Трудности катехизации перед крещением — священник Филипп Парфенов

Трудности катехизации перед крещением — священник Филипп Парфенов


«Кре­ститься или нет?» — задают часто вопрос бли­жай­шие род­ствен­ники не опре­де­лив­шихся в вере людей, сочув­ству­ю­щие пра­во­слав­ной вере и Церкви и сами по жизни кре­ще­ные, хотя и чаще всего нево­цер­ко­в­лен­ные. И полу­чают очень часто ответ: «да, и поско­рее», «жизнь или смерть», «Божия бла­го­дать схо­дит» и мно­гое дру­гое в этом же духе.

Трудности катехизации перед крещением

«Крещеная вера» в России в современном варианте

«Кре­ститься или нет?» — задают часто вопрос бли­жай­шие род­ствен­ники не опре­де­лив­шихся в вере людей, сочув­ству­ю­щие пра­во­слав­ной вере и Церкви и сами по жизни кре­ще­ные, хотя и чаще всего нево­цер­ко­в­лен­ные. И полу­чают очень часто ответ: «да, и поско­рее», «жизнь или смерть», «Божия бла­го­дать схо­дит» и мно­гое дру­гое в этом же духе. Или же сами бывают непре­менно убеж­дены в этом, под­тал­ки­вая своих род­ных ко крещению.

Однако при­чем здесь “жизнь или смерть”, если сам неопре­де­лив­шийся чело­век может быть теп­лохла­ден и без­раз­ли­чен ко Хри­сту и Еван­ге­лию? После кре­ще­ния такие люди часто не воцер­ков­ля­ются и не веруют по-преж­нему в боль­шин­стве слу­чаев; их жизнь и ее цен­но­сти не меня­ются. Их пре­об­ра­же­ние не про­ис­хо­дит, поскольку Гос­подь смот­рит не на внеш­нее про­из­ве­ден­ное свя­щен­но­дей­ствие, а на суть, на сердце чело­века… И если сердце его далеко от Гос­пода, то ника­кое кре­ще­ние не помо­гает. Не маги же свя­щен­ники, в конце кон­цов. Тем не менее, у нас в народе давно уже зача­стую самому кре­ще­нию при­да­ется какой-то осо­бый само­до­ста­точ­ный смысл, неза­ви­симо от лич­ной веры и образа жизни чело­века, тогда как в древ­но­сти люди про­хо­дили про­сто началь­ные обряды ини­ци­а­ции, ста­но­вясь огла­шен­ными, и в таком состо­я­нии могли нахо­диться по нескольку лет, прежде чем стать пол­но­цен­ными хри­сти­а­нами, чле­нами Церкви. И за огла­шен­ных Цер­ковь моли­лась. А у нас сей­час боль­шин­ство при­хо­жан хра­мов как раз нахо­дятся в состо­я­нии огла­шен­ных, а уж о номи­нально кре­ще­ных и гово­рить нечего. И все это настолько глу­боко уко­ре­ни­лось в народ­ном созна­нии, что боль­шин­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей сознают всю неле­пость нынеш­ней прак­тики, но никто не реша­ется кар­ди­нально ничего менять, дабы не трав­ми­ро­вать, не оттолк­нуть и не огор­чить наста­и­ва­ю­щих на кре­ще­нии при пол­ной к нему него­тов­но­сти. Полу­ча­ется прямо по сло­вам одного из героев Лес­кова: “кре­ще­ная вера”… Дай Бог, если хоть на одну под­го­то­ви­тель­ную беседу при­шли бы до кре­ще­ния! Хотя опыт пока­зы­вает, что одной-двух часо­вых бесед перед кре­ще­нием бывает совер­шенно недостаточно.

Квин­тес­сен­цией такого очень рас­про­стра­нен­ного под­хода, как в народе в целом, так и в нашей Церкви среди вполне уве­ро­вав­ших и прак­ти­ку­ю­щих при­хо­жан и даже свя­щен­ни­ков явился сле­ду­ю­щий ответ пра­во­слав­ной хри­сти­анки на вопрос одной нево­цер­ко­в­лен­ной моло­дой жен­щины, сле­дует ли кре­ститься ее сестре, если ей все равно, она не верует во Хри­ста, но ее мама желает, чтобы та стала крещеной:

«За всех кре­щен­ных цер­ковь молится. Каж­дый раз, когда в церкви про­воз­гла­шают “и всех пра­во­слав­ных хри­стиан” на Ваш “небес­ный счет” тоже гро­шик пере­во­дится, а на счет Вашей сестры ничего. И если Ваша мама раз в год в цер­ковь запи­сочку подает о поми­но­ве­нии, то Вас обя­за­тельно запи­шет, а сестру Вашу не смо­жет». Не понятно, правда, чем такой взгляд отли­ча­ется от сред­не­ве­ково-като­ли­че­ского в отно­ше­нии индуль­ген­ций… Да, мно­гим род­ным ТАК ЛЕГЧЕ, легче думать, что можно записку подать за род­ного и близ­кого, он кре­ще­ный, — неважно, что вне Церкви и не верует… Пере­фра­зи­руя извест­ную строку поэта Н.А. Некра­сова, согласно этому пред­став­ле­нию полу­ча­ется: «хри­сти­а­ни­ном можешь ты не быть, но кре­ще­ным быть обя­зан». Но это не соот­вет­ствует той серьез­но­сти и высоте таин­ства, кото­рому Цер­ковь в древ­но­сти ему при­да­вала и в прин­ципе должна ему все­гда придавать.

Впро­чем, бывает и гораздо более серьез­ный ответ, как, напри­мер, такой, выте­ка­ю­щий из опре­де­лен­ных впе­чат­ле­ний, полу­чен­ных в жиз­нен­ном опыте:

В жизни окру­жа­ю­щих меня людей мно­го­кратно было так, что после “слу­чай­ного” и совер­шенно неосмыс­лен­ного кре­ще­ния Бог при­во­дил их в цер­ковь, а один стал свя­щен­ни­ком, правда это совсем осо­бен­ный слу­чай. Это я о взрослых.

И здесь трудно что-либо воз­ра­жать, тем более что при­зы­ва­ю­щая Божия бла­го­дать дей­ствует везде и в то же время совер­шенно осо­бым обра­зом для каж­дого чело­века. Правда, если она вдох­но­вила чело­века и подвигла к вере много вре­мени спу­стя после фор­мально состо­яв­ше­гося кре­ще­ния, это вовсе не озна­чает, что само ее дей­ствие было след­ствием когда-то про­ве­ден­ного свя­щен­но­дей­ствия. «Дух дышит, где хочет, и голос его слы­шишь, а не зна­ешь, откуда при­хо­дит и куда ухо­дит» (Ин. 3, 8). Не может быть в дан­ном слу­чае одно­знач­ного ответа и, тем более, истол­ко­ва­ния в виде при­чинно-след­ствен­ной связи, поэтому лучше всего при­дер­жи­ваться Писа­ния и пре­да­ния о кре­ще­нии, кото­рому сле­до­вала древ­няя Цер­ковь. И здесь также уместно заду­маться о сло­вах апо­стола Павла об иудей­ском обре­за­нии, кото­рое яви­лось про­об­ра­зом свя­того Крещения:

«Обре­за­ние полезно, если испол­ня­ешь закон; а если ты пре­ступ­ник закона, то обре­за­ние твое стало необ­ре­за­нием. Итак, если необ­ре­зан­ный соблю­дает поста­нов­ле­ния закона, то его необ­ре­за­ние не вме­нится ли ему в обре­за­ние? И необ­ре­зан­ный по при­роде, испол­ня­ю­щий закон, не осу­дит ли тебя, пре­ступ­ника закона при Писа­нии и обре­за­нии? Ибо не тот Иудей, кто таков по наруж­но­сти, и не то обре­за­ние, кото­рое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внут­ренно таков, и то обре­за­ние, кото­рое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2, 25–29). Если заме­нить слово “обре­за­ние” на “кре­ще­ние”, а “закон” на “веру во Хри­ста и Еван­ге­лие”, не полу­чится ли то же самое? “Те, кто во Хри­ста кре­стился, во Хри­ста ОБЛЕКЛИСЬ”. А думать, что само по себе кре­ще­ние, неза­ви­симо от веры, спа­си­тельно — это заблуж­де­ние. Спа­сает вера, при­но­ся­щая плоды, пер­вый из кото­рых — ПОКАЯНИЕ. “Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное”. «Мы, слу­жи­тели Хри­стовы, каж­дого при­ем­лем, и состоя в зва­нии как бы при­врат­ни­ков, остав­ляем дверь неза­тво­рен­ною; итак, можно тебе взойти и с душою осквер­нен­ною гре­хами, и с наме­ре­нием нечи­стым. Взо­шел ты, удо­стоен, имя твое запи­сано. Видишь ли cиe важ­ное цер­ков­ное чино­по­ло­же­ние? Созер­ца­ешь ли поря­док и бла­го­чи­ние? Чте­ние писа­ний? При­сут­ствие Свя­щен­но­слу­жи­те­лей и непре­рыв­ность поуче­ний? Воз­бла­го­го­вей пред местом сим и научись из созер­ца­е­мого. Выйди сего­дня бла­го­вре­менно, и взойди зав­тра бла­го­вре­мен­нейше. Если душа твоя обле­чена в одежду среб­ро­лю­бия, то взойди одев­шись иначе: скинь одежду преж­нюю, не закры­вай; скинь одежду любо­стра­стия и нечи­стоты, и обле­кися в свет­лую одежду цело­муд­рия. Я воз­ве­щаю тебе прежде, нежели при­и­дет Жених душ Иисус, и уви­дит одежды. Много тебе на это вре­мени… Много спо­соб­ного вре­мени — и раз­деться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты оста­нешься в злом про­из­во­ле­нии своем; то и про­по­ве­ду­ю­щий тебе не вино­ват будет, а ты не надейся полу­чить бла­го­дать. Вода тебя при­мет, но дух не при­мет. Кто видит на себе рану, тот да при­ло­жить пла­стырь; кто пал, да вос­ста­нет, Никто из вас да не будет Симо­ном, да не будет в вас ни лице­ме­рия, ни любо­пыт­ства о сем деле» (свят. Кирилл Иеру­са­лим­ский, «Поуче­ние пре­до­гла­си­тель­ное»). С свят. Кирил­лом еди­но­мыс­лен и преп. Иоанн Дамас­кин: «Не должно откла­ды­вать кре­ще­ния, когда вера при­сту­па­ю­щих к нему засви­де­тель­ство­вана делами. Ибо тот, кто с лукав­ством при­сту­пает ко кре­ще­нию, ско­рее будет осуж­ден, нежели полу­чит пользу»(1). Авраам был некре­ще­ный, однако спасся, будучи “отцом всех веру­ю­щих”. Не все некре­ще­ные погиб­нут, как и не все кре­ще­ные спа­сутся. А кому дано больше, с того больше спрос. Но аргу­менты от Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния, как пра­вило, не дей­ствуют на мно­гих наших сооте­че­ствен­ни­ков, рас­смат­ри­ва­ю­щих кре­ще­ние как неотъ­ем­ле­мую часть их быта при рож­де­нии детей (неважно, будут ли они вос­пи­ты­ваться в вере и есть ли, кому вос­пи­ты­вать) или все­рьез дума­ю­щих, что некре­ще­ным пере­сту­пать порог храма возбраняется.

И вот здесь-то выс­шему и сред­нему духо­вен­ству нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сле­до­вало бы поду­мать, как пере­ло­мить этот мно­го­ве­ко­вой сло­жив­шийся в народе взгляд на кре­ще­ние, поскольку опыт кате­хи­за­ции в доре­во­лю­ци­он­ные вре­мена среди наших пред­ков в Рос­сии прак­ти­че­ски отсут­ство­вал, ибо рас­про­стра­нялся пре­иму­ще­ственно на ино­вер­цев. Созда­ется неустра­ни­мый в нашей жизни пара­докс: за кре­ще­ных у нас при­ни­мают записки вплоть до поми­но­ве­ния на про­ско­ми­дии, пусть даже если это были бы неве­ру­ю­щие; их отпе­вают, по ним слу­жат пани­хиды, а за некре­ще­ных или веру­ю­щих ино­слав­ных, кото­рые могут быть по состо­я­нию души гораздо ближе и ко Хри­сту, и к нашей же Церкви, чем мно­гие номи­наль­ные пра­во­слав­ные, молитва отсут­ствует (кроме весьма общей фразы на Вели­кой екте­нье «о соеди­не­нии всех»). И это одна из черт нашей совре­мен­ной цер­ков­но­при­ход­ской жизни, лишь спо­соб­ству­ю­щей кон­сер­ва­ции уко­ре­нив­ше­гося непра­виль­ного взгляда на кре­ще­ние. Люди хотят, и , кстати, инту­и­тивно вполне спра­вед­ливо, цер­ков­ного поми­но­ве­ния своих неве­ру­ю­щих род­ствен­ни­ков, им нужна «зацепка», кото­рой вроде бы нет, и тогда они под­тал­ки­вают своих неве­ру­ю­щих род­ных ко крещению!

Но есть и еще более серьез­ная бого­слов­ская про­блема. В созна­нии мно­гих вполне цер­ков­ных людей уко­ре­ни­лось пред­став­ле­ние о том, что некре­ще­ный вообще и мла­де­нец в част­но­сти одно­значно не спа­сется. Этот взгляд про­ис­хо­дит от кон­цеп­ции насле­до­ва­ния вины пер­во­род­ного греха, рас­про­стра­нив­шейся на Западе со вре­мен поле­мики блаж. Авгу­стина с Пела­гием и про­ник­шей в позд­ней­шие вре­мена в пра­во­слав­ное дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. По сви­де­тель­ству совре­мен­ного иссле­до­ва­теля исто­рии кате­хи­за­ции в древ­ней Церкви, диа­кона Павла Гав­ри­люка, «К сере­дине V в. хри­сти­ане раз­ных тол­ков стали состав­лять боль­шин­ство среди насе­ле­ния круп­ных горо­дов Рим­ской импе­рии… Посте­пенно обы­чай кре­стить мла­ден­цев и малень­ких детей стал все более и более рас­про­стра­нен­ным. Цер­ковь вся­че­ски поощ­ряла его… В Запад­ной церкви уче­ние о пер­во­род­ном грехе было допол­ни­тель­ным сти­му­лом к ско­рей­шему кре­ще­нию детей. Согласно этому уче­нию, мла­денцы, умер­шие некре­ще­ными, при­над­ле­жат к части отвер­жен­ного Богом чело­ве­че­ства (massa damnata) и осуж­дены на веч­ные муки, так как на них лежит несмы­тая вина Ада­мова греха» (2).

Однако гре­че­ским отцам не было свой­ственно пред­став­ле­ние о насле­до­ва­нии вины Адама, хотя един­ство всего чело­ве­че­ского рода нико­гда не отри­ца­лось. Как пишет прот. Иоанн Мей­ен­дорф, «Док­трина Павла о двух Ада­мах («Как в Адаме все уми­рают, так во Хри­сте все ожи­вут» (1 Кор. 15, 22), а также пла­то­ни­че­ская кон­цеп­ция иде­аль­ного чело­века, навели Гри­го­рия Нис­ского на мысль, что стих Быт. 1, 27 – «И сотво­рил Бог чело­века по образу Сво­ему» — гово­рит о сотво­ре­нии чело­ве­че­ского рода в целом. Поэтому понятно, что грех Адама также дол­жен иметь отно­ше­ние ко всем людям, точно так же, как спа­се­ние, при­не­сен­ное Хри­стом всему чело­ве­че­ству, есть спа­се­ние для всего чело­ве­че­ства; но и пер­во­род­ный грех, как и спа­се­ние, не могут быть осу­ществ­лены в отдель­ной жизни какого-то одного чело­века без уча­стия его лич­ной и сво­бод­ной ответственности.

Биб­лей­ский текст, сыг­рав­ший реша­ю­щую роль в споре Авгу­стина с пела­ги­а­нами, содер­жится в Посла­нии к Рим­ля­нам 5:12. Павел, говоря об Адаме, пишет: «…как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и гре­хом смерть, так и смерть пере­шла на всех чело­ве­ков, потому что все согре­шили (eph ho pantes hemarton)». В этом месте и содер­жится глав­ное затруд­не­ние для пере­вода. Послед­ние четыре гре­че­ских слова были пере­ве­дены на латынь выра­же­нием in quo omnes peccaverunt – «в ком (то есть в Адаме) все люди согре­шили», и этот пере­вод слу­жил на Западе оправ­да­нию док­трины о вине, уна­сле­до­ван­ной от Адама и рас­про­стра­нив­шейся на всех его потом­ков. Но такой смысл нельзя было извлечь из ори­ги­наль­ного гре­че­ского тек­ста – визан­тийцы же, разу­ме­ется, читали гре­че­ский ори­ги­нал. Обо­рот eph ho – сокра­ще­ние от epi в соеди­не­нии с отно­си­тель­ным место­име­нием ho – можно пере­ве­сти как «потому что», и именно такое зна­че­ние при­ни­ма­ется боль­шин­ством совре­мен­ных уче­ных, неза­ви­симо от их кон­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­сти. Такой пере­вод поз­во­ляет понять мысль Павла так: смерть, кото­рая была «воз­мез­дием за грех» (Рим. 6, 23) для Адама, еще и нака­за­ние, при­ме­ня­е­мое к тем, кто, как и Адам, гре­шит. Сле­до­ва­тельно, пре­гре­ше­нию Адама при­да­ется кос­ми­че­ское зна­че­ние, но не утвер­жда­ется, что потом­ство Адама «виновно», как был вино­вен Адам, разве что и потомки тоже гре­шат, как он гре­шил… Eph ho, ели этот обо­рот озна­чает «потому что», явля­ется место­име­нием сред­него рода; но он может пони­маться и в муж­ском роде, если его отне­сти к непо­сред­ственно пред­ше­ству­ю­щему суще­стви­тель­ному thanatos («смерть»). Тогда пред­ло­же­ние при­об­ре­тает смысл, почти неве­ро­ят­ный для чита­теля, начи­тан­ного тво­ре­ни­ями Авгу­стина, но именно так пони­мало рас­смат­ри­ва­е­мую фразу – в этом не при­хо­дится сомне­ваться – боль­шин­ство гре­че­ских отцов, а именно: «как грех при­шел в мир через одного чело­века и смерть через грех, так смерть пере­шла на всех чело­ве­ков; и по при­чине смерти, все чело­веки гре­шили…» (3). Отсюда сле­дует, кстати, что мне­ние о том, что в кре­ще­нии смы­ва­ется пер­во­род­ный грех, не имеет под собой серьез­ных осно­ва­ний ни в Писа­нии, ни в восточ­ном свя­то­оте­че­ском пре­да­нии. Если бы это было так, то по кре­ще­нии чело­век ста­но­вился бы бес­смерт­ным физи­че­ски, каким Адам мог быть, если бы не согре­шил. Преп. Иоанн Дамас­кин, жив­ший гораздо позже Авгу­стина, введ­шего само поня­тие пер­во­род­ного греха, ничего не пишет, говоря о кре­ще­нии, в этом ключе, но делает вслед за свят. Гри­го­рием Бого­сло­вом (слово 40, на свя­тое Кре­ще­ние) акцент на соуча­стии в погре­бе­нии с Гос­по­дом во остав­ле­ние гре­хов с тем, чтобы с Ним и воз­ро­диться от тлен­ной жизни для Цар­ства Божия: «Ибо, так как Бог создал нас в неис­тле­ние, — а когда мы пре­сту­пили спа­си­тель­ную запо­ведь, осу­дил на тле­ние смерти, чтобы зло не было бес­смерт­ным, то, сни­зойдя к рабам своим, как бла­го­у­троб­ный, и сде­лав­шись подоб­ным нам, Он своим стра­да­нием изба­вил нас от тле­ния; из свя­того и непо­роч­ного ребра Сво­его извел нам источ­ник отпу­ще­ния: воду для нашего воз­рож­де­ния и омы­тия от греха и тле­ния, кровь же, как питье, даю­щее веч­ную жизнь. И Он дал нам запо­веди — воз­рож­даться водою и Духом при наи­тии на воду Свя­таго Духа через молитву и при­зы­ва­ние. Ибо, так как чело­век — дву­со­ста­вен — из души и тела, то Он дал и дво­я­кое очи­ще­ние, — водою и Духом; — Духом, воз­об­нов­ля­ю­щим в нас образ и подо­бие, водою, очи­ща­ю­щею через бла­го­дать Духа тело от греха и избав­ля­ю­щего от тле­ния; водою, пред­став­ля­ю­щею образ смерти. Духом же, пода­ю­щим залог жизни» (4). Таков же акцент и те же образы при­сут­ствуют в огла­си­тель­ных поуче­ниях свят. Кирилла Иеру­са­лим­ского: «Кто не при­ни­мает кре­ще­ния, тот спа­се­ния не имеет, кроме только муче­ни­ков, кото­рые и без воды полу­чают Цар­ство Небес­ное. Ибо Спа­си­тель, искуп­ляя все­лен­ную Кре­стом и будучи прон­зен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во вре­мена мира кре­сти­лись водой, дру­гие во время гоне­ний кре­сти­лись соб­ствен­ной кро­вью. Да и муче­ни­че­ство Спа­си­тель назвал кре­ще­нием, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и кре­ще­нием, имже Аз кре­ща­юся, кре­сти­тися (Мк. 10, 38)? И муче­ники сознают это, ста­но­вясь зре­ли­щем для мира, и Анге­лов, и чело­ве­ков; и ты со вре­ме­нем позна­ешь, но сей­час еще не время тебе слы­шать это… С гре­хами схо­дишь ты на воду, но бла­го­дат­ное при­зы­ва­ние, запе­чат­лев­шее душу твою, уже не попу­стит быть тебе быть погло­щен­ным страш­ным дра­ко­ном. Сойдя мерт­вым из-за гре­хов, вос­хо­дишь ожи­во­тво­рен­ным через правду. Ибо, если ты сде­лался сооб­раз­ным подо­бию смерти (Рим. 6, 5) Спа­си­теля, то удо­сто­ишься и вос­кре­се­ния. Поскольку Иисус, вос­при­няв на Себя грехи все­лен­ной, умер, чтобы, умерт­вив грех, вос­кре­сить тебя прав­дою, то ты, сойдя на воду и неко­то­рым обра­зом погреб­шись в ней, как Он во гробе камен­ном, вос­ста­ешь снова, чтобы ходить во обнов­ле­нии жизни (Рим. 6, 4) (5).

А вот важ­ное сви­де­тель­ство авто­ри­тет­ного литур­ги­ста о. Мигеля Арранца по поводу кре­ще­ния и огла­ше­ния в Киев­ской Руси:

«Судя по древ­нему Евхо­ло­гию, в сред­не­ве­ко­вом Кон­стан­ти­но­поле детей кре­стили лишь по про­ше­ствии несколь­ких лет после рож­де­ния, с тем чтобы (по совету св. Гри­го­рия Нази­ан­зина (6)) они могли в какой-то мере пони­мать совер­ша­е­мое над ними дей­ство и при­ни­мать актив­ное уча­стие в чинах огла­ше­ния и кре­ще­ния. Так было и на Руси в XI веке.
Детей воцер­ков­ляли на 40‑й день после рож­де­ния — через молитвы, кото­рые сохра­ни­лись до наших дней и кото­рые в Мос­ков­ском Треб­нике (л. 9) пра­вильно печа­та­ются перед кре­ще­нием, а не после него. Кон­стан­ти­но­поль­ские руко­писи не содер­жат тепе­реш­них молитв, чита­е­мых над родив­шею: чин 40-го дня был посвя­щен исклю­чи­тельно мла­ден­цам. Также не суще­ство­вало главы «како мла­денца кре­стити страха ради смерт­ного», ибо этого «страха» не было, так как непо­сред­ственно после воцер­ко­в­ле­ния дети счи­та­лись хри­сти­а­нами (выде­лено мной – свящ. Ф.): по опре­де­ле­нию как Евхо­ло­гия, так и Потреб­ника Пат­ри­арха Фила­рета, они суть «некре­щен­ные хри­сти­ане»; здесь взрос­лые огла­шен­ные срав­ни­ва­ются с мла­ден­цами, нахо­дя­щи­мися в ожи­да­нии кре­ще­ния» (7).

Срок огла­ше­ния перед кре­ще­нием обычно зани­мал около двух меся­цев. Над взрос­лым, пере­сту­пив­шим порог храма с целью при­ня­тия кре­ще­ния, чита­лась молитва, соот­вет­ство­вав­шая молитве, про­из­но­сив­шейся над мла­ден­цем в 40‑й день после рож­де­ния — при совер­ше­нии чина воцер­ко­в­ле­ния, до его кре­ще­ния. «Через эту молитву языч­ник всту­пал в кате­го­рию пер­вого огла­ше­ния: он воцер­ков­лялся» (8). В тече­ние этого пери­ода, про­дол­жав­ше­гося 40 дней, пред­по­ла­га­лась беседа со свя­щен­ни­ком или епи­ско­пом, раз в неделю. По исте­че­нии этого срока про­ис­хо­дило вто­рое огла­ше­ние, состо­яв­шее из чте­ний запре­ти­тель­ных молитв про­тив дья­воль­ских сил (каж­дое из запре­ще­ний про­чи­ты­ва­лось 10 раз, а не одно­кратно, как впо­след­ствии, то есть зани­мало не один день, а 10), отри­ца­ния от сатаны и соче­та­ния Хри­сту. Само таин­ство Кре­ще­ния обычно назна­ча­лось на Бого­яв­ле­ние, Вели­кую Суб­боту или Пас­халь­ную ночь, то есть период под­го­товки к нему при­хо­дился на Вели­кий или Рож­де­ствен­ский посты (послед­ний только начи­нал вхо­дить тогда в цер­ков­ный календарь).

Можно ли поду­мать о том, как частично в совре­мен­ных при­ход­ских усло­виях могла бы быть воз­рож­дена эта неко­гда полез­ная и умест­ная пред­кре­щаль­ная дис­ци­плина? Ведь по-преж­нему на Литур­гии каж­дый раз слы­шится екте­нья «Помо­ли­теся, огла­ше­нии, Гос­по­деви… Вер­нии, об огла­шен­ных помо­лимся, да Гос­подь поми­лует их… Огла­сит их сло­вом истины… Открыет им Еван­ге­лие правды», опу­щен­ная, впро­чем, в насто­я­щее время у гре­ков. Пусть не будет этого исхода огла­шен­ных, как в древ­но­сти, пусть не будет слу­ша­ний с про­дол­же­ни­ями Свя­щен­ного Писа­ния (вели­ко­пост­ные чте­ния пари­мий из книг Бытия и Прит­чей, тем не менее, суть отра­же­ния той самой огла­си­тель­ной дис­ци­плины древ­ней Церкви). Но состав­ле­ние спис­ков жела­ю­щих при­нять кре­ще­ние взрос­лых на каж­дом при­ходе, при­сут­ствие их на бого­слу­же­ниях по край­ней мере по суб­бо­там вече­рами и на вос­крес­ных Литур­гиях в тече­ние 40 дней перед кре­ще­нием и пред­ва­ри­тель­ная испо­ведь огла­ша­е­мых с еже­не­дель­ными бесе­дами со свя­щен­ни­ком или под­го­тов­лен­ным кате­хи­за­то­ром из мирян никак не поме­шали бы и в наше время, что для боль­шин­ства жела­ю­щих при­со­еди­ниться к свя­той Церкви не было бы «бре­ме­нами неудо­бо­но­си­мыми». Для неопре­де­лив­шихся же людей в вере, чьи род­ные непре­менно желают, чтобы Цер­ковь о них воз­но­сила молитвы в том числе и на Литур­гии, можно читать началь­ную молитву из чина Кре­ще­ния с воз­ло­же­нием руки свя­щен­ника на голову при­шед­шего, только пыта­ю­ще­гося сде­лать пер­вый проб­ный шаг и при­бег­нуть ко свя­тому имени Истин­ного Бога: «О имени Твоем, Гос­поди Боже истины и еди­но­род­наго Тво­его Сына и Свя­таго Тво­его Духа воз­ла­гаю руку мою на раба Тво­его Н., спо­добль­ша­гося при­бег­нути ко свя­тому имени Тво­ему и под кро­вом крил Твоих сохра­ни­тися… исполни его еже в Тя веры, надежди и любве, да разу­меет, яко Ты еси един Бог истин­ный, и еди­но­род­ный Твой Сын. Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и Свя­тый Твой Дух. Даждь ему во всех запо­ве­дех Твоих ходити и угод­ная Тебе сохра­нити… Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его сталу насле­дия Тво­его». Так можно было бы избе­жать нако­пив­шейся у нас фор­ма­ли­за­ции и услов­ной сим­во­ли­за­ции в при­ход­ской бого­слу­жеб­ной прак­тике. И о таких некре­ще­ных, но ини­ци­и­ро­ван­ных сомне­ва­ю­щихся можно было бы также молиться в совре­мен­ных при­ход­ских усло­виях как об огла­шен­ных, остав­ляя их в таком состо­я­нии на неопре­де­лен­ный срок. В то время как их более веру­ю­щие близ­кие могли бы за них молиться в Церкви так, как это дела­ется сей­час за мно­гих номи­наль­ных «ано­ним­ных хри­стиан» или «метахри­стиан» (9), кре­ще­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Примечания

(1) Преп. Иоанн Дамас­кин. «Точ­ное изло­же­ние Пра­во­слав­ной Веры», книга 4, гл. 9

(2) Павел Гав­ри­люк. «Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней Церкви»; М., 2001, с. 259–260

(3) Прот. Иоанн Мей­ен­дорф. «Визан­тий­ское бого­сло­вие»; Минск, 2001, с. 207–208

(4) Преп. Иоанн Дамас­кин. «Точ­ное изло­же­ние», книга 4, гл. 9

(5) «Слово огла­си­тель­ное», 3: 7, 9

(6) Автор дает ссылку на «Патро­ло­гию» Миня. Оче­видно, име­ются в виду сле­ду­ю­щие слова свя­ти­теля: «Воз­ра­зят: «Пусть все это спра­вед­ливо будет в рас­суж­де­нии ищу­щих Кре­ще­ния. Но что ска­жешь о тех, кото­рые еще мла­денцы, не чув­ствуют ни вреда, ни бла­го­дати? Кре­стить ли нам и их?” — Непре­менно, если бли­зится опас­ность. Ибо лучше без созна­ния освя­титься, нежели уме­реть неза­пе­чат­лен­ным и несо­вер­шен­ным. Дока­за­тель­ством этому слу­жит вось­ми­днев­ное обре­за­ние, кото­рое в пре­об­ра­зо­ва­тель­ном смысле было неко­то­рой печа­тью и совер­ша­лось над непо­лу­чив­шими еще упо­треб­ле­ния разума, а также пома­за­ние поро­гов, через неоду­шев­лен­ные вещи охра­ня­ю­щее пер­вен­цев. О про­чих же мало­лет­них мое мне­ние такое: дождав­шись трех­ле­тия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слы­шать что-нибудь таин­ствен­ное и отве­чать, хотя не пони­мая совер­шенно, однако же запе­чат­ле­вая в уме, должно освя­щать их души и тела вели­ким таин­ством совер­ше­ния. При­чина же этому сле­ду­ю­щая: хотя дети тогда начи­нают под­ле­жать ответ­ствен­но­сти за жизнь, когда и разум при­дет в зре­лость, и ура­зу­меют они Таин­ство (потому что за грехи неве­де­ния не взыс­ки­ва­ется с них по при­чине воз­раста), однако же огра­диться им Кре­ще­нием без сомне­ния гораздо полез­нее, по при­чине вне­запно встре­ча­ю­щихся с ними и ника­кими спо­со­бами не предот­вра­ща­е­мых опас­но­стей» (Слово 40, на свя­тое Крещение).

(7) М. Арранц, «Чин огла­ше­ния и кре­ще­ния в Древ­ней Руси», «Сим­вол», № 19, 1988.

(8) Там же.

(9) Выра­же­ние «ано­ним­ные хри­сти­ане» при­над­ле­жит о. Сер­гию Желуд­кову (Сбор­ник «Хри­сти­ан­ство и ате­изм», пере­писка с Кро­ни­дом Любар­ским). Тер­мин «метахри­сти­ане» пред­ло­жен в так наз. «Кари­ан­ской типо­ло­гии хри­стиан» для обо­зна­че­ния боль­шин­ства де-факто кре­ще­ных, но нево­цер­ко­в­лен­ных и несве­ду­щих в вопро­сах хри­сти­ан­ской дог­ма­тики хотя бы на уровне Сим­вола Веры, либо име­ю­щих свои соб­ствен­ные убеж­де­ния, отлич­ные от цер­ков­ного веро­уче­ния: «Люди, свя­зы­ва­ю­щие себя с некой хри­сти­ан­ской тра­ди­цией (как пра­вило, с той кон­фес­сией, кото­рая наи­бо­лее известна на дан­ной тер­ри­то­рии). Их доля в сред­ней евро­пей­ской стране состав­ляет около 30%. У каж­дого из них, как пра­вило, свое пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­стве (как уче­нии и миро­воз­зре­нии). Это пред­став­ле­ние осно­вано на раз­роз­нен­ных исто­ри­че­ских и куль­ту­ро­ло­ги­че­ских (в т.ч. фольк­лор­ных) источ­ни­ках (так, мно­гие знают народ­ные при­меты, свя­зан­ные с датами цер­ков­ных празд­ни­ков). Обычно они имеют сла­бое пред­став­ле­ние о цер­ков­ном уче­нии и дог­ма­тах, а также о содер­жа­нии Биб­лии: знают несколько из десяти запо­ве­дей и три-четыре афо­ризма из Нового завета: “Бог есть любовь”, “Не судите, да не судимы будете” и т.п.. Неко­то­рые наобо­рот хорошо зна­комы с биб­лей­скими источ­ни­ками, а также с нехри­сти­ан­ской исто­ри­че­ской, фило­соф­ской и эзо­те­ри­че­ской лите­ра­ту­рой (и пони­мают под хри­сти­ан­ством свои фило­соф­ско-эти­че­ские воз­зре­ния, сфор­ми­ро­ван­ные осмыс­ле­нием такой лите­ра­туры). Соот­вет­ственно, они, как пра­вило, довольно рав­но­душны к ини­ци­а­ти­вам церкви в соци­ально-поли­ти­че­ской сфере».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Кирилл, 06.12.2016

    .…за некре­ще­ных или веру­ю­щих ино­слав­ных, кото­рые могут быть по состо­я­нию души гораздо ближе и ко Хри­сту, и к нашей же Церкви, чем мно­гие номи­наль­ные пра­во­слав­ные, молитва отсут­ствует (кроме весьма общей фразы на Вели­кой екте­нье «о соеди­не­нии всех»).…

    Оши­боч­ное суж­де­ние по поводу фразы на Вели­кой екти­нье “о соеди­не­нии всех”.

    Цитата:
    “Сле­ду­ю­щее про­ше­ние екте­нии: «О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии свя­тых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех…» Вот оно, люби­мое про­ше­ние эку­ме­ни­стов! :)) Одна лишь неза­дача: слово «церкви» в гре­че­ском — жен­ского рода (как и в рус­ском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — муж­ского. Под «всеми» под­ра­зу­ме­ва­ются не церкви, а хри­сти­ане: веру­ю­щих при­гла­шают помо­литься о соеди­не­нии всех пра­во­слав­ных хри­стиан, кото­рые, каж­дые в своем городе, при­над­ле­жат Еди­ной Свя­той Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви. Испра­вить потен­ци­аль­ное непо­ни­ма­ние можно легко, доба­вив одно слово: «…и соеди­не­нии всех нас…»”.
    Источ­ник: «Клас­си­че­ские» ошибки в вос­при­я­тии пра­во­слав­ного богослужения

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки