Дева

Де́ва (греч. παρθένος) — 1) одно из обо­зна­че­ний Бого­ро­дицы, под­чёр­ки­ва­ю­щее, что Она, в соот­вет­ствии с данным Ей Богу обетом о сохра­не­нии дев­ства, соблю­дала его до Рож­де­ства Своего Сына, сохра­нила при Рож­де­стве и после Рож­де­ства; 2) обо­зна­че­ние ино­кинь (мона­хинь) в ран­не­хри­сти­ан­ской Церкви, давших обет дев­ства и сохра­няв­ших его во испол­не­ние обета; 3) обо­зна­че­ние моло­дой жен­щины, не имев­шей интим­ной бли­зо­сти с муж­чи­ной.

***

Какими библейскими аргументами подтверждается истинность учения Церкви о приснодевстве Богородицы?

Подробно учение о прис­но­дев­стве Божьей Матери рас­крыто в Пре­да­ние Свя­щен­ном Пре­да­нии. В Писа­нии же мы встре­чаем несколько мест, ука­зы­ва­ю­щих на Её прис­но­дев­ство.

О том, что Бого­ро­дица родит Сына без нару­ше­ния дев­ства, сви­де­тель­ство­вал, ещё во вре­мена Вет­хого Завета, пророк Божий Исаия: «Се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» (Ис.7:14).

В Пре­да­нии Церкви это про­ро­че­ство одно­значно трак­ту­ется как ука­за­ние на гря­ду­щее рож­де­ние Спа­си­теля от Девы. Попытки ряда про­те­стант­ских мыс­ли­те­лей интер­пре­ти­ро­вать этот фраг­мент в том зна­че­нии, что речь здесь идёт не о Деве, в стро­гом пони­ма­нии, а всего лишь о моло­дой жен­щине, не имеют дей­стви­тель­ного осно­ва­ния. Данное про­ро­че­ство было озву­чено в чрез­вы­чай­ных обсто­я­тель­ствах и было свя­зано с обе­то­ва­нием Божьим о сохра­не­нии Иеру­са­лима, когда он был окру­жен пол­чи­щем врагов и, каза­лось, вот-вот должен был пасть. Про­ро­че­ство ука­зы­вало на необы­чай­ное зна­ме­ние. А что необы­чай­ного в такой форме рож­де­ния, когда рожает моло­дая жен­щина?

О том, что про­ро­че­ство Исаии отно­сится именно к Бого­ро­дице, и что оно в точ­но­сти испол­ни­лось, засви­де­тель­ство­вано в Еван­ге­лии от Матфея (Мф.1:23).

В тексте Еван­ге­лия от Луки, в повест­во­ва­нии о Бла­го­ве­ще­нии, Бого­ро­дица прямо названа Девой (Лк.1:27), не зна­ю­щей мужа (Лк.1:34). Здесь же сооб­ща­ется, что зача­тие и рож­де­ние Её Сына осу­ще­ствится по осо­бому дей­ствию Божьему, сверхъ­есте­ствен­ным спо­со­бом (Лк.1:35).

Биб­лей­ское ука­за­ние о сохра­не­нии Бого­ро­ди­цей дев­ства после Рож­де­ства святые отцы видели в алле­го­ри­че­ски пред­став­лен­ных обра­зах Божьей Матери:

  1. в образе запе­ча­тан­ной книги, кото­рую не дано про­чи­тать даже и уме­ю­щему читать (Ис.29:11–12);
  2. в образе Таин­ствен­ного Храма, вра­тами кото­рого прой­дёт лишь Гос­подь, но никто из людей не прой­дёт, и врата сии не отво­рятся, будут затво­рены (Иез.44:1–3) (вспом­ним, что храмом в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ются и хри­сти­ане (1Кор.3:16), Бого­ро­дица же, в цер­ков­ных пес­но­пе­ниях, име­ну­ется Храмом в особом зна­че­нии, как носив­шая в утробе Сына Божьего, и как Пре­свя­тая).
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки