Оглавление
- Полный текст
- Благодарности
- Вступление
- Глава первая. Как понять современных подростков
- Поиск независимости и самоопределение
- Сходство с подростками прошлых поколений
- Пять основных отличий
- Родители могут быть наставниками
- Глава вторая. О важности родительской любви
- Хорошие новости по поводу семьи и школы
- Желание подростка чувствовать свою связь с родителями
- Подростки хотят, чтобы их приняли
- Потребность подростков в заботе
- Самая важная потребность: чувствовать себя любимым
- Как подростки ищут любовь не там
- Глава третья. Путь 1: слова поощрения
- Ощущение пустоты
- Обращайтесь с подростками как с подростками
- Как перейти к словам поощрения
- Как поддержать подростка
- Глава четвертая. Путь 2: прикосновение
- Подходящее время для прикосновений
- Подходящая манера прикосновений
- Злоупотребления прикосновениями
- Глава пятая. Путь 3: время
- Общность
- Качественное общение
- Как изменить стиль нашего общения
- Как сделать общение качественным
- Как улучшить отношения
- Учитесь разговаривать
- Правильная среда для общения
- «Подросток не хочет со мной разговаривать»
- «Мой подросток не хочет проводить со мной время»
- Глава шестая. Путь 4: помощь
- Убедительный «язык помощи»
- Добровольная помощь
- Манипуляция — это не любовь
- Взаимная любовь
- Внимание к помощи
- Глава седьмая. Путь 5: подарки
- Что делает подарок подарком?
- Подарок и церемония вручения
- Подарки и материализм
- Денежные подарки
- Как делать подарки
- Личные подарки и сокровища
- Подачки
- Глава восьмая. Как узнать верный путь к сердцу вашего подростка
- Проблемы
- Изменился ли его «родной язык любви» с детства?
- Как обнаружить, какой из «языков любви» родной для вашего подростка
- Говорите на всех пяти «языках любви»
- Глава девятая. Любовь и гнев: помощь родителям
- Нужно уметь сдерживать свой гнев
- Как преодолеть губительные привычки
- Как научить подростка справляться с гневом
- Глава десятая. Любовь и гнев: помощь нашим подросткам
- Трудная работа слушателя
- Переход ко второму раунду слушания
- Как вести себя с молчаливым подростком
- Гнев подростка оправдан
- Объясните свою точку зрения и ищите решение проблемы
- Глава одиннадцатая. Любовь и независимость
- Два конфликтных периода
- Потребность в независимости... и любви
- Потребность в физической независимости
- Потребность в эмоциональной независимости
- Потребность в общественной независимости
- Потребность в интеллектуальной независимости
- Процесс исследований
- Потребность подростков в самостоятельном принятии решений
- Глава двенадцатая. Любовь и ответственность
- Значение законов (ограничений)
- Совместное с подростками составление правил
- Важность любви
- Особый семейный форум
- Кое-какие правила составления правил
- Последствия нарушения правил
- Установление областей ответственности
- Глава тринадцатая. Как любить подростков, несмотря на их ошибки
- Подросткам свойственно ошибаться
- Типы ошибок
- Как искупить моральные ошибки подростков
- Ошибки подростков, связанные с наркотиками и алкоголем
- Сила любви
- Глава четырнадцатая. «Языки любви» для родителей-одиночек
- Основные трудности
- Правильная реакция
- Советы для приходящих родителей
- Важные советы
- Глава пятнадцатая. «Языки любви» в семье с отчимом или мачехой
- Восприятие подростка и страхи родителей
- Чувство одиночества и ревности
- Как относиться к чувствам подростков
- Как разобраться со своими собственными мыслями и чувствами
- Воспитание в семье с мачехой или отчимом
- Другие проблемные моменты
- Советы для семьи с мачехой или отчимом
- Эпилог
- Приложение первое. Как подростков стали называть «подростками»
- Приложение второе. Как действует семейный форум
Благодарности
На протяжении многих лет люди спрашивали меня: «Когда вы собираетесь написать книгу о воспитании подростков?» Я обычно отвечал: «Когда закончу воспитывать своих». Теперь, когда младшему из моих детей исполнился тридцать один год, мне кажется, что я могу взглянуть на процесс достаточно отстраненно и писать объективно, как об успехах, так и о неудачах. Мы с Кэролайн не были идеальными родителями. Когда наши дети были подростками, не обходилось без проблемных ситуаций, но, несмотря на все, мы их любим, и это оказалось самым главным. Сегодня бывшие подростки стали зрелыми и заботливыми взрослыми, и мы наслаждаемся общением с ними. Они приносят нам столько радости и утешения. Я пишу эту книгу, веря, что если родителям удастся любить подростков, они состоятся как родители.
Многому из того, что вы узнаете из этой книги, я научился у Шелли и Дерека. Если бы я не прошел вместе с ними через их подростковые годы, то никогда не смог бы сопереживать другим родителям или писать с чувством. Поэтому я посвящаю эту книгу им. Я пользуюсь случаем, чтобы публично признать, сколь многим я обязан каждому из них; спасибо им, что позволили на себе «попрактиковаться». Они многому научили меня, и я надеюсь, что с внуками будет проще.
Я также благодарен доктору Дейвису Мак-Гирту, который оказал мне неоценимую помощь как ассистент при работе над проектом. Его уникальные исследования современных и исторических ситуаций, связанных с воспитанием подростков, а также научные методы обработки материала значительно облегчили мою задачу. Спасибо, Дейвис. Надеюсь, что это исследование поможет тебе и Мэри Кэй, когда вы будете растить своих собственных детей.
Как обычно, я выражаю благодарность тем родителям, которые делились со мной своими успехами и неудачами в воспитании подростков. Сотни родителей, приходивших на консультации, и «случайные встречные» стали моими учителями. Ваши страдания делали меня более чутким. Ваш успех окрылял меня.
Особая благодарность — Трише Кьюб, моей помощнице на протяжении последних шестнадцати лет, которая обрабатывала на компьютере материал и давала технические советы. Она и ее муж вырастили сына Джо, который стал благополучным молодым человеком и вместе со своей женой Анджелой сделал их дедушкой и бабушкой. Я просто предвижу это, Триша. Через несколько лет, когда твоя внучка достигнет подросткового возраста, ты снова будешь перечитывать эту книгу.
Вступление
Я думаю, что ни для одного поколения задача воспитания подростков не была такой тяжелой, как в наши дни. Насилие среди подростков уже не ограничено вымышленным миром кино, оно занимает постоянное место в сводках вечерних новостей. Сообщения о подростках, убивающих своих сверстников, родителей или себя, стали привычными для нас. Тот факт, что подобное поведение свойственно уже не только окраинам больших городов, но начинает проникать в семьи среднего класса, сильно беспокоит родителей всех слоев общества.
Многие родители, с которыми я встречаюсь на проводимых мною семинарах по вопросам брака, просто в панике. Особенно те, которые обнаружили, что их сын в подростковом возрасте заразился венерической болезнью, дочь забеременела или сделала аборт. Некоторые обнаруживают, что их отпрыск не только употребляет наркотики, но и распространяет их в своей школе. Другим звонят из полиции и сообщают, что их ребенок арестован за хранение огнестрельного оружия. Таких родителей не интересуют философские, интеллектуальные, отстраненные рассуждения о проблемах современного общества, они ждут ответа на наболевший вопрос: «Что мы сделали не так?»
«Мы пытались быть хорошими родителями, мы давали им все, что они хотели. Как они могли так поступить с собой и с нами? Мы просто не понимаем», — говорят они.
Последние тридцать лет я работаю консультантом по вопросам семьи и брака и очень сочувствую родителям, дети которых еще не попали в губительную ситуацию, вроде перечисленных выше, но уже имеют дурные наклонности. Если подобное произошло с одними подростками, то оно может произойти и с другими.
Непросто ответить на вопрос, что терзает души современных подростков. Дело в том, что современный подросток живет в мире, незнакомом его предшественникам. Это — глобальный мир, в котором есть спутниковое телевидение, Интернет и многое другое. Современные технологии предоставляют подросткам как лучшее, так и худшее из всех мировых культур. Этические границы обычного подростка остались на бумаге. Плюрализм — принятие множества идей и философий, не выделяя ни одной, — вытеснил распространенные верования и шаблоны поведения. Плюрализм никуда не денется, и в его водах гораздо труднее плавать, чем в водах общепринятого мнения. Неудивительно, что многие подростки не знают, в каком направлении им двигаться.
Мне кажется, что никогда раньше родители подростков не чувствовали себя такими беспомощными, и в то же время никогда их роль не была так важна. Подростки нуждаются в родителях больше, чем когда-либо. Все исследования показывают, что родители оказывают самое большое влияние на жизнь подростка. Только тогда, когда родители не принимают участия в воспитании, их место занимает компания, сверстники, школьный друг. Я глубоко убежден, что в интересах подростка родители должны играть роль любящих руководителей семьи.
В этой книге я говорю о краеугольном камне отношений между родителями и детьми — о любви. Я верю, что любовь — это самое важное слово нашего языка, но, к сожалению, его чаще всего понимают неправильно. Я надеюсь, что эта книга поможет родителям справиться с путаницей и удовлетворить потребность своих детей в любви. Я уверен: если потребность в любви удовлетворена, это сильно влияет на поведение подростков. Часто подростки плохо ведут себя только из-за того, что им не хватает любви. Я не говорю, что родители их не любят; я говорю, что тысячи подростков не чувствуют этой любви. Для большинства родителей проблема заключается не в искренности, а в недостатке информации и неумении выразить любовь на эмоциональном уровне.
Часть проблемы заключается в том, что многие родители сами нуждаются в любви. У них проблемы в супружеских отношениях, поэтому и между мамой и папой не чувствуется свободного потока любви. Именно эта потребность выражения эмоциональной любви в браке побудила меня написать мою первую книгу «Пять языков любви: как выразить сердечную привязанность к своему супругу». Эта книга (сейчас продано около миллиона экземпляров) изменила эмоциональный климат сотен тысяч семей. Пары научились не только выражать свои чувства на «родном языке любви» друг друга, но и делать это понятно и красиво. Для меня, как автора, особенно приятно было слышать истории тех семейных пар, которые вновь обрели любовь, после того как прочли «Пять языков любви» и использовали описанные там принципы.
Я также очень доволен откликами на мою более позднюю книгу «Пять путей к сердцу ребенка», которую я написал вместе с Россом Кэмпбеллом, психиатром с тридцатилетним стажем, работающим с детьми и их родителями. И доктор Кэмпбелл, и я чрезвычайно рады, что не только родители воспользовались этой книгой для определения «родного языка любви» своих детей, но и ряд учителей использовали ее в своей работе для помощи детям, которым не хватает любви. Многие из этих родителей и учителей уговаривали меня написать книгу о пяти «языках любви» у подростков. Одна мать сказала: «Доктор Чепмен, ваша книга о пяти путях к сердцу ребенка реально помогла мне, когда наши дети были помладше. Но теперь они подросли, и у нас опять возникли проблемы. Мы пытались делать то же, что и раньше, но подростки отличаются от малышей. Пожалуйста, напишите книгу, которая помогла бы нам любить подростков!»
Подростки действительно отличаются от малышей, и чтобы любить их, надо открыть для себя новые горизонты. Подростки переживают громадные перемены, и родители должны научиться выражать свою любовь иначе. Я надеюсь, что эта книга поможет родителям подростков не меньше, чем первая помогла семьям, а вторая — родителям маленьких детей. Если это произойдет, я почувствую, что все силы, которые я вложил в этот труд, потрачены не зря.
Я писал в первую очередь для родителей, но и дедушки и бабушки, и учителя, то есть все взрослые, которые имеют дело с подростками, смогут научиться правильно выражать свою любовь к ним, прочтя эту книгу. Подростки нуждаются не только в родительской любви, но и в любви других уважаемых ими взрослых. Если вы — дедушка или бабушка, помните, что подростки отчаянно нуждаются в вашей мудрости. Покажите им, что любите их, и они прислушаются к вашим мудрым советам.
С помощью этой книги вы сможете войти в мой консультационный кабинет и встретиться с множеством родителей и подростков, которые позволили мне разделить с ними путь к пониманию и любви. Конечно, их имена изменены, но, читая искренние диалоги этих родителей и детей, вы обнаружите, как принципы пяти «языков любви» реально работают в жизни подростков и всей семьи.
А теперь позвольте мне коротко рассказать, о чем эта книга.
В 1‑й главе я представлю родителям мир, в котором живут подростки. Мы рассмотрим не только возрастные изменения, происходящие в процессе превращения ребенка в молодого человека, но и современный мир, в котором подросток проходит через эти возрастные изменения. Из 2‑й главы мы узнаем, как важна любовь для эмоционального, интеллектуального, общественного и духовного развития подростка. Главы с 3‑й по 7‑ю расскажут о пяти «языках любви» и способах общения с подростками на этих языках. В главе 8‑й даны предложения, как обнаружить «родной язык любви» вашего подростка — самый эффективный способ восполнить его потребность в любви.
В главах с 9‑й по 12‑ю мы рассмотрим основные проблемы жизни подростков, в том числе гнев и жажду независимости. Мы увидим, как любовь проникает в мироощущение подростка и смягчает гнев; как она питает независимость; каковы отношения между свободой и ответственностью; как любовь устанавливает границы, которые невозможно устранить строгой дисциплиной и наказаниями. В главе 13‑й мы исследуем, как трудно порой любить; особенно когда подростку что-то не удается. Последние две главы посвящены уникальному применению наших «языков любви» родителями-одиночками и родителями из полной семьи.
Комментировать