О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви


Доку­мент утвер­жден опре­де­ле­нием Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 27 декабря 2011 года (жур­нал № 152).

Доку­мент утвер­жден опре­де­ле­нием Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 27 декабря 2011 года (жур­нал № 152).

Хри­сти­ан­ская вера осно­вана на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, воз­ве­щен­ном про­ро­ками и апо­сто­лами. «Бог, мно­го­кратно и мно­го­об­разно гово­рив­ший издревле отцам в про­ро­ках, в послед­ние дни сии гово­рил нам в Сыне, Кото­рого поста­вил наслед­ни­ком всего, чрез Кото­рого и веки сотво­рил» (Евр. 1:1–2). Одно из наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся в Еван­ге­лии обра­ще­ний ко Хри­сту Спа­си­телю, явив­шему нам пол­ноту Боже­ствен­ного Откро­ве­ния – Учи­тель. Он воз­ве­щал при­бли­же­ние Цар­ства Божьего и учил народ как сло­вами, так и делами, пода­вая лич­ный при­мер послу­ша­ния Небес­ному Отцу и жерт­вен­ного слу­же­ния людям. Своим уче­ни­кам и апо­сто­лам Спа­си­тель запо­ве­дал про­дол­жать Его учи­тель­ное слу­же­ние: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, уча их соблю­дать всё, что Я пове­лел вам» (Мф. 28:19–20). «При­няв­шие Кре­ще­ние в день Пяти­де­сят­ницы члены иеру­са­лим­ской церкви посто­янно пре­бы­вали в уче­нии Апо­сто­лов, в обще­нии и пре­лом­ле­нии хлеба и молит­вах» (Деян. 2:42).

Науче­ние вере свя­зано с общин­ной, литур­ги­че­ской и молит­вен­ной жиз­нью Церкви. В цен­тре этого науче­ния – «Слово Божие, кото­рое живо и дей­ственно и ост­рее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого» (Евр. 4:12). А потому, как сви­де­тель­ствует апо­стол Павел, «и слово мое, и про­по­ведь моя не в убе­ди­тель­ных сло­вах чело­ве­че­ской муд­ро­сти, но в явле­нии духа и силы, чтобы вера ваша утвер­жда­лась не на муд­ро­сти чело­ве­че­ской, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).

Цер­ков­ное учи­тель­ство прин­ци­пи­ально шире и глубже интел­лек­ту­аль­ного про­цесса пере­дачи и усво­е­ния зна­ний и инфор­ма­ции. Сре­до­то­чием и смыс­лом цер­ков­ного про­све­ще­ния явля­ется бла­го­дат­ное пре­об­ра­же­ние всего есте­ства чело­века в обще­нии с Богом и Его Церковью.

Прак­тика духов­ного нази­да­ния, вос­хо­дя­щая к апо­столь­скому вре­мени, отра­жена в Пре­да­нии Церкви, в том числе кано­ни­че­ских поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров и в тво­ре­ниях свя­тых отцов:

  • 46 пра­вило Лаоди­кий­ского Собора поста­нов­ляет: «Кре­ща­е­мым должно изу­чати веру».
  • 78 пра­вило VI Все­лен­ского Собора под­твер­ждает это поста­нов­ле­ние и при­дает ему обще­цер­ков­ный харак­тер: «Гото­вя­щимся ко Кре­ще­нию над­ле­жит обу­ча­тися вере».
  • 47 пра­вило Лаоди­кий­ского Собора гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти кате­хи­за­ции тех, кто не был научен вере до Кре­ще­ния: «В болезни при­яв­шим Кре­ще­ние, и потом полу­чив­шим здра­вие, подо­бает изу­чати веру и позна­вати, яко боже­ствен­наго дара сподобилися».
  • 7 пра­вило II Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вает также огла­шать «при­со­еди­ня­ю­щихся к Пра­во­сла­вию и части спа­са­е­мых из ере­ти­ков», опре­де­ляя при этом и образ их огла­ше­ния: «и застав­ляем пре­бы­вати в церкви, и слу­шати Писа­ния, и тогда уже кре­щаем их».

О том же гово­рил и свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Вера и кре­ще­ние – суть два спо­соба спа­се­ния, между собою срод­ные и нераз­дель­ные. Ибо вера совер­ша­ется кре­ще­нием, а кре­ще­ние осно­во­по­ла­га­ется верою» («О Свя­том Духе», глава 12).

Эта прак­тика нахо­дит также свое отра­же­ние в тру­дах древ­них хри­сти­ан­ских авто­ров, литур­гико-кано­ни­че­ских памят­ни­ках и цер­ков­ном богослужении.

Про­све­ти­тель­ское слу­же­ние Церкви, осно­ван­ное на учи­тель­стве, вклю­чает в себя кате­хи­за­цию и рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние. Кате­хи­за­ция – это содей­ствие уве­ро­вав­шему в Бога чело­веку в созна­тель­ном и ответ­ствен­ном вхож­де­нии в жизнь Церкви. Рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние – это настав­ле­ние пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина в исти­нах веры и нрав­ствен­ных нор­мах хри­сти­ан­ства, при­об­ще­ние его к Свя­щен­ному Писа­нию и цер­ков­ному Пре­да­нию, в том числе к литур­ги­че­ской жизни Церкви, к свя­то­оте­че­скому молит­вен­ному и аске­ти­че­скому опыту.

Насто­я­щий доку­мент, осно­вы­ва­ясь на Свя­щен­ном Писа­нии, поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров и свя­то­оте­че­ских под­хо­дах к огла­ше­нию, опре­де­ляет основ­ные направ­ле­ния, формы и содер­жа­ние про­све­ти­тель­ского слу­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

^ I. Организация просветительского служения Церкви

Про­све­ти­тель­ское слу­же­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви осу­ществ­ля­ется на обще­цер­ков­ном, епар­хи­аль­ном, бла­го­чин­ни­че­ском и при­ход­ском уровнях.

^ I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне

На обще­цер­ков­ном уровне кате­хи­зи­че­скую и рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ную работу воз­глав­ляет Сино­даль­ный отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (далее – Сино­даль­ный отдел). Сино­даль­ный отдел явля­ется коор­ди­на­ци­он­ным орга­ном по отно­ше­нию к ана­ло­гич­ным учре­жде­ниям, дей­ству­ю­щим в Само­управ­ля­е­мых Церк­вах, Экзар­ха­тах, Мит­ро­по­ли­чьих окру­гах и епархиях.

Сино­даль­ный отдел:

  1. вно­сит для рас­смот­ре­ния Свя­щен­но­на­ча­лием про­екты нор­ма­тив­ных доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих обра­зо­ва­тель­ную и кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;
  2. обра­ща­ется к епар­хи­аль­ным архи­ереям и руко­во­ди­те­лям про­филь­ных струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний епар­хий, направ­ляет им свои нор­ма­тив­ные доку­менты и мето­ди­че­ские мате­ри­алы, запра­ши­вает соот­вет­ству­ю­щую информацию;
  3. осу­ществ­ляет вза­и­мо­дей­ствие с дру­гими Сино­даль­ными струк­ту­рами по вопро­сам орга­ни­за­ции и коор­ди­на­ции обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской деятельности;
  4. кон­тро­ли­рует функ­ци­о­ни­ро­ва­ние системы под­го­товки кад­ров для веде­ния обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской деятельности;
  5. кон­тро­ли­рует состо­я­ние обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на обще­цер­ков­ном и епар­хи­аль­ном уровнях;
  6. осу­ществ­ляет инфор­ма­ци­он­ное сопро­вож­де­ние обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской деятельности;
  7. про­во­дит экс­пер­тизу учеб­ной, кате­хи­зи­че­ской, научно-педа­го­ги­че­ской, мето­ди­че­ской лите­ра­туры и аудио- и видео­ма­те­ри­а­лов для исполь­зо­ва­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;
  8. орга­ни­зует и про­во­дит обра­зо­ва­тель­ные кон­фе­рен­ции, чте­ния, конкурсы.

^ I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне

Общее руко­вод­ство епар­хи­аль­ными под­раз­де­ле­ни­ями, дей­ству­ю­щими в обла­сти кате­хи­зи­че­ской и рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, осу­ществ­ляет пра­вя­щий архи­ерей. Для орга­ни­за­ции соот­вет­ству­ю­щей работы в епар­хии дей­ствует про­филь­ный епар­хи­аль­ный отдел (или про­филь­ный ответ­ствен­ный епар­хи­аль­ный сотруд­ник), кото­рый в своей работе руко­вод­ству­ется обще­цер­ков­ными нор­ма­тив­ными доку­мен­тами, ука­за­ни­ями пра­вя­щего архи­ерея, реко­мен­да­ци­ями Сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции. Зар­платы сотруд­ни­ков, орга­ни­за­ци­он­ные рас­ходы, про­граммы и меро­при­я­тия про­филь­ного епар­хи­аль­ного отдела опла­чи­ва­ются из бюд­жета епар­хии и при­вле­чен­ных средств.

Осу­ществ­ляя орга­ни­за­ци­он­ную и мето­ди­че­скую дея­тель­ность в обла­сти кате­хи­за­ции и рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния, про­филь­ный епар­хи­аль­ный отдел (ответ­ствен­ный епар­хи­аль­ный сотрудник):

  1. опре­де­ляет мето­дику и формы про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед и бесед перед Таин­ством Венчания;
  2. кури­рует работу дей­ству­ю­щих и ини­ци­и­рует созда­ние новых духовно-про­све­ти­тель­ских цен­тров, кате­хи­зи­че­ских кур­сов, вос­крес­ных школ для детей и взрос­лых, коор­ди­ни­рует реа­ли­за­цию иных форм духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;
  3. кури­рует, коор­ди­ни­рует, кон­тро­ли­рует дея­тель­ность пра­во­слав­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний (дет­ских садов, обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, гим­на­зий, лицеев);
  4. про­во­дит кон­фе­рен­ции, съезды, семи­нары обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской тематики;
  5. осу­ществ­ляет мето­ди­че­скую под­держку реа­ли­за­ции всех форм и направ­ле­ний обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в епархии;
  6. вза­и­мо­дей­ствует с орга­нами госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния, обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями, сред­ствами мас­со­вой инфор­ма­ции и обще­ствен­но­стью в пре­де­лах сферы ответственности;
  7. про­во­дит ана­лиз отче­тов по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции из бла­го­чи­ний и предо­став­ляет утвер­жден­ный епар­хи­аль­ным архи­ереем свод­ный отчет в Сино­даль­ный отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и катехизации;
  8. орга­ни­зует под­го­товку, пере­под­го­товку, повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции кад­ров для веде­ния обра­зо­ва­тель­ной и кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти, а также про­во­дит их аттестацию.

В соот­вет­ствии с пунк­том 18 Опре­де­ле­ния Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (2–4 фев­раля 2011 года) «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в епар­хиях может созда­ваться про­филь­ная кол­ле­гия. Кол­ле­гия, явля­ясь сове­ща­тель­ным орга­ном, фор­ми­ру­ется и осу­ществ­ляет свою дея­тель­ность в соот­вет­ствии с типо­вым Поло­же­нием, при­ни­ма­е­мым Свя­щен­ным Синодом.

^ I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне

На уровне бла­го­чи­ния общая орга­ни­за­ция, коор­ди­на­ция и кон­троль кате­хи­зи­че­ской и рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ной работы ведутся под руко­вод­ством бла­го­чин­ного. Непо­сред­ствен­ное осу­ществ­ле­ние этой работы должно быть воз­ло­жено на штат­ного сотруд­ника, ответ­ствен­ного за кате­хи­зи­че­скую и обра­зо­ва­тель­ную работу в бла­го­чи­нии. Ответ­ствен­ный за кате­хи­зи­че­скую и обра­зо­ва­тель­ную работу в бла­го­чи­нии назна­ча­ется на долж­ность и осво­бож­да­ется от долж­но­сти епар­хи­аль­ным архи­ереем по пред­став­ле­нию бла­го­чин­ного, согла­со­ван­ному с пред­се­да­те­лем про­филь­ного отдела епар­хии. Ответ­ствен­ный за кате­хи­зи­че­скую и обра­зо­ва­тель­ную работу в бла­го­чи­нии зачис­ля­ется в штат одного из при­хо­дов бла­го­чи­ния с окла­дом согласно штат­ному рас­пи­са­нию. Ответ­ствен­ный за кате­хи­зи­че­скую и обра­зо­ва­тель­ную работу в бла­го­чи­нии под­чи­ня­ется бла­го­чин­ному и согла­со­вы­вает свою дея­тель­ность с пред­се­да­те­лем про­филь­ного епар­хи­аль­ного отдела (про­филь­ным ответ­ствен­ным епар­хи­аль­ным сотруд­ни­ком). Бла­го­чин­ный имеет попе­че­ние о при­вле­че­нии средств для про­ве­де­ния про­филь­ных про­грамм и меро­при­я­тий в благочинии.

Ответ­ствен­ный за кате­хи­зи­че­скую и обра­зо­ва­тель­ную работу в благочинии:

  1. осу­ществ­ляет вза­и­мо­дей­ствие с епар­хи­аль­ным отде­лом, участ­вует в работе кол­ле­гии при нем, в бла­го­чин­ни­че­ских и епар­хи­аль­ных меро­при­я­тиях в обла­сти обра­зо­ва­ния и катехизации;
  2. осу­ществ­ляет регу­ляр­ное вза­и­мо­дей­ствие с при­ход­скими кате­хи­за­то­рами, дирек­то­рами вос­крес­ных школ и коор­ди­ни­рует их деятельность;
  3. осу­ществ­ляет регу­ляр­ное вза­и­мо­дей­ствие с дирек­то­рами пра­во­слав­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, участ­вует в пред­став­ле­нии их инте­ре­сов перед госу­дар­ствен­ными и муни­ци­паль­ными органами;
  4. помо­гает насто­я­те­лям при­хо­дов, в штат кото­рых не вхо­дит при­ход­ской кате­хи­за­тор, в орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нии кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти по направ­ле­ниям, ука­зан­ным в п. 1.4;
  5. орга­ни­зует меро­при­я­тия в обла­сти обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции в мас­штабе благочиния;
  6. про­во­дит ана­лиз при­ход­ских отче­тов по кате­хи­за­ции и дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ;
  7. состав­ляет годо­вой план работы и годо­вой отчет о дея­тель­но­сти по соот­вет­ству­ю­щей форме, согла­со­вы­вает их с про­филь­ным епар­хи­аль­ным отде­лом (ответ­ствен­ным епар­хи­аль­ным сотруд­ни­ком) и утвер­ждает у благочинного;
  8. регу­лярно повы­шает ква­ли­фи­ка­цию на епар­хи­аль­ных или обще­цер­ков­ных кур­сах повы­ше­ния квалификации.

^ I.4. Просветительская работа на приходском уровне

На при­ход­ском уровне общая орга­ни­за­ция, коор­ди­на­ция и кон­троль кате­хи­зи­че­ской и рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ной работы нахо­дятся в ком­пе­тен­ции насто­я­теля. Попе­че­ние об этой работе должно быть воз­ло­жено на штат­ного при­ход­ского кате­хи­за­тора, в тех при­хо­дах, где есть воз­мож­ность создать такую долж­ность. Реше­ние об осво­бож­де­нии при­хода от необ­хо­ди­мо­сти иметь дан­ную штат­ную еди­ницу при­ни­мает бла­го­чин­ный по пред­став­ле­нию насто­я­теля с после­ду­ю­щим докла­дом епар­хи­аль­ному архи­ерею. Такое реше­ние может быть при­нято в отно­ше­нии мало­чис­лен­ных при­хо­дов, в первую оче­редь нахо­дя­щихся в сель­ской мест­но­сти и малых городах.

Дея­тель­ность вос­крес­ной школы для детей по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля орга­ни­зует дирек­тор вос­крес­ной школы.

По бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля при­хода осу­ществ­лять кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность могут кли­рики при­хода, сту­денты и выпуск­ники духов­ных школ и про­филь­ных учеб­ных заве­де­ний, а также миряне, полу­чив­шие соот­вет­ству­ю­щее обра­зо­ва­ние и ква­ли­фи­ка­цию кате­хи­за­тора. При этом дея­тель­ность мирян в обла­сти кате­хи­за­ции не должна под­ме­нять собой пас­тыр­ское слу­же­ние кли­рика и его духов­ное руководство.

При­ход­ской кате­хи­за­тор и дирек­тор вос­крес­ной школы назна­ча­ются на долж­ность и осво­бож­да­ются от долж­но­сти насто­я­те­лем, зачис­ля­ются в штат при­хода с окла­дом согласно штат­ному рас­пи­са­нию, под­чи­ня­ются насто­я­телю и согла­со­вы­вают свою дея­тель­ность с пред­се­да­те­лем про­филь­ного епар­хи­аль­ного отдела (про­филь­ным ответ­ствен­ным епар­хи­аль­ным сотруд­ни­ком) и с ответ­ствен­ным за кате­хи­зи­че­скую и рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ную работу в благочинии.

Соот­вет­ству­ю­щие про­граммы и меро­при­я­тия при­хода опла­чи­ва­ются из средств при­хода и при­вле­чен­ных средств.

При­ход­ской кате­хи­за­тор орга­ни­зует или проводит:

  1. огла­си­тель­ные беседы перед Таин­ством Кре­ще­ния со взрос­лыми, детьми созна­тель­ного воз­раста, роди­те­лями и вос­при­ем­ни­ками мало­лет­них детей, а также беседы с лицами, жела­ю­щими всту­пить в брак; эти беседы допол­няют лич­ное пас­тыр­ское обще­ние свя­щен­ника с гото­вя­щи­мися при­нять Таинства;
  2. заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых с целью рас­ши­ре­ния зна­ний при­хо­жан и сотруд­ни­ков при­хода по осно­вам пра­во­слав­ного вероучения;
  3. биб­лей­ские (еван­гель­ские) беседы, беседы по вопро­сам богослужения;
  4. работу службы при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния по осно­вам пра­во­слав­ного веро­уче­ния, цер­ков­ной жизни, пра­во­слав­ной этики и пра­ви­лам пове­де­ния в храме;
  5. духовно-про­све­ти­тель­скую работу во время палом­ни­че­ских поез­док, орга­ни­зо­ван­ных приходом;
  6. раз­ра­ботку и рас­про­стра­не­ние кате­хи­зи­че­ских лист­ков к пра­во­слав­ным празд­ни­кам, вос­крес­ным дням, дням поми­но­ве­ния усоп­ших, исто­ри­че­ским хра­мо­вым датам.

При­ход­ской катехизатор:

  1. осу­ществ­ляет регу­ляр­ное вза­и­мо­дей­ствие с помощ­ни­ком бла­го­чин­ного по кате­хи­за­ции и про­филь­ным епар­хи­аль­ным отде­лом (ответ­ствен­ным епар­хи­аль­ным сотрудником);
  2. по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля участ­вует в бла­го­чин­ни­че­ских и епар­хи­аль­ных меро­при­я­тиях кате­хи­зи­че­ской направленности;
  3. состав­ляет годо­вой план работы и годо­вой отчет о дея­тель­но­сти, утвер­ждает их у насто­я­теля и предо­став­ляет помощ­нику бла­го­чин­ного по катехизации;
  4. регу­лярно повы­шает ква­ли­фи­ка­цию, в част­но­сти на епар­хи­аль­ных кур­сах повы­ше­ния квалификации.

^ II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви

^ II.1. Оглашение

Огла­ше­ние – это сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. Огла­ше­ние должны про­хо­дить все взрос­лые и дети старше 7 лет, жела­ю­щие при­нять Таин­ство Крещения.

Недо­пу­стимо совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния над взрос­лыми людьми, кото­рые, не зная основ веры, отка­зы­ва­ются гото­виться к уча­стию в Таинстве.

Необ­хо­ди­мыми усло­ви­ями для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния явля­ются пра­во­слав­ная вера (Мк. 16:16) и пока­я­ние (Деян. 2:38) жела­ю­щих креститься.

Вера огла­ша­е­мых должна выра­жаться в испо­ве­да­нии ими Иисуса Хри­ста истин­ным Богом и Спа­си­те­лем, в твер­дом наме­ре­нии жить согласно уче­нию Церкви и Слова Божьего, в испо­ве­да­нии Сим­вола веры. Таин­ство Кре­ще­ния не может быть совер­шено над чело­ве­ком, отри­ца­ю­щим осно­во­по­ла­га­ю­щие истины пра­во­слав­ной веры и хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. К уча­стию в Таин­стве Кре­ще­ния не могут быть допу­щены люди, жела­ю­щие кре­ститься по суе­вер­ным причинам.

В таком слу­чае реко­мен­ду­ется отло­жить совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния до вре­мени осо­зна­ния чело­ве­ком под­лин­ного смысла этого Таинства.

В каж­дом кон­крет­ном слу­чае про­дол­жи­тель­ность и объем огла­ше­ния должны опре­де­ляться свя­щен­но­слу­жи­те­лем или миря­ни­ном-кате­хи­за­то­ром с любо­вью и рассудительностью.

Огла­ше­ние взрос­лых пред­по­ла­гает несколько бесед, вклю­ча­ю­щих в себя изу­че­ние Сим­вола веры, избран­ных мест Свя­щен­ного Писа­ния, основ хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, в том числе пред­став­ле­ния о гре­хах и доб­ро­де­те­лях, вве­де­ние в литур­ги­че­скую жизнь Церкви.

При отсут­ствии воз­мож­но­стей или усло­вий для огла­ше­ния должны соблю­даться сле­ду­ю­щие мини­маль­ные требования:

  • Необ­хо­димо про­ве­сти не менее двух огла­си­тель­ных бесед об основ­ных поня­тиях хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, пра­во­слав­ного веро­уче­ния и цер­ков­ной жизни. На пер­вой беседе осо­бое вни­ма­ние должно быть уде­лено выяс­не­нию моти­вов обра­ще­ния чело­века к Церкви с прось­бой о Кре­ще­нии, помощи ему в осо­зна­нии хри­сти­ан­ского смысла Таин­ства, отве­там на вопросы и пер­во­на­чаль­ному настав­ле­нию в вере. На вто­рой беседе огла­ша­е­мым должно быть пре­по­дано общее настав­ле­ние в хри­сти­ан­ской вере и жизни посред­ством тол­ко­ва­ния Сим­вола веры и основ­ных биб­лей­ских запо­ве­дей. Кате­хи­за­тор дол­жен акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние огла­ша­е­мого на необ­хо­ди­мо­сти изме­нить свою жизнь в соот­вет­ствии с Еван­ге­лием Хри­сто­вым, а также удо­сто­ве­риться в пра­виль­но­сти усво­е­ния им основ­ных истин пра­во­слав­ного веро­уче­ния о Боге, мире и человеке.
  • После вто­рой огла­си­тель­ной беседы либо непо­сред­ственно перед совер­ше­нием Таин­ства Кре­ще­ния свя­щен­ник дол­жен про­ве­сти пока­янно-испо­ве­даль­ную беседу, целью кото­рой явля­ется осо­зна­ние и испо­ве­да­ние кре­ща­е­мым своих гре­хов и утвер­жде­ние в бла­гом наме­ре­нии отка­заться от них и начать новую жизнь в послу­ша­нии Богу и Его Церкви.

В слу­чае совер­ше­ния Кре­ще­ния над боль­ными людьми или в усло­виях опас­но­сти для жизни огла­ше­ние должно быть совер­шено после Кре­ще­ния при пер­вой возможности.

При совер­ше­нии Таин­ства Кре­ще­ния над мла­ден­цами и детьми до 7 лет необ­хо­димо пом­нить, что кре­ще­ние детей совер­ша­ется в Церкви по вере их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков. В этом слу­чае мини­маль­ную огла­си­тель­ную под­го­товку должны пройти как роди­тели, так и вос­при­ем­ники, кроме тех слу­чаев, когда они научены осно­вам веры и участ­вуют в цер­ков­ной жизни. Огла­си­тель­ные беседы с роди­те­лями и вос­при­ем­ни­ками сле­дует про­во­дить зара­нее и отдельно от совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния. Уместно при­звать роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков под­го­то­виться к уча­стию в Кре­ще­нии их детей лич­ным уча­стием в Таин­ствах Пока­я­ния и Евхаристии.

Вос­при­я­тию Кре­ще­ния как собы­тия, важ­ней­шего в лич­ной жизни чело­века и зна­чи­мого для цер­ков­ной общины, будет спо­соб­ство­вать долж­ная под­го­товка к при­ня­тию Таин­ства, воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики его совер­ше­ния в при­сут­ствии и при уча­стии при­хода в соеди­не­нии со Свя­той Евха­ри­стией в Вели­кую Суб­боту, в наве­че­рие Рож­де­ства и Богоявления.

^ II.2. Духовное просвещение крещеных людей

Неотъ­ем­ле­мой частью жизни при­хода должны стать систе­ма­ти­че­ские духовно-про­све­ти­тель­ские беседы и заня­тия, кото­рые могут про­во­диться в форме вос­крес­ной школы или в иных фор­мах. Более слож­ной и эффек­тив­ной фор­мой систе­ма­ти­че­ского духов­ного про­све­ще­ния мирян явля­ются бого­слов­ские курсы, кото­рые могут быть орга­ни­зо­ваны на одном из круп­ных при­хо­дов и осу­ществ­лять свою дея­тель­ность в рам­ках города, бла­го­чи­ния или епархии.

В связи с этим одним из направ­ле­ний раз­ви­тия кате­хи­зи­че­ского слу­же­ния на при­ход­ском, бла­го­чин­ни­че­ском и епар­хи­аль­ном уровне должно стать созда­ние и обес­пе­че­ние дея­тель­но­сти инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов в интер­нет-про­стран­стве, орга­ни­за­ция работы обще­до­ступ­ных биб­лио­тек и меди­а­тек, изда­ние и рас­про­стра­не­ние духовно-про­све­ти­тель­ской литературы.

Необ­хо­димо рас­ши­рять прак­тику изу­че­ния на при­хо­дах Свя­щен­ного Писа­ния в форме биб­лей­ских бесед и круж­ков. Изу­че­ние и обсуж­де­ние Биб­лии в неболь­ших груп­пах под руко­вод­ством свя­щен­но­слу­жи­теля или кате­хи­за­тора-миря­нина должно помо­гать при­хо­жа­нам глубже пони­мать Слово Божие и руко­вод­ство­ваться им в своей жизни, а также содей­ство­вать воз­рож­де­нию и раз­ви­тию цер­ковно-при­ход­ских общин. Сле­дует также про­во­дить для при­хо­жан вне­бо­го­слу­жеб­ные беседы, посвя­щен­ные изу­че­нию Таинств и обря­дов Пра­во­слав­ной Церкви.

В боль­ших при­хо­дах реко­мен­ду­ется созда­вать кон­суль­та­тив­ные службы по вопро­сам пра­во­слав­ной веры и цер­ков­ной жизни, при­вле­кая для этого слу­же­ния как кли­ри­ков храма, так и духовно про­све­щен­ных мирян. Совре­мен­ный опыт цер­ковно-при­ход­ской жизни сви­де­тель­ствует об эффек­тив­но­сти инди­ви­ду­аль­ных про­све­ти­тель­ских бесед с захо­дя­щими в храм нево­цер­ко­в­лен­ными людьми. Осо­бого попе­че­ния тре­буют люди, кото­рые при­шли в храм из-за слу­чив­ше­гося горя. В хра­мах реко­мен­ду­ется раз­ме­щать стенды с духовно-про­све­ти­тель­ской инфор­ма­цией, изда­вать и рас­про­стра­нять обще­до­ступ­ные мис­си­о­нер­ские, кате­хи­зи­че­ские и духовно-про­све­ти­тель­ские материалы.

Пред­ме­том осо­бого пас­тыр­ского попе­че­ния насто­я­те­лей при­хо­дов должно стать повы­ше­ние уровня цер­ков­ной гра­мот­но­сти сотруд­ни­ков храма, а также забота об их духовно-нрав­ствен­ном совер­шен­ство­ва­нии. Реко­мен­ду­ется орга­ни­зо­вы­вать для них соот­вет­ству­ю­щие спе­ци­фике их слу­же­ния духовно-про­све­ти­тель­ские беседы, поощ­рять их к полу­че­нию цер­ков­ного обра­зо­ва­ния, кон­тро­ли­ро­вать их отно­ше­ние к прихожанам.Одной из важ­ных форм совре­мен­ной цер­ков­ной жизни явля­ются палом­ни­че­ские поездки. Насто­я­те­лям при­хо­дов, сотруд­ни­кам палом­ни­че­ских служб и ответ­ствен­ным миря­нам сле­дует пом­нить, что экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ская дея­тель­ность имеет боль­шой духовно-про­све­ти­тель­ский потен­циал, кото­рый необ­хо­димо пра­вильно исполь­зо­вать для про­по­веди Слова Божия и настав­ле­ния палом­ни­ков в пра­во­слав­ной вере.

Основ­ной фор­мой пра­во­слав­ного духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния и кате­хи­за­ции детей и под­рост­ков явля­ются цер­ковно-при­ход­ские (вос­крес­ные) школы.

Дея­тель­ность цер­ковно-при­ход­ских школ ори­ен­ти­ро­вана на все­сто­рон­нее воцер­ко­в­ле­ние детей и юно­ше­ства, на усво­е­ние уча­щи­мися хри­сти­ан­ских нрав­ствен­ных норм и на актив­ное вклю­че­ние их в цер­ков­ную жизнь. Для дости­же­ния этой цели наряду с учеб­ным про­цес­сом необ­хо­димо уде­лять зна­чи­тель­ное вни­ма­ние орга­ни­за­ции вне­учеб­ной дея­тель­но­сти цер­ковно-при­ход­ских школ: палом­ни­че­ских поез­док, лет­них лаге­рей, уча­стия в крест­ных ходах, под­го­товки рож­де­ствен­ских и пас­халь­ных спек­так­лей, хоро­вого пения и худо­же­ствен­ного твор­че­ства, уча­стия детей и под­рост­ков в соци­аль­ном слу­же­нии прихода.

Насто­я­тель при­хода дол­жен иметь осо­бое попе­че­ние о повы­ше­нии уровня бого­слов­ских и педа­го­ги­че­ских зна­ний пре­по­да­ва­те­лей, вос­пи­та­те­лей и руко­во­ди­те­лей цер­ковно-при­ход­ских школ.

Совре­мен­ный кри­зис семьи и тра­ди­ци­он­ных семей­ных цен­но­стей побуж­дает Цер­ковь уде­лять осо­бое вни­ма­ние под­го­товке веру­ю­щих к Таин­ству Брака и духовно-про­све­ти­тель­ской работе с семьей.

По при­чине нево­цер­ко­в­лен­но­сти боль­шин­ства всту­па­ю­щих в цер­ков­ный брак пред­став­ля­ется необ­хо­ди­мым уста­но­вить перед Таин­ством Брака обя­за­тель­ные под­го­то­ви­тель­ные беседы, во время кото­рых свя­щен­но­слу­жи­тель или кате­хи­за­тор-миря­нин дол­жен разъ­яс­нить всту­па­ю­щим в брак важ­ность и ответ­ствен­ность пред­при­ни­ма­е­мого ими шага, рас­крыть хри­сти­ан­ское пони­ма­ние любви между муж­чи­ной и жен­щи­ной, объ­яс­нить смысл и зна­че­ние семей­ной жизни в свете Свя­щен­ного Писа­ния и пра­во­слав­ного уче­ния о спасении.

Цер­ков­ное попе­че­ние о семье должно заклю­чаться в под­го­товке моло­дежи к вступ­ле­нию в брак и духов­ной под­держке семьи после ее создания.

Боль­шое зна­че­ние имеет раз­ме­ще­ние и рас­про­стра­не­ние духовно-про­све­ти­тель­ской инфор­ма­ции в родиль­ных домах и жен­ских кон­суль­та­циях, про­ве­де­ние кате­хи­зи­че­ских бесед о хри­сти­ан­ском пони­ма­нии любви и брака со стар­ше­класс­ни­ками обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ и сту­ден­тами средне-спе­ци­аль­ных и выс­ших учеб­ных заве­де­ний. Важ­ным направ­ле­нием раз­ви­тия духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти Церкви явля­ется созда­ние и орга­ни­за­ция работы раз­лич­ных форм пра­во­слав­ных кон­суль­та­ций по вопро­сам семьи и брака.

* * *

Пра­во­слав­ная Цер­ковь обла­дает бога­тым и раз­но­об­раз­ным опы­том про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти, осно­ван­ной на Свя­щен­ном Писа­нии и свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции. Совре­мен­ный мир, пере­жи­ва­ю­щий состо­я­ние духовно-нрав­ствен­ного кри­зиса, остро нуж­да­ется в живом хри­сти­ан­ском сви­де­тель­стве о Церкви, кото­рая совер­шает «разум­ное слу­же­ние» (Рим. 12:1) Богу и учит вся­кого чело­века покло­няться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24). Жизнь настой­чиво тре­бует акту­а­ли­за­ции накоп­лен­ного в веках бла­го­дат­ного опыта про­све­ти­тель­ского слу­же­ния и его твор­че­ского исполь­зо­ва­ния в наше время. «Иисус Хри­стос вчера и сего­дня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для людей всех вре­мён, куль­тур и наро­дов. И сего­дня, как прежде, Гос­подь при­зы­вает Свою Цер­ковь рев­ностно совер­шать «слу­же­ние слова» (Деян. 6:4), чтобы помочь совре­мен­ному чело­веку найти путь к Богу, познать истину и обре­сти веч­ную жизнь в Цар­стве Божием.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки