Кано­ни­за­ция

См. раздел СВЯТЫЕ И СВЯ­ТОСТЬ

***

Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – офи­ци­аль­ное при­зна­ние Цер­ко­вью пра­вед­ника, одного из своих членов, святым; офи­ци­аль­ное при­чис­ле­ние его к лик святых. Из ска­зан­ного не сле­дует, что только те, кто кано­ни­зи­ро­ван, стя­жали свя­тость, т.к. суще­ствует боль­шое коли­че­ство святых, почив­ших в без­вест­но­сти.

В широ­ком смысле кано­ни­за­цию можно пони­мать как про­слав­ле­ние сви­де­тель­ства реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния и обо­же­ния чело­века. 

Кано­ни­за­ция – это закреп­ле­ние актом высшей цер­ков­ной власти реаль­ного опыта молит­вен­ной связи между чле­нами Церкви (и не только ныне живу­щими) и подвиж­ни­ком бла­го­че­стия, – опыта услы­шан­ных молитв, кон­крет­ной помощи и духов­ной связи, кото­рую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощу­щают между собой и угод­ни­ком Божиим. Когда для Церкви эта связь ста­но­вится несо­мнен­ной, тогда и про­ис­хо­дит кано­ни­за­ция ново­яв­лен­ного свя­того – под­лин­ного раба Божия и нашего помощ­ника, о чем многие уже знают по соб­ствен­ной жизни.

***

Где найти список святых?

В каждой помест­ной Пра­во­слав­ной Церкви свой список, он име­ну­ется меся­це­сло­вом.

Каковы кри­те­рии кано­ни­за­ции святых

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин при­чис­ля­ется Цер­ко­вью к лику святых после смерти. Наи­бо­лее рас­про­стра­нены сле­ду­ю­щие усло­вия кано­ни­за­ции:

  • свя­тость жизни;
  • соот­вет­ствие веры подвиж­ника пра­во­слав­ному веро­уче­нию;
  • почи­та­ние цер­ков­ным наро­дом;
  • дар чудо­тво­ре­ния при жизни и/или после смерти (как сви­де­тель­ство того, что через подвиж­ника дей­ствует Боже­ствен­ная бла­го­дать);
  • нетлен­ность мощей (как допол­ни­тель­ный, не опре­де­ля­ю­щий кри­те­рий);
  • стра­да­ние за пра­во­слав­ную веру.

Отдель­ный кри­те­рий – муче­ни­че­ская кон­чина за веру.

Кто при­ни­мает реше­ние о кано­ни­за­ции святых?

Ини­ци­и­ру­ется про­цесс кано­ни­за­ции свя­щен­но­слу­жи­те­лями и миря­нами.  Далее епар­хи­аль­ный архи­ерей пере­даёт дело епар­хи­аль­ной комис­сии по кано­ни­за­ции святых.. Мате­ри­алы для кано­ни­за­ции в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви рас­смат­ри­вает, изу­чает и про­ве­ряет Сино­даль­ная комис­сия по кано­ни­за­ции святых. Реше­ние о кано­ни­за­ции выно­сит Свя­тей­ший Пат­ри­арх, Архи­ерей­ский или Помест­ный Соборы.. Пат­ри­арх может бла­го­сло­вить почи­та­ние мест­но­чти­мого (почи­та­е­мого в одной епар­хии или реги­оне) свя­того, Архи­ерей­ский или Помест­ный Собор — обще­цер­ков­ное почи­та­ние.

Зави­сит ли посмерт­ная участь свя­того от кано­ни­за­ции?

Нет, не зави­сит. Кано­ни­за­ция лишь сви­де­тель­ствует ещё живу­щим на земле о свя­то­сти, при­част­но­сти к Богу ушед­ших, об их подвиге, о воз­мож­но­сти молит­вен­ного обра­ще­ния к ним.

Как отме­ча­ется при­чис­ле­ние к лику святых?

В Пра­во­слав­ной Церкви при­чис­ле­ние к лику святых в насто­я­щее время отме­ча­ется тор­же­ствен­ной служ­бой в честь ново­про­слав­лен­ного свя­того. 

Какой срок должен пройти после земной кон­чины подвиж­ника?

Фор­маль­ного срока в насто­я­щее время не уста­нов­лено.

Исто­рия при­чис­ле­ния подвиж­ни­ков к лику святых

В IIV вв. почи­та­ние святых опре­де­ля­лось общи­ной и уза­ко­ни­ва­лось епи­ско­пом. Позд­нее почи­та­ние святых и обще­цер­ков­ное рас­про­стра­не­ние такого почи­та­ния опре­де­ля­лось вне­се­нием имени усоп­шего члена общины в список муче­ни­ков (мар­ти­ро­лог). Когда почи­та­ние при­ни­мало повсе­мест­ный, т.е. обще­цер­ков­ный харак­тер, оно под­твер­жда­лось главой Помест­ной Церкви.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви при­чис­ле­ние к лику святых совер­шали на местах епар­хи­аль­ные архи­ереи. Первый пример собор­ного реше­ния о кано­ни­за­ции – поста­нов­ле­ния цер­ков­ных собо­ров 1547 и 1549 гг.

В наше время на мест­ное почи­та­ние подвиж­ника святым тре­бу­ется раз­ре­ше­ние пат­ри­арха, для обще­цер­ков­ного при­зна­ния свя­того – реше­ние Архи­ерей­ского собора. Если святой кано­ни­зи­ро­ван в одной из Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, его имя сооб­щают главам всех осталь­ных. В этих Церк­вях может быть при­нято реше­ние о вклю­че­нии ново­про­слав­лен­ного свя­того в цер­ков­ный кален­дарь. Так, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви почи­тают свя­того Иоанна Рус­ского Испо­вед­ника, пре­по­доб­ных Гер­мана Аляс­кин­ского и Силу­ана Афон­ского, хотя Иоанна Рус­ского и Силу­ана Афон­ского кано­ни­зи­ро­вала Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, а Гер­мана Аляс­кин­ского про­сла­вила Аме­ри­кан­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

***

пре­по­доб­ный Афа­на­сий Парос­ский в письме к своему уче­нику:
«Ты напи­сал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Бого­слова, у тебя с дру­зьями возник раз­го­вор о ново­му­че­ни­ках, и что неко­то­рые из них, не только мало­зна­ю­щие, но и ученые, утвер­ждали, что святых муче­ни­ков нельзя почи­тать без раз­ре­ше­ния Вели­кой Церкви, а ты вроде бы и хотел воз­ра­зить, но засму­щался, боясь, как бы их слова не ока­за­лись спра­вед­ли­выми. Ты пишешь, что напи­сал мне сие, дабы я посме­ялся, но я не посме­ялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто выска­зы­вают подоб­ные суж­де­ния, сама тема – не смеш­ная, но бла­го­при­стой­ная и святая. Поэтому я больше огор­чился; осо­бенно же меня огор­чило то, что обра­зо­ван­ные люди гово­рят как неуче­ные и мало­гра­мот­ные. Где про­чи­тали о сем эти «ученые», да и где это слы­хано в Церкви Божией, чтобы святые муче­ники ожи­дали зем­ного суж­де­ния об их муче­ни­че­стве, чтобы этот земной суд сви­де­тель­ство­вал о тех, кто запе­чат­лел свой конец испо­ве­да­нием святой веры и кого подви­го­по­лож­ник Хри­стос сразу и немед­ленно спо­до­бил небес­ного венца?»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки