- Зачем и кому нужна эта книга
- Василий Трофимович Нарежный [1780–1825]
- Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова
- Два Ивана, или Страсть к тяжбам
- Василий Андреевич Жуковский [1783–1852]
- Двенадцать спящих дев
- Михаил Николаевич Загоскин [1789–1852]
- Юрий Милославский, или Русские в 1612 году
- Рославлев, или Русские в 1812 году
- Сергей Тимофеевич Аксаков [1791–1859]
- Семейная хроника
- Детские годы Багрова-внука
- Иван Иванович Лажечников [1792–1869]
- Ледяной дом
- Басурман
- Александр Сергеевич Грибоедов [1790 или 1795–1829]
- Горе от ума
- Александр Александрович Бестужев (Марлинский) [1793–1837]
- Роман и Ольга
- Испытание
- Латник
- Аммалат-бек
- Фрегат «Надежда»
- Александр Сергеевич Пушкин [1799–1837]
- Руслан и Людмила
- Кавказский пленник
- Бахчисарайский фонтан
- Цыганы
- Полтава
- Медный всадник
- Евгений Онегин
- Борис Годунов
- Скупой рыцарь
- Моцарт и Сальери
- Каменный гость
- Пир во время чумы
- Повести покойного Ивана Петровича Белкина
- Дубровский
- Пиковая дама
- Капитанская дочка
- Евгений Абрамович Баратынский [1800–1844]
- Эда
- Бал
- Цыганка
- Александр Фомич Вельтман [1800–1870]
- Странник
- Владимир Федорович Одоевский [1803–1869]
- Княжна Мими
- Сильфида (Из записок благоразумного человека)
- Княжна Зизи
- Русские ночи
- Александр Иванович Полежаев [1804 или 1805–1832]
- Сашка
- Николай Васильевич Гоголь [1809–1852]
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Записки сумасшедшего
- Невский проспект
- Нос
- Старосветские помещики
- Тарас Бульба
- Вий
- Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Ревизор
- Шинель
- Женитьба
- Игроки
- Мертвые души
- Портрет
- Александр Иванович Герцен [1812–1870]
- Кто виноват?
- Сорока-воровка
- Былое и думы
- Иван Александрович Гончаров [1812–1891]
- Обыкновенная история
- Обломов
- Обрыв
- Владимир Александрович Соллогуб [1813–1882]
- Тарантас
- Михаил Юрьевич Лермонтов [1814–1841]
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- Тамбовская казначейша
- Демон. Восточная повесть
- Мцыри
- Маскарад
- Герой нашего времени
- Петр Павлович Ершов [1815–1869]
- Конек-Горбунок
- Алексей Константинович Толстой [1817–1875]
- Князь Серебряный
- Смерть Иоанна Грозного
- Царь Федор Иоаннович
- Царь Борис
- Александр Васильевич Сухово-Кобылин [1817–1903]
- Картины прошедшего
- Иван Сергеевич Тургенев [1818–1883]
- Дневник лишнего человека
- Месяц в деревне
- Рудин
- Ася
- Дворянское гнездо
- Накануне
- Первая любовь
- Отцы и дети
- Дым
- Новь
- Клара Милич
- Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) [1818–1883]
- В лесах
- На горах
- Федор Михайлович Достоевский [1821–1881]
- Бедные люди
- Белые ночи
- Неточка Незванова
- Дядюшкин сон.
- Село Степанчиково и его обитатели
- Униженные и оскорбленные
- Записки из подполья
- Игрок
- Преступление и наказание
- Идиот
- Бесы
- Подросток
- Братья Карамазовы
- Алексей Феофилактович Писемский [1821–1881]
- Тысяча душ
- Горькая судьбина
- Николай Алексеевич Некрасов [1821–1877/78]
- Саша
- Мороз, Красный нос
- Русские женщины
- Современники
- Кому на Руси жить хорошо
- Дмитрий Васильевич Григорович [1822–1899/1900]
- Антон-Горемыка
- Гуттаперчевый мальчик
- Александр Николаевич Островский [1823–1886]
- Свои люди — сочтемся
- Доходное место
- Гроза
- На всякого мудреца довольно простоты
- Лес
- Снегурочка
- Волки и овцы
- Бесприданница
- Без вины виноватые
- Александр Васильевич Дружинин [1824–1864]
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин [1826–1889]
- История одного города
- Господа ташкентцы. Картины нравов
- Дневник провинциала в Петербурге
- Помпадуры и помпадурши
- Благонамеренные речи
- Господа Головлевы
- Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина
- Николай Гаврилович Чернышевский [1828–1889]
- Что делать?
- Пролог
- Лев Николаевич Толстой [1828–1910]
- Детство
- Отрочество
- Юность
- Два гусара
- Казаки. Кавказская повесть 1852 года
- Война и мир
- Анна Каренина
- Холстомер. История лошади
- Смерть Ивана Ильича
- Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть
- Плоды просвещения
- Крейцерова соната
- Живой труп
- Хаджи-Мурат
- Николай Семенович Лесков [1831–1895]
- Некуда
- Леди Макбет Мценского уезда
- Воительница
- На ножах
- Соборяне
- Запечатленный ангел
- Очарованный странник
- Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе
- Тупейный художник
- Николай Герасимович Помяловский [1835–1863]
- Молотов
- Очерки бурсы
- Петр Дмитриевич Боборыкин [1836–1921]
- Жертва вечерняя
- Китай-город
- Всеволод Владимирович Крестовский [1840–1895]
- Петербургские трущобы
- Глеб Иванович Успенский [1843–1902]
- Нравы Растеряевой улицы
- Николай Георгиевич Гарин-Михайловский [1852–1906]
- Детство Темы
- Гимназисты
- Студенты
- Инженеры
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк [1852–1912]
- Приваловские миллионы
- Золото
- Владимир Галактионович Короленко [1853–1921]
- В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля
- Слепой музыкант
- Без языка
- Всеволод Михайлович Гаршин [1855–1888]
- Художники
- Красный цветок
- Сигнал
- Александр Иванович Эртель [1855–1908]
- Гарденины, их дворня, приверженцы и враги
- Антон Павлович Чехов [1860–1904]
- Степь. История одной поездки
- Иванов
- Скучная история. Из записок старого человека
- Дуэль
- Попрыгунья
- Палата № 6
- Черный монах
- Учитель словесности
- Чайка
- Дом с мезонином
- Моя жизнь. Рассказ провинциала
- Дядя Ваня
- Ионыч
- Человек в футляре
- Крыжовник
- О любви
- Душечка
- Дама с собачкой
- В овраге
- Три сестры
- Архиерей
- Вишневый сад
- Примечания
Василий Андреевич Жуковский [1783–1852]
Двенадцать спящих дев
Старинная повесть 6 двух балладах (ч. 1 — 1810; ч. 2 — 1814–1817)
Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, «воздушной подруге юных дней», чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье.
Баллада первая. ГРОМОБОЙ
В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает договор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Громобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери кротко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.
В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними душами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему безднами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный веригами.
Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.
С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвестен.
Баллада вторая. ВАДИМ
Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и мужеством, проводит время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою. Однажды он видит сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом, сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик. Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым. В то же мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покрывалом, а на челе лежит благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит звон колокольчика. Вокруг привычная картина: катящий воды Волхов, широкий луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает. Три раза сряду он видит тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителями и садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.
Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же приходится заночевать в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес. Ему приходится пробивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается напролом и, достигнув поляны, видит могучего великана с красавицей на руках. Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженный враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви православной») и послал гонца, дабы похитить ее. Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес. Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу, он выжимает влагу из златых кудрей княжны и согревает ее трепещущие перси своим дыханием.
Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запечатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится ему чей-то незримый полет, чей-то печальный вздох. Княжна засыпает на его руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит сокрушенный печалью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжною, и ликующий князь награждает его.
Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему <…> К Вадиму он…»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взбирается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране / От века не бывало»); при вышедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосившимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышится знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным покровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания. И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись… о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел инокинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.
Е. В. Харитонова
Комментировать