Катехизация в социальных учреждениях – С. В. Рогунов

Катехизация в социальных учреждениях – С. В. Рогунов


Кате­хи­за­ция в усло­виях совре­мен­ной рус­ской цер­ков­ной дей­стви­тель­но­сти – это не про­сто науче­ние вере перед при­ня­тием хри­сти­а­ни­ном таин­ства кре­ще­ния; это к тому же и «вто­рич­ная мис­сия», то есть обра­ще­ние к реаль­ной, «дей­ству­ю­щей любо­вью» вере тех номи­наль­ных хри­стиан (а таких у нас в Рос­сии по раз­ным под­сче­там от 60 до 80 про­цен­тов), кото­рые когда-то – пусть и бес­со­зна­тельно или в силу раз­лич­ных суе­ве­рий – уже при­но­сили обеты кре­ще­ния, отре­ка­лись от сатаны и соче­та­ва­лись Христу.

Доклад на XXI Международных Рождественских образвательных чтениях
Москва, 25 января 2013 г.

 

 

Кате­хи­за­ция в усло­виях совре­мен­ной рус­ской цер­ков­ной дей­стви­тель­но­сти – это не про­сто науче­ние вере перед при­ня­тием хри­сти­а­ни­ном таин­ства кре­ще­ния; это к тому же и «вто­рич­ная мис­сия», то есть обра­ще­ние к реаль­ной, «дей­ству­ю­щей любо­вью» вере тех номи­наль­ных хри­стиан (а таких у нас в Рос­сии по раз­ным под­сче­там от 60 до 80 про­цен­тов), кото­рые когда-то – пусть и бес­со­зна­тельно или в силу раз­лич­ных суе­ве­рий – уже при­но­сили обеты кре­ще­ния, отре­ка­лись от сатаны и соче­та­ва­лись Хри­сту. Мой инте­рес к этой теме обу­слов­лен моей прак­ти­че­ской дея­тель­но­стью в этой обла­сти, кото­рая длится уже с 2002 года. Необ­хо­димо отме­тить, повто­ряя неод­но­крат­ные заяв­ле­ния свя­щен­но­на­ча­лия, что кате­хи­за­ция, «вто­рич­ная мис­сия», или, сле­дуя иной тер­ми­но­ло­гии, «внут­рен­няя мис­сия» (также при­мени к этому слу­же­нию запад­ный тер­мин «рееван­ге­ли­за­ция»), явля­ется одной из при­о­ри­тет­ней­ших задач Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на совре­мен­ном исто­ри­че­ском этапе.

 

^ Организация

Цен­тры соци­аль­ного обслу­жи­ва­ния начали орга­ни­зо­вы­ваться в сере­дине 90‑х годов. Они пред­став­ляют собой систему раз­лич­ной соци­аль­ной под­держки оди­но­ких мало­иму­щих пожи­лых людей. Эта под­держка стро­ится сле­ду­ю­щим обра­зом: каж­дый оди­но­кий пен­си­о­нер, живу­щий в кон­крет­ном мик­ро­рай­оне (муни­ци­паль­ном округе) имеет право раз в год в тече­ние месяца полу­чить тро­я­кую помощь. Это может быть или мате­ри­аль­ная помощь в виде про­дук­тов, или помощь по уходу в квар­тире, или имеет право в тече­ние месяца посе­тить спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное “отде­ле­ние днев­ного пре­бы­ва­ния”. Это отде­ле­ние явля­ется днев­ным ста­ци­о­на­ром, в кото­рый пожи­лой чело­век может прийти с утра, про­ве­сти время в кругу своих ровес­ни­ков, поучаст­во­вать в твор­че­ской про­грамме, полу­чить бес­плат­ный обед, мини­маль­ное меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, после обеда поучаст­во­вать в про­дол­же­нии куль­тур­ного досуга или заняться эле­мен­тар­ными спор­тив­ными упраж­не­ни­ями. Каж­дый день перед пожи­лыми людьми высту­пают те или иные лек­торы, кол­лек­тивы, арти­сты про­шлых лет и так далее. Орга­ни­за­цией досуга зани­ма­ется куль­торг, ино­гда сам заве­ду­ю­щий ЦСО. При­чем основ­ная задача куль­торга – обес­пе­чить напол­не­ние досуга для под­опеч­ных. В этом смысле сле­дует пола­гать, что при орга­ни­за­ции досуга и состав­ле­нии плана меро­при­я­тий на месяц куль­торг не берет в рас­чет кон­фес­си­о­наль­ную окраску выступ­ле­ний кате­хи­за­то­ров — пред­ста­ви­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Однако с дру­гой сто­роны, в послед­нее время отме­ча­ется явная поло­жи­тель­ная тен­ден­ция в отно­ше­нии со сто­роны руко­вод­ства ЦСО не только к самим кате­хи­за­то­рам (мис­си­о­не­рам), но и к самой тема­тике бесед, при­чем это отно­ше­ние нередко обос­но­вы­ва­ется ссыл­кой на раз­лич­ные соци­аль­ные про­граммы, спу­щен­ные сверху. Сле­дует учи­ты­вать, что кон­тин­гент ЦСО обла­дает теку­че­стью, то есть за месяц его посе­щает опре­де­лен­ная группа пожи­лых людей, в сле­ду­ю­щий месяц – дру­гая. В то же время, по про­ше­ствии года состав группы может повто­риться с точ­но­стью до 50–60%. При этом воз­ни­кает опре­де­лен­ная слож­ность подачи материала.

Пред­по­ла­га­ется, что в иде­аль­ной ситу­а­ции кате­хи­за­тор посе­щает отде­ле­ние днев­ного пре­бы­ва­ния еже­не­дельно, таким обра­зом, при этом за месяц уда­ется про­ве­сти 4 беседы с одной груп­пой людей. На прак­тике, в зави­си­мо­сти от насы­щен­но­сти пери­ода года граж­дан­скими и цер­ков­ными празд­ни­ками ино­гда в тече­ние месяца уда­ется про­ве­сти лишь 2 – 3 встречи.

 

^ Аудитория

При обра­ще­нии к теме кате­хи­за­ции в ЦСО необ­хо­димо пони­мать, что те, к кому обра­щено наше слово – люди пожи­лые и оди­но­кие. Это зна­чит, прежде всего то, что кроме кате­хи­за­тора со сто­роны Церкви к ним ско­рее всего никто не при­хо­дит. Довольно редко эти люди сами при­хо­дят в цер­ковь, ничего о ней не знают, а свя­щен­ники к таким людям прак­ти­че­ски не при­хо­дят – про­сто-напро­сто в силу того, что их к ним никто не позо­вет. То есть это люди, мак­си­мально нуж­да­ю­щи­еся в нашем вни­ма­нии, и в нашем доб­ром отношении.

Вос­при­я­тие пожи­лых людей во мно­гом ослаб­лено. Оно отя­го­щено воз­рас­том, рас­се­ян­но­стью вни­ма­ния, сла­бой реак­цией, тяже­стью соци­аль­ных про­блем, с кото­рыми они стал­ки­ва­ются в своей жизни. След­ствие этого – малая эффек­тив­ность бесед, воз­мож­ность реа­ли­за­ции, прежде всего мини­маль­ных, но в то же время наи­бо­лее зна­чи­мых задач кате­хи­за­ции – про­бу­дить дове­рие к Церкви.

Пожи­лые люди очень остро вос­при­ни­мают соци­аль­ные про­блемы совре­мен­ного рос­сий­ского обще­ства. Более того, они с болью и глу­бо­ким пере­жи­ва­нием вос­при­ни­мают именно свое место в сло­жив­шейся системе соци­аль­ных цен­но­стей и нестро­е­ний. Это те люди, кото­рые всю свою жизнь отдали слу­же­нию своей стране, обще­ству, госу­дар­ству, а теперь они оста­лись за бор­том соци­аль­ной, обще­ствен­ной, а часто и цер­ков­ной жизни. Соци­аль­ные нестро­е­ния, остро пере­жи­ва­е­мые пожи­лыми людьми, при­глу­шают их вни­ма­ние и заин­те­ре­со­ван­ность вопро­сами духов­ной и цер­ков­ной жизни. Как след­ствие, любой цер­ков­ный и духов­ный вопрос очень легко пере­ме­ща­ется в соци­аль­ную сферу. При этом сме­ще­нии очень сложно удер­жать кон­такт с ауди­то­рией, вни­ма­ние кото­рой в боль­шой сте­пени рассеивается.

В послед­нее время нередко среди под­опеч­ных ЦСО встре­ча­ются пожи­лые люди, явля­ю­щи­еся более или менее регу­ляр­ными при­хо­жа­нами пра­во­слав­ных хра­мов. При этом очень часто такие пожи­лые люди имеют очень скуд­ные пред­став­ле­ния о сути и смысле цер­ков­ной жизни, однако в свиох рас­суж­де­ниях, вопро­сах, а часто и утвер­жде­ниях во время беседы настой­чиво сле­дуют тому, что где-то про­чи­тали, когда-то услы­шали, или узнали из каких-либо иных не менее авто­ри­тет­ных источ­ни­ков. К ним также в немень­шей сте­пени сте­пени обра­щено слово катехизатора.

В то же время часто при­сут­ствует обрат­ная ситу­а­ция: нередко пожи­лые, а ино­гда и не очень пожи­лые люди посе­щают бого­слу­же­ние два раза в год: в Вели­кую суб­боту, в Кре­щен­ский сочель­ник – с извест­ными целями. Такие люди все­гда счи­тают, что регу­лярно посе­щают храм и знают о Церкви все. Нередко при­хо­дится слы­шать подоб­ные выска­зы­ва­ния: “Была я в ваших хра­мах, я все это знаю”; когда же зада­ешь вопрос, когда эта жен­щина послед­ний раз посе­щала бого­слу­же­ние, то выяс­ня­ется, что год назад на Пасху или в поза­про­шлом году, когда умерла ее мама. При раз­го­воре с такими людьми задача кате­хи­за­тора-мис­си­о­нера состоит в том, чтобы, не скры­вая нега­тив­ных сто­рон совре­мен­ной цер­ков­ной дей­стви­тель­но­сти, с кото­рыми пожи­лые люди нередко стал­ки­ва­ются и кото­рые ста­но­вятся для них пре­пят­ствием, дать им понять, что в Церкви суще­ствуют свои порядки и внут­рен­ние законы жизни.

Частыми про­бле­мами пожи­лых людей явля­ются семей­ные око­ло­цер­ков­ные про­блемы, нередко опре­де­ля­ю­щие их инте­рес и его спе­ци­фику по отно­ше­нию к содер­жа­нию беседы. Нередко у пожи­лых людей в семье слу­ча­ются слу­чаи само­убий­ства, осо­бенно часто – слу­чаи алко­голь­ной зави­си­мо­сти, про­блемы вза­и­мо­от­но­ше­ний поко­ле­ний. При этом надо пони­мать и дей­ство­вать в зави­си­мо­сти от того, что это не про­сто некая абстракт­ная око­ло­цер­ков­ная про­блема, а про­блема лич­ная, каса­ю­ща­яся кон­крет­ного чело­века, и поэтому тут не рабо­тают общие слова и неис­крен­ние аргументы.

 

^ Катехизация

Каковы цель и задачи кате­хи­за­ции при работе в соци­аль­ных учре­жде­ниях? Задачи можно опре­де­лить тро­я­ким образом.

Пер­вая задача – сви­де­тель­ство­вать о вере и Церкви. Перед нами не стоит задача при­ве­сти людей к воцер­ко­в­ле­нию (отча­сти потому, что мно­гие из них посе­щают храм); акту­аль­ная задача – засви­де­тель­ство­вать о том, что на самом деле есть Цер­ковь и пра­во­сла­вие, а что тако­выми не явля­ется, что самое глав­ное в цер­ков­ной жизни. Мно­гие из пожи­лых людей давно ходят в цер­ковь, но абсо­лютно не отли­чают истин­ные цен­но­сти цер­ков­ной жизни от того, чем можно пре­не­бречь. Мно­гие вообще не пони­мают, в чем суть пра­во­сла­вия. Неко­то­рые наобо­рот, вос­при­ни­мают Цер­ковь только как воз­мож­ность взять водичку или освя­тить кули­чик, редко – поста­вить свечку. Таким людям необ­хо­димо сви­де­тель­ство­вать о том, что цер­ков­ная жизнь глубже, что есть некие сущ­ност­ные самые важ­ные моменты, основы, кото­рые соб­ственно отли­чают цер­ковь от не-церкви, пра­во­сла­вие от неправославия.

Вто­рая задача – заин­те­ре­со­вать пра­во­сла­вием людей ищу­щих, стре­мя­щихся узнать о церкви, или же судя­щих о ней по инфор­ма­ции в СМИ или по око­ло­цер­ков­ным кни­жи­цам. Такие люди открыты для диа­лога, но очень часто их голова заму­со­рена вся­ким бре­дом, в том числе ино­гда оккульт­ными бас­нями. Здесь важно раз­гра­ни­чить, раз­де­лить истинно хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния от не име­ю­щих к ним отно­ше­ния. Именно этот тезис и явля­ется глав­ным аргу­мен­том в раз­го­воре с такой груп­пой ауди­то­рии. В этом раз­го­воре тре­бу­ется базо­вая бого­слов­ская под­го­товка, так как ино­гда при­хо­дится дис­ку­ти­ро­вать с при­вле­че­нием соот­вет­ству­ю­щих источ­ни­ков и авторов.

Тре­тья задача – доне­сти правду о цер­ков­ной жизни не лукавя. Мно­гие люди сму­ща­ются, у них фор­ми­ру­ется пред­взя­тое отно­ше­ние к Церкви, осно­ван­ное на их лич­ном опыте вза­и­мо­от­но­ше­ний со свя­щен­но­слу­жи­те­лями, с цер­ков­но­слу­жи­те­лями. Налич­ная цер­ков­ная жизнь до сих пор не все­гда спо­соб­ствует людям в их обра­ще­нии ко Хри­сту. Однако, тут налицо дво­я­кая про­блема: с одной сто­роны это дей­стви­тельно так, а с дру­гой сто­роны в 90% слу­чаев люди с такими про­бле­мами под­хо­дят к цер­ков­ной жизни со сво­ими мер­ками, со сво­ими неадек­ват­ными сути вещей пред­став­ле­ни­ями. Таким обра­зом выри­со­вы­ва­ется дво­я­кая задача: с одной сто­роны не скры­вать погрехи цер­ков­ной жизни, не ста­раться скрыть или обе­лить налич­ную цер­ков­ную жизнь, то есть доне­сти правду и засви­де­тель­ство­вать свое нега­тив­ное отно­ше­ние к поро­кам, нару­ша­ю­щим еван­гель­ские запо­веди (при­чем прак­тика пока­зы­вает, что это отно­ше­ние будет вос­при­ни­маться как голос церкви, — в том смысле, что цер­ковь на самом деле не такая, как это видится, а лучше), а с дру­гой сто­роны – очень важно дать понять вопро­ша­ю­щим о том, что Цер­ковь – это все мы, греш­ные люди, ее состав­ля­ю­щие, что цер­ковь такая же, как и все обще­ство в целом. Однако у церкви есть неко­то­рые важ­ные задачи и смысл ее суще­ство­ва­ния, кото­рым под­чи­ня­ется или должна под­чи­няться цер­ков­ная прак­тика. То есть не все­гда наши пред­став­ле­ния о церкви соот­вет­ствуют ее реаль­ным целям. Ино­гда, таким обра­зом, ста­но­вится важно доне­сти до ауди­то­рии, что мы не все­гда правы в кри­ти­че­ской интен­ции в адрес совре­мен­ной цер­ков­ной жизни.

Таким обра­зом, основ­ную цель нашей про­све­ти­тель­ской работы в соци­аль­ных учре­жде­ния можно опре­де­лить как стрем­ле­ние про­бу­дить у людей дове­рие к Церкви, вло­жить в их сердце пони­ма­ние того, что Цер­ковь – это не то место, где их ругают, оби­рают и не слу­шают, а Цер­ковь – это про­стран­ство сов­мест­ной жизни чело­века с Богом, место раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния бого­че­ло­ве­че­ских отношений.

Вто­ро­сте­пен­ной зада­чей нашей работы в соци­аль­ных учре­жде­ниях (это зави­сит от типа ауди­то­рии и в слу­чае е под­го­тов­лен­но­сти) может счи­таться стрем­ле­ние осве­тить прак­ти­че­ские моменты и детали цер­ков­ной жизни, под­го­то­вить людей к кон­крет­ному осо­знан­ному уча­стию в цер­ков­ной жизни через таин­ство испо­веди и при­ча­ще­ния, вос­пол­нить или испра­вить недо­статки при­ход­ского про­све­ще­ния, пере­крыть мис­си­о­нер­скую актив­ность сектантов.

Именно в силу вто­ро­сте­пен­но­сти задачи науче­ния по отно­ше­нию к задаче про­све­ще­ния дан­ную дея­тель­ность в соци­аль­ных учре­жде­ниях умест­нее опре­де­лять как миси­о­нер­скую, нежели как катехизическую.

 

^ Основные темы

Как уже гово­ри­лось, наша работа в ЦСО про­во­дится еже­ме­сячно (иначе говоря, посто­янно), и состоит из четы­рех­част­ного цикла бесед о вере, Хри­сте, Церкви и цер­ков­ной жизни. Тема­тика бесед выра­ба­ты­ва­лась посте­пенно, путем ана­лиза опыта раз­лич­ных кате­хи­за­то­ров, и стала обоб­щен­ным пред­став­ле­нием мно­гих прак­ти­ков о мето­до­ло­гии мис­си­о­нер­ской (кате­хи­зи­че­ской) работы на «внеш­них» пло­щад­ках. В основу дан­ных пред­став­ле­ний и мето­дики поло­жен, во-пер­вых, мно­го­лет­ний опыт работы с людьми, во-вто­рых, ака­де­ми­че­ская или само­сто­я­тель­ная бого­слов­ская под­го­товка, в тре­тьих, – выра­бо­тан­ные прак­ти­кой пред­став­ле­ния о сущ­но­сти хри­сти­ан­ской жизни и веры, об иерар­хии хри­сти­ан­ских цен­но­стей в прак­ти­че­ской цер­ков­ной жизни и о прак­ти­че­ском под­ходе к выра­ботке и осу­ществ­ле­нию норм хри­сти­ан­ской жизни в совре­мен­ных условиях.

Тема­тика четы­рех бесед пред­став­лена ниже в тезис­ном варианте.

I. Бог – чело­век – сча­стье – грех;

Каж­дый чело­век от рож­де­ния стре­мится к сча­стью. Стрем­ле­ние к сча­стью есть выра­же­ние смысла жизни чело­века. Стрем­ле­ние к сча­стью есть стрем­ле­ние обще­че­ло­ве­че­ское. Стрем­ле­ние к сча­стью есть вопрос миро­воз­зрен­че­ский, иначе говоря рели­ги­оз­ный. Бог не может не отве­чать на этот вопрос чело­ве­че­ства. Хри­сти­ан­ство утвер­ждает, что именно Бог сотво­рил чело­века и сотво­рил его именно для сча­стья. Повест­во­ва­ние Биб­лии о сотво­ре­нии чело­века в воль­ном пере­сказе. Бог пред­ло­жил чело­веку жизнь – жизнь веч­ную, счаст­ли­вую, в еди­не­нии с Собой. Жизнь, по мне­нии Церкви, только тогда может быть реа­ли­зо­вана пол­но­ценно только тогда, когда она длится бес­ко­нечно, когда ее сум­мар­ный смысл не фина­ли­зи­ро­ван, когда она имеет харак­те­ри­стики абсо­лют­ного блага, иначе говоря, когда она стро­ится на основе любви и ува­же­ния к Богу как к Отцу и Творцу. Для реа­ли­за­ции этого при­зыва Бог пред­ло­жил чело­веку опре­де­лен­ный инстру­мент, с помо­щью кото­рого чело­век мог бы вос­пи­тать себя, свою душу, волю и всю жизнь в любви и ува­же­нии к Богу как к Отцу.

Однако чело­век отверг этот при­зыв Бога к веч­ной счаст­ли­вой жизни. Сле­дует повест­во­ва­ние о гре­хо­па­де­нии, в кото­ром основ­ной упор дела­ется на сущ­но­сти нару­ше­ния запо­веди о нев­ку­ше­нии как созна­тель­ного отвер­же­ния любви Божией, укло­не­ния в авто­ном­ное суще­ство­ва­ние, а также на послед­ствиях гре­хо­па­де­ния, основ­ное из кото­рых – смерт­ность и склон­ность ко греху каж­дого чело­века. Сле­дует доступ­ная иллю­стра­ция факта гре­хо­па­де­ния с помо­щью образ­ного ряда, а также иллю­стра­ция все­общ­но­сти греха для чело­ве­че­ства. Осо­бое место уде­ля­ется теме греха и его моти­ва­ции в жизни каж­дого совре­мен­ного чело­века, осо­бен­ное вни­ма­ние уде­ля­ется гре­хам, свой­ствен­ным тем кате­го­риям людей, с кото­рыми про­во­дится катехизация.

Однако стрем­ле­ние к сча­стью не исчезло из сер­дец людей, и Бог в самом начале обе­щал чело­веку Свою помощь. Сле­дует крат­кий обзор исто­рии избран­ного народа в при­ло­же­нии к теме ожи­да­ния Спасителя.

II. Хри­стос Спа­си­тель – Еван­ге­лие – вос­кре­се­ние Христово

Крат­кое повто­ре­ние преды­ду­щей темы (около трети всего времени).

Бог не оста­вил чело­века, не про­сто изба­вив его «от греха, про­кля­тия и смерти», но сам стал чело­ве­ком, тем самым раз­де­лив с ним всю глу­бину его паде­ния. Сле­дует воль­ный пере­сказ повест­во­ва­ния о рож­де­стве Хри­сто­вом и свя­зан­ных с ним собы­тиях. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется сле­ду­ю­щим темам и тези­сам: Хри­стос Спа­си­тель – не про­сто Бог, сошед­ший с небес, Он есть Бог, став­ший пол­но­цен­ным чело­ве­ком. Это зна­чит, что Он не только вос­при­нял тело чело­века, но раз­де­лил с нами всю нашу жизнь без остатка. Как гово­рит Писа­ние, Он часто «… не имел, где главу при­к­ло­нить». Сле­дует целост­ное опи­са­ние жизни Хри­ста как жизни стран­ству­ю­щего про­по­вед­ника, помо­га­ю­щего людям и воз­ве­ща­ю­щего веч­ную счаст­ли­вую жизнь в еди­не­нии Богом. Акцент дела­ется на теме чудес Спа­си­теля, совер­шен­ных из состра­да­ния к чело­веку и по вере в Него; а также на теме уче­ния Хри­стова, сущ­ность кото­рого состо­яла в про­по­веди Себя самого как Спа­си­теля, пред­ло­же­ния чело­ве­че­ству веч­ной радост­ной жизни с Собой как с Богом.

Теме вос­кре­се­ния Хри­стова уде­ля­ется мак­си­маль­ное вни­ма­ние как цен­траль­ной теме всего цикла. Сле­дуют тезисы о том, что вос­кре­се­ние Хри­стово – это осно­ва­ние всего Хри­сти­ан­ства, без кото­рого нет ни веры, ни упо­ва­ния нашего. По сути, Хри­сти­ан­ство – это и есть вера в вос­кре­се­ние Хри­стово. Сле­дует изло­же­ние еван­гель­ского рас­сказа о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, осо­бое вни­ма­ние при этом уде­ля­ется теме пре­об­ра­же­ния, исце­ле­ния, спа­се­ния Хри­стом сво­его чело­ве­че­ства в самом Себе. Сле­дуют при­меры из Еван­ге­лия, иллю­стри­ру­ю­щие эту тему.

Завер­шает беседу поста­новка вопроса о том, какой плод при­нес Хри­стос именно для чело­века, исце­лив чело­века в самом Себе. Вопрос оста­ется без ответа до сле­ду­ю­щей беседы.

III. Цер­ковь – кре­ще­ние – покаяние

Повто­ре­ние преды­ду­щих тем (до трети вре­мени). Сле­дует повто­ре­ние вопроса с рито­ри­че­ской силой: «А что нам с вами с того, что Хри­стос исце­лил самого Себя?!». Хри­стос не про­сто исце­лил самого себя, он оста­вил после себя некое место, где чело­век может при­об­щиться пло­дам спа­се­ния Хри­стова. Это место – Цер­ковь. Хри­стос осно­вал Свою Цер­ковь как именно то место, где мы можем усво­ить себе тот резуль­тат, то исце­ле­ние, спа­се­ние, пре­об­ра­же­ние, кото­рое Хри­стос когда-то сде­лал своим. Сле­дуют сле­ду­ю­щие тезисы: цер­ковь – бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, где Хри­стос есть Глава, а мы все – члены тела, кле­точки орга­низма. Цер­ковь – корабль спа­се­ния, некий ареал спа­се­ния чело­века от бури греха. Цер­ковь – это боль­ница, где чело­век может полу­чить исце­ле­ние, прийти к истин­ному духов­ному Врачу – Хри­сту. Сле­дуют образы церкви из Свя­щен­ного писа­ния, из кото­рых основ­ное вни­ма­ние уде­ля­ется образу вино­град­ной лозы из 15 главы Еван­ге­лия от Иоанна. и Бла­го­дать Свя­того Духа, как живи­тель­ный сок лозы, кровь в орга­низме – это тот фак­тор един­ства, кото­рый объ­еди­няет людей в живое и жиз­нен­ное един­ство с Богом и друг дру­гом в теле Церкви.

Как же можно на прак­тике при­об­щиться к этому бого­че­ло­ве­че­скому орга­низму. Для этого суще­ствует таин­ство кре­ще­ния. Основ­ные тезисы, осве­ща­е­мые при раз­го­воре о кре­ще­нии: сущ­ность кре­ще­ния – вхож­де­ние в Цер­ковь, при­об­ще­ние ко Хри­сту. Кре­ще­ние должно быть при­нято осо­знанно, со всей реши­мо­стью, со всей ответ­ствен­но­стью, как некий пре­дель­ный шаг всей жизни. Сле­дует упо­ми­на­ние прак­тики кре­ще­ния в том числе мла­ден­цев в начале и сере­дине 90‑х годов и ука­за­ние на абсурд­ность маги­че­ского под­хода ко крещению.

Завер­шает беседу ука­за­ние на таин­ства пока­я­ния и Евха­ри­стии как на спо­соб вос­ста­но­вить свою хри­сти­ан­скую иден­тич­ность и на вер­шину соеди­не­ния чело­века со Хри­стом – соответственно.

IV. Цер­ков­ная жизнь – испо­ведь – причащение

Послед­няя беседа посвя­щена темам евха­ри­стии и пока­я­ния и прак­ти­че­ской под­го­товки к ним в усло­виях совре­мен­ной жизни пожи­лого чело­века. Сле­дует ука­за­ние на то, что кре­ще­ние есть только начало хри­сти­ан­ской жизни, только залог, кото­рый хри­сти­а­нин обя­зан реа­ли­зо­вать в тече­ние всей своей жизни. Спа­се­ние – это не абсо­лют­ный акт Бога, это синер­ги­че­ский про­цесс, это воз­мож­ность, кото­рую чело­век дол­жен при­нять, при­нять дея­тельно. Хри­сти­ан­ская жизнь – это путь, а на пути воз­можны оста­новки и даже паде­ния. Для этого в Церкви суще­ствует таин­ство пока­я­ния. Сле­дует ука­за­ние на ново­за­вет­ное уста­нов­ле­ние пока­я­ния, на его боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется таким темам и тези­сам, как: все­общ­ность греха, осо­бое место греха в нашей жизни, в жизни семьи, пожи­лого чело­века, отцов и детей. Пока­я­ние – это не про­сто испо­ведь, это дея­тель­ное сожа­ле­ние о соде­ян­ном, рас­ка­я­ние, стыд, реши­мость при­ло­жить уси­лия для исправ­ле­ния жизни. Пока­я­ние, испо­ведь – это не про­сто пере­чис­ле­ние греха, это при­зна­ния непра­виль­но­сти преды­ду­щей жизни. Испо­ведь при­ни­ма­ется не про­сто свя­щен­ни­ком, но Хри­стом, свя­щен­ник есть лишь сви­де­тель пока­я­ния чело­века, однако ему Хри­стом дана власть про­стить или не про­стить грех чело­века от имени Бога.

Сле­дуют прак­ти­че­ские советы по пра­виль­ной орга­ни­за­ции испо­веди пожи­лого человека.

Вер­шина соеди­не­ния чело­века и Бога на земле – таин­ство Евха­ри­стии, Литур­гия. Сле­дует повест­во­ва­ние об уста­нов­ле­нии Евха­ри­стии (в доступ­ной форме), осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется бого­за­по­ве­дан­но­сти этого таин­ства. Глав­ный тезис повест­во­ва­ния о евха­ри­стии – это реаль­ная воз­мож­ность мак­си­мально воз­мож­ного тес­ней­шего духовно-телес­ного соеди­не­ния со Хри­стом. Сле­дуют прак­ти­че­ские советы по под­го­товке и под­ходу к таин­ству Евха­ри­стии. Неко­то­рое вни­ма­ние уде­ля­ется таким темам, как вопрос о достой­но­сти при­ча­ще­ния, и вопрос об образе при­сут­ствия Хри­ста в Свя­тых дарах.

Завер­шает беседу повто­ре­ние утвер­жде­ния о том, что един­ствен­ное, что хочет Бог для чело­века – это сча­стье, а от чело­века – любовь и ува­же­ние к сво­ему небес­ному Отцу.

Кроме того, отдель­ное время может быть посвя­щено таким темам, как

– Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и Вели­кая Оте­че­ствен­ная война;

– жизнь после смерти;

– пони­ма­ние поста;

– про­ти­во­сто­я­ние сек­тан­там, осо­бенно Обще­ству сто­ро­же­вой башни (сви­де­те­лям Иеговы).

В заклю­че­нии необ­хо­димо ска­зать сле­ду­ю­щее. Кате­хи­за­ция в цен­трах соци­аль­ного обслу­жи­ва­ния осо­бое бла­го­дат­ное слу­же­ние, с одной сто­роны, не тре­бу­ю­щее осо­бых мораль­ных, интел­лек­ту­аль­ных и физи­че­ских затрат, но, с дру­гой сто­роны, при­но­ся­щее огром­ное мораль­ное, духов­ное удо­вле­тво­ре­ние и даю­щее началь­ный, но важ­ней­ший опыт духовно-про­све­ти­тель­ской работы во благо Пра­во­слав­ной Церкви, нашего обще­ства, ближ­них и во славу Божию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки