• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Особенности катехизации наркозависимых — Ксения Кириллова Раздел: Особые группы оглашаемых

Особенности катехизации наркозависимых — Ксения Кириллова

Print This Post
Оценка:
(1 голос: 1 из 5)

Прежде, чем начать разговор о катехизации наркозависимых, необходимо сначала определиться с понятием катехизации как таковой, её целями и задачами, а главное – с конечным итогом, который предполагается достичь при завершении огласительных бесед.

Оглавление

 

1. Понятие и цели катехизации

Прежде, чем начать разговор о катехизации наркозависимых, необходимо сначала определиться с понятием катехизации как таковой, её целями и задачами, а главное – с конечным итогом, который предполагается достичь при завершении огласительных бесед.

а) Понятие катехизации

Клирик Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Виктор Иванов в докладе «Миссионерство, оглашение, община» определяет катехизацию как «особое стройное церковное научение, а не просто разговоры с людьми» [1]. «Оглашение же, являясь научением, несомненно, есть путь покаяния, как коренного изменения образа мышления и образа жизни, когда человек, который мыслил и жил с точки зрения каких-то человеческих понятий, начинает мыслить и жить по-Божьи» [2], – отмечает он.

Анализируя данное определение, можно выделить следующие моменты:

1. Во-первых, катехизация – это стройное научение, а не просто беседа, то есть это определённым образом выстроенный процесс, имеющий конкретную временную протяжённость.

2. Оглашение – это начало пути человека к Богу.

3. Результатом оглашений должно стать покаяние как коренное изменение человеком образа мыслей и жизни.

В официальной Концепции миссионерской деятельности РПЦ выделяется внутренняя миссия, которая понимается как «работа по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект».

Миссионерство и катехизация в Концепции объединяются термином «воспитательная миссия (воцерковление)», которая понимается как «миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры». Далее в Концепции разъясняется, что «введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения». Согласно документу, основной целью воспитательной миссии которой является «включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни».

Подобной точки зрения придерживается и председатель епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, клирик Спасо-Парголовского храма протоиерей Александр Зелененко, в своей работе «Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян» рассматривая катехизацию как часть внутренней миссии Церкви:

«Внутренняя миссия Церкви воспитательного характера заключается в свидетельствовании истин православия тем, кто готовится ко святому крещению, и кто, будучи крещен, не получил соответственного научения в вопросах веры и церковно-приходской жизни. Именно у этих людей существует угроза, отпадения от Церкви и попадания в оккультные группы и секты.

Слово катехизация возникло от слова катехизис — учебное пособие, составленное в XIX веке святителем Филаретом Московским, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере. Катехизация заключается в научении истинам православной веры и чину, церковной жизни для благоугождения Богу и спасения души.

Катехизис — это вероучительное содержание того, что нужно говорить, а катехизация — это методика того, кому и как говорить. Катехизатор — это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своем уровне духовно-просветительской деятельности.

Целью приходской катехизации является приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям Божиим в лоне святой Церкви.

Катехизация в узком смысле слова — это подготовка и проведение огласительных бесед по основам веры для готовящихся принять святое крещение.

Катехизация в широком смысле слова — это осуществление от лица православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества и на разных уровнях с целью привлечения людей к нормам христианской жизни, которые заложены в нас Творцом» [3].

Итак, говоря о катехизации, мы будем понимать под ней воцерковление как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни [4].

Более развёрнутое определение катехизации даётся в Учебном пособии для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, подготовленном Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (г. Москва) [5]:

«Под катехизацией в наше время необходимо понимать содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация — это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности и направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием».

Также в Пособии указывается, что «необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация — это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Нормальная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию — подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально». Такой же точки зрения на оглашение как на начальную катехизацию придерживается и протоиерей Александр Зелененко [6].

По мнению же руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священника Александра Сандырева, катехизация, в отличие от оглашения, представляет собой стройную систему преподавания библейских истин и откровений с набором чётких принципов и строгой иерархией [7].

б) Цели и задачи оглашений.

Согласно упомянутому уже Учебному пособию для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

а) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

в) приобщении к Церкви как Телу Христову;

г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

е) личной духовной жизни;

ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

и) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь [8].

Исходя из этого, принципами катехизации провозглашаются иерархия ценностей, наивысшей из которых в Церкви является Господь Иисус Христос; следующая из неё христоцентричность, сосредоточенность жизни на Евхаристии; общинность и, что не менее важно, неидеологизированность. «Недопустимо смешение катехизации со скрытыми или явными идеологическими взглядами, особенно политической и общественной природы. В катехизации должна передаваться Благая Весть, идеологизированность же затмевает либо полностью меняет ее природную суть, делает ее содержание второстепенным или даже подчиненным иным целям, что ведет к профанации и вырождению катехизации», – отмечается в документе. Также среди принципов в Учебном пособии названы приобщение к церковной жизни как к радостной полноте жизни во Христе; активная открытость миру; формирование понятий святости и греха, добра и зла; инкультурация христианства; воспитание правильного отношения к инославию и каноничность [9].

в) Результат катехизации.

Во многих приведённых выше определениях, принципах и задачах уже сформулирован результат, который выражается в воцерковлении оглашаемого и вхождении его в конкретную церковную общину. Без воцерковления же, как указывает прот. Глеб Каледа, «нет и не может быть ни православного воспитания, ни православного образования. Надо быть воцерковленным, войти в жизнь Церкви, жить ее благодатными Таинствами, жить в молитвенном и богослужебном ритме церковного года» [10].

Игумен Георгий (Шестун) так определяет православную педагогику: «Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления …преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа» [11]. Именно воцерковление является результатом огласительного процесса.

К концу оглашений у человека должна сформироваться духовная жизнь, личные отношение с Богом, умение поставить Бога в центр своей жизни, а также христианские нравственные устои. Если говорить более конкретно, в результате катехизации в духовной жизни оглашаемых должна выстроиться определённая иерархия ценностей, а именно:

1. В центре христианской жизни должна находиться таинственная жизнь, участие в Евхаристии.

2. Вторым центром духовной жизни должно стать Священное Писание, его изучение, понимание и жизнь по нему. Это два центра взаимно дополняют друг друга. По утверждению Святых Отцов, когда человек исследует Писание и живёт этим, он причащается слову Божию. Эти два момента должны занять центральное место в иерархии человеческих ценностей.

3. Священное Предание, то есть опыт, который сохраняется в Церкви и которым живет Церковь, передача учения веры, закона Божьего, таинств и обрядов, вселенский опыт богообщения и богопознания [12].

При этом изменения, происходящие с человеком, могут прослеживаться в трёх динамических характеристиках:

1. Глубина, то есть углубление определённого набора смыслов, существующих у каждого человека так, чтобы за каждым из этих смыслов у оглашаемых стояла некая духовная реальность.

2. Полнота. После того, произошло углубление смыслов, и человек так или иначе встречается со Христом и делает свой выбор, следует восполнить у него недостаток церковного учения, библейских смыслов, понятий, категорий и т.д., а также опыта церковной жизни.

3. Целостность, которая происходит через возрождение и вхождение его в таинственную жизнь, рождение после крещения новой твари, новой целостности человека, после чего он становится воином Христовым. Это воля, ум и способности человека, связанные воедино [13].

г) Сроки катехизации и условия допуска ко крещению.

Исходя из этих целей, становится понятным, что катехизация – достаточно длительный по времени процесс, так как добиться столь серьёзных изменений человеческой личности, включая ценностную ориентацию, за одну-две беседы в принципе невозможно. При этом конкретный срок оглашений не столь принципиален – важно, чтобы он оказался достаточным для того, чтоб крещение стало для человека актом сознательного и серьёзно обдуманного выбора. В практике, обычно применяемой на территории Екатеринбургской епархии, он обычно составляет двенадцать бесед, тогда как у наркозависимых, то есть людей, у которых духовная и эмоционально-волевая сфера повреждены особенно сильно, он длится гораздо дольше.

Впрочем, всё больше современных священников и даже высших иерархов Церкви склоняются к тому, что оглашения должны носить продолжительный характер независимо от категорий оглашаемых. В частности, аргументируя необходимость серьёзной предкрещальной подготовки, руководитель Миссионерского отдела Калужской епархии иерей Георгий Казанцев в своей книге «Мёртвые души» пишет:

«Для многих общественных организаций нашего времени «погоня за клиентом» оправдана меркантильными соображениями. С чичиковским размахом они зачисляют в свои ряды практически любого, кто проявил маломальский интерес. В Церкви подобные явления недопустимы, как противоречащие ее природе. Христианская жизнь не подчиняется законам диамата: тут количество в качество не переходит. Духовные изменения, как в жизни одного человека, так и целого общества не зависят от количества совершенных впустую Крещений, Венчаний, освящений, молебнов и прочих обрядов» [14].

В результате, как отмечает отец Георгий, «получается, что у нас целый ряд священнодействий совершается вне зависимости от принадлежности к Церкви… Современный церковный обычай допускает широкое употребление священнодействий по ложным, суеверным мотивам».

«Крещение – это венец миссионерской работы. И вся миссионерская работа должна быть сориентирована на сознательное Крещение. При этом статус крещеного человека должен быть чрезвычайно ценным. Крещение и участие в сакраментальной жизни Церкви должно быть желанным. Человек должен стремиться заслужить его своей жизнью. Только при таком подходе он сможет во спасение воспринять Таинство и захочет продолжать христианскую жизнь», – заключает о. Георгий [15].

В самом деле, «мёртвых душ» в современной церкви довольно много. Согласно результатам социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из них только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % – молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % – «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу [16].

В Древней Церкви ситуация была принципиально иной. Как отмечается в Учебном пособии для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, тогда каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:

«Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское «дуновение» с чтением молитвы и вкушение соли.

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.

Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.

Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.

Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.

Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение «пути спасения» и «пути погибели», десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.

Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.

Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.

Токование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.

Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.

Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.

Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и в некоторых случаях — всей Литургии верных. Эту часть могли проводить частично до, а частично после Крещения, в зависимости от местных обычаев. О Евхаристии рассказывали только неофитам» [17].

Если говорить об этапах и условиях доступа ко Крещению, в текстах святого Иустина Философа (II век) можно выделить три критерия, которые должны были выполнить готовящиеся ко Крещению:

1. Искреннее раскаяние в своих прошлых грехах, в своей прошлой нехристианской, языческой жизни.

2. Вера в Церковь как учительницу истины и, следовательно, принятие полноты церковного учения.

3. Изменение образа жизни в соответствии с Евангелием [18].

Клирик храма Вознесения Господня г. Екатеринбурга Александр Сандырев в своей дипломной работе «Оглашение в Древней Церкви и его осмысление в современной жизни» анализирует этапы огласительного процесса и условия принятия на каждый этап в Древней Церкви в зависимости от подходов к сути оглашений. Так, он выделяет два подхода к понимаю смысла длительной подготовки ко Крещению. Смысл первого подхода в том, чтобы не пропустить зло в Церковь, удалить его из среды своей. Тогда оглашение оказывается просто древней формой церковного контрольно-пропускного пункта. Во втором же случае само оглашение и его опытно выверенная структура нужны не для защиты от людей, но для их спасения (с.20-21).

Исходя из этого, отец Александр выделяет критерии, необходимые для начала оглашения, а именно, «некая первичная прозрачность для Духа, для призывающей благодати Божией, а в области ума и человеческого сознания — понимание необходимости покаяния и изменения своей личности» (с. 31). К концу первого этапа оглашения человек должен был осознать свой выбор и свою ответственность. Условиями допуска на второй этап оглашений были, во-первых, осознание необходимости исправления своей жизни, и практическое осуществление этой задачи, т.е. достижение нравственности; во-вторых, осознание смысла, который был выбран и следование ему. Как отмечает о. Александр Сандырев, «несомненно, эти два аспекта неразрывно связаны между собой. Этическое поведение исходит из того смысла, который человек выбирает в качестве мировоззренческой основы… Поэтому, в процессе принятия на второй этап, этическая составляющая играет основную проверяющую функцию. Внешним критерием, который надлежит увидеть и выявить, является поведение оглашаемого, то, как он исправил свою жизнь» (с.37-38).

Характеризуя огласительную практику в Древней Церкви, отец Александр указывает: «Чужестранец не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его». [19] Из приведенного текста следует, что добрая жизнь, которую могут засвидетельствовать другие, является решающим критерием принятия в разряд готовящихся к Святому Просвещению».

Правильность столь серьёзного подхода ко крещению сегодня постепенно осознаётся в Церкви.

– У нас сегодня получается довольно интересная вещь: люди пришли, даже прослушали N-ное количество разных бесед, посидели, отбыли срок выслушивания лекций катехизатора – и идут креститься. А потом ничего не меняется. Эти люди как не ходили в храм, так и не ходят. И детей своих крещеных тоже не приводят, – сетует руководитель Миссионерского отдела Курской епархии иерей Тигрий Хачатрян в интервью порталу «Православие и мир» [20].

Аналогичную точку зрения на принятие крещения выразил Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе на Епархиальном собрании Москвы 22 декабря 2010 года.

– Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно. – Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения, – заявил Предстоятель Церкви.

В качестве общего руководства к действию Патриарх Кирилл предложил следующие условия допуска к принятию таинства:

«Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. При оглашении необходимо:

– проведение не менее двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа;

– проведение исповедальной беседы со священником перед совершением Таинства (для взрослых);

– наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения, которое должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.

Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения: намерение оставить греховную жизнь и искреннее исповедание веры» [21].

Во многом в соответствии с этими требованиями и была выстроена система оглашений в Екатеринбургской епархии.

2. Огласительная система в Екатеринбургской епархии

На данный момент на всей территории епархии принята за основу единая система из двенадцати огласительных бесед. Данная инициатива является первой в России попыткой упорядочить катехизацию на общеепархиальном уровне. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься.

Пособие включает четыре блока по три беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», – говорится в документе.

За основу системы была принята огласительная практика, существующая в храме Вознесения Господня города Екатеринбурга. Ранее в храме Вознесения Господня проводилось всего две беседы перед Крещением. С 2008-го года подготовка к этому таинству представляет собой стройную систему из двенадцати бесед. Одним из толчков к введению этой системы, как пояснил клирик храма Вознесения отец Александр Сандырев, появление в 2007-м году Миссионерской концепции Русской Православной Церкви, в которой было указано, что главным делом является внутренняя миссия – по сути, катехизация. Тогда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил, чтобы в каком-то одном пилотном храме была опробована система длительных оглашений. Площадкой для «пилотного» проекта и стал храм Вознесения.

– Наша система оглашений – многоуровневая и многоформатная. Она включает в себя как групповые занятия, так и индивидуальные собеседования, смысловые занятия, то есть воспитание ума, домашние молитвенные правила, церковные службы. Это ёмкая, обширная система, требующая от человека определённых усилий и желания что-то делать, – пояснил клирик храма Вознесения отец Димитрий Задорин.

Требование начать практическую духовную жизнь ещё до Крещения теперь носит обязательный характер. Заключается оно не только в посещении богослужений, но и в изменении образа жизни и отказе от смертных грехов.

– Самое кардинальное изменение жизни – это богослужения. Для восприемников и крещённых родителей это не только хождение на службы, но и исповедь. Для взрослых обязательно участие в богослужении, чтение Писания. Как любому педагогу видно, постигается ли предмет учеником, так и здесь видно, начинают ли люди задумываться о вопросах веры, о том, как выразить эту веру в своей практической жизни. Тогда есть шанс, что в сердце человека действительно произойдёт переворот. Таинство исповеди для крещённых позволяет ещё и зафиксировать его, – поясняет отец Димитрий.

В случае если человек не переменил нехристианский образ жизни или убеждения, ему отказывают в крещении. Как отмечает отец Димитрий, в храме Вознесения есть групповые занятия и индивидуальные. Они проводятся обязательно уже после групповых бесед, но по просьбе человека могут и до.

– Мы советуем, чтобы люди хотя бы два раза обратились к священнику для такого разговора. Эти беседы особенно необходимы непосредственно перед крещением. Также у нас существует исповедь перед крещением. И, конечно, человек должен читать Евангелие, знать Символ Веры. Особое внимание у нас обращается именно на взрослых некрещеных людей, – рассказывает отец Александр.

Вообще первым критерием проверки, по словам священников, является уже тот факт, что человек посетил все 12 бесед. Во время встреч катехизаторы стараются развить диалог с людьми, во время которого те общаются и так или иначе проявляют себя и свидетельствуют о том, что с ними происходит.

Все грехи также проговариваются во время бесед. Бывали случаи, когда человек проходил все 12 бесед, но не менял свою жизнь. Тогда эта индивидуальная беседа просто являлась для него заслоном. Человек оказывался перед фактом внутренней реальности, что он слышал, но не исполнил этого.

– Вообще часть людей прекращает ходить на оглашения после первой-второй бесед, часть – после шестой, на которой идёт речь о смертных грехах. Люди понимают, что им нужно что-то реально изменять в своей жизни, и если они готовы на это, они продолжают оглашаться дальше. Но даже если человек прекращает ходить на беседы, хорошо уже то, что он начал осознавать своих грехи, пусть даже пока не готов с ними бороться, – отмечает отец Александр.

Что касается содержания бесед, в храме Вознесения выделяется двенадцать тем по Священному Писанию. Сюда входят следующие темы бесед:

  • Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха)
  • Понятие о Страхе Божием, как о премудрости. Понятие о двух путях
  • О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла
  • Сотворение мира и человека.
  • Завет – образ отношений Бога и человека.
  • Понятие о смертных грехах.
  • О милости Божией.
  • Понятие о призвании человека Богом.
  • Заповеди блаженства – идеал жизни христианина.
  • Смысл крестной жертвы.
  • Рождение Церкви.
  • Рождение в новую жизнь через крещение.
  • Каждая из двенадцати частей Символа Веры также является темой для отдельной беседы, объединяемой с соответствующей темой по Библии.

Около полутора лет храм Вознесения оставался один из немногих приходов, где существовали столь длительные (трёхмесячные) оглашения. В епархии тем временем не утихали споры касательно того, нужны ли Церкви подобные беседы. По этому поводу созывалось несколько конференций и круглых столов. Ситуация кардинально изменилась в конце лета 2009 года, когда по завершении V Епархиального съезда православных законоучителей был издан циркуляр правящего архиерея архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, согласно которому Крещение во всех уральских храмах должно совершаться только после специальной подготовки крещаемого: цикла огласительных бесед, групповых занятий или индивидуальных бесед со священником или катехизатором. Человек, решивший креститься, должен усердно готовиться к принятию Таинства: читать Священное Писание, изучать Символ Веры, принять в сердце Заповеди Божии и Евангелие, приобретать опыт молитвы как личный, так и на богослужениях в храме.

Именно тогда на епархиальном собрании священству и был представлен упомянутый выше основной документ для организации подготовки ко Крещению на всех приходах Екатеринбургской епархии «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению». Во исполнение циркуляра правящего архиерея во многих благочиниях Екатеринбургской епархии сейчас проводятся совещания о внедрении во всех приходах благочиния единой огласительной системы.

Логика построения тем огласительного цикла заключается в следующем. Первый блок состоит из бесед, посвященных выяснению и уточнению с оглашаемыми смысла жизни человека с точки зрения Священного Писания и Православной веры. В ходе первых трёх встреч необходимо на основе примеров из Священного Писания помочь оглашаемому соотнести его жизненный опыт и мировоззрение с библейскими категориями и понятиями.

Второй блок состоит из бесед, помогающих оглашаемому понять и принять Божий замысел о назначении человека при сотворении его и места человека в мире и истории. Затем, после раскрытия Божьего установления о человеке, оглашаемому раскрывается понятие о грехопадении как разрушение человеком своего назначения и отчуждение себя и мира от Бога.

Третий блок состоит из бесед, раскрывающих отношение Бога к человеку и миру. Здесь беседах важно раскрыть промысел Божий и заботу о спасении человека на примерах из Священного Писания и истории Церкви, а также раскрыть смысл создания Господом Иисусом Христом Церкви как Богочеловеческого организма для спасения человека. Четвертый блок состоит из бесед, помогающих осознать оглашаемому свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью [22].

Конечно, при оглашении лиц, ранее употреблявших наркотические и иные психически активные вещества, возможны, а иногда и необходимы отклонения от предложенной методики. Однако для того, чтобы понять причину этих отклонений и конкретные моменты, в которых они должны проявляться, необходимо понять суть наркомании как явления и специфические особенности наркозависимых лиц.

3. Церковный взгляд на наркоманию

Согласно оценкам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в настоящее время в Российской Федерации насчитывается до 2.5 миллионов наркозависимых, и без всякого преувеличения наркомания, с начала 90-х годов прошлого столетия приобретя характер эпидемии, является угрозой национальной безопасности страны. Ещё год назад абсолютное большинство наркозависимых, около 90%, составляли героиновые наркоманы, однако на данный момент резко возросло количество наркозависимых, потребляющих синтетические наркотики. Соответственно растет инвалидность и смертность среди наркозависимых. Только по официальным данным смертность от наркотиков на сегодняшний день составляет 100 тысяч человек в год.

Масштаб потребления тяжёлых синтетических дезоморфина сегодня уже не настораживает, а ужасает: если в 2007 году дезоморфин эпизодически потребляли в 19 регионах, то в настоящее время его активно потребляют уже в 60 регионах страны. В зависимости от региона удельный вес наркоманов, потребляющих синтетические наркотики составляет от 30 до 90 %. Так, Глава Рязанской области Олег Ковалев, сообщил, что из всех местных наркоманов почти 90 процентов «подсели» именно на синтетические препараты. Такая же картина наблюдается в ряде регионов Сибири, Дальнего Востока и Юга страны.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что реабилитация наркозависимых, неотъемлемой частью которой является катехизация, является в прямом смысле слова спасением их от смерти от передозировки или от использования синтетических наркотиков. Однако для того, чтобы понять специфику данной катехизации, важно уяснить, что представляет собой наркомания.

Согласно проекту Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых [23], наркомания понимается одновременно как болезнь и грех. «Наркомания начинается с греха и в своем развитии остается грехом», – говорится в документе. – «Начало употребления наркотиков является греховным деянием, поскольку направлено против собственной природы, нарушает нормальное функционирование организма и запускает механизм развития неизлечимой болезни – наркотической зависимости… В любом случае употребление наркотиков с самого начала неразрывно связано с грехом лжи».

Как отмечают авторы проекта, формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. При этом нельзя забывать и о другой стороне наркомании. В 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения определила наркоманию как прогрессирующее, неизлечимое, смертельное заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Она имеет вполне определенные симптомы и предсказуемые этапы развития. В процессе заболевания формируется как психическая, так и физическая зависимость от наркотика, а также синдром измененной реактивности. На конечном этапе болезни хроническая интоксикация вызывает поражение внутренних органов и систем, в частности, центральной и периферической нервной системы. При этом, как отмечают авторы Концепции, наркомания является проявлением болезни не только отдельного человека, но также его семьи и общества в целом.

Таким образом, наркомания понимается в Православной Церкви как хроническое, прогрессирующее, неизлечимое заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Эту болезнь нельзя вылечить, но ее можно остановить. Для того чтобы добиться этого, вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священников.

Кроме этого, нельзя игнорировать и культурологический момент проблемы. Одним из педагогических принципов катехизации является принцип культуросообразности, то есть учёта принадлежности оглашаемого к той или иной субкультуре. Среда наркозависимых же, безусловно, является определённой субкультурой со своими ценностями, элитой, авторитетами и правилами поведения, которые и придают данному сообществу значительную устойчивость. Соответственно наркоман – это человек, принадлежащей к маргинальной субкультуре, оппонирующей большому социуму на ценностном уровне. Поэтому для успешной реабилитации наркозависимого субкультура, которая должна вытеснить собой наркотическую (а это чаще всего религиозная среда и её ценности), должна носить восстанавливающий характер, и содействовать интеграции человека в большой социум. На данный момент этим требованиям более всего отвечает Православная Церковь.

Итак, наркозависимый:

1. С одной стороны, является больным человеком, имеющим физическую и психическую зависимость от наркотиков.

2. С другой стороны, это личность, имеющая глубокие духовные проблемы, связанные с практически абсолютной зависимостью от своей страсти, атрофированной волей и множеством сопутствующих грехов.

3. С третьей стороны, это член определённой антисоциальной субкультуры, обладающий ценностными ориентациями и мировосприятием, сформированным в этой субкультуре.

Исходя из этого Православная Церковь провозглашает следующие принципы церковной реабилитации наркозависимых:

1. Главным, самым могущественным, мудрым и активным деятелем церковной реабилитации является Бог. Из этого следует, что в центре церковной православной реабилитации стоит священник, как совершитель таинств (предстоятель на Евхаристии), пастырь, духовник и молитвенный предстатель. Священник на протяжении всего своего служения действует как представитель Христа в общине, все значимые решения принимаются с его благословения. Воцерковление (как минимум – катехизация) является неотъемлемым компонентом реабилитации.

2. Совместная жизнь членов церковной общины и наркозависимых воспитанников. Нет простого универсального алгоритма для установления продуктивного общения с человеком, порабощенным наркотику. За каждым словом человека скрыта вся его жизнь, весь его опыт. Наркопотребителя отделяет от церковной паствы иной жизненный опыт, иная, перевернутая система ценностей, иное видение мира и его законов. Поэтому вначале общение с зависимым от наркотиков воспитанником нецелесообразно выстраивать через обращение к его уму. Приносит плоды обращение к его сердцу, которое способно непосредственно откликнуться на проявления жизни, дарованной от Бога, почувствовав вкус церковного бытия. Через некоторое время при таком подходе для воспитанника открывается возможность осмысленного отношения к своей проблеме и церковной реабилитации. По окончании реабилитации община должна помочь воспитаннику выстроить его будущее в соответствии с полученным опытом.

3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

Компетентность составляют понимание природы зависимости, знание особенностей процесса помощи наркозависимым людям, владение информацией о существующей региональной системе поддержки. Учителя духовной жизни, православные монахи аскеты, показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно, только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, ее действий, уловок, слабых мест, ее малопонятных проявлений, пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Помочь наркозависимому человеку может только тот, кто понимает его проблемы на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях. Причем помогающему необходимо не только самому разбираться в этих проблемах, но в процессе реабилитации ему следует вооружить необходимыми знаниями своих воспитанников, пришедших в Церковь в надежде получить помощь [24].

4. Место катехизации в системе реабилитации наркомана

Необходимо помнить, что катехизация является лишь частью общего процесса реабилитации наркозависимых, включающего себя несколько аспектов и стадий. Так, согласно Методическим рекомендациям, разработанным Управлением ФСКН по Свердловской области (Екатеринбург, 2010 год), методики работы негосударственных организаций в сфере реабилитации наркомании включают в себя три этапа:

1. Снятие психологической зависимости.
Основной целью на первом этапе реабилитации является снятие именно психологической зависимости (для снятия физической зависимости перед обращением на реабилитацию необходимо пройти курс лечения в медицинском учреждении), а также стабилизация психического состояния. Сюда включается и социально-психологическая реабилитация лиц, употребляющих наркотики, система медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на удержание ремиссии, избежание рецидива, формирование социального окружения, не провоцирующего аддиктивное поведение. Данная цель достигается путем приобщения к вере.

2. Трудотерапия.
В соответствии с уставами большинства центров, на втором этапе реабилитации с реабилитантами заключается трудовой договор, по которому все фактически заработанные средства реабилитанта направляются на содержание его в центре, что и представляет собой методику ресоциализации и трудотерапии.

3. Ресоциализация.
Как отмечают аналитики из областной ФСКН, организации проводят профилактическую работу среди лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Целью данного этапа являются лекции профилактической направленности в наркологических больницах, в общественных местах.

Медицинский аспект реабилитации включает в себя чаще всего только «поддерживающую» терапию, и при необходимости сотрудники центров обращаются к местным медицинским учреждениям. При поступлении требуется медицинский полис, справки на ВИЧ/СПИД, гепатиты и справку о прохождении флюорографии.

Социальный аспект реабилитации включает в себя терапию средой, вследствие чего центры находится за городом. Осуществляется также терапия занятостью, даются навыки самообслуживания, навыки труда: прачечная, столовая, уборка территории, помещений, благоустройство территории, работа в мастерских.

Психологический аспект реабилитации, как указано в Методических рекомендациях – это работа, направленная на преодоление собственной социальной недостаточности человеком, имеющим дефект или болезнь. Помощь в реализации психологического аспекта реабилитации оказывает психолог и/или духовник. Наркомания ведет к изменениям психики: синдром зависимости с сильнейшей патологической потребностью в ПАВ, задержка психического развития, возможные психические расстройства. У большинства реабилитантов обнаруживаются отчетливые изменения личности с формированием патологических субличностей с болезненными или асоциальными ценностями, смыслами, установками и поведением. Именно устранение этих патологий и является сутью реабилитации.

Для реализации психологического аспекта реабилитации создается атмосфера доброжелательности, взаимного доверии, обсуждение возникающих проблем, психолог есть не во всех центрах. Задачами реабилитационного процесса, как указывают сотрудники ФСКН, являются восстановление личности на базе отказа от употребления наркотиков, психологического и физического здоровья; взаимодействия с семьей и социальным окружением, трудовой занятостью, учебой; духовной и нравственной реабилитации [25].

С чиновниками согласны и учёные. Так, как отмечает кандидат биологических наук, заместитель директора Межрегиональной Ассоциации некоммерческих и общественных организаций по решению проблемы наркомании и алкоголизма «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) В.А.Черлин, задачи психолого-социальной реабилитации состоят в получении наркозависимым информации о природе и формах болезни, мотивирование его на выздоровление и формирование того самого «опорного стержня», который становится основой для изменения себя, для неупотребления наркотиков и последующей социализации, а также формирование новой системы ценностей, жизненных ориентиров и целей.

Для решения этих задач, по его мнению, нужно создать цепочку из функциональных блоков:

1. Первичная информационно-консультативная помощь – это постановка диагноза, предоставление первичной информации о болезни и способах выздоровления, мотивация на выздоровление, посторенние первичного плана выздоровления;

2. Медицинская помощь – это детоксикация, терапия сопутствующих заболеваний, психиатрическая помощь; однако во многих случаях этот этап может быть необязателен;

3. Собственно психолого-социальная реабилитация наркозависимых, которая может иметь разные формы и пользоваться различными частными методиками, быть кратко-, средне- и долгосрочной, амбулаторной, полустационарной или стационарной, комбинированной и т.п.;

4. Социализация – это восстановление или формирование навыков жизни выздоравливающих наркозависимых в социуме;

5. Психолого-социальная реабилитация созависимых, т.е. родственников наркозависимых;

6. Психолого-социальное сопровождение – это постоянная, пожизненная возможность получения легко доступной психолого-социальной помощи и поддержки в неупотреблении, прежде всего от таких же зависимых, как и он сам, а также, возможно, от психолога, социального работника или других специалистов [26].

Необходимо отметить, что помимо этой общей схемы православная реабилитация включает в себя и иные, ей одной присущие методы влияния на личность человека. Как отмечается на сайте Свято-Георгиевского храма Кинешемского района Иваново-Вознесенской епархии, «основными и обязательными элементами реабилитации являются трудовые послушания, молитва церковная и келейная (домашняя), пост, индивидуальное духовное руководство реабилитантом и его участие в таинствах» [27].

Согласно программе реабилитации наркозависимых Душепопечительского православного центра св. прав. Иоанна Кронштадтского (г. Москва), первый этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии также заключается в устранении физической зависимости от наркотика и начале пастырского и психотерапевтического душепопечения. Как отмечают авторы документа, устранение физической зависимости может проходить в домашних условиях или специализированном стационаре с обязательным последующим наблюдением больного наркологом, психиатром и другими специалистами.

В духовном плане, согласно программе, на первом этапе реабилитации после выведения наркозависимого из состояния наркотизации и снятия физической ломки основной задачей является пробуждение у него осознания его греховности и греховного образа жизни, выработка понятия о грехе, вечной жизни, и осознания того, что наркомания – это результат греха и соответствующего образа жизни. Целью этого этапа является прекращение употребления наркотиков, перенесение абстинентного синдрома, выявление психических, психологических и соматических нарушений и лечение их, а также активное воцерковление реабилитанта и приобщение его к духовной жизни.

Второй этап реабилитации, согласно документу – это этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, а также удаления его из наркотической социальной ниши или, по крайней мере, резкое её сужение. Он предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности.

Целями этого периода реабилитации являются: формирование у пациента осознания собственного бессилия в борьбе с недугом, а также формирование осознания того, что только Господь Бог может даровать исцеление и готовности принять помощь от Церкви и Бога и развитие молитвенного состояния и общения с Богом.

Обязательным требованием здесь является еженедельная исповедь, посещение богослужений, участие в таинстве Евхаристии по благословлению священника, а также участие в консультациях у психолога, нарколога, работа в психотерапевтической группе (при её наличии), посещение «катехизаторского часа». На втором этапе реабилитации в задачи психотерапии входят: групповая психотерапия; индивидуальная психотерапия; катехизация; активное участие в церковных службах в режиме, определяемом священником; участие в «группах поддержки»; консультирование членов семьи и ближайших родственников; выполнение трудового послушания с благословления священника; диагностика и консультации у медицинских специалистов [28].

Итак, именно на этом этапе, согласно программе московского центра, появляется собственно катехизация. Как отмечают авторы, желательным является участие в образовательной программе, проводимой в рамках программы катехизации (участие в экскурсиях в музеи, монастыри, в паломнических поездках).

В программе особо указывается, что одним из наиболее важных моментов при работе на данном этапе является «синхронизация» тематики психотерапевтической группы, а также «катехизаторской группы» с тематикой проповедей, проводимых священником. На данном этапе обязательным является несение трудового послушания, активное участие в группах взаимопомощи в качестве соведущих, частное предоставление своего опыта для свидетельствования эффективности предлагаемого пути.

Обязательным является выполнение рекомендаций врачей центра по консультациям у медицинских специалистов. Важным является то, что доступ ко второму и последующим этапам реабилитации происходит по согласованию священника с психологом, на основании результатов, полученных на первом этапе.

На втором этапе реабилитации наркозависимым помогает группа поддержки из бывших зависимых. Они дают им конкретный совет по усилению желания жить без наркотиков, укреплению своей воли.

Главная цель второго этапа реабилитации – укрепить достигнутую ремиссию, перевести её в устойчивую, вывести молодых людей из наркотической среды обитания и наркотического окружения, развить в них потерянную способность к труду, восстановить нормальные семейные отношения, дать им почувствовать себя полноценными людьми, способствовать дальнейшему воцерковлению и развитию духовности. Как отмечают авторы, молитва и активный труд составляют основу реабилитации на данном этапе.

Третий этап реабилитации – этап семейно-бытовой, социальной адаптации наркозависимого. Он возможен при условии возникновения у больного устойчивой ремиссии в течение года и более. Третий этап состоит в активной помощи наркозависимому в трудоустройстве, восстановлении семьи, адаптации в семье [29].

С теми или иными нюансами описанные стадии программы встречаются практически во всех православных реабилитационных центрах. Так, в православном реабилитационном центре «Подвижник» города Полевской первым этапом является первичная консультация, которую проводит врач-нарколог. Он оформляет историю болезни на каждого обратившегося за помощью, выносит диагноз, определяется с тяжестью состояния пациента, прогнозом и даёт рекомендации. При отсутствии противопоказаний врач рекомендует пациенту пройти реабилитацию в центре, разъясняя все её условия и особенности.

Кроме этого, консультация включает в себя не только постановку диагноза, но и рассказ о том, в чём состоит смысл предлагаемого лечения.

– Для начала мы перечисляем четыре обязательных условия. Если человек согласен на них, он может оставаться в нашем центре. Конечно, соглашаются не все, – отмечает руководитель «Подвижника», врач-психотерапевт Вячеслав Боровских.

Условия эти достаточно просты, но категоричны. Во-первых, человек должен больше всего на свете хотеть избавиться от наркотической зависимости. На тот момент, когда он приходит в центр, это должно быть важнейшей задачей его жизни. Во-вторых, человек должен заранее быть готов к усвоению кардинально нового образа жизни. В-третьих, человек должен посвятить этому не менее года жизни. В-четвёртых, он должен провести этот год в специально созданных для этого условиях.

Условия – это в первую очередь проживание в реабилитационном центре и соблюдение принятых в нём норм. Этот пункт, кстати, является общим для большинства как светских, так и духовных реабилитационных центров. «Первая жертва, которую наркоман должен принести ради обретения свободы от власти наркотика над собой, это дать согласие покинуть среду своего обитания, на время прекратить общение с родными и знакомыми, поселиться в православном реабилитационном центре, согласившись соблюдать принятые там правила», – отмечается на сайте Свято-Георгиевского храма Кинешемского района Иваново-Вознесенской епархии [30].

Период реабилитации с постоянным проживанием в центре в течение одного года – это уже следующий, стационарный этап. На нём пациент интенсивно усваивает образ жизни православного христианина благодаря включению в полноценную приходскую жизнь, ежедневным занятиям нравственно ориентированной психотерапией и трудотерапии, что является основой реабилитации. Практические духовные навыки, усвоенные пациентами на стационарном этапе, становятся для пациентов залогом воздержания от наркотиков (алкоголя) в течение всей оставшейся жизни.

В «Подвижнике» к перечню правил пребывания относится категорический запрет на употребление не только наркотиков, но и алкоголя, и табака. Кстати, отказаться от курения реабилитантам бывает даже труднее, чем от героина. Также в центре запрещено сквернословие и пустая болтовня. Запрет этот был продиктован самой жизнью – как показывает практика, все разговоры пациентов центра рано или поздно вновь возвращаются к наркотикам. Запрещён самовольный выход за территорию ребцентра.

На стационарном этапе с пациентами проводится нравственно ориентированная психотерапия (НОП). Она представляет собой цикл ежедневных групповых занятий средней продолжительностью 1,5 часа, направленных на приобщение пациентов к православной вере путем теоретического и практического усвоения основ православия, то есть, по сути своей, катехизацию, органично вплетённую в общий процесс реабилитации. Проводит занятия врач-психотерапевт. Духовник центра также проводит регулярные встречи с пациентами и занятия, на которых изучаются основы православного вероучения и Священное Писание. Два раза в неделю проводятся занятия по культурологи.

Важным элементом стационарного этапа является трудотерапия (трудовое послушание). Все члены реабилитационной общины безвозмездно трудятся на благо центра и прихода. Вообще школа послушания, как считает руководитель Центра – необходимый этап, который человек должен пройти, чтобы научиться справляться с собой и обуздывать собственную зависимость, то есть стать по-настоящему свободным. При этом важен именно духовный момент послушания – умение принять волю другого человека, как свою собственную. Для людей, отказавшихся в жизни от любых авторитетов, слушаться человека, который может оказаться даже младше них самих – в каком-то смысле настоящий подвиг. Конечно, это касается послушания именно в трудовых вопросах. Духовное послушание возникает только после первой исповеди.

– После исповеди ребята получают от меня разные послушания. Безусловно, все они читают Священное Писание. Кому-то я рекомендую читать Покаянный канон или литературу катехизического плана, кто-то читает более серьёзную литературу. Затем они получают и приходские послушания: кто-то помогает в алтаре, кто-то рисует в храме, – поясняет духовник центра протоиерей Сергий Рыбчак.

Существует в центре и система взысканий, например, назначаются дополнительные трудовые послушания. Затем делаются замечания. Наиболее злостных нарушителей дисциплины могут и исключить из центра.

На третьем, амбулаторном этапе пациенты «Подвижника» произвольно избирают место жительства и трудоустройства. Попечительский совет оказывает содействие в обустройстве жизни тем, кто решил остаться в городе Полевском. Не реже одного раза в неделю (одного раза в месяц для иногородних лиц) пациенты появляются в центре для общения с духовным наставником (исповедь, причастие) и врачебной консультации. В случае рецидива заболевания пациенту предлагается вернуться на стационарный этап, а в случае стабильного, надежного воздержания при прочно усвоенном новом образе жизни пациенты сами устанавливают периодичность своего появления в центре с учетом рекомендаций врача и священника. Продолжительность амбулаторного этапа определяется индивидуально.

5. Особенности построения цикла огласительных бесед с зависимыми людьми

Теперь следует перейти к анализу собственно структуры огласительных бесед в реабилитационных центрах и её отличию от схемы, принятой в епархии для просвещения «обычных» оглашаемых. Чтобы понять её специфику, следует вновь обратиться к особенностям личности наркозависимых. На сайте Свято-Георгиевского храма Кинешемского района Иваново-Вознесенской епархии приводятся следующие рассуждения на этот счёт:

«то, что они пришли в церковь, не должно вводить в заблуждение: привело их сюда совсем не богоискательство, вовсе не раскаяние о множестве совершенных преступлений. Для большинства из них стремление в церковь, это не стремление «к», это бегство «от». Бегство от всей совокупности хаоса и разрушения, которые наркоман стремительно распространяет вокруг себя, и от которых первый же страдает… Когда приходит адекватное понимание реальности относительно наркозависимых, тогда попытки быстро объясниться с наркоманом на словах и с помощью набора из нескольких спасительных советов вывести его из беды – выглядят крайне наивными» [31]

Тем не менее, авторы статьи отмечают: «Но для принятия крайне пессимистических выводов тоже нет основания. Пришедший за помощью наркоман осознал, наконец, что попал в беду, и напряженно ищет выхода. Он готов слушать, хотя при этом еще не способен понимать. Он согласен с тезисом, что надо что-то коренным образом менять, хотя не знает доподлинно, что именно, и каких это может потребовать от него усилий и жертв. Он дает небольшой кредит доверия служителю Бога, поскольку у него нет иного выбора. Все это создает возможность для встречи, которая должна иметь продолжение» [32].

В связи с этим практически во всех ребцентрах важный акцент делается на передачу опыта от бывших наркоманов к людям, недавно пришедшим в центр. Это естественно, поскольку к людям, имеющим такой же опыт, не понаслышке понимающим проблему зависимости и, тем не менее, сумевшим её преодолеть, у новичков будет заведомо больше доверия, чем к «внешним» людям, кажущимся наркоманам словно выходцами из другого мира, бесконечно далёкого от их проблем и переживаний.

По такому принципу, например, построена работа Душепопечительского православного центра св. прав. Иоанна Кронштадтского (г. Москва):

«Катехизаторская работа, то есть изучение Священного Писания и Закона Божия, активное воцерковление наркозависимых, их духовное становление в ДПЦ проходит в катехизаторских группах, которые проводят бывшие наркозависимые, ныне студенты богословских и светских университетов. Эта группа лиц – бывших наркозависимых, прошедших реабилитацию в Центре, составила «группу поддержки», которая активно помогает реабилитации наркозависимых. Их работа проходит под патронажем психолога и священника.

Группа катехизации является также и группой общения. Все беседы сопровождаются чаепитием, что во многом помогает общению и сближению участников группы, а также способствует постепенному уходу от привычной для наркозависимых и страдающих алкоголизмом формы общения, основанной на общих для них наркоманических и алкогольных интересах… Во втором семестре создаётся новая группа, а участники первой группы продолжают занятия и приступают к изучению Святого Евангелия. Также участники первой группы принимают участие в проведении занятия с «новенькими». Это даёт свои положительные результаты, так как те, кто начал посещать занятия раньше, помогали вновь пришедшим укрепиться в вере собственным примером и опытом. В программу группы также включены паломнические поездки и экскурсии» [33].

Что касается тематики бесед, здесь тоже существуют свои особенности. Как уже отмечалось, в Церковь наркомана приводит не богоискательство, а бегство, а также жгучее желание решить свою проблему, ради которого человек решается даже на колоссальную перемену образа жизни. Если структура обычных огласительных бесед (в частности, принятых за образец в Екатеринбургской епархии) на первое место ставит смысложизненные вопросы и отношение Бога к человеку и к миру, то у человека, страдающего зависимостью, на начальном этапе ещё, как правило, нет интереса и желания размышлять на столь «абстрактные» темы. Такие понятия, как «путь человека», «страх Божий», «премудрость» и т.д. для него ещё далеки и не находят отклика в его личном жизненном опыте, что необходимо учитывать при построении бесед.

Как личный опыт, так и опыт существующих в области реабилитационных центров показывает, что наиболее эффективно начинать катехизацию, делая уклон на природу человека. Собственная природа, осознание того, что с ним происходит и как это можно исправить, интересна для наркомана в первую очередь. В частности, в плане бесед руководителя Полевского центра «Подвижник» Вячеслава Боровских первые шесть часов отведены на основы православной антропологии и разбору значения нравственности и духовности в системе саморегуляции здоровья человека.

Здесь разбирается роль духовно-нравственной составляющей личности человека и реальное место нравственности и духовности в устройстве человека; рассматриваются основные представления о душе и о духе как ядре личности человека и вершине его саморегуляции; обозначаются уровни организации духовно-нравственной составляющей человека.

Принципиальная разница в структуре бесед для «обычных» оглашаемых и для людей, страдающих зависимостями, касается раскрытия темы человеческой греховности. Как правило, с понятия греха и тем более с глубокого разбора этого явления катехизацию не начинают. Прежде чем перейти к основам аскетики, среднестатистический оглашаемый должен уяснить для себя, зачем вообще ему нужно бороться с грехом. Только действительно поверив в существование Бога, познав, каков Он и каков Его замысел относительно человека, начав молиться и тем самым ощутив хотя бы в малой степени возможность личных отношений с Творцом, человек обычно обретает мотивацию, некий духовный стимул к изменению своей жизни. Именно исходя из этой логики беседа, посвящённая греху и смертным грехам в структуре 12-ти бесед, проводимых в храме Вознесения Господня, является только шестой и представляет собой некий переломный этап оглашений.

Для наркозависимого всё обстоит совершенно иначе. Вопросы, касающиеся грехов или страстей, не являются для него чем-то новым и не могут его отпугнуть. Наркоманы имеют более яркое, чем обычные люди, опытное знание о страсти и о своей беспомощности в борьбе со страстями, ежедневно сталкиваясь с тем фактом, что не могут с собой справиться. Они не нуждаются в особой мотивации для того, чтобы начать борьбу со страстями, наоборот, осознание необходимости такой борьбы и привело их в ребцентр. Более того, наркозависимые имеют уникальный опыт страданий и борьбы со страстями, который при правильной духовной жизни может очень пригодиться им в дальнейшем.

Именно поэтому, как уже упоминалось, согласно программе реабилитации наркозависимых Душепопечительского православного центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, на первом этапе реабилитации после выведения наркозависимого из состояния наркотизации и снятия физической ломки основной задачей является пробуждение у него осознания его греховности и греховного образа жизни, выработка понятия о грехе, вечной жизни, и осознания того, что наркомания – это результат греха и соответствующего образа жизни.

Также и в плане занятий для пациентов «Подвижника» следующие шесть часов посвящены нравственно ориентированному подход к выявлению основных причин расстройства психосоматического здоровья человека. Здесь разбирается православное учение о грехе как главной причине болезненности человека и фундаментальном повреждении человеческой природы, исследуется история греха, его основные проявления, а также православное учение о спасении. Последний момент очень важен, так как беседу, даже затрагивающую тему греховности, нельзя сводить к одним лишь страстям. В сознании у оглашаемых в любом случае должно сформироваться понятие о христианской норме, о правильном духовном устроении человека и о Боге, без помощи Которого в принципе невозможна никакая борьба с грехом.

Следующие восемь часов в беседах «Подвижника» по уже указанным выше причинам посвящены православному учению о страстях и подробному разбору каждой конкретной страсти. Затем ещё восемь часов посвящены основам здоровой духовности, в частности, разбору православного Символа веры как духовно-нравственной основы духовной жизни. Здесь также проявляется разница между структурой «классических» огласительных бесед и программой, используемой в «Подвижнике». В храме Вознесения изучение Символа Веры начинается с первой же беседы и идёт параллельно с темами, основанными на Священном Писании в качестве второй части беседы. Однако наркозависимый на ранней стадии не способен ещё понять столь сложные богословские моменты. Необходимо помнить, что интеллектуальный уровень людей, долгие годы злоупотреблявших наркотиками, как правило, ниже, чем у обычных людей, и начинать разговор с ними со сложных вопросов – заведомо тупиковый путь.

Следующие двенадцать часов бесед в «Подвижнике» посвящены основным понятиям о душевной норме. Здесь рассматриваются заповеди Божьи как источник представлений человека о душевной норме, сравнивается ветхозаветный закон и евангельская нравственность, а также делается упор на необходимости соблюдения заповедей для сохранения и восстановления душевного здоровья. Необходимо помнить, что для многих наркозависимых свойственно «застывание» сознания на подростковом этапе развития, инфантилизм и эгоизм, а также несформированность в сознании многих нравственных категорий, в частности, ответственности. Поэтому на беседах, посвящённых нравственной норме, следует делать особый акцент, так как именно в этот период зачастую формируется духовно-нравственный и личностный стержень оглашаемого реабилитанта.

Последние два часа отводятся на ознакомление с опытом работы православного центра медико-социальной реабилитации «Подвижник» по оказанию помощи больным с нарушениями пищевого поведения. Напомним, что в «Вознесенском» варианте бесед основы ветхозаветной нравственности начинаются с первых же бесед, а потом сравниваются с новозаветными нормами.

Однако это не значит, что стандартная структура занятий 12-ти бесед не может быть адаптирована для проведения бесед в реабилитационном центре. Опыт показывает, что при соответствующей корректировке некоторых тем и их элементов вполне возможно использовать при катехизации наркозависимых и обычный план бесед. Например, в первой огласительной беседе Вознесенского храма «Путь праведных и путь нечестивых» много говорится о двух путях, о выборе человека и его личной ответственности за этот выбор, о чести и нечестии, праведности и т.д. В эту беседу вполне органично можно ввести «аскетический» аспект: более подробно раскрыть понятие греха, простыми словами обрисовать природу страсти, сделав акцент на несвободе человека от страстей (опыт, знакомый всем наркозависимым по их собственной жизни). Здесь можно поговорить об образе Божьем в человеке, о направленности его сердца, несколько сократив освещение абстрактных категорий и терминов (честь, нечестие и др.).

Ещё одним определяющим фактором успешности катехизации наркозависимых является наличие у катехизатора личного опыта борьбы со страстями. Для этого вовсе необязательно, чтобы он сам лично употреблял наркотики, но опыт «ломки» как внутренней борьбы неизменно присутствует во внутреннем опыте христианина, будь то борьба с собственной страстью или с сильным внешним влиянием. Также успешная катехизация невозможна без искренней любви к наркозависимым и сострадания к ним. Конечно, в любой педагогике иногда необходима и строгость, и требовательность, но и они должны сочетаться с любовью без превозношения. Тогда Господь, глядя на это искренне устремление сердца, как правило, покрывает Своей благодатью человеческий недостаток умений или опыта катехизатора.

Ксения Кириллова

Рецензия

Врача-психотерапевта, руководителя центра медико-социальной реабилитации «Подвижник» Вячеслава Боровских

С первых дней жизни у человека начинает формироваться его самосознание. Сначала формируется элементарная пространственно-временная ориентация, потом – осознание себя, как личности, человек обнаруживает свою отдельность от других людей, свое «Я». Сейчас это принято называть идентичностью. Постепенно самосознание поднимается до смысловых категорий. Все детские «зачем?» и «почему?» продиктованы глубокой внутренней потребностью в обнаружении смыслового содержания во всем, что человека окружает. В подростковом периоде жизни у человека созревают первые духовные запросы. Они еще не имеют словесной формы, а существуют в виде неопределенного, но неизбывного томления души, которое можно было бы оформить, как вопросы «кто я?» и «зачем я?». Это свидетельство того, что человек в своем развитии поднялся до самого высокого уровня самосознания – религиозного.

Религиозная потребность, если она развилась, становится самой сильной в человеке. Отсутствие своевременных и удовлетворительных ответов на духовные запросы ума может привести к катастрофе. В 15 лет человек ощущает бесконечную перспективу своей жизни, как данность, как очевидность. Эта внутренняя данность входит в непримиримое противоречие с внешним свидетельством о конечности его земной жизни. Разрешить это противоречие может только божественное откровение о заданности человеческой личности. Для подростка крайне важно обнаружить смысл своей жизни, выходящий за рамки его земного бытия. Ему нужно раз и навсегда убедиться в существовании такой правды, которая не зависит от того, что думают о ней люди; которая существует сама по себе, а человек свободен приобщиться к ней или нет, жить по этой правде или не жить. Главное, что Она есть и, и что Она выше всех человеческих «правд».

Без обнаружения этой Правды душа человека никогда не найдет покоя, будет все время томиться и страдать. Блаженный Августин сказал: «Душа моя Бога восхотела, и, пока не найдет Его, не успокоится». Душа подростка претендует на свою соизмеримость со вселенной, на меньшее она не согласна. Основания для такой претензии есть, они онтологически присущи человеку. Если это детское интуитивное прозрение не встретит сочувствия и подтверждения со стороны взрослых, то жизнь для подростка до такой степени может потерять смысл, что он будет готов покончить с ней. Что и происходит сейчас во всем мире. Правда, это намерение юноши и девушки осуществляют не только путем прямого самоубийства. Чаще это выглядит в виде неосознанно воспринятого самоубийственного образа жизни.

Наркомания – одно из проявлений такого образа жизни. Можно бесконечно обсуждать причины, которые заставляют подростка наркотизироваться. Общеизвестно, что, если явление массовое, то у него есть одна общая причина. Бессмыслица земной жизни является той универсальной причиной, которая приводит к алкоголизации и наркотизации бесчисленные миллионы людей. Господствующий в обществе культ наживы и комфорта ради них самих, который неиспорченной детской душой воспринимается, как абсолютная бессмыслица, как сама большая неправда и гнусность, порождают в детях спрос на алкоголь и наркотики. И не только в детях. Взрослые потребители плодов цивилизации часто становятся не в силах нести эту бессмысленную ношу, и тоже хотят забыться в алкоголе и наркотиках. Наркотизация нашей молодежи достигла таких размеров, что ставит под сомнение историческую перспективу коренных народов России.

К сожалению, очень часто евангельская правда, как наиболее соответствующая запросам детской души, достигает сознания молодых людей тогда, когда они уже страдают наркотической зависимостью в такой степени, что без посторонней помощи им от нее не избавиться. В православном центре медико-социальной реабилитации «Подвижник», которым я руковожу в течение 10 лет, мы применяем метод нравственно ориентированной психотерапии, основанный на православном учении о человеку. По сути, мы занимаемся со своими воспитанниками катехизацией, о которой ведет речь журналист Ксения Кирилова в своей заботе «Особенности катехизации наркозависимых». В катехизации нуждаются не только наркозависимые, в ней нуждается все наше общество. Важность катехизации, как профилактики зависимостей, и как элемента реабилитации наркозависимых сейчас осознают многие, кто связан с этой проблемой.

Однако, сам термин «катехизация» сегодня нуждается в своего рода реабилитации даже в сознании церковных людей, не говоря уже о людях неверующих. На мой взгляд, Ксения с этой задачей справилась очень хорошо. Она сумела не только напомнить всем нам о сути и методах катехизации, но и убедительно доказать, что катехизация – это не мертвая схема с раз и навсегда установленным алгоритмом действий (так, к сожалению, многие думают), а что это живой, творческий процесс, в котором возможны самые различные подходы, учитывающие особенности личности человека. Более того, без творческого подхода, без умения слушать себя ушами собеседника катехизатор может испортить все дело. Умение чувствовать и понимать наркоманическую психологию приходит с опытом общения с наркозависимыми. Я знаю, что у Ксении Кириловой такой опыт есть, и это делает ее печатный труд особо ценным. Для наркомана атмосфера лжи – родная стихия, поэтому он очень тонко чувствует человеческую неправду. Если человек, занимающийся с наркозависимыми не исповедует своей жизнью то, что говорит, ему никто не поверит. Вера в Бога и здоровая духовная жизнь – непременное условие успешной работы любого катехизатора, особенно того, кто оказывает помощь наркозависимым.

Думаю, что из рук Ксении Кириловой мы получили полноценное руководство для работников реабилитационных центров. Это руководство содержит весьма полезный материал для создающейся системы подготовки специалистов в этой области. Оно также будет полезно и самим наркозависимым и их родственникам.

Врач-психотерапевт, руководитель центра медико-социальной реабилитации «Подвижник» Вячеслав Боровских

Источник: borovskih.ru

Примечания

[1] Насущные вопросы катехизации: традиции и современность// Санкт-Петербург, с. 25

[2] Там же, с.26

[3] Прот. А. Зелененко «Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян» // Санкт-Петербург, с.4-5

[4] Прот. А. Зелененко, «Введение в основы катехизации», «Насущные вопросы катехизации: традиции и современность»// Санкт-Петербург, с.8

[5] Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе» // Москва, 2007 г.

[6] Новейшая история катехизации: Интервью с главой Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиереем Александром Зелененко, доступно по адресу:

[7] Доступно по адресу: http://www.parus-ekb.ru/katehiz/pg1/758/

[8] Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе» // Москва, 2007 г.

[9] Там же.

[10] Каледа Г., прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. С.6

[11] Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М.,2001. – 560 с., с.18

[12] Сандырев Александр, иерей. Евангельские заповеди – новый тип отношений между людьми. – Екатеринбург, 2010. с.10

[13] Там же, с.14

[14] Иерей Георгий Казанцев. «Мёртвые души»// Обнинск, 2006 г., с.4

[15] Там же, с.30-39

[16] Доступно по адресу: http://www.pravmir.ru/kak-gotovit-k-kreshheniyu/

[17] Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе» // Москва, 2007 г.

[18] Свящ. Владимир Хулап, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины в Павловске — «Катехизация в истории Церкви», «Насущные вопросы катехизации: традиции и современность»// Санкт-Петербург, с.19

[19] Эгерия. Письма паломницы VI века, С.217.

[20] Доступно по адресу: http://www.pravmir.ru/svyashhennik-tigrij-xachatryan/

[21] Доступно по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/1346561.html

[22] Подготовка мирян ко Крещению и другим таинствам Церкви в Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург, 2009., с.5

[23] Доступно по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html

[24] Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. Доступно по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html

[25] Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Методические рекомендации «Аспекты социальной реабилитации наркозависимых лиц» //Екатеринбург, 2010 г., с.8-10

[26] В.А. Черлин. Основные принципы психолого-социальной реабилитации наркозависимых, с.4

[27] Доступно по адресу: http://www.sgprc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2010-04-12-10-06-37&catid=65:2010-04-12-09-01-42&Itemid=97

[28] Доступно по адресу: http://www.dp-c.ru/index.php/reabilitation/narcomania/51-2010-10-19-14-16-57

[29] Там же.

[30] Доступно по адресу: http://www.sgprc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2010-04-12-10-06-37&catid=65:2010-04-12-09-01-42&Itemid=97

[31] Доступно по адресу: http://www.sgprc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2010-04-12-10-06-37&catid=65:2010-04-12-09-01-42&Itemid=97

[32] Там же.

[33] Доступно по адресу: http://www.dp-c.ru/index.php/reabilitation/narcomania/51-2010-10-19-14-16-57

Метки
  • Нет Меток
0 464
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)