Идите, научите все народы, крестя их… – протоиерей Геннадий Фаст

Идите, научите все народы, крестя их… – протоиерей Геннадий Фаст


За послед­ние два­дцать лет Цер­ковь в Рос­сии зна­чи­тельно выросла и окрепла. Но и сего­дня по-преж­нему остро стоит вопрос о том, как научить осно­вам веры людей, при­сту­па­ю­щих к свя­тому крещению.

 

 

За послед­ние два­дцать лет Цер­ковь в Рос­сии зна­чи­тельно выросла и окрепла. Но и сего­дня по-преж­нему остро стоит вопрос о том, как научить осно­вам веры людей, при­сту­па­ю­щих к свя­тому кре­ще­нию. В Сибири одним из ста­рей­ших цен­тров кате­хи­за­ции явля­ется Успен­ский собор г. Ени­сей­ска. Там уже с 1987 года огла­ше­нием зани­ма­ется извест­ный и ува­жа­е­мый свя­щен­но­слу­жи­тель Крас­но­яр­ской и Ени­сей­ской епар­хии, кли­рик Успен­ского кафед­раль­ного собора про­то­и­е­рей Ген­на­дий Фаст.

 


 

Про­то­и­е­рей Ген­на­дий Фаст – свя­щен­ник, про­по­вед­ник, писа­тель и бого­слов. Выпуск­ник физи­че­ского факуль­тета Том­ского уни­вер­си­тета и Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии, кан­ди­дат богословия.

С 1988 по 2010 г. — насто­я­тель Свято-Успен­ского кафед­раль­ного собора г. Ени­сей­ска. С 1998 по 2004 г. — бла­го­чин­ный пра­во­слав­ных церк­вей Ени­сей­ского округа. В насто­я­щее время — штат­ный свя­щен­ник Успен­ского собора. Доцент кафедры рели­гио­ве­де­ния Крас­но­яр­ского госу­дар­ствен­ного педа­го­ги­че­ского уни­вер­си­тета. Автор бого­слов­ских моно­гра­фий «Тол­ко­ва­ние на книгу Песнь Пес­ней Соло­мона», «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис», «Этюды по Вет­хому Завету», «Тол­ко­ва­ние на книгу Эккле­зи­аст», а также книг «Ты вос­кресни, птица Феникс!», «Небес­ная лествица», «Ени­сейск пра­во­слав­ный», «Свет и тени Гол­гофы», «Семь дней на Свя­той Земле».

 


 

Каму­шек куда кинешь, туда и поле­тит. Как вой­дешь в цер­ковь, так и жить в ней будешь. Кре­ще­ние — врата цер­ков­ные. В наше время эти врата порой оди­ноко стоят в чистом поле, кото­рое есть мир (ср.: Мф. 13, 38), и про­шед­шие через них ока­зы­ва­ются там же, где и были. Врата в Никуда. Как же при­ла­дить их к храму, чтобы для вошед­ших в них мир ока­зался за дверьми, а сами они — в доме Божием? Мно­гие пас­тыри, да и вся Цер­ковь ищет ныне эти пути.

Вот скром­ный опыт, далеко не иде­аль­ный, но ради Хри­ста совер­ша­е­мый в городе Ени­сей­ске и при­хо­дах Ени­сей­ского бла­го­чи­ния Крас­но­яр­ской епархии.

В 1983 году в Ени­сей­ске было при­нято реше­ние, во испол­не­ние слов Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, учить народ, при­хо­дя­щий ко кре­ще­нию. Кре­ща­е­мым было пред­ло­жено про­слу­шать несколько бесед о вере. Коли­че­ство таких бесед нико­гда не было строго регла­мен­ти­ро­вано и содер­жа­ние их также. Зави­село это больше от огла­ша­е­мых, чем от священника.

Не раз­ра­ба­ты­ва­лась чет­кая кате­хи­зи­че­ская система. Чаще всего это было 6–8 бесед, ино­гда меньше, в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств. Глав­ная задача — досту­чаться до сердца, чтобы чело­век, услы­шав слово бла­го­ве­стия, обра­тился ко Хри­сту, решился отло­жить вет­хого чело­века и сту­пить на путь новой жизни. Всего не рас­ска­жешь, поэтому огла­шен­ным до кре­ще­ния пред­ла­га­ется само­сто­я­тельно про­чи­тать дома хотя бы одно Еван­ге­лие. Ино­гда реко­мен­ду­ется Еван­ге­лие от Марка как самое крат­кое и напи­сан­ное рельеф­ным, кра­соч­ным язы­ком. Кроме того, огла­шен­ные должны выучить молитву «Отче наш» и Сим­вол веры. С молит­вой все справ­ля­ются, а вот Сим­вол учится трудно, дог­ма­ти­че­ские фор­мулы вос­при­ни­ма­ются нелегко.

В пер­вой беседе свя­щен­ник больше спра­ши­вает, чем гово­рит сам. Это вопросы о зна­че­нии кре­ще­ния и моти­ва­ции его принятия.

Очень часто пред­став­ле­ние о кре­ще­нии у при­шед­ших было далеко от еван­гель­ского, пра­во­слав­ного. Ино­гда ответы инту­и­тивно вер­ные, но четко не осо­зна­ва­е­мые. Хотят кре­ститься, потому что в роду все кре­ще­ные; ради здо­ро­вья, чтобы меньше болеть; чтобы иметь охрану, некое ограж­де­ние и опору в жизни; чтобы быть ближе к Богу; чтобы «бабка» взя­лась лечить… Кроме явно неле­пых отве­тов, как лече­ние «бабки», кате­хи­за­тор стре­мится в каж­дом вари­анте ответа нахо­дить не непра­виль­ное, а пра­виль­ное и направ­лять чело­века уже к еван­гель­скому пони­ма­нию. Почти нико­гда не встре­ча­ется у вновь при­хо­дя­щих жела­ние полу­чить про­ще­ние гре­хов и изме­нить образ жизни. Вот для того чтобы это доне­сти до чело­века, и нужны беседы.

Огла­си­тель­ные беседы и далее похо­дят больше на диа­лог, чем на лек­цию или урок. Дли­тель­ность одной беседы, как пра­вило, два часа.

После пер­вой беседы сле­дует беседа о Боге. Все даль­ней­шие темы не дают резуль­тата, пока у чело­века не появится пони­ма­ние греха и осо­зна­ние своей соб­ствен­ной греховности.

Лучше всего уда­ется доне­сти это через подроб­ное обсуж­де­ние дека­лога, десяти запо­ве­дей Божиих. Этому посвя­ща­ются две-три беседы. Только после этого у чело­века появ­ля­ется готов­ность к вос­при­я­тию хри­сти­ан­ских истин. На этом этапе очень уместна пер­вая испо­ведь или испо­ве­даль­ная беседа с огла­шен­ными. Они откры­вают свою душу, и порой выяв­ля­ются явные грехи, в кото­рых чело­век живет и ино­гда вовсе не соби­ра­ется с ними рас­ста­ваться. Это может быть, напри­мер, блуд­ное сожи­тель­ство. Духов­ник настав­ляет чело­века и направ­ляет его к остав­ле­нию гре­хов. Если грех явля­ется пря­мым нару­ше­нием Божией запо­веди, как блуд­ное сожи­тель­ство или заня­тие оккуль­тиз­мом, то чело­век пре­ду­пре­жда­ется, что кре­ще­ние совер­ша­ется «во остав­ле­ние гре­хов» и кре­ститься он может только после пре­кра­ще­ния этого сво­его греха.

Беседы про­дол­жа­ются далее: о Хри­сте как Сыне Божием и нашем Спа­си­теле, о Церкви, о таин­ствах, об осно­вах хри­сти­ан­ской жизни. Потом про­во­дится пред­кре­щаль­ная испо­ведь во испол­не­ние слов апо­стола Петра: покай­тесь, и да кре­стится каж­дый из вас… для про­ще­ния гре­хов (Деян. 2, 38). Выяв­ля­ется про­де­лан­ный духов­ный труд под­го­товки к кре­ще­нию, остав­лена или нет греховнаяжизнь.

Испо­ведь совер­ша­ется, есте­ственно, не как таин­ство. Огла­шен­ному гово­рится, что про­ще­ние гре­хов он полу­чит от Гос­пода в свя­том крещении.

Огла­шен­ным пред­ла­га­ется в период огла­ше­ния посе­ще­ние бого­слу­же­ний в храме. Им объ­яс­ня­ется, что они при­сут­ствуют только на пер­вой части Литур­гии (Литур­гии огла­шен­ных), за кото­рой они молятся, слу­шают чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния и проповедь.

Име­ется прак­тика «гла­во­пре­кло­нен­ную молитву» над огла­шен­ными про­из­но­сить над их голо­вами, для чего они под­хо­дят к амвону и после этого уда­ля­ются. В храме начи­на­ется Литур­гия вер­ных. Харак­терно, что в храме коло­нии стро­гого режима огла­шен­ные, уда­ля­ясь с Литур­гии вер­ных, не рас­хо­ди­лись, но, дождав­шись окон­ча­ния службы, участ­во­вали потом в общем чаепитии.

Пер­вая группа огла­шен­ных состо­яла из одной жен­щины. Вот она и была нашим «начат­ком» (см.: 1 Кор. 16, 15). Потом стало ходить больше и больше людей, а со вре­ме­нем и весьма много. За почти трид­цать лет в связи с изме­не­нием обста­новки в стране при­ток кре­ща­е­мых и, соот­вет­ственно, огла­ша­е­мых то воз­рас­тал, то убывал.

При боль­шом коли­че­стве кре­ща­е­мых воз­никла про­блема. Группа набрана, про­шли одна-две беседы, а при­хо­дят новые люди. Им что, целый месяц ждать? Реше­ние было разум­ным. Созда­ва­лось несколько групп, когда два свя­щен­ника и диа­кон вели каж­дый свою группу. Бывало, часть огла­си­тель­ных бесед вели поно­мари — послуш­ники. Одно время часть бесед вела мона­хиня, жив­шая при храме. Потом воз­ник дру­гой спо­соб реше­ния этой про­блемы — метод «цик­ли­че­ской пере­ста­новки». Четко опре­де­лены шесть тема­ти­че­ских огла­си­тель­ных бесед, по одной каж­дую неделю. На любой неделе чело­век может при­со­еди­ниться. Он может начать, допу­стим, с чет­вер­той беседы и далее участ­во­вать в осталь­ных, а закон­чит свое огла­ше­ние тре­тьей бесе­дой. Не луч­ший спо­соб, но при­ем­ле­мый и сни­ма­ю­щий напря­же­ние дол­гого ожи­да­ния начала беседы.

Кре­ще­ние совер­ша­ется для всех только пол­ным погружением.

Когда я при­е­хал в Ени­сейск в 1983 году, встал вопрос: в чем кре­стить? Как и везде в то время, в храме была только дет­ская купель. Во дворе цер­ков­ном сто­яло несколько бочек. Одна была кра­си­вая, чистая, из оцин­ко­ван­ного железа. Вот она и стала купе­лью на семь лет, пока не уда­лось постро­ить кре­стильню с хоро­шей ста­ци­о­нар­ной купе­лью. А та бочка потом еще долго слу­жила купе­лью в тюрьме. Часто можно услы­шать, что нет воз­мож­но­сти кре­стить пол­ным погру­же­нием. Воз­мож­ность все­гда есть, а вот жела­ние это делать бывает не все­гда. Ведь даже в совет­ские вре­мена и то ста­вили купола на хра­мах и воз­во­дили ико­но­стасы. Сде­лать купель не слож­ней. И вовсе пара­докс, когда стро­ится спе­ци­ально кре­стильня, а купели для погру­же­ния в ней нет. Прямо уха без рыбы.

Нередко кре­ще­ние совер­ша­ется в реке, в Ени­сее или при­токе его Кеми, чаще же на нашем свя­том месте — Мона­стыр­ском озере близ Ени­сей­ска (20 кило­мет­ров). Кре­ще­ние в есте­ствен­ных водо­е­мах бывает чаще летом, но ино­гда и в дру­гое время года. Бывает кре­ще­ние и зимой в про­руби — это уж если чело­век сам этого очень хочет. Кре­ще­ние в реке или озере все­гда осо­бое собы­тие. Осо­бое пере­жи­ва­ние и для свя­щен­ника, кото­рый тоже вхо­дит в воду. Кре­ща­е­мые с самого начала стоят в белых рубаш­ках, в них и погру­жа­ются. Мла­денцы в этом не нуж­да­ются, кре­стятся без ничего. Кре­стик воз­ла­га­ется на ново­кре­щен­ного еще в воде. По выходе из воды про­ис­хо­дит обла­че­ние в кре­щаль­ную рубашку.

Во время кре­ще­ния каж­дое свя­щен­но­дей­ствие пояс­ня­ется свя­щен­ни­ком, и кре­ща­е­мые созна­тельно вос­при­ни­мают все над ними совер­ша­е­мое. Обеты отре­че­ния и соче­та­ния кре­ща­е­мые и вос­при­ем­ники про­из­но­сят сами, ни в коем слу­чае нельзя, чтобы кто-то про­из­но­сил за них.

Сим­вол веры кре­ща­е­мые про­из­но­сят сами (хором), для этого им дается кра­сиво оформ­лен­ный лист с тек­стом Сим­вола, чтобы это было испо­ве­да­ние веры, а не про­верка их памяти. Также нико­гда никто не про­из­но­сит Сим­вол веры за кре­ща­е­мых. Все «Гос­поди поми­луй» кре­ща­е­мые поют сами. Через это скла­ды­ва­ется общая молитва свя­щен­ника и кре­ща­е­мых. Освя­ще­ние воды совер­ша­ется непре­менно при каж­дом кре­ще­нии. Исполь­зо­ва­ние ранее освя­щен­ной воды, некое «пре­ждео­свя­щен­ное» кре­ще­ние никак не оправдано.

При храме име­ется книга записи кре­ща­е­мых. Все ново­об­ра­щен­ные вно­сятся в эту книгу. Книга записи ведется уже 15 лет.

Суще­ствует прак­тика раз­дель­ного совер­ше­ния «чина огла­ше­ния» и «чина кре­ще­ния». Однако это делают только неко­то­рые свя­щен­ники, и то не все­гда, а по обстоятельствам.

Ино­гда кре­ще­ние совер­ша­ется с уча­стием всего при­хода. Это бывает не часто, но это очень вдох­но­вен­ные службы не только для кре­ща­е­мых, но и для всей церкви. Неко­то­рые при­хо­жане потом в серд­цах гово­рят: «Вот бы сей­час еще раз покре­ститься, но… такого не бывает!» Кре­ще­ние воз­вра­ща­ется «из част­ной требы» в дело всей Церкви.

Потом про­ис­хо­дит Литур­гия, на кото­рой ново­кре­щен­ные впер­вые участ­вуют как вер­ные и ново­про­све­щен­ные чада церкви. Реко­мен­ду­ется неделю после кре­ще­ния всюду ходить в обыч­ных, но белых или свет­лых одеж­дах. По окон­ча­нии пер­вой Литур­гии ново­кре­щен­ные под­хо­дят к амвону, свя­щен­ник про­из­но­сит им настав­ле­ние, вру­чает сви­де­тель­ства о кре­ще­нии и при­вет­ствует их как чад цер­ков­ных, так же и при­хо­жане, под­ходя, при­вет­ствуют их как своих во Хри­сте новых бра­тьев и сестер.

Огла­си­тель­ные беседы посе­щают как сами кре­ща­е­мые, взрос­лые и отроки, так и роди­тели (хотя бы один из них) и вос­при­ем­ники детей. Посе­щать огла­си­тель­ные беседы при­гла­ша­ются и нево­цер­ко­в­лен­ные моло­дые люди, про­ся­щие вен­ча­ние сво­его брака. С ними про­во­дится отдель­ная пас­тыр­ская беседа, отно­ся­ща­яся к теме брака. Бывало, что и ново­об­ра­щен­ные, но с дет­ства кре­ще­ные люди также изъ­яв­ляли жела­ние про­слу­шать огла­си­тель­ные беседы. Для кре­стив­шихся при их жела­нии огла­си­тель­ные беседы сме­ня­ются уча­стием в при­ход­ских вос­крес­ных биб­лей­ских беседах.

При мно­гих воз­ни­ка­ю­щих труд­но­стях в деле огла­ше­ния оно достав­ляет радость и кате­хи­за­то­рам, и огла­шен­ным и при­но­сит свои доб­рые плоды. В пер­спек­тиве хочется достичь боль­шего уча­стия при­хо­жан в деле огла­ше­ния и боль­шего уча­стия огла­шен­ных в при­ход­ской жизни, а также совер­ше­ния кре­щаль­ной Литур­гии, бла­го­слов­лен­ной еще Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­сием II.

Отдель­ный вопрос о при­ез­жа­ю­щих из глу­бинки. Тако­вым пред­ла­га­ется либо малое огла­ше­ние, состо­я­щее из мень­шего числа огла­си­тель­ных бесед, либо заоч­ная под­го­товка. Дома они само­сто­я­тельно читают Еван­ге­лие, учат молитвы, а потом, при­е­хав, испо­ве­ду­ются и при­ни­мают крещение.

Мно­гие про­шед­шие огла­ше­ние стали вер­ными чадами Церкви, а иные сту­пили и на путь свя­щен­но­слу­же­ния и не мыс­лят его без испол­не­ния слов Гос­пода нашего и Учи­теля Иисуса Хри­ста о науче­нии народа при его крещении.

Жур­нал Мос­ков­ской Патриархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки