Тест: Двунадесятые праздники

В этом тесте предлагаются вопросы для проверки своих знаний по истории и особенностям богослужений двунадесятых праздников.

  • 1. Среди двунадесятых праздников сколько Господских и сколько Богородичных праздников с точки зрения особенностей богослужения




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Господских праздников насчитывается семь:

    • Воздвижение Креста,
    • Рождество Христово,
    • Богоявление,
    • Вход Господень в Иерусалим,
    • Вознесение Господне,
    • Пятидесятница,
    • Преображение Господне.

    А Богородичных – пять:

    • Рождество Богородицы,
    • Введение Ее во храм,
    • Сретение Господне,
    • Благовещение Пресвятой Богородице,
    • Успение Богоматери.

    Основной критерий – отношение к воскресной службе: Господский праздник отменяет воскресное богослужение, Богородичный же, если случится в неделю, соединяется со службой Октоиха. Именно по этому признаку Богородичным считается Сретение Господне. Единственный нюанс – подвижный праздник Вознесения Господня всегда попадает в четверг, так что к нему этот критерий не может быть применим, однако в случае с Вознесением играют роль особенности богослужения, по которым данный праздник совпадает с остальными Господскими: антифоны на литургии, отмена «Блажен муж…», великий прокимен на вечерне и др.

  • 2. Когда понятие «двунадесятые праздники» стало использоваться в современном смысле (как обозначение праздников самого высокого статуса, имеющих сходные богослужебные особенности и уступающих только Пасхе по значимости)?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    В современном смысле понятие «двунадесятые праздники» стали использовать только в XIX веке, впервые оно встречается в книге Г. С. Дебольского «Дни богослужения Православной Церкви». До этого данное понятие в средние века использовали в иконографии и оно обозначало 12 событий евангельской истории (в том числе распятие и воскресение Христа); часть этих событий в современной Литургике двунадесятыми праздниками не считаются.

  • 3. Какие признаки присущи всем двунадесятым праздникам (то есть они характерны для всех/почти всех двунадесятых праздников, в том числе и для Богородичных)?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,6
    Верно!
    Комментарий:

    Признаков, по которым двунадесятые праздники отличаются от великих и бденных, всего 3: 1) на 9-й песни канона отменяется «Честнейшую» и поются мегалинарии праздника; 2) на литургии поется задостойник праздника; 3) у праздника есть предпразднство, попразднство и отдание. Все остальные особенности, перечисленные выше, присущи только праздникам Господским.

  • 4. Какие Господские двунадесятые праздники имеют входный стих на литургии «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам»?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Интересно, что указанных входный стих – единственный, который используется в богослужении сразу двух разных праздников: Богоявления и Входа Господня в Иерусалим.

  • 5. Какая богослужебная особенность характерна для всех Господских двунадесятых праздников и не встречается ни у одного праздника Богородичного?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Праздничные антифоны имеют все Господские двунадесятые праздники. В то же время великого прокимна нет у Входа Господня в Иерусалим, а входный стих и вводную фразу на отпусте имеет еще праздник Сретения Господня, который формально считается Богородичным. Кроме того, вводной фразы на отпусте нет у Воздвижения Креста Господня.

  • 6. Установите соответствие между праздником и количеством дней его попразднства.
    • Рождество Богородицы
    • Воздвижение Креста
    • Рождество Христово
    • Вознесение Господне
    • 6
    • 8
    • 7
    • 4
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    См. таблицу количества дней попразднства у различных праздников.

  • 7. Установите соответствие между днем кануна Рождества Христова (даты по старому стилю) и совершаемой литургией/ее отсутствием.
    • 22 декабря пятница
    • 24 декабря пятница
    • 24 декабря суббота
    • 25 декабря понедельник
    • Литургия свт. Василия Великого (без вечерни)
    • Литургия свт. Василия Великого с вечерней
    • Литургия свт. Иоанна Златоуста
    • Литургии не положено
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    Если навечерие Рождества Христова (24 декабря) случится в седмичный день, то в навечерие совершаются великие часы с изобразительными, затем – великая вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого. Если навечерие придется на субботу или воскресенье, великие часы с изобразительными переносятся на предшествующую празднику пятницу и в эту пятницу литургия отменяется. В навечерие праздника после вседневных часов совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, а на сам праздник — литургия свт. Василия Великого.

  • 8. Установите соответствие между праздником и количеством его паремий.
    • Рождество Христово
    • Крещение Господне
    • Благовещение Пресвятой Богородице
    • Преображение Господне
    • 8 паремий
    • 3 паремии
    • 13 паремий
    • 5 паремий
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    См. количество паремий на вечерне каждого праздника. Отметим, что праздник Благовещения Пресвятой Богородице имеет 5 паремий: 3 обычные Богородичные и 2 особые. В будние дни эти две группы паремий читаются раздельно, однако если праздник случится в субботу, неделю или на Светлой седмице, то все 5 паремий читаются подряд.

  • 9. Укажите все двунадесятые праздники, в которые положены две катавасии по каждой песни канона.









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4,7,9
    Верно!
    Комментарий:

    Для пения двух катавасий необходимо соблюдение сразу двух условий:

    1) праздник имеет два канона;

    2) на праздник поется «родная» катавасия (а не ирмосы другого праздника, как например, на Рождество Богородицы поётся катавасия Воздвижения).

    Из всех 12 праздников обоим условиям удовлетворяют 4: Рождество Христово, Богоявление, Пятидесятница, Успение Богородицы.

  • 10. В каком году впервые в истории был осуществлен перенос праздника Сретения Господня с понедельника 1-й седмицы Великого поста на Неделю сыропустную?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В нашем Типиконе есть спорная глава, которая предписывает переносить службу двунадесятого праздника Сретения Господня с 1-го дня Великого поста на Неделю сыропустную. Впервые эта глава появилась в издании Типикона 1682 года (в более ранних изданиях службу праздника не переносили, но совмещали с великопостной), а самый ранний случай, когда эта рубрика была применена на практике – 1915 год. В 2010 г. подобный перенос произошел во 2-й раз в истории.

  • 11. Какой Богородичный двунадесятый праздник имеет особый прокимен на утрене (а не стандартный «Помяну имя Твое…»)?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Пение особого прокимна «Слыши Дщи и виждь…» — яркая особенность богослужения праздника Введения во храм Богородицы.

  • 12. В каком случае на всенощном бдении малая ектения после полиелея (перед степенными антифонами) на практике произносится диаконом на амвоне?









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,5,8
    Верно!
    Комментарий:

    Обычно малая ектения после полиелея произносится в центре храма (потом уже диакон идет в алтарь за Евангелием). Однако если в конце утрени положен вынос Св. Креста и поклонение ему, полиелей на практике совершается в алтаре. Вынос Креста бывает 3 раза в году: на Воздвижение Креста, в Неделю Крестопоклонную и на праздник Происхождения Честных древ Креста (1 августа). При этом в первых двух случаях бдение положено всегда, тогда как 1 августа бдение совершается только в воскресный день (в будние дни – славословное богослужение).

  • 13. В какой двунадесятый праздник возможны 3 чтения на литургии?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Такая особенность характерна только для Рождества Богородицы из-за того, что в случае праздника в неделю это будет Неделя пред Воздвижением. Из-за этого читаются три апостольских и евангельских зачала: Недели пред Воздвижением, рядовое воскресное «под зачало» и праздника.

  • 14. Какое чудо, совершенное пророком Елисеем, упоминается в службах Кресту Господню (в канонах праздника Воздвижения Креста и в Неделю Крестопоклонную)?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Чудо с поднятием топора пророком Елисеем (4Цар.6:1–7) упоминается в службах в честь Креста: в канонах праздника Воздвижения (4-я песнь, 2-й тропарь) в каноне Недели Крестопоклонной (8-я песнь, 4-й тропарь). Идея в том, что древо, послужившее поднятию топора из глубин реки, стало прообразом Креста, которым Господь «вытащил» все человечество из пучины греха.

  • 15. В какие из перечисленных ниже двунадесятых праздников возможно совершение литургии святителя Василия Великого?










    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4,6
    Верно!
    Комментарий:

    Только в 3 праздника из списка двунадесятых возможно совершение литургии святителя Василия Великого: на Рождество Христово или Богоявление (если сам праздник случится в воскресенье или понедельник), на Благовещение Пресвятой Богородице, если праздник выпадет на тот день, когда литургия святителя Василия Великого положена по своему расписанию (недели 3-я – 5-я поста, Великий Четверг или Великая Суббота).

  • 16. Установите соответствие между случаем праздника Благовещения и количеством читаемых на вечерне в канун праздника паремий (считаются в том числе и паремии Триоди, а не только самого праздника).
    • Благовещение в понедельник 4-й – 6-й седмиц
    • Благовещение в недели 3-ю – 5-ю Великого поста
    • Благовещение в Великий Четверг
    • Благовещение в субботы 3-й – 6-й седмиц Четыредесятницы
    • Благовещение в Неделю Ваий
    • 5 паремий
    • 7 паремий
    • 8 паремий
    • 6 паремий
    • 3 паремии
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    В случае праздника в понедельник на вечерне читаются только 3 паремии самого праздника (обычные Богородичные).

    Если Благовещение случится во вторник – пятницу Великого поста, то читается 5 паремий: 2 Триоди и 3 праздника.

    Тоже 5 паремий читается в случае праздника в неделю, однако так как в Недели 3-ю – 5-ю в Триоди нет «своих» паремий, то читаются все 5 паремий только праздника.

    В субботы Четыредесятницы читается 7 паремий: 2 Триоди и 5 праздника (сначала читаются особые праздничные паремии, затем – обычные Богородичные).

    Наконец, в случае Благовещения в Неделю Ваий читается 8 паремий: 5 праздника и 3 Ваий.

  • 17. Учениками какого библейского древнего персонажа называются в тропарях канона праздника Рождества Христова посетившие родившегося Христа волхвы?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Волхвы, пришедшие поклониться Господу Иисусу, называются «учениками древнего волхва Валаама» (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона); маг и заклинатель Валаам в контексте праздника Рождества Христова интересен тем, что произнес пророчество о «звезде от Иакова» (2-я паремия великой вечерни праздника).

  • 18. В какой поместной Церкви в древности отделение праздника Рождества Христова от Богоявления произошло позднее других?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В Риме совместного празднования Рождества Христова и  Богоявления не было в принципе; в Константинополе разделение праздников произошло в IV веке, в Александрии – в V веке, в Иерусалиме – в VI веке (позже других).

  • 19. В какие субботы рождественско-богоявленского цикла догматик уходящего гласа отменяется?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Догматик уходящего гласа отменяется в субботу в период предпразднства, в субботу по Рождестве Христовом и в субботу пред Богоявлением (иногда субботы по Рождестве и пред Богоявлением могут совпадать). В субботу по Богоявлении, также в субботу пред Рождеством Христовым, если она случится до предпразднства, догматик гласа остается.

  • 20. Какие особенности богослужения характерны для предпразднства Рождества Христова и Богоявления в отличие от предпразднств других праздников?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Отмена догматика в субботу, также опущение канона Богородице на повечерии – характерные особенности предпразднств Рождества Христова и Богоявления, которые в предпразднствах других праздников не встречаются.

  • 21. Какой обычай в чине великого освящения воды практиковали в Русской Церкви во 2-й половине XVI – начале XVII века, однако он был запрещен Большим Московским Собором в 1666-1667 гг.?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Во 2-й половине XVI века в Русской Церкви утвердился обычай погружать в освящаемую воду пук зажженных свечей, а в текст молитвы «Велий еси Господи…» к троекратно произносимой фразе «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым» были добавлены слова «и огнем». В начале XVII справщик преподобный Дионисий Радонежский и его сотрудники исключили эти слова из текста Потребника, однако были обвинены в ереси. В 1625 году Патриарх Филарет после консультации с греческими Патриархами постановил исключить слова «и огнем» из чина великого освящения воды, но сама практика погружения свечей еще полвека оставалась в силе и была запрещена лишь на Большом Московском Соборе 1666–1667 годов.

  • 22. В какие двунадесятые праздники возможно совершение поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    На Благовещение поклоны совершаются всегда, если праздник случится в седмичные дни (понедельник – пятница) Великого поста. На Сретение Господне эти поклоны положены, если праздник случится в среду или пятницу сырной седмицы.

  • 23. Какой из перечисленных ниже Богородичных двунадесятых праздников может иметь входный стих на литургии?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Из перечисленных праздников входный стих может иметь только Благовещение, если случится в Неделю Ваий (в более ранних Уставах входный стих Благовещения произносили еще по субботам Четыредесятницы).

  • 24. Укажите, какие двунадесятые праздники существовали уже к концу IV века.







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,5,6
    Верно!
    Комментарий:

    Самый древний из перечисленных праздников – Пятидесятница. Богоявление и Рождество Христово возникли в III и IV веках. К концу IV века уже праздновали и Вознесение Господне – праздник упоминается в «Апостольских постановлениях». Благовещение и Преображение возникли не ранее V века. Что касается Воздвижения, то отдельный праздник появился примерно в VI веке, тогда как в IV – V вв. в Иерусалиме праздновали его «предтечу» – праздник Обновления храмов Мартириум и Воскресения. Характерным является свидетельство Прокла, архиеп. Константинополя (1-я половина V века), который перечисляет пять важнейших праздников года: Рождество Христово, Крещение, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа.

  • 25. Какой праздник имеет в день своего предпразднства трипеснец на утрене?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Интересной особенностью службы 5 августа является наличие трипеснца (1-я, 8-я и 9-я песни) на утрене.

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать

 

2 комментария

  • boga, 16.08.2025
    К вопросу 3, пункт 1: у праздника Входа Господня в Иерусалим нет ни предпразднства, ни попразднства, ни отдания.
    Ответить »
    • Свящ. Антоний Лунин ☦️, 17.08.2025
      Да, Вы правы.
      Но это исключение — и в вопросе его наличие оговаривается фразой «всех/почти всех праздников».
      Похожая ситуация еще бывает с праздником Сретения Господня — в некоторых случаях у него не бывает попразднства и отдания (если праздник выпадает на Неделю Сыропустную).
      Да хранит Вас Господь!
      Ответить »