Array ( [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [az_sso_reflink] => https://azbyka.ru/molitvoslov [_langs] => c~r [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [av_csrf] => 1hPpLC6zqv5OK7qr [yfzvZbpsWT] => ysoahx7tBD_YeG [eYSir_spjvxclTaP] => deSp61bEz7Bs2 [oPbf-kBRCcrAJ_] => rdc3bPR [kARoanF-TJrWq] => nx@[4KVrCYL [rmcookie] => S:ffKAIfSTDZsQ-usrSMLjC7TmQHQl537kN2HidY1a-DpAh6_bomegjIeqC1_VbTfCTa4YtPT7ezzADcIZPkYQFT4X_hf_O7kO-wGGjsU_10ghz7yzr5Kz7RVBO7ieWduevmwDoQirJmth11pGQgmjjHaNQFi5fL5qkIlGIPVdxrESQMzIDGcaVnt74lVEBrFTjMZdpesxzLTl8ijHVcgkVgkS9TCuJLsEYzTJxYVldHyiHa3mhX8uIqYU4r86c6uTpXtYyab9oAbf4GyjhzCbfA68quBa-KdhoLEKE7wLveZztL1KrrhoDoj1NLqucCV93WYJNV-OG7Qk5rOfA9WrENEXYJ8YX2QT4y_xH01g6G2UM1sRLocALUw1Ytw95wXfGCLkEChspasOir6X0112gIYj-jxXClYWScA6O6W97effiMNwPJmVKXXX-JxLfpGNEF0eD_GiIP_i6H2e1BEnDCR3-QP_SyCT9GaRqyJPCzOGZ8_lX4_bZis1Y0ZW2AlUpBua04Dz4CVoJsxd4nsrKEY= [otrid] => S:Hh91ZTQH_Um6n2Z6vU52q6eWN8G7aeTr6cpyCg_AWak7qu4DyF6YQwxyQ8SivKVl4egtSHYZv2I3v2A04cWse2_mrb8QjKp4XT-RmWA_8gtSqqCmKfpMGBlMa0QISEVKNuHtc8zKuWfhRs6O_rpHtTNT8HFggz62JUxLE8SEGReRIUHS5JZz4LfVYjUhrK8h0OX9HdBXFNJMiNZIHjTxWyWTWvryb7UuwPU= [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [OwLejNupQhJSM] => g[mx_Tse@]v [WocnQj_lSwIP] => oORhva [boKcCjygI] => 7j6ClDTk )

Иподиакон

Литература по теме

Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).

ipodiakon - Иподиакон

«Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».

Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.

Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.

Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.

***

1. История возникновения чина

В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.

По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».

В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.

2. Схема чина посвящения в иподиакона

  • Благословение ораря
  • Крестообразное опоясывание орарем посвящаемого
  • Архиерейское благословение
  • Возложение руки на главу посвящаемого
  • Чтение молитвы
  • Первое омовение рук архиерея
  • Второе омовение рук архиерея
  • Архиерейское благословение

3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона

Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».

Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».

Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.

После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).

Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению.

протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

Цитаты об иподиаконе

«В древности на христианском Востоке в обязанности иподиакона входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины, возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии и проч. При этом иподиакону было запрещено касаться священных сосудов (Лаодик. 21) и совершать какие-либо священнодействия (в частности, крестить). В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: иподиакон должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Св. Даров), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея».
А.А. Ткаченко, преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka