<span class=bg_bpub_book_author>Ирина Санчес</span> <br>«Вот в этом всё твое отношение ко мне!»

Ирина Санчес
«Вот в этом всё твое отношение ко мне!»

«Ты опять не выучила 50 слов по английскому языку?! Вот в этом всё твое отношение ко мне!», — крикнула она своей дочери и гневно хлопнула дверью.

Подобная картина знакома многим из нас не понаслышке. Только первое предложение разное…

Воспитывая ребенка, мы очень часто движемся по накатанной схеме, повторяя из поколения в поколение одинаковые «мудрые» фразы и действия. Одним из таких клише и является упомянутый мною случай.

Чем руководствуемся мы, объединяя воедино дурные поступки или наклонности своего ребенка с его личностным отношением к нам? Неужели мы сами искренне верим в то, что говорим ему в такие моменты? Не сокрыт ли в этом отголосок нашей собственной гордости? Увы, даже умение дать честный ответ на такие вопросы зачастую является чуть ли не подвигом для нас…

Отчего же так происходит? Мы не любим своих детей? Любим. Мы не желаем им блага? Желаем. Но в то же время мы постоянно забываем о том, как нас учит любить Христос.

Обратившись к Евангелию, мы поймем, что Христос всегда смотрел на сердце человека. Он увидел в мытаре Матфее готовность стать Его учеником, на примере истории Закхея показал нам, как в момент соприкосновения с Богом в человеческой душе воскресают самые возвышенные желания…

Вместе с этим Христос никому не сказал: «Как ты посмел так согрешить?! Ты же знал о том, что существует Бог? Значит, нет тебе места рядом с Ним, раз ты так Нему относишься своими поступками!» Мы просто не можем представить себе, как Христос мог бы такое сказать не только людям, окружавшим Его на тот момент, но и каждому из нас… Иначе в чем же тогда смысл покаяния, соединения с Господом в Причастии, в многократных попытках исправиться?.. Мы же не считаем, что повторно совершенный нами грех свидетельствует об отсутствии с нашей стороны любви к Богу…

Тем не менее, будучи зачастую снисходительными к своим слабостям, мы не хотим понять своих детей. Мы не хотим принять, что мой ребенок болеет какой-то страстью и разделить личное отношение к страсти и отношение к душе ребенка. Мы хотим исправить его насильственно и моментально, без длительных молитв и терпения со своей стороны.

Да, нужно замечать в детях греховные навыки и поступки, не следует слепо от всего отмахиваться, поставив чадо на пьедестал неразумной вседозволенности. Более того, взрослые ответственны за помощь юной неокрепшей душе в деле духовного возрастания. Но категорически нельзя переносить духовные ошибки ребенка на его отношение к вам. Подобный подход не принесет желаемого результата никогда.

К тому же, по личному опыту смею утверждать, что такое «воспитание» оставляет психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. Вечное чувство вины, попытки лукавить и скрывать происшедшее только из-за боязни быть непонятым и отвергнутым – вот то наследие, которое стоит за одной лишь «мудрой» и «эффективной» фразой: «В этом всё твое отношение ко мне!»

В наших силах любить ребенка и понимать, что совсем даже не «вредностью» или «черной неблагодарностью» являются его проступки и слабости. В наших силах заставить себя осознать свою неправоту и не возвращаться к «проверенным» воспитательным клише.

Вылечить душу ребенка, ставшего взрослым и выращенного под воздействием таких слов, очень трудно. Да и лечить ее уже будет не тот, кто поранил, а психолог или священник, спустя 20-30 лет…

Ирина Санчес (с)

Комментировать