Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?

Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?

(2 голоса5.0 из 5)

Мамы знают: в  четы­рех сте­нах мед­учре­жде­ния дети  быст­рее не выздо­рав­ли­вают – ханд­рят от непо­движ­но­сти и дефи­цита любви близ­ких.  В боль­нице ребе­нок ото­рван от семьи, при­выч­ного круга обще­ния, образа жизни. Грустно, но пере­но­симо. Но есть вещи, кото­рые опасно тер­петь – напри­мер, когда  боль­нич­ная хандра пере­хо­дит  в  гос­пи­таль­ный синдром.

Заберите меня отсюда!

IMG 6873 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?Каж­дый вто­рой роди­тель, пожа­луй, бывал в такой стрес­со­вой ситу­а­ции. Пред­ставьте, что ваше боля­щее чадо печально машет ладо­шкой из закры­того боль­нич­ного окна, дру­гой  пятер­ней раз­ма­зы­вая по лицу круп­ные слезы: отде­ле­ние закрыто, в зда­нии каран­тин, в палату не пус­кают, – а вы сто­ите за стек­лом в пол­ном бес­си­лии и болью в сердце от этого зре­лища. Правда, вы как разум­ные мама с папой пре­красно пони­ма­ете: нельзя пре­ры­вать лече­ние, поэтому забрать свое дитя домой нельзя,  попасть к нему – тоже, оста­ется стис­нуть зубы и ждать выписки.

Правда, взрос­лые аргу­менты не дей­ствуют на малы­шей, запер­тых в душ­ном боль­нич­ном про­стран­стве. Ведь в боль­нице, невзи­рая на недо­мо­га­ние, от них тре­буют черес­чур  много – строго соблю­дать режим дня и гиги­ены, не пла­кать во время про­це­дур, тер­пе­ливо пере­но­сить все вра­чеб­ные мани­пу­ля­ции и покорно при­ни­мать дале­кую от домаш­ней пре­ле­сти боль­нич­ную еду… Одним сло­вом, быть душевно силь­ными, когда душев­ных сил не хва­тает, а оди­но­че­ство и уяз­ви­мость пере­жи­ва­ются очень остро.

Боль­нич­ный стресс для ребенка, осо­бенно домаш­него – это вполне нор­мально, тем более, если его основ­ное забо­ле­ва­ние серьез­ное, и он вынуж­ден про­ве­сти в палате без  роди­те­лей не неделю и не две, а несколько меся­цев. Важно не упу­стить опас­ный момент, когда стресс может перейти в син­дром, а он, в свою оче­редь, стать сопут­ству­ю­щим диагнозом.

Опасная «безмамность»

Как появ­ля­ется боль­нич­ный (гос­пи­таль­ный) син­дром, в чем его при­чина и чем он опа­сен? Спе­ци­а­ли­сты опре­де­ляют  дет­ский гос­пи­та­лизм как целый спектр пси­хо­ло­ги­че­ских и  физи­че­ских нару­ше­ний,  глав­ная при­чина кото­рых  не так очевидна.

Ока­зы­ва­ется, что это вовсе не страх перед злой мед­сест­рой и уко­лами или боязнь дис­ци­плины. Это ото­рван­ность ребенка от мамы. Эту связь в отно­ше­нии состо­я­ния малень­ких паци­ен­тов, дли­тельно нахо­дя­щихся в боль­нице, уста­но­вил пси­хо­ана­ли­тик Рене Шпиц еще в 1945 году, он же  ввел поня­тие гос­пи­таль­ного синдрома.

Осо­бенно серьезно он про­яв­ля­ется у малы­шей до трех лет, у кото­рых «пупо­вина с мамой» еще очень креп­кая – малыш и мать тесно свя­заны и душевно, и физи­че­ски, а вот  своих адап­та­ци­он­ных ресур­сов у ребенка пока маловато.IMG 6766 300x225 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?

Чем меньше ребе­нок, тем чаще в его взрос­ле­нии про­ис­хо­дят воз­раст­ные кри­зисы, кото­рые  в обыч­ных усло­виях раз­ви­тия (дома с роди­те­лями) он бла­го­по­лучно пере­рас­тает. Но если такой кри­зис – трех, семи лет, под­рост­ко­вого пубер­тат­ного воз­раста –  (или напро­тив, сен­зи­тив­ный период – бла­го­при­ят­ное время для раз­ви­тия уме­ний и навы­ков) при­хо­дится на время в боль­нице, то ребе­нок может пере­жи­вать силь­ные пси­хо­ло­ги­че­ские пере­грузки. А зна­чит, так и жди «подар­ков» на фоне неустой­чи­вых эмо­ций: капри­зов и слез, нерв­ных сры­вов,  пло­хих сюр­при­зов в пове­де­нии и даже тор­мо­же­ния в раз­ви­тии.

Все эти про­яв­ле­ния – яркие при­знаки депри­ва­ции (боль­шой неудо­вле­тво­рен­но­сти в обще­нии, роди­тель­ской ласке и дру­же­ском тепле). Без любви, заботы, пони­ма­ния и еже­днев­ных эмо­ци­о­наль­ных кон­так­тов с мамой малыш не чув­ствует себя в без­опас­но­сти и теряет почву под ногами.

«Оторвали от груди»

У состо­я­ния есть и край­ние про­яв­ле­ния (изо­ля­ция и сепа­ра­ция). Стра­да­ние без мамы  на про­фес­си­о­наль­ном языке назы­ва­ется сепа­ра­цией и насту­пает при дли­тель­ном нахож­де­нии дитя без матери. А когда ребе­нок лежит один в палате  из-за неуста­нов­лен­ного инфек­ци­он­ного диа­гноза почти в пол­ной изо­ля­ции, изредка видя не очень-то раз­го­вор­чи­вых  мед­ра­бот­ни­ков, он может замкнуться и ино­гда даже пере­стает гово­рить, теряет аппе­тит и инте­рес к жизни. Ока­зы­ва­ется, что син­дром Маугли (пол­ное отсут­ствие ком­му­ни­ка­ции у детей) имеет схо­жую природу.

Научно дока­зано и обос­но­вано, что тес­ный кон­такт с мате­рью очень мно­гое дает для пра­виль­ного пси­хи­че­ского раз­ви­тия  малыша. И что боль­нич­ный син­дром у детей мла­ден­че­ского воз­раста по своим про­яв­ле­ниям очень сильно напо­ми­нает то, что пере­жи­вают малыши в дет­ском доме – син­дром сирот­ства.

И вот нагляд­ный при­мер. До  полу­года мла­денцы без попе­че­ния роди­те­лей раз­ви­ва­ются обычно. Но потом про­ис­хо­дит  нечто, с меди­цин­ской точки зре­ния необъ­яс­ни­мое: раз­ви­тие при­оста­нав­ли­ва­ется, навыки малыша словно бы уга­сают. Дети пере­стают гулить и пол­зать, сидеть и улы­баться, они часто в пло­хом настро­е­нии – вялые или наобо­рот гипе­р­ак­тив­ные, бры­ка­ются, сучат руч­ками и нож­ками, теряют сон и аппе­тит и стре­ми­тельно теряют хорошо набран­ный вес.

Мла­денцы без мам позже своих домаш­них сверст­ни­ков  начи­нают сто­ять и ходить,  про­из­но­сить слоги и пер­вые слова. Они агрес­сивно реа­ги­руют на пред­ло­же­ние пооб­щаться, долго не справ­ля­ются со своей гиги­е­ной, не знают, что делать с игруш­ками, а вме­сто пер­вого слова «мама» про­из­но­сят меж­до­ме­тия или слова-тре­бо­ва­ния. Выс­шие эмо­ции на всю жизнь оста­ются  у них недо­раз­ви­тыми – дети без мамы испы­ты­вают про­блемы в обще­нии, затруд­ня­ются, когда нужно кому-то сопе­ре­жи­вать и сочувствовать.

Надолго остав­лен­ные без матери дети груд­ного воз­раста в боль­нице имеют  схо­жие про­блемы. Их раз­ви­тие начи­нает давать сбои. Но, что уди­ви­тельно, как только мама появ­ля­ется рядом, всё посте­пенно при­хо­дит в норму.

Не мешайте привыкать

Про­яв­ле­ния  стресса при отрыве от мамы в боль­нич­ных усло­виях у всех детей раз­ные. Это зави­сит от мно­гих вещей: воз­раста, пола, осо­бен­но­стей харак­тера, пси­хо­ло­ги­че­ского склада, тем­пе­ра­мента. Но основ­ные моменты все-таки схожи.

Пер­вое, что про­ис­хо­дит, когда ребенка без роди­те­лей кла­дут в боль­ницу – это про­тест и соот­вет­ству­ю­щее про­тестное пове­де­ние. Новый малень­кий паци­ент может замкнуться, оби­деться на маму, что «не защи­тила», не насто­яла, чтобы и ее поло­жили в палату вме­сте с ним, «надуться» на вра­чей, резко и надолго замол­чать. А может, наобо­рот, бурно выра­жать нега­тив­ные эмо­ции, кри­чать и плакать.

В самые пер­вые часы в своей палате малыш или лежит носом в стену, или  ходит из сто­роны в сто­рону в замкну­том про­стран­стве, либо наобо­рот поры­ва­ется уйти ото всех, отка­зы­ва­ется от обеда, ломает чужие игрушки и далеко забра­сы­вает свои.

Дальше (и это вто­рой этап) насту­пает неболь­шое есте­ствен­ное  нерв­ное исто­ще­ние (у каж­дого ребенка про­яв­ля­ется в раз­ной сте­пени). Малыш обес­си­лен и разо­ча­ро­ван, устал и апа­ти­чен, со сверст­ни­ками не желает зна­ко­миться, не играет. Он сидит или лежит на месте и пыта­ется понять, что с ним про­изо­шло – его  все забыли, пре­дали или все-таки все идет как надо? В этот момент не мешайте ему при­вы­кать, не рас­стра­и­вайте сво­ими эмо­ци­ями по поводу его здо­ро­вья и лиш­ними звонками.

Затем малень­кий паци­ент начи­нает при­вы­кать и адап­ти­ро­ваться к новому поло­же­нию вещей (и это тре­тий этап), втя­ги­ва­ется в рас­по­ря­док дня. Ино­гда раз­ме­рен­ность боль­нич­ных буд­ней не только  угне­тает его, но словно бы и уте­шает, успо­ка­и­вает. Она выстра­и­вает его время и отвле­кает от печаль­ных раздумий.

Вы уди­ви­тесь, если, придя в выход­ной день, уви­дите, что часами ждав­ший вас у окна малыш не бежит и не бро­са­ется на шею, а  вскоре пово­ра­чи­ва­ется к вам спи­ной, спо­койно берет ложку и вме­сте с осталь­ными идет в сто­ло­вую. Не думайте, что он оби­жен и не счи­тайте его пове­де­ние неадек­ват­ным. Про­сто теперь, когда его жизнь только вошла в спо­кой­ное русло, черес­чур силь­ные эмо­ции могут его ранить.

Вклю­чился защит­ный адап­та­ци­он­ный меха­низм, и он по инер­ции совер­шает при­выч­ные дей­ствия: час дня, его позвали на обед, и даже если будет извер­же­ние вул­кана, все равно надо идти. Ведь он хоро­ший маль­чик, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ный, воле­вой. Сколько он тут всего пере­жил и не сло­мался. Смот­рите, роди­тели, вос­хи­щай­тесь, он заслу­жил! И это – вполне обыч­ный сце­на­рий нор­маль­ного про­те­ка­ния боль­нич­ной жизни. И даже не гос­пи­таль­ный син­дром, а про­сто привыкание.

«Страшный» и плюшевый 

Но есть и дру­гой вари­ант, когда адап­та­ция затя­ги­ва­ется и про­хо­дит с тру­дом: ребе­нок пла­чет и посто­янно мешает дру­гим детям, про­яв­ляет агрес­сию,  ведет себя вызы­ва­юще, не выпол­няет тре­бо­ва­ния вра­чей, не отхо­дит от окна, про­дол­жает тос­ко­вать. У него снова воз­ни­кают дав­ным-давно истреб­лен­ные дома пло­хие при­вычки – дер­жать палец во рту, грызть ногти, рас­ка­чи­ваться на стуле, запус­кать пятерню в волосы и  посто­янно тере­бить края одежды. Эти  депрес­сив­ные про­яв­ле­ния, каза­лось бы, немного сни­мают его тре­вож­ность, но сами по себе они – нехо­ро­ший признак.

IMG 6977 300x236 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?Дру­гие кос­вен­ные при­знаки начи­на­ю­ще­гося депрес­сив­ного состо­я­ния – это боль­нич­ные страхи: страшно перед про­це­ду­рами, перед похо­дом в душ и туа­лет. Отчего-то страшно смот­реть на виден­ные сто раз в жизни сте­то­скоп и аппа­рат УЗИ, про­бирки лабо­ранта, очки док­тора, ведро сани­тарки. Страшно, когда при­ка­са­ются к повязке, хотя и не больно, но жут­ко­вато – вдруг что-то нару­шат, кровь пой­дет. «Страш­ными пер­со­на­жами»  ста­но­вятся даже при­выч­ные игрушки. Теперь  даже плю­ше­вые мишки напо­ми­нают лече­ние, уколы, обходы, физи­о­про­це­дуры.  Ино­гда  именно такие неяв­ные для нас визу­аль­ные и так­тиль­ные страхи в боль­нице душевно изма­ты­вают ребенка.

При таком нега­тив­ном сце­на­рии  обще­ние  с това­ри­щами по палате никак не ладится. Вроде бы и пере­ки­ну­лись сло­вами, но все не так, везде  видится под­вох, обман, все раз­дра­жает. Вот этого маль­чика сего­дня выпи­сы­вают, он ходит доволь­ный, скоро пой­дет домой, и поэтому он враг номер один и во всем виноват.

Усу­губ­ляет  состо­я­ние малыша и то, что в боль­нице нельзя бегать и шуметь, подвиж­ные игры под запре­том, его есте­ствен­ная дина­мика угне­тена и энер­гия не нахо­дит выхода.

Когда стресс пер­вых дней в боль­нице про­хо­дит, про­тест сме­ня­ется вяло­стью. Самые малень­кие паци­енты больше не пла­чут. Они бес­цельно рас­ха­жи­вают по кори­дору, не отве­чают на шутки сани­та­рок и пова­рих, не выра­жают радо­сти, когда впе­реди зама­я­чит отмена капель­ниц или выписка.

Их стар­шие  при­я­тели по несча­стью тоже не похожи на себя преж­них: они мол­чат, покорно пере­но­сят все мани­пу­ля­ции и про­це­дуры, ко всему оди­на­ково рав­но­душны. У боль­шин­ства малень­ких паци­ен­тов – осо­вев­шие сон­ные лица с полу­опу­щен­ными веками.

Вни­ма­тельно наблю­дайте за ребен­ком, ста­рай­тесь понять его душев­ное состо­я­ние и настро­е­ние, осо­бенно если вас все-таки пус­кают в палату. Вашу обос­но­ван­ную тре­вогу должно вызвать так назы­ва­е­мое «депрес­сив­ное трио»: посто­янно пло­хое настро­е­ние, скуд­ность  дви­же­ний  и «замо­ро­жен­ность» поз, очень ску­пая и отры­ви­стая невы­ра­зи­тель­ная речь люби­мого чада.

Если ребе­нок слиш­ком сильно «эко­но­мит» шаги и жесты, отго­ра­жи­ва­ется ото всех, отка­зы­ва­ется рас­ска­зы­вать о себе и совсем не ожив­ля­ется, когда вы гово­рите с ним о домаш­них делах, бабушке, дру­зьях и люби­мой собаке, то, зна­чит, вы нашли при­знаки пси­хо­со­ма­ти­че­ского рас­строй­ства, вызван­ного пре­бы­ва­нием  сво­его малыша в боль­нице. Пора рас­ска­зать об этом доктору.

И бациллы «липнут»

Муд­рый док­тор пони­мает, что раз­ви­тие гос­пи­таль­ного син­дрома не спо­соб­ствует ни хоро­шему лече­нию, ни ско­рей­шему выздо­ров­ле­нию. Он знает, что боль­нич­ный син­дром – это не каприз, воз­ве­ден­ный в сте­пень. Это серьезно.

Поэтому хоро­ший врач нор­мально отне­сется к вашим пере­жи­ва­ниям и вни­ма­тель­нее при­гля­дится к паци­енту. В его вла­сти  и ком­пе­тен­ции – назна­чить мяг­кое успо­ко­и­тель­ное, раз­ре­шить вам более частые посе­ще­ния или про­гулки в боль­нич­ном парке, и, может быть, даже отпу­стить ребенка домой под рас­писку на выходные.

Когда  гос­пи­таль­ный син­дром ста­но­вится диагнозом?

Чаще всего это слу­ча­ется, конечно, не у семей­ных дети­шек, а у детей из сирот­ских учре­жде­ний, но сирот­ство – далеко не глав­ное усло­вие раз­ви­тия синдрома.

Дол­гое по вре­мени, изма­ты­ва­ю­щее и болез­нен­ное  лече­ние (дет­ский онко­ло­ги­че­ский центр или ожо­го­вый центр, инфек­ци­он­ное или гема­то­ло­ги­че­ское отде­ле­ние) также спо­соб­ствует его развитию.

IMG 6946 262x300 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?Если про­яв­ле­ний боль­нич­ного син­дрома про­сто не заме­чать, неиз­бежны ослож­не­ния. Раз­ви­тие ребенка замед­ля­ется, он хуже рас­тет и меньше поправ­ля­ется, его имму­ни­тет сни­жен, от чего к нему быстро «лип­нут»  все  «про­ле­та­ю­щие мимо» бациллы. Нерв­ная система ста­но­вится как рас­стро­ен­ное пиа­нино – появ­ля­ются нев­розы и стран­ные про­яв­ле­ния в пове­де­нии, кото­рые можно при­нять за при­знаки аутизма. Общаться с зале­жав­шимся в боль­нице малень­ким паци­ен­том все труд­нее – он все агрес­сив­нее, тре­вож­нее, любая мелочь спо­собна выве­сти его из себя.

И все-таки, гос­пи­та­лизм – это не диа­гноз всех зале­жав­шихся в пала­тах ребят.  Диа­гноз – серьез­ная вещь, и ста­вится  он, конечно, не на осно­ва­нии пред­по­ло­же­ний мамы, а по реше­нию вра­чеб­ной комис­сии, в кото­рую вхо­дят не менее четы­рех про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов. И только если диа­гноз уста­нов­лен, паци­енту назна­чают лечение.

Лечат боль­нич­ный син­дром долго, вни­ма­тельно, под­би­рают тера­пию инди­ви­ду­ально и в ком­плексе. Чтобы устра­нить пове­ден­че­ские нару­ше­ния, пси­хо­логи  рабо­тают с ребен­ком лично, а также вклю­чают его в груп­по­вые заня­тия, в том числе с чле­нами его семьи.

Врачи ино­гда назна­чают и пре­па­раты – обще­укреп­ля­ю­щие (вита­мин­ные ком­плексы), успо­ко­и­тель­ные, улуч­ша­ю­щие мета­бо­лизм и про­цессы в голов­ном мозге (в том числе ноотроп­ные лекар­ства), физи­о­про­це­дуры, лечеб­ную физ­куль­туру и так далее.

По методу Карлсона

Как же не допу­стить раз­ви­тия син­дрома? Вра­чам – раз­ре­шить малень­кому ребенку лечиться вме­сте с мамой, а если это не воз­можно – бди­тельно наблю­дать за пациентом.

А как быть роди­те­лям малы­шей? Мамам и папам взрос­лых детей?

Гото­вый ответ, воз­можно, содер­жится в зна­ко­мой нам с пеле­нок дет­ской лите­ра­туре. Итак, обра­тимся к луч­шему дет­скому пси­хо­логу и семей­ному врачу – Карлсону.

Инте­ресно, что этот оба­я­тель­ный  швед­ский ска­зоч­ный  пер­со­наж,  люби­мый не только на своей родине в Дании,  а затем в Шве­ции и Нор­ве­гии и у нас в Рос­сии, стал одним из пер­вых попу­ля­ри­за­то­ров фило­со­фии хьюгге в нашей стране.

Прин­ципы тихой, уют­ной  и бла­го­по­луч­ной жизни, радо­сти в мело­чах, при­ят­ного вре­мя­про­вож­де­ния в кругу близ­ких и дру­же­люб­ных людей и кра­си­вых пред­ме­тов в Европе давно попу­лярны. Воз­можно, в холод­ных стра­нах, где эмо­ци­о­наль­ный фон у жите­лей сни­жен, ей при­дают даже слиш­ком боль­шое зна­че­ние. Между тем, и нам неплохо почерп­нуть из хьюгге неко­то­рые важ­ные вещи, вполне при­ме­ни­мые ради душев­ного рав­но­ве­сия зале­жав­шихся в боль­нице малень­ких пациентов.

IMG 6940 300x231 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?Напри­мер, при­дать уют тому месту, где ребе­нок нахо­дится – при­вне­сти в боль­нич­ную палату немного домаш­него тепла (малень­кую икону-скла­день, сим­па­тич­ную сал­фетку на при­кро­ват­ную тум­бочку, кар­тинку на стену над кро­ва­тью малыша). При­ве­сти в гости друга или даже весь его класс (даже если детей не пустят в палату – пома­шут в окошко, но сколько поло­жи­тель­ных эмо­ций!) При­не­сти люби­мую  ком­форт­ную одежду, ну и пусть это будет ста­рая рас­тя­ну­тая майка. Ну, и конечно, неплохо бы сде­лать то, что любая мама пони­мает и без посто­рон­них сове­тов – пере­дать чаду в боль­нице полез­ную и вкус­ную еду. При­ду­майте малень­кие сов­мест­ные радо­сти во время посе­ще­ний  ребенка – необыч­ные подарки, зани­ма­тель­ные игрушки. Если вы ока­за­лись в палате, где много дру­гих детей, и они по здо­ро­вью в состо­я­нии чем-то заняться, не упу­стите воз­мож­ность их немного рас­ше­ве­лить, поиг­райте во что-то спо­кой­ное: в  колечко, в игры-ходилки с фиш­ками. Пока­жите  всем новые смеш­ные фото­гра­фии кошки с котя­тами, рас­ска­жите весе­лую исто­рию, узнайте, как кого зовут и кому сколько лет. Сло­вом, в отно­ше­нии боль­ного ребенка лече­ние от хандры по методу Карлсона  с эле­мен­тами хьюгге – это самое то.

Обра­тимся к кры­ла­тым фра­зам и диа­ло­гам  из небезыз­вест­ного мульт­фильма:

«Я самый боль­ной в мире человек!»

«Ты зна­ешь, моя бабушка – чем­пион мира по обни­ма­ниям! Как нале­тит, как обнимет!»

«Зна­ешь что? Ты мне дол­жен стать род­ной матерью!»

– Слу­шай, а ты, по-моему, не болен!

– Нет, болен!

– Не‑а!

– Какой ты про­тив­ный! Что ж, я уже и забо­леть не могу, как все нор­маль­ные люди?

– А ты хочешь заболеть?

– А ты вот не хочешь!

– Нет…

– Нет, по-моему, ты не болен.

– Ух, какой ты гад­кий! – закри­чал Карлсон и топ­нул ногой. – Что, я уж и захво­рать не могу, как все люди?

– Ты хочешь забо­леть?! – изу­мился Малыш.

– Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высо­кой-пре­вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой. Ты при­дешь узнать, как я себя чув­ствую, и я тебе скажу, что я самый тяже­лый боль­ной в мире. И ты меня спро­сишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огром­ного торта, несколь­ких коро­бок пече­нья, горы шоко­лада и боль­шого-пре­боль­шого куля конфет!»

Или еще: «Я не согла­сен ску­чать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутер­броды с жир­ной кол­ба­сой, можно играть в «мешок», можно устро­ить поду­шеч­ную битву. Мы нач­нём с бутербродов».

Сло­вом, учи­тесь пози­тив­ному вос­при­я­тию мира у Карлсона и пере­да­вайте такое настро­е­ние детям. И не взду­майте жалеть свое чадо, при­чи­тать над его загип­со­ван­ной ногой и гово­рить, какой он (она) бед­ный и несчаст­ный – слезки в боль­нич­ной жизни у него и так нахо­дятся близко, чуть что, и он готов заре­веть у вас на плече.

Немного роди­тель­ских уси­лий – и вот, как в муль­тике: «Свер­ши­лось чудо! Наш доро­гой Карлсон теперь с нор­маль­ной тем­пе­ра­ту­рой, и ему пола­га­ется поша­лить…»

Лучик в больничных буднях

Сей­час в боль­ницы при­хо­дит много волон­те­ров, спо­соб­ных  раз­влечь и отвлечь боле­ю­щих деток, не сильно забо­тясь  при этом о нрав­ствен­ном содер­жа­нии  своих шоу и о том, что будут чув­ство­вать дети, когда кло­уны уйдут. 

Но хоте­лось бы рас­ска­зать совсем о дру­гом, инте­рес­ном и успеш­ном  опыте пре­одо­ле­ния боль­нич­ных стрес­сов и фобий от  сотруд­ни­ков дет­ской биб­лио­теки №11 из Тулы, свя­щен­ника и при­хо­жан одного из хра­мов Туль­ской епархии.

Биб­лио­те­кари со своим  куколь­ным дет­ским теат­ром «Лучик» не пер­вый год путе­ше­ствуют по раз­ным соци­аль­ным учре­жде­ниям. Ино­гда они  при­хо­дят в гости и к малень­ким паци­ен­там отде­ле­ния дет­ской травмы Ваны­кин­ской город­ской боль­ницы ско­рой меди­цин­ской помощи. Ста­ра­ются под­нять настро­е­ние боля­щим, пого­во­рив с ними о цер­ков­ных празд­ни­ках и героях ска­зок, а заодно пока­зав куколь­ный спек­такль. На встречу с  ними при­хо­дят не только малень­кие паци­енты, но и их роди­тели, и мед­пер­со­нал больницы.

IMG 6875 300x226 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?В раз­ме­рен­ной жизни трав­ма­то­ло­ги­че­ского отде­ле­ния, где каж­дый тре­тий, а то и вто­рой ребе­нок из-за  сво­его диа­гноза вынуж­ден  строго соблю­дать  постель­ный режим, при­езд театра кукол – все­гда празд­ник. Пер­вым к детям обра­ща­ется батюшка. Он  все­гда нахо­дит про­стые и необ­хо­ди­мые слова, чтобы под­дер­жать юных паци­ен­тов в их болезни, пони­мая, насколько тяжело при­хо­дится им, от при­роды подвиж­ным, долго нахо­диться в замкну­том про­стран­стве  и  быть огра­ни­чен­ными  в  движениях.

IMG 6881 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?

Твор­че­ским сотруд­ни­кам биб­лио­теки при­вычно легко собрать пере­нос­ную раеш­ную ширму, пре­вра­тив поме­ще­ние сто­ло­вой отде­ле­ния травмы в зага­доч­ное теат­раль­ное про­стран­ство. Своих зри­те­лей актеры удив­ляют выра­зи­тель­ными пер­со­на­жами, необыч­ной све­то­вой пар­ти­ту­рой и спецэффектами.

Нельзя не уди­виться и их дару в бута­фо­рии, костюме и музы­каль­ной аран­жи­ровке, напри­мер, искусно впле­тен­ной в канву дей­ствия музыке Эннио Мор­ри­коне. Тро­га­тель­ный финал «Сне­гу­рочки» в испол­не­нии «Лучика»  отли­ча­ется от тра­ди­ци­он­ного –  по вер­сии акте­ров, ее душа пре­вра­ти­лась в май­ский цве­ток – лан­дыш. И такой финал  все­гда сопро­вож­да­ется про­дол­жи­тель­ными  дет­скими  аплодисментами.

Кстати, малень­кие паци­енты дет­ской травмы ока­зы­ва­ются очень бла­го­дар­ными зри­те­лями. Несмотря на то, что оче­ред­ная ска­зоч­ная исто­рия по сюжету  всем  зна­кома, а среди зри­те­лей есть не только малень­кие дети, но и под­ростки, никто не встает и не шумит, не ухо­дит из зала, не  выра­жает недовольство.

Пик поло­жи­тель­ных эмо­ций при­хо­дится на интер­ак­тив­ную часть пред­став­ле­ния, в кото­рой  могут участ­во­вать сами юные зри­тели. Пона­чалу жела­ю­щих выйти на сцену ока­зы­ва­ется не так много, что и понятно – долго нахо­дясь в боль­нице, не похва­ста­ешься хоро­шим настро­е­нием. Но бла­го­даря уме­нию  орга­ни­за­то­ров празд­ника нахо­дить общий язык с детьми вскоре самые стес­ни­тель­ные  рас­кре­по­ща­ются, а самые арти­стич­ные с удо­воль­ствием вклю­ча­ются  в  про­цесс  репе­ти­ции  и  игры.

Пока одни из них репе­ти­руют, дру­гие тоже не ску­чают – они  участ­вуют в вик­то­рине на зна­ние дет­ских ска­зок. Ста­рые рус­ские сказки и сказки совет­ских авто­ров  хорошо знают все, поэтому все дети по ито­гам игры полу­чают неболь­шие  инте­рес­ные призы. Среди них и  осо­бенно полез­ные в долго тяну­щи­еся боль­нич­ные дни  подарки для твор­че­ства  – фло­ма­стеры, яркие линейки, цвет­ные карандаши.

Забудем  костыли!

Во время интер­ак­тив­ной части порой слу­ча­ется то, чего и не пред­ста­вишь в сте­нах боль­ницы, тем более, отде­ле­ния дет­ской трав­ма­то­ло­гии.  Быв­шие зри­тели,  сами участ­ники спек­такля  под голос чтеца сказки  берут в руки и ожив­ляют раз­но­цвет­ных пер­ча­точ­ных кукол, поза­быв на время недуги и их нера­дост­ные атри­буты – костыли, лан­геты, загип­со­ван­ные руки и ноги, кор­сеты  и  повязки. Забы­вают об этом и в зри­тель­ном зале.  Ребята-актеры смело импро­ви­зи­руют – не стес­ня­ются при­ду­мы­вать дви­же­ния и реплики в допол­не­ние к тек­сту, чем вызы­вают насто­я­щий шквал эмо­ций  от своих ровес­ни­ков, их радост­ный смех и овации.

IMG 6897 300x247 - Ребенок грустит в больнице. Как победить больничный синдром?Успо­ко­ить рас­шу­мев­шихся ребят, кото­рые так соску­чи­лись по подвиж­ным играм, при­звана заклю­чи­тель­ная часть пред­став­ле­ния – тене­вой спек­такль  о близ­ком по вре­мени цер­ков­ном празд­нике. Лица малень­ких зри­те­лей ста­но­вятся задум­чи­выми: про­ис­хо­дя­щее их тро­гает. После сказки  свя­щен­ник и актеры желают детям здо­ро­вья и раз­дают слад­кие подарки и каж­дому на память дарят белого ангела из бумаги.

Затем они обхо­дят в пала­тах тех малень­ких паци­ен­тов, кото­рым нельзя нару­шать постель­ный режим. С каж­дым из них они сер­дечно обща­ются и пере­дают пода­рок. Пер­ча­точ­ные куклы, ожи­ва­ю­щие в  руках взрос­лых, осо­бенно спо­соб­ствуют тому, что на лицах боля­щих маль­чи­шек и дев­чо­нок появ­ля­ются улыбки.

Роди­тели, лежа­щие вме­сте с малы­шами, тоже рады и бла­го­дарны – они могут узнать от свя­щен­ника важ­ную для них инфор­ма­цию, что на тер­ри­то­рии боль­ницы есть храм,  поэтому, нахо­дясь  в отде­ле­нии, можно побе­се­до­вать с батюш­кой, помо­литься о здра­вии ребенка, полу­чить свя­тую воду. Сами малень­кие паци­енты могут при­нять  цер­ков­ные таин­ства, не поки­дая своих палат.

Так что лече­ние по методу «нашего доро­гого Карлсона» вполне можно соче­тать с духов­ным про­све­ще­нием, целеб­ным для дет­ской души.

Марья Солунь

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки