От миссии к катехизации – Пономарева Наталия Владимировна

От миссии к катехизации – Пономарева Наталия Владимировна


«Жатвы много, а дела­те­лей мало». Так было, так есть и сей­час. Какова же сей­час жатва? Како­выми должны быть дела­тели? Хоте­лось бы попро­бо­вать отве­тить на эти вопросы, исходя из неко­то­рого опыта кате­хи­за­ции, кото­рый по пло­дам можно оце­нить как положительный.

 

 

Какой хоте­лось бы видеть кате­хи­за­цию сего­дня? Почему именно такой?

«Жатвы много, а дела­те­лей мало». Так было, так есть и сей­час. Какова же сей­час жатва? Како­выми должны быть дела­тели? Хоте­лось бы попро­бо­вать отве­тить на эти вопросы, исходя из неко­то­рого опыта кате­хи­за­ции, кото­рый по пло­дам можно оце­нить как положительный.

Нач­нем с того, что совре­мен­ный чело­век испы­ты­вает труд­но­сти осо­бого рода при попытке само­сто­я­тель­ного воцер­ко­в­ле­ния. Эти труд­но­сти свя­заны, во-пер­вых, с теми изви­ли­стыми путями, кото­рыми он выхо­дит из мате­ри­а­ли­сти­че­ского и язы­че­ского миро­воз­зре­ний. Во-вто­рых, с сего­дняш­ней ситу­а­цией в цер­ков­ной жизни, в кото­рой в силу есте­ствен­ных при­чин нет опре­де­лен­ного места для уже веру­ю­щих, но еще не цер­ков­ных людей. Эти при­чины заклю­ча­ются в том, что устро­ен­ная жизнь цер­ков­ной общины ранее не под­ра­зу­ме­вала нали­чие в пре­де­лах ее дей­ствия объ­ек­тов для посто­ян­ной мис­си­о­нер­ской и кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти. Все были кре­щены, жили в цер­ков­ных семьях, какие бы ого­ворки не при­хо­ди­лось об этом делать. Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность была направ­лена вовне, на каких-нибудь але­утов, была внеш­ним делом всего при­хода и заклю­ча­лась обычно в пожерт­во­ва­ниях. Сей­час ситу­а­ция резко изменилась.

При­ход (те, кто при­хо­дит в раз­ное время в кон­крет­ный храм) состоит из очень раз­ных по сво­ему духов­ному состо­я­нию людей. Это посто­ян­ные члены хра­мо­вой общины, в основ­ном зна­ко­мые между собой и заня­тые всеми обще­ствен­ными слу­же­ни­ями, орга­ни­зо­ван­ными в этом храме. Это посто­ян­ные при­хо­жане, кото­рые участ­вуют только в молит­вен­ной жизни при­хода, это и те, кто захо­дит в храм по празд­ни­кам, чтобы поста­вить свечи, и те, кто ходит на Пасху освя­щать куличи и яйца, а на Бого­яв­ле­ние за водой, и даже те, кто про­сто изредка захо­дит в храм погля­деть, про­гу­ли­ва­ясь мимо.

В храме же все рас­счи­тано на чело­века, живу­щего цер­ков­ной жиз­нью. Даже чте­ние Еван­ге­лия и про­по­ведь, кото­рые, как неко­то­рые пола­гают, явля­ются именно мис­си­о­нер­скими эле­мен­тами бого­слу­же­ния, сего­дня высту­пают ско­рее учи­тель­ным момен­том для чле­нов при­хода. Тот, кто пыта­ется само­сто­я­тельно воцер­ко­виться, вынуж­ден про­хо­дить тяже­лый путь про­ник­но­ве­ния в пона­чалу трудно доступ­ную ему реаль­ность. Только еди­ницы, обла­да­ю­щие одно­вре­менно и живым умом и силь­ным харак­те­ром, про­би­ва­ются сами к реаль­ной таин­ствен­ной жизни в Церкви. Часть людей по послу­ша­нию усва­и­вают внеш­нюю сто­рону пове­де­ния в церкви, и на какое-то время в таком состо­я­нии нахо­дятся. Через неко­то­рое время это пере­стает их удо­вле­тво­рять, и они ухо­дят из храма. Дру­гая часть ухо­дит сразу после несколь­ких пер­вых попы­ток что-то понять.

Перед актив­ной частью при­хода должна сто­ять задача воцер­ко­в­ле­ния своих неак­тив­ных при­хо­жан, а также и тех, «кто жаж­дет веры, но о ней не про­сит». Именно эту задачу  при­звана решать кате­хи­за­ция при храме. Какой же в таком слу­чае она должна быть?

Она должна содер­жать три основ­ных этапа. Дадим прин­ци­пи­аль­ное опи­са­ние каж­дого этапа и отме­тим его осо­бен­но­сти. Формы же могут быть сво­бод­ными, такими, какими их избе­рет каж­дый дела­тель на ниве катехизации.

Итак, на пер­вом этапе должна быть собрана группа. Каза­лось бы, что этот этап можно и опу­стить, не уде­лять ему осо­бого вни­ма­ния. Ведь часто доста­точно пове­сить объ­яв­ле­ние,  а так же орга­ни­зо­вать «при­ну­ди­тель­ную»  кате­хи­за­цию людей, жела­ю­щих при­нять кре­ще­ние. Но, исходя из выше опре­де­лен­ной задачи кате­хи­за­ции, этого не достаточно.

На этом этапе все, кто решил посвя­тить себя такому слу­же­нию, должны заняться пря­мой мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью среди своих нево­цер­ко­в­лен­ных при­хо­жан. Формы здесь могут быть раз­лич­ными. Напри­мер, выход с кни­гами. Это можно делать во время освя­ще­ния кули­чей в Вели­кую суб­боту, или в то время, когда раз­дают Бого­яв­лен­скую воду. В дру­гие празд­нич­ные дни можно про­сто выно­сить стол с кни­гами  за пре­делы хра­мо­вой ограды. Книги должны быть тема­ти­че­ски подо­браны, рас­счи­таны именно на нево­цер­ко­в­лен­ного чело­века. Целью такого выхода должна  стать не столько про­дажа, сколько именно «улав­ли­ва­ние» тех, кому нужна цер­ковь, как дом Божий. Про­да­вая книги, при­хо­дится раз­го­ва­ри­вать с людьми, отве­чать на какие-то вопросы. Тут и можно при­гла­сить их в храм в опре­де­лен­ный день для того, чтобы обсу­дить важ­ные для них про­блемы более подробно.

Дру­гой фор­мой мис­си­о­нер­ства может быть орга­ни­за­ция лек­ций, бесед, кон­цер­тов в близ­ле­жа­щих шко­лах, учи­ли­щах и на пред­при­я­тиях. После таких встреч можно также при­гла­шать жела­ю­щих в храм для изу­че­ния основ Пра­во­слав­ной веры.

Надо отме­тить сле­ду­ю­щие моменты пер­вого этапа. Опыт таких выхо­дов пока­зы­вает, что люди готовы обсуж­дать на улице важ­ные для себя про­блемы, но не могут про­сто прийти в храм и почи­тать книги, в кото­рых есть ответы почти на все их вопросы. Почему так про­ис­хо­дит? Выяс­ня­ется очень важ­ный момент: для того, чтобы в чело­веке встре­пе­ну­лось его духов­ное начало,  он ощу­тил бы духов­ную жажду, необ­хо­димо бла­го­ве­стие, бла­гая весть, пере­дан­ная от сердца к сердцу, из уст в уста… Сопри­кос­но­ве­ние с чьим-то живым опы­том, с реаль­но­стью жизни в Церкви.

Дру­гим важ­ным момен­том явля­ется то, что чело­век, у кото­рого духов­ные потреб­но­сти просну­лись в резуль­тате жиз­нен­ных кол­ли­зий, не имеет воз­мож­но­сти пого­во­рить с кем-то в храме или при храме. (Если он не имеет чело­века, кто мог бы его хоть как-то «втис­нуть» в рамки нала­жен­ной цер­ков­ной жизни при­хода.) Все это гово­рит о том, что пер­вый этап дол­жен быть мис­си­о­нер­ским. Здесь тре­бу­ется от кате­хи­за­тора уме­ние «выхо­дить на встречу людям», уме­ние сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте и «давать отчет в своем уповании».

При этом совер­шенно необ­хо­димо пони­мать, какого рода Бла­гую Весть дол­жен нести кате­хи­за­тор совре­мен­ному чело­веку. Конечно же это весть о Хри­сте, о том, что при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное и Спа­се­нии, — но все эти слова, орга­нич­ные и понят­ные для цер­ков­ного чело­века, будут почти совсем непо­нятны внеш­нему слу­ша­телю… Тогда надо вспо­ми­нать о том, что в Еван­ге­лии есть много сино­ни­мов этим поня­тиям. Напри­мер,  Бог есть Любовь, а Хри­стос гово­рит о себе, что Он есть Путь, Истина и Жизнь… Цар­ство Небес­ное внутрь нас есть… Все это мис­си­о­нер дол­жен про­пу­стить через свой соб­ствен­ный духов­ный опыт, чтобы иметь воз­мож­ность гово­рить о веч­ных Еван­гель­ских исти­нах сло­вами, близ­кими и глу­боко понят­ными  дале­ким от Церкви слушателям.

Итак, что же про­ис­хо­дило далее? Обычно мы при­хо­дили в храм к назна­чен­ному сроку и ждали. Через одну – две недели наби­рался народ – чело­век 6–7. Эти люди потом ходили на встречи более или менее посто­янно. Были и такие, кто при­шел, слу­чайно узнав в храме о суще­ство­ва­нии таких встреч. Мы сидели в храме за сто­лом (это был боко­вой при­дел, еще не вос­ста­нов­лен­ный) и сна­чала про­сто обсуж­дали в самом общем виде насущ­ные вопросы раз­ного харак­тера. Это и общая струк­тура Биб­лии, и отли­чие Пра­во­сла­вия от дру­гих кон­фес­сий, и соот­но­ше­ние Хри­сти­ан­ства с нехри­сти­ан­скими рели­ги­ями и сек­тами, и вопросы хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия. Этому были посвя­щены несколько пер­вых встреч.

В каче­стве основ­ных момен­тов здесь можно отме­тить следующее.

Обя­за­тельно надо отли­чать пас­тыр­ские вопросы от кате­хи­за­тор­ских и поне­многу при­учать людей к созна­нию необ­хо­ди­мо­сти цер­ков­ного обще­ния, в том числе и обще­ния со свя­щен­ни­ком (чего надо ска­зать неко­то­рые люди боятся и не при­ем­лют на пер­вых порах).

На вопросы должны даваться доста­точно про­стые ответы, никак не затра­ги­ва­ю­щие дог­ма­ти­че­ских фор­му­ли­ро­вок, поскольку дог­ма­ти­че­ское уче­ние Церкви, кото­рое сфор­му­ли­ро­вано в Сим­воле веры, изу­ча­ется на послед­нем этапе кате­хи­за­ции, когда слу­ша­тели уже доста­точно глу­боко зна­комы с Еван­ге­лием. Если вопрос все-таки тре­бует углуб­ле­ния в дог­ма­тику, то его лучше не обсуж­дать вовсе, пред­ло­жив оста­вить его на после­ду­ю­щие встречи. Этот момент настолько же прин­ци­пи­а­лен, насколько прин­ци­пи­ально нельзя рас­ска­зы­вать малень­кому ребенку все подроб­но­сти про­дол­же­ния чело­ве­че­ского рода. Обычно начи­на­ю­щие свое воцер­ко­в­ле­ние люди не столь начи­таны в вопро­сах кано­ни­че­ских и дог­ма­ти­че­ских.  Поэтому важно понять, что стоит за упор­ством в выяс­не­нии того или иного кано­ни­че­ского или дог­ма­ти­че­ского вопроса, пере­ве­сти этот вопрос в нрав­ствен­ную или исто­ри­че­скую плоскость.

При­веду при­мер. Девушки часто остро пере­жи­вают необ­хо­ди­мость быть в церкви в юбке и платке. Чаще всего за этим стоит неосо­знан­ное сопро­тив­ле­ние наси­лию, кото­рому они, по их мне­нию, под­верг­нутся в Церкви. Их душа, кото­рая по при­роде хри­сти­анка, ощу­щает, что ей даро­вана Богом абсо­лют­ная сво­бода, на кото­рую никто не вправе пося­гать. Конечно, их надо именно в этом утвер­ждать, в том, что они оста­нутся сво­бод­ными в своем выборе, так как этот выбор им даро­вал Гос­подь. Только надо разо­браться подроб­нее, между чем и чем надо выби­рать. Обычно вслед за этим и воз­ни­кает жела­ние разо­браться. Опыт пока­зы­вает, что если на пер­вом этапе оста­вить за девуш­кой пол­ную сво­боду выбора, то на после­ду­ю­щих она этот выбор сде­лает в пользу цер­ков­ной тра­ди­ции. Вообще на этапе пер­во­на­чаль­ного вхож­де­ния чело­века в Цер­ковь основ­ной должна быть про­по­ведь сво­боды в Боге, какой бы опас­ной она не каза­лась. Без пол­ного ощу­ще­ния сво­бод­ного и созна­тель­ного выбора хри­сти­а­нин не состоится.

Хочется отме­тить также, что такие встречи должны обя­за­тельно про­во­диться если не в церкви, то в цер­ков­ной ограде, поскольку мно­гие люди насто­ро­женно отно­сятся к раз­ного рода нетра­ди­ци­он­ным цер­ков­ным фор­мам обще­ния, а кто-то про­сто боится «уго­дить к бап­ти­стам». Как раз здесь и можно раз­да­вать лите­ра­туру по обсуж­да­ю­щимся темам, при­чем жела­тельно “из рук в руки, глаза в глаза”.

Поскольку при раз­го­воре на общие темы неиз­бежно при­хо­дится ссы­латься на Еван­ге­лие, есте­ствен­ным про­дол­же­нием ста­но­вится сов­мест­ное чте­ние Еван­ге­лия. Это пло­до­твор­ная почва для раз­го­вора на мно­гие темы, и, конечно, изъ­яс­не­ние самих еван­гель­ских тек­стов. Слава Богу, сей­час издано много раз­лич­ных тол­ко­ва­ний. Читать можно сов­местно, неболь­шими отрыв­ками, или дого­ва­ри­ваться про­чи­ты­вать дома опре­де­лен­ные главы или притчи. Мы начи­нали с Еван­ге­лия от Марка, как самого корот­кого; думаю, можно читать и от Луки, и от Мат­фея, а можно и в впе­ре­мешку. Важ­ной явля­ется воз­мож­ность сов­мест­ного обсуж­де­ния инте­ре­су­ю­щих вопро­сов. Надо ска­зать, что такие чте­ния могут, на мой взгляд, про­дол­жаться довольно долго, ведь  на опре­де­лен­ном этапе это явля­ется фор­мой духов­ной жизни такой группы людей. Именно поэтому здесь есть воз­мож­ность поне­многу рас­ска­зы­вать о сути вечер­них и утрен­них Бого­слу­же­ний и посте­пенно начи­нать посе­щать их. Что каса­ется таин­ствен­ной жизни  людей, при­хо­дя­щих на кате­хи­за­ци­он­ные встречи, то обычно лишь немно­гие из них имеют опыт испо­веди и при­ча­стия. Если они вос­ста­нав­ли­вают посте­пенно свою жизнь в церкви – это уже резуль­тат. Осталь­ные же, те, кто даже не кре­щен, посте­пенно про­ни­ка­ются созна­нием ответ­ствен­но­сти за выбран­ный путь.

Форма бесед по тек­сту Еван­ге­лия пред­по­ла­гает неко­то­рый опыт само­ума­ле­ния кате­хи­за­тора. И прежде всего пред Самим Хри­стом, кото­рый посреди нас по слову Его. (Матф.18:20) Важно на этом этапе не столько рас­ска­зать все, что зна­ешь, сколько дать воз­мож­ность выска­заться самим катеху­ме­нам, упо­вая на то, что именно Сам Гос­подь настав­ляет собрав­шихся Духом Своим Свя­тым. (Иоан.15:26, 16:13). Здесь надо лишь сле­дить, чтобы такую воз­мож­ность имел каж­дый жела­ю­щий. Кате­хи­за­тор же дол­жен завер­шить обсуж­де­ние, выде­лив основ­ные моменты из ска­зан­ного и доба­вив мне­ние церкви. На этом этапе кате­хи­за­тору лучше как можно меньше выска­зы­вать своих соб­ствен­ных сооб­ра­же­ний и бого­слов­ских мне­ний, хотя они могут быть и обос­но­ваны. Меньше должно быть и раз­но­мыс­лия. Необ­хо­димо пом­нить о духов­ном молоке, о кото­ром гово­рил ап. Павел. Но не сле­дует об этом гово­рить слу­ша­те­лям, т.к. среди них часто попа­да­ются интел­лек­ту­алы, кото­рые на пер­вом этапе не могут при­знать себя мла­ден­цами во Христе.

Закан­чи­вать такие встречи есте­ственно изло­же­нием основ­ных тем кате­хи­зиса в соот­вет­ствии с Сим­во­лом Веры. Но в прин­ципе при нали­чии вре­мени и жела­ния такие встречи могут и про­дол­жаться, поскольку между людьми посте­пенно завя­зы­ва­ются нефор­маль­ные связи, кото­рые затем помо­гают про­жить в наше труд­ное время в этом мире. (Обычно между жен­щи­нами нала­жи­ва­ется обмен дет­скими вещами, кто-то уво­зит в палом­ни­че­ские поездки записки, обме­ни­ва­ются кни­гами и т.п.)  Часто люди из таких групп ста­но­вятся актив­ными чле­нами при­хода. Можно про­дол­жать сов­мест­ное чте­ние Еван­ге­лий и посла­ний. Мне кажется, такие кате­хи­за­ци­он­ные встречи должны про­ис­хо­дить при храме посто­янно. Резуль­тат – посте­пен­ное воцер­ко­в­ле­ние при­шед­ших на них людей.

Исходя из всего выше ска­зан­ного, выри­со­вы­ва­ется сле­ду­ю­щий план.

  1. Пер­вые встречи 1–4: ответы на вопросы общего харак­тера с при­вяз­кой к тек­стам Евангелий.
  2. Чте­ние Еван­ге­лия от Марка (напри­мер), обсуж­де­ния, тол­ко­ва­ния (по извест­ным толкованиям).
  3. Обсуж­де­ние бого­слу­же­ний вечерни и утрени, посе­ще­ния их.
  4. Основ­ные кате­хи­зи­че­ские темы в соот­вет­ствии с Сим­во­лом Веры.
  5. Обсуж­де­ние литур­ги­че­ского бого­слу­же­ния, таинств испо­веди, при­ча­стия. Посе­ще­ния гото­вя­щи­мися ко кре­ще­нию литур­гии оглашаемых.
  6. Таин­ство крещения.

Еще несколько сооб­ра­же­ний о кате­хи­за­то­рах, кате­хи­за­ции и кате­хи­за­тор­ском труде.

Для того, чтобы вся подоб­ная дея­тель­ность увен­ча­лась успе­хом, т.е. чтобы люди, при­шед­шие со смут­ными ощу­ще­ни­ями “суще­ство­ва­ния чего-то более важ­ного и высо­кого” стали людьми по-насто­я­щему цер­ков­ными, кате­хи­за­тору совер­шенно необ­хо­димо пони­мать следующее.

При­хо­дя­щие люди раз­ли­ча­ются по духов­ному воз­расту, духов­ным потреб­но­стям и духов­ным спо­соб­но­стям. К тому же, они все заве­домо сильно отли­ча­ются по всем этим пара­мет­рам от люда цер­ков­ного и обычно не отдают себе в этом отчета. Поэтому очень важно при отве­тах на все вопросы пони­мать раз­ницу между духов­ным моло­ком и твер­дой пищей, т.е. учи­ты­вать, что до вре­мени мно­гое из тре­бо­ва­ний как еван­гель­ских, так и цер­ковно-кано­ни­че­ских чело­век не может вме­стить (как было и с апо­сто­лами, напри­мер в отно­ше­нии вопро­сов брака, см. Матф. 19:10). Мне кажется, что кате­хи­за­тор не дол­жен воз­ла­гать на своих под­опеч­ных «бре­мена неудо­бо­но­си­мые», чтобы тем самым не про­во­ци­ро­вать только внеш­него под­ра­жа­тель­ного пове­де­ния. Где Дух Гос­по­день – там сво­бода, и только сво­бодно и осмыс­ленно чело­век дол­жен сде­лать свой выбор в пользу Бога и Его Церкви, тогда потом он не будет роп­тать на  “бес­смыс­лен­ные и непо­силь­ные тре­бо­ва­ния”. Жить и дей­ство­вать по дове­рию и по послу­ша­нию чело­веку потом еще все равно при­дется. По-насто­я­щему само­сто­я­тель­ные духов­ные поступки мы науча­емся совер­шать очень нескоро. Но на этапе кате­хи­за­ции торо­пить и при­нуж­дать испол­нять непо­нят­ное, по-моему, нельзя. То же самое можно ска­зать и в отно­ше­нии глу­бины рас­смот­ре­ния дог­ма­ти­че­ских вопросов.

Очень важно отме­тить, что кате­хи­за­ция – это общее дело всех, кто на ней при­сут­ствует, и это озна­чает сле­ду­ю­щее: если кате­хи­за­тор и явля­ется лиде­ром в такой группе (говоря пси­хо­ло­ги­че­ским язы­ком), то лиде­ром нефор­маль­ным. С одной сто­роны, он – пред­ста­ви­тель Церкви для своих под­опеч­ных, но он и один из них, иду­щих, –  пусть и про­хо­дит он этот путь не в пер­вый раз.

На мой взгляд, харизма кате­хи­за­тора заклю­ча­ется в уме­нии и жела­нии  снова и снова искать и нахо­дить вме­сте со сво­ими под­опеч­ными Путь, Истину и Жизнь. Кате­хи­за­тор не может быть авто­ри­тар­ным, и дол­жен уметь (без ущерба для своей веры) вновь и вновь зада­ваться вопро­сами о вере, вме­сте с под­опеч­ными отыс­ки­вая вер­ные ответы на веч­ные вопросы.  Если срав­ни­вать с госу­дар­ствен­ной систе­мой обра­зо­ва­ния, то кате­хи­за­тор – это вос­пи­та­тель дет­ского сада. Не у всех есть жела­ние и спо­соб­но­сти возиться именно с малы­шами, ведь есть и учи­теля школ, и пре­по­да­ва­тели ВУЗов, а есть и про­сто уче­ные, пре­красно справ­ля­ю­щи­еся с инди­ви­ду­аль­ной науч­ной дея­тель­но­стью. Кате­хи­за­тор же – это при­зва­ние рабо­тать именно с духов­ными мла­ден­цами, и важно пом­нить о спе­ци­фике этого призвания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки