Лебединая песнь  — Ирина Головкина (Римская-Корсакова)

Лебединая песнь — Ирина Головкина (Римская-Корсакова)

(182 голоса4.1 из 5)

Оглав­ле­ние

Пре­ди­сло­вие автора
Пре­ди­сло­вие внука автора
Часть пер­вая
Глава пер­вая
Глава вто­рая
Глава тре­тья
Глава чет­вер­тая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седь­мая
Глава вось­мая
Глава девя­тая
Глава деся­тая
Глава один­на­дца­тая
Глава две­на­дца­тая
Глава три­на­дца­тая
Глава четыр­на­дца­тая
Глава пят­на­дца­тая
Глава шест­на­дца­тая
Глава сем­на­дца­тая
Глава восем­на­дца­тая
Глава девят­на­дца­тая
Глава два­дца­тая
Глава два­дцать первая
Глава два­дцать вторая
Глава два­дцать третья
Глава два­дцать четвертая
Глава два­дцать пятая
Глава два­дцать шестая
Глава два­дцать седьмая
Глава два­дцать восьмая
Глава два­дцать девятая
Часть вто­рая
Глава пер­вая
Глава вто­рая
Глава тре­тья
Глава чет­вер­тая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седь­мая
Глава вось­мая
Глава девя­тая
Глава деся­тая
Глава один­на­дца­тая
Глава две­на­дца­тая
Глава три­на­дца­тая
Глава четыр­на­дца­тая
Глава пят­на­дца­тая
Глава шест­на­дца­тая
Глава сем­на­дца­тая
Глава восем­на­дца­тая
Глава девят­на­дца­тая
Глава два­дца­тая
Глава два­дцать первая
Глава два­дцать вторая
Глава два­дцать третья
Глава два­дцать четвертая
Глава два­дцать пятая
Глава два­дцать шестая
Глава два­дцать седьмая
Глава два­дцать восьмая
Глава два­дцать девятая
Глава трид­ца­тая
Глава трид­цать первая
Глава трид­цать вторая
Глава трид­цать третья
Часть тре­тья
Глава пер­вая
Глава вто­рая
Глава тре­тья
Глава чет­вер­тая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седь­мая
Глава вось­мая
Глава девя­тая
Глава деся­тая
Глава один­на­дца­тая
Глава две­на­дца­тая
Глава три­на­дца­тая
Глава четыр­на­дца­тая
Глава пят­на­дца­тая
Глава шест­на­дца­тая
Глава сем­на­дца­тая
Глава восем­на­дца­тая
Глава девят­на­дца­тая
Глава два­дца­тая
Глава два­дцать первая
Глава два­дцать вторая
Глава два­дцать третья
Глава два­дцать четвертая
Глава два­дцать пятая
Глава два­дцать шестая

Предисловие автора

В этом про­из­ве­де­нии нет ни одного выду­ман­ного факта – такого, кото­рый не был бы мною почерп­нут из окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти 30‑х и 40‑х годов.

И.В. Голов­кина. 1957–1962 гг.

Предисловие внука автора

Автор этой книги – чело­век нелег­кой и тра­ги­че­ской судьбы. Да и могли ли быть в Рос­сии, в XX веке, лег­кие судьбы? Рево­лю­ция, годы тер­рора, война нанесли людям неза­жи­ва­ю­щие раны, кото­рые не лечило время. Жизнь текла под зна­ком без­на­деж­но­сти: ста­рого не воро­тишь, новое во всех его про­яв­ле­ниях не при­ни­мает душа. Сердце оста­лось в той, ста­рой Рос­сии. Ее образ, отда­лен­ный несколь­кими деся­ти­ле­ти­ями кош­мара, ассо­ци­и­ро­вался с дет­ством, мир­ной, соглас­ной, гар­мо­нич­ной жиз­нью, где все было так, как должно быть у людей. Все иска­же­ния, неспра­вед­ли­во­сти про­шлого блед­нели, про­сто рас­тво­ря­лись перед лицом раз­ра­зив­шихся вдруг катаклизмов.

Ирина Вла­ди­ми­ровна Голов­кина, урож­ден­ная Тро­иц­кая, роди­лась 6 июня 1904 года (по новому стилю) в петер­бург­ской дво­рян­ской семье. Собы­тие это про­изо­шло в име­нии Вечаша, в Псков­ской губер­нии. Дом и усадьбу име­ния много лет сни­мал как дачу дедушка Ирины Вла­ди­ми­ровны по мате­рин­ской линии, вели­кий рус­ский ком­по­зи­тор Нико­лай Андре­евич Рим­ский-Кор­са­ков. В Вечаше Нико­лай Андре­евич напи­сал семь из своих пят­на­дцати опер. В те дни, когда роди­лась оче­ред­ная внучка, ком­по­зи­тор рабо­тал над «Ска­за­нием о неви­ди­мом граде Китеже и деве Фев­ро­нии». Эта опера стала наи­бо­лее зна­чи­мой для Ирины Вла­ди­ми­ровны и, впо­след­ствии, для чле­нов ее соб­ствен­ной семьи.

В зим­нее время семья Рим­ских-Кор­са­ко­вых пере­би­ра­лась в Петер­бург, в дом 28 на Заго­род­ном про­спекте. Роди­тели Иры Тро­иц­кой, Вла­ди­мир Пет­ро­вич и София Нико­ла­евна, урож­ден­ная Рим­ская-Кор­са­кова, сни­мали квар­тиру в том же доме, где жил и Нико­лай Андре­евич. София Нико­ла­евна была чрез­вы­чайно при­вя­зана к отцу, помо­гала ему в работе, пере­пи­сы­вая бес­ко­неч­ные ноты, и даже участ­во­вала в состав­ле­нии либ­ретто к опере «Кащей бес­смерт­ный». Она хорошо пела, но до кон­чины Нико­лая Андре­евича выхо­дить на сцену не осме­ли­ва­лась. Кажется, лишь в 1914 году в газе­тах впер­вые напе­ча­тали корот­кое, но лест­ное резюме о ее выступлении.

Вла­ди­мир Пет­ро­вич в свое время закон­чил юри­ди­че­ский факуль­тет Санкт-Петер­бург­ского Уни­вер­си­тета и слу­жил по своей спе­ци­аль­но­сти. Его отцом был гене­рал Петр Архи­по­вич Тро­иц­кий – участ­ник несколь­ких воен­ных кам­па­ний, в том числе рус­ско-турец­кой войны 1877–1878 годов, где он еще в чине пол­ков­ника оса­ждал город Плевну. У Вла­ди­мира Пет­ро­вича были заме­ча­тель­ные сестры. Одна из них, Евге­ния Пет­ровна Тро­иц­кая, закон­чила Меди­цин­ский инсти­тут в Милане, затем жен­ский Меди­цин­ский инсти­тут в Петер­бурге и отпра­ви­лась на долж­ность зем­ского врача в сибир­скую деревню, где про­вела пять лет до начала 1‑й Миро­вой войны. Такие люди ста­но­ви­лись иде­а­лом для под­рас­та­ю­щей Ирины Троицкой.

По сло­вам бабушки, годы до рево­лю­ции 1917-го были счаст­ли­вей­шими вре­ме­нами ее жизни. Наступ­ле­ние каж­дого нового дня напол­няло ее радо­стью. В 1907 году Нико­лай Андре­евич Рим­ский-Кор­са­ков купил име­ние Любенск, кото­рое нахо­ди­лось возле Вечаши, на рас­сто­я­нии при­мерно одной вер­сты. С этого вре­мени сильно раз­рос­ша­яся семья ком­по­зи­тора стала про­во­дить лет­ний сезон уже здесь.

Пер­вые осо­знан­ные вос­по­ми­на­ния о при­роде, кото­рую Ирина Вла­ди­ми­ровна очень любила и за кото­рой все­гда зорко наблю­дала, отно­сятся к окрест­но­стям Любен­ска. Научив­шись читать и писать, девочка стала вести днев­ники, кото­рые напол­ни­лись мно­го­чис­лен­ными све­де­ни­ями о цве­тах, рас­цвет­ших в такой-то день и про­из­рас­тав­ших в таких-то усло­виях, о раз­но­об­раз­ных видах птиц, при­ле­тев­ших такого-то числа и свив­ших себе гнезда в усадьбе. Все дере­вья и гнезда на них были пере­счи­таны и нахо­ди­лись под дет­ским наблю­де­нием. Пове­де­ние коров, собак, индю­ков под­вер­га­лось пси­хо­ло­ги­че­скому осмыс­ле­нию. Поло­же­ние живот­ных нахо­дило живой отклик в душах Ирины и Люд­милы Тро­иц­ких и их кузе­нов. В днев­ни­ках содер­жа­лось немало опи­са­ний раз­ных хозяй­ствен­ных дел и заня­тий. Опи­сы­ва­ется, напри­мер, семи­поль­ная система посе­вов, спо­соб пере­садки пчел в дру­гой улей, сено­кос и так далее. В наше время эти рас­сказы две­на­дца­ти­лет­ней девочки чита­ются как что-то весьма позна­ва­тель­ное и вме­сте с тем тро­га­тель­ное, а ино­гда забавное.

Пробы пера не огра­ни­чи­лись одними днев­ни­ками. Под впе­чат­ле­нием уви­ден­ного и пере­жи­ва­е­мого появи­лись попытки писать худо­же­ствен­ные сочи­не­ния. Одно из них под назва­нием «Кре­стья­ночки» вклю­чает около два­дцати глав-«картинок», объ­еди­нен­ных общим сюже­том, и повест­вует о жизни кре­стьян­ских и поме­щи­чьих дево­чек. Повесть напи­сана с натуры: так и виден Любенск; речь детей и взрос­лых, кре­стьян и бары­шень типична. Про­из­ве­де­ние было напе­ча­тано в домаш­них усло­виях в 1919 году.

В Пет­ро­граде, в зим­нее время года, бабушка с млад­шей сест­рой Люд­ми­лой посе­щали гим­на­зию Сто­ю­ни­ной, «в двух шагах от дома» на Каби­нет­ской улице (ныне ул.

Правды). Рядом с жен­ской гим­на­зией, на дру­гой сто­роне улицы, на углу Каби­нет­ской и Ива­нов­ской улицы (ныне Соци­а­ли­сти­че­ской), нахо­ди­лась муж­ская гим­на­зия (ныне школа № 321), где учи­лись внуки Сто­ю­ни­ной: Борис и Вла­ди­мир Лос­ские, сыно­вья извест­ного рус­ского фило­софа. Борис и Ирина были сверст­ни­ками, часто встре­ча­лись на дет­ских празд­ни­ках и про­сто на улице, когда выхо­дили из стен своих гим­на­зий. В 1922 году семью Лос­ских вме­сте с семьями дру­гих круп­ней­ших уче­ных и фило­со­фов выслали из Рос­сии. Бабушка ходила про­во­жать их паро­ход, чтобы про­ститься с дру­гом дет­ства. Могли ли они думать, что их пути снова пере­се­кутся уже в 60‑е годы? Борис Нико­ла­е­вич участ­во­вал во фран­цуз­ском дви­же­нии Сопро­тив­ле­ния, сидел в фашист­ском конц­ла­гере и выжил, бабушка уце­лела в годы мас­со­вых репрес­сий и бло­кады. Ни о какой пере­писке в эти деся­ти­ле­тия не могло идти и речи. Письма, дру­же­ствен­ные визиты воз­об­но­ви­лись с сере­дины 60‑х годов и про­дол­жи­лись вплоть до 90‑х.

Стр. 1 из 326 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

18 комментариев

  • Любовь, 18.07.2020

    Потря­са­ю­щее произведение!

    Ответить »
  • Татьяна, 17.04.2019

    Книга по сюжету дей­стви­тельно тяже­лая, но чита­ется и пере­чи­ты­ва­ется вза­хлеб. Стала моей настоль­ной (точ­нее, наплан­шет­ной). Потря­са­юще чест­ная — вроде бы о судьбе “недо­би­тых” дво­рян, исто­ри­че­ских муче­ни­ков, но они там пока­заны как есть, не в “белых поль­тах” (да и не только они). Герои ста­но­вятся почти близ­кими людьми — не остав­ляет мысль: а что же будет с Ёлоч­кой и детьми Олега через 4 года? Война на пороге, ленин­град­ская бло­када… Так и вижу, как Слав­чика и Соню везут по “дороге жизни”, а Ёлочку — в роли воен­врача… Эх, напи­сал бы кто-нибудь сиквел к роману! У кого хва­тит таланта и зна­ния истории…

    Ответить »
  • Ирина, 05.12.2018

    Про­чи­тала роман в начале 90‑х в ж.“Новый мир”. Про­шли деся­ти­ле­тия, а я не могу прийти в себя. Это моя настоль­ная книга. Внучку назвала Ксе­нией, в честь Аси. Пусть будет земля пухом всем мно­го­стра­даль­ным на веки вечные.

    Ответить »
    • Татьяна, 17.04.2019

      Боюсь оскор­бить кого-то в луч­ших чув­ствах, но все­об­щего вос­хи­ще­ния Асей я не раз­де­ляю. Да, свет­лая, ода­рен­ная девочка… но своей бес­по­мощ­но­стью и непрак­тич­но­стью в какой-то момент начи­нает про­сто воз­му­щать. Аси хороши в мир­ное время — а в эпоху пере­мен нужны такие “дубы”, как Ёлочка (изви­ните за калам­бур), они не сло­ма­ются и не поте­ря­ются. На них только и можно опереться.

      Ответить »
  • Ксения, 27.02.2018

    Читала книгу в печат­ном вари­анте, при­об­ре­тен­ной  в Тро­ице Сер­ге­ев­ной Лавре, там все неточ­но­сти исправ­лены в снос­ках.  При­со­еди­ня­юсь ко всем ска­зан­ным сло­вам. Книга потрясла!!!Упокой Гос­поди душу автора Ирины и всех почив­ших во дни гонений.

    Ответить »
  • Любовь, 04.09.2017

    При­со­еди­ня­юсь ко всем отзы­вам. Счи­таю этот роман подви­гом автора. Однако, допол­няю заме­чен­ное Свет­ла­ной. Сер­гей из ссылки шлёт Нине романс со сло­вами: «Ты
    сей­час далеко-далеко, между нами леса и снега… До тебя мне дойти не легко, а до смерти – четыре шага!». “Зем­лянка” напи­сана в 1943.  Ёлочка году при­мерно в 1930 запи­сы­вает: “Есе­нин и Цве­та­ева кон­чили само­убий­ством”.  Жизнь Цве­та­е­вой обо­рва­лась в 1941. Почему этого не заме­тили её современники?

    Ответить »
    • Татьяна, 17.04.2019

      Любовь, это назы­ва­ется ана­хро­низм. Когда ради рас­кры­тия образа писа­тель жерт­вует точ­но­стью фак­тов. Кстати, никто не заме­тил самого вопи­ю­щего ана­хро­низма в книге? Дей­ствие закан­чи­ва­ется в ноябре 37 года. Физи­че­ские пытки на допро­сах нач­нут при­ме­няться месяц спу­стя. А у Голов­ки­ной они вовсю идут чуть ли не с 29-го. По исто­ри­че­ской логике — Лёлю должны были бы дер­жать на “кон­вей­ере”, пытать мно­го­днев­ной бес­сон­ни­цей, но не изби­вать. “Вре­мена были еще веге­та­ри­ан­ские” (Ахма­това).

      Ответить »
  • Надежда, 13.07.2017

    Потря­сена кни­гой, читала не отрываясь.
    Так вот она, обрат­ная сто­рона медали!
    Сколько немыс­ли­мых испытаний…
    Мы живем в Раю!
    Наше нытье не уместно ни коим образом!

    Ответить »
  • Ольга, 01.07.2017

    Книгу читала вза­хлеб, ночами. Кра­си­вые, бла­го­род­ные чув­ства, чистые души, тра­гизм судеб. Книга не оста­вит рав­но­душ­ным. Страш­ное было время, но для чего-то нужное.

    Ответить »
  • Светлана, 19.11.2015

    Читаю. Пере­жи­ваю вме­сте с героями.
    Сму­тило, как в этом году (кажется это 30 е годы)Могла зву­чать песня “Тем­ная ночь”? Цитата: “Через при­от­кры­тую дверь донес­лись звуки радио; муж­ской голос пел: «Тем­ная ночь… ты, люби­мая, знаю, не спишь, и у дет­ской кро­ватки тайком…»
    «Тём­ная ночь» — лири­че­ская песня, напи­сан­ная ком­по­зи­то­ром Ники­той Бого­слов­ским и поэтом Вла­ди­ми­ром Ага­то­вым в 1943 году для фильма «Два бойца».

    Ответить »
  • любовь владимировна, 22.01.2015

    Спа­сибо!!!! Книга потрясающая!

    Ответить »
  • zinaida, 01.12.2014
  • Маргарита, 04.11.2014

    Потря­са­ю­щая книга! Про­пла­кала над всей тре­тьей частью.

    Ответить »
  • Герман, 03.11.2014

    Страш­ная книга. И стран­ная. Дико, вопи­юще субъ­ек­тив­ная. Однако же, пре­дельно искрен­няя. За что, пожа­луй, можно и субъ­ек­тив­ность про­стить. Согла­шусь, что она посиль­нее “Архи­пе­лага”. Судить о худо­же­ствен­ных досто­ин­ствах не берусь, а вот фак­ти­че­ской сто­роне повест­во­ва­ния, как про­фес­си­о­наль­ный исто­рик, рискну поста­вить самую высо­кую оценку. Хотя сму­щает упо­ми­на­ние об эва­ку­а­ции Смоль­ного в Харь­ков. Не смог найти доку­мен­таль­ного под­твер­жде­ния. Знаю, что Бело­сток­ский инсти­тут к нам эва­ку­и­ро­вали. И то, что слу­чи­лось с его вос­пи­тан­ни­цами, сильно напо­ми­нает опи­сан­ное в романе. Очень инте­ре­сует, был ли реаль­ный про­то­тип у такого пер­со­нажа, как Вяче­слав Коноп­лян­ни­ков. Шибко уж он дидак­ти­чен. Кажется, что автор его спе­ци­ально при­ду­мала, дабы не обви­нили в тоталь­ном очер­не­нии “крас­ных”. Эда­кая дань объ­ек­тив­но­сти. Однако же, сим­па­тич­ным получился.

    Ответить »
  • Ирина Самойлова, 26.09.2014

    Читала это про­из­ве­де­ние 15 лет назад, в жур­нале ” Новый мир”. Много раз хотеле пере­чи­тать, но не могла найти. Сего­дня отис­кала в интер­нете и счаст­лива. Глу­бо­кое, беру­щее за душу про­из­ве­де­ние, даю­щее понять жизнь людей в ту пору, когда в Рос­сии тво­ри­лась смута, когда люди не знали, чем закон­чится этот день. Целый кусок исто­рии, начи­ная с 1912–1914 года и вплоть до Вели­кой оте­че­ствен­ной войны, покрыт мра­ком. По кру­пи­цам, бла­го­даря таким про­из­ве­де­ниям, начи­на­ешь пони­мать, как жила Россия.

    Ответить »
  • Фотиния, 29.06.2014

    СПАСИБО!

    Ответить »
  • Алевтина Алексеевна, 07.05.2014

    Эта книга потрясла меня ! Боже мой, какое благородство,светлый ум и кре­пость духа были у ушед­шего ‚вер­нее уни­что­жен­ного, поко­ле­ния. Осо­бенно Ася ! Почему то думала, что таких людей не бывает на свете, ока­зы­ва­ется были , а может быть и есть?
    Да про­стит меня А. И. Сол­же­ни­цын, но эта книга силь­нее “Архи­пе­лага Гулага”
    С ува­же­нием к автору Ирине Голов­ки­ной ( Римской-Корсаковой )
    Алев­тина Алексеевна.

    Ответить »
    • НАТАЛЬЯ, 04.12.2017

      …да были люди в наше время..не то что нынеш­нее племя. Архи­пе­лаг не читала, но эта книга — чудо. Ото­рваться не могла…постоянно думала о своих детях, о сего­дняш­нем поко­ле­нии моло­дежи. К сожа­ле­нию сего­дня нет таких людей..это очень огор­чает потому, что их не будет больше нико­гда. Нет, исклю­че­ния без­условно есть все­гда и везде, но загу­бить такое коли­че­ство интел­ле­гент­ных, ода­рен­ных, высо­ко­ода­рен­ных, высо­ко­куль­тур­ных людей!!!??? Такая утрата не вос­пол­нима. Автор — одна из них. Сей­час такую книгу, фильм, спек­такль никто не напи­шет, не сни­мет, не сыг­рает. Цар­ство небес­ное автору! Гос­поди спаси сохрани!

       

      Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки