Игры в дороге

Игры в дороге

(2 голоса3.0 из 5)

Путе­ше­ствие в авто­мо­биле или на само­лете огра­ни­чи­вает малень­кому непо­седе воз­мож­ность дви­гаться; и поскольку «дей­ство­вать» — есте­ствен­ное состо­я­ние малыша, то ему бывает так трудно уси­деть в огра­ни­чен­ном про­стран­стве, да еще «смирно». Взрос­лым при­хо­дится быть осо­бенно изоб­ре­та­тель­ными, зани­мая ум ребенка, когда его тело при­стег­нуто рем­нями безопасности.

Поэтому для того, чтобы раз­влечь малыша, возь­мите с собой в дорогу сумку, поло­жите в нее несколько малень­ких игру­шек, куклу, оде­ва­ю­щу­юся на пальцы, игру­шеч­ный само­лет, стек­лян­ную призму (кото­рая пред­на­зна­чена для детей постарше) и плейер с запи­сями несколь­ких ска­зок или песен. Чтобы содер­жи­мое сумки вызвало инте­рес ребенка, поло­жите в нее и необыч­ную игрушку — «вол­шеб­ную» гри­фель­ную доску, малень­кую доску для мела или несколько игру­шеч­ных пер­со­на­жей из ска­зок. А для детей постарше при­ду­майте про­стые «вол­шеб­ные» фокусы. Дети часто испы­ты­вают голод во время дли­тель­ных поез­док в авто­ма­шине. Чтобы они пере­стали хны­кать и каприз­ни­чать, пред­ло­жите им еду, кото­рая есть под рукой. Правда, лучше будет, если вме­сто при­выч­ных леден­цов вы возь­мете с собой паке­тики изюма, сыра, кре­ке­ров и сухих завтраков.

Путе­ше­ствие в авто­мо­биле (в авто­бусе, на корабле, в поезде, на само­лете) пред­став­ляет собой пре­крас­ную воз­мож­ность для наблю­де­ния за окру­жа­ю­щим миром. Пред­ло­жите детям опи­сать поде­тально все, что они видят, осо­бенно то, что легко можно про­пу­стить: цвет обла­ков, птиц, сидя­щих на стол­бах, длину тени в зим­ний день. При­ду­мы­вайте исто­рии о людях, еду­щих в дру­гих маши­нах, или о пеше­хо­дах. Если вам стало неин­те­ресно наблю­дать за тем, что про­ис­хо­дит сна­ружи, зай­мите ребенка играми. Советы, пред­ло­жен­ные здесь, — это то, с чего можно начать. Поста­рай­тесь при­ду­мать и дру­гие заня­тия, и, если ребенку будет инте­ресно, дорога пока­жется более короткой.

Запиши рас­сказ «на пленку»

Возь­мите с собой в машину дик­то­фон (также подой­дет и мобиль­ный теле­фон с соот­вет­ству­ю­щей функ­цией), тогда в пути ваш ребе­нок смо­жет запи­сать свой «ради­о­рас­сказ». А чтобы обес­пе­чить твор­че­ский про­цесс, сна­чала под­ска­жите место, где может про­ис­хо­дить дей­ствие, — лес или берег моря. Потом помо­гите выбрать героев рас­сказа. Можно начать так: «Одна­жды, гуляя в лесу, я уви­дела огром­ного, боль­шого и пуши­стого…», а дальше пусть ребе­нок про­дол­жит сам. При этом не забудьте вовремя вклю­чить запись. Когда малыш закон­чит свою исто­рию, выклю­чите запись и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рас­ска­зал. Если в машине несколько детей, они могут созда­вать одну общую сказку по оче­реди. Каж­дому из них надо выде­лить для рас­сказа опре­де­лен­ное время, но так, чтобы ожи­да­ние не стало утомительным.

Про­дол­жайте рас­сказ в тече­ние несколь­ких путе­ше­ствий, или каж­дый раз можно при­ду­мы­вать новый. Неко­то­рым детям нра­вится сам про­цесс — запи­сы­вать исто­рии на дик­то­фон, но потом они теряют к ним инте­рес. Дру­гие с удо­воль­ствием не раз слу­шают свои сказки перед сном или в какое-нибудь дру­гое под­хо­дя­щее время.

Эта затея семьи Шлес­син­гер может понра­виться всем, неза­ви­симо от воз­раста. Вам удастся рас­сме­шить своих пас­са­жи­ров всего лишь одной про­стой над­пи­сью «Пома­шите рукой, если вы зна­ме­ниты». Лучше ее напи­сать огром­ными бук­вами на кар­тонке или на боль­шом листе бумаги. Пусть дети дер­жат пла­кат в окне и забав­ля­ются тем, как реа­ги­руют на него окружающие.

Пер­вая Буква

Во время дол­гой поездки можно поиг­рать в «первую букву». Пред­ло­жите вашему ребенку при­ду­мать слова, кото­рые начи­на­ются с той же буквы, что и его имя. Под­ска­жите ему несколько при­ме­ров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спро­сить ее: «Как ты дума­ешь, кто такой папа? Он не жен­щина, а…» Или: «Под капо­том авто­мо­биля есть пред­мет на букву „М”, кото­рый застав­ляет машину дви­гаться. Это…». Спро­сите ее: «Кто управ­ляет поез­дом? Что ты добав­ля­ешь в сухие завтраки?»

Когда иссяк­нет запас слов на «М», можно перейти к любой дру­гой букве.

Слож­ные слова

Слова — это щед­рый дар детям. Чем богаче их сло­вар­ный запас, тем ско­рее они научатся вос­при­ни­мать слож­ные мысли и чув­ства. Огра­ни­чен­ное про­стран­ство машины может быть удоб­ным местом для игры в слова. Одна из игр, помо­га­ю­щих попол­нить сло­вар­ный запас ребенка, заклю­ча­ется в поиске слож­ных слов. По пути сле­до­ва­ния вы непре­менно встре­тите бен­зо­ко­лонку, авто­ма­шину, моло­ко­за­вод. Может быть, вы уви­дите вер­то­лет, само­лет, спорт­пло­щадку, паро­ход, само­свал, водо­пад, авто­вок­зал, аэро­порт. При этом можно пого­во­рить о том, как из двух слов обра­зу­ется одно слож­ное. Может быть, вы про­едете мимо авто­сто­янки, теле­башни, небо­скреба. Выгля­нув из окна, обра­тите вни­ма­ние детей на теле­фон­ную будку, на гру­зо­вой фур­гон, а на пере­крестке, при­тор­мо­зив, на вере­ницу машин. Затем вме­сте с детьми назо­вите их слож­ными сло­вами: теле­фон-авто­мат, гру­зо­вик, автоколонна.

Кроме слож­ных слов суще­ствуют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, когда два слова обо­зна­чают один пред­мет. Напри­мер, теле­фон­ная будка, мно­го­квар­тир­ный дом, пеше­ход­ная дорожка, мили­цей­ский пост, реклам­ная тумба. Поста­рай­тесь объ­яс­нить ребенку, что для обо­зна­че­ния этих поня­тий необ­хо­димо именно одно­вре­мен­ное упо­треб­ле­ние двух слов; нельзя, к при­меру, ска­зать только «теле­фон­ная», потому что это может быть и стан­ция, и трубка, и служба; если же оста­вить только слово «будка», то можно поду­мать и о соба­чьей. Пусть ребе­нок сам поста­ра­ется поиг­рать сло­вами, допол­няя по оче­реди первую и вто­рую части под­хо­дя­щими значениями.

Для млад­ших детей упраж­не­ние может быть попроще: попро­буйте про­из­но­сить слова по сло­гам. При этом делайте уда­ре­ние на каж­дом слоге. Пусть ребе­нок повто­ряет за вами, а затем вме­сте посчи­тайте коли­че­ство сло­гов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше сло­гов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай

Вспом­ните какое-нибудь недав­нее собы­тие, в кото­ром вы участ­во­вали вме­сте с ребен­ком: как вы наве­щали люби­мую тетю, как празд­но­вали день рож­де­ния или как ходили в мага­зин за покуп­ками. По оче­реди рас­ска­зы­вайте, что вы видели и что делали. Ваш ребе­нок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вме­сте с Крей­гом и Тод­дом в поезд». Вы добав­ля­ете: «А тетя Джейн при­го­то­вила фран­цуз­ские тосты», и еще ваш сын вспом­нит: «А ты про­лила сироп на свою блузку».

При­по­ми­найте по оче­реди как можно больше дета­лей до тех пор, пока уж совсем нечего будет доба­вить. После этого выбе­рите дру­гое событие.

Уга­дай мою песню

Напойте первую строчку песни, кото­рая навер­няка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет сле­ду­ю­щую. Если не узнает, про­дол­жайте свое заня­тие вока­лом, пока он не вспом­нит. Ребе­нок под­дер­жит вас, как только пой­мет, какую песню вы выбрали. Затем насту­пает его оче­редь про­ве­рить ваш музы­каль­ный слух.

Что я вижу?

Обра­тите вни­ма­ние ребенка на то, мимо чего вы про­ез­жа­ете. Пусть он помо­жет вам опи­сать город­ские и заго­род­ные пей­зажи, про­плы­ва­ю­щие за окном. Каким-либо воз­гла­сом отме­чайте появ­ле­ние необыч­ных пред­ме­тов, таких, как креп­ле­ние на теле­фон­ных стол­бах, машину с вмя­ти­ной, сто­я­щую на обо­чине, спор­тив­ные тапочки, вися­щие на про­во­локе, и при этом зада­вайте вопросы. Напри­мер: Давай посчи­таем, сколько детей в группе? Здесь больше ста­рых или моло­дых людей? Посмотри на дере­вья: они оди­на­ко­вые? Чем раз­ли­ча­ются? Сколько церк­вей (кафе, коров, пожар­ных стан­ций, биб­лио­тек или аптек) ты можешь насчитать?

Стар­шим детям можно задать вопросы, ответы на кото­рые тре­буют ана­лиза: «Как ты дума­ешь, почему машины нано­сят вред окру­жа­ю­щей среде?», «Почему высо­кие дома стро­ить выгод­нее?», «Чем отли­ча­ются дома в цен­тре города от домов на окраине?»

Быст­рая зарисовка

Пред­ло­жите вашему ребенку стать худож­ни­ком: пусть он нари­сует несколько кар­ти­нок, изоб­ра­жа­ю­щих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и каран­даш. Если пред­стоит дол­гая поездка, при­го­товьте несколько цвет­ных каран­да­шей, фло­ма­сте­ров или мел­ков. Неплохо было бы дер­жать в багаж­нике не только запас­ное колесо, но и блок­нот с короб­кой цвет­ных каран­да­шей, если, конечно, вашего ребенка не тош­нит в машине.

Совет путе­ше­ствен­ника

Неплохо было бы дер­жать в багаж­нике еще и пласт­мас­со­вый под­нос. Он может при­го­диться в том слу­чае, если вашего ребенка осе­нит что-нибудь напи­сать или нари­со­вать — под­нос может послу­жить хоро­шим сто­лом для рисования.

Если ваш ребе­нок усид­чив и любит ста­ра­тельно выво­дить детали на своем рисунке, рас­спро­сите его о каж­дой из них. Есть ли там дере­вья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изоб­ра­жены на кар­тинке? Однако, когда у вашего ребенка иссяк­нет тер­пе­ние или он попро­сту непо­седа, посо­ве­туйте ему во время путе­ше­ствия делать неболь­шие зари­совки уви­ден­ного: пусть на одном рисунке будут дома, на дру­гом — машины, на тре­тьем — люди, на чет­вер­том — дере­вья и небо и т. д. Если же ваш ребе­нок фан­та­зер, предо­ставьте ему воз­мож­ность поло­житься на соб­ствен­ные впе­чат­ле­ния и отра­зить их в рисунках.

Не забудьте

Даже если дорога в путе­ше­ствии была нелег­кой и вы при­е­дете поздно, не забудьте найти время, чтобы взгля­нуть на рисунки, а затем бережно отло­жите, ска­зав ребенку, что потом, дома, вы подробно рас­смот­рите их.

Хор в автомобиле

Поскольку вы едете в соб­ствен­ной «колес­нице», вы можете петь, рас­ка­чи­ва­ясь в такт мело­дии. Каж­дый выби­рает попу­ляр­ную песню, кото­рую могли бы петь все вме­сте. Если в машине несколько чело­век, то «хор» можно раз­де­лить на две или три группы. Авто­мо­биль — пре­крас­ное место, где можно научить детей пес­ням сво­его дет­ства или роди­те­лям позна­ко­миться с пес­нями, кото­рые поют в школе. Если вам нра­вятся песни из музы­каль­ных филь­мов, про­слу­ши­вайте их записи и вме­сте учите слова. Напе­вайте мело­дии из люби­мых теле­пе­ре­дач. Учите вашего ребенка пес­ням, кото­рые любите вы, и в свою оче­редь запо­ми­найте его люби­мые песни.

Совет мело­ма­нам

Если у вас в машине есть маг­ни­то­фон, поставьте записи дет­ских песен или ваших люби­мых песен и под­пе­вайте им. Конечно, можно обой­тись и сво­ими силами, а еще инте­рес­нее будет, если вы запи­шете ваше хоро­вое семей­ное исполнение.

Говори, как я

Пора­зи­тельно, какого эффекта можно достиг­нуть, про­из­нося одно и то же в раз­ной манере. Ребе­нок, изме­няя свой голос, легче усва­и­вает раз­ли­чие зву­ков. Попро­буйте так. Повто­рите алфа­вит или про­чи­тайте дет­ские стихи обыч­ным голо­сом. Затем изме­ните манеру речи: гово­рите очень быстро или очень мед­ленно, высо­ким тон­ким голо­сом или глу­бо­ким басом, посто­янно оста­нав­ли­ва­ясь на раз­ных сло­гах или делая уда­ре­ние на каж­дом тре­тьем слове и т. д. Пусть ребе­нок под­ра­жает вам, точно повто­ряя то, что слы­шит. Боль­шин­ству детей нра­вится играть в слова, изме­няя голос. Так они познают мир слов и язык. Напри­мер, про­стым изме­не­нием инто­на­ции можно дет­ский сти­шок «Мой весе­лый звон­кий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лири­че­ское сти­хо­тво­ре­ние, или как страш­ную исто­рию, или как поли­ти­че­ское воз­зва­ние. Попро­буйте декла­ми­ро­вать с фран­цуз­ским про­нон­сом, или грас­си­ро­вать по-немецки, или отры­воч­ными сло­гами подобно китай­цам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Под­бери мелодию

Попро­буйте исполь­зо­вать люби­мые мело­дии для ваших семей­ных песен. Если вы, напри­мер, едете к тете Бонни, у кото­рой есть тол­стая, пуши­стая кошка по кличке Далила, можно поза­им­ство­вать мело­дию из песни «В лесу роди­лась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полос­ках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возь­мите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы полу­чи­лась ваша соб­ствен­ная песня. Навер­ное, неко­то­рые из них вам пока­жутся забав­ными и ста­нут люби­мыми в вашей семье. Наи­бо­лее удач­ные запи­шите на дик­то­фон, чтобы не забыть их.

Печаль­ный вид

Выгля­ните в окно и посмот­рите на окру­жа­ю­щий мир кри­ти­че­ским взгля­дом. Каж­дый раз, когда кто-нибудь из вас заме­тит нечто, пор­тя­щее кра­соту пей­зажа, или вред­ное для здо­ро­вья, объ­яв­ляйте: «Загряз­не­ние» — и объ­яс­няйте, что именно. Это может быть заму­со­рен­ная улица, уду­ша­ю­щие выхлоп­ные газы гру­зо­вика, дымя­щая фаб­рика. Обсу­дите при­чину загряз­не­ния. Срав­ните сте­пень загряз­нен­но­сти в рай­о­нах, через кото­рые вы проезжаете.

Если вы горите жела­нием помочь при­роде, неплохо было бы, путе­ше­ствуя на машине, время от вре­мени делать неболь­шие оста­новки, чтобы очи­стить от мусора хотя бы те места, кото­рые пока­за­лись вам осо­бенно привлекательными.

Систе­ма­тика

Пред­ло­жите всем сидя­щим в машине наблю­дать из окна за объ­ек­тами одного вида. Это могут быть собаки, дере­вья, цветы, дорож­ные знаки, гру­зо­вики, учре­жде­ния и т.д.

Вся­кий раз, когда кто-нибудь из вас заме­чает объ­ект этого вида, он назы­вает и пока­зы­вает его. Каж­дый пыта­ется опре­де­лить его отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти. Если вы выбрали собак, необ­хо­димо уста­но­вить, какой она породы — пудель, колли или двор­няжка. Если это зда­ния, то назо­вите их назна­че­ние — биб­лио­тека, почта, боль­ница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми стар­шего воз­раста, но не менее инте­ресна она и для взрос­лых. Осо­бенно удобно в нее играть, когда машина дви­жется мед­ленно. Конечно, вам не очень-то захо­чется раз­би­раться в поро­дах собак или читать над­писи на зда­ниях, если иду­щая впе­реди машина посто­янно тор­мо­зит перед вами.

Чтобы вне­сти раз­но­об­ра­зие, можно напи­сать назва­ние выбран­ного объ­екта на бумаге в верх­ней части листка, и пусть ваш ребе­нок нари­сует внизу кар­тинку. Пред­ло­жите ему делать отметки о каж­дом виде объ­екта, кото­рый вы уви­дите. Потом можно выбрать дру­гие пред­меты для наблю­де­ния и нари­со­вать новую кар­тинку. К концу поездки вы будете знать не только коли­че­ство, но и мно­гое дру­гое о том, что вам встре­ти­лось в пути.

И все эти путе­ше­ствия оста­нутся в семей­ной памяти как «поездка с коро­вами» или «путе­ше­ствие по школам».

Эхо

Повто­рите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка посту­чать по стеклу, пощел­кать язы­ком, повто­рить один слог (ла-ла-ла), пото­пать ногой и т.д. Пусть ребе­нок вни­ма­тельно слу­шает и счи­тает, сколько раз вы это про­де­лали. Затем он дол­жен повто­рить звук, под­ра­жая вам. Потом его оче­редь изда­вать звуки, а вам нужно сосчи­тать и повто­рить их. Набе­ри­тесь тер­пе­ния, если ребе­нок делает что-то непра­вильно. Помните, что это не экза­мен на его спо­соб­но­сти, а всего лишь игра, и чем больше вы упраж­ня­е­тесь, тем лучше он ста­нет раз­ли­чать звуки.

Бабуш­кин сундук

Эта весе­лая игра укреп­ляет память и помо­гает сосре­до­то­читься. Кто-то начи­нает гово­рить нарас­пев: «Я пошел на чер­дак и нашел…» — и назы­вает любой пред­мет, какой захо­чет. Это может быть реаль­ная вещь, а может быть и выду­ман­ная. Напри­мер: «Я пошел на чер­дак и нашел фио­ле­то­вую собаку в жел­тую полоску (или под­вод­ную лодку, пла­ва­ю­щую вверх дном, золо­тые кар­ман­ные часы, трех мар­сиан, одно­ру­кую куклу)».

Вто­рой повто­ряет: «Я пошел на чер­дак и нашел…» При этом он дол­жен назвать пред­мет, кото­рый выбрал пер­вый участ­ник игры и доба­вить свой, про­дол­жая рас­сказ. И дальше каж­дый сле­ду­ю­щий игрок повто­ряет все, что было ска­зано преды­ду­щим, и при­бав­ляет свое. Посчи­тайте, сколько пред­ме­тов вы можете запом­нить в после­до­ва­тель­но­сти к моменту завер­ше­ния игры.

Раз­но­вид­ность этой игры — «дедуш­кин рас­сказ». Здесь тоже надо назы­вать пред­меты, но только по алфа­виту. Напри­мер: «Когда Джейн пошла на чер­дак, она нашла анти­лопу, а я нашел бабочку». Затем сле­ду­ю­щий игрок повто­ряет слова на «а» и «б» и добав­ляет слово на «в».

Совет путе­ше­ствен­ника

При­ду­майте сами упраж­не­ние для тре­ни­ровки памяти, где после­до­ва­тельно пере­чис­ля­ются пред­меты и при каж­дом повто­ре­нии добав­ля­ется новый. При­зо­вите на помощь свою фан­та­зию. Напри­мер, «я попал в стран­ный зоо­парк, где уви­дел кро­шеч­ного крас­ного слона, змею, оде­тую в ноч­ные шле­панцы, коро­тышку-жирафа и т.д.».

«Т»-слова

По оче­реди выби­райте любую букву и, выгля­ды­вая из окна машины, ищите объ­екты, начи­на­ю­щи­еся на нее. Если ребе­нок еще только учит буквы, помо­гите ему.

Когда в машине есть ребе­нок постарше, он может запи­сы­вать назван­ные слова, а дети помладше — рисо­вать пред­меты, кото­рые они видели.

Попро­буйте начать игру с буквы «Т» и вни­ма­тельно сле­дите из окна за транс­пор­том, такси, трак­то­рами, теле­фо­ном, тру­бами, трас­сами, трол­лей­бу­сами, трам­ва­ями. Школь­ник может заме­тить также: трей­лер, товар­ный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встре­ча­ю­щи­еся вам на пути, то можно назы­вать любые дру­гие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, тво­рог, теле­ви­де­ние, телега, теле­нок, теле­скоп, тело, темп, тем­пе­ра­тура, тен­нис, тень, теп­лота, тер­мо­метр, тер­ри­то­рия, тесто, тет­радь, тигр, товар, тема, тем­нота, тина, тол­чок, тор­моз, тол­стяк, тре­щина, томат, топор и т.д.

Нач­ните с поиска десяти слов на букву «Т» и попы­тай­тесь побить свой рекорд. Затем попро­буйте сде­лать то же с дру­гими буквами.

Сочини сти­шок

Нач­ните с про­стого одно­слож­ного слова, такого, как, напри­мер, «кот» и по оче­реди добав­ляйте суще­стви­тель­ные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попы­тай­тесь сочи­нить чет­ве­ро­сти­шие, при­бли­зи­тельно такое:

Не кусай меня пчела,
Рас­скажи мне, как дела.
На про­ща­нье сде­лай круг
И лети на пест­рый луг.

Затем посмот­рите, что полу­чится с вашим сти­хо­тво­ре­нием, если ском­би­ни­ро­вать те же слова в дру­гом порядке:

Про­жуж­жала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уве­рены в поэ­ти­че­ском даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрос­лые с их боль­шим запа­сом слов пишут ино­гда такие глупости.

Уга­дай, что это

Может быть, и вы играли в эту про­стую игру со сво­ими роди­те­лями, а они со сво­ими. Заду­майте какой-нибудь пред­мет и попро­сите ребенка уга­дать, что это такое. Пред­ло­жите ему одну под­сказку. Если он не отга­дает, под­ска­жите еще раз. Про­дол­жайте помо­гать ему до тех пор, пока он не назо­вет вещь пра­вильно. Чтобы облег­чить задачу, можно опи­сы­вать при­знаки пред­мета и то, как его исполь­зуют. Напри­мер, если вы выбрали для загадки руль авто­мо­биля, пер­вой под­сказ­кой может быть: «Это что-то круг­лое». Затем: «Оно помо­гает напра­вить машину в нуж­ном направ­ле­нии». Тре­тья под­сказка: «К нему при­ка­са­ется води­тель». Затем: «Мне нужно дер­жать его, когда я веду машину». Сна­чала ваши опи­са­ния должны быть про­стыми и кон­крет­ными для того, чтобы ребе­нок мог легко уга­дать пред­мет. Когда он при­об­ре­тет опыт в этой игре, пред­мет можно опи­сы­вать более заву­а­ли­ро­ванно и давать деталь­ные опи­са­ния только по необ­хо­ди­мо­сти. Зада­вайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не тер­пится поско­рее дое­хать, пусть он счи­тает какие-нибудь пред­меты по пути сле­до­ва­ния. Можно под­счи­тать, сколько встре­тится све­то­фо­ров с крас­ным све­том, сколько пере­крест­ков нахо­дится на рас­сто­я­нии от дома до пово­рота на шоссе или от школы до уни­вер­сама. Пред­ло­жите ему такую игру: кто досчи­тает до боль­шего числа пока вы про­едете от одного све­то­фора до дру­гого или сколько песен вы смо­жете про­петь до сле­ду­ю­щего поста ГИБДД.

Я зна­ме­нит

Это вари­ант хорошо извест­ной ста­рой игры «Два­дцать вопро­сов»; раз­ница лишь в том, что все вопросы отно­сятся к выда­ю­щейся лич­но­сти. Кто-то гово­рит: «Я зна­ме­ни­тый чело­век. Уга­дай, кто». Дру­гие участ­ники игры задают наво­дя­щие вопросы, чтобы опре­де­лить «кто он», при­чем отве­тами могут быть только «да» и «нет».

Напри­мер, вы не можете спро­сить: «В каком кино­фильме вас пока­зы­вали в про­шлом году?» По пра­ви­лам только так: «Вас пока­зы­вали по теле­ви­де­нию в про­шлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По тра­ди­ции можно задать только два­дцать вопро­сов, чтобы уга­дать, о ком идет речь, но можно про­дол­жить игру. Для этого «извест­ная лич­ность» должна дать вам три под­сказки, и вы зада­ете еще два­дцать вопро­сов. Можно при­ду­мать и любые дру­гие правила.

Номер­ной знак

В любой стране дети играют с над­пи­сями на номер­ных зна­ках авто­мо­би­лей. Вот вари­анты этих игр:

‑‑ дуп­леты и три­плеты — ищите буквы и цифры, кото­рые повто­ря­ются на знаке;
‑‑ реги­оны — посмот­рите, сколько номер­ных зна­ков раз­лич­ных реги­о­нов вы смо­жете обнаружить;
‑‑ необыч­ные номер­ные знаки — ищите знаки с инте­рес­ным соче­та­нием букв, выбе­рите из них самые забав­ные и попы­тай­тесь понять, что они означают;
‑‑ 21 — ищите номера, сумма цифр кото­рых равна два­дцати одному или любому дру­гому числу, кото­рое вы придумаете;
‑‑ алфа­вит — находя буквы на номер­ных зна­ках, назы­вайте их в алфа­вит­ном порядке.

Как мы слы­шим буквы

Пока млад­шие дети играют в номер­ные знаки, вы можете с помо­щью дру­гого упраж­не­ния раз­ви­вать у стар­ших спо­соб­ность раз­ли­чать буквы на слух. Для этого кто-то из вас назы­вает слово, а дру­гой дол­жен назвать слово, кото­рое начи­на­ется с послед­ней буквы преды­ду­щего. Напри­мер; слон, носо­рог, гиена, аист. Играйте по кругу про­тив часо­вой стрелки. Пред­ло­жите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем про­верьте себя — полу­чится ли это у вас быстрее.

Путе­ше­ствие «куда-нибудь»

Вооб­ра­зите, что вме­сто работы или мага­зина вы вме­сте с ребен­ком отправ­ля­е­тесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отпра­виться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упа­куйте вооб­ра­жа­е­мый багаж для путе­ше­ствия «куда-нибудь» и пред­ставьте, какие раз­вле­че­ния вас там ждут. Вме­сте при­ду­майте подроб­но­сти путе­ше­ствия и что вы там увидите.

Совет путе­ше­ствен­нику

Ино­гда вам при­хо­дится ехать по ожив­лен­ной авто­ма­ги­страли, что тре­бует спо­кой­ствия и пол­ной кон­цен­тра­ции вашего вни­ма­ния. Чтобы занять на это время ребенка, возь­мите с собой песоч­ные часы на 2—3 минуты. Если дви­же­ние на дороге интен­сив­ное или вы утом­лены, дайте ребенку эти часы и попро­сите его сидеть тихо, пока песок пере­сы­па­ется вниз. Если необ­хо­димо, пусть он пере­вер­нет их и подо­ждет, пока песок пере­сып­лется снова.

Пицца в машине

Если вы соби­ра­е­тесь, при­е­хав домой, пообе­дать или поужи­нать, а дол­гая дорога уто­мила вас, лишив аппе­тита, то, еще нахо­дясь в машине, можно его воз­бу­дить. Поду­майте, что бы вы хотели съесть; ска­жем, ваш ребе­нок выби­рает пиццу. Начи­найте «гото­вить» вооб­ра­жа­е­мую пиццу прямо в машине. Спро­сите его, что для этого надо. Если он ска­жет, что нужно взять тесто, то поин­те­ре­суй­тесь, как он соби­ра­ется при­го­то­вить его. Пого­во­рите о том, из чего делают томат­ную пасту, как тереть сыр и как полу­чить суше­ные приправы.

Забота о меню

Побе­ре­гите ваши вку­со­вые рецеп­торы. Не готовьте в вооб­ра­же­нии пиццу в тот день, когда вы соби­ра­е­тесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понра­ви­лось гото­вить в машине, дове­дите дело до конца, и при­го­товьте насто­я­щую пиццу дома, и конечно, с уча­стием вашего малень­кого помощ­ника, при этом вспо­ми­ная с ним о том, что вы обсуж­дали в машине.

Слова по алфавиту

Если ваш ребе­нок начи­нает читать, то есть уже хорошо знает алфа­вит, он готов для этой игры. В нее с удо­воль­ствием играют и взрос­лые, и охотно вклю­ча­ются стар­шие дети, помо­гая малень­ким. Эта игра пред­на­зна­чена для целой команды.

Выбе­рите какой-либо вид пред­ме­тов, оду­шев­лен­ных или неоду­шев­лен­ных, — это могут быть живот­ные, зна­ко­мые люди, пред­меты одежды или места, куда можно пойти. Затем назо­вите слова из выбран­ной кате­го­рии в алфа­вит­ном порядке, напри­мер: анти­лопа, баран, волк, гиена… Малень­ким детям можно под­ска­зать. Смысл игры заклю­ча­ется не только в том, чтобы раз­влечься, но и выучить буквы, звуки, слова. Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя коман­дами. Вна­чале млад­ший назы­вает анти­лопу, затем стар­ший назо­вет дру­гих живот­ных на «А», напри­мер, акула или алли­га­тор. Взрос­лый тоже может играть или помочь каж­дому из детей. Если не уда­ется быстро найти слово, не задер­жи­вай­тесь, про­дол­жайте дальше, не застав­ляя детей скучать.

Домаш­нее задание

Когда вы вер­не­тесь домой, выбе­рите какой-нибудь пред­мет или живот­ное, о кото­ром не знает ваш малыш, и почи­тайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Направ­ле­ния

Если ваш ребе­нок пыта­ется выучить, где право, а где лево, помо­гите ему, посвя­тив пять минут игре в «Направ­ле­ния». Зани­маться этим можно только на спо­кой­ных участ­ках дороги и, конечно, не на сере­дине шоссе. Пусть он управ­ляет дви­же­нием вашей машины, пода­вая команды «вправо» и «влево». Если он, под­няв левую руку, ска­жет вам повер­нуть влево, вы так и дела­ете. При­няв команду, вы тоже можете под­нять левую руку и ска­зать: «Есть, машина пово­ра­чи­вает влево». Если он велит пово­ра­чи­вать направо, а в этом месте нет пра­вого пово­рота, то подъ­ез­жайте к тро­туару, оста­нав­ли­вайте машину и гово­рите: «Команда невер­ная, машина не может дви­гаться в этом направ­ле­нии». Про­де­лав несколько упраж­не­ний, про­верьте, может ли ребе­нок, мыс­ленно повто­рив эту ситу­а­цию, дать вер­ную команду.

Про­стран­ствен­ные отношения

Когда ваш ребе­нок ста­нет чуть старше и уже будет знать, где пра­вая, а где левая сто­рона, вы можете исполь­зо­вать машину, чтобы помочь ему раз­вить чув­ство дистан­ции. Для этого вы про­ез­жа­ете чет­верть кило­метра, пол­ки­ло­метра, кило­метр, а затем назы­ва­ете рас­сто­я­ние — 250м, 500м и 1000м, то есть то, кото­рое вы проехали.

Кто уви­дит первым

Пусть дети при­ду­мают свои дорож­ные пра­вила. Напри­мер, если вы видите кафе, надо ска­зать «кофе». Если вы пере­се­ка­ете желез­ную дорогу — под­нять обе ноги, а если уви­дите собаку — зала­ять. Смысл в том, что каж­дый раз надо пер­вым верно выпол­нить пра­вило. Тот, кто раньше всех набе­рет десять очков, выиг­ры­вает игру. В слу­чае, если все реа­ги­руют одно­вре­менно, каж­дый полу­чает очко.

Пальцы-куклы

В часы пик вы с ребен­ком можете ока­заться в потоке быстро дви­жу­щихся машин и вам необ­хо­димо вни­ма­тельно сле­дить за доро­гой. Это одна из игр, кото­рая пред­на­зна­чена для той нети­пич­ной ситу­а­ции, когда ребе­нок хочет пого­во­рить с вами, а вы не можете. Отправ­ля­ясь в путь, возь­мите фло­ма­стер, а лучше два, раз­ных цве­тов, и нари­суйте на паль­цах вашего ребенка рожицы — улы­ба­ю­щу­юся, недо­воль­ную и удив­лен­ную с откры­тым ртом — три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребе­нок даст имя каж­дой «кукле» и позна­ко­мит их между собой. Спро­сите его, может ли он рас­ска­зать им сказку, спеть песенку и как-то раз­влечь их, пока вы будете ехать по ожив­лен­ному участку дороги.

Печа­та­ется по книге Ш. Фельд­чера и С. Либер­мана “400 спо­со­бов занять ребенка от 2 до 8 лет”.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки