• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Оглашенные, войдите! – Дмитрий Ребров Раздел: Аспекты катехизации

Оглашенные, войдите! – Дмитрий Ребров

Print This Post
Оценка:
(0 голосов: 0 из 5)

По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию.

 

Оглавление

  1. Шестьдесят к семидесяти
  2. Как подружиться с Богом?
  3. Символ по частям
  4. Есть недовольные

 


По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию.

 

Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением.


Шестьдесят к семидесяти

По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. На фоне крушения сверхдержавы Церковь многим казалась единственным оплотом стабильности и традиции, уникальным гарантом моральных ценностей в эпоху «первоначального накопления капитала». Приходские священники, заставшие те времена, без труда вспомнят религиозный бум, охвативший страну. Люди крестились массово: за компанию, на всякий случай, иногда целыми бригадами, семьями, отделами — агностики, хиппи, теософы, вчерашние комсомольские вожаки и работницы образования. Разбираться в тонкостях догматики, а зачастую и в элементарных основах вероучения не было времени. Теперь, когда социологические опросы дают количество воцерковленных христиан ниже десяти процентов от числа номинальных, несложно ответить на вопрос, куда делись те миллионы неофитов. Евангельское семя пало на камень и погибло под первыми лучами солнца. Интерес к Православию сменился сдержанным недоверием к «попам на мерседесах», а тяга к духовности уступила место гадалкам, экстрасенсам и популярной психологии. «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию человека принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными», — с такими словами на декабрьском Епархиальном собрании Патриарх Кирилл, как правящий архиерей столичной епархии, обратился к Собору московского духовенства. Подготовка к Святому Крещению — катехизация или оглашение — должна стать нормой приходской жизни всех без исключения московских храмов, убежден Патриарх.

Как подружиться с Богом?

Институт катехизации появился в древней Церкви. Тогда люди, желавшие принять крещение, проходили ряд подготовительных бесед, на которых заранее знакомились с церковным вероучением и основами духовной жизни. Крещение язычников, прошедших обучение, совершалось, как правило, в крещенский сочельник или в Великую субботу, накануне Пасхи. Креститься на Пасху можно и сейчас. Например, в московском храме в честь иконы «Живоносный Источник», что в Царицынском парке. Для этого в течение Великого поста нужно пройти хотя бы одну катехизаторскую беседу. Как и во многих храмах города, здесь теперь крестят взрослых только после оглашения. Царицынский храм — один из немногих, где такая практика совершается уже не первый год. «Мы проводим беседы перед крещением уже где-то семнадцать лет. Я сам крестился не сразу — ходил около полугода, присматривался. А когда стал священником, стал вести катехизаторские встречи, — рассказывает клирик храма протоиерей Алексий Потокин. — Без беседы мы не крестим, и за все это время я затрудняюсь вспомнить случай, чтобы кто-то из желающих принять крещение был недоволен нашими порядками. Есть такие, кому беседы не нужны, они много читали и сами знают больше меня — таких мы “диагностируем” и допускаем к таинству без катехизации. Но большинство все-таки обязано посетить хотя бы одну встречу». Огласительные беседы проводятся каждую субботу в три часа дня. В правом нефе храма полукругом стоит несколько лавок, на них восемь человек слушают отца Алексия, задают вопросы. — Жена сказала, чтобы я крестился, — крупный армянин вопросительно смотрит на священника. — А вы Евангелие читали? Нет? Совсем? — отец Алексий советует начать читать Евангелие. — А если возникнут вопросы, приходите ко мне, и мы с вами поговорим. — А что, после крещения почитать нельзя? Батюшка вздыхает: — Ну а с женой со своей вы познакомились до свадьбы или уже после? — Как это? — растерянно бормочет армянин, но шутку он понял и виновато расплывается в улыбке: — Нэт, с женой познакомился до. Огласительные беседы в Царицынском храме проходят в свободной манере, в них обсуждается главное: кто такой Христос, что такое исповедь, зачем мы молимся. «Если я хочу быть вашим другом, я стараюсь соблюдать ваши “заповеди”, то есть я стараюсь не обижать вас, я знаю, что вам нравится, а что нет. Так и с Богом: если мы хотим быть Его друзьями, мы соблюдаем Его заповеди, потому что мы Его любим и потому что Он любит нас. Если мы преступаем эти заповеди, но раскаиваемся, Бог нас прощает, так же как и мы прощаем наших друзей, когда они нас расстраивают, но просят прощения, — отец Алексий подробно останавливается на этой метафоре, она у него любимая. — Достаточно ли просто креститься, чтобы стать христианином? А достаточно ли один раз сказать “люблю”, чтобы стать мужем? Нет, нужно каждый день об этом говорить жене, и не потому, что она может забыть, а для того, чтобы не забыть самому. Каждая исповедь — в каком-то смысле новое крещение. Это восстановление наших отношений с Богом, прерванных грехом». «Про ипостаси, общение природ и обожение они узнают после, — методика отца Алексия проверена годами. — Мы не можем оглашаемых познакомить со всем православным богословием сразу, да мы и не ставим такой цели. Философское мышление, богословские формулировки нужны далеко не всем, во всяком случае на первых порах. Поначалу гораздо важнее, чтобы крещаемый осознал главное: зачем он крестится, что такое Церковь?» Несколько лет назад при храме работали курсы для крестных родителей. Каждый, кто готовился стать крестным отцом или матерью, обязан был прослушать цикл бесед. Но слушатели быстро разбежались. «Ведущий на этих курсах, слишком много требовал, — объясняет отец Алексий. — Во всем нужно знать меру».

Символ по частям

В храме Космы и Дамиана на Маросейке огласительные беседы появились только этой осенью. Уже около полугода Светлана Орлова на общественных началах здесь работает катехизатором. «Обязательные беседы предназначены только для взрослых, а взрослых за год крестится не так уж и много, — рассказывает Светлана. — Первые наши группы были очень малочисленными, от одного человека до пяти. Поэтому мы решили объединить огласительные беседы для готовящихся к крещению с катехизаторскими беседами для прихожан. Сейчас на курсах обучаются 14 человек, из них некрещеный только один». На Маросейке катехизаторские беседы устроены иначе, чем в Царицыне. Во-первых, их проводят не священнослужители, а компетентные миряне. Светлана, к примеру, несколько лет назад окончила четырехлетние курсы церковных катехизаторов при Духовной академии в Сергиевом Посаде. Училась «для себя», но вот знания пригодились. Темами для катехизаторских бесед становятся в первую очередь не «духовные», а «теоретические» богословские вопросы. «Мы не даем духовных советов, это прерогатива священника, который будет напутствовать человека у купели, — говорит Светлана Орлова. — За основу курса мы взяли Символ веры. Изъясняем каждый член по отдельности, рассматриваем его евангельскую, богословскую, историческую перспективу. Советуем, какую литературу можно почитать». Всего цикл катехизических бесед состоит из восьми занятий. Первый час — лекция, потом чай и ответы на вопросы. Пособия классические: катехизисы митрополита Филарета (Дроздова), протоиерея Михаила Помазанского, библейские толкования епископа Аверкия (Таушева) и Новый Завет.

Есть недовольные

Практика катехизации перед крещением возрождается не только в Москве. Саратовская епархия в лице своего предстоятеля епископа Лонгина (Корчагина) может дать фору столичным приходам. На последних «Рождественских чтениях» — крупнейшем православном образовательном форуме — владыка предложил доклад, суммировавший местный опыт за последние несколько лет. В прошлом году Епархиальным советом Саратовской епархии было принято решение ввести во всех благочиниях штатную должность помощника по катехизации, а в городских храмах — штатного катехизатора. Пасха 2010 года стала первой, когда по древнему обычаю накануне праздничной литургии группа мирян, пройдя положенный курс катехизации, за уставным архиерейским богослужением приняла крещение. Из двадцати человек, пришедших на первое занятие, только двое решили отложить свое крещение. Обязательная подготовка к таинствам на всех приходах епархии была введена с лета. «Бывают ли случаи, когда человек не желает проходить катехизацию и ищет храм, где ему не будут предъявлять никаких условий?» — «Бывают. Однако здесь многое зависит от людей, которые встречают в храме желающего креститься, — момент “отказов” владыка особо подчеркнул в своем докладе. — И в Патриархию, и к нам в епархию поступило несколько жалоб, связанных с новой практикой… Может быть, надо честно ответить для себя на такие вопросы: ставим ли мы своей целью, по образцу старообрядцев, полностью прекратить совершение таинств над людьми, пока еще невоцерковленными или относящимися к вере неглубоко? Наверное, нет. Поэтому надо стараться подходить к этой работе взвешенно и не допускать конфликтных ситуаций. Не возлагать на людей “неудобоносимые бремена”, иначе они будут ходить из одного храма в другой в поисках более легких, удобных путей». В целом количество людей, желающих креститься, после введения обязательного оглашения несколько сократилось. Это признает и Синодальный отдел катехизации и религиозного образования, под эгидой которого практика оглашения внедряется на приходах. «Подробной статистики не существует, но в некоторых епархиях, особенно там, где были введены очень строгие правила, зафиксировано снижение количества крещений», — рассказывает Денис Туголуков, и. о. заведующего сектором катехизации Синодального отдела. Пакет рекомендаций для катехизаторов, разработанный отделом, еще не утвержден на общецерковном уровне, но его черновой вариант доступен в интернете, на сайте отдела. Этот проект предусматривает только минимум — две огласительные беседы и беседа непосредственно перед крещением. Максимум отдел оставляет на усмотрение епархий. «Каждая епархия вправе установить свой объем. В Екатеринбургской проводят двенадцать огласительных бесед, в Абаканской — восемь, — объясняет Денис. — Мы не настаиваем на слишком длинных курсах. Цель оглашения — не сообщить человеку всю полноту богословских знаний, а заложить их основы. Человек для начала должен понять свои мотивы: почему он собирается креститься? Важно объяснить ему ключевые вопросы вероучения. А для углубления знаний нужно развивать другие образовательные программы: воскресные школы для взрослых, библейские кружки, епархиальные курсы».

Метки
  • Нет Меток
0 118
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)