Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях — прот. Глеб Каледа

Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях — прот. Глеб Каледа

(4 голоса5.0 из 5)

Слово «обра­зо­ва­ние» про­ис­хо­дит от слова «образ». Оно пер­во­на­чально озна­чало уча­стие в сози­да­нии в чело­веке образа Божия, вос­ста­нов­ле­ние его по подо­бию Божи­ему, кото­рые он утра­тил и утра­чи­вает в резуль­тате гре­хо­па­де­ния Адама и соб­ствен­ных гре­хов. Чело­век сам с помо­щью Божией создает себя по образу и подо­бию Божи­ему. Задача настав­ника, духов­ника, педа­гога помочь в этом дела­нии руко­во­ди­мому, пасо­мому ученику.

К сожа­ле­нию, к нашему вре­мени слово «обра­зо­ва­ние» утра­тило свое пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние. Им стали назы­вать про­цесс при­об­ре­те­ния под руко­вод­ством учи­те­лей и пре­по­да­ва­те­лей зна­ний и навы­ков, полез­ных для мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия и карьеры. Обра­зо­ва­ние с Пет­ров­ской эпохи утра­чи­вает само­до­вле­ю­щую цен­ность и все больше ста­но­вится сред­ством дости­же­ния тех или иных эго­и­сти­че­ских целей. Поэтому оно не спа­сает от роста пре­ступ­но­сти и беззакония.

Рус­ское слово «обра­зо­ва­ние» на англий­ский язык пере­во­дится сло­вом «education», про­из­вод­ным от слова «educe», что зна­чит выяв­лять скры­тые воз­мож­но­сти, выво­дить, выде­лять, от него же – «eduction» – про­яв­ле­ние, выход, выпуск и хими­че­ский тер­мин «выде­ле­ние». Выяв­лять можно все что угодно для раз­лич­ных целей и задач. Эти­мо­ло­гия слов «обра­зо­ва­ние» и «education» отра­жает раз­ное отно­ше­ние к этим поня­тиям у древ­них пра­во­слав­ных руси­чей и про­те­стант­ству­ю­щих англичан.

«Education», с точки зре­ния совре­мен­ного, так назы­ва­е­мого циви­ли­зо­ван­ного, обще­ства, – это отрасль про­мыш­лен­но­сти, «про­дук­ция кото­рой – ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная рабо­чая сила, а с точки зре­ния отдель­ного чело­века – спо­соб вло­же­ния капи­тала, кото­рый в буду­щем дол­жен при­но­сить доход». Говоря сло­вами Н.И.Пирогова (1810–1881), «… обще­ство явля­ется потре­би­те­лем, а школа – фаб­ри­кой, при­го­тов­ля­ю­щей товар для потреб­ле­ния». Эти слова вели­кого хирурга и попе­чи­теля Одес­ского и Киев­ского учеб­ных окру­гов пре­ду­пре­ждают нас, что нельзя иде­а­ли­зи­ро­вать доре­во­лю­ци­он­ную школу и пере­но­сить ее опыт в наши совре­мен­ные школы и гим­на­зии. Сред­ние и выс­шие учеб­ные заве­де­ния импе­ра­тор­ской Рос­сии, в том числе и духов­ные, гото­вили как побоч­ный про­дукт, но доста­точно мно­го­чис­лен­ный, ниги­ли­стов и тер­ро­ри­стов, мате­ри­а­ли­стов и агно­сти­ков. Конечно, в Рос­сии были заме­ча­тель­ные педа­гоги, тео­ре­тики и прак­тики (К.Д.Ушинский (1824–1870), С.А.Рачинский (1835–1902) и дру­гие), пре­крас­ные сред­ние школы. Можно вспом­нить гим­на­зии Поли­ва­но­вых в Москве или кня­гини Обо­лен­ской в Санкт-Петер­бурге. Было много пре­крас­ных при­ход­ских школ, пре­крас­ных пре­по­да­ва­те­лей Закона Божия. Опыт их, конечно, надо изучать.

Несколько лет назад наши выс­шие органы обра­зо­ва­ния раз­ра­ба­ты­вали кон­цеп­цию «непре­рыв­ного обра­зо­ва­ния» с целью «созда­ния педа­го­ги­че­ской инду­стрии, цель кото­рой – обра­ботка всей под­ле­жа­щей усво­е­нию инфор­ма­ции и пре­вра­ще­ние ее в форму, удоб­ную для усво­е­ния без потери содер­жа­ния и каче­ства». Вос­пи­та­ние пони­ма­лось как «фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти с задан­ными каче­ствами». Такое в исто­рии уже было. Во время отто­ман­ского ига турки отби­рали у бол­гар мало­лет­них маль­чи­ков и рас­тили из них баши­бузу­ков – вои­нов жесто­ких кара­тель­ных отря­дов, наво­див­ших ужас на бол­гар­ские селе­ния. Бол­гары крови уби­вали еди­но­кров­ных бол­гар духа.

«Когда уче­ника рас­смат­ри­вают как бол­ванку, из кото­рой надо выто­чить стан­дарт­ную деталь, все откло­не­ния от стан­дар­тов выбра­ко­вы­ва­ются, а это озна­чает подав­ле­ние инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, подав­ле­ние любо­зна­тель­но­сти таланта, вообще всего живого. При этом неиз­бежно пони­жа­ется и сред­ний уро­вень обра­зо­ва­ния». У детей воз­ни­кает нега­тив­ное отно­ше­ние к школе.

II

Прин­ци­пами пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния являются:

• Хри­сто­цен­трич­ность.
• Педоцентричиость.
• Опе­ре­же­ние морально-нрав­ствен­ным обра­зо­ва­нием, вос­пи­та­нием раци­о­нально-инфор­ма­ци­он­ного «education».
• Воцерковление.
• Испол­ня­е­мость запо­ве­дей Хри­ста ребен­ком, юно­шей, девуш­кой, взрос­лым чело­ве­ком в совре­мен­ных условиях.
• Рас­кры­тие Пра­во­сла­вия как радост­ной пол­ноты жизни во Хри­сте. К сожа­ле­нию, эти прин­ципы не все­гда четко осо­зна­ются и осу­ществ­ля­ются в прак­тике пра­во­слав­ного просвещения.

1. Хри­сто­цен­трич­ность. Цен­тром жизни хри­сти­а­нина явля­ется Хри­стос, Хри­стос – центр миро­вой исто­рии. Вся исто­рия чело­ве­че­ства делится на два пери­ода: до Хри­ста и после Его воче­ло­ве­чи­ва­ния – Вет­хий и Новый Завет. Тре­тьего, о чем воз­ве­щают ново­яв­лен­ные лже­про­роки и лжехри­сты («Бого­ро­дич­ный центр», «Белое брат­ство», Вис­са­рион с Алтая и дру­гие), не будет. Я – хлеб живый, сшед­ший с небес (Ин.6:51). Я живу Отцем, так и яду­щий Меня жить будет Мною (Ин.6:57). Этими сло­вами Хри­стос опре­де­лил и содер­жа­ние хри­сти­ан­ской жизни, и основ­ное содер­жа­ние пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния. Исто­рия Вет­хого Завета должна пре­по­да­ваться с хри­сто­ло­ги­че­ских позиций.

Однако Вет­хий Завет в боль­шин­стве кур­сов и учеб­ни­ков Закона Божия довлеет над Новым Заве­том, в чем мы видим вли­я­ние на наши учеб­ные планы и методы пре­по­да­ва­ния про­те­стан­тизма. Оно сильно ска­зы­ва­лось на всей нашей педа­го­гике после Фео­фана Про­ко­по­вича и реформ Петра.

Хри­сто­цен­трич­ность при­хо­дится вос­пи­ты­вать в серд­цах и в созна­нии уча­щихся и слу­ша­те­лей в усло­виях совре­мен­ного секу­ля­ри­зо­ван­ного непра­во­слав­ного мира.

В Гре­ции, где Цер­ковь не отде­лена от госу­дар­ства и школа – от Церкви, встре­ти­лись со сле­ду­ю­щим фено­ме­ном. В шко­лах у них изу­ча­ется исто­рия Гре­ции, кото­рой греки очень гор­дятся, и мифы Древ­ней Гре­ции. У детей из секу­ля­ри­зо­ван­ных семей появи­лось отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к Вет­хому Завету: мы греки, и зачем нам исто­рия какого-то еврей­ского народа и мифы евреев. Это заста­вило гре­че­ских бого­сло­вов, учи­те­лей, Эллад­скую Цер­ковь в целом и Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и рели­гий пере­смот­реть мето­дику пре­по­да­ва­ния Свя­щен­ной исто­рия Вет­хого Завета. Они гово­рят о дохри­сти­ан­ской исто­рии чело­ве­че­ства и Божием руко­вод­стве избран­ным наро­дом, остав­шимся вер­ным Богу, – «наро­дом Божиим». И тер­мин «народ Божий» пред­по­чи­тают тер­мину «еврей». В своих учеб­ни­ках и про­грам­мах они изла­гают важ­ней­шие собы­тия в свете отпа­де­ния чело­ве­че­ства от Бога и ожи­да­ния Хри­ста, при­го­тов­ле­ния людей к Его при­ше­ствию. Вет­хий Завет, а не исто­рия еврей­ского народа, как тако­вая, дается как вве­де­ние в Новый Завет.

Эти же вопросы у нас обсуж­да­лись в общей форме на Обще­цер­ков­ном семи­наре кате­хи­за­то­ров в авгу­сте 1991 года и на мос­ков­ских семи­на­рах кате­хи­за­то­ров (1991–1993 годы). Они нашли свое отра­же­ние в книге про­то­и­е­рея про­фес­сора Вла­ди­мир а Соро­кина в пре­ди­сло­вии к сбор­нику про­грамм для вос­крес­ных школ.

В про­грам­мах Свя­щен­ной исто­рии в вос­крес­ных шко­лах, пра­во­слав­ных гим­на­зиях и лицеях должно быть преду­смот­рено лишь озна­ком­ле­ние с основ­ными собы­ти­ями вет­хо­за­вет­ной исто­рии, такими, как Тво­ре­ние, Потоп, Содом и Гоморра, Еги­пет­ский плен, Исход из еги­пет­ского раб­ства, и неко­то­рыми дру­гими. При­чем должно быть осве­щено не только есте­ствен­но­и­сто­ри­че­ское, но, прежде всего, духовно-нрав­ствен­ное зна­че­ние 40-лет­него пре­бы­ва­ния изра­иль­ского народа в пустыне и так далее. Необ­хо­димо оста­но­виться на собы­тиях, отра­жен­ных в цер­ков­ных молит­во­сло­виях, и в част­но­сти в девяти пес­нях канона, объ­яс­нить и пока­зать, как и почему древ­не­ев­рей­ские собы­тия нахо­дят отра­же­ние в нашем пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Имея зна­че­ние для рас­кры­тия в даль­ней­шем смысла и порядка бого­слу­же­ния, это при­бли­зит бого­слу­жеб­ные тек­сты к пони­ма­нию учащимися.

2. Педо­цен­трич­ность – учет воз­раст­ных осо­бен­но­стей слу­ша­те­лей, их рели­ги­оз­ной и обще­об­ра­зо­ва­тель­ной под­го­товки. В прак­тике дея­тель­но­сти пра­во­слав­ных гим­на­зий, лицеев и осо­бенно вос­крес­ных школ это наи­бо­лее труд­ный вопрос. Мно­гие пре­по­да­ва­тели ста­ра­ются, дать как можно больше инфор­ма­ции обу­ча­е­мым, не счи­та­ясь с воз­мож­но­стями их вос­при­я­тия, – издержки нашего свет­ского образования.

Как-то автор посе­тил заня­тия в одной из мос­ков­ских вос­крес­ных школ. Сред­няя группа, дети лет 12–14. Была лек­ция по исто­рии Церкви. С подроб­но­стями рас­ска­зы­ва­лось, как в таком-то веке скла­ды­ва­лись вза­и­мо­от­но­ше­ния между импе­ра­то­ром, импе­ра­три­цей и выс­шими цер­ков­ными санов­ни­ками импе­рии. Мне было любо­пытно слу­шать изла­га­е­мые факты – мно­гие из них я не знал или забыл, а детям было явно скучно. Только еди­ницы запи­сы­вали кое-что в тет­рад­ках, и то по ука­за­нию педа­гога, боль­шин­ство же про­сто зани­ма­лось сво­ими делами: рисо­вали и так далее.

«Лек­тор» на мои заме­ча­ния кате­го­ри­че­ски отка­зался реа­ги­ро­вать. «Это они позже пой­мут и увя­жут с общей исто­рией Церкви». К сожа­ле­нию, сам лек­тор, несмотря на все его общие заяв­ле­ния, пони­мал исто­рию Церкви как исто­рию борьбы Церк­вей и госу­дарств и отдель­ных кафедр между собою. А исто­рия Церкви есть исто­рия того, как в раз­ных исто­ри­че­ских усло­виях тру­ди­лись люди, чтобы стя­жать Дух Свя­той, как пере­да­ва­лось из поко­ле­ния в поко­ле­ние свя­тое апо­столь­ское пре­да­ние и почему люди отпа­дали от него.

Детей надо зна­ко­мить с исто­рией Церкви не в стиле ари­ан­ство­вав­шего Евсе­вия Неокес­са­рий­ского, а с жити­ями свя­тых в увле­ка­тель­ном, не елей­ном изло­же­нии. Осо­бенно силь­ное впе­чат­ле­ние у них остав­ляют дет­ские годы свя­тых. Жизнь свя­того Афа­на­сия Вели­кого может быть пред­став­лена как увле­ка­тель­ный при­клю­чен­че­ский роман, житие Алек­сандра Нев­ского – это и воин­ская доб­лесть, госу­дар­ствен­ная муд­рость в слож­ней­шей исто­ри­че­ской эпохе, и лич­ная свя­тость и чистота. А муче­ники Коли­зея, житие Инно­кен­тия Мос­ков­ского и свя­того Гер­ман а Аляс­кин­ского могут быть пре­крас­ными кни­гами в сериях лите­ра­туры «Гео­гра­фия, путе­ше­ствия», «Исто­рия». Спи­сок этот почти бес­ко­не­чен. Нужно искус­ство рас­сказ­чика и мастер­ство лите­ра­тора. Образы чело­ве­че­ские, а не хро­но­ло­гия обла­дают учи­тель­ной силой, осо­бенно для детей и под­рост­ков. Детям надо гово­рить про­сто и образно. Нельзя опус­каться до упро­щен­че­ства, от кото­рого впо­след­ствии при­шлось бы отказываться.

Вопросы рели­ги­оз­ной воз­раст­ной педа­го­гики уси­ленно раз­ра­ба­ты­ва­лись фран­цуз­скими като­ли­ками, кото­рые при­знают, что про­шли через мно­же­ство оши­бок. Много полез­ного можно почерп­нуть в рабо­тах выда­ю­ще­гося пра­во­слав­ного педа­гога из Авто­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике С.С.Куломзиной, в част­но­сти в ее книге «Our Church and our children».

Греки в млад­ших клас­сах вообще не дают систе­ма­ти­че­ского обра­зо­ва­ния, а пыта­ются «вжить» ребенка в Пра­во­сла­вие, в Цер­ковь, дают отдель­ные исто­рии, объ­яс­няют отдель­ные собы­тия, свя­зан­ные с жиз­нью школы, дома, с цер­ков­ными празд­ни­ками, гово­рят о жизни отдель­ных свя­тых на понят­ных детям при­ме­рах и доступ­ным языком.

У нас ситу­а­ция ока­за­лась слож­нее – в вос­крес­ные школы при­хо­дят дети из цер­ков­ных и секу­ля­ри­зо­ван­ных семей. Пер­вые отно­си­тельно под­го­тов­лены, вто­рые ничего не знают. Пер­вые ведут себя в вос­крес­ных шко­лах хуже: им скучно.

Раз­ра­ботка мето­дики кате­хи­за­ции в груп­пах раз­ного воз­раста, раз­ной рели­ги­оз­ной под­го­товки и общего обра­зо­ва­ния явля­ется важ­ной зада­чей совре­мен­ной пра­во­слав­ной педагогики.

3. Опе­ре­же­ние морально-нрав­ствен­ным обра­зо­ва­нием раци­о­нально-инфор­ма­ци­он­ного. Раз­ве­я­лась уто­пия сере­дины XX века, что наука, зна­ния созда­дут совер­шен­ную нрав­ствен­ность, что мораль, вопросы жизни и смерти каж­дого чело­века можно будет рас­счи­тать на ком­пью­тере. Успехи науки и паде­ние нра­вов пре­красно сосед­ствуют друг с дру­гом. Страшно, когда зна­ния падают в неокреп­шую или злую душу, когда любо­пыт­ство не охра­ня­ется мораль­ными рам­ками и законом.

Ко мне одна­жды в храм при­шла девят­на­дца­ти­лет­няя особа в состо­я­нии нар­ко­ти­че­ского дур­мана. На руках ее были следы поре­зов вен. С 14 лет она сде­лала четыре аборта. На вопрос: «А что тебя толк­нуло на это пер­вый раз – любовь? страсть? деньги?» – был ответ: «Нет! Мне было инте­ресно, как это делается».

Я знал чело­века, кото­рый 16 октября 1941 года, во время паники в Москве, при­нял уча­стие в рас­стреле только потому, что ему было инте­ресно знать, что он будет испы­ты­вать, если убьет чело­века. Он был потря­сен и напился. В сен­тябре 1942 года он про­сил началь­ство раз­ре­шить ему рас­стре­лять при­го­во­рен­ного к казни за недо­стой­ное пове­де­ние в бою сер­жанта потому, что ему было инте­ресно знать, а что он будет испы­ты­вать, если вто­рой раз убьет чело­века. Ему отка­зали, но, когда пола­га­е­мый казни был ранен, он спо­койно при­ста­вил к виску кор­чив­ше­гося в пред­смерт­ных муках чело­века свой писто­лет и раз­ря­дил его: инте­ресно! Каж­дый по-сво­ему встре­чает смерть!

Инфор­ма­ция, посту­па­ю­щая из теле­ви­зо­ров, книг сек­со­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти, спо­соб­ствует рас­про­стра­не­нию раз­врата. Сек­со­логи в шко­лах успешно потру­ди­лись над тем, чтобы брак по любви между муж­чи­ной и жен­щи­ной пре­вра­тить во вре­мен­ное сек­су­аль­ное партнерство.

Наши инфор­ма­ци­он­ные учеб­ники при­ро­до­ве­де­ния не вос­пи­ты­вают чув­ства любви к при­роде, Тво­ре­нию Божи­ему. Веро­ятно, надо, чтобы ребе­нок сна­чала полю­бил зве­рей, пти­чек, рас­те­ния, всю при­роду и в свете этой любви и пра­во­слав­ной веры в Творца стал систе­ма­ти­че­ски позна­вать основы совре­мен­ного есте­ство­зна­ния (био­ло­гия, химия, физика, гео­гра­фия и так далее). Необ­хо­димо менять всю кон­цеп­цию есте­ствен­но­на­уч­ного обра­зо­ва­ния в сред­ней обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, о чем гово­ри­лось на Рож­де­ствен­ских чте­ниях в 1993 году.

«Забота о вос­пи­та­нии нрав­ствен­но­сти и чув­ства бла­го­че­стия должна начи­наться с ран­него дет­ства. Как потому, – писал Я.А.Каменский (1592–1670), – что не откла­ды­вать полезно, так и потому, что откла­ды­вать опасно… если не напи­тать неж­ного ума дитяти любо­вию к Богу». Если не дать созреть в нем чув­ству бла­го­че­стия и нрав­ствен­но­сти, то инфор­ма­ци­онно-раци­о­на­ли­сти­че­ское обра­зо­ва­ние спо­собно будет убить вся­кие доб­рые чув­ства и раз­вить в нем пустое любо­зпай­ство. А «…ум пустого любо­знайки», как гово­рил Р.Декарт (1596–1650), «болен более, чем тело боль­ного водянкой».

Рели­ги­оз­ное, морально-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние должно опе­ре­жать инфор­ма­ци­онно-раци­о­на­ли­сти­че­ское напол­не­ние ума. Нельзя преж­де­вре­менно вку­шать от древа позна­ния добра и зла.

4. Воцер­ко­в­ле­ние. Без этого прин­ципа нет и не может быть ни пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния, ни пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния. Недо­ста­точно быть веру­ю­щим: и бесы веруют, и тре­пе­щут (Иак.2:19) – надо быть воцер­ко­в­лен­ным, войти в жизнь Церкви, жить ее бла­го­дат­ными Таин­ствами, жить в молит­вен­ном и бого­слу­жеб­ном ритме цер­ков­ного года. Вне Церкви нет пол­ноты Боже­ствен­ной бла­го­дати, таин­ственно пере­да­ю­щейся из поко­ле­ния в поко­ле­ние от апо­столь­ских времен.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века обычно дли­тель­ный про­цесс. У одних он начи­на­ется в ран­нем мла­ден­че­стве, есте­ственно и про­сто, у дру­гих – во взрос­лом состо­я­нии, когда к чело­веку при­хо­дит сози­да­тель­ная пра­во­слав­ная вера. Оно тре­бует боль­шего вни­ма­ния со сто­роны духов­ни­ков, роди­те­лей, кате­хи­за­то­ров и педагогов.

Воцер­ко­в­ле­ние с внеш­ней сто­роны пред­по­ла­гает уча­стие детей в той или иной мере в жизни храма, в цер­ков­ном пении, в при­слу­жи­ва­нии, в рабо­тах и тру­дах по бла­го­устрой­ству храма: от уборки до выши­вок налич­ни­ков и покров­цев. Глав­ное же – вос­пи­та­ние внут­рен­него духа церковности.

5. Испол­ня­е­мость запо­ве­дей Хри­ста ребен­ком, юно­шей, девуш­кой, взрос­лым чело­ве­ком в совре­мен­ных усло­виях. Сущ­ность всех запо­ве­дей кратко изло­жил Сам Гос­подь Бог наш Иисус Хри­стос: …воз­люби Гос­пода Бога тво­его всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим: сия есть пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь; вто­рая же подоб­ная ей: воз­люби ближ­него тво­его, как самого себя; на сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ется весь закон и про­роки (Мф.22:37–40).

Об этих еван­гель­ских сло­вах много ска­зано и напи­сано тол­ко­ва­ний. Но мы часто забы­ваем слова люби­мого уче­ника Хри­стова Иоанна Бого­слова: Кто гово­рит: «я люблю Бога», а брата сво­его нена­ви­дит, тот лжец; ибо не любя­щий брата сво­его, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? И мы имеем от Него такую запо­ведь, чтобы любя­щий Бога любил и брата сво­его (1Ин.4:20–21).

Любовь воз­рас­тает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе – в этих сло­вах весь пафос вто­рой главы Собор­ного Посла­ния свя­того апо­стола Иакова (Иак.2:17).

С самых ран­них лет детей надо учить делам любви. Их сыз­маль­ства сле­дует при­учать думать и забо­титься о дру­гих. Очень мно­гие роди­тели при живых детях ока­за­лись бро­шен­ными в квар­ти­рах и домах инва­ли­дов: они все отда­вали детям, но не при­учали их любить и забо­титься о матери и об отце и о дру­гих людях.

Когда гово­рят в про­по­веди о делах любви и мило­сер­дия, обычно при­во­дят при­меры из жизни свя­тых пер­вых веков и про­шед­ших сто­ле­тий. Гораздо дей­ствен­нее при­меры из более близ­кого к нам вре­мени. Важно рас­ска­зы­вать о делах любви и мило­сер­дия, кото­рые совер­ша­лись пота­енно в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в эпоху послед­них жесто­чай­ших гоне­ний. Эти дела тре­бо­вали и боль­шой любви, и боль­шого мужества.

Актив­ное мило­сер­дие вхо­дит в повсе­днев­ную жизнь мно­гих при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Поучи­те­лен опыт пра­во­слав­ного сест­ри­че­ства при храме свя­того царе­вича Димит­рия в 1‑й Град­ской боль­нице города Москвы (насто­я­тель про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов). В насто­я­щее время при мно­гих боль­ни­цах име­ются пра­во­слав­ные храмы или домаш­ние церкви, напри­мер, при Ели­за­ве­тин­ской боль­нице Санкт-Петер­бурга и так далее. При неко­то­рых при­хо­дах появ­ля­ются дет­ские дома. Мно­гие свя­щен­ники и их при­хо­жане отдают свои силы детям-инва­ли­дам. На 4‑м семи­наре вос­крес­ных школ Москвы был инте­рес­ный обмен опы­том пра­во­слав­ной работы с такими детьми. Боль­шую и слож­ную дея­тель­ность осу­ществ­ляет Сино­даль­ный отдел по бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­ному слу­же­нию, воз­глав­ля­е­мый архи­епи­ско­пом Сол­неч­но­гор­ским Сергием.

Однако, как ни печально, в деле мило­сер­дия часто при­хо­дится стал­ки­ваться со спе­ци­фи­че­ским «пра­во­слав­ным эгоизмом».

Неко­то­рые боль­ницы про­сто взы­вают о помощи к Пра­во­слав­ной Церкви. Орга­ни­за­торы пра­во­слав­ного мило­сер­дия отме­чают, что часто легче при­влечь людей с доб­рым серд­цем, но почти неве­ру­ю­щих или нео­фи­тов, недавно кре­щен­ных и воцер­ков­ля­ю­щихся, чем так назы­ва­е­мых цер­ков­ных пра­во­слав­ных людей. От послед­них сплошь и рядом на просьбу прийти и помочь можно услы­шать жест­кий и твер­дый отказ: «В этот день у нас служба в храме», «Это празд­ник – нельзя рабо­тать», «В этот день у нас в храме слу­жит мой батюшка», «Тогда в таком-то храме пре­столь­ный празд­ник с архи­ерей­ским бого­слу­же­нием» и так далее. Даже дого­во­рив­шись, чело­век может не прийти: «А я забыла, что слу­жит мой батюшка – должна была быть на его службе». Нево­цер­ко­в­лен­ные нео­фиты и люди с доб­рым серд­цем такие номера не выки­ды­вают и в отли­чие от неко­то­рых пра­во­слав­ных дер­жат свои обещания.

Послу­ша­ешь таких пра­во­слав­ных и невольно начи­на­ешь думать, что нельзя орга­ни­зо­вы­вать пра­во­слав­ные боль­ницы, пра­во­слав­ные дет­ские при­юты, ибо в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни в них про­сто некому будет дежу­рить и рабо­тать. Такие настро­е­ния и такой «пра­во­слав­ный эго­изм» оттал­ки­вают от Церкви пыта­ю­щихся в нее войти и бро­сают их в объ­я­тия сектантов.

Необ­хо­димо вспом­нить, как обли­чал Иисус Хри­стос фари­сей­ское отно­ше­ние к суб­боте (Мф.12:1–15; Мк.2:23–28; 3:1–6; Лк.6:1–11; 13:10–17; 14:1–6; Ин.5:9–18; 7:21–24 и др.).

В древ­нем Пате­рике рас­ска­зы­ва­ется: к одному вели­кому старцу при­шел брат и, входя к нему, ска­зал: «Про­сти, авва, что я отвлек тебя от пра­вила тво­его». Ста­рец отве­тил: «Мое пра­вило таково, чтобы успо­ко­ить тебя и отпу­стить с миром. Вот мое пра­вило». При­водя это повест­во­ва­ние, наш заме­ча­тель­ный подвиж­ник, испо­вед­ник и про­ви­дец епи­скоп Вар­нава (Беляев) вос­кли­цает: «Вот истин­ное монашество» (!)

Если имею… всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею любви, – то я ничто, – гово­рит свя­той апо­стол Павел в своем гимне любви (1Кор.13:2).

Фана­тизм без любви – один из наи­бо­лее изощ­рен­ных мето­дов анти­пра­во­слав­ной про­па­ганды. С какой зло­бой у нас ино­гда встре­чают нецер­ков­ную моло­дежь в храме. А как бывают рады моло­дые люди, когда с ними спо­койно, без мен­тор­ского тона пого­во­рят о храме и вере! А в неко­то­рых при­хо­дах у свеч­ного ящика можно встре­титься с гру­бо­стью и вымо­га­тель­ством. Очень спор­ная вещь – уста­нав­ли­вать на требы таксы. Неко­то­рые храмы отка­за­лись от этого и бла­го­по­лучно суще­ствуют. Каж­дый вхо­дя­щий в пра­во­слав­ный храм Божий дол­жен встре­чать вни­ма­ние, любовь и бла­го­го­ве­ние во всей его пыш­ной обста­новке и внут­рен­ней молит­вен­ной атмосфере.

Хри­сти­ан­ская педа­го­гика невоз­можна без вос­пи­та­ния в чело­веке чув­ства греха.

Совре­мен­ная свет­ская школа, совре­мен­ное обще­ство и у нас в стране и за рубе­жом сыз­маль­ства уби­вают в ребенке, в юноше, девушке, во взрос­лом чело­веке чув­ство греха, поня­тия добра и зла. Над этим тру­дятся теле­ви­де­ние и совре­мен­ная попу­ляр­ная лите­ра­тура. Раз­врат выго­ден: секс-биз­нес – один из самых доход­ных. Чув­ство греха при­туп­ля­ется и во мно­гих, счи­та­ю­щих себя православными.

Все чело­ве­че­ские циви­ли­за­ции имели более или менее совер­шен­ное поня­тие греха, хотя в язы­че­стве встре­ча­лись и извра­щен­ные пред­став­ле­ния. Хри­сти­ан­ство гол­гоф­ской жерт­вой Хри­ста избав­ляет, спа­сает чело­века от послед­ствий греха, а совре­мен­ные уче­ния избав­ляют чело­века от самого поня­тия греха.

Одна­жды ко мне при­шла на испо­ведь пожи­лая жен­щина. Спрашиваю:

– Какие у вас грехи?
– У меня гре­хов нет.
– Зна­чит, вы святая?
– Да, святая!
– Зна­чит, на вас можно молиться, как на икону?

Она сму­ти­лась. Мол­чит и немножко рас­те­рянно смот­рит на меня.

– А аборты делала?
– Делала.

Слу­чай край­ний, но, увы, доста­точно пока­за­тель­ный. В обще­стве пре­лю­бо­де­я­ние, как и аборт, не счи­та­ется чем-то предо­су­ди­тель­ным. Оно про­па­ган­ди­ру­ется с экра­нов теле­ви­зо­ров, в прессе, в кни­гах. Вот от этого надо ограж­дать наших детей и под­рост­ков, нашу моло­дежь и вос­пи­ты­вать в них душев­ную и телес­ную чистоту. К сча­стью, в Церкви, в обще­стве име­ется много пре­крас­ных, чистых, умных юно­шей и деву­шек. Их надо укреп­лять, ограж­дать от тле­твор­ного вли­я­ния мира сего, а пад­ших под­ни­мать через глу­бо­кое пока­я­ние. Среди них встре­ча­ются и совре­мен­ные Марии Египетские.

Как юноше содер­жать в чистоте путь свой? – Хра­не­нием себя по слову Тво­ему. Всем серд­цем моим ищу Тебя; не дай мне укло­ниться от запо­ве­дей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не гре­шить пред Тобою, – гово­рится в 118‑м псалме (ст. 9–11).

Про­по­ведь хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти должна быть живой и наряду с при­ме­рами из Свя­щен­ной исто­рии и житий свя­тых должна содер­жать при­меры из близ­ких нам поко­ле­ний. Образы чело­ве­че­ские обла­дают учи­тель­ной силой.

Наставь юношу при начале пути его: он не укло­нится от него, когда и соста­реет (Притч.22:6) – вот девиз для настав­ни­ков вос­крес­ных школ, гим­на­зий и духов­ни­ков, окорм­ля­ю­щих молодежь.

Очень важно созда­вать пра­во­слав­ные дет­ские и моло­деж­ные кружки, группы по инте­ре­сам. Важна дружба между детьми пра­во­слав­ных семей. Это то ограж­де­ние, кото­рое охра­няет детей, юно­шей и моло­дежь от тле­твор­ного вли­я­ния мира сего. В этом одна из задач цер­ков­ных общин, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись и фор­ми­ру­ются в послед­ние годы на базе отдель­ных приходов.

Невоз­можно огра­дить наших вос­пи­тан­ни­ков совсем от мира сего, их надо гото­вить ко встрече с ним, к пра­во­слав­ной стой­ко­сти среди соблаз­нов мира сего. На Тай­ной вечере Хри­стос молился: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохра­нил их от зла (Ин.17:15).

По сло­вам пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника: «к миру надо отно­ситься не чув­ственно, не бес­чув­ственно, а сочувственно».

6. Пра­во­сла­вие – это радост­ная пол­нота жизни во Хри­сте. Сам Спа­си­тель ска­зал: да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна (Ин.15:11). Апо­стол Павел писал: Радуй­тесь все­гда в Гос­поде; и еще говорю: радуй­тесь. (Флп.4:4).

Вот откуда идет све­то­зар­ность пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, кото­рый обычно встре­чал людей сло­вами «Радость моя». Все наши старцы при­вле­кали к себе духов­ным све­том и любовью.

Вот откуда све­тя­ща­яся и радост­ная улыбка епи­скопа Сте­фана Ники­тина, быв­шего Можай­ского, а затем Калуж­ского: «Как можно уны­вать, когда Хри­стос воскрес!»

Вот откуда све­тя­щийся, радост­ный облик отца Миха­ила Мит­роц­кого – узника СЛОНа, обри­со­ван­ный О.В.Волковым.

Подоб­ных при­ме­ров можно при­ве­сти мно­же­ство. Нужны, конечно, и сокру­ше­ние, и плач, и слезы о своих гре­хах, на них воз­рас­тает совер­шен­ная радость. Пока­я­ние – это сред­ство, а не цель. Цель – стя­жа­ние Духа Свя­таго, совер­шен­ная радость о Хри­сте. Есть время слез и время радо­сти. Каж­дому воз­расту – свое. Детям надо рас­кры­вать радость пра­во­слав­ную. Празд­ни­ком и радо­стью надо делать для них посе­ще­ние хра­мов, уча­стие в пра­во­слав­ных празд­ни­ках, учебу в вос­крес­ных шко­лах и обще­ние со сверстниками.

Мы, взрос­лые, свя­щен­ники и миряне, должны радо­ваться о детях. Пусть на девоч­ках в хра­мах будут празд­нич­ные пла­тья и банты. Их надо учить радост­ному вос­при­я­тию при­роды, видеть кра­соту мира Божия. Суро­вость, фана­тизм роди­те­лей порою оттал­ки­вают детей от Церкви.

Как-то мы ката­лись на вело­си­пе­дах с одной девоч­кой, и я задал ей вопрос:

– Валюша! Вот пред­ставь: если бы ты вдруг поте­ряла веру, твоя жизнь стала бы пол­нее и насыщеннее?
– Ой! Что вы, дядя Глеб…

Она, три­на­дца­ти­лет­няя, поняла пол­ноту и радость пра­во­слав­ной веры и ущерб­ность жизни неве­ру­ю­щего в Бога. Она не знала слов: «Хри­сти­ан­ство – это радост­ная пол­нота жизни во Хри­сте», но пони­мала серд­цем своим. Теперь ей около 40 лет, она – мать семейства.

Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною (1Кор.6:12). Грех непоз­во­ли­те­лен в любой форме, о чем пишет Апо­стол в преды­ду­щих сти­хах той же главы, и недо­пу­стимо идо­ло­по­клон­ни­че­ское отно­ше­ние к любому мир­скому делу. Пусть дети сме­ются, играют и пля­шут, молятся Богу и учатся, ходят в храм Божий, как на празд­ник. Каж­дому воз­расту – свое дела­ние и вос­при­я­тие мира. Пусть вера Хри­стова освя­щает все про­яв­ле­ния их жизни. Молитва дет­ская должна быть радост­ной и посильной.

III

Живая прак­тика Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви тру­дами мно­гих свя­щен­ни­ков, мирян-кате­хи­за­то­ров, роди­те­лей и самих обу­ча­е­мых поро­дила мно­го­об­раз­ные формы рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния, кате­хи­за­ции мирян и миссионерства:

• Вос­крес­ные школы при храмах.
• Еван­ге­ли­че­ские кружки для взрослых.
• Группы под­го­товки взрос­лых ко крещению.
• Пра­во­слав­ные дет­ские сады.
• Пра­во­слав­ные группы в госу­дар­ствен­ных дет­ских садах.
• Пра­во­слав­ные гим­на­зии, школы и лицеи.
• Пра­во­слав­ные факуль­та­тивы в част­ных и госу­дар­ствен­ных школах.
• Систе­ма­ти­че­ские беседы по опре­де­лен­ным про­грам­мам в храмах.
• Пуб­лич­ные лек­ции в клубах.
• Лек­ции по отдель­ным пред­ме­там, темам и про­бле­мам в вузах.
• Пра­во­слав­ные курсы катехизаторов.
• Пра­во­слав­ный Свято-Тихо­нов­ский бого­слов­ский институт.
• Пра­во­слав­ный уни­вер­си­тет Иоанна Бого­слова и дру­гие подоб­ные ему выс­шие учеб­ные учре­жде­ния, рас­счи­тан­ные на свет­скую веру­ю­щую моло­дежь (типа Рели­ги­озно-фило­соф­ского инсти­тута в Санкт-Петер­бурге, тео­ло­ги­че­ского факуль­тета в Мин­ском гума­ни­тар­ном уни­вер­си­тете и других).
• Орга­ни­зо­ван­ные паломничества.
• Пра­во­слав­ные дет­ские, юно­ше­ские и семей­ные лагеря.

Вос­крес­ная школа – услов­ное наиме­но­ва­ние дан­ного типа учеб­ных заве­де­ний, суще­ству­ю­щих при при­хо­дах и брат­ствах. Заня­тия в них могут про­ис­хо­дить в любой удоб­ный для уча­щихся и уча­щих день недели. Опыт пока­зы­вает, что, когда заня­тия про­во­дятся в вос­крес­ные дни, млад­шие дети не посе­щают литур­гию – налицо отри­ца­тель­ное вли­я­ние соб­ственно «вос­крес­ной» школы на воцер­ко­в­ле­ние уча­щихся и их роди­те­лей. Поэтому наи­бо­лее удоб­ным вре­ме­нем для млад­ших групп пред­став­ля­ется суб­бота перед все­нощ­ным бде­нием. После заня­тий устра­и­ва­ется отдых с чаем и детям дается воз­мож­ность попры­гать и поиг­рать. После раз­рядки они идут в храм, стоят там до елео­по­ма­за­ния, после кото­рого млад­ших уво­дят домой. Веро­ятно, в сло­жив­шихся реаль­ных обсто­я­тель­ствах такие школы лучше и точ­нее назы­вать «цер­ков­ными», а не «вос­крес­ными».

Жизнь при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви выдви­нула несколько типов школ:

1. Школы началь­ной кате­хи­за­ции, задачи кото­рой состоят в пер­вич­ной кате­хи­за­ции детей из веру­ю­щих, но нево­цер­ко­в­лен­ных семей и из семей, лишь сочув­ству­ю­щих хри­сти­ан­ству и Пра­во­сла­вию. Неко­то­рые роди­тели, при­водя детей, гово­рят: «Я вырос неве­ру­ю­щим и не могу уже пове­рить, но хочу, чтобы мой ребе­нок был хоро­шим чело­ве­ком, а для этого надо вос­пи­тать его верующим».

2. Школа повы­шен­ной кате­хи­за­ции для семей, счи­та­ю­щих себя пра­во­слав­ными, но мало воцер­ко­в­лен­ными, в кото­рых детям гово­рят что-то о Боге, но систе­ма­ти­че­ского духов­ного вос­пи­та­ния дети не полу­чают и не при­учены регу­лярно посе­щать цер­ковь.

3. Школы цер­ковно-евха­ри­сти­че­ского типа, в кото­рых дети при­уча­ются жить цер­ков­ной жиз­нью, где закреп­ля­ются навыки, при­об­ре­тен­ные в семье, и дети участ­вуют в той или иной форме в бого­слу­же­ниях, регу­лярно испо­ве­ду­ются у опре­де­лен­ных духов­ни­ков и причащаются.

4. Школы цер­ковно-евха­ри­сти­че­ского типа с повы­шен­ной обще­об­ра­зо­ва­тель­ной и бого­слов­ской под­го­тов­кой. Они по суще­ству сво­ему пред­став­ляют стар­шие классы школ тре­тьего типа. Реально их созда­ние – это задачи после­ду­ю­щих лет.

В вос­крес­ной школе детям должно быть инте­ресно, при­ятно, уютно. А это, прежде всего, зави­сит от пре­по­да­ва­те­лей. Не все свя­щен­ники умеют гово­рить живо и инте­ресно, с уче­том дет­ской пси­хо­ло­гии, и не все обра­зо­ван­ные пра­во­слав­ные миряне могут живо, эмо­ци­о­нально гово­рить с детьми. Поэтому очень вни­ма­тельно сле­дует под­хо­дить к под­бору педа­го­гов и вос­пи­та­те­лей вос­крес­ных школ. Сплошь и рядом пре­по­да­ва­тели, пре­красно рабо­та­ю­щие со стар­ше­класс­ни­ками, ока­зы­ва­ются мало­при­год­ными для работы с малы­шами. В неко­то­рых при­хо­дах уче­ным со сте­пе­нями, с очень чет­ким логи­че­ским мыш­ле­нием, очень пра­во­слав­ным по сво­ему миро­воз­зре­нию, но сухо­ва­тым и неэмо­ци­о­наль­ным пору­чают рабо­тать в млад­ших группах.

Прав отец Борис Нечи­по­ров, когда пишет: «Един­ствен­ным эффек­том и поло­жи­тель­ным пло­дом наших тру­дов могло бы стать дет­ское: «У отца Павла инте­ресно!», – или про­сто: «В школе здо­рово!» Любые инфор­ма­ци­он­ные курсы биб­лей­ской исто­рии, любые вари­анты зна­ком­ства с «Супер­ки­и­гой» не могут при­оста­но­вить нрав­ствен­ную дегра­да­цию детей обще­ства в целом».

В неко­то­рых цер­ков­ных шко­лах при­нят двух­го­дич­ный цикл обу­че­ния: через два года дети, полу­чив отметки и справку об окон­ча­нии, счи­та­ются закон­чив­шими курс при­ход­ского обу­че­ния. Такая прак­тика не может быть одоб­рена. Необ­хо­дима посто­ян­ная, а не двух­го­дич­ная работа по обу­че­нию детей и под­рост­ков, их рели­ги­оз­ному и нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию. Для стар­ших клас­сов можно углу­бить и акти­ви­зи­ро­вать изу­че­ние Еван­ге­лия, орга­ни­зо­вать кружки, беседы на раз­но­об­раз­ные темы, осо­бенно о нрав­ствен­но­сти, о бого­слу­же­нии, обу­че­ние чте­нию на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, пению и так далее. Важно, чтобы чело­век оста­вался при Церкви и в Церкви.

Очень осто­рожно сле­дует вво­дить маль­чи­ков в алтарь. Вход маль­чика в алтарь дол­жен быть бла­го­го­вей­ным. До алтаря необ­хо­димо духовно дорасти. Сле­дует опа­саться при­вы­ка­ния к алтарю под­рост­ков, что чре­вато фари­сей­ским отно­ше­нием к рели­гии. По рас­ска­зам мит­ро­по­лита Воло­ко­лам­ского и Юрьев­ского Пити­рима на 2‑м Мос­ков­ском семи­наре кате­хи­за­то­ров, его отец не вво­дил своих сыно­вей в алтарь из-за боязни обвыкания.

Важен и морально-рели­ги­оз­ный настрой в дет­ских цер­ков­ных хорах. Задача любого цер­ков­ного хора (лика) – молитва и помощь в молитве при­сут­ству­ю­щим в храме. Между пес­но­пе­ни­ями нельзя допус­кать на кли­росе раз­го­воры, что часто наблю­да­ется в про­фес­си­о­наль­ных хорах, а ино­гда и в детских.

Общая хра­мо­вая молитва, актив­ное уча­стие в бого­слу­же­нии и любой общий труд на пользу Церкви сбли­жают людей. Таким тру­дом может быть уборка храма, при­хра­мо­вой тер­ри­то­рии, уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии и рестав­ра­ции храма. Для уча­щихся вос­крес­ных школ сле­дует орга­ни­зо­вы­вать сов­мест­ные чае­пи­тия, зав­траки. Все это спо­соб­ствует сов­мест­ному обще­нию, в кото­ром так нуж­да­ются дети и под­ростки. В этом нуж­да­ются и взрос­лые. Обыч­ное обще­ние под­рост­ков во дво­рах, на ули­цах, в под­ва­лах и на лест­нич­ных мар­шах почти все­гда имеет отри­ца­тель­ный резуль­тат. Такому обще­нию сле­дует про­ти­во­по­ста­вить обще­ние на пра­во­слав­ной основе. Для сбли­же­ния чле­нов при­хо­дов и уча­щихся вос­крес­ных школ и их рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния очень полезны лет­ние лагеря и палом­ни­че­ские поездки. Опыт орга­ни­за­ции таких лаге­рей име­ется в Смо­лен­ской епар­хии у мит­ро­по­лита Смо­лен­ского и Кали­нин­град­ского Кирилла, в Брат­стве во Имя Все­ми­ло­сти­вого Спаса (Москва, лагерь в Тута­еве) и других.

Семья может помо­гать или мешать мораль­ному воз­дей­ствию на ребенка цер­ков­ной школы. Боль­шин­ство роди­те­лей сами нуж­да­ются в кате­хи­за­ции наряду со сво­ими детьми. Мно­гие ходят в цер­ков­ные вос­крес­ные школы вме­сте с мла­ден­цами и под­рост­ками: мама и дочка молятся вме­сте. Но, веро­ятно, полезно остав­лять ино­гда детей без роди­тель­ского при­смотра, если у при­хода есть воз­мож­ность орга­ни­зо­вать спе­ци­аль­ные кружки для взрос­лых. В этих круж­ках сле­дует более углуб­ленно пре­по­да­вать взрос­лым основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния, про­во­дить беседы о домаш­ней церкви и хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии. Удобно, когда заня­тия с детьми и роди­те­лями про­во­дятся одно­вре­менно в раз­ных помещениях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки