Де́ва (греч. παρθένος) —
1) одно из обозначений Богородицы, подчёркивающее, что Она, в соответствии с данным Ей Богу обетом о сохранении девства, соблюдала его до Рождества Своего Сына, сохранила при Рождестве и после Рождества;
2) обозначение инокинь (монахинь) в раннехристианской Церкви, давших обет девства и сохранявших его во исполнение обета;
3) обозначение молодой женщины, не имевшей интимной близости с мужчиной.
Какими библейскими аргументами подтверждается истинность учения Церкви о приснодевстве Богородицы?
Подробно учение о приснодевстве Божьей Матери раскрыто в Предание Священном Предании. В Писании же мы встречаем несколько мест, указывающих на Её приснодевство.
О том, что Богородица родит Сына без нарушения девства, свидетельствовал, ещё во времена Ветхого Завета, пророк Божий Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).
В Предании Церкви это пророчество однозначно трактуется как указание на грядущее рождение Спасителя от Девы. Попытки ряда протестантских мыслителей интерпретировать этот фрагмент в том значении, что речь здесь идёт не о Деве, в строгом понимании, а всего лишь о молодой женщине, не имеют действительного основания. Данное пророчество было озвучено в чрезвычайных обстоятельствах и было связано с обетованием Божьим о сохранении Иерусалима, когда он был окружен полчищем врагов и, казалось, вот-вот должен был пасть. Пророчество указывало на необычайное знамение. А что необычайного в такой форме рождения, когда рожает молодая женщина?
О том, что пророчество Исаии относится именно к Богородице, и что оно в точности исполнилось, засвидетельствовано в Евангелии от Матфея (Мф.1:23).
В тексте Евангелия от Луки, в повествовании о Благовещении, Богородица прямо названа Девой (Лк.1:27), не знающей мужа (Лк.1:34). Здесь же сообщается, что зачатие и рождение Её Сына осуществится по особому действию Божьему, сверхъестественным способом (Лк.1:35).
Библейское указание о сохранении Богородицей девства после Рождества святые отцы видели в аллегорически представленных образах Божьей Матери:
- в образе запечатанной книги, которую не дано прочитать даже и умеющему читать (Ис.29:11-12);
- в образе Таинственного Храма, вратами которого пройдёт лишь Господь, но никто из людей не пройдёт, и врата сии не отворятся, будут затворены (Иез.44:1-3) (вспомним, что храмом в Священном Писании именуются и христиане (1Кор.3:16), Богородица же, в церковных песнопениях, именуется Храмом в особом значении, как носившая в утробе Сына Божьего, и как Пресвятая).
Цитаты о Деве
«Надлежало приготовить на земле Матерь Творца для воссоздания падшего, и притом Деву, дабы как первый человек был создан из девственной земли, так и воссоздание его должно было совершиться через Деву, и дабы рождение Создавшего было бессеменное».
свт. Фотий Константинопольский
«Как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы».
сщмч. Ириней Лионский
Литература по теме
- Христос: рождение от Девы Энциклопедия христианской апологетики
Комментировать