<span class=bg_bpub_book_author>Толстой А.Н.</span><br>Золотой ключик, или Приключения Буратино

Толстой А.Н.
Золотой ключик, или Приключения Буратино

(159 голосов3.8 из 5)

Оглавление

Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом

Дав­ным-давно в городке на берегу Сре­ди­зем­ного моря жил ста­рый сто­ляр Джу­зеппе, по про­зва­нию Сизый Нос.

Одна­жды ему попа­лось под руку полено, обык­но­вен­ное полено для топки очага в зим­нее время.

— Непло­хая вещь, — ска­зал сам себе Джу­зеппе, — можно сма­сте­рить из него что-нибудь вроде ножки для стола…

Джу­зеппе надел очки, обмо­тан­ные бечев­кой, — так как очки были тоже ста­рые, — повер­тел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начал тесать, чей-то необык­но­венно тонень­кий голо­сок пропищал:

— Ой-ой, потише, пожалуйста!

Джу­зеппе сдви­нул очки на кон­чик носа, стал огля­ды­вать мастер­скую, — никого…

Он загля­нул под вер­стак, — никого…

Он посмот­рел в кор­зине со струж­ками, — никого…

Он высу­нул голову за дверь, — никого на улице…

«Неужели мне почу­ди­лось? — поду­мал Джу­зеппе. — Кто бы это мог пищать?..»

Он опять взял топо­рик и опять, — только уда­рил по полену…

— Ой, больно же, говорю! — завыл тонень­кий голосок.

На этот раз Джу­зеппе испу­гался не на шутку, у него даже вспо­тели очки… Он осмот­рел все углы в ком­нате, залез даже в очаг и, свер­нув голову, долго смот­рел в трубу.

— Нет никого…

«Может быть, я выпил чего-нибудь непод­хо­дя­щего и у меня зве­нит в ушах?» — раз­мыш­лял про себя Джузеппе…

Нет, сего­дня он ничего непод­хо­дя­щего не пил… Немного успо­ко­ясь, Джу­зеппе взял руба­нок, стук­нул молот­ком по зад­ней его части, чтобы в меру — не слиш­ком много и не слиш­ком мало — вылезло лез­вие, поло­жил полено на вер­стак и только повел стружку…

— Ой, ой, ой, ой, слу­шайте, чего вы щип­ле­тесь? — отча­янно запи­щал тонень­кий голосок…

Джу­зеппе уро­нил руба­нок, попя­тился, попя­тился и сел прямо на пол: он дога­дался, что тонень­кий голо­сок шел изнутри полена.

Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло

В это время к Джу­зеппе зашел его ста­рин­ный при­я­тель, шар­ман­щик, по имени Карло.

Когда-то Карло в широ­ко­по­лой шляпе ходил с пре­крас­ной шар­ман­кой по горо­дам и пением и музы­кой добы­вал себе на хлеб.

Сей­час Карло был уже стар и болен, и шар­манка его давно сломалась.

— Здрав­ствуй, Джу­зеппе, — ска­зал он, зайдя в мастер­скую. — Что ты сидишь на полу?

— А я, видишь ли, поте­рял малень­кий вин­тик… Да ну его! — отве­тил Джу­зеппе и поко­сился на полено. — Ну, а ты как живешь, старина?

— Плохо, — отве­тил Карло. — Все думаю — чем бы мне зара­бо­тать на хлеб… Хоть бы ты мне помог, посо­ве­то­вал бы, что ли…

— Чего проще, — ска­зал весело Джу­зеппе и поду­мал про себя: «Отде­ла­юсь-ка я сей­час от этого про­кля­того полена». — Чего проще: видишь — лежит на вер­стаке пре­вос­ход­ное полено, возьми-ка ты это полено, Карло, и отнеси домой…

— Э‑хе-хе, — уныло отве­тил Карло, — что же дальше-то? При­несу я домой полено, а у меня даже и очага в каморке нет.

— Я тебе дело говорю, Карло… Возьми ножик, вырежь из этого полена куклу, научи ее гово­рить вся­кие смеш­ные слова, петь и тан­це­вать, да и носи по дво­рам. Зара­бо­та­ешь на кусок хлеба и на ста­кан­чик вина.

В это время на вер­стаке, где лежало полено, писк­нул весе­лый голосок:

— Браво, пре­красно при­ду­мано, Сизый Нос!

Джу­зеппе опять затрясся от страха, а Карло только удив­ленно огля­ды­вался, — откуда голос?

— Ну, спа­сибо, Джу­зеппе, что посо­ве­то­вал. Давай, пожа­луй, твое полено.

Тогда Джу­зеппе схва­тил полено и поско­рее сунул его другу. Но то ли он неловко сунул, то ли оно само под­ско­чило и стук­нуло Карло по голове.

— Ах, вот какие твои подарки! — оби­женно крик­нул Карло.

— Про­сти, дру­жище, это не я тебя стукнул.

— Зна­чит, я сам себя стук­нул по голове?

— Нет, дру­жище, — должно быть, само полено тебя стукнуло.

— Врешь, ты стукнул…

— Нет, не я…

— Я знал, что ты пья­ница, Сизый Нос, — ска­зал Карло, — а ты еще и лгун.

— Ах, ты ругаться! — крик­нул Джу­зеппе. — Ну-ка, подойди ближе!

— Сам подойди ближе, я тебя схвачу за нос!..

Оба ста­рика наду­лись и начали наска­ки­вать друг на друга. Карло схва­тил Джу­зеппе за сизый нос. Джу­зеппе схва­тил Карло за седые волосы, рос­шие около ушей.

После этого они начали здо­рово тузить друг друга под микитки. Прон­зи­тель­ный голо­сок на вер­стаке в это время пищал и подначивал:

— Вали, вали хорошенько!

Нако­нец ста­рики устали и запы­ха­лись. Джу­зеппе сказал:

— Давай поми­римся, что ли…

Карло отве­тил:

— Ну что ж, давай помиримся…

Ста­рики поце­ло­ва­лись. Карло взял полено под мышку и пошел домой.

Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино

Карло жил в каморке под лест­ни­цей, где у него ничего не было, кроме кра­си­вого очага — в стене про­тив двери.

Но кра­си­вый очаг, и огонь в очаге, и коте­лок, кипя­щий на огне, были не насто­я­щие — нари­со­ваны на куске ста­рого холста.

Карло вошел в каморку, сел на един­ствен­ный стул у без­но­гого стола и, повер­тев так и эдак полено, начал ножом выре­зать из него куклу.

«Как бы мне ее назвать? — раз­ду­мы­вал Карло. — Назову-ка я ее Бура­тино. Это имя при­не­сет мне сча­стье. Я знал одно семей­ство — всех их звали Бура­тино: отец — Бура­тино, мать — Бура­тино, дети — тоже Бура­тино… Все они жили весело и беспечно…»

Пер­вым делом он выре­зал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза…

Вдруг глаза сами рас­кры­лись и уста­ви­лись на него…

Карло и виду не подал, что испу­гался, только лас­ково спросил:

— Дере­вян­ные глазки, почему вы так странно смот­рите на меня?

Но кукла мол­чала, — должно быть, потому, что у нее еще не было рта. Карло выстру­гал щеки, потом выстру­гал нос — обыкновенный…

Вдруг нос сам начал вытя­ги­ваться, расти, и полу­чился такой длин­ный ост­рый нос, что Карло даже крякнул:

— Нехо­рошо, длинен…

И начал сре­зать у носа кон­чик. Не тут-то было!

Нос вер­телся, вывер­ты­вался, так и остался — длин­ным-длин­ным, любо­пыт­ным, ост­рым носом.

Карло при­нялся за рот. Но только успел выре­зать губы, — рот сразу открылся:

— Хи-хи-хи, ха-ха-ха!

И высу­нулся из него, драз­нясь, узень­кий крас­ный язык.

Карло, уже не обра­щая вни­ма­ния на эти про­делки, про­дол­жал стру­гать, выре­зы­вать, ковы­рять. Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, туло­вище, руки…

Но едва окон­чил выстру­ги­вать послед­ний паль­чик, Бура­тино начал коло­тить кулач­ками Карло по лысине, щипаться и щекотаться.

— Послу­шай, — ска­зал Карло строго, — ведь я еще не кон­чил тебя масте­рить, а ты уже при­нялся бало­ваться… Что же дальше-то будет… А?..

И он строго погля­дел на Бура­тино. И Бура­тино круг­лыми гла­зами, как мышь, гля­дел на папу Карло.

Карло сде­лал ему из лучи­нок длин­ные ноги с боль­шими ступ­нями. На этом окон­чив работу, поста­вил дере­вян­ного маль­чишку на пол, чтобы научить ходить.

Бура­тино пока­чался, пока­чался на тонень­ких нож­ках, шаг­нул раз, шаг­нул дру­гой, скок, скок, — прямо к двери, через порог и — на улицу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Вла­ди­мир (дру­гой), 06.07.2020

    Про­стите, но зачем на Пра­во­слав­ном сайте книга со столь частым упо­ми­на­нием ч…та?

    Ответить »
    • Кирилл, 06.07.2020

      Шесть раз. При­чём все они исхо­дят из уст отри­ца­тель­ного героя — Кара­баса Барабаса.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки