Иисус. Историческое расследование — Юлия Латынина

Иисус. Историческое расследование — Юлия Латынина

(17 голосов4.5 из 5)

Библеист Юлия Латынина, или Сколько стоит накормить пять тысяч человек

Жур­на­лист и лите­ра­тор Юлия Лео­ни­довна Латы­нина, кото­рая несколько раз «сжи­гала» Копер­ника, теперь решила стать биб­ле­и­стом. В новой книге она попы­та­лась создать порт­рет «исто­ри­че­ского Иисуса» и рас­ска­зала о своем виде­нии исто­рии пер­вого поко­ле­ния христиан.

«Мно­гие из чудес Иисуса, соб­ственно, в том и состоят, что они чудес­ным обра­зом сотво­ряют то, что самый обыч­ный чело­век может купить за деньги. Нет ника­кой про­блемы заку­пить про­до­воль­ствие для пик­ника на 5 тыс. чело­век ― чудо с раз­да­чей хле­бов заклю­ча­ется в том, что про­до­воль­ствие яви­лось без денег?».

Юлия Латы­нина, «Иисус. Исто­ри­че­ское расследование»

Основ­ную идею иссле­до­ва­теля можно пере­ска­зать в несколь­ких пред­ло­же­ниях: Иисус Хри­стос ― ессей и лидер бое­вой группы типа Усамы бен Ладена. «Бое­вое крыло» ран­него иудео­хри­сти­ан­ства воз­глав­лял апо­стол Иаков брат Гос­по­день. Хри­сти­ан­ские муче­ники и совре­мен­ные шахиды ― это сви­де­тели веры и ее основ­ные про­по­вед­ники. Апо­стол Павел на самом деле был кол­ду­ном по имени Симон Волхв (это реаль­ный пер­со­наж, опи­сан­ный в Дея­ниях свя­тых апо­сто­лов). Кано­ни­че­ские Еван­ге­лия скры­вают от людей правду, а кем был «насто­я­щий» Хри­стос, можно понять, лишь срав­ни­вая тек­сты из Тал­муда, апо­кри­фи­че­ские еван­ге­лия и апо­ка­лип­сисы и те ред­кие сви­де­тель­ства антич­ных авто­ров, кото­рые не успела иска­зить Цер­ковь за пол­торы тысячи лет сво­его гос­под­ства над умами.

Заме­тим, что автор книги при­во­дит довольно инте­рес­ные цитаты и источ­ники, а также коротко рас­ска­зы­вает об изу­че­нии Нового Завета за послед­ние две­сти лет. Вот только каче­ство ана­лиза источ­ни­ков и кор­рект­ность их отбора и ком­мен­ти­ро­ва­ния ниже, чем у клас­сика жанра Давида Фри­дриха Штра­уса, кото­рый ещё в сере­дине XIX века напи­сал «Жизнь Иисуса». Уже тогда число попы­ток науч­ного иссле­до­ва­ния тек­стов Нового завета шло на сотни. В наши же дни один чело­век не в состо­я­нии не только про­чи­тать все новинки в этой обла­сти, но и соста­вить акту­аль­ную биб­лио­гра­фию. Ака­де­мик Сер­гей Аве­рин­цев в одной из ста­тей писал, что каж­дую минуту в мире появ­ля­ется новый науч­ный текст, посвя­щен­ный Новому Завету.

Впро­чем, Юлия Латы­нина гово­рит, что пер­вый том ее книги ― не науч­ный труд, а ско­рее рас­сле­до­ва­ние. Еван­ге­лие он срав­ни­вает с речью адво­ката, Тал­муд ― с выступ­ле­нием про­ку­рора. Все бы хорошо, вот только автор явно играет на сто­роне обви­не­ния и потому выска­зы­вает самые неве­ро­ят­ные пред­по­ло­же­ния. Вот, напри­мер, еще одна цитата из ее книги: «В “Дея­ниях апо­сто­лов” из исто­рии после­до­ва­те­лей Иисуса вычерк­нуто их огром­ное вли­я­ние, их воин­ствен­ность и двое­вла­стие, в кото­рое погру­зи­лась Пале­стина в это время, когда сика­рии явля­лись на празд­ники в Иеру­са­лим и “без труда резали тех, кого желали. Нередко они появ­ля­лись также в пол­ном воору­же­нии во враж­деб­ных им дерев­нях, гра­били и сжи­гали их”» (автор при­во­дит отры­вок из «Иудей­ских древ­но­стей» Иосифа Флавия).

Сика­рии ― это раз­бой­ники с изо­гну­тыми ножами, по латин­скому назва­нию кото­рых зло­деи и полу­чили свое назва­ние. Вот только Иосиф Фла­вий в своем отрывке (20 книга, 8 глава, 10 часть) ничего не гово­рит о тож­де­стве раз­бой­ни­ков и хри­стиан. Это пред­по­ло­же­ние Юлии Латы­ни­ной. Идея об огром­ном вли­я­нии пер­вого поко­ле­ния хри­стиан на собы­тия в Иудеи и всю исто­рию Рим­ской импе­рии, конечно, зву­чит лестно, вот только сильно напо­ми­нает анек­дот про еврея, чита­ю­щего анти­се­мит­ские газеты, чтобы узнать о все­мо­гу­ще­стве своей нации.

Отме­тим, что мно­гие мысли автора «рас­сле­до­ва­ния» уже выска­зы­ва­лись: биб­лей­ская кри­тика, пред­по­ла­га­ю­щая рекон­струк­цию «под­лин­ных» собы­тий Вет­хого и Нового Заве­тов, ― дис­ци­плина очень раз­ви­тая. Напри­мер, кон­фликт между апо­сто­лом Пав­лом и дру­гими лиде­рами общины пер­вых хри­стиан опи­сан в Дея­ниях апо­сто­лов, но мало кто из иссле­до­ва­те­лей готов к настолько ради­каль­ным выво­дам. Ран­не­сред­не­ве­ко­вые апо­крифы, пред­ла­га­ю­щие аль­тер­на­тив­ные био­гра­фии Хри­ста и апо­сто­лов, тоже известны. Согласно им, ска­жем, апо­стол Андрей про­по­ве­до­вал в стране людо­едов и даже смог сде­лать одного кан­ни­бала хри­сти­а­ни­ном, но в момент опас­но­сти на время вер­нул вар­вару при­род­ную сви­ре­пость. В резуль­тате пре­сле­до­ва­тели были напу­ганы, и группа хри­стиан смогла про­по­ве­до­вать дальше. По логике Юлии Латы­ни­ной, этот апо­криф дол­жен дока­зы­вать, что пер­вые хри­сти­ане были людо­едами и могли на своих тай­ных собра­ниях пить кровь мла­ден­цев. В этом, кстати, хри­стиан обви­няли антич­ные авторы, вот только Юлия Лео­ни­довна пре­вра­щает любые гипо­тезы и подо­зре­ния в факты. Напри­мер, в Тал­муде есть эпи­зод, где Хри­стос в воз­духе сра­жа­ется с Иудой Иска­ри­о­том и про­иг­ры­вает ему ― автор книги тут же гово­рит, что «ран­ний Иисус летал».

На таких натяж­ках стро­ится почти вся книга «Иисус. Исто­ри­че­ское рас­сле­до­ва­ние». Сле­до­ва­тель из Латы­ни­ной полу­чился посред­ствен­ным ― слиш­ком много апломба и жела­ния дока­зать одну из вер­сий. А пред­став­ле­ния Юлии Лео­ни­довны не только о ново­за­вет­ных и сред­не­ве­ко­вых вре­ме­нах, но даже о совре­мен­ной жизни в Рос­сии далеки от реаль­но­сти. Чтобы сего­дня устро­ить скром­ный пик­ник на при­роде на пять тысяч чело­век с тремя боль­шими бутер­бро­дами с рыбой и лит­ром воды на каж­дого, нужно потра­тить от 200 (если вы не будете обра­щаться за помо­щью к орга­ни­за­тору, а купите всё само­сто­я­тельно) до 500 (если помощь всё-таки пона­до­бится) руб­лей на чело­века. Всего при­дется запла­тить от одного до двух с поло­ви­ной мил­ли­о­нов руб­лей. Вряд ли среди чита­те­лей нового «исто­ри­че­ского рас­сле­до­ва­ния» есть много людей, гото­вых опла­тить такой фуршет.

Андрей Зай­цев? Интер­нет-жур­нал “Татья­нин день”

***

Комментарий библеиста Глеба Ястребова

Про­сили про­ком­мен­ти­ро­вать книгу Латы­ни­ной. Книга назы­ва­ется “Иисус”, но до Еван­ге­лий она дохо­дит только в 8‑й главе, уде­ляя им очень мало вни­ма­ния, а до этого пере­ска­зы­вает исто­рию Изра­иля. Эта пер­вая часть книги — во мно­гом кон­спект заин­те­ре­со­вав­ших ее науч­ных работ (где-то маги­страль­ных, где-то маргинальных).

Пишет с инто­на­цией раз­об­ла­чи­теля, но ее пред­став­ле­ния об ИСТОКАХ Изра­иля, ско­рее, кон­сер­ва­тивны. Изла­гая доку­мен­тар­ную гипо­тезу, шпа­рит по Фрид­ману: он ей нра­вится настолько, что она назы­вает его “луч­шим биб­ле­и­стом совре­мен­но­сти”. Обсуж­дая исход, начи­нает с цени­мого ей Фин­кель­ш­тейна, но, не давая чита­телю вку­сить всю меру его скеп­ти­цизма, быстро пере­ска­ки­вает к ста­рой ста­тье Зер­таля (1985 г.) и и с инто­на­цией южного бап­ти­ста объявляет:

“Почему для нас так важен алтарь на горе Гебал? Потому что он под­твер­ждает легенду об Исходе… Алтарь на горе Гебал — это наше важ­ней­шее под­твер­жде­ние суще­ство­ва­ния Мои­сея. Это, в пере­воде с архео­ло­ги­че­ского, над­пись: «Здесь был Иисус Навин»”.

Поми­луйте, Юлия Лео­ни­довна, 2018 год на дворе, еван­ге­лики и то осто­рож­нее. Даже кон­сер­ва­тив­ней­ший Кит­чен в своей моно­гра­фии выно­сит по этому алтарю вер­дикт non liquet. Даже в NIVAC пишут, что сие сомни­тельно. Уже не говоря об остальных.

Но мадам заду­мала “обсуж­де­ние фан­та­сти­че­ской био­гра­фии Мои­сея” “кол­дуна и сына бога”) в дру­гой книге. Понятно, что на науч­ной базе такое невоз­можно, и в осто­рожно-скеп­ти­че­ском кли­мате ака­де­ми­че­ского мейн­стрима Латы­ни­ной про­сто скучно.

Позна­ния в иврите явно нуле­вые, но дер­жится с аплом­бом и время от вре­мени объ­яс­няет (не все­гда верно), где и как надо переводить.

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Редактор, 16.06.2020

    Мне­ние свя­щен­ника о книге Юлии Латы­ни­ной: Иисус. Исто­ри­че­ское рас­сле­до­ва­ние. Часть 2:
    https://youtu.be/XqkZ0J3rpek

    Ответить »
  • Администратор, 30.01.2019

    Выпус­ка­ю­щий редак­тор жур­нала “Вода Живая” Тимур Щукин:

    “Базо­вая уста­новка книги Латы­ни­ной (посмот­рел анно­та­цию) заклю­ча­ется в том, что Иисус был лиде­ром наци­о­на­ли­сти­че­ской агрес­сив­ной секты, а потом при­шел апо­стол Павел, кото­рый при­ду­мал рели­гию любви в ее нынеш­нем виде.

    Если вам когда-нибудь при­дется эту книгу обсуж­дать, запомните:

    1. Посла­ния Павла дати­ру­ются более ран­ним вре­ме­нем, чем Еван­ге­лия, хотя, воз­можно, совре­менны неко­то­рым источ­ни­кам Еван­ге­лий. Сле­до­ва­тельно, это еван­ге­ли­сты могли пере­де­лать апо­стола Павла, а не наоборот.
    2. В сочи­не­ниях апо­стола Павла очень мало парал­ле­лей с еван­гель­ской тра­ди­цией (в чисто исто­рико-лите­ра­тур­ном смысле). Более того, его зна­ния об исто­ри­че­ском Иисусе мини­мальны. Сле­до­ва­тельно, он не мог быть источ­ни­ком и ини­ци­а­то­ром фор­ми­ро­ва­ния образа “Иисуса Еван­ге­лий”. Этот образ фор­ми­ро­вался кру­гом дру­гих уче­ни­ков (и уче­ни­ков уче­ни­ков) Иисуса, кото­рые опи­ра­лись на лич­ную память о Нем.
    3. При этом у нас нет ника­ких дан­ных о том, что Павел пытался редак­ти­ро­вать те (пусть мини­маль­ные) сви­де­тель­ства об исто­ри­че­ском Иисусе, кото­рые он все же полу­чал от Его уче­ни­ков. Сле­до­ва­тельно, он сам себя ника­ким рефор­ма­то­ром не ощущал.
    4. Между Пав­лом, Еван­ге­ли­стами (Иоан­ном и Синоп­ти­ками), а также дру­гими авто­рами ново­за­вет­ных тек­стов, конечно, есть рас­хож­де­ния фак­то­ло­ги­че­ского, куль­турно-язы­ко­вого, даже бого­слов­ского плана. Но нет ника­ких (ВООБЩЕ НИКАКИХ) сви­де­тельств о том, что на уровне лиде­ров ран­не­хри­сти­ан­ской общины шла хоть какая-то дис­кус­сия вокруг теку­щей поли­ти­че­ской повестки. А это было бы невоз­можно, если бы на каком-то этапе жизни ран­не­хри­сти­ан­ской общины про­изо­шла ее рез­кая деполитизация”.

    Источ­ник: https://www.facebook.com/timur.schuckin/posts/2442780062403552

    ***
    И мне­ние священника:

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки