С ребенком по святым местам

С ребенком по святым местам

(3 голоса4.0 из 5)

Как под­го­то­вить ребенка к путе­ше­ствию по свя­тым местам? Что ожи­дает ребе­нок от поездки, чем увлечь его в пути и как сде­лать, чтобы палом­ни­че­ство не пре­вра­ти­лось в марафон.

Бес­спорно, палом­ни­че­ство явля­ется одним из важ­ней­ших средств, с помо­щью кото­рого можно непри­метно, но дей­ственно укреп­лять в семьях бла­го­че­стие и спо­соб­ство­вать вос­пи­та­нию детей в духе веры и бла­го­го­ве­ния к святыне.

Для начала нужно опре­де­литься, поедете ли вы само­сто­я­тельно или с палом­ни­че­ской груп­пой. Для пер­вого раза стоит выбрать авто­бус­ную поездку, орга­ни­зо­ван­ную палом­ни­че­ской служ­бой или при­хо­жа­нами храма. Воз­можно, в даль­ней­шем вам захо­чется побыть в каком-либо мона­стыре подольше — помо­литься и потру­диться, и вы будете само­сто­я­тельно совер­шать эти поездки, оста­ва­ясь в той или иной оби­тели уже на несколько дней. Пер­вое палом­ни­че­ство начать можно с тех мест, кото­рые неда­леко от вас, чтобы посмот­реть, как ребе­нок пере­не­сет дорогу, понять, в какой форме он усва­и­вает новую инфор­ма­цию, как ведет  себя в новых, под­час нелег­ких быто­вых усло­виях. Как пока­зы­вает прак­тика, луч­ший воз­раст для таких путе­ше­ствий с  10 лет.

Под­го­товка к палом­ни­че­ству начи­на­ется с выбора марш­рута и заоч­ным зна­ком­ством со свя­тыми местами. Важно не столь место, куда вы соби­ра­е­тесь, а то, как вы рас­ска­жете о нем ребенку. Конечно, моно взять книгу,  про­чи­тать исто­рию места и житие свя­того, но лучше подойти нефор­мально к этому вопросу, кра­сочно рас­ска­зать о некоем вол­шеб­ном месте на земле и ска­зоч­ном путе­ше­ствии, кото­рое его ждет. Разу­ме­ется, во всем нужна мера, и не стоит делать из палом­ни­че­ства при­клю­че­ние Робин­зона Крузо. Ребе­нок дол­жен знать, что, прежде всего, путь по свя­тым местам – это не квест, а подвиг тела и души. Фор­маль­ная часть с исто­рией и био­гра­фией, так или иначе, будет доне­сена до него в рам­ках экскурсии.

Посе­ще­ние мона­сты­рей, при­кос­но­ве­ние к свя­тым мощам,  погру­же­ние в  купель, обряд елео­по­ма­за­ния  — все это бла­го­творно вли­яет на детей.  Глав­ное — чтобы палом­ни­че­ство было в радость,  чтобы в душе у ребенка оста­лись лишь луч­шие свет­лые впе­чат­ле­ния и воспоминания.

Духов­ный аспект паломничества

Ребе­нок полу­чает силу, радость духов­ную в таких поезд­ках. Но роди­те­лям сле­дует быть осмот­ри­тель­ными и осто­рож­ными. Ведь зача­стую детям сложно во всей пол­ноте понять кра­соту хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния. И если они в своем храме не при­выкли выста­и­вать всю службу, что же может про­изойти в мона­стыре! Поэтому силы детей нужно учитывать.

Выде­лим основ­ные моменты, поло­жи­тельно вли­я­ю­щие на даль­ней­шее духов­ное раз­ви­тие и воз­рас­та­ние детей после посе­ще­ния свя­тых мест:

- тер­пе­ние голода, жажды, фор­ми­рует воз­дер­жа­ние в еде и удовольствиях;

- пере­не­се­ние физи­че­ских труд­но­стей (даль­ние пешие походы, подъ­емы на горы, труд­но­сти дороги, подъем в ран­ние утрен­ние часы) спо­соб­ствует усми­ре­нию плоти и  физи­че­скому здоровью;

- испол­не­ние послу­ша­ний, раз­лич­ные житей­ские ситу­а­ции помо­гают раз­ви­тию в детях состра­да­ния и любви к ближнему;

- тре­бо­ва­ния дис­ци­плины, необ­хо­ди­мой в поездке фор­ми­рует самоконтроль;

- созер­ца­ние вели­че­ствен­ной архи­тек­туры мона­сты­рей и хра­мов при­во­дит к бла­го­го­ве­нию и осо­зна­нию вели­чия Божия;

- рас­сказы о чуде­сах и исце­ле­ниях, про­ис­хо­дя­щих в оби­тели, укреп­ляют детей в вере;

- кра­сота и бла­го­твор­ное вли­я­ние при­роды дей­ствует уми­ро­тво­ря­юще на душу ребенка и помо­гает позна­вать Бога через Его творения.

Инфор­ма­ция усва­и­ва­ется в разы лучше, если есть интерес

Любое путе­ше­ствие (и палом­ни­че­ство не исклю­че­ние)  сопря­жено с орга­ни­за­ци­он­ными момен­тами, сбо­рами, уста­ло­стью, зача­стую непред­ви­ден­ными обсто­я­тель­ствами. Риск воз­ник­но­ве­ния допол­ни­тель­ных труд­но­стей уве­ли­чи­ва­ется, если с нами едут дети. Так, с под­рост­ками одни про­блемы, с малень­кими – дру­гие.  Неко­то­рые при­дер­жи­ва­ются пра­вила: одна поездка — одно место покло­не­ния, чтобы у детей не было чув­ства пре­сы­ще­ния и переутомления.

Тру­ден путь к Богу и к свя­тым местам. Чтобы дети не ску­чали в дороге и не отвле­ка­лись на посто­рон­ние заня­тия, стоит поду­мать зара­нее, чем их занять. Напри­мер, исполь­зо­ва­ние игры в прак­тике палом­ни­че­ства поз­во­ляет озна­ко­мить детей с раз­лич­ными исто­ри­че­скими обра­зами, раз­но­об­раз­ными про­фес­си­ями и спо­со­бами вза­и­мо­дей­ствия взрос­лых друг с дру­гом. В ходе палом­ни­че­ства или после него, дошколь­ни­кам целе­со­об­разно пред­ло­жить поиг­рать в рус­ских бога­ты­рей (после рас­сказа о жизни и подви­гах Ильи Муромца), в жизнь мона­стыря (обсу­див и рас­пре­де­лив роли), в экс­кур­со­вода, кото­рый рас­ска­зы­вает малы­шам о чем-то инте­рес­ном. Обсу­див с детьми дошколь­ного воз­раста впе­чат­ле­ния об уви­ден­ном в ходе палом­ни­че­ства, лучше всего закре­пить мате­риал в игро­вой форме.

Не стоит пре­не­бре­гать и твор­че­скими про­дук­тив­ными видами дея­тель­но­сти: рисо­ва­нием, леп­кой и кон­стру­и­ро­ва­нием. Дошколь­ники с удо­воль­ствием рисуют уви­ден­ные сюжеты, они как бы еще раз пере­жи­вают в рисунке то, с чем они встре­ти­лись в реаль­ной жизни. Рису­нок поз­во­ляет, с одной сто­роны, лучше запом­нить собы­тия, свя­зан­ные с палом­ни­че­ством, с дру­гой сто­роны, в изоб­ра­зи­тель­ной дея­тель­но­сти дошколь­ник про­яв­ляет свое отно­ше­ние к уви­ден­ному, свои эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния. В рисунке ребе­нок отра­жает свое отно­ше­ние к дей­стви­тель­но­сти, в нем сразу можно уви­деть, что явля­ется глав­ным для ребенка, а что — вто­ро­сте­пен­ным. По окон­ча­нии экс­кур­сий, именно с детьми дошколь­ного воз­раста хорошо про­ве­сти заня­тие по изоб­ра­зи­тель­ной дея­тель­но­сти,  не навя­зы­вая сюжет, а лишь отча­сти направ­ляя их худо­же­ствен­ную мысль.

Время в пути, осо­бенно если оно будет довольно про­дол­жи­тель­ным, можно про­ве­сти раз­лич­ными способами:

- Можно пред­ло­жить детям всем вме­сте спеть какие-нибудь духов­ные пес­но­пе­ния или канты. Удач­ным при­ме­ром такого пес­но­пе­ния явля­ется духов­ная песня “Бла­го­дат­ный дом”. В этом пес­но­пе­нии все время повто­ря­ются одни и те же слова, при этом меня­ется только имя свя­того. Можно петь его всем вме­сте при этом по оче­реди назы­вать тех свя­тых, имена кото­рых носят при­сут­ству­ю­щие. Это пес­но­пе­ние помо­жет детям позна­ко­миться друг с дру­гом, если до этого они еще не были знакомы.

- Подоб­ным же обра­зом можно постро­ить игру в имена. Каж­дый из при­сут­ству­ю­щих назы­вает свое имя, при этом дети все вме­сте или кто-нибудь один ста­ра­ются вспом­нить и рас­ска­зать житие свя­того, имя кото­рого носит этот человек.

- Можно играть в игру “Кто пер­вый уви­дит храм”, т. е. все дети во время пути смот­рят в окно и если кто-нибудь из них видит по дороге храм, он сооб­щает об этом всем. Дальше начи­на­ется его обсуж­де­ние: кому храм по мне­нию детей посвя­щен, к какому веку отно­сится его постройка и т. д. Правда, для этой игры руко­во­ди­тель дол­жен обла­дать обшир­ными зна­ни­ями в обла­сти хра­мо­вой архи­тек­туры. Эта игра рас­счи­тана на более стар­ший воз­раст детей.

- В дороге можно читать для всей ауди­то­рии рели­ги­оз­ную лите­ра­туру, повест­ву­ю­щую об исто­рии и свя­ты­нях оби­тели, куда совер­ша­ется палом­ни­че­ство, а так же жития свя­тых свя­зан­ных с ней. К этому чте­нию можно при­вле­кать взрос­лых детей, кото­рые могут читать четко.

- Можно поста­вить для общего про­слу­ши­ва­ния какие-нибудь духов­ные пес­но­пе­ния (иеро­мо­наха Романа, Михай­ло­вых и т. п.). Обычно в кабине води­теля име­ется для этих целей магнитофон.

Для мало­цер­ков­ных детей можно предложить:

- Игра в “Ассо­ци­а­ции”. Веду­щий при­ду­мы­вает слово и гово­рит его одному из игро­ков на ухо, этот игрок, в сою оче­редь, пере­дает сле­ду­ю­щему игроку не дан­ное слово, а ту ассо­ци­а­цию, кото­рая воз­никла у него на это слово. В свою оче­редь после­ду­ю­щие участ­ники игры делают тоже самое. Послед­ний игрок ста­ра­ется уга­дать пер­во­на­чально назван­ное слово. Если он не уга­ды­вает, то нужно чтобы каж­дый в обрат­ном порядке вслух про­из­нес свою ассо­ци­а­цию, чтобы стало понятно, какое слово было при­ду­мано первоначально.

- Состав­ле­ние рас­сказа на задан­ную тему осо­бым обра­зом. Берется боль­шой чистый лист бумаги,  и после­до­ва­тельно все участ­ники пишут на листе одно пред­ло­же­ние, при этом заво­ра­чи­вают лист гар­мош­кой, чтобы после­ду­ю­щий игра­ю­щий не мог про­чи­тать преды­ду­щих пред­ло­же­ний. Когда все при­сут­ству­ю­щие зане­сут свое пред­ло­же­ние на лист, можно вслух про­чи­тать то, что из этого полу­чи­лось. Подоб­ным обра­зом можно писать стихи.

- Про­ве­де­ние вик­то­рины (хотя целе­со­об­раз­нее ее про­ве­де­ние оста­вить на обрат­ный путь, когда дети уже полу­чат опре­де­лен­ные знания).

Для детей млад­шего воз­раста можно пред­ло­жить следующее:

- Про­ве­де­ние игры “Доскажи сло­вечко”, заклю­ча­ю­щейся в вос­пол­не­нии изъ­ятого из хорошо известно сти­хо­твор­ного тек­ста слова в конце строки – рифмы. Можно отве­чать всем вме­сте, а затем пред­ло­жить более труд­ное зада­ние для инди­ви­ду­аль­ного ответа – “ кто пер­вый назовет?”

- Зага­ды­ва­ние зага­док (жизнь храма, род­ная природа).

- Чте­ние про­стых духов­ных рас­ска­зов, нрав­ствен­ных ска­зок, житий свя­тых (адап­ти­ро­ван­ных для детей).

Хорошо с детьми во время поездки про­во­дить духов­ные беседы. Темы их могут быть совер­шенно раз­лич­ными. Напри­мер, можно побе­се­до­вать о палом­ни­че­ствах и палом­ни­ках и разъ­яс­нить детям, зачем люди при­ни­мают на себя палом­ни­че­ский труд, что они наде­ются полу­чить для себя во время палом­ни­че­ства, как они совер­шают палом­ни­че­ство и т. д. Сле­дует под­ве­сти детей к само­сто­я­тель­ному выводу о важ­ность их мис­сии. Дру­гой темой для беседы может быть разъ­яс­не­ние духов­ного смысла таин­ства пока­я­ния и таин­ства при­ча­ще­ния, или беседы на нрав­ствен­ные темы, напри­мер, о послу­ша­нии. Эти беседы имеют своей целью вдох­но­вить детей на стрем­ле­ние укре­питься в  доб­ро­де­тели. Эта беседа смо­жет помочь решить неко­то­рые пове­ден­че­ские про­блемы, если тако­вые были. Если во время палом­ни­че­ства про­изо­шли какие-то инци­денты, то нужно побе­се­до­вать и об этом и пока­зать детям насколько дан­ный слу­чай согла­су­ется или не согла­су­ется с духом и целями насто­я­щей поездки.

Закреп­ле­ние материала

Для закреп­ле­ния полу­чен­ного мате­ри­ала, а также для уяс­не­ния смысла и пользы,  полу­чен­ной от про­шед­шего палом­ни­че­ства, целе­со­об­разно про­ве­сти сле­ду­ю­щие мероприятия:

- про­ве­де­ние беседы;

- оформ­ле­ние стенда, газеты, фотоальбома;

- напи­са­ние сочи­не­ний на тему вос­по­ми­на­ния о палом­ни­че­ской поездке:

- кон­курс рисунка, поде­лок, свя­зан­ных по смыслу с поездкой;

- напи­са­ние поздра­ви­тель­ных откры­ток, писем, отправ­ле­ние неболь­ших суве­ни­ров или про­дук­то­вых посы­лок насель­ни­кам монастыря;

- про­ве­де­ние викторин;

- вечер вос­по­ми­на­ний о поездке с при­гла­ше­нием роди­те­лей и гостей.

В духов­ной жизни как взрос­лого, так и ребенка не бывает мело­чей, к любому шагу на пути духов­ного роста сле­дует отно­ситься серьезно и, посе­щая свя­тые места, пом­нить: Божию помощь мы полу­чаем по нашей же вере.

Поде­ли­тесь исто­рией вашего паломничества!

 

По мате­ри­а­лам диплом­ной работы «Палом­ни­че­ство с детьми», газеты «Тро­иц­кий листок», книги Зер­че­ни­нова А. «Рас­суж­де­ние о важ­но­сти хри­сти­ан­ских путе­ше­ствий по свя­тым местам». 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки