Святой Никола или Санта: кого зовём на Рождество?

Святой Никола или Санта: кого зовём на Рождество?

(2 голоса5.0 из 5)

Ико­но­пис­ный  образ аске­тич­ного свя­ти­теля Нико­лая в митре и комич­ную пух­лую фигуру пла­сти­ко­вого надув­ного Санты в ядо­вито-крас­ном кол­паке странно пред­ста­вить рядом. Между тем, неко­то­рая связь между ними есть. Люби­мого рус­ского свя­того, чей  зим­ний день памяти отме­ча­ется  в декабре, счи­тают про­то­ти­пом «рож­де­ствен­ского деда», а  их «род­ство» про­дол­жает обрас­тать мифами и суевериями.

Зимний  Николушка

Раз­го­вор о почи­та­е­мом во всем хри­сти­ан­ском мире свя­том чет­вер­того века и Санте – ска­зоч­ной иро­нич­ной паро­дии на него – мы  пове­дём перед зим­ним днем памяти Николы Угод­ника, кото­рый еже­годно празд­ну­ется Цер­ко­вью 19 декабря, и, конечно, в пред­две­рии Рож­де­ства Хри­стова, кото­рое уже совсем скоро.

Почи­та­е­мый в народе Никола Зим­ний (по-цер­ков­ному в декабре празд­ну­ется день его пере­хода в мир иной)  по ико­но­гра­фии отли­ча­ется от Николы Лет­него  немно­гим.  Лет­ний свя­той пишется  на ико­нах с непо­кры­той голо­вой, а вот  зим­ний свя­ти­тель Нико­лай – в шапочке (в архи­епи­скоп­ской митре), что и понятно, осо­бенно в рус­ский трид­ца­ти­гра­дус­ный мороз. Да и исконно-рус­ское «граж­дан­ство» свя­того в нашей стране ни у кого не вызы­вает удив­ле­ния, ведь свя­ти­тель Нико­лай был одним из пер­вых свя­тых, при­шед­ших на Русь вслед за её Кре­ще­нием. А при­не­сен к нам он был тру­дами пер­вых про­по­вед­ни­ков-гре­ков и про­све­ти­те­лей словенских.

Наши рус­ские предки  верили, что в Нико­лин день  сам свя­той при­хо­дит на наши необо­зри­мые снеж­ные  про­сторы с  неба. Что он помо­гает людям, борется с языч­ни­ками и изго­няет бесов, а еще при­но­сит с собой николь­ские морозы. Навер­ное, поэтому в дни, близ­кие ко дню его памяти, пуш­кин­ские строки про бесов­щину зим­ней бури теряют  свою остроту –  и по всей  Цен­траль­ной Рос­сии уста­нав­ли­ва­ется мяг­кая и уме­ренно мороз­ная погода со снежком.

 Не сказочное житие

Цер­ков­ное житие свя­того Нико­лая Мир­ли­кий­ского отли­ча­ется про­сто­той и стро­го­стью. Ника­кой ска­зоч­ной или фан­та­сти­че­ской подо­плеки с поле­тами на оле­нях и путе­ше­стви­ями по камин­ной трубе  в нём не найти.

Его чудеса впи­саны в повсе­днев­ность, в быт, в исто­рию горо­дов и семейств. Каж­дое его чудо  сво­ими моти­вами (любо­вью и состра­да­нию к ближ­нему) и сего­дня нам кажется по-чело­ве­че­ски понят­ным. Любил ближ­них, дей­ственно состра­дал и посильно помо­гал всем, почи­тал Бога  – вот лейт­мо­тив  его зем­ной жизни.

Горо­жане Мир Ликий­ских изба­ви­лись его ста­ра­ни­ями от голод­ной смерти. Моряки, плыв­шие в Свя­тую Землю,  по его молит­вам счаст­ливо  выжили в страш­ную бурю, и корабль бла­го­по­лучно добрался до берега. Свя­той Никола спас от слу­жеб­ного раз­би­ра­тель­ства трех воен­ных и обли­чил тех, кто их ого­во­рил. Защи­тил от бес­че­стия бед­ных моло­дых сест­ри­чек – горо­жа­нок из Патар, про­сто-напро­сто ода­рив их при­да­ным (отсюда, кстати, а не только от эпи­зода даров волх­вов, и пове­лась тра­ди­ция евро­пей­ских рож­де­ствен­ских дарений).

Свя­зан­ный с име­нем свя­ти­теля Нико­лая обы­чай  дарить детям подарки уста­но­вился еще в сред­не­ве­ко­вой Гер­ма­нии. При мона­сты­рях суще­ство­вали школы, где в дни памяти свя­того устра­и­вали сорев­но­ва­ния в честь епи­скопа. Наря­див­шись им, кто-то из уче­ни­ков от его имени раз­да­вал дары. В XVI – XVII века тра­ди­ция подар­ков  на Нико­лаев день не исчезла. Сла­до­сти и игрушки детям наря­жен­ный свя­тым взрос­лый раз­да­вал не все­гда, а только за зна­ние цер­ков­ных молитв и если полу­чал вер­ные ответы на вопросы о вере.

Кстати, дет­ские молитвы свя­тому нака­нуне его дня уси­ли­ва­лись. Малыши даже делали зарубки на дереве по числу молит­во­сло­вий или запи­сы­вали свои «резуль­таты» на лист­ках. Тогда же появи­лись и пер­вые баш­маки для подар­ков – это были  про­стые дет­ские ботинки, кото­рые малышня с надеж­дой и тре­пе­том выстав­ляла на ночь за дверь.  И на утро обя­за­тельно что-то в них находила.

Правда, прак­тич­ные немцы  и не заме­тили  мета­мор­фозу  неко­гда горячо люби­мого ими свя­того в «про­сто вол­шеб­ника»  – смеш­ного, неле­пого, не брез­гу­ю­щего зале­зать в камин­ную трубу. Доб­рота, само­по­жерт­во­ва­ние и забота о ближ­них из жития свя­того уле­ту­чи­лись  и транс­фор­ми­ро­ва­лись в  дет­ское озор­ство тол­стяка Клауса и под­бра­сы­ва­ние в обувь вещиц и кон­фет. А взрос­лые пере­шли от чте­ния жития свя­того детям к рас­ска­зы­ва­нию неза­мыс­ло­ва­тых  ска­зок о  Санте  у камелька. Как и когда про­изо­шла эта под­мена, вопрос к истории.

Корни мифа

Свя­того Нико­лая  испо­кон века чтили не только в России.

На про­тя­же­нии веков дорог и бли­зок он был жите­лям Гол­лан­дии – страны моря­ков, рыба­ков  и кораб­лей, а к ним, как известно из жития,  этот угод­ник Божий осо­бенно бла­го­во­лит.  Дети море­пла­ва­те­лей  от души любили свя­того и его празд­ник, ведь он все­гда свя­зы­вался в их пред­став­ле­ниях с подар­ками, кото­рые, как и в Гер­ма­нии, также рас­со­вы­вали по башмакам.

И одна­жды эти тра­ди­ции  (доб­рое почи­та­ние свя­того Нико­лая и щед­рый обы­чай ода­ри­вать своих чад)  вме­сте с гол­ланд­скими моря­ками при­плыли в Новый Амстер­дам, кото­рый впо­след­ствии полу­чил при­выч­ное нам имя Нью-Йорка. Вот здесь и зазву­чало впер­вые на аме­ри­кан­ский манер гол­ланд­ское сло­во­со­че­та­ние «Sinterklaas»  – как «Santa Claus». Пер­вое рож­де­ние “рож­де­ствен­ского деда” состоялось.

Но как Клаус, тогда еще почти что «пря­мой пото­мок» свя­того Нико­лая,  стал досто­я­нием всего мира и пре­вра­тился  в  совсем дру­гого,  дале­кого от свя­того, Санту?

santa 300x199 - Святой Никола или Санта: кого зовём на Рождество?

Пра­во­слав­ный жур­на­лист, пси­хо­лог Алек­сандр Тка­ченко в одной из ста­тей на сайте жур­нала «Фома» так рас­ска­зы­вает исто­рию вто­рого рож­де­ния ска­зоч­ного  героя:

«В 1822 году, нака­нуне Рож­де­ства, пре­по­да­ва­тель восточ­ной и гре­че­ской лите­ра­туры в Колум­бий­ском уни­вер­си­тете (позже — пре­по­да­ва­тель в Нью-Йорк­ской семи­на­рии) Кле­мент Кларк Мур при­ду­мал для своих шести детей сти­хо­твор­ную сказку, глав­ную роль в кото­рой играл Санта Клаус (нико­гда и нигде до этого не высту­пав­ший в каче­стве ска­зоч­ного персонажа).

В этом неболь­шом сти­хо­тво­ре­нии Санта Клаус появ­ля­ется в ночь перед Рож­де­ством и спус­ка­ется с огром­ным меш­ком за пле­чами по камин­ной трубе в дом, чтобы раз­дать подарки ребя­тиш­кам. Изоб­ра­жен он был в виде эда­кого весе­лого жиз­не­ра­дост­ного ста­ричка-эльфа с круг­лым тугим брюш­ком и с труб­кой, кото­рую курит, не пере­ста­вая. Дети пас­тора сразу же узнали в этом герое сво­его любимца – слугу и помощ­ника Мура, упи­тан­ного и весе­лого гол­ландца. Но в сти­хо­тво­ре­нии отца их взрос­лый при­я­тель пред­стал перед ними в шубе, с белой боро­дой и крас­ным носом.

Санта Клаус у Мура разъ­ез­жает на упряжке из восьми оле­ней, а о его при­бли­же­нии сви­де­тель­ствует скрип поло­зьев и мело­дич­ный звон коло­коль­чи­ков, при­вя­зан­ных к оле­ньим шеям».

Автор ста­тьи при­во­дит отрывки из пере­вода сти­хов Ольги Лит­ви­но­вой, из кото­рых мы про­ци­ти­руем две строфы:

 

«Я так и застыл у окна в изумленье,

Чудес­ные санки и восемь оленей.

За кучера – бой­кий лихой старичок.

Да-да, это Санта – ну кто же ещё?

 

… Сияют глаза, будто звёзды в мороз,

Два яблока – щёки и вишенка-нос.

Улыбка – забав­ней не видел вовек!

Бела борода, словно утрен­ний снег».

 

Ока­зы­ва­ется, автор сти­хо­тво­ре­ния не хотел обна­ро­до­вать свой твор­че­ский опыт, и  руко­пись так бы и про­ле­жала  в столе, если бы под Рож­де­ство один его друг не  отдал её  в редак­цию захо­луст­ной газеты. Пол­ным сюр­при­зом для  Мура стало то, что его вирши  пере­пе­ча­тали мно­гие веду­щие СМИ, и деже нашлись те, кто поже­лал изда­вать эти строчки отдельно.

Так стихи стали сво­его рода аме­ри­кан­ским бест­сел­ле­ром, а Санта – одним из наци­о­наль­ных сим­во­лов в США.

Образ Санта-Клауса  по отно­ше­нию к свя­тому, конечно, кари­ка­ту­рен. Стоит посмот­реть несколько запад­ных муль­ти­ков или филь­мов, чтобы понять – этот искус­ственно создан­ный облик полон иро­нии над самим собой – коми­че­ского глум­ле­ния, паро­дии, шаржа.

Очень харак­терно, что первую кар­тинку с Сан­той нари­со­вал как раз худож­ник-кари­ка­ту­рист, кото­рого звали Томас Наст. А было это… в 1862 году. С тех пор образ доб­ро­душ­ного и глу­по­ва­того рож­де­ствен­ского ста­рика прочно вошел в куль­туру Запада.

И сей­час в запад­ных стра­нах Санта-Клаус прочно впи­сан в фило­со­фию хьюгге – уюта и без­мя­теж­ного насла­жде­ния домаш­ней мир­ной жиз­нью, где есть место малень­ким подар­кам, суве­ни­рам и семей­ному общению.

Ничего, вроде бы, предо­су­ди­тель­ного. Но раз­рыв между героем и про­то­ти­пом уве­ли­чился.  Между «мини­миш­ными» открыт­ками крас­но­но­сого раз­не­жен­ного Санты с труб­кой во рту и обра­зом свя­того Нико­лая – непре­одо­ли­мая дистанция.

Окон­ча­тельно ото­рвался от образа свя­ти­теля Николы  еще один искус­ственно создан­ный  Санта – опош­лен­ный герой рас­про­даж, агрес­сив­ных мар­ке­тин­го­вых акций, реклам­ных ком­па­ний, бла­го­даря кото­рому дельцы со всего мира соби­рают под Рож­де­ство и Новый год мно­го­мил­ли­он­ную прибыль.

Узна­ва­е­мый красно-белый бренд все больше теряет инди­ви­ду­аль­ное лицо и пре­вра­ща­ется в некий услов­ный лейбл. А пред­при­ни­ма­тели зара­ба­ты­вают на извест­но­сти пер­со­нажа, кото­рый дорог людям всего мира… любо­вью к ним.  Потре­би­тель ловится на крю­чок – закон реклам­щика –  якобы при­об­ре­тая не товар, а веч­ные цен­но­сти – любовь, дру­же­ские чув­ства, теп­лоту семей­ных отно­ше­ний. Увы, вопло­ща­е­мая Сан­той  любовь рабо­тает на наживу.  Тем более горько, что она берет начало в житии древ­него святого.

Тезки или одно лицо?

Несколько лет под­ряд в сети одна за дру­гой появ­ля­лись трех­мер­ные рекон­струк­ции облика свя­того Нико­лая Мир­ли­ий­ского. Обще­ствен­ность при­шла в вос­торг –  нако­нец-то, вот он, тот самый Дед Мороз и Санта-Клаус, похож, очень похож: доб­рые по-дет­ски рас­пах­ну­тые  глаза, кусти­стые брови и кур­но­сый нос  ска­зоч­ного бело­бо­ро­дого дедушки!

Одну из рекон­струк­ций облика свя­того Николы с исполь­зо­ва­нием новей­ших тех­но­ло­гий  выпол­нили ита­льян­ские уче­ные на основе иссле­до­ва­ния свя­тых мощей (костей черепа).

st nicholas face composite3a1 300x280 - Святой Никола или Санта: кого зовём на Рождество?

Затем  вос­ста­нов­ле­нием облика оза­да­чи­лись  като­лики-англи­чане – иссле­до­ва­тели лабо­ра­то­рии лице­вой ана­то­мии при Ливер­пуль­ском уни­вер­си­тете имени Мура, кото­рые пред­ло­жили свой ответ на вопрос, как выгля­дел свя­той Николай.

Резуль­тат их тру­дов и по сей день счи­та­ется самым  прав­ди­вым порт­ре­том свя­того архи­епи­скопа. Они изу­чили все части мощей, а под­спо­рьем в работе стали исто­ри­че­ские сви­де­тель­ства, интер­ак­тив­ные тех­но­ло­гии и новей­ший науч­ный инстру­мен­та­рий. Кроме порт­рет­ных черт, уче­ные запе­чат­лели сло­ман­ный нос свя­того, при­дав­ший его доб­ро­душ­ному лицу неко­то­рую суро­вость и чуть замет­ную ассиметрию.

Все науч­ные попытки разо­браться, как выгля­дел свя­той, оди­на­ково  инте­ресны  и заслу­жи­вают вни­ма­ния, а лица вос­со­здан­ных людей на удив­ле­ние чем-то похожи.

SvNikolay 300x287 - Святой Никола или Санта: кого зовём на Рождество?Перед нами   пред­стает по-дет­ски доб­рое широ­ко­ску­лое лицо с квад­рат­ным под­бо­род­ком и лучи­стыми гла­зами, словно бы зна­ко­мое – чем-то напо­ми­на­ю­щее деда Мороза, в кото­рого мы свято верили в совет­ском дет­стве, когда о Боге  с нами не говорили.

А ведь, если обра­титься к житию свя­ти­теля и сопо­ста­вить их с дан­ными совре­мен­ной науки, полу­ча­ется на удив­ле­ние цель­ный образ. Воз­можно, именно таким он и был, насто­я­щий свя­той Нико­лай  – без­гра­нично доб­рым, мило­сти­вым и, как ска­зоч­ный дедушка, отзыв­чи­вым и без­от­каз­ным к каждому.

Детям всех воз­рас­тов и роди­те­лям на Западе и в Шта­тах «вос­со­здан­ный» свя­той Никола напом­нил Санта-Клауса. Несо­мненно, сход­ство со ска­зоч­ным пер­со­на­жем есть. Но – не будем спе­шить с выво­дами и под­да­ваться иллю­зии.  Внеш­няя похо­жесть, если вду­маться, обо­зна­чает  не только сход­ство про­то­типа и пер­со­нажа, но  и огром­ную внут­рен­нюю раз­ницу между ними.

Попро­буем не вполне серьезно сопо­ста­вить свя­того и Санту – а так, чтобы и  детям было  легко  разо­браться, что их род­нит и что раз­де­ляет, устра­нив в голо­вах давно воз­ник­шую путаницу. 

Санта Клаус:

  • Кари­ка­тура на свя­того, но не святой
  • Вымыш­лен­ный герой дет­ских ска­зок и филь­мов (эльф, волшебник)
  • Узна­ва­е­мый лите­ра­тур­ный пер­со­наж и кино­ге­рой во взрос­лой  культуре
  • Рас­кру­чен­ный рекла­мой бренд круп­ной компании
  • Не имеет род­ствен­ных свя­зей с Дедом Морозом
  • Чудеса Санты эффектны и больше похожи на фокусы
  • С ком­фор­том ездит в санях и на оле­нях по земле и по небу
  • Тол­стый, неле­пый, слиш­ком наряд­ный, наве­селе и курит трубку

Свя­той Николай

  • Свя­той
  • Реаль­ное исто­ри­че­ское лицо (архи­епи­скоп)
  • Пер­со­наж фольк­лора, худо­же­ствен­ной литературы
  • Без вся­кой рекламы горячо люби­мый  и  извест­ный во мно­гих стра­нах мира
  • Самый рус­ский свя­той, кото­рому молятся
  • К Деду Морозу ближе, чем к Санта-Клаусу
  • Изве­стен как чудо­тво­рец. Чудеса тво­рил скромно, име­нем Божиим, помо­гая нуж­да­ю­щимся — без спецэффектов
  • Ходил пеш­ком,  в чудес­ных пере­ме­ще­ниях в небе и в про­стран­стве при своих явле­ниях веру­ю­щим не нуж­дался в транспорте
  • В повсе­днев­ной жизни отли­чался про­сто­той и аскетизмом

Так что же их род­нит, таких непо­хо­жих? Воз­можно, тоска взрос­лого чело­века по чуду и доб­роте в мире. А ещё  – увы, в корне язы­че­ский, прак­ти­че­ский взгляд на чудес­ную помощь.

О чем просить святого?

Слеп­лен­ный из кусоч­ков  правды и выдумки соби­ра­тель­ный образ свя­того Николы-Клауса  противоречив.

Если это пер­со­наж сказки – то писать письма  с верой  в испол­не­ние жела­ния  и  тем более молиться ему кощун­ственно. Если это свя­той – то стоит заду­маться, что мы хотим ему ска­зать или о чём попро­сить, потому что не к фокус­нику обра­ща­емся, а к Божи­ему угоднику.

Зача­стую мы  видим в нём только вол­шеб­ную палочку, от кото­рой ждем несмет­ных даров, хотя мы, взрос­лые и дети, не вели себя очень-то хорошо  весь год, почти не моли­лись свя­ти­телю  и даже «не читали ему стихи со стула».

В закон­ной правоте наших жела­ний и ожи­да­ний небес­ных подар­ков  нас убеж­дают новей­шие суе­ве­рия. Это выдумки, подо­гре­ва­е­мые СМИ и рекла­мой  – что, напи­сав вол­шеб­ные записки или помо­лив­шись Санте (или Николе Угод­нику) осо­бым обра­зом, можно легко достичь жела­е­мого. Про­чи­тал несколько так назы­ва­е­мых «силь­ных» молитв – и новый айфон у тебя в кар­мане. Затвер­дил наизусть ака­фист свя­тому за сорок дней – и любая мечта испол­нится с  точностью.

Несмотря на «про­дви­ну­тость» жела­ний, такой под­ход отсы­лает в камен­ный век к язы­че­скому (маги­че­скому) созна­нию, что непод­власт­ными нам силами и энер­ги­ями можно мани­пу­ли­ро­вать с помо­щью задаб­ри­ва­ния  – «я – тебе, а ты – мне».

И речь тут  не о «спа­си­тель­но­сти» или «не спа­си­тель­но­сти» желан­ного айфона и не о щед­ро­сти «рож­де­ствен­ского деда»,  и даже не о фор­маль­ном под­ходе к молитве. А, ско­рее, о том, что молитва свя­тому не все­гда пред­метна. В иде­але это просьба близ­кого к Богу чело­века  о  помощи и содей­ствии, о лич­ном уча­стии в нашей повсе­днев­но­сти и буду­щей  веч­но­сти, о заступлении.

Молитвы свя­тому Нико­лаю из цер­ков­ного молит­во­слова можно соче­тать с лич­ной про­стой молит­вой,  обра­щен­ной к свя­тому прямо из сердца, может быть, по-дет­ски наив­ной, но непре­менно искрен­ней. С верой, что вы будете услы­шаны. Слово, ска­зан­ное про­стым язы­ком люби­мому молит­вен­ному заступ­нику о своих сокро­вен­ных бедах и потреб­но­стях, не оста­вит его рав­но­душ­ным – об этом уве­ренно гово­рят пре­да­ние и мно­гие моменты из его жития.

Молясь свя­тому Нико­лаю Угод­нику, то есть тому, кто уго­дил Богу своей жиз­нью, мы наде­емся, что Гос­подь не смо­жет ему отка­зать.  И про­сим о важ­ном – о благе и спа­се­нии души, о мир­ном житии и спа­се­нии.  Хотя и каж­дая, самая малая наша просьба свя­тым бывает услы­шана. А вот какой отклик мы полу­чим на неё?

Это уже глу­бо­кий  вопрос веры. Но без ответа мы не останемся.

А нашим луч­шим отве­том свя­тому будет, конечно, бла­го­дар­ность. Неслу­чайно бла­го­дар­ное и лику­ю­щее Дави­дово пение так угодно Богу. Ведь, как небез­осно­ва­тельно счи­тает архи­манд­рит Савва (Мажуко), бла­го­дар­ность и вос­хи­ще­ние Твор­цом и Спа­си­те­лем, свя­тыми и друг дру­гом  в будни и в празд­ники – вот истин­ное и глу­боко хри­сти­ан­ское  выра­же­ние чувств.

Свя­той отче Нико­лае, мы ликуем и вос­хи­ща­емся тобой.  Про­тяни нам свою доб­рую руку помощи. И пусть на ней не будет вол­шеб­ной крас­ной рука­вицы с белой опуш­кой, а за пле­чами – мешка с изобиль­ными подар­ками. Вера в чудо твоей любви  к нам и тво­его молит­вен­ного при­сут­ствия в нашей жизни не ста­нет от этого меньше.

Мария Солунь

Фото из откры­тых источников

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки