Оглашенные, войдите! – Дмитрий Ребров

Оглашенные, войдите! – Дмитрий Ребров


По мет­кому народ­ному выра­же­нию, Рос­сия — страна кре­ще­ных ате­и­стов. Если верить социо­ло­гам, пра­во­слав­ными себя счи­тают почти 70 про­цен­тов рос­сиян, в Бога верят — около 60. Людей, зна­ко­мых с веро­уче­нием Церкви, и того меньше, даже среди «посе­ща­ю­щих храм не реже чем раз в год». В конце вось­ми­де­ся­тых мил­ли­оны пост­со­вет­ских граж­дан обра­ти­лись к Православию.

 

Оглав­ле­ние

  1. Шесть­де­сят к семидесяти
  2. Как подру­житься с Богом?
  3. Сим­вол по частям
  4. Есть недо­воль­ные

 


По мет­кому народ­ному выра­же­нию, Рос­сия — страна кре­ще­ных ате­и­стов. Если верить социо­ло­гам, пра­во­слав­ными себя счи­тают почти 70 про­цен­тов рос­сиян, в Бога верят — около 60. Людей, зна­ко­мых с веро­уче­нием Церкви, и того меньше, даже среди «посе­ща­ю­щих храм не реже чем раз в год». В конце вось­ми­де­ся­тых мил­ли­оны пост­со­вет­ских граж­дан обра­ти­лись к Православию.

 

Когда ста­вишь свечку, поло­жено зага­ды­вать жела­ние? Какие из икон лечат от пьян­ства? «Кре­ще­ная, но непро­све­щен­ная Русь» через два­дцать лет после паде­ния без­бож­ной вла­сти лечится ака­фи­стами, зава­ри­вает земельку в чай и «чистит ауру» в свя­тых источ­ни­ках. Поло­жить пре­дел рели­ги­оз­ной без­гра­мот­но­сти должна кате­хи­за­ция — свое­об­раз­ный «бого­слов­ский лик­без» перед крещением.


Шестьдесят к семидесяти

По мет­кому народ­ному выра­же­нию, Рос­сия — страна кре­ще­ных ате­и­стов. Если верить социо­ло­гам, пра­во­слав­ными себя счи­тают почти 70 про­цен­тов рос­сиян, в Бога верят — около 60. Людей, зна­ко­мых с веро­уче­нием Церкви, и того меньше, даже среди «посе­ща­ю­щих храм не реже чем раз в год». В конце вось­ми­де­ся­тых мил­ли­оны пост­со­вет­ских граж­дан обра­ти­лись к Пра­во­сла­вию. На фоне кру­ше­ния сверх­дер­жавы Цер­ковь мно­гим каза­лась един­ствен­ным опло­том ста­биль­но­сти и тра­ди­ции, уни­каль­ным гаран­том мораль­ных цен­но­стей в эпоху «пер­во­на­чаль­ного накоп­ле­ния капи­тала». При­ход­ские свя­щен­ники, застав­шие те вре­мена, без труда вспом­нят рели­ги­оз­ный бум, охва­тив­ший страну. Люди кре­сти­лись мас­сово: за ком­па­нию, на вся­кий слу­чай, ино­гда целыми бри­га­дами, семьями, отде­лами — агно­стики, хиппи, тео­софы, вче­раш­ние ком­со­моль­ские вожаки и работ­ницы обра­зо­ва­ния. Раз­би­раться в тон­ко­стях дог­ма­тики, а зача­стую и в эле­мен­тар­ных осно­вах веро­уче­ния не было вре­мени. Теперь, когда социо­ло­ги­че­ские опросы дают коли­че­ство воцер­ко­в­лен­ных хри­стиан ниже десяти про­цен­тов от числа номи­наль­ных, несложно отве­тить на вопрос, куда делись те мил­ли­оны нео­фи­тов. Еван­гель­ское семя пало на камень и погибло под пер­выми лучами солнца. Инте­рес к Пра­во­сла­вию сме­нился сдер­жан­ным недо­ве­рием к «попам на мер­се­де­сах», а тяга к духов­но­сти усту­пила место гадал­кам, экс­тра­сен­сам и попу­ляр­ной пси­хо­ло­гии. «Про­шло то время, когда мы, раду­ясь самому жела­нию чело­века при­нять Свя­тое Кре­ще­ние, откли­ка­лись на него неза­мед­ли­тельно, недо­пу­стима прак­тика совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния над людьми, к нему не под­го­тов­лен­ными», — с такими сло­вами на декабрь­ском Епар­хи­аль­ном собра­нии Пат­ри­арх Кирилл, как пра­вя­щий архи­ерей сто­лич­ной епар­хии, обра­тился к Собору мос­ков­ского духо­вен­ства. Под­го­товка к Свя­тому Кре­ще­нию — кате­хи­за­ция или огла­ше­ние — должна стать нор­мой при­ход­ской жизни всех без исклю­че­ния мос­ков­ских хра­мов, убеж­ден Патриарх.

Как подружиться с Богом?

Инсти­тут кате­хи­за­ции появился в древ­ней Церкви. Тогда люди, желав­шие при­нять кре­ще­ние, про­хо­дили ряд под­го­то­ви­тель­ных бесед, на кото­рых зара­нее зна­ко­ми­лись с цер­ков­ным веро­уче­нием и осно­вами духов­ной жизни. Кре­ще­ние языч­ни­ков, про­шед­ших обу­че­ние, совер­ша­лось, как пра­вило, в кре­щен­ский сочель­ник или в Вели­кую суб­боту, нака­нуне Пасхи. Кре­ститься на Пасху можно и сей­час. Напри­мер, в мос­ков­ском храме в честь иконы «Живо­нос­ный Источ­ник», что в Цари­цын­ском парке. Для этого в тече­ние Вели­кого поста нужно пройти хотя бы одну кате­хи­за­тор­скую беседу. Как и во мно­гих хра­мах города, здесь теперь кре­стят взрос­лых только после огла­ше­ния. Цари­цын­ский храм — один из немно­гих, где такая прак­тика совер­ша­ется уже не пер­вый год. «Мы про­во­дим беседы перед кре­ще­нием уже где-то сем­на­дцать лет. Я сам кре­стился не сразу — ходил около полу­года, при­смат­ри­вался. А когда стал свя­щен­ни­ком, стал вести кате­хи­за­тор­ские встречи, — рас­ска­зы­вает кли­рик храма про­то­и­е­рей Алек­сий Пото­кин. — Без беседы мы не кре­стим, и за все это время я затруд­ня­юсь вспом­нить слу­чай, чтобы кто-то из жела­ю­щих при­нять кре­ще­ние был недо­во­лен нашими поряд­ками. Есть такие, кому беседы не нужны, они много читали и сами знают больше меня — таких мы “диа­гно­сти­руем” и допус­каем к таин­ству без кате­хи­за­ции. Но боль­шин­ство все-таки обя­зано посе­тить хотя бы одну встречу». Огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся каж­дую суб­боту в три часа дня. В пра­вом нефе храма полу­кру­гом стоит несколько лавок, на них восемь чело­век слу­шают отца Алек­сия, задают вопросы. — Жена ска­зала, чтобы я кре­стился, — круп­ный армя­нин вопро­си­тельно смот­рит на свя­щен­ника. — А вы Еван­ге­лие читали? Нет? Совсем? — отец Алек­сий сове­тует начать читать Еван­ге­лие. — А если воз­ник­нут вопросы, при­хо­дите ко мне, и мы с вами пого­во­рим. — А что, после кре­ще­ния почи­тать нельзя? Батюшка взды­хает: — Ну а с женой со своей вы позна­ко­ми­лись до сва­дьбы или уже после? — Как это? — рас­те­рянно бор­мо­чет армя­нин, но шутку он понял и вино­вато рас­плы­ва­ется в улыбке: — Нэт, с женой позна­ко­мился до. Огла­си­тель­ные беседы в Цари­цын­ском храме про­хо­дят в сво­бод­ной манере, в них обсуж­да­ется глав­ное: кто такой Хри­стос, что такое испо­ведь, зачем мы молимся. «Если я хочу быть вашим дру­гом, я ста­ра­юсь соблю­дать ваши “запо­веди”, то есть я ста­ра­юсь не оби­жать вас, я знаю, что вам нра­вится, а что нет. Так и с Богом: если мы хотим быть Его дру­зьями, мы соблю­даем Его запо­веди, потому что мы Его любим и потому что Он любит нас. Если мы пре­сту­паем эти запо­веди, но рас­ка­и­ва­емся, Бог нас про­щает, так же как и мы про­щаем наших дру­зей, когда они нас рас­стра­и­вают, но про­сят про­ще­ния, — отец Алек­сий подробно оста­нав­ли­ва­ется на этой мета­форе, она у него люби­мая. — Доста­точно ли про­сто кре­ститься, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном? А доста­точно ли один раз ска­зать “люблю”, чтобы стать мужем? Нет, нужно каж­дый день об этом гово­рить жене, и не потому, что она может забыть, а для того, чтобы не забыть самому. Каж­дая испо­ведь — в каком-то смысле новое кре­ще­ние. Это вос­ста­нов­ле­ние наших отно­ше­ний с Богом, пре­рван­ных гре­хом». «Про ипо­стаси, обще­ние при­род и обо­же­ние они узнают после, — мето­дика отца Алек­сия про­ве­рена годами. — Мы не можем огла­ша­е­мых позна­ко­мить со всем пра­во­слав­ным бого­сло­вием сразу, да мы и не ста­вим такой цели. Фило­соф­ское мыш­ле­ние, бого­слов­ские фор­му­ли­ровки нужны далеко не всем, во вся­ком слу­чае на пер­вых порах. Пона­чалу гораздо важ­нее, чтобы кре­ща­е­мый осо­знал глав­ное: зачем он кре­стится, что такое Цер­ковь?» Несколько лет назад при храме рабо­тали курсы для крест­ных роди­те­лей. Каж­дый, кто гото­вился стать крест­ным отцом или мате­рью, обя­зан был про­слу­шать цикл бесед. Но слу­ша­тели быстро раз­бе­жа­лись. «Веду­щий на этих кур­сах, слиш­ком много тре­бо­вал, — объ­яс­няет отец Алек­сий. — Во всем нужно знать меру».

Символ по частям

В храме Космы и Дами­ана на Маро­сейке огла­си­тель­ные беседы появи­лись только этой осе­нью. Уже около полу­года Свет­лана Орлова на обще­ствен­ных нача­лах здесь рабо­тает кате­хи­за­то­ром. «Обя­за­тель­ные беседы пред­на­зна­чены только для взрос­лых, а взрос­лых за год кре­стится не так уж и много, — рас­ска­зы­вает Свет­лана. — Пер­вые наши группы были очень мало­чис­лен­ными, от одного чело­века до пяти. Поэтому мы решили объ­еди­нить огла­си­тель­ные беседы для гото­вя­щихся к кре­ще­нию с кате­хи­за­тор­скими бесе­дами для при­хо­жан. Сей­час на кур­сах обу­ча­ются 14 чело­век, из них некре­ще­ный только один». На Маро­сейке кате­хи­за­тор­ские беседы устро­ены иначе, чем в Цари­цыне. Во-пер­вых, их про­во­дят не свя­щен­но­слу­жи­тели, а ком­пе­тент­ные миряне. Свет­лана, к при­меру, несколько лет назад окон­чила четы­рех­лет­ние курсы цер­ков­ных кате­хи­за­то­ров при Духов­ной ака­де­мии в Сер­ги­е­вом Посаде. Учи­лась «для себя», но вот зна­ния при­го­ди­лись. Темами для кате­хи­за­тор­ских бесед ста­но­вятся в первую оче­редь не «духов­ные», а «тео­ре­ти­че­ские» бого­слов­ские вопросы. «Мы не даем духов­ных сове­тов, это пре­ро­га­тива свя­щен­ника, кото­рый будет напут­ство­вать чело­века у купели, — гово­рит Свет­лана Орлова. — За основу курса мы взяли Сим­вол веры. Изъ­яс­няем каж­дый член по отдель­но­сти, рас­смат­ри­ваем его еван­гель­скую, бого­слов­скую, исто­ри­че­скую пер­спек­тиву. Сове­туем, какую лите­ра­туру можно почи­тать». Всего цикл кате­хи­зи­че­ских бесед состоит из восьми заня­тий. Пер­вый час — лек­ция, потом чай и ответы на вопросы. Посо­бия клас­си­че­ские: кате­хи­зисы мит­ро­по­лита Фила­рета (Дроз­дова), про­то­и­е­рея Миха­ила Пома­зан­ского, биб­лей­ские тол­ко­ва­ния епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) и Новый Завет.

Есть недовольные

Прак­тика кате­хи­за­ции перед кре­ще­нием воз­рож­да­ется не только в Москве. Сара­тов­ская епар­хия в лице сво­его пред­сто­я­теля епи­скопа Лон­гина (Кор­ча­гина) может дать фору сто­лич­ным при­хо­дам. На послед­них «Рож­де­ствен­ских чте­ниях» — круп­ней­шем пра­во­слав­ном обра­зо­ва­тель­ном форуме — вла­дыка пред­ло­жил доклад, сум­ми­ро­вав­ший мест­ный опыт за послед­ние несколько лет. В про­шлом году Епар­хи­аль­ным сове­том Сара­тов­ской епар­хии было при­нято реше­ние вве­сти во всех бла­го­чи­ниях штат­ную долж­ность помощ­ника по кате­хи­за­ции, а в город­ских хра­мах — штат­ного кате­хи­за­тора. Пасха 2010 года стала пер­вой, когда по древ­нему обы­чаю нака­нуне празд­нич­ной литур­гии группа мирян, пройдя поло­жен­ный курс кате­хи­за­ции, за устав­ным архи­ерей­ским бого­слу­же­нием при­няла кре­ще­ние. Из два­дцати чело­век, при­шед­ших на пер­вое заня­тие, только двое решили отло­жить свое кре­ще­ние. Обя­за­тель­ная под­го­товка к таин­ствам на всех при­хо­дах епар­хии была вве­дена с лета. «Бывают ли слу­чаи, когда чело­век не желает про­хо­дить кате­хи­за­цию и ищет храм, где ему не будут предъ­яв­лять ника­ких усло­вий?» — «Бывают. Однако здесь мно­гое зави­сит от людей, кото­рые встре­чают в храме жела­ю­щего кре­ститься, — момент “отка­зов” вла­дыка особо под­черк­нул в своем докладе. — И в Пат­ри­ар­хию, и к нам в епар­хию посту­пило несколько жалоб, свя­зан­ных с новой прак­ти­кой… Может быть, надо честно отве­тить для себя на такие вопросы: ста­вим ли мы своей целью, по образцу ста­ро­об­ряд­цев, пол­но­стью пре­кра­тить совер­ше­ние таинств над людьми, пока еще нево­цер­ко­в­лен­ными или отно­ся­щи­мися к вере неглу­боко? Навер­ное, нет. Поэтому надо ста­раться под­хо­дить к этой работе взве­шенно и не допус­кать кон­фликт­ных ситу­а­ций. Не воз­ла­гать на людей “неудо­бо­но­си­мые бре­мена”, иначе они будут ходить из одного храма в дру­гой в поис­ках более лег­ких, удоб­ных путей». В целом коли­че­ство людей, жела­ю­щих кре­ститься, после вве­де­ния обя­за­тель­ного огла­ше­ния несколько сокра­ти­лось. Это при­знает и Сино­даль­ный отдел кате­хи­за­ции и рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния, под эги­дой кото­рого прак­тика огла­ше­ния внед­ря­ется на при­хо­дах. «Подроб­ной ста­ти­стики не суще­ствует, но в неко­то­рых епар­хиях, осо­бенно там, где были вве­дены очень стро­гие пра­вила, зафик­си­ро­вано сни­же­ние коли­че­ства кре­ще­ний», — рас­ска­зы­вает Денис Туго­лу­ков, и. о. заве­ду­ю­щего сек­то­ром кате­хи­за­ции Сино­даль­ного отдела. Пакет реко­мен­да­ций для кате­хи­за­то­ров, раз­ра­бо­тан­ный отде­лом, еще не утвер­жден на обще­цер­ков­ном уровне, но его чер­но­вой вари­ант досту­пен в интер­нете, на сайте отдела. Этот про­ект преду­смат­ри­вает только мини­мум — две огла­си­тель­ные беседы и беседа непо­сред­ственно перед кре­ще­нием. Мак­си­мум отдел остав­ляет на усмот­ре­ние епар­хий. «Каж­дая епар­хия вправе уста­но­вить свой объем. В Ека­те­рин­бург­ской про­во­дят две­на­дцать огла­си­тель­ных бесед, в Аба­кан­ской — восемь, — объ­яс­няет Денис. — Мы не наста­и­ваем на слиш­ком длин­ных кур­сах. Цель огла­ше­ния — не сооб­щить чело­веку всю пол­ноту бого­слов­ских зна­ний, а зало­жить их основы. Чело­век для начала дол­жен понять свои мотивы: почему он соби­ра­ется кре­ститься? Важно объ­яс­нить ему клю­че­вые вопросы веро­уче­ния. А для углуб­ле­ния зна­ний нужно раз­ви­вать дру­гие обра­зо­ва­тель­ные про­граммы: вос­крес­ные школы для взрос­лых, биб­лей­ские кружки, епар­хи­аль­ные курсы».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки