Зачем мы приходим к крещальной купели <br><span class="bg_bpub_book_author">священник Александр Каневский</span>

Зачем мы приходим к крещальной купели
священник Александр Каневский


Формальный подход к важнейшему церковному Таинству – Таинству Крещения – ставший в наши дни почти нормой, во многом является одной из духовных причин нынешнего бедственного состояния нашего общества, в котором большинство людей крещено в Православии. Многие люди, принося в храм на Крещение своих детей, не считают нужным предварительно хотя бы что-то узнать об этом Таинстве – чтобы понять его подлинную цель. Они полагают, что главное – креститься и иметь веру «в душе», думая, что в этом и заключается духовная жизнь. 

В притворе у церковной лавки кучкой стоят празднично одетые люди. На их лицах улыбки и все признаки предвкушения чего-то особенного, радостного. Они с интересом осматривают людей, выходящих из храма после Божественной Литургии, о чём-то шепчутся и посматривают на часы. Им явно не терпится наконец-то приступить к тому, ради чего они пришли сегодня в храм – «обмыть ножки» своему сокровищу, мирно спящему у мамы на руках. Сегодня оно (он или она) – главный виновник торжества! Сегодня его должны «покрестить» и потом торжественно отметить это событие в кругу самых близких и родных людей. Дома уже ждёт накрытый стол, отец семейства весело подмигивает кумовьям – все в ожидании батюшки и внутренне очень хотят, чтобы всё прошло «как положено», но не очень долго. И вот, наконец, священник приглашает всех войти в храм, где уже установлена крещальная купель…

Как показывает практика церковной жизни, большинство родителей, которые хотят крестить своих детей, часто либо не совсем ясно понимают – зачем они это делают, либо имеют ложное представление о цели Крещения.

Поэтому нет ничего странного в том, что многие священники в самом начале совершения чина Крещения задают родителям вопрос: «Зачем вы хотите крестить своего ребёнка?».

Этот вопрос нередко приводит людей в замешательство.

… «Меня в детстве тоже бабушка крестила» … «чтобы не болел» … «чтобы хранила высшая сила» … «чтоб не сглазили» … «чтобы был добрым и хорошим человеком» … «чтобы веровал» … «чтобы у него был Ангел Хранитель» … «традиция такая» …

Словом, сколько людей – столько и ответов. Но суть их парадоксально сводится к одному: «Мы крестимся, потому что так положено», что в переводе на язык аллегорий звучит примерно так: «Я еду в Житомир, чтобы быть в Житомире!».

Поэтому в первую очередь необходимо сказать следующее.

Иметь веру, молиться Богу, «жить по совести» и делать добрые дела может и человек некрещёный.

Само по себе Крещение не гарантирует человеку ни здоровья, ни успехов, ни житейского счастья. Более того, не гарантирует Крещение и спасения души! Достаточно вспомнить, что среди крещёных людей были и Ленин, и Сталин, и множество их соратников, дела и жизнь которых вряд ли позволяют надеяться на их блаженную участь в Вечности.

Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: «А для чего же тогда креститься?». И это уже хороший, правильный вопрос.

Вообще вопрос Крещения лежит в области мировоззренческой – т.е. в той самой области, которая определяет базовые жизненные установки человека. Следовательно, вопрос Крещения – вопрос очень ответственный. А значит, подходить к нему человек должен очень серьёзно. Ведь одно дело, когда родители решили крестить своё дитя, потому что «так надо» или «так положено», и совсем другое – когда они прекрасно осознают, ЧТО такое Крещение и понимают – КАКУЮ ответственность они берут на себя, принося своего ребёнка к крещальной купели.

Так повелел Сам Бог!

В прощальной беседе с учениками Спаситель говорит: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего (ничего доброго – А.К.)» (Ин.15:5).

Данные слова Христа можно понимать так, что соединение человека с Богом можно уподобить тому, как к плодоносному дереву прививается бесплодное дикое дерево, которое со временем начинает приносить добрый плод.

Этот процесс «прививания» дикой ветви к Живоносной Лозе являет собой духовное рождение человека, о котором Спаситель, в ночной беседе с Никодимом, говорит, как о «рождении свыше».

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше (…) от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3-5).

Таковым духовным рождением человека от воды и Духа и является Таинство Крещения, которое установил Сам Господь Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана (Мф. 3:13, 16-17).

Иисус Христос, будучи безгрешным и совершенным Богочеловеком, не нуждался в «рождении свыше». Спаситель принял Крещение от Иоанна в водах Иорданских, в том числе, и для того, чтобы Крещением Своим освятить водную стихию, наделив её особым духовным свойством: при содействии Святаго Духа служить животворящей средой для духовного рождения человека – «банею водною» (Еф. 5:26), «банею пакибытия (нового бытия, новой жизни)» (Тит. 3:5).

Если человек не родится свыше, если он НЕ ЗАХОЧЕТ родиться свыше – он не сможет войти в Царствие Небесное, он лишится вечной жизни с Богом!

Вот почему Таинство Крещения является необходимым началом вечной жизни человека.

Здесь, в крещальной купели, решается его вечная судьба.

Здесь человек выбирает свой путь навсегда.

Что такое благодать

Возвращаясь к аналогии с прививанием дикой ветви к живоносной лозе, заметим, что ветвь не может привиться к лозе САМА – необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь очистила и соответствующим образом присоединила к лозе, сделав затем всё необходимое, чтобы та не отпала вновь и в своё время принесла плоды.

Так же и мы не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами: одного нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Сила, которая может нас соединить со Христом, – есть благодать Святого Духа – действующая спасительная сила Божия, особо проявляющаяся в Церкви со Дня Святой Пятидесятницы – Дня рождения Церкви Христовой.

На богословском языке благодать именуется «нетварной энергией Божией».

Она не является «элементом» Его сущности.

Она – естественное проявление Божества.

Наше освящение благодатью стало возможным исключительно благодаря подвигу Господа нашего Иисуса Христа. По Его ходатайству Святой Дух был послан к тем, ради кого Он взошёл на Крест.

По словам святителя Григория Паламы, «Бог в Своих энергиях не умаляется, но ВСЕЦЕЛО присутствует в каждом луче Своего Божества».

Таким образом, Святой Дух проявляется в каждой из Своих энергий, а даруя нам Свои энергии, дарует нам Самого Себя.

Поскольку Божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе, постольку и благодать Святого Духа есть благодать, изливаемая от Отца через Сына и проявляемая в Духе Святом. Иными словами, она есть благодать Отца и Сына и Святого Духа.

Быть причастным жизни можно лишь будучи причастным этим энергиям.

Не обряд, а Таинство!

«Батюшка, мы хотим, чтобы Вы совершили обряд крещения», – так порой звучит просьба родителей крестить своё дитя.

«Не обряд, а Таинство», – деликатно поправляет родителей священник, но почти сразу выясняется, что люди не понимают – о чём это он.

Надо крестить – и всё! Сколько это будет стоить, да ещё пара вопросов, в основном касающиеся крёстных, – вот, собственно, практически и всё, что интересует большинство родителей, решивших «окрестить» своё чадо.

Поэтому, рассуждая о Таинстве Крещения, необходимо хорошо понимать – что такое ТАИНСТВО вообще.

Церковное Таинство – это священнодействие, в котором через некие внешние символы и обрядовые действия, человеку подаётся благодать Святого Духа.

Слово «таинственный» означает: неведомый, непостижимый, сокрытый, сокровенный. То есть Таинство (греч. μυστήριον, лат. sacramentum) – это то, что Бог даёт человеку таинственным, непостижимым для его сознания образом.

В Церковном Таинстве через некие внешние священнодействия человеку подаётся Благодать Святого Духа. При этом действительность Таинства не умаляют ни не слишком высокий моральный облик священнослужителя, ни не слишком высокая степень его образованности и культуры.

Поскольку вся духовная жизнь человека протекает в тесной связи с его телом, то человек, будучи существом духовно-телесным, нуждается в видимых, ощутимых знаках получения им благодати Божьей.

Вообще христианство вполне можно назвать религией воплощения, потому что Сам Христос, Сын Божий, Предвечный Бог воспринял в Свою Ипостась человеческое естество, воплотился и вочеловечился.

Церковные Таинства непостижимо воздействуют на личность и природу человека, сообщая ему силу и способность изменить (преобразить) свою жизнь в сторону добра и святости. И всё это происходит через видимые священнодействия, в которых иногда используются вещества нашего земного мира (в частности – вода, хлеб, масло и вино).

Что такое Церковь и зачем Она нужна?

Многие люди считают, что Церковь – ненужный посредник между человеком и Богом, созданный некими «дельцами от религии», а все существующие в Церкви ритуалы, обряды, требы и прочее придумали «алчные попы» – чтобы наживаться на людских страхах и невежестве.

Между тем, Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18).

Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!

По словам святителя Григория Паламы, Церковь – есть плод Его страданий, действий и поучений.

Именно (и только) Христос определяет законы жизни Церкви и всю её внутреннюю структуру.

Сам Спаситель установил священную церковную иерархию и дал власть священнодействовать Своим ученикам, Им же для этого избранным (не всем членам Церкви!).

Изначально это были апостолы, которые, несомненно, осознавали, что в Церкви они занимают совершенно особое место, о чём говорит апостол Павел: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

По мере роста Церкви, о чём повествует Книга Деяний Святых Апостолов, появилась трёхстепенная церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы), которая преемственно сохраняется в Церкви посредством священного рукоположения и в наши дни.

Сама же Церковь – есть духовное Тело Христово (см. Еф. 1:22-23). И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы.

Таким образом Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви.

При этом невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3:16).

Необходимо живое участие в жизни Церкви – и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина.

Одними из последних слов Христа на Земле были: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Возникает вопрос: каким образом с нами пребывает воскресший Христос, вознесшийся на Небеса?

Знание ответа на этот вопрос важно для нас, во-первых, затем, чтобы случайно не оказаться в какой-либо религиозной организации, представители которой, не имеющие никакого отношения к истинной Церкви Христовой, ловят на улице доверчивых людей. Потому что слова Христа – «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20 – обращены не ко всем людям, а только к апостолам!

И только им Спаситель поручает Свою Церковь, наделяя апостолов и их преемников правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание!

При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

Верующие пользуются этими средствами, участвуя в церковной жизни – в том числе в Таинствах и в богослужениях. Так реализуется обетование Христа о вечном сопребывании со Своими последователями.

За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда себе дом и утверди в нём столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов).

Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование).

Это седмиричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (см. Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

Православное учение о Таинствах исходит из того, что в строгом смысле всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в исключительном смысле этого слова. Однако Господь, как Глава Церкви, через Своих служителей раздаёт спасительную благодать тем, кто является членом Церкви.

Таким образом, Таинства не совершаются сами по себе. Они – одно из проявлений жизни Церкви. Там, где нет Церкви, нет и никаких оснований говорить о Таинствах.

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином) и, тем самым, становится частичкой Его мистического Тела – Церкви.

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!

Если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре – это было бы невероятно жестоко. Для падшего, немощного человека заповеди оказались бы тогда непреодолимой стеной. Но Господь пообещал также и Свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

И для того, чтобы исполнить это обещание, Он основал на земле Свою Церковь, в которой пребывает и действует вот уже две тысячи лет.

Ответьте себе на этот вопрос

«Скажите, пожалуйста, – обращается священник к родителям крещаемого ребёнка, – вы САМИ являетесь живыми, действующими членами Церкви? То есть вы регулярно посещаете богослужения, исповедуетесь, причащаетесь, молитесь, поститесь, участвуете в жизни прихода, изучаете духовную литературу? Какое место в вашей жизни занимает Церковь?».

Вопрос непраздный.

Дело в том, что если вера, Бог, духовная жизнь не занимают в жизни родителей доминирующего положения, если Церковь и всё, что с Ней связано, родителям неинтересны – возникает логичный вопрос: зачем они хотят сделать своего ребёнка Её членом?

С другой стороны, само по себе крещение ещё не делает человека христианином в практическом плане – оно лишь даёт ему право и шанс им стать!

Таинство Крещения – это своего рода инициация, посвящение (хотя, конечно, значимость Крещения этим не исчерпывается: принимая Крещение, человек усыновляется Богу, омывается от скверны первородного и личных грехов, рождается духовным рождением для новой, духовной жизни).

Вот, например, 1‑го сентября ребёнок проходит посвящение в первоклассники. Как правило, это бывает очень торжественно – в обстановке, в которой происходит целый ряд действий (их вполне можно назвать обрядовыми). Наконец, ребёнок получает какие-то знаки отличия: теперь он школьник! Но если вы скажете ему, что завтра он опять может ехать к бабушке и жить прежней жизнью – он очень удивится.

Но мы так не сделаем.

Мы хорошо знаем, что записали его в школу не для того, чтобы он СЧИТАЛСЯ школьником, а для того, чтобы он, будучи школьником, учился.

Так же и больной: он записывается к врачу не для того, чтобы «ходить в пациентах», а для того, чтобы лечиться.

Девушка выходит замуж не для того, чтобы иметь штамп в паспорте и СЧИТАТЬСЯ замужней, а для того, чтобы реально создавать свою семью и жить вместе с любимым человеком.

И очевидно, что если школьник не учится, больной не лечится, супруги не живут вместе – то все они поступают не просто странно, а поступают плохо. Но про Крещение мало кто думает в таком контексте. И это очень печально.

Потому что если и после Крещения Церковь, как и была, так и останется на периферии нашей жизни, то мы – обманщики. И обманываем мы, прежде всего, самих себя и своих детей…

Таинство Крещения и тайны человеческой души

Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы, умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую.

Возрождение человека в жизнь духовную необходимо по той причине, что Царство Небесное, к наследованию которого призван каждый из нас, есть Святилище, в которое «ничто нечистое не войдёт» (Откр. 21:27) – «ибо что общего у света с тьмою» (2 Кор. 6:14). Как тленное может соединиться с нетленным?

Поэтому не может некрещённый человек (т.е. человек, не омытый от прародительской скверны, не переродившийся из тления в нетление) войти в Царствие Небесное.

Между тем каждый новорожденный ребёнок, ещё не имея личных грехов, УЖЕ несёт в своей душе печать порока и имеет определённые духовные деформации, которые он получил в наследство от своих родителей – отца и матери – при зачатии.

«Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14:4) – восклицал праведный Иов, который более чем за 20 столетий до появления христианской антропологии (православного учения о человеке) прекрасно понимал действие закона духовной наследственности.

«Яблоко от яблони недалеко падает», – вторит ветхозаветному праведнику народная мудрость, имея в виду отнюдь не внешнее сходство детей с их родителями.

Дело в том, что в рождении новой жизни (ребёнка) человек (мужчина и женщина) участвует всем своим духовно-телесным естеством.

На внешнем (видимом, физическом) уровне тело ребёнка формируется путём слияния половых клеток отца и матери, несущих в себе весь необходимый генетический (строительный) материал, в котором заложены абсолютно все антропометрические данные будущего человека – его пол, рост, цвет глаз и волос, особенности строения тела и т.д.

На внутреннем (невидимом, духовном) уровне в этот же момент, одновременно с зачатием и формированием физического тела нового человека, происходит также зачатие и формирование его души – за счёт участия в зачатии особого «душевного семени» (мнение святителя Григория Нисского) обоих родителей, отражающего особенности их душ.

Однако следует сказать, что наследственный закон, конечно, не абсолютен и не детерминирует поведение детей. Он отнюдь не отменяет свободу их воли. Это значит, что ребёнок из неблагочестивой семьи может (если захочет), при помощи Божьей, встать на праведный путь и стяжать святость.

Это значит, что ребёнок из неблагочестивой семьи может (если захочет) изменить действие наследственного закона, сознательно удерживаясь от грехов, которыми страдают его родители.

Точно также и ребёнок благочестивых родителей может сознательно выбрать путь богоборчества. И тех, и других примеров история приводит нам вполне достаточно.

Вот почему в Крещении нуждаются и маленькие дети! 

Ещё не имеющие личных грехов, их души несут в себе «негативные программы», «загруженные» в них родителями. Поэтому они, как и взрослые некрещёные люди, нуждаются в рождении свыше – в возрождении души, о чём замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Крещение не просто очищает нас от грехов, но вновь творит нас и образует».

Таинство Крещения – не магический акт!

Следует помнить о том, что само по себе Крещение не делает человека «добрым и хорошим» – оно лишь даёт человеку силу бороться с грехом и побеждать его.

Следует помнить о том, что само по себе Крещение не делает человека «добрым и хорошим», утверждённым в добре. Крещение – это именно рождение для новой духовной жизни, как бы первая ступень на пути восхождения по лествице духовных совершенств.

Если до Крещения грех живёт в сердце человека, как некое «семя тли» (1 Пет. 1:23), то крестившись, человек становится чистым от греха, что, впрочем, не лишает его способности снова грешить.

По попущению Божию, сатана и после Крещения атакует душу человека. Бог попускает сатане искушать христиан – в том числе и для того, чтобы их души закалялись в духовной брани, ибо в условиях борьбы происходит совершенствование и восхождение. Вне борьбы часто происходит застой и деградация.

В воле человека и после Крещения остаются греховные расположения, склонности и даже страсти. Однако они врачуются в соработничестве человека и Бога. Исцеляясь от нравственных недугов, человек перестаёт быть послушным орудием лукавых демонических сил.

Если семя не попадёт в плодородную почву, оно не прорастёт. Вот почему падшие духи, непрестанно атакующие человека, стремясь посеять в его душе семена порока, не имеют власти над целомудренными людьми. Душа таких людей не является плодородной почвой для семян порока.

То есть человеческая воля является необходимым условием в деле спасения, но без содействия Божия спасение не осуществимо.

Божья благодать всех зовет, но никого не принуждает. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит об этом так: «Дело Бога – предложить Свою благодать. Дело человека – принять и хранить эту благодать».

Когда со стороны человека начинает появляться даже минимальное произволение на доброе дело (даже если это произволение представляет собой понуждение себя к добру) – тогда Благодать начинает действовать на человека, содействуя ему в его нравственном совершенствовании.

Духовное возрождение души в Таинстве Крещения сродни рождению семени, которое призвано прорасти в жизнь вечную. Об этом семени говорит Иисус в притче о горчичном зерне (Мф. 13:31-32), подразумевая действие в новокрещённом человеке благодати Божьей.

Едва приметное поначалу, она (благодать) всё более и более охватывает душу, которая постепенно становится вместилищем различных добродетелей.

Если Крещением вся «духовная жизнь» человека и ограничится (как это, увы, часто и случается) – это семя засохнет.

Если Крещение было только формальностью, данью традиции или моде и человек после Крещения продолжает жить как язычник или неверующий – он отлучает себя от Христа, отступает от Церкви.

И здесь снова хочется привести аналогию с привитием дикой ветви к плодоносной лозе. Если после Крещения человек сразу же уходит из Церкви, если он не становится живой клеточкой Тела Христова – это сродни тому, как если сразу после привития ветви к лозе, лишить её возможности питаться.

Очень хочется надеяться на то, что когда-нибудь священник, на вопрос, прозвучавший в самом начале книги – «Зачем вы решили принять Крещение?» – вместо привычных ответов, услышит: «Я пришёл креститься, потому что я поверил в Бога, я полюбил Бога и теперь хочу стать чадом Его Церкви, чтобы через Неё родиться в новую жизнь с Богом и пребывать с Ним в Вечности».

Священник Александр Каневский (отрывки из книги «Зачем мы приходим к крещальной купели»)

Комментировать

2 комментария

  • Алиса, 21.01.2022

    Очень глубокая статья. Не терпится прочитать книгу.

    Ответить »
  • Erema27, 21.03.2022

    Спасибо!

    Ответить »