав­ля­ю­щая» ска­зы­ва­ется и в пре­по­да­ва­нии гума­ни­тар­ных дис­ци­плин. Ска­жем, на уро­ках лите­ра­туры в девя­том классе детям подробно рас­ска­зы­вают о духов­ной эво­лю­ции Пуш­кина и Гоголя — то есть дают больше, чем того тре­бует обыч­ная школь­ная программа.

На уро­ках исто­рии Рос­сии речь идет не только о собы­тиях, но и об их рели­ги­оз­ной подо­плеке, и, конечно, гим­на­зи­сты полу­чают зна­ния и по цер­ков­ной исто­рии — что редко встре­тишь в мас­со­вой школе.

Но самое глав­ное даже не это, а та система отно­ше­ний, та атмо­сфера, кото­рая здесь куль­ти­ви­ру­ется. Ува­же­ние к лич­но­сти уче­ника, дружба учи­те­лей и уче­ни­ков (при­чем дружба, не пере­хо­дя­щая в фами­льяр­ность и попу­сти­тель­ство), забота стар­ших уче­ни­ков о млад­ших. Да, такое можно встре­тить и в хоро­шей свет­ской школе, но здесь это выте­кает из объ­еди­ня­ю­щей всех гим­на­зи­стов и учи­те­лей пра­во­слав­ной веры.

Такую атмо­сферу непро­сто создать и непро­сто под­дер­жи­вать. На это рабо­тают не столько педа­го­ги­че­ские тех­но­ло­гии, сколько соб­ствен­ная духов­ная жизнь педа­го­гов. Впро­чем, такие уж тут педа­гоги. «Здесь нет ни одного рав­но­душ­ного чело­века, — пояс­няет дирек­тор гим­на­зии Свет­лана Алек­сан­дровна Конда­кова. — Начи­ная с вах­тера и закан­чи­вая дирек­то­ром — люди, кото­рые при­шли по зову сердца. 

Мы все создаем эту атмо­сферу — но ведь сами же этой атмо­сфе­рой дышим, она нас самих укреп­ляет и питает. Да, под­час бывает тяжело. Бывают, что опус­ка­ются руки. Но потом, когда сопри­ка­са­ешься с чистыми дет­скими душами, с их непо­сред­ствен­ным вос­при­я­тием мира, вдруг снова появ­ля­ются силы. 

При­чем понятно, откуда появ­ля­ются: Гос­подь дает. То, что мы здесь делаем — мы же делаем не своей соб­ствен­ной силой. Мы так детям и гово­рим: и мы, и вы — лишь кисточка в Божьей руке». 

Гимназия действительно гарантирует
духовную безопасность ребенка?

Сто­про­цент­ную гаран­тию духов­ной без­опас­но­сти не может дать никто, в том числе и пра­во­слав­ная гим­на­зия. Но, дей­стви­тельно, в этой гим­на­зии дети духовно гораздо более защи­щены, чем их сверст­ники в обыч­ных школах. 

P1020321 700x391 - Православная гимназия: поступать или нет?
На фото из архива Семё­нов­ской гим­на­зии: В этом зда­нии гим­на­зия зани­ма­ется с 2005 года. Пона­чалу оно было совсем непри­спо­соб­лено для работы с детьми, при­шлось делать несколько ремон­тов, не пре­ры­вая при этом учеб­ного про­цесса. Сей­час здесь уют­ные каби­неты, боль­шая сто­ло­вая, спорт­зал. Есте­ственно, все это тре­бо­вало боль­ших вло­же­ний, и если бы не помощь спон­со­ров и мест­ной адми­ни­стра­ции, ничего бы этого не было.

Есть, так ска­зать, несколько уров­ней защиты. Прежде всего это, конечно, молит­вен­ная жизнь гим­на­зии — это и общая молитва перед нача­лом заня­тий, и уча­стие гим­на­зи­стов в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, испо­ведь и при­ча­стие. Да, мало­ве­ру­ю­щему чело­веку это может пока­заться наив­ным. Но, как гово­рит свя­щен­ник Сер­гий Мед­ве­дев, на про­тя­же­нии пяти лет быв­ший духов­ни­ком гим­на­зии, «не верить в силу молитвы может только тот, кто сам нико­гда все­рьез не про­бо­вал молиться».

Вто­рой уро­вень защиты — эта уже упо­ми­нав­ша­яся атмо­сфера, стиль отно­ше­ний. В этой атмо­сфере не при­жи­ва­ются гру­бость, пош­лость, рав­но­ду­шие. Те вещи, кото­рые дей­стви­тельно могут пред­став­лять духов­ную опас­ность для ребенка, оттор­га­ются самой здеш­ней сре­дой. Есте­ственно, ника­кого авто­ма­тизма тут нет, есте­ственно, бывают срывы. Были (хотя и крайне редко) слу­чаи, когда при­хо­ди­лось исклю­чать ребят, раз­ла­га­юще дей­ство­вав­ших на своих соуче­ни­ков. «Наши дети не с луны сва­ли­лись, и их не заслали к нам из парал­лель­ного мира, — гово­рит Свет­лана Алек­сан­дровна. — Со сто­роны может пока­заться, что все у нас само собой полу­ча­ется, но это не так. Тут у нас живая жизнь — не при­ду­ман­ная, не лаки­ро­ван­ная, а с боляч­ками, синя­ками, шиш­ками, со сле­зами, с болью, с потом и кровью».

И, нако­нец, тре­тий уро­вень — это вни­ма­ние педа­го­гов не только к успе­ва­е­мо­сти и пове­де­нию детей, но и к тому, что их инте­ре­сует, что вол­нует. Дети нередко при­хо­дят к духов­нику гим­на­зии свя­щен­нику Андрею Лыз­лову и рас­ска­зы­вают ему о своих про­бле­мах, сомне­ниях и недо­уме­ниях. Не на испо­веди, а про­сто как стар­шему другу. Кстати ска­зать, на уро­ках основ пра­во­слав­ной веры отец Андрей не только учит детей «тео­рии», но и посто­янно обсуж­дает с ними раз­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции, пока­зы­вает им духов­ную подо­плеку вроде бы вполне обы­ден­ных вещей, объ­яс­няет, как пра­вильно нужно дей­ство­вать в духовно опас­ных ситу­а­циях. Если у детей появ­ля­ются сомне­ния в вере (а у стар­ше­класс­ни­ков они почти все­гда появ­ля­ются, при­чем чаще всего у маль­чи­ков), то ребята не дер­жат это в себе, а при­хо­дят к духов­нику или дирек­тору, и про­ис­хо­дит подроб­ное обсуждение. 

Но ведь после тепличных условий могут быть проблемы во взрослой жизни. Как быть?

«Не стоит думать, будто наши дети рас­тут в оран­же­рее и поня­тия не имеют о том, с чем им при­дется столк­нуться во взрос­лой жизни, — гово­рит свя­щен­ник Сер­гий Мед­ве­дев. — Мы на них розо­вые очки не наде­ваем. Но самое глав­ное — тот опыт любви, дружбы, дове­рия, искрен­но­сти, кото­рый полу­чают здесь школь­ники, не рас­слаб­ляет, а наобо­рот, укреп­ляет их. Это духов­ная закалка. Сам я вырос в семье хоть и неве­ру­ю­щей, но очень доб­рой, теп­лой. И когда, уже будучи взрос­лым, попал в тяже­лей­шую жиз­нен­ную ситу­а­цию, именно этот опыт любви, полу­чен­ный в семье, помог мне высто­ять. Тем более это каса­ется наших гим­на­зи­стов, потому что они ведь здесь полу­чают еще и под­питку бла­го­да­тью Божией, и в дет­ской душе это остается».

При­мерно об этом же гово­рит и отец Андрей Лыз­лов: «Да, дей­стви­тельно, у мно­гих выпуск­ни­ков воз­ни­кает раз­дво­ен­ность, когда им при­хо­дится делать нрав­ствен­ный выбор. То есть про­ис­хо­дит внут­рен­няя духов­ная борьба, и ребята должны иметь опыт такой борьбы. Если такой опыт есть — а мы этому учим! — то потом им ста­но­вится гораздо легче при­ме­нить его к реше­нию внеш­них про­блем. Когда в сердце бла­го­дать, кото­рую доби­ва­ешься тру­дом, то легче бороться и с внеш­ними искушениями».

imgp0312 700x467 - Православная гимназия: поступать или нет?
На фото автора: Один­на­дца­ти­класс­ники пере­хо­дят для заня­тий в дру­гой каби­нет, но по пути обсуж­дают что-то с отцом Андреем (помимо того, что он духов­ник гим­на­зии, он ещё и класс­ный руко­во­ди­тель 11 класса).

Это под­твер­жда­ется прак­ти­кой. У выпуск­ни­ков гим­на­зии (а пер­вый ее выпуск состо­ялся в 2011 году) по-раз­ному скла­ды­ва­ется сту­ден­че­ская жизнь. Напри­мер, пер­во­курс­нику Ниже­го­род­ской меди­цин­ской ака­де­мии Дмит­рию Дау­тову пона­чалу при­шлось нелегко. Одно­курс­ники в штыки при­няли его рели­ги­оз­ность, посто­янно под­ка­лы­вали вопро­сами о вере. «Часто при мне захо­дили раз­го­воры о Церкви, и я видел, что, несмотря на все их нападки и заблуж­де­ния, ребя­там на самом деле это инте­ресно. Сперва их вопросы ста­вили меня в тупик, и чтобы отве­тить пра­вильно, мне при­шлось допол­ни­тельно читать, кон­суль­ти­ро­ваться и с отцом Андреем, и с дру­гими зна­ко­мыми свя­щен­ни­ками. В итоге нападки пре­кра­ти­лись, и более того — меня начали обе­ре­гать, как ком­нат­ное рас­те­ние. До поступ­ле­ния взрос­лые меня пре­ду­пре­ждали, чтобы не ходил на тусовки, дис­ко­теки, но, к моему удив­ле­нию, никто из одно­курс­ни­ков меня туда и не звал. Одна­жды я спро­сил: почему? И мне отве­тили: мы же пони­маем, что тебе этого не нужно».

Однако бывают ситу­а­ции и гораздо более слож­ные, чем у Дмит­рия. Так, напри­мер, одному из выпуск­ни­ков, кур­санту Ака­де­мии МВД при­шлось выдер­жать тяже­лей­шее дав­ле­ние ате­и­сти­че­ски настро­ен­ных пре­по­да­ва­те­лей, вплоть до того, что с него пыта­лись сорвать крест. Парень выдер­жал, не сло­мался, но можно пред­ста­вить, насколько ему было трудно.

А вот выпуск­нице про­шлого года Ксе­нии Брус­ни­ки­ной, сту­дентке исто­рико-фило­ло­ги­че­ского факуль­тета Шуй­ского фили­ала Ива­нов­ского педа­го­ги­че­ского уни­вер­си­тета, повезло — боль­шин­ство ее сокурс­ни­ков веру­ю­щие, каких-либо тре­ний на рели­ги­оз­ной почве не воз­ни­кает. Впро­чем, и ей при­хо­ди­лось в дет­стве стал­ки­ваться с непо­ни­ма­нием сверст­ни­ков из свет­ских школ. «Меня, когда была малень­кой, зна­ко­мые ребята обзы­вали монаш­кой, и тогда это очень заде­вало. Сей­час бы меня так назвали, я бы вос­при­няла как комплимент».

Есть ли причины не отдавать ребенка в гимназию?

Да, такие при­чины есть. Это рав­но­ду­шие роди­те­лей к вере. В пер­вые годы Семе­нов­ской гим­на­зии под­час туда отда­вали детей из неве­ру­ю­щих семей — из тех сооб­ра­же­ний, что там высо­кий уро­вень обу­че­ния и хоро­шая мораль­ная обста­новка. Но рано или поздно начи­на­лись про­блемы — когда гим­на­зия и семья тянули ребенка в раз­ные сто­роны. Гим­на­зия пыта­лась вос­пи­ты­вать его в пра­во­слав­ной вере, наста­и­вала на посе­ще­нии храма, соблю­де­нии постов — а роди­тели счи­тали все это необя­за­тель­ной бла­жью. Или, ска­жем, в гим­на­зии пыта­лись при­учить ребенка к чест­но­сти, а дома он посто­янно был сви­де­те­лем того, как роди­тели врут друг другу и посто­рон­ним. Или, напри­мер, гим­на­зия нетер­пима к сквер­но­сло­вию — а в семье это обыч­ное дело. Когда воз­ни­кают такие про­ти­во­ре­чия, то у ребенка про­ис­хо­дит тяже­лый внут­рен­ний кри­зис. Когда ста­но­вится невоз­мож­ным дове­рять и роди­те­лям, и учи­те­лям, то ребе­нок может впасть в депрес­сию, а может вообще пере­стать верить взрос­лым, пытаться ими манипулировать.

Именно поэтому в Семе­нов­ской гим­на­зии почти все уче­ники — из воцер­ко­в­лен­ных семей, где роди­тели не только на сло­вах, но и на деле готовы при­дер­жи­ваться общего с гим­на­зией под­хода к вос­пи­та­нию. Эта система вос­пи­та­ния стро­ится на Пра­во­сла­вии и под­ра­зу­ме­вает вза­и­мо­дей­ствие с роди­те­лями. Если же роди­те­лям Пра­во­сла­вие не нужно, то лучше, навер­ное, не отда­вать ребенка в пра­во­слав­ную школу.

А кто там работает? Священники?

Среди пре­по­да­ва­тель­ского состава всего лишь один свя­щен­ник. Это духов­ник гим­на­зии отец Андрей Лыз­лов, кото­рый уже один­на­дца­тый год ведет здесь уроки физ­куль­туры. Он про­фес­си­о­наль­ный учи­тель физ­куль­туры, еще в совет­ское время закон­чил Горь­ков­ский педа­го­ги­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «физи­че­ская куль­тура». В гим­на­зию его при­гла­сил в 2006 году ее осно­ва­тель и пер­вый духов­ник, про­то­и­е­рей Игорь Иудин. А свя­щен­ни­ком отец Андрей стал срав­ни­тельно недавно, три года назад.

Все осталь­ные учи­теля гим­на­зии — миряне. Все они имеют про­филь­ное обра­зо­ва­ние. Дирек­тор гим­на­зии, Свет­лана Алек­сан­дровна, пре­по­дает с 1990 года, по спе­ци­аль­но­сти — учи­тель мате­ма­тики. Дирек­то­ром пра­во­слав­ной гим­на­зии стала в 2007 году, а до того рабо­тала заву­чем в сель­ской школе.

Правда ли, что в гимназии дети живут как в армии, по строгому монастырскому уставу?

Нет, неправда. Во-пер­вых, гим­на­зия — не закры­тое учеб­ное заве­де­ние, дети там учатся и зани­ма­ются в раз­лич­ных круж­ках и сек­циях, но не живут. Во-вто­рых, в плане тре­бо­ва­ний дис­ци­плины там нет осо­бых отли­чий от обыч­ной школы. Разве что перед нача­лом заня­тий про­хо­дит общая молитва. Да, чтобы не опоз­дать на молитву, детям при­хо­дится чуть раньше выхо­дить из дома, чем если бы им надо было успеть к звонку на пер­вый урок. «Но они не вос­при­ни­мают это как про­блему, — пояс­няет отец Андрей Лыз­лов. — Напро­тив, участ­вуя в этой молитве, они ощу­щают свое един­ство и друг со дру­гом, и с учи­те­лями, при­чем един­ство в самом глав­ном — в пред­сто­я­нии перед Гос­по­дом». Что же каса­ется тре­бо­ва­ний дис­ци­плины, то, как гово­рит Свет­лана Алек­сан­дровна, «дети пре­красно пони­мают, что эти тре­бо­ва­ния разумны, что они нужны для под­дер­жа­ния того, ради чего они с такой охо­той сюда при­хо­дят — теп­лой атмосферы».

IMG 6340 700x1018 - Православная гимназия: поступать или нет?
На фото из архива Семё­нов­ской гим­на­зии: 2009 год. Сорев­но­ва­ния по спор­тив­ной гим­на­стике. Учи­тель физ­куль­туры и тре­нер Андрей Лыз­лов (за три года до рукоположения).
Впро­чем, нару­ше­ния порой слу­ча­ются, дети есть дети. Но ника­ких спе­ци­фи­че­ских «пра­во­слав­ных нака­за­ний» тут нет. Про­сто нару­ши­те­лям объ­яс­няют, что они неправы, что так нельзя. «При­чем бывает и так, — рас­ска­зы­вает Свет­лана Алек­сан­дровна, — что подоб­ное сло­вес­ное вну­ше­ние делают стар­шие ребята млад­шим, и это дей­ствует очень сильно. Не потому, что млад­шие боятся агрес­сии стар­ших, а потому, что боятся упасть в их глазах».

Что там с оценками и экзаменами?

Оценки в гим­на­зии ста­вят честно, не «рисуют», как это ино­гда бывает в мас­со­вых шко­лах. И при этом каче­ство обу­че­ния очень высо­кое, что на про­тя­же­нии мно­гих лет под­твер­жда­ется успе­хами гим­на­зи­стов на раз­ных олим­пи­а­дах, от рай­он­ного до все­рос­сий­ского уровня.

Один­на­дца­ти­класс­ники успешно сдают ЕГЭ, при­чем пока­за­тели по всем пред­ме­там здесь выше обще­рос­сий­ских. Но сдача ЕГЭ не явля­ется для педа­го­гов само­це­лью. Здесь нет ника­кого «натас­ки­ва­ния» на тесты, здесь пер­вично полу­че­ние зна­ний, а не их кон­троль. И уж, конечно, здесь не пыта­ются внед­рить тесто­вые мето­дики в началь­ные классы, как это порой бывает в мас­со­вых школах.

Куда потом деваться ученикам? В семинарии?

Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство уче­ни­ков посту­пает в свет­ские вузы. Кстати, на сайте гим­на­зии при­во­дится инфор­ма­ция за каж­дый год, начи­ная с 2011, по каж­дому выпуск­нику, куда он посту­пил. К при­меру, в 2015 году ребята посту­пали в Ниже­го­род­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет имени Лоба­чев­ского, Ниже­го­род­скую меди­цин­скую ака­де­мию, Ниже­го­род­ский госу­дар­ствен­ный линг­ви­сти­че­ский уни­вер­си­тет имени Доб­ро­лю­бова, Ниже­го­род­ский педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет имени Минина, Выс­шую школу эко­но­мики, Санкт-Петер­бург­ский уни­вер­си­тет куль­туры, Рязан­ское выс­шее военно-десант­ное учи­лище, Ниже­го­род­ский тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет, Шуй­ский педа­го­ги­че­ский инсти­тут. И все — на бюджет.

Попасть в гимназию очень сложно?

Да, попасть в гим­на­зию сложно. И не только потому, что туда ста­ра­ются при­ни­мать только детей из воцер­ко­в­лен­ных семей, при­чем с пер­вого класса, но и потому, что суще­ствуют пре­дель­ные нормы напол­ня­е­мо­сти клас­сов и при всем жела­нии педа­го­гов нельзя взять детей больше, чем поло­жено. То есть про­сто нет мест, и осво­бож­да­ются они крайне редко. Впро­чем, ино­гда бывает, что дети посту­пают в гим­на­зию со сто­роны. При этом им под­час не только сложно попасть, но и сложно учиться, потому что тре­бо­ва­ния здесь высо­кие, уро­вень обу­че­ния гораз­до выше, чем в сред­нем по городу. Один шести­класс­ник, к при­меру, рас­ска­зал, что помо­гает делать уроки сво­ему другу-семи­класс­нику из обыч­ной школы и это не достав­ляет ему осо­бых трудностей.

Кстати, у мно­гих гим­на­зи­стов есть дру­зья из обыч­ных школ, кото­рые меч­тают попасть в гимназию.

Чем провинциальная гимназия отличается от столичной?

«С одной сто­роны, — гово­рит Свет­лана Алек­сан­дровна, — в нашем под­ходе к обу­че­нию и вос­пи­та­нию нет ничего уни­каль­ного. Мы строим свою работу на пра­во­слав­ном пони­ма­нии лич­но­сти, а Пра­во­сла­вие не бывает “семе­нов­ским” или “мос­ков­ским”. С дру­гой — дей­стви­тельно есть спе­ци­фика, свя­зан­ная с тем, что Семе­нов — неболь­шой город. Во-пер­вых, у нас в гим­на­зии дети про­во­дят почти весь день, после уро­ков у них раз­ные кружки, сек­ции. И дело даже не в том, что в Семе­нове кроме как к нам ребенку пойти некуда. Есть досу­го­вые цен­тры, кружки и сек­ции. Но только в гим­на­зии вся эта дея­тель­ность опи­ра­ется на креп­кий пра­во­слав­ный фун­да­мент и не под­да­ется пош­лым и цинич­ным про­яв­ле­ниям совре­мен­ной мас­со­вой куль­туры. И поверьте, роди­тели очень хорошо видят эту раз­ницу. Во-вто­рых, в сто­лич­ных гим­на­зиях обу­че­ние доста­точно часто бывает плат­ным. У нас же оно бес­платно, роди­тели опла­чи­вают только пита­ние детей и гим­на­зи­че­скую форму. Для неболь­шого города, где у боль­шин­ства людей доходы несо­по­ста­вимы со сто­лич­ными, это очень суще­ственно. А в‑третьих, поскольку город неболь­шой, то мы тут чаще всего друг друга знаем и помимо гим­на­зии, поэтому рабо­тают нефор­маль­ные связи между учи­те­лями, уче­ни­ками и их роди­те­лями, и это спо­соб­ствует уста­нов­ле­нию пра­виль­ных чело­ве­че­ских отношений». 

К этому можно доба­вить еще одно наблю­де­ние. В неболь­шом городе пра­во­слав­ная гим­на­зия — явле­ние замет­ное, она не только зани­ма­ется обу­че­нием и вос­пи­та­нием своих уче­ни­ков, но и ста­но­вится куль­турно-духов­ным цен­тром для всего города, она, если можно так ска­зать, задает куль­тур­ную повестку. К при­меру, про­во­дятся в Семе­нове кон­церты клас­си­че­ской музыки — и туда при­хо­дит почти вся гим­на­зия: уче­ники, учи­теля, роди­тели уче­ни­ков. А вслед за ними — их зна­ко­мые, соседи, кол­леги… Или взять окруж­ной кон­курс «Уче­ник года», в кото­ром гим­на­зия участ­вует уже три года (и гим­на­зи­сты ста­но­вятся побе­ди­те­лями и при­зе­рами). «Если в пер­вый год, — рас­ска­зы­вает Свет­лана Алек­сан­дровна, — выступ­ле­ния дру­гих школ были зача­стую пош­ло­ваты и без­вкусны, а гим­на­зи­сты дер­жали высо­кую марку нрав­ствен­но­сти и тон­кого юмора, то уже через год уро­вень выступ­ле­ния школ заметно повы­сился».

Десять лет спустя

Razvorot 700x467 - Православная гимназия: поступать или нет?В 2007 году «Фома» опуб­ли­ко­вал очерк о Семе­нов­ской пра­во­слав­ной гим­на­зии. Уже в те вре­мена пра­во­слав­ные гим­на­зии не были какой-то экзо­ти­кой, но наш выбор пал именно на нее — потому что она создана в неболь­шом городе. А в неболь­шом городе пра­во­слав­ная гим­на­зия ста­но­вится чем-то боль­шим, нежели про­сто еще одно учеб­ное заве­де­ние. Она вызы­вает инте­рес у насе­ле­ния, ведь ее уче­ники — это чьи-то дру­зья, чьи-то соседи. А роди­тели гим­на­зи­стов — это чьи-то сослу­живцы, и, есте­ственно, захо­дят раз­го­воры… К тому же на базе гим­на­зии дей­ствуют раз­лич­ные кружки, сек­ции, сту­дии — и туда могут ходить не только гим­на­зи­сты, но и дети со сто­роны. Гим­на­зия может устра­и­вать раз­ные куль­тур­ные меро­при­я­тия — и их посе­щают мест­ные жители. Сло­вом, здесь она задает куль­тур­ную повестку. А если гово­рить о пра­во­слав­ном мис­си­о­нер­стве, то уже само при­сут­ствие пра­во­слав­ной гим­на­зии в жизни неболь­шого города, где все друг друга знают, — это очень дей­ствен­ная форма миссии.

Очерк вышел давно, с тех пор мно­гое изме­ни­лось и в мире, и в стране, и в цер­ков­ной жизни. И нам стало инте­ресно, а что же про­ис­хо­дит с Семе­нов­ской гим­на­зией? Оправ­да­лись ли наши ожи­да­ния? Уда­лось ли сохра­нить ту атмо­сферу, кото­рая была десять лет назад?

На этот счет были опа­се­ния. Во-пер­вых, десять лет — боль­шой срок для соци­ально-педа­го­ги­че­ского про­екта, мы знаем немало при­ме­ров, когда начи­на­ния, воз­нес­ши­еся мощно, спу­стя какое-то время уга­сали. Во-вто­рых, в 2007 году в гим­на­зии сме­ни­лось руко­вод­ство, и непо­нятно было, что там про­ис­хо­дит сей­час. Поэтому-то и решили снова при­е­хать и посмот­реть сво­ими глазами.

Что ж, ока­за­лось, что за десять лет и впрямь изме­ни­лось мно­гое — но это пози­тив­ные изме­не­ния. Лучше стало с финан­си­ро­ва­нием, пол­но­стью отре­мон­ти­ро­вали зда­ние, собран силь­ный пре­по­да­ва­тель­ский состав. Если в 2006 году самым стар­шим гим­на­зи­стам было по 12–13 лет, то сей­час уже про­шло пять выпус­ков, и резуль­таты экза­ме­нов, резуль­таты поступ­ле­ния в вузы впе­чат­ля­ю­щие. Авто­ри­тет гим­на­зии в Семе­нове по-преж­нему очень высок, туда мно­гие хотят попасть.

А самое глав­ное — сохра­ни­лась атмо­сфера. Здесь все так же нефор­мально тепло, здесь уче­ники и учи­теля дове­ряют друг другу, здесь дети учатся не только спря­гать гла­голы и решать урав­не­ния, но и быть пра­во­слав­ными. Не по форме, а по сути.

КАПЛАН Вита­лий
foma.ru

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки