Иисус. Историческое расследование — Юлия Латынина

Иисус. Историческое расследование — Юлия Латынина

(10 голосов4.6 из 5)

Библеист Юлия Латынина, или Сколько стоит накормить пять тысяч человек

Журналист и литератор Юлия Леонидовна Латынина, которая несколько раз «сжигала» Коперника, теперь решила стать библеистом. В новой книге она попыталась создать портрет «исторического Иисуса» и рассказала о своем видении истории первого поколения христиан.

«Многие из чудес Иисуса, собственно, в том и состоят, что они чудесным образом сотворяют то, что самый обычный человек может купить за деньги. Нет никакой проблемы закупить продовольствие для пикника на 5 тыс. человек ― чудо с раздачей хлебов заключается в том, что продовольствие явилось без денег?».

Юлия Латынина, «Иисус. Историческое расследование»

Основную идею исследователя можно пересказать в нескольких предложениях: Иисус Христос ― ессей и лидер боевой группы типа Усамы бен Ладена. «Боевое крыло» раннего иудеохристианства возглавлял апостол Иаков брат Господень. Христианские мученики и современные шахиды ― это свидетели веры и ее основные проповедники. Апостол Павел на самом деле был колдуном по имени Симон Волхв (это реальный персонаж, описанный в Деяниях святых апостолов). Канонические Евангелия скрывают от людей правду, а кем был «настоящий» Христос, можно понять, лишь сравнивая тексты из Талмуда, апокрифические евангелия и апокалипсисы и те редкие свидетельства античных авторов, которые не успела исказить Церковь за полторы тысячи лет своего господства над умами.

Заметим, что автор книги приводит довольно интересные цитаты и источники, а также коротко рассказывает об изучении Нового Завета за последние двести лет. Вот только качество анализа источников и корректность их отбора и комментирования ниже, чем у классика жанра Давида Фридриха Штрауса, который ещё в середине XIX века написал «Жизнь Иисуса». Уже тогда число попыток научного исследования текстов Нового завета шло на сотни. В наши же дни один человек не в состоянии не только прочитать все новинки в этой области, но и составить актуальную библиографию. Академик Сергей Аверинцев в одной из статей писал, что каждую минуту в мире появляется новый научный текст, посвященный Новому Завету.

Впрочем, Юлия Латынина говорит, что первый том ее книги ― не научный труд, а скорее расследование. Евангелие он сравнивает с речью адвоката, Талмуд ― с выступлением прокурора. Все бы хорошо, вот только автор явно играет на стороне обвинения и потому высказывает самые невероятные предположения. Вот, например, еще одна цитата из ее книги: «В «Деяниях апостолов» из истории последователей Иисуса вычеркнуто их огромное влияние, их воинственность и двоевластие, в которое погрузилась Палестина в это время, когда сикарии являлись на праздники в Иерусалим и «без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись также в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их»» (автор приводит отрывок из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия).

Сикарии ― это разбойники с изогнутыми ножами, по латинскому названию которых злодеи и получили свое название. Вот только Иосиф Флавий в своем отрывке (20 книга, 8 глава, 10 часть) ничего не говорит о тождестве разбойников и христиан. Это предположение Юлии Латыниной. Идея об огромном влиянии первого поколения христиан на события в Иудеи и всю историю Римской империи, конечно, звучит лестно, вот только сильно напоминает анекдот про еврея, читающего антисемитские газеты, чтобы узнать о всемогуществе своей нации.

Отметим, что многие мысли автора «расследования» уже высказывались: библейская критика, предполагающая реконструкцию «подлинных» событий Ветхого и Нового Заветов, ― дисциплина очень развитая. Например, конфликт между апостолом Павлом и другими лидерами общины первых христиан описан в Деяниях апостолов, но мало кто из исследователей готов к настолько радикальным выводам. Раннесредневековые апокрифы, предлагающие альтернативные биографии Христа и апостолов, тоже известны. Согласно им, скажем, апостол Андрей проповедовал в стране людоедов и даже смог сделать одного каннибала христианином, но в момент опасности на время вернул варвару природную свирепость. В результате преследователи были напуганы, и группа христиан смогла проповедовать дальше. По логике Юлии Латыниной, этот апокриф должен доказывать, что первые христиане были людоедами и могли на своих тайных собраниях пить кровь младенцев. В этом, кстати, христиан обвиняли античные авторы, вот только Юлия Леонидовна превращает любые гипотезы и подозрения в факты. Например, в Талмуде есть эпизод, где Христос в воздухе сражается с Иудой Искариотом и проигрывает ему ― автор книги тут же говорит, что «ранний Иисус летал».

На таких натяжках строится почти вся книга «Иисус. Историческое расследование». Следователь из Латыниной получился посредственным ― слишком много апломба и желания доказать одну из версий. А представления Юлии Леонидовны не только о новозаветных и средневековых временах, но даже о современной жизни в России далеки от реальности. Чтобы сегодня устроить скромный пикник на природе на пять тысяч человек с тремя большими бутербродами с рыбой и литром воды на каждого, нужно потратить от 200 (если вы не будете обращаться за помощью к организатору, а купите всё самостоятельно) до 500 (если помощь всё-таки понадобится) рублей на человека. Всего придется заплатить от одного до двух с половиной миллионов рублей. Вряд ли среди читателей нового «исторического расследования» есть много людей, готовых оплатить такой фуршет.

Андрей Зайцев

Интернет-журнал «Татьянин день»